О ЕДИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ РАБОТ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 03.12.01 3926

          О ЕДИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ РАБОТ В ОБЛАСТИ
                 ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          3 декабря 2001 г.
                                N 3926

                                 (Д)


     В целях  обеспечения  единой  организации  работ   и   проведения
скоординированной  политики  в  области  информатизации  образования в
России при  реализации  Федеральной  программы  развития  образования,
федеральных   целевых   программ,  международных,  межведомственных  и
отраслевых программ,  проектов и соглашений  и  принимая  во  внимание
выводы  и рекомендации рабочей группы по анализу работы Минобразования
России в области информационных технологий, открытого и дистанционного
образования,  проведенному  в  соответствии  с приказом Минобразования
России от 16.07.2001 N 2708, приказываю:
     1. Утвердить  общую  схему  организации  и  координации  работ  в
области информатизации образования в России  с  описанием  функционала
структур, указанных на схеме (приложение N1).
     2. Утвердить перечень направлений  информатизации  образования  в
России (приложение N2).
     3. Первым  заместителям  Министра   Г.А.Балыхину,   В.А.Болотову,
заместителям   Министра  Н.Б.Банцекину,  Ю.В.Коврижных,  Е.Е.Чепурных,
В.Д.Шадрикову,  Ю.В.Шленову  совместно  с  руководителями  структурных
подразделений  Министерства,  ответственных  за реализацию Федеральной
программы   развития   образования,   федеральных   целевых   программ
"Дети-сироты",  "Одаренные дети",  "Русский язык", "Интеграция науки и
высшего  образования   России",   "Молодежь   России",   "Формирование
установок   толерантного   сознания   и   профилактика  экстремизма  в
российском  обществе",   "Развитие   всероссийских   детских   центров
"Орленок"  и  "Океан",  "Жилище",  международных,  межведомственных  и
отраслевых  программ,  проектов  и   соглашений,   в   месячный   срок
проанализировать  содержание данных программ,  проектов и соглашений с
точки зрения учета работ, направленных на использование информационных
технологий  в  системе  образования,  и  представить  сведения об этих
работах  в  Управление   информационных   технологий   в   образовании
(А.А.Полякову) по форме в соответствии с приложением N 3.
     4. Заместителю Министра Ю.В. Шленову:
     - до   07.12.2001  подготовить  проекты  приказов  Минобразования
России, утверждающие положения о структурах, создаваемых Министерством
в  соответствии  с  общей  схемой  организации  и  координации работ в
области информатизации образования в России, и составы структур;
     - в  двухмесячный  срок  обеспечить  подготовку  сводного перечня
научно-исследовательских,  опытноконструкторских  работ  и   проектов,
направленных  на  использование  информационных  технологий  в системе
образования и выполняемых Минобразованием России в рамках  Федеральной
программы   развития   образования,   федеральных   целевых  программ,
международных,  межведомственных и  отраслевых  программ,  проектов  и
соглашений.
     5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. Филиппов
3 декабря 2001 г.
N 3926


