МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ НА 2002 ГОД МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ, МОСКОВСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ И МОСКОВСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ). Соглашение. Правительство Москвы. 04.12.01

        МОСКОВСКОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ НА 2002 ГОД МЕЖДУ
           ПРАВИТЕЛЬСТВОМ МОСКВЫ, МОСКОВСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
        ПРОФСОЮЗОВ И МОСКОВСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОМЫШЛЕННИКОВ
                  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ)

                              СОГЛАШЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          4 декабря 2001 г.


                   МОСКОВСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ

                          4 декабря 2001 г.


                МОСКОВСКАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННИКОВ
                  И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (РАБОТОДАТЕЛЕЙ)

                          4 декабря 2001 г.


                                 (Д)
 

     Договаривающиеся стороны:     Правительство     Москвы     (далее
Правительство),  Московская  Федерация  профсоюзов  от лица московских
объединений профсоюзов (далее -  профсоюзы).  Московская  Конфедерация
промышленников  и  предпринимателей (работодателей) от лица московских
объединений промышленников и предпринимателей (далее  -  работодатели)
заключили   настоящее   соглашение   с   целью   создания   на  основе
практического внедрения принципов социального партнерства  необходимых
условий    для    обеспечения   жизнедеятельности   города,   развития
промышленности и предпринимательства,  социальной  и  правовой  защиты
трудящихся, жителей столицы.
     Стороны признают  необходимым  заключение  городских   отраслевых
соглашений,  окружных соглашений коллективных договоров в организациях
всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим
принципы  социального партнерства,  всестороннее содействие.  При этом
настоящее  соглашение  рассматривается  сторонами   как   основа   для
переговоров  в  отраслях,  административных  округах и в организациях.
Обязательства и гарантии,  включенные в  данное  соглашение,  являются
минимальными  и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и
экономической защищенности трудящихся.
     Стороны, подписавшие   настоящее   соглашение,   в  объеме  своих
полномочий принимают на себя обязательства,  закрепленные  Генеральным
соглашением    между    общероссийскими    объединениями   профсоюзов,
общероссийскими   объединениями   работодателей    и    Правительством
Российской Федерации.
     Соглашение открыто  для   присоединения   всем   заинтересованным
объединениям работодателей и профсоюзов,  действующим в городе Москве,
в порядке,  определяемом Законом города Москвы от 22 октября 1997 года
N 44 "О социальном партнерстве".
     В развитие соглашения и для обеспечения его реализации стороны на
основе   взаимных   консультаций  в  рамках  Московской  трехсторонней
комиссии по регулированию социально - трудовых отношений (далее - МТК)
вырабатывают   документы,  принимают  необходимые  решения,  формируют
предложения в адрес  законодательных,  исполнительных  органов  власти
Российской Федерации и добиваются их реализации.
     Обязательства работодателей принимают на себя  также  две  другие
стороны в той мере, в которой они осуществляют эти функции.
     Зафиксированные в  ряде  пунктов   соглашения   суммы   бюджетных
средств, направляемых на реализацию намеченных мероприятий, включаются
в проект городского бюджета  на  2002  год,  вносимый  на  утверждение
Московской городской Думы.
     Контроль за исполнением соглашения осуществляется  МТК,  а  также
сторонами   самостоятельно   в   соответствии   с   их   функциями   и
организационными принципами деятельности.
     Стороны уполномочивают   МТК   в   случае  необходимости  вносить
изменения  и  дополнения  в  заключенное  соглашение  в  установленном
порядке.
     В случае неисполнения или ненадлежащего  исполнения  обязательств
по настоящему соглашению или решений Московской трехсторонней комиссии
по регулированию социально - трудовых отношений виновная сторона  либо
виновные  лица  несут ответственность,  предусмотренную Законом города
Москвы от 22 октября  1997  года  N  44  "О  социальном  партнерстве",
федеральным законодательством.
     Стороны обязуются  информировать  москвичей  о  ходе   реализации
соглашения.
     Соглашение вступает в силу 1 января  2002  года  и  действует  до
вступления в действие нового.
     1. В  области  развития  промышленности  и   предпринимательства,
обеспечения занятости населения города стороны обязуются:
     1.1. Совместно  вырабатывать  и  реализовывать   меры   поддержки
городских товаропроизводителей всех форм собственности,  информировать
москвичей о результатах работы в этом направлении.
     1.2. Обеспечить  увеличение  производства  промышленной продукции
предприятиями города не менее чем  на  4,8  процента  по  сравнению  с
предыдущим годом.
