О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 24.09.01 1270-Р


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         24 сентября 2001 г.
                               N 1270-р

                                (НТЦС)


     1. Одобрить   прилагаемую   Концепцию  демографического  развития
Российской Федерации на период до 2015 года,  разработанную  Минтрудом
России,  Минфедерации  России,  Минздравом  России  с  участием других
федеральных органов исполнительной  власти  и  органов  исполнительной
власти субъектов Российской Федерации.
     2. Федеральным   органам   исполнительной   власти   и    органам
исполнительной  власти субъектов Российской Федерации при планировании
и осуществлении  мероприятий  в  области  управления  демографическими
процессами  руководствоваться  положениями  Концепции демографического
развития Российской Федерации на период до 2015 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
24 сентября 2001 г.
N 1270-р


                                                              ОДОБРЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 24 сентября 2001 года
                                                              N 1270-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
            демографического развития Российской Федерации
                        на период до 2015 года

     Концепция демографического  развития  Российской   Федерации   на
период  до  2015 года (далее именуется - Концепция),  разработанная на
основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24
"О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,   2000,   N   2,   ст.170),
представляет  собой систему взглядов,  принципов и приоритетов в сфере
регулирования демографических процессов.
     Концепция должна  служить  ориентиром для органов государственной
власти,  а также  для  органов  местного  самоуправления  при  решении
вопросов,  касающихся рождаемости, оказания поддержки семье, здоровья,
продолжительности жизни,  миграции и  иных  аспектов  демографического
развития.

