О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОЗДАНИЮ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ). Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 09.11.01 17-55-99ИН/17-11

 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           9 ноября 2001 г.
                          N 17-55-99ин/17-11

                                 (Д)


     Правительство Российской   Федерации   приняло  Постановление  от
17.09.2001  N  676  "Об   университетских   комплексах",   в   котором
указывается,  что  на  базе  университета  (или академии) может быть в
установленном законодательством Российской  Федерации  порядке  создан
университетский  комплекс,  объединяющий  образовательные  учреждения,
которые реализуют образовательные программы  различных  уровней,  иные
учреждения  и  некоммерческие организации или выделенные из их состава
структурные подразделения.
     С целью   проведения  организационно  -  методической  работы  по
созданию университетских комплексов Минобразованием России разработаны
прилагаемые    Рекомендации    для   подведомственных   учреждений   и
организаций.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. ФИЛИППОВ
9 ноября 2001 г.
N 17-55-99ин/17-11


                                                            Приложение

  *                          РЕКОМЕНДАЦИИ
  *             ПО СОЗДАНИЮ УНИВЕРСИТЕТСКИХ КОМПЛЕКСОВ

    *        I. Цели создания университетских комплексов

     1. Повышение эффективности и качества образовательного процесса.
     2. Обеспечение   адаптации   образовательных   учреждений   и  их
выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества
и изменениям рынка труда.
     3. Вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы
профессорско   -   преподавательского   состава,  научных  работников,
докторантов и обучающихся.
     4. Повышение    эффективности   использования   интеллектуальных,
материальных и информационных ресурсов при подготовке  специалистов  и
проведении  научных исследований по приоритетным направлениям развития
образования, науки, культуры, техники и социальной сферы.
     5. Создание   условий   и  возможностей  для  реализации  крупных
программ и проектов образовательного,  экономического,  социального  и
технологического   характера,   активизация   научных  исследований  и
инновационной деятельности.
     6. Повышение   роли   университетов   (академий)  в  социально  -
экономическом,  технологическом, образовательном и культурном развитии
общества.

    *       II. Основные задачи университетского комплекса

     7. Обеспечение   интеграции   образования   и   науки   в  рамках
университетского комплекса за счет использования  результатов  научных
исследований  в  учебном  процессе,  установления  тесных связей между
образовательными, иными учреждениями и некоммерческими организациями.
     8. Создание   единой   информационной   среды   для   обеспечения
образовательной, научной и инновационной деятельности.
     9. Реализация  на  базе университетского комплекса единой системы
подготовки,  переподготовки  и  повышения   квалификации   кадров   по
профессиональным образовательным программам различных уровней.
     10. Создание современной лабораторной  и  экспериментальной  базы
для   подготовки  специалистов  по  приоритетным  направлениям  науки,
техники и социальной сферы.
     11. Осуществление   подразделениями   университетского  комплекса
совместной инновационной,  издательской,  спортивно - оздоровительной,
культурно - массовой, рекламной и иной деятельности.
     12. Обеспечение     условий,      способствующих      привлечению
дополнительных ресурсов из внебюджетных источников для образования.
     13. Формирование системы управления  университетским  комплексом,
учитывающей специфику и задачи входящих в него подразделений.
     14. Выработка  рекомендаций  для   решения   актуальных   проблем
социально  -  экономического,  технологического и культурного развития
субъектов Российской Федерации и отраслей.
     15. Организация  взаимодействия  с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации,  развитие межрегиональных  связей  при
решении   проблем   в   области  образования,  науки  и  инновационной
деятельности.
     16. Развитие международных связей при подготовке и переподготовке
специалистов,  в том числе для зарубежных стран, выполнении совместных
научных и инновационных проектов.
     17. Защита   интеллектуальной   собственности   на    создаваемые
наукоемкую продукцию, технологии и услуги.

    *     III. Принципы создания университетских комплексов

     18. Единство  учебного,  научного  и  инновационного процессов во
взаимосвязи с экономикой и социальной сферой.
     19. Непрерывность   образовательного   процесса   и   взаимосвязь
образовательных программ  различных  уровней,  в  том  числе  с  целью
сокращения сроков их освоения.
     20. Инновационная  направленность  деятельности   от   проведения
фундаментальных  научных  исследований  до  тиражирования и передачи в
практику наукоемких технологий, в том числе образовательных.
     21. Организационное,    учебно    -   методическое,   научное   и
информационное    взаимодействие    между    всеми     подразделениями
университетского комплекса, равенство и учет их интересов.