     1.3. Обеспечить создание и выход в эфир на канале ТВЦ программы о
деятельности  сторон  по  развитию социального партнерства,  поддержке
городских товаропроизводителей,  развитию промышленности города при ее
финансовом  обеспечении  из  средств  Программы "Имидж промышленности"
Комплексной программы промышленной деятельности  в  городе  Москве  на
2001-2003 годы.
     1.4. В случае угрозы массовой безработицы разработать совместно с
Департаментом  федеральной  государственной службы занятости населения
по городу Москве на основе взаимных консультаций программу  экстренных
мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку
высвобождаемых работников.
     1.5. Внести  согласованные  предложения  в  Программу  содействия
занятости населения города Москвы и осуществить меры по ее  реализации
в рамках компетенции сторон.
     1.6. Обеспечить  эффективную  работу  Координационного   комитета
содействия  занятости населения города Москвы,  с учетом новых условий
разработать предложения по корректировке законодательных и нормативных
актов,  регламентирующих его деятельность, в рамках компетенции сторон
принять меры по введению их в действие.
     1.7. На    основе    представляемой   Департаментом   федеральной
государственной службы занятости населения по городу Москве информации
ежемесячно  публиковать  в  газетах  "Тверская,  13",  "Биржа  труда",
"Солидарность",  "Содружество",  "Московская   промышленная   газета",
"Московская перспектива" данные о состоянии рынка труда и безработицы,
о возможностях трудоустройства и профессионального обучения.
     1.8. Совместно   принимать   решения  о  направлении  средств  на
создание рабочих мест для  граждан,  особо  нуждающихся  в  социальной
защите и испытывающих трудности в поиске работы.
     1.9. Осуществлять взаимодействие со специализированными центрами,
занимающимися   вопросами   занятости:   Московским  центром  труда  и
занятости  молодежи  "Перспектива",   Московским   центром   занятости
военнослужащих   запаса   "Кутузовский",   Женским   деловым  центром,
Государственным центром профессиональной ориентации и  психологической
поддержки   безработных  и  незанятого  населения,  Фондом  содействия
занятости  "Столица"  Московской  Федерации   профсоюзов,   Учебно   -
информационным   центром   Московской  Конфедерации  промышленников  и
предпринимателей (работодателей).
     1.10. Предусмотреть    средства    на    долевое   финансирование
деятельности специализированных центров занятости,  имеющих в  составе
соучредителей   представителей  подразделений  органов  исполнительной
власти, объединений профсоюзов и объединений работодателей.
     1.11. Принять    меры    по   сохранению   и   развитию   системы
профессионального обучения и подготовки кадров в организациях города.
     1.12. В  целях повышения престижа массовых профессий и содействия
повышению квалификации работников провести в марте - августе 2002 года
городской конкурс профессионального мастерства "Московские мастера".
     1.13. Проводить  согласованную  политику  в  области  обеспечения
социально - трудовой адаптации молодежи,  развивать сеть лагерей труда
и отдыха, поддерживать движение трудовых объединений молодежи.
     Правительство и работодатели:
     1.14. Не допустить роста уровня регистрируемой  безработицы  выше
0,8  %  от  экономически  активного населения города Москвы (по данным
Мосгоркомстата).
     Правительство:
     1.15. При    реализации    государственных    целевых    программ
обеспечивать создание и сохранение рабочих мест.
     1.16. Обеспечить паритетное участие профсоюзов и работодателей  в
определении   направлений   и   эффективности   расходования  средств,
направляемых на обеспечение занятости.
     1.17. При  подготовке  заключений  о целесообразности привлечения
иностранной рабочей  силы  учитывать  участие  предприятий  в  системе
социального  партнерства  и реализацию ими обязательств по Московскому
трехстороннему соглашению.
     1.18. Предоставлять профсоюзам и работодателям ежемесячно текущую
и ежеквартально аналитическую информацию о  состоянии  рынка  труда  и
составе безработных, способствовать ее публикации в средствах массовой
информации.
     1.19. При  закупках продукции для городских нужд,  осуществляемых
через  систему  городского  заказа  по  конкурсу,  учитывать   участие
предприятий,  претендующих на получение заказа,  в системе социального
партнерства, реализацию ими обязательств по Московскому трехстороннему
соглашению.
     1.20. Принять меры по обеспечению приоритетного права  московских
предприятий  -  производителей  на  участие  в  конкурсе на размещение
городского заказа.
     1.21. Обеспечить  своевременность  оплаты  работ,  выполняемых по
городскому заказу.
     1.22. Оказывать   организационную,   техническую   и   финансовую
поддержку организациям,  проводящим работу по привлечению  молодежи  к
научно - техническому творчеству.