               I. Современная демографическая ситуация
                        в Российской Федерации

     К началу 2001 года  численность  населения  Российской  Федерации
составила  около  145  млн.  человек.  С  1993 года естественная убыль
населения находится на  стабильно  высоком  уровне  (0,7  -  0,9  млн.
человек в год).
     За 1992 - 2000 годы численность населения сократилась в 65 из  89
субъектов Российской Федерации.  Естественный прирост населения в 2000
году был отмечен лишь в 15 субъектах  Российской  Федерации,  в  число
которых входят некоторые субъекты Российской Федерации,  расположенные
в восточной части страны и на Северном  Кавказе,  а  также  Республика
Калмыкия.
     В 1999  году  превышение  числа  умерших  над  числом  родившихся
составило в целом по стране 930 тыс.  человек,  в 2000 году - 958 тыс.
человек.  Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом
родившихся  -  затронула  в  разной степени практически всю территорию
Российской Федерации и почти все этнические группы.
     Одной из  причин депопуляции является низкая рождаемость.  В 2000
году родилось 1267 тыс.  человек,  что на 722 тыс.  человек, или в 1,6
раза, меньше, чем в 1990 году.
     Снижение уровня  рождаемости  началось  с   конца   60-х   годов.
Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для
замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения
при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.
     В ряде  регионов,  расположенных  в  центральной  части   России,
суммарный  коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на
женщину.
     Характер рождаемости в Российской Федерации определяется массовым
распространением малодетности (1 - 2 ребенка),  сближением  параметров
рождаемости  городского и сельского населения,  откладыванием рождения
первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
     По сравнению  с 1990 годом количество зарегистрированных браков в
2000 году снизилось почти на треть. Молодые пары все чаще отказываются
от  официальной  регистрации  брака,  распространенность юридически не
оформленных браков привела к тому,  что в 2000 году  каждый  четвертый
ребенок рождался вне брака.
     Причиной депопуляции  в  Российской  Федерации   также   является
высокая  смертность.  В  2000  году  рост числа умерших отмечался в 78
субъектах Российской Федерации.
     Общая тенденция     динамики    смертности    населения    страны
характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста, среди
которых  около  80  процентов  составляют мужчины.  Уровень смертности
среди мужчин в 4 раза выше,  чем уровень смертности среди женщин,  и в
два - четыре раза выше аналогичного показателя в развитых странах.
     Стабильно высокими   сохраняются   показатели    смертности    от
инфекционных  и  паразитарных  болезней,  в  том числе от туберкулеза,
болезней органов дыхания,  системы кровообращения, несчастных случаев,
отравлений  и  травм  (включая отравления алкоголем и автотранспортные
травмы), а также в результате убийств и самоубийств.
     Состояние здоровья  и  уровень смертности населения отражаются на
показателях  ожидаемой  продолжительности  жизни   населения   страны,
которая  в  настоящее  время  составляет 65,9 года (в 1992 году - 68,8
года).  Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 12 лет  ниже,  чем
продолжительность  жизни женщин.  При сохранении имеющегося на сегодня
уровня смертности населения из числа россиян, достигших в 2000 году 16
лет, доживут до 60 лет лишь 58 процентов мужчин.
     Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей  численности
населения ведет к старению общества. В 1998 году в стране впервые было
зарегистрировано людей пенсионного возраста на 110  тыс.  больше,  чем
детей  и  подростков  в  возрасте до 16 лет.  На 1 января 2000 г.  лиц
пенсионного возраста было больше,  чем детей на 1,1 млн.человек.  В 41
субъекте Российской Федерации доля детей и подростков составляет менее
пятой части населения.
     Низкий уровень   здоровья   населения  репродуктивного  возраста,
высокая распространенность абортов, а также патологические состояния в
период   беременности   и   родов   обусловливают  высокие  показатели
материнской  (44,2  случая  на  100  тыс.  родившихся),  перинатальной
смертности, мертворождаемости (7,2 случая на 1000 родившихся).
     Негативные явления в демографической и социальной сфере во многом
связаны с ухудшением миграционной ситуации в стране.
     В 90-е годы внешняя миграция играла существенную роль,  восполняя
численность населения Российской Федерации, равную естественной убыли.
Однако в последние годы устойчивое сокращение иммиграции в  Россию  из
государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из
Латвии,  Литвы и Эстонии привело к тому,  что  в  1995  -  1999  годах
миграционный   прирост   населения  компенсировал  естественную  убыль
населения только на 45 процентов,  а  в  2000  году  -  менее  чем  на
четверть.
    Вследствие изменения внутренних  миграционных  потоков  в  течение
90-х  годов  сокращалась  численность  населения  северных и восточных
регионов России.  За 1992-1999 годы районы  Севера  потеряли  за  счет
миграционного оттока более 1 млн.человек, или 8,5 процента населения.
     Серьезной проблемой  с  точки   зрения   национальных   интересов
Российской  Федерации  является эмиграция населения.  Если до середины
80-х годов численность выезжающих на постоянное жительство за  границу
ежегодно составляла 3 тыс.  человек,  то в 1990 году она превысила 100
тыс. человек и в последующие годы удерживалась на этом уровне.
     Анализ демографической  ситуации свидетельствует о наличии в ряде
регионов  специфических  проблем  народонаселения,  требующих  особого
подхода к их решению.
     Так, общее сокращение  численности  отдельных  этнических  групп,
особенно  коренных малочисленных народов,  может привести к их полному
исчезновению.  Из  30  малочисленных  народов  Севера  с   1995   года
сократилась  численность 21,  наблюдается резкое снижение рождаемости,
значительный рост смертности,  средняя продолжительность жизни на 10 -
15 лет ниже, чем в среднем по Российской Федерации.
     В сельской местности Центральной России  уменьшается  численность
населения, при этом увеличивается доля лиц старшего возраста.
     Сформировавшиеся тенденции    в    области    естественного     и
миграционного  движения населения предопределяют дальнейшее сокращение
его  численности,   а   также   старение   населения.   По   прогнозам
Государственного   комитета   Российской   Федерации   по  статистике,
население страны к 2016 году сократится по сравнению  с  началом  2001
года на 10,4 млн.  человек, или на 7,2 процента, и составит 134,4 млн.
человек,  а численность  лиц,  выходящих  за  пределы  трудоспособного
возраста, почти в два раза превысит численность лиц, достигших 16 лет.
     Такое изменение возрастной структуры населения потребует  большей
эффективности функционирования учреждений социальной защиты населения,
здравоохранения,  соответствующих  мер  по  обязательному  социальному
страхованию.

