О ЕДИНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И КООРДИНАЦИИ РАБОТ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 3 декабря 2001 г. N 3926 (Д) В целях обеспечения единой организации работ и проведения скоординированной политики в области информатизации образования в России при реализации Федеральной программы развития образования, федеральных целевых программ, международных, межведомственных и отраслевых программ, проектов и соглашений и принимая во внимание выводы и рекомендации рабочей группы по анализу работы Минобразования России в области информационных технологий, открытого и дистанционного образования, проведенному в соответствии с приказом Минобразования России от 16.07.2001 N 2708, приказываю: 1. Утвердить общую схему организации и координации работ в области информатизации образования в России с описанием функционала структур, указанных на схеме (приложение N1). 2. Утвердить перечень направлений информатизации образования в России (приложение N2). 3. Первым заместителям Министра Г.А.Балыхину, В.А.Болотову, заместителям Министра Н.Б.Банцекину, Ю.В.Коврижных, Е.Е.Чепурных, В.Д.Шадрикову, Ю.В.Шленову совместно с руководителями структурных подразделений Министерства, ответственных за реализацию Федеральной программы развития образования, федеральных целевых программ "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Русский язык", "Интеграция науки и высшего образования России", "Молодежь России", "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе", "Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", "Жилище", международных, межведомственных и отраслевых программ, проектов и соглашений, в месячный срок проанализировать содержание данных программ, проектов и соглашений с точки зрения учета работ, направленных на использование информационных технологий в системе образования, и представить сведения об этих работах в Управление информационных технологий в образовании (А.А.Полякову) по форме в соответствии с приложением N 3. 4. Заместителю Министра Ю.В. Шленову: - до 07.12.2001 подготовить проекты приказов Минобразования России, утверждающие положения о структурах, создаваемых Министерством в соответствии с общей схемой организации и координации работ в области информатизации образования в России, и составы структур; - в двухмесячный срок обеспечить подготовку сводного перечня научно-исследовательских, опытноконструкторских работ и проектов, направленных на использование информационных технологий в системе образования и выполняемых Минобразованием России в рамках Федеральной программы развития образования, федеральных целевых программ, международных, межведомственных и отраслевых программ, проектов и соглашений. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой. Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов 3 декабря 2001 г. N 3926 Приложение ОПИСАНИЕ ФУНКЦИОНАЛА СТРУКТУР 1. Совет федеральной целевой программы "Электронная Россия" - межведомственный орган, формирующий и определяющий стратегию использования и развития информационных технологий в России. 2. Межведомственный совет по информатизации образования при Минобразовании России - межведомственный орган, формирующий и определяющий стратегию использования и развития информационных технологий в сфере образования России с учетом общей стратегии развития информационных технологий. - Формируется из представителей отраслевых министерств и ведомств, выдающихся ученых, основателей научных и педагогических школ. - Работает под председательством Министра образования Российской Федерации. 3. Спектр направлений информатизации образования включает в себя: - три стратегических направления информатизации образования; - семь приоритетных направлений (в рамках стратегических направлений); - четырнадцать основных направлений информатизации образования (в рамках приоритетных направлений). 4.Объединенный управляющий комитет в области информатизации образования - главный исполнительный орган по реализации стратегии информатизации образования в рамках Минобразования России. - Работает под председательством Министра образования Российской Федерации. - Формируется: - из заместителей Министра, курирующих соответствующие направления информатизации образования; - из руководителей профильных департаментов и управлений; - из представителей администрации субъектов Российской Федерации. - Утверждает распределение финансовых средств по направлениям деятельности в области информатизации образования. - Формирует технические задания на проведение конкурсов. - Организует проведение конкурсов. - Утверждает итоги конкурсов в соответствии с распределением объемов финансирования по направлениям. 