     1.23. В целях дальнейшего  развития  малого  предпринимательства,
распространения  опыта работы лучших малых предприятий города провести
в  январе  -  марте  2002  года  общегородской   конкурс   "Московский
предприниматель - 2002".
     1.24. В  соответствии   с   программой   "Кадры   промышленности"
Комплексной  программы  промышленной  деятельности  в городе Москве на
2001-2003 годы  предусмотреть  средства  на  частичное  финансирование
деятельности  Промышленно  -  экономического  института при Московской
Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) с целью
подготовки высококвалифицированных кадров для промышленности города.
     1.25. Продолжить  реализацию   мероприятий   по   созданию   сети
магазинов   фирменной   торговли   продукцией  предприятий  московских
товаропроизводителей.  Выделить Московской Конфедерации промышленников
и  предпринимателей (работодателей) два земельных участка для создания
центров фирменной торговли.
     Работодатели:
     1.26. Не допускать массового сокращения работников.  В случае его
угрозы     информировать     профсоюзы,     Департамент    федеральной
государственной службы занятости населения по городу Москве  не  менее
чем  за  три  месяца  и  разработать  совместно меры,  направленные на
уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка
найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
     1.27. В соответствии с коллективными  договорами  и  соглашениями
предоставлять высвобождаемым работникам возможность переобучения новым
профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
     1.28. Осуществлять  содействие  в трудоустройстве населения путем
предоставления  в  Департамент  федеральной   государственной   службы
занятости   населения  по  городу  Москве  информации  о  вакансиях  и
потребности в создании новых (дополнительных) рабочих мест.
     Работодатели и профсоюзы:
     1.29. В  коллективных  договорах  и  соглашениях  предусматривать
проведение  и  обеспечение  достаточного  финансирования  мероприятий,
направленных на сохранение и увеличение объемов работ,  числа  рабочих
мест,  повышение  квалификации  и  рост  профессионального  мастерства
кадров,  переподготовку высвобождаемых работников,  предоставление  им
льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
     Профсоюзы:
     1.30. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь
профсоюзным организациям,  членам профсоюзов  по  вопросам  занятости,
охраны труда, трудового законодательства.
     1.31. Через  Фонд  содействия  занятости   "Столица"   Московской
Федерации   профсоюзов   участвовать   в   трудоустройстве,   обучении
высвобождаемых работников новым профессиям.
     2. В   области  регулирования  оплаты  и  создания  благоприятных
условий труда в организациях города стороны договорились:
     2.1. Установить  городской  минимум  оплаты  труда в размере 1100
рублей в месяц с 1 января 2002  года,  1270  рублей  в  месяц  -  с  1
сентября 2002 года.
     Стороны обязуются:
     2.2. Ежеквартально   определять  прожиточный  минимум  по  городу
Москве в законодательно установленном порядке,  а  также  по  методике
Московской  трехсторонней  комиссии  и  публиковать  его  в  средствах
массовой информации.
     2.3. Обеспечить   в  рамках  рабочих  групп  при  соответствующих
комплексах городского управления  реализацию  мероприятий  по  полному
погашению и предупреждению появления задолженности по заработной плате
перед работниками подведомственных городу  организаций  и  акционерных
обществ,  в уставных капиталах которых доля Москвы составляет не менее
15% или имеется "золотая" акция.
     2.4. Проводить  совместную  работу,  направленную  на обеспечение
соблюдения  законодательства  о  труде,  занятости,  охране  труда  на
предприятиях города, в том числе малого и среднего бизнеса.
     2.5. Продолжить обучение представителей общественных  объединений
и органов исполнительной власти города,  занимающихся вопросами охраны
труда и  обеспечения  экологической  безопасности,  а  также  изучение
зарубежного опыта в этой области.
     Правительство:
     2.6. Заработную  плату  работников  учреждений  социальной сферы,
оплачиваемых по Единой тарифной сетке, увеличить на 50% по сравнению с
уровнем 2001 года.
     2.7. Совместно с профсоюзами и работодателями привести  городскую
систему  государственного  управления  охраной  труда в соответствие с
федеральным законодательством,  Законом города Москвы от 14 марта 2001
года  N 7 "Об охране труда в городе Москве",  определить участие в ней
административных округов и районов.
     2.8. Разработать  перечень  законодательных  и нормативных актов,
методических материалов по охране труда,  которыми учебно  -  курсовые
комбинаты,   институты   повышения  квалификации  должны  обеспечивать
специалистов,  обучающихся   за   счет   средств   Фонда   социального
страхования.
     2.9. Продолжить работу  по  обеспечению  использования  в  городе
моторного   топлива  с  улучшенными  экологическими  характеристиками,
установке на подвижном составе  городского  транспорта  каталитических
нейтрализаторов,  переводу  городского автотранспорта на использование
сжатого природного газа.
