О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА ПО ПОГРАНИЧНЫМ ВОПРОСАМ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 27 сентября 2001 г. N 694 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: Одобрить представленный Федеральной пограничной службой Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации проект Соглашения об информационном взаимодействии государств - членов Евразийского экономического сообщества по пограничным вопросам (прилагается). Считать целесообразным подписать указанное Соглашение на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав правительств, разрешив вносить в прилагаемый проект Соглашения изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 27 сентября 2001 г. N 694 Проект СОГЛАШЕНИЕ об информационном взаимодействии государств - членов Евразийского экономического сообщества по пограничным вопросам Правительства государств - участников настоящего Соглашения, далее именуемые Сторонами, руководствуясь интересами практической реализации положений по пограничным вопросам Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, принимая во внимание Соглашение об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений от 24 сентября 1993 года и достигнутые договоренности государств - участников Содружества Независимых Государств по пограничным вопросам, уделяя особое внимание повышению надежности охраны внешних границ и эффективности информационного сотрудничества в этой области, придавая важное значение правовому регулированию отношений при формировании и использовании информационных ресурсов Сторон по пограничным