             II. Цели и задачи демографического развития

     Целями демографического  развития  Российской  Федерации являются
стабилизация  численности  населения  и  формирование  предпосылок   к
последующему демографическому росту.
     Задачами демографического развития Российской Федерации являются:

         в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой
                       продолжительности жизни

     увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
     увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;
     улучшение репродуктивного здоровья населения;
     улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов;

       в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи

     создание предпосылок для повышения рождаемости;
     всестороннее укрепление института  семьи  как  формы  гармоничной
жизнедеятельности личности;
     создание условий для самореализации молодежи;
     обеспечение адресной    социальной    защиты    семьи,    включая
предоставление материальной помощи при рождении ребенка;

                   в области миграции и расселения

     регулирование миграционных потоков в целях  создания  действенных
механизмов   замещения   естественной   убыли   населения   Российской
Федерации;
     повышение эффективности  использования миграционных потоков путем
достижения соответствия их объемов,  направлений и  состава  интересам
социально-экономического развития Российской Федерации;
     обеспечение интеграции  мигрантов   в   российское   общество   и
формирование толерантного к ним отношения.

         III. Приоритеты демографического развития в области
          укрепления здоровья и увеличения продолжительности
                           жизни населения

     В области  укрепления  здоровья  и  увеличения  продолжительности
жизни населения определены следующие приоритеты:
     укрепление здоровья детей и  подростков,  прежде  всего  за  счет
совершенствования    мероприятий,    направленных    на   профилактику
травматизма  и  отравлений,  на  борьбу  с  курением,  алкоголизмом  и
наркоманией,  а  также  путем  развития физической культуры и спорта и
организации досуга;
     улучшение репродуктивного      здоровья      населения      путем
совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;
     улучшение здоровья  населения  трудоспособного  возраста в первую
очередь за счет профилактики травматизма и отравлений, а также за счет
раннего    выявления    и   адекватного   лечения   болезней   системы
кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;
     сохранение здоровья пожилых людей, для которых наиболее актуально
предупреждение  сердечно-сосудистых,  онкологических,  эндокринных   и
инфекционных болезней.
     Для эффективной профилактической работы необходимы объединение  и
координация  действий  органов  государственной  власти  всех уровней,
общественных объединений,  религиозных и благотворительных организаций
по  пропаганде  здорового образа жизни и возрождению системы массового
санитарно-гигиенического просвещения  при  активной  поддержке  прежде
всего   средств   массовой   информации.   Благотворительные  акции  и
инициативы в этой области могут стать существенным резервом в борьбе с
факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения.
     Особое внимание должно быть уделено снижению потребления алкоголя
и  принятию  мер,  направленных  на  ослабление последствий пьянства и
алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики,
административных  ограничений и информационного воздействия.  Эти меры
должны  включать  контроль  качества  алкогольной  продукции,  ценовую
политику, ориентирующую население на ограничение потребления алкоголя,
а также изменение правил продажи алкогольных  напитков  и  действенный
контроль за их рекламированием.
     В целях  улучшения  психического  здоровья  населения  необходимо
принятие  мер  по  профилактике  самоубийств,  включая  развитие  сети
телефонов доверия,  совершенствование деятельности  врачей-психиатров,
медицинских психологов, психотерапевтов и социальных работников.
     В области охраны и укрепления здоровья граждан  предусматривается
совершенствование    организации    и   развитие   государственных   и
негосударственных   форм   оказания    населению    специализированной
медицинской   помощи,   включая   использование   высоких  медицинских
технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ.
     Для оказания   медицинской   помощи   тяжелобольным  городским  и
сельским  жителям,  включая   применение   дорогостоящих   медицинских
технологий,  необходимо  дальнейшее  развитие и укрепление федеральных
медицинских   учреждений,   областных,   краевых   и   республиканских
учреждений  здравоохранения,  а  также  обеспечение  работы в сельских
