О СОСТОЯНИИ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ СВЯЗИ УКАЗАНИЕ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ 22 ноября 2001 г. N 86-у (НЦПИ) 24 октября 2001 года на II заседании Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации принято постановление "О состоянии охраны труда в организациях связи". Предлагаем: 1. Принять к руководству и исполнению постановление ЦК Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации. 2. Использовать рекомендации настоящего постановления при заключении Отраслевого тарифного соглашения, соглашений и коллективных договоров в организациях связи. 3. Контроль за исполнением постановления возложить на Отдел охраны труда ДНСИ (Воронкову) и Главного технического инспектора труда ЦК профсоюза (Макарову). Статс-секретарь - заместитель министра Российской Федерации по связи и информатизации Н.Ф. Пожитков 22 ноября 2001 г. N 86-у Заместитель председателя Общероссийского профсоюза работников связи Г.В. Соловьев 22 ноября 2001 г. N 86-у Приложение Постановление II заседания ЦК Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации 24.10.2001 О состоянии охраны труда в организациях связи Заслушав и обсудив доклады Центрального комитета Общероссийского профсоюза работников связи и Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, ЦК профсоюза отмечает, что, несмотря на проводимую работу в области охраны труда в организациях связи, вопрос об обеспечении безопасности труда на производстве стоит очень остро. За девять месяцев 2001 года в организациях связи произошло 33 несчастных случая со смертельным исходом, в результате которых погибли 36 человек. Из них в организациях почтовой связи произошло 19 несчастных случаев, при которых погибли 19 человек, и в организациях электросвязи - 14 случаев, при которых погибли 17 человек. Производственные травмы с тяжелым исходом получили 72 человека, из них в организациях почтовой связи - 20 человек и 52 человека - в организациях электросвязи. Фактическое состояние условий и охраны труда в организациях связи свидетельствует об имеющихся нарушениях законодательства по охране труда. Большую обеспокоенность по-прежнему вызывает работа с тяжеловесными посылками женщин - операторов почтовой связи. Актуальными остаются вопросы обеспечения и применения работниками средств индивидуальной защиты, а также недостаточности числа помещений санитарно-бытового назначения. В ряде организаций связи общественный контроль за соблюдением прав и гарантий работников на безопасные условия труда, обеспечением средствами индивидуальной защиты и помещениями санитарно-бытового назначения осуществляется зачастую формально. Сформированные комиссии и избранные уполномоченные по охране труда не всегда имеют четкое представление о возложенных на них задачах и функциях, что влечет за собой некачественное их исполнение. В некоторых организациях связи наблюдается определенная отстраненность работодателей от проблем обеспечения безопасности труда работников на всех этапах выполнения работ - от осуществления ими надлежащего контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах до соблюдения трудовой и производственной дисциплины. Центральный комитет постановляет: 1. Предложить Министерству Российской Федерации по связи и информатизации: 1.1. Ускорить разработку Положения об аттестации рабочих мест по условиям труда для организаций почтовой связи. 1.2. Принять меры по приведению рабочих мест и труда женщин при работе с тяжеловесными посылками в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации и ускорить разработку рекомендаций по созданию специализированных рабочих мест в выделенных объектах почтовой связи. 1.3. Организовать разработку новых более эффективных видов противоскользящих средств и средств самозащиты для почтальонов. 1.4. Повысить качество подготовки специалистов по дисциплинам Охрана труда и БЖД в учебных заведениях отрасли, предусматривая в процессе обучения практические занятия в организациях связи, где используются современные технологии производственных процессов. 2. Рекомендовать работодателям организаций связи: 2.1. Шире использовать экономический механизм стимулирования с целью улучшения условий и охраны труда в организациях связи, предусмотрев в контрактах, заключаемых с руководителями, пункты, отражающие зависимость заработной платы, размеров премирования и других выплат от выполнения мероприятий по охране труда. 2.2. Создать систему управления охраной труда, построенную на механизме саморегулирования и эффективного социального партнерства. 2.3. Продолжить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда как экономически целесообразного элемента мотивации трудоохранной деятельности, соответствующей стабильно действующему производству. 2.4. Представлять отдельной строкой в бизнес-планах затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, использовать средства, выделенные на охрану труда по назначению и в полном объеме выделенных сумм. 2.5. Продолжить работу по совершенствованию системы обучения и проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций связи всех форм собственности, в обязательном порядке предусмотрев выделение средств на эту работу. 