    *      IV. Порядок создания университетских комплексов

     22. Университетский  комплекс на базе образовательного учреждения
высшего профессионального  образования  (университета,  академии)  как
единое  юридическое  лицо создается,  реорганизуется и ликвидируется в
соответствии с законодательством Российской  Федерации  Правительством
Российской Федерации.
     23. Университетский    комплекс    может    создаваться     путем
реорганизации    различных   государственных   образовательных,   иных
учреждений и  некоммерческих  организаций  в  формах,  предусмотренных
статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации для реорганизации
юридических лиц.
     24. Для   рассмотрения   вопроса   о   создании  университетского
комплекса,  подведомственного  Минобразованию  России,  представляются
следующие материалы:
     ходатайство, подписанное  ректором  университета  (академии),  на
базе которого создается университетский комплекс;
     пояснительная записка,    содержащая     необходимые     расчеты,
обоснования  и  прогнозы  социально - экономических и иных последствий
предлагаемого предложения о создании университетского комплекса;
     согласие органов    законодательной   и   исполнительной   власти
субъектов Российской  Федерации  по  месту  нахождения  реорганизуемых
образовательных   учреждений,   иных   учреждений   и   некоммерческих
организаций (далее - учреждений и организаций);
     согласие общего собрания (конференции) коллективов реорганизуемых
учреждений и организаций.  Если  уставами  образовательных  учреждений
предусмотрено,   что  принятие  решения  о  реорганизации  отнесено  к
компетенции  ученого  совета  (совета)  образовательного   учреждения,
решения  общего  собрания  (конференции) не требуется и представляется
только решение ученого совета (совета);
     нотариально заверенные     копии     учредительных     документов
реорганизуемых  учреждений  и  организаций  и  копии  договоров  между
учредителем и реорганизуемыми образовательными учреждениями;
     сведения о   текущем   финансово   -   экономическом    состоянии
реорганизуемых учреждений и организаций;
     проект устава реорганизуемого  университета  (академии)  в  новой
редакции.
     25. Минобразование России рассматривает представленные  материалы
и  при  положительном  решении  подготавливает проект соответствующего
акта Правительства Российской  Федерации,  который  согласовывается  с
заинтересованными   министерствами   и   вносится  на  рассмотрение  в
Правительство Российской Федерации в установленном порядке.
     26. После    принятия    Правительством    Российской   Федерации
соответствующего акта  о  создании  университетского  комплекса  путем
реорганизации  учреждений  и организаций издается распорядительный акт
(или  несколько  распорядительных  актов)  Минобразования  России,   в
котором (в которых) должны содержаться следующие положения:
     о признании реорганизованным  университета  (академии),  на  базе
которого  создан университетский комплекс,  и прекращении деятельности
присоединенных   к   университету   (академии)   иных   учреждений   и
организаций;
     об утверждении  передаточного  акта,  содержащего   положения   о
правопреемстве реорганизованных учреждений и организаций;
     о признании  утратившими   силу   уставов   всех   реорганизуемых
учреждений   и   организаций,   лицензий   и   (или)   свидетельств  о
государственной аккредитации образовательных учреждений в  зависимости
от форм их реорганизации;
     об утверждении устава реорганизованного  университета  (академии)
сроком не более чем на один год;
     об осуществлении   приема   контингента   обучающихся   и   (или)
работников учреждений и организаций, прекративших свою деятельность;
     о принятии мер по трудоустройству высвобождаемых работников;
     об оформлении   в   установленном  порядке  документов  на  право
оперативного   управления   зданиями,   сооружениями,   имущественными
комплексами,  оборудованием, а также иным имуществом потребительского,
культурного  и  иного  назначения   и   в   бессрочное   безвозмездное
пользование земельными участками;
     о принятии мер по внесению  изменений  в  единый  государственный
реестр  юридических  лиц,  а также снятию с учета в налоговых органах,
органах государственной статистики,  пенсионном фонде, фонде занятости
населения,  закрытию  счетов  в  кредитных  организациях,  уничтожению
печатей прекративших свое существование учреждений и организаций;
     другие необходимые сведения.
     27. В своей деятельности университет (академия), на базе которого
создан    университетский   комплекс,   руководствуется   федеральными
законами,  актами  Президента  Российской   Федерации,   Правительства
Российской  Федерации,  федерального  органа  управления  образования,
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного   самоуправления,   Типовым   положением  об  образовательном
учреждении  высшего  профессионального  образования  (высшем   учебном
заведении)   Российской   Федерации  с  учетом  типовых  положений  об
образовательных   учреждениях   соответствующих   уровней,   а   также
собственным уставом.
     28. Содействие  в   решении   основных   задач   университетского
комплекса  могут  оказывать  объединения  образовательных  учреждений,
научных,   конструкторских   и   иных   некоммерческих    организаций,
сохраняющих свою самостоятельность,  в ассоциации (союзы), в том числе
университетские образовательные округа.
     Порядок создания  и деятельности этих ассоциаций (союзов),  в том
числе университетских образовательных округов,  права и обязанности их
членов  и  другие  вопросы  регулируются  законодательством Российской
Федерации.