местностях   выездных   поликлинических    бригад,    развитие    сети
реабилитационных  (восстановительных)  отделений центральных районных,
районных  больниц,  а  также  больниц  и  отделений  медико-социальной
помощи.
     В целях своевременного выявления заболеваний  и  эффективного  их
лечения  необходимо  повысить роль первичной медико-санитарной помощи,
развивать   стационарозамещающие   технологии,   а   также    провести
структурно-экономические     преобразования    в    сети    учреждений
здравоохранения.
     Органы управления  здравоохранением  и  органы  социальной защиты
населения  реализуют  комплексные   меры   по   дальнейшему   развитию
психиатрической,   наркологической   помощи   населению,  а  также  по
профилактике инфекционных заболеваний,  уделяя особое внимание детям и
подросткам.
     Реализация региональных программ профилактики и раннего выявления
онкологических  заболеваний  создаст реальные предпосылки для снижения
количества осложнений и смертности от злокачественных новообразований.
     Особого внимания  требуют  соответствующие  программы обеспечения
ранней диагностики и качественного лечения  нарушений  репродуктивного
здоровья населения, прежде всего подростков, развития новых подходов к
их гигиеническому и нравственному воспитанию,  подготовке  к  семейной
жизни.
     Мероприятия, направленные  на  обеспечение  охраны  и   улучшение
условий  труда,  проведение  аттестации  рабочих  мест для выявления и
устранения  воздействия   на   здоровье   работников   неблагоприятных
факторов,  осуществление  сертификационных  работ  по охране труда,  а
также  на   внедрение   принципов   экономической   заинтересованности
работодателей,     предусматривающих     развитие    страхования    от
производственного травматизма,  должны стать  действенным  механизмом,
обеспечивающим     охрану    и    укрепление    здоровья    населения.
Законодательство должно предусматривать ответственность  работодателей
и  других  должностных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья
людей, работающих во вредных и тяжелых условиях.
     Обеспечение доступности   среды   жизнедеятельности   для  лиц  с
ограниченными    возможностями    требует     дальнейшего     развития
реабилитационной индустрии,  направленной на создание возможностей для
максимального использования потенциала инвалидов.
     В целях   проведения   медико-социальной  реабилитации  отдельных
категорий населения необходимо развитие новых форм  медико-социального
обслуживания,  в  том числе развитие сети домов ночного пребывания,  в
которых    предусматривается    оказание    социально-психологической,
юридической   помощи   гражданам,   находящимся  в  трудной  жизненной
ситуации, не имеющим места жительства и работы.

          IV. Приоритеты демографического развития в области
            стимулирования рождаемости и укрепления семьи

     В области   стимулирования   рождаемости   и   укрепления   семьи
определены следующие приоритеты:
     формирование системы   общественных   и   личностных   ценностей,
ориентированных на семью с двумя детьми и более;
     повышение материального благосостояния,  уровня и качества  жизни
семьи;
     создание социально-экономических   условий,   благоприятных   для
рождения,  содержания  и воспитания нескольких детей,  включая условия
для  самореализации  молодежи,  в  том  числе   получение   общего   и
профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а
также  возможность   обеспечить   семью   соответствующими   жилищными
условиями;
     обеспечение работникам,       имеющим       детей,       условий,
благоприятствующих   сочетанию   трудовой  деятельности  и  выполнению
семейных обязанностей;
     повышение воспитательного потенциала семьи;
     разработка и  реализация  стратегии   развития   доступных   форм
семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.
     Обеспечение условий для улучшения материального  положения  семей
предполагает  разработку  и  принятие  мер  по дальнейшей стабилизации
ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.
     В целях  обеспечения  благоприятных  условий для укрепления семьи
необходимо  дальнейшее  развитие  законодательства,  регламентирующего
трудовые отношения,  а также совершенствование системы выплаты пособий
гражданам,  имеющим детей,  в том числе повышение размеров  пособий  и
обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые
вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и
ее социального положения.
     Поддержка молодых семей  в  регионах  предполагает  улучшение  их
жилищных  условий  в случае рождения ребенка,  выделение безвозмездных
субсидий  и   использование   механизма   льготного   кредитования   в
зависимости от числа детей в семье.

