О ПРОВЕРКЕ ПОЛНОТЫ УЧЕТА ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ. Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 01.04.97 11-13/6701

              Примерная программа проверки полноты учета
       плательщиков земельного налога, арендной платы за землю,
           правильности применения ставок налога, полноты и
               своевременности перечисления их в бюджет
     
     Целью настоящей   проверки   является   выявление  юридических  и
физических лиц,  уклоняющихся  от  своевременной   уплаты   земельного
налога, а  также  правильности  применения  ими  ставок  налога как за
земли, занятые отдельными зданиями и  сооружениями,  так  и  за  земли
другого целевого  назначения,  равно  как  выполнения условий и сроков
внесения арендной платы.
     При проверках   рекомендуется   обратить   особое   внимание   на
следующее.
     1. Частью 1 ст.  6 Закона Российской Федерации "О плате за землю"
(далее -  Закон)  установлено,  что  земельный   налог   за   участки,
предоставленные гражданам  и  юридическим  лицам  в  границах сельских
населенных пунктов для иных (за исключением указанных в участи  первой
этой статьи)  целей,  взимается  со  всей площади земельного участка в
размере 5 рублей за квадратный метр (в 1996 году с  учетом  индексации
ставок - в размере 15 рублей за квадратный метр).
     В некоторых регионах налога за  земли,  занятые  жилищным  фондом
предприятий, в том числе сельскохозяйственных, неправильно взимался по
ставкам налога    за    земли     сельскохозяйственного     назначения
административного района (как за земли,  предоставленные гражданам для
ведения подсобного хозяйства). Есть некоторые факты, когда с жилищного
фонда юридических  лиц  на  селе  налог  вообще  не  взимался  на  том
основании, что  он  передан  в  оперативное  управление  комитетам  по
управлению имуществом  местного  самоуправления,  хотя  в  этом случае
плательщиками земельного  налога  за  этот  жилой  фонд  должны   были
являться соответствующие  жилищно-коммунальные хозяйства (управления),
на балансе которых находится жилищный фонд.
     2. В  ряде  случаев не обеспечивалась полнота учета садоводческих
товариществ, особенно находящихся в районах вокруг городов  с  большой
численностью населения,  и отдельные из этих садоводческих товариществ
не привлекались  к  уплате  земельного   налога.   Налоговым   органам
совместно с    местными    комитетами    по   земельным   ресурсам   и
землеустройству за этот  период  необходимо  провести  соответствующую
инвентаризацию и обеспечить полноту уплаты ими налога.
     3. Земельные   участки,   предоставляемые   коллективам   граждан
(жителям сельских     населенных     пунктов)     для    коллективного
огородничества, выпаса  скота,  сенокошения,   в   ряде   случаев   не
облагались земельным налогом.  В связи с этим предлагается совместно с
местными комитетами по земельным ресурсам и  землеустройству  провести
соответствующую проверку охвата таких участков платой за землю.
     4. Некоторые предприятия и другие юридические лица,  состоящие на
учете в одной налоговом органе,  имеют филиалы, карьеры, дома отдыха и
другие объекты  обложения  в  других  административных  районах  и  не
обеспечивают полноты представления расчетов земельного налога и уплаты
его в бюджеты районов по месту  нахождения  этих  объектов  обложения.
Например, Мособлчермет,  имеющий филиалы в 16 городах Подмосковья,  не
представлял расчеты по земельному  налогу и не  уплачивал  его  за  11
филиалов в   Московской   области.   Необходимо   еще   раз  проверить
предприятия, обязанные    централизованного    представлять    расчеты
земельного налога  по  каждому  административному  району и уплачивать
земельный налог соответствующим  бюджетам  местного  самоуправления  в
полном объеме по месту нахождения облагаемых объектов. данную проверку
должны проводить ГНИ, где состоит на учете головное предприятие.
     5. В  соответствии  с пп.  4 и 15 ст.  12 Закона освобождаются от
уплаты земельного  налога  учреждения  здравоохранения   при   условии
финансирования их  за  счет  соответствующих  бюджетов  либо  за  счет
средств профсоюзов   (за   исключением   курортных   учреждений),    а
санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,  учреждения отдыха -
в случае нахождения  их  в  государственной,  муниципальной,  а  также
профсоюзной собственности. Акционированные оздоровительные учреждения,
а также  учреждения  отдыха   акционированных   предприятий   подлежат
обложению земельным налогом на общих основаниях.
     6. Согласно п.  10 ст.  12 Закона  от  уплаты  земельного  налога