                                                            Приложение

                    ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛА СТРУКТУР

     1. Совет федеральной целевой  программы  "Электронная  Россия"  -
межведомственный   орган,   формирующий   и   определяющий   стратегию
использования и развития информационных технологий в России.
     2. Межведомственный   совет  по  информатизации  образования  при
Минобразовании  России  -  межведомственный   орган,   формирующий   и
определяющий   стратегию   использования   и  развития  информационных
технологий  в  сфере  образования  России  с  учетом  общей  стратегии
развития информационных технологий.
     - Формируется  из   представителей   отраслевых   министерств   и
ведомств,  выдающихся  ученых,  основателей  научных  и педагогических
школ.
     - Работает  под председательством Министра образования Российской
Федерации.
     3. Спектр направлений информатизации образования включает в себя:
     - три стратегических направления информатизации образования;
     - семь   приоритетных   направлений   (в   рамках  стратегических
направлений);
     - четырнадцать основных направлений информатизации образования (в
рамках приоритетных направлений).
     4.Объединенный управляющий   комитет   в  области  информатизации
образования - главный исполнительный  орган  по  реализации  стратегии
информатизации образования в рамках Минобразования России.
     - Работает под председательством Министра образования  Российской
Федерации.
     - Формируется:
     - из    заместителей    Министра,    курирующих   соответствующие
направления информатизации образования;
     - из руководителей профильных департаментов и управлений;
     - из представителей администрации субъектов Российской Федерации.
     - Утверждает  распределение  финансовых  средств  по направлениям
деятельности в области информатизации образования.
     - Формирует технические задания на проведение конкурсов.
     - Организует проведение конкурсов.
     - Утверждает  итоги  конкурсов  в  соответствии  с распределением
объемов финансирования по направлениям.
     5. Федеральный     научно-экспертный     совет    по    проблемам
информатизации образования в России (ФНЭС) - консультативный орган, по
заданиям  Объединенного  управляющего комитета организует общественную
экспертизу  предложений  по  реализации   направлений   информатизации
образования.
     - Работает под председательством заместителя Министра образования
Российской Федерации.
     - Состоит   из   руководителей  базовых  организаций,  являющихся
председателями  экспертных  комиссий  ФНЭС  по  основным  направлениям
деятельности в области информатизации образования.
     - В состав ФНЭС  могут  быть  включены  с  правом  совещательного
голоса   представители   международных  и  российских  коммерческих  и
некоммерческих организаций-партнеров таких, как:
     - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании,
     - Институт "Открытое общество",
     - Национальный фонд подготовки кадров,
     - Всемирный банк,
     - Федерация Интернет-образования,
     - другие    организации    и    учреждения,    сотрудничающие   с
Минобразованием России в области информатизации образования.
     - На  финансирование проектов организаций,  представители которых
входят в состав комиссий ФНЭС по основным направлениям  информатизации
образования,  расходуется не более 50%  средств,  выделенных на данное
направление.
     6. Базовые  организации  по  основным направлениям информатизации
образования:
     - определяются   путем   отбора   из  числа  образовательных  или
научно-исследовательских учреждений,  подведомственных  Минобразованию
России;
     - возглавляют  работу  по  основным  направлениям  информатизации
образования;
     - обеспечивают работу экспертных комиссий  ФНЭС  по  направлениям
деятельности в области информатизации образования;
     - на финансирование базовых организаций не может выделяться более
10 проц. средств, подлежащих распределению по данному направлению.
     7. Субъекты Российской Федерации
     - Представители субъектов  Российской  Федерации  привлекаются  к
работе Объединенного управляющего комитета.
     - Обеспечивается   привлечение   средств   субъектов   Российской
Федерации на решение задач информатизации образования.
     8. Зарубежные и отечественные партнеры
     - Представители научных организаций привлекаются к работе ФНЭС.
     - Обеспечивается  привлечение  средств зарубежных и отечественных
партнеров на решение задач информатизации образования.
     9. Задачи информатизации образования, решаемые в программах
     - Обеспечивается   учет   и   анализ   работ,   направленных   на
использование  информационных  технологий  в  системе  образования   и
проводимых   в  рамках  Федеральной  программы  развития  образования,
федеральных  целевых  программ,  международных,   межведомственных   и
отраслевых программ, проектов и соглашений.
     - Обеспечивается   интеграция   средств   в   рамках  реализуемых
Министерством   федеральных,   международных,    межведомственных    и
отраслевых    научно-технических    программ    для    решения   задач
информатизации образования.
     10. Управляющие комитеты программ организуют работу по проведению
конкурсов в соответствии с распределением  объемов  финансирования  по
направлениям, утвержденным Объединенным управляющим комитетом.
     11. Курирующий  заместитель   Министра   образования   Российской
Федерации по научной работе:
     - председательствует во ФНЭС и организует его работу в целом;
     - обеспечивает   исполнение  решений  Объединенного  управляющего
комитета подчиненными ему управляющими комитетами программ.
     12. Курирующие  Заместители   Министра   образования   Российской
Федерации  обеспечивают  исполнение решений Объединенного управляющего
комитета подчиненными им управляющими комитетами программ.


                                                        Приложение N 1

                                       к приказу Минобразования России
                                                от 3 декабря 2001 года
                                                                N 3926

 Общая схема организации и координации работ в области информатизации
        образования в России с описанием функционала структур
        (Нумерация на схеме соответствует нумерации в описании
                        функционала структур)

     См. на бумажном носителе


                                                        Приложение N 2

                                       к приказу Минобразования России
                                                от 3 декабря 2001 года
                                                                N 3926