     2.10. Обеспечить    функционирование   элементов   экологического
мониторинга (по отдельным природным средам) и продолжить  формирование
единой городской системы экологического мониторинга.
     Правительство и работодатели:
     2.11. Разработать и утвердить Городскую программу по охране труда
на 2002-2004 годы и обеспечить ее реализацию.
     2.12. Обеспечить      выполнение     требований     экологической
безопасности,  переработку и  обезвреживание  промышленных  и  бытовых
отходов.
     Работодатели:
     2.13. Обеспечивать выплату заработной платы работникам при полном
рабочем дне в  размере  не  ниже  установленного  городского  минимума
оплаты  труда  и  разрабатывать  совместно  с профсоюзами программы ее
поэтапного повышения до величины прожиточного минимума.
     2.14. Своевременно  выплачивать  заработную  плату работникам.  В
случае ее задержки  по  вине  работодателя  индексировать  задержанные
выплаты  на индекс роста потребительских цен,  официально определяемый
Мосгоркомстатом в среднем по городу.
     2.15. Предусматривать  в  коллективных договорах право работников
на прекращение работы в случае задержки выплаты  заработной  платы  на
период более 15 дней.
     2.16. Не допускать нетрадиционных видов  вознаграждения  за  труд
(натуральные  выдачи,  страхование  и  т.д.) за счет снижения размеров
основной заработной платы.
     2.17. Предусмотреть   в   коллективных   договорах   положения  о
необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне  не  ниже
двух третей от общего его размера.
     2.18. Включать в коллективные договоры и  соглашения  мероприятия
по  охране  труда,  их  финансирование  в организациях (за исключением
федеральных  казенных  организаций   и   федеральных   учреждений)   в
соответствии  с  федеральным  и  городским законодательством об охране
труда и из расчета не менее суммы годовой минимальной оплаты труда  на
каждого работающего.
     2.19. Предоставлять в соответствии с коллективными  договорами  и
соглашениями    дополнительные   к   установленным   законодательством
компенсации работникам,  занятым на участках  с  вредными  и  опасными
условиями труда.
     2.20. Обеспечить     организацию     горячего,     лечебно      -
профилактического питания работников предприятий и организаций,  в том
числе льготного и бесплатного,  в  объемах,  предусмотренных  нормами,
нормативами и коллективными договорами, не ниже уровня 2001 года.
     2.21. Обеспечить    условия    для     осуществления     контроля
государственными  и  профсоюзными  органами  за  соблюдением трудового
законодательства и нормативных актов по охране труда.
     2.22. Предусматривать  в  коллективных  договорах  предоставление
оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и  комиссий
для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю состояния и
условий охраны труда.
     2.23. Включать  представителей  профсоюзных органов,  технических
инспекций труда профсоюзов в комиссии,  принимающие вновь  вводимые  в
эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты.
     2.24. Информировать комплексы городского управления Правительства
Москвы,  соответствующие  профсоюзные  органы  о  групповых  и тяжелых
несчастных  случаях,  несчастных  случаях  со   смертельным   исходом,
происшедших на производстве.
     2.25. Обеспечить безвозмездное предоставление услуг  переводчиков
жестового  языка (сурдопереводчиков) глухим работающим в организациях,
где их численность составляет более 15 человек.
     Профсоюзы:
     2.26. Осуществлять   общественный   контроль    за    соблюдением
законодательных  и  иных  нормативно  - правовых актов по труду силами
правовых и  технических  инспекций  труда  профсоюзов,  уполномоченных
доверенных лиц профсоюзных комитетов.
     3. В  области  создания  необходимых  социальных  условий   жизни
горожан и поддержания ее уровня стороны обязуются:
     3.1. Принять   меры,   направленные   на   недопущение   снижения
достигнутого уровня социальной защиты и социальных гарантий трудящимся
в области занятости,  социального страхования, в том числе санаторно -
курортного лечения.
     3.2. Проводить  согласованную   политику   в   области   развития
культуры,  спорта,  туризма,  организации детского и семейного отдыха,
сохранения  и  укрепления  сети  спортивных,  социально  -  культурных
объектов города.
     3.3. Продолжить  работу  по   выработке   принципов   оптимизации
функционирования  в  городе системы дополнительного негосударственного
пенсионного обеспечения.
     3.4. Принимать  долевое  участие  в  финансировании  культурно  -
массовых,  спортивных мероприятий,  проводимых для москвичей  на  базе
клубных  учреждений,  спортивных сооружений предприятий и организаций,
учреждений дополнительного образования.