5. Федеральный научно-экспертный совет по проблемам информатизации образования в России (ФНЭС) - консультативный орган, по заданиям Объединенного управляющего комитета организует общественную экспертизу предложений по реализации направлений информатизации образования. - Работает под председательством заместителя Министра образования Российской Федерации. - Состоит из руководителей базовых организаций, являющихся председателями экспертных комиссий ФНЭС по основным направлениям деятельности в области информатизации образования. - В состав ФНЭС могут быть включены с правом совещательного голоса представители международных и российских коммерческих и некоммерческих организаций-партнеров таких, как: - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, - Институт "Открытое общество", - Национальный фонд подготовки кадров, - Всемирный банк, - Федерация Интернет-образования, - другие организации и учреждения, сотрудничающие с Минобразованием России в области информатизации образования. - На финансирование проектов организаций, представители которых входят в состав комиссий ФНЭС по основным направлениям информатизации образования, расходуется не более 50% средств, выделенных на данное направление. 6. Базовые организации по основным направлениям информатизации образования: - определяются путем отбора из числа образовательных или научно-исследовательских учреждений, подведомственных Минобразованию России; - возглавляют работу по основным направлениям информатизации образования; - обеспечивают работу экспертных комиссий ФНЭС по направлениям деятельности в области информатизации образования; - на финансирование базовых организаций не может выделяться более 10 проц. средств, подлежащих распределению по данному направлению. 7. Субъекты Российской Федерации - Представители субъектов Российской Федерации привлекаются к работе Объединенного управляющего комитета. - Обеспечивается привлечение средств субъектов Российской Федерации на решение задач информатизации образования. 8. Зарубежные и отечественные партнеры - Представители научных организаций привлекаются к работе ФНЭС. - Обеспечивается привлечение средств зарубежных и отечественных партнеров на решение задач информатизации образования. 9. Задачи информатизации образования, решаемые в программах - Обеспечивается учет и анализ работ, направленных на использование информационных технологий в системе образования и проводимых в рамках Федеральной программы развития образования, федеральных целевых программ, международных, межведомственных и отраслевых программ, проектов и соглашений. - Обеспечивается интеграция средств в рамках реализуемых Министерством федеральных, международных, межведомственных и отраслевых научно-технических программ для решения задач информатизации образования. 10. Управляющие комитеты программ организуют работу по проведению конкурсов в соответствии с распределением объемов финансирования по направлениям, утвержденным Объединенным управляющим комитетом. 11. Курирующий заместитель Министра образования Российской Федерации по научной работе: - председательствует во ФНЭС и организует его работу в целом; - обеспечивает исполнение решений Объединенного управляющего комитета подчиненными ему управляющими комитетами программ. 12. Курирующие Заместители Министра образования Российской Федерации обеспечивают исполнение решений Объединенного управляющего комитета подчиненными им управляющими комитетами программ. Приложение N 1 к приказу Минобразования России от 3 декабря 2001 года N 3926 Общая схема организации и координации работ в области информатизации образования в России с описанием функционала структур (Нумерация на схеме соответствует нумерации в описании функционала структур) См. на бумажном носителе Приложение N 2 к приказу Минобразования России от 3 декабря 2001 года N 3926 ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Стратегические | Приоритетные | Основные направления | | | направления | направления | | | | | деятельности | | |----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------| | А | РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ | I. Научное и научно - | 14. Концептуальное, информационно-аналитическое и | | | ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ | методическое | научное обеспечение информатизации образовательной | | | ИНФОРМАЦИОННЫХ | обеспечение | деятельности | | | ТЕХНОЛОГИЙ | информатизации | 2. Научно-педагогическое обеспечение информационных и | | | | образования | коммуникационных технологий в образовании | |----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------| | | | II. Нормативно - | 3. Совершенствование федерального законодательства в | | | | правовое обеспечение | связи с решением задач информатизации образования и | | | | научно - | развитие отраслевой нормативно-правовой базы, | | | | образовательной и | отраслевых технологических стандартов, соглашений и | | | | учебной деятельности | имущественных отношений в области разработки и | | | | на основе | использования информационных технологий в образовании | | | | информационных | | | | | технологий | | |----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------| | 