2.6. Направлять членов комиссий (комитетов) и уполномоченных по охране труда на отраслевое обучение по охране труда, организуемое Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и ЦК Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации. 2.7. Принять меры по обеспечению производственной безопасности и условий труда на каждом рабочем месте, обучению безопасным методам и приемам работ, своевременному и качественному инструктажу на рабочем месте, надлежащему санитарно-бытовому обслуживанию, обеспечению качественной и сертифицированной специальной рабочей одеждой и обувью, другими средствами индивидуальной защиты и средствами самозащиты. 2.8. Укомплектовать и укрепить службы охраны труда в организациях связи, поднять их статус и роль в общей системе управления трудом и производством. 2.9. Подчинять службу охраны труда непосредственно руководителю организации связи, приравняв ее к основным производственно - техническим службам. 2.10. Не привлекать специалистов служб охраны труда к выполнению работ, не относящихся к их должностным обязанностям. 2.11. Осуществлять дополнительное страхование от несчастных случаев на производстве почтальонов и других работников, обеспечивающих сохранность денежных средств. 2.12. Продолжить работу с органами исполнительной власти на местах по наведению должного порядка на доставочных участках (содержание улиц, подъездов, освещение и т.д.), требовать разработку правил содержания собак. 2.13. Принять меры к повышению личной ответственности работников всех уровней за соблюдением правил и норм охраны труда, трудовой и производственной дисциплины в объеме их трудовых обязанностей, применяя меры дисциплинарной и административной ответственности к нарушителям. 3. Обязать территориальные организации Общероссийского профсоюза работников связи: 3.1. Повысить роль и значение Отраслевого тарифного соглашения, коллективных договоров, предусмотрев в них мероприятия по выводу из эксплуатации травмоопасного оборудования, машин и механизмов; уменьшению доли рабочих мест с вредными и опасными условиями труда; строительству и реконструкции санитарно-бытовых помещений, обеспечению работников качественной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; улучшению условий труда женщин и других мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, усилив контроль за их исполнением. 3.2. Принять меры по включению в штаты территориальных организаций профсоюза технических инспекторов труда. Сосредоточить внимание инспекции на проведении профилактической работы по устранению причин производственного травматизма, шире практиковать проверки состояния охраны труда совместно с государственными органами надзора и контроля. 3.3. Создать в каждой организации комиссии (комитеты) по охране труда, усилить роль уполномоченных профсоюзного комитета по охране труда на каждом рабочем месте как первичного звена общественного контроля. 3.4. Продолжить практику участия профсоюзных организаций в проведении аттестации рабочих мест с последующей сертификацией как важнейшего элемента управления охраной труда. 3.5. Заслушивать руководителей по вопросам условий и охраны труда на своих заседаниях с принятием конкретных решений. 4. Центральному комитету Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации: 4.1. Перевести охрану труда в плоскость социального партнерства, добиваться взаимодействия Министерства Российской Федерации по связи и информатизации и службы охраны труда организаций связи с технической инспекцией труда профсоюза, уполномоченными профсоюзных комитетов по охране труда, используя совместные проверки для осуществления правозащитной деятельности и решения вопросов охраны труда. 4.2. Добиваться активного формирования общественных приоритетов в области охраны труда, обеспечения гласности и доступности информации для работников связи. 4.3. Участвовать в организации проведения отраслевого обучения по охране труда совместно с Министерством Российской Федерации по связи и информатизации технических инспекторов труда, членов комиссий (комитетов) и уполномоченных по охране труда. 4.4. Обобщить опыт работы комиссий (комитетов) и уполномоченных по охране труда и пропагандировать их работу. 4.5. Провести анализ производственного травматизма, происшедшего в результате нападения собак, и на его основе обратиться совместно с Министерством Российской Федерации по связи и информатизации в Правительство Российской Федерации с предложением о принятии Федерального закона "Об упорядочении содержания собак в городах и других населенных пунктах". 5. ЦК профсоюза подготовить вопрос по охране труда для рассмотрения на совместном заседании Президиума ЦК Общероссийского профсоюза работников связи Российской Федерации и коллегии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации (заслушать отдельных руководителей организаций связи и председателей территориальных организаций профсоюза). 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на главного технического инспектора труда Макарову Т.В. |