     3.5. Проводить  совместную организаторскую работу по сохранению и
развитию загородных детских  баз  отдыха  предприятий  и  организаций,
принимать долевое участие в их финансировании.
     3.6. Оказывать  организационно  -  методическую  помощь   клубным
учреждениям,     спортивным    сооружениям,    библиотекам,    детским
оздоровительным лагерям предприятий и организаций города.
     3.7. Осуществлять  контроль  за  санитарно  -  эпидемиологической
обстановкой в загородных детских оздоровительных лагерях.
     Правительство:
     3.8. Предусмотреть финансирование социальной сферы  в  объеме  не
менее 38 % расходов бюджета города Москвы.
     3.9. Формирование социальных статей бюджета города осуществлять с
учетом мнения профсоюзов.
     3.10. Сохранить  на  уровне  2001   года   гарантированные   виды
бесплатной медицинской помощи населению города. Не допускать закрытия,
перепрофилирования   и   передачи   под   другие   цели   коммерческим
организациям помещений медицинских учреждений.
     3.11. Сохранить  на  уровне  не  ниже   достигнутого   количество
бесплатных  и  льготных  путевок  в загородные детские оздоровительные
учреждения  для  детей,  нуждающихся   в   дополнительной   социальной
поддержке.
     3.12. Сохранить   на   уровне   не   ниже   достигнутых    объемы
финансирования некоммерческих организаций,  клубов и центров,  ведущих
работу с детьми, подростками, молодежью по месту жительства.
     3.13. Осуществлять   единовременные  компенсационные  выплаты  на
возмещение расходов в связи с рождением ребенка в сумме не ниже чем  в
2001  году,  с учетом роста потребительских цен,  а также обеспечивать
новорожденных детей комплектами детского белья.
     3.14. Осуществлять  доплаты к пенсиям неработающим пенсионерам до
"социальной нормы", приблизив ее к прожиточному минимуму.
     3.15. Обеспечить  бесплатное  питание  пенсионеров,  инвалидов  и
детей  в  Центрах  социального  обслуживания  всех  типов  и  оказание
продуктовой помощи в объеме не ниже уровня 2001 года.
     3.16. Сохранить  для  пенсионеров,  инвалидов  и  детей  -  сирот
бесплатный,    для    школьников,   учащихся   учреждений   начального
профессионального  образования  и  студентов  дневной  формы  обучения
среднего  и  высшего  профессионального  образования льготный проезд в
городском транспорте.
     3.17. Сохранить  для  населения дотирование из городского бюджета
стоимости проезда на городском транспорте,  предоставления  жилищно  -
коммунальных  услуг  в  объеме  не  ниже  уровня  2001  года  с учетом
инфляции.
     3.18. Реформирование  жилищно  -  коммунального  хозяйства города
осуществлять с учетом мнения сторон.
     3.19. Изменение   тарифов   на   жилищно  -  коммунальные  услуги
проводить не чаще чем один раз в полугодие,  если иное  не  вызывается
принятием федеральных нормативных актов.
     3.20. Осуществить жилищное строительство не менее 3800000 кв.  м,
в  том числе 400000 кв.  м жилой площади социального использования для
решения общегородских  задач  и  1000000  кв.  м  для  переселения  по
программе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда.
     3.21. Предусмотреть в бюджете города на 2002 год статью  расходов
на  предоставление  безвозмездных жилищных субсидий для очередников по
месту жительства на строительство или приобретение жилья с  выделением
на эти цели не менее 920 млн. рублей.
     3.22. Продолжить  работу  по  сокращению  на  территории   города
рабочих общежитий.
     3.23. Сохранить не ниже  уровня  2001  года  выделение  бюджетным
предприятиям  и  организациям  городского  хозяйства  жилой площади по
договорам  купли  -  продажи  с  рассрочкой  платежа  до  7  лет   при
первоначальном   взносе   не   более   30  процентов  для  обеспечения
работников, являющихся очередниками по месту жительства.
     3.24. В    программе   реализации   жилой   площади   2002   года
предусмотреть  выделение  жилой  площади   социального   использования
бюджетным  организациям городского хозяйства для завершения расселения
рабочих общежитий,  расположенных в  домах  квартирной  планировки,  с
целью последующей ликвидации этих общежитий в установленном порядке.
     3.25. Осуществлять  принятие  ведомственного  жилищного  фонда  и
объектов    коммунального   хозяйства   в   собственность   города   в
установленном Правительством Москвы порядке.
     3.26. Предусмотреть  выделение  по договорам аренды жилой площади
бюджетным   организациям    городского    хозяйства,    осуществляющим
обслуживание   и   эксплуатацию   жилищного  фонда,  а  также  органам
образования и здравоохранения для укомплектования специалистами школ и
поликлиник - новостроек в районах массовой застройки.
     3.27. Продолжить  в  2002  году  оформление  прав  на  бессрочное
пользование  землей санаторно - курортными,  детскими оздоровительными
учреждениями,  организациями и учреждениями культуры, здравоохранения,
физической  культуры,  спорта,  туризма,  находящимися в собственности
профсоюзов или финансируемыми за счет средств профсоюзов.
     3.28. Сохранить  существующие льготы по арендной плате за нежилые
помещения в соответствии с постановлением Правительства Москвы  от  13
августа  1996  года  N  689  "О  поступлении средств по итогам первого
полугодия 1996 года от приватизации,  аренды земли и нежилых помещений
и дополнительных мерах по совершенствованию учета городского имущества
и повышению эффективности его использования".
     3.29. Сохранить  на  2002  год  для помещений непроизводственного
назначения (за исключением обособленных  помещений,  используемых  под
офисы),    арендованных    субъектами    малого   предпринимательства,
поправочный  коэффициент  0,7  расчетной  ставки  в   соответствии   с
постановлением  Правительства Москвы от 20 марта 2001 года N 271-ПП "О
регулировании    арендных    отношений     с     субъектами     малого
предпринимательства".
     3.30. Обеспечить возмещение  эксплуатационных  затрат  спортивных
сооружений,  организаций  спортивного  профиля  города  независимо  от
ведомственной принадлежности и формы собственности по  энергоресурсам,
водоснабжению  согласно Закону города Москвы от 26 июня 1996 года N 20
"О физической культуре  и  спорте",  на  основании  решений  постоянно
действующей  комиссии  с  участием  профсоюзов,  утвержденного порядка
возмещения и перечня спортивных организаций.
     3.31. Обеспечить   финансовую   поддержку   детско   -  юношеских
спортивных  школ,  подведомственных   некоммерческой   организации   -
Ассоциации  "Московский  городской координационный совет добровольного
спортивного  общества  профсоюзов",  в  рамках  целевых   программ   в
соответствии  с  Законом  города  Москвы  от 11 июля 2001 года N 34 "О
государственных целевых программах в городе Москве".
     3.32. Оказать финансовую поддержку государственным вузам города в
размере 400 млн. рублей.
     3.33. Продолжить   выплату   учащимся  высших  учебных  заведений
именных стипендий Мэрии Москвы и ежемесячных дотаций остро нуждающимся
студентам в объеме не ниже уровня 2001 года.
     3.34. Осуществлять  бесплатное  и   льготное   питание   учащихся
общеобразовательных школ.
     3.35. Производить  доплаты  отдельным  категориям  населения   на
продукты питания для детей до трех лет.
     3.36. Предусмотреть  в  бюджете   города   Москвы   средства   на
организацию отдыха детей в период летних и зимних школьных каникул.
     3.37. Сохранить льготные тарифы на  проезд  организованных  групп
детей  в  каникулярный  период  в  городе,  а  также к местам отдыха и
обратно.
     3.38. Предусмотреть   в  соответствии  с  окружными  соглашениями
возможность выделения средств из  целевых  бюджетных  фондов  развития
территорий   административных  округов  и  районов  города  Москвы  на
оказание помощи  коллективам  детского  и  юношеского  самодеятельного
художественного   и   технического   творчества,  детско  -  юношеским
спортивным  школам,  работу  с  детьми  и  молодежью,   осуществляемую
учреждениями   культуры  и  спорта,  в  соответствии  с  направлениями
расходования,  предусмотренными в  Законе  города  Москвы  "О  бюджете
города Москвы на 2002 год".
     3.39. Предусмотреть в бюджете города не менее 356 млн.  рублей на
приобретение   земель   в  Подмосковье  под  коллективное  садоводство
льготных категорий москвичей  и  затраты  по  развитию  инфраструктуры
районов в местах размещения садоводческих некоммерческих объединений.
     3.40. Осуществлять   организационную    и    финансовую    помощь
Московскому  городскому центральному туристическому клубу,  Городскому
спортивному    клубу    "Буревестник",    Городскому    межотраслевому
физкультурно - спортивному клубу инвалидов в проведении физкультурно -
спортивных мероприятий.
     Работодатели:
     3.41. Обеспечить   в   организациях    (независимо    от    формы
собственности  и  ведомственной  принадлежности) выполнение статьи 127
Закона Российской  Федерации  от  20  ноября  1990  года  N  340-1  "О
государственных   пенсиях   в   Российской  Федерации"  и  сообщать  в
установленный  срок  о   приеме   на   работу   пенсионеров   органам,
выплачивающим им государственные пенсии.
     3.42. Предоставлять льготные путевки для санаторно  -  курортного
лечения  работников организаций на основании списков,  согласованных с
профсоюзными комитетами этих организаций.
     Правительство и работодатели:
     3.43. Не допускать закрытия,  перепрофилирования  и  продажи  под
иные  цели  в  счет  долгов  предприятий  всех  форм  собственности их
социально  -  культурных  объектов,  осуществляющих   образовательную,
спортивную,   оздоровительную,  культурно  -  досуговую  деятельность,
обеспечивающих детский и семейный отдых москвичей.
     Правительство и профсоюзы:
     3.44. Обеспечить реализацию городской Программы "Молодежь Москвы"
на 2001-2003 годы в пределах средств, предусмотренных в бюджете города
Москвы.
     3.45. Обеспечить  участие  профсоюзов  в  разработке  и  принятии
целевых   программ   развития   физической    культуры    и    спорта,
здравоохранения,  образования,  культуры,  принимаемых  Правительством
Москвы.
     3.46. Осуществлять   контроль   за   реализацией  мероприятий  по
обеспечению отдыха детей  в  оздоровительных  учреждениях  организаций
Москвы, расположенных на территории Московской области.
     3.47. Организовать   новогодние   представления   для   детей   и
подростков   в   дни   зимних   школьных   каникул   2002-2003  гг.  в
Государственном Кремлевском дворце и осуществить их финансирование  на
долевых началах.
     3.48. Предоставлять работающим москвичам  бесплатные  путевки  за
счет  средств  социального  страхования для реабилитации после острого
инфаркта миокарда,  операций на сердце и желудочно - кишечном  тракте,
заболеваний почек и нервной системы.
     Работодатели и профсоюзы:
     3.49. Осуществлять общественный контроль за расходованием средств
социального страхования через  своих  представителей  в  комиссиях  по
социальному страхованию.
     3.50. Предусмотреть  в  коллективных  договорах  мероприятия   по
сохранению  объемов  услуг,  оказываемых  культурно - просветительными
учреждениями   и   спортивными   сооружениями,   столовыми,    другими
оздоровительными,   социально   -  бытовыми  объектами  предприятий  и
организаций,  с учетом  действующих  норм  и  фактической  численности
работающих и поддержанию на должном уровне их технического состояния.
     3.51. Предусмотреть  в  коллективных  договорах   и   соглашениях
проведение и финансирование из фонда предприятий, профсоюзного бюджета
и средств социального страхования мероприятий по созданию условий  для
отдыха и лечения работников, их детей и членов семей.
     3.52. Предусмотреть  в  коллективных  договорах  мероприятия   по
аккумулированию  средств предприятий для оплаты путевок на санаторно -
курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
     3.53. Предусматривать  в  коллективных  договорах  мероприятия по
аккумулированию финансовых средств на приобретение жилой  площади  для
улучшения жилищных условий работников,  содержание объектов социальной
сферы.
     3.54. Заключать  договоры  по  перечислению  средств  социального
страхования  на  санаторно  -  курортное   лечение   сотрудников   для
приобретения льготных путевок с городскими отраслевыми профорганами.
     Профсоюзы:
     3.55. Организовать  обучение  руководителей  клубных  учреждений,
библиотек,  детских оздоровительных лагерей предприятий и  организаций
города, детско - юношеских спортивных школ профсоюзов.
     3.56. Принимать долевое участие  в  финансировании  ведомственных
клубных  учреждений  и  спортивных сооружений,  центров,  работающих с
детьми и подростками.
     4. В   области   обеспечения   конструктивного  взаимодействия  и
социального партнерства стороны обязуются:
     4.1. Принимать  решения  по  вопросам  и проблемам,  включенным в
соглашение,  после консультаций  на  уровне  Московской  трехсторонней
комиссии по регулированию социально - трудовых отношений.
     4.2. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях и
нормативных  актах  по  проблемам,  включенным  в  соглашение,  другим
социально - экономическим вопросам.
     4.3. Взаимно   обеспечивать   представителям  сторон  возможность
принимать  участие  в  рассмотрении  на  всех  уровнях   вопросов   по
проблемам,  не  включенным  в  соглашение,  но представляющим взаимный
интерес.
     4.4. Оказывать  практическое и методическое содействие заключению
городских отраслевых и окружных соглашений,  коллективных договоров на
предприятиях города.
     4.5. Способствовать предотвращению коллективных трудовых споров.
     4.6. Оказывать   содействие   в   работе   Учреждению   "Трудовой
арбитражный  суд  для  разрешения  коллективных  трудовых  споров"   и
Московскому городскому правовому центру "Защита".