1. | | III. Информационные | 4. Научно-педагогическое и системное обеспечение | | | | ресурсы сферы | создания электронных средств учебного назначения | | | | образования | (электронные справочники и энциклопедии, тестирующие | | | | | программы, электронные учебные средства и др.) | | | | | 5. Система инвентаризации и контроля качества | | | | | (сертификации) информационных продуктов и ресурсов | | | | | 6. Создание системы электронных библиотечных | | | | | ресурсов по уровням образования и направлениям | | | | | подготовки специалистов | |----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------| | Б | ПОДГОТОВКА, | IV. Кадровое | 7. Подготовка специалистов и переподготовка | | | ПЕРЕПОДГОТОВКА И | обеспечение | педагогических кадров в области информационных | | | ПОВЫШЕНИЕ | информатизации | технологий в образовании | | | КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В | образования | 8. Повышение квалификации и профессиональная | | | ОБЛАСТИ | | адаптация в области информационных технологий | | | ИНФОРМАТИЗАЦИИ | | | | | ОБРАЗОВАНИЯ | | | |----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------| | В | СОЗДАНИЕ И ПОДДЕРЖКА | V. Организационная | 9. Развитие региональной организационной и сервисной | | | ИНФРАСТРУКТУРЫ | инфраструктура | инфраструктуры информатизации образования, создание | | | ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ | информатизации и | системы сбора и систематизации образовательной | | | ОБРАЗОВАНИЯ | обеспечение | статистики. | | | | управления | 10. Создание интегрированной автоматизированной | | | | образованием на | информационной системы сферы образования для решения | | | | основе информационны | хзадач управления отраслью и образовательными | | | | технологий | учреждениями, системы качества образования, | | | | | информационной безопасности единой образовательной | | | | | информационной среды. | |----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------| | 1. | | VI. Информационно - | 11. Развитие транспортной инфраструктуры и системного | | | | технологическая | программного обеспечения образовательных сетей, | | | | инфраструктура сферы | создание и поддержка системы образовательных порталов | | | | образования | и других информационных интернет-ресурсов. | | | | | 12. Развитие информационных технологий нового | | | | | поколения (Интернет-2, распределенная обработка | | | | | данных, параллельные вычисления и др.) | |----|--------------------------|------------------------|----------------------------------------------------------| | 1. | | VII. Индустрия | 13. Организация разработки учебных классов нового | | | | информационных услуг | поколения для всех уровней образования, электронных | | | | | средств поддержки обучения, сервисной службы. | | | | | 14. Создание федерального депозитария электронных | | | | | изданий, программного обеспечения сферы образования. | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение N 3 к приказу Минобразования России от 3 декабря 2001 года N 3926 ФОРМА СВЕДЕНИЯ О РАБОТАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ1 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Код | Организация | Программа | Сроки работы | Плановая сумма | Код направления | | п/п | и кодовый | управления -| - головной | (соглашение), | | финансирования | информатизации | | | номер работы | заказчика | исполнитель | в рамках | | в 2001 году | образования, к | | | (в | работы | (полное | которой | | (тыс. руб.) | которому может быть | | | соответствии с| | наименование) | производитс | | | отнесена данная работа2 | | | утверждающим | | | я работа | | | | | | документом) | | | | | | | |-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|----------------------------------------------| | | | | | | Начало | Окончание | | Стратегическое | Приоритетное | Основное | | | | | | | (год) | (год) | | направление | направление | направление | |-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|-----------------|--------------|-------------| | 1. | | | | | | | | | | | |-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|-----------------|--------------|-------------| | 2. | | | | | | | | | | | |-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|-----------------|--------------|-------------| | 3. | | | | | | | | | | | |-----|---------------|-------------|----------------|----------------|---------------------|-----------------|-----------------|--------------|-------------| | | | | | | | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Должность (подпись) ------------------------------ (Ф.И.О.) Дата ------------------------------ ------------------------------ 1 К печатному экземпляру прилагается электронная копия на дискете в формате Word 97/2000 2 Код направления указывается в соответствии с приложением N 2. При невозможности отнесения работы к одному из направлений, указанных в приложении N2, графа не заполняется.. |