                               ПЕРЕЧЕНЬ
    НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N  |    Стратегические        |   Приоритетные         |                 Основные направления                     |
|    |      направления         |    направления         |                                                          |
|    |                          |   деятельности         |                                                          |
|----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------|
| А  | РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ    | I. Научное и научно -  |  14.  Концептуальное, информационно-аналитическое и      |
|    | ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ      |  методическое          |   научное обеспечение информатизации образовательной     |
|    | ИНФОРМАЦИОННЫХ           |  обеспечение           |   деятельности                                           |
|    | ТЕХНОЛОГИЙ               |  информатизации        | 2. Научно-педагогическое обеспечение информационных и    |
|    |                          |  образования           | коммуникационных технологий в образовании                |
|----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------|
|    |                          | II.  Нормативно -      | 3. Совершенствование федерального законодательства  в    |
|    |                          |  правовое обеспечение  | связи  с решением задач информатизации образования  и    |
|    |                          |  научно -              | развитие    отраслевой   нормативно-правовой    базы,    |
|    |                          |  образовательной и     | отраслевых  технологических стандартов, соглашений  и    |
|    |                          |  учебной деятельности  | имущественных  отношений  в  области   разработки   и    |
|    |                          |  на основе             | использования информационных технологий в образовании    |
|    |                          |  информационных        |                                                          |
|    |                          |  технологий            |                                                          |
|----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------|
| 1. |                          | III. Информационные    | 4. Научно-педагогическое и системное обеспечение         |
|    |                          |  ресурсы сферы         | создания электронных средств учебного назначения         |
|    |                          |  образования           | (электронные справочники и энциклопедии, тестирующие     |
|    |                          |                        | программы, электронные учебные средства и др.)           |
|    |                          |                        | 5. Система инвентаризации и контроля качества            |
|    |                          |                        | (сертификации) информационных продуктов и ресурсов       |
|    |                          |                        | 6. Создание системы электронных  библиотечных            |
|    |                          |                        | ресурсов по уровням образования и направлениям           |
|    |                          |                        | подготовки специалистов                                  |
|----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------|
| Б  | ПОДГОТОВКА,              | IV.  Кадровое          | 7.    Подготовка    специалистов   и   переподготовка    |
|    | ПЕРЕПОДГОТОВКА И         |  обеспечение           | педагогических   кадров   в  области   информационных    |
|    | ПОВЫШЕНИЕ                |  информатизации        | технологий в образовании                                 |
|    | КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В    |  образования           | 8.    Повышение   квалификации   и   профессиональная    |
|    | ОБЛАСТИ                  |                        | адаптация в области информационных технологий            |
|    | ИНФОРМАТИЗАЦИИ           |                        |                                                          |
|    | ОБРАЗОВАНИЯ              |                        |                                                          |
|----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------|
| В  | СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖКА     | V.   Организационная   | 9.  Развитие региональной организационной и сервисной    |
|    | ИНФРАСТРУКТУРЫ           |  инфраструктура        | инфраструктуры  информатизации образования,  создание    |
|    | ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ     |  информатизации и      | системы   сбора   и   систематизации  образовательной    |
|    | ОБРАЗОВАНИЯ              |  обеспечение           | статистики.                                              |
|    |                          |  управления            | 10.   Создание   интегрированной   автоматизированной    |
|    |                          |  образованием на       | информационной системы сферы образования для  решения    |
|    |                          |  основе информационны  | хзадач    управления   отраслью   и   образовательными   |
|    |                          |  технологий            | учреждениями,    системы    качества     образования,    |
|    |                          |                        | информационной  безопасности  единой  образовательной    |
|    |                          |                        | информационной среды.                                    |
|----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------|
| 1. |                          | VI.  Информационно -   | 11. Развитие транспортной инфраструктуры и системного    |
|    |                          |  технологическая       | программного обеспечения образовательных сетей,          |
|    |                          |  инфраструктура сферы  | создание и поддержка системы образовательных порталов    |
|    |                          |  образования           | и других информационных интернет-ресурсов.               |
|    |                          |                        | 12. Развитие информационных технологий нового            |
|    |                          |                        | поколения (Интернет-2, распределенная обработка          |
|    |                          |                        | данных, параллельные вычисления и др.)                   |
|----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------|
| 1. |                          | VII. Индустрия         | 13. Организация разработки учебных классов нового        |
|    |                          |  информационных услуг  | поколения для всех уровней образования, электронных      |
|    |                          |                        | средств поддержки обучения, сервисной службы.            |
|    |                          |                        | 14. Создание федерального депозитария электронных        |
|    |                          |                        | изданий, программного обеспечения сферы образования.     |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                        Приложение N 3

                                       к приказу Минобразования России
                                                от 3 декабря 2001 года
                                                                N 3926
                                ФОРМА
          СВЕДЕНИЯ О РАБОТАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
           ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ1

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|  N  | Наименование  |    Код      | Организация    |  Программа     | Сроки работы        | Плановая сумма  | Код направления                              |
| п/п | и кодовый     | управления -|  - головной    | (соглашение),  |                     | финансирования  | информатизации                               |
|     | номер работы  | заказчика   | исполнитель    |   в рамках     |                     | в 2001 году     | образования, к                               |
|     | (в            |   работы    |   (полное      |   которой      |                     | (тыс. руб.)     | которому может быть                          |
|     | соответствии с|             | наименование)  | производитс    |                     |                 | отнесена данная работа2                      |
|     | утверждающим  |             |                |   я работа     |                     |                 |                                              |
|     | документом)   |             |                |                |                     |                 |                                              |
|-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|----------------------------------------------|
|     |               |             |                |                | Начало | Окончание  |                 | Стратегическое  | Приоритетное | Основное    |
|     |               |             |                |                | (год)  | (год)      |                 | направление     | направление  | направление |
|-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|-----------------|--------------|-------------|
| 1.  |               |             |                |                |        |            |                 |                 |              |             |
|-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|-----------------|--------------|-------------|
| 2.  |               |             |                |                |        |            |                 |                 |              |             |
|-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|-----------------|--------------|-------------|
| 3.  |               |             |                |                |        |            |                 |                 |              |             |
|-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|-----------------|--------------|-------------|
|     |               |             |                |                |        |            |                 |                 |              |             |
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

     Должность (подпись) ------------------------------
                               (Ф.И.О.)
     Дата                ------------------------------


------------------------------
     1 К печатному экземпляру прилагается электронная копия на дискете
в формате Word 97/2000
     2 Код  направления  указывается в соответствии с приложением N 2.
При невозможности отнесения работы к одному из направлений,  указанных
в приложении N2, графа не заполняется..