               V. Приоритеты демографического развития
                   в области миграции и расселения

     В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:
     привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию,  в первую очередь
из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также
из Латвии, Литвы, Эстонии;
     создание экономических  условий  для  сокращения   эмиграционного
оттока   и   сохранения   научно-технического,   интеллектуального   и
творческого потенциала Российской Федерации;
     проведение комплекса правовых,  организационных и финансовых мер,
направленных на  легализацию  и  адаптацию  иммигрантов  в  Российской
Федерации;
     совершенствование законодательства,   касающегося   защиты   прав
вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
     Необходимо разработать    новые    подходы    к     регулированию
иммиграционных  потоков,  способствующих  замещению естественной убыли
населения  Российской  Федерации,  к   стимулированию   иммиграции   в
Российскую  Федерацию  и  общественно  полезной интеграции мигрантов с
учетом   их   возрастно-половых   характеристик,   уровня    здоровья,
профессиональной квалификации.
     Необходимо также обеспечить сохранение  численности  населения  в
важных  в  геополитическом отношении регионах Российской Федерации,  в
том числе путем привлечения рабочей силы из других районов  страны  на
временной,  ротационной  основе,  создания  условий  для возвращения в
Российскую Федерацию эмигрантов,  являющихся  высококвалифицированными
специалистами.
     В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны
меры,  направленные  на  повышение территориальной мобильности рабочей
силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического
развития субъектов Российской Федерации.

         VI. Информационное обеспечение реализации Концепции

     Реализация Концепции  предполагает  использование данных текущего
учета населения,  итогов предстоящей  переписи  населения,  выборочных
обследований и данных создаваемого Государственного регистра населения
Российской  Федерации.  Важную  роль  в   реализации   информационного
обеспечения  демографического развития должны играть средства массовой
информации.
     Регулярное подробное  освещение  в  средствах массовой информации
таких тем,  как здоровый образ жизни,  активная  гражданская  позиция,
оптимистическое   мировоззрение,   рациональные  стереотипы  поведения
населения  в  различных  жизненных  ситуациях,   а   также   повышение
общественного   престижа   устойчивой   семьи  с  несколькими  детьми,
ответственное отношение к своему здоровью и здоровью  членов  семьи  -
важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.
     Необходимо также развивать  систему  информирования  населения  о
возможных  опасностях  для  жизни  и  здоровья,  связанных  с наиболее
распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными
бедствиями  и  техногенными авариями,  появлением на рынке опасных для
здоровья товаров,  а также о мерах предупреждения вредных  воздействий
на  здоровье  человека,  в  том числе с использованием образовательных
программ.
     Эта работа   должна   постоянно   и  последовательно  проводиться
средствами   массовой   информации,   федеральными   и   региональными
информационными структурами органов государственной власти.

                  VII. Механизм реализации Концепции

     Реализация Концепции предполагает:
     объединение усилий  государства  и  общества,   направленных   на
выработку  единых  подходов к сохранению и укреплению демографического
потенциала Российской Федерации;
     координацию действий органов власти на федеральном,  региональном
и муниципальном уровнях,  направленных  на  улучшение  демографической
ситуации в стране;
     разработку и реализацию мероприятий,  в том числе  федеральных  и
региональных целевых программ, направленных на решение основных задач,
сформулированных в Концепции.