     4.7. В  случае   возникновения   коллективных   трудовых   споров
передавать их на рассмотрение Учреждения "Трудовой арбитражный суд для
разрешения коллективных трудовых споров" (Протопоповский пер.,  д. 25)
и выполнять его рекомендации.
     4.8. Проводить согласованную политику по  созданию  и  укреплению
профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях города.
     Правительство:
     4.9. Обеспечить участие представителей профсоюзов и работодателей
в  работе  формируемых  Правительством  Москвы  на  уровне  города   и
административных   округов  постоянно  действующих  комиссий,  рабочих
групп,  рассматривающих вопросы размещения городского заказа  за  счет
бюджетных средств на конкурсной основе, о целесообразности привлечения
и использования иностранной рабочей  силы,  приватизации,  банкротства
предприятий,   обеспечения   занятости,   улучшения  жилищных  условий
населения и другие  проблемы,  связанные  с  реализацией  социально  -
экономических интересов горожан.
     4.10. Обеспечить   заключение   на   согласованных   условиях   и
уведомительную   регистрацию   в  установленном  порядке  коллективных
договоров в организациях городского подчинения.
     4.11. Осуществлять    оказание    финансовой    и   иной   помощи
преимущественно предприятиям и  организациям,  действующим  в  системе
социального партнерства города, обеспечивающим реализацию обязательств
по Московскому трехстороннему соглашению, коллективным договорам.
     4.12. В  соответствии с Законом Российской Федерации от 12 января
1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах,  их правах  и  гарантиях
деятельности"  предусмотреть  в  бюджете  города  средства  в  размере
14000700  рублей  на  частичное  финансирование  деятельности  учебных
центров    профсоюзов,   направленной   на   обучение   представителей
предприятий  и  организаций  города  формам  и   методам   договорного
регулирования социально - трудовых отношений.
     4.13. Предусмотреть в бюджете города средства  на  финансирование
деятельности  Трудового  арбитражного суда для разрешения коллективных
трудовых споров в сумме 6 млн. рублей.
     4.14. Предоставлять  профсоюзам,  их  структурным подразделениям,
предприятиям,  учреждениям  право  арендовать  нежилые  помещения   по
представленному   профсоюзами   и   согласованному   с   Департаментом
государственного и муниципального имущества города  Москвы  перечню  с
оплатой на уровне общегородских минимальных ставок арендной платы.
     4.15. Сохранить  профсоюзным   организациям   пониженную   ставку
арендной платы за землю в размере 30% от базовой за земельные участки,
находящиеся под занимаемыми ими зданиями.
     4.16. Обеспечить  предоставление  в  пользование окружным советам
Московской Федерации профсоюзов, их консультационно - правовым пунктам
необходимых  помещений,  оборудования,  средств  транспорта  и  связи,
оказывать им материальную техническую помощь за счет  средств  целевых
бюджетных   фондов  развития  территорий  административных  округов  и
районов  города  Москвы  в  соответствии  с   заключенными   окружными
соглашениями.
     4.17. Предоставлять  Московской  Конфедерации  промышленников   и
предпринимателей (работодателей) и ее структурным подразделениям право
арендовать  нежилые  помещения  по  представленному  Конфедерацией   и
согласованному   с  Департаментом  государственного  и  муниципального
имущества города Москвы перечню  с  оплатой  на  уровне  общегородских
минимальных ставок арендной платы.
     Профсоюзы:
     4.18. Организовать  обучение  не  менее  20  тысяч представителей
социальных  партнеров  различных   уровней   по   вопросам   правового
регулирования  трудовых  отношений,  практике  заключения коллективных
договоров и соглашений.
     4.19. Не  выступать организаторами забастовок в случае выполнения
Правительством Москвы и работодателями обязательств, предусмотренных в
настоящем  соглашении,  а  также  в отраслевых и окружных соглашениях,
коллективных договорах.
     Работодатели:
     4.20. Организовать работу консультативно - методического кабинета
Московской     Конфедерации    промышленников    и    предпринимателей
(работодателей) с представителями социального партнерства по  вопросам
правового  регулирования в сфере договорно - правовых,  имущественно -
земельных отношений и отношений, связанных с предбанкротным состоянием
предприятий.

От Правительства Москвы
Мэр Москвы
                                                             Ю. Лужков
4 декабря 2001 г.

От московских объединений профсоюзов
председатель Московской
Федерации профсоюзов
                                                           М. Нагайцев
4 декабря 2001 г.

От московских объединений
промышленников и предпринимателей
(работодателей)
председатель Московской
Конфедерации промышленников
и предпринимателей (работодателей)
                                                             Е. Панина
4 декабря 2001 г.