освобождены спортивные  сооружения,  за исключением используемых не по
профилю спортивных сооружений,  физкультурно-спортивных учреждений.  В
настоящее время   при   многих   стадионах  организованы  вещевые  или
продовольственные рынки.  За  часть  земель,  занятых  не  по  профилю
деятельности, должен взиматься земельные налог, плательщиками которого
должны являться дирекции этих  сооружений  или  предприятия,  на  чьем
балансе находятся эти спортивные объекты.
     7. В соответствии с частью 4 ст.  12 Закона с юридических  лиц  и
граждан, освобожденных  от уплаты земельного налога,  при передаче ими
земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог  с
площади, переданной  в  аренду  (пользование).  Освобождение от уплаты
земельного налога  согласно  этому  пункту  предприятия  (такие,   как
аэропорты, находящиеся   в   федеральной  собственности,  вузы  и  НИИ
Российской академии наук,  учреждения культуры, склады мобилизационных
резервов и  т.  д.)  практикуют  сдачу земельных участков,  зданий или
сооружений в аренду,  но не представляют расчеты и не уплачивают налог
за эти земельные участки.
     8. В   некоторых   городах   администрации    органов    местного
самоуправления дают  разрешения  на  установленные  на  землях  общего
пользования населенных пунктов объектов торговли,  а арендную плату за
это зачисляют  на  специальные  внебюджетные счета.  При наличии таких
объектов собранные средства за плату за землю должны быть  перечислены
на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.  В
связи с этим необходимо проверит на местах документы  на  аренду  этих
земель, использование  средств от аренды и при необходимости направить
эти средства в бюджеты в соответствии с действующим законодательством.
     9. Статья  12  Закона  предусматривает освобождение юридических и
физических лиц только от  уплаты  земельного  налога.  Однако  в  ряде
регионов данные  льготы  автоматически  применяются  на  случай  и при
взимании арендной платы.  В связи с  этим  необходимо  довести  данное
положение до  всех  плательщиков,  использующих  земельные  участки на
условиях аренды,  и при необходимости  пересмотреть  условия договоров
аренды.
     10. Постановление Правительства Российской Федерации от  04.09.95
N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной
платы за землю" и указания Госналогслужбы России и Госкомзема России о
предоставлении налоговым  органам списков всех плательщиков земельного
налога и арендной платы в ряде регионов до сих пор  выполняются  не  в
полном объеме. В связи с этим необходимо представить полную информацию
о количестве районов и городов,  где не полностью проведена эта работа
по состоянию  на  1  марта 1997 года,  а также уточнить процент охвата
юридических и  физических  лиц  документами   на   право   пользования
(собственности, владения) землей.
     11. Федеральным законом  "О  федеральном  бюджете  на  1997  год"
установлено, что ставки земельного налога,  установленные на 1996 год,
применяются в 1997 году с коэффициентом 2.
     В связи  с этим комитетам по земельным ресурсам и землеустройству
рекомендуется оперативно   внести   предложения    органам    местного
самоуправления о   пересмотре   ранее   заключенных  договоров  аренды
земельных участков на текущий  год,  об  уточнении  размеров  арендной
платы, сроков   ее   внесения,  санкций  за  несвоевременное  внесение
арендной платы.
     Также следует иметь в виду,  что в соответствии со ст.  21 Закона
при аренде  земель,  находящихся  в  государственной  и  муниципальной
собственности, соответствующие     органы     исполнительной    власти
устанавливают базовые размеры арендной платы  по  видам  использования
земель и  категориям  арендаторов.  Однако во многих районах и городах
базовые ставки  не  установлены  и  имеются  случаи  (например,  в  г.
Мурманске), когда  величина  арендной  платы  при пересмотре некоторых
договоров устанавливается ниже  базовых.  Необходимо  выявить  в  ходе
проверки эти   случаи  и  внести  соответствующие  предложения  главам
администраций районов и городов с целью  устранения  нарушений  данной
статьи Закона.
     12. Одновременно сообщаем,  что  прогноз  поступления  земельного
налога и  арендной  платы  за  землю  по  вашему  региону  на 1997 год
составляет:
     - в консолидированный бюджет - 904438 млн. рублей,
     - в федеральный бюджет - 244810 млн. рублей.
     
Начальник Управления методологии
ресурсных платежей
государственный советник налоговой
службы II ранга                                И.К.Выскребенцев
     
Начальник отдела оценки земель
и платежей Госкомзема России                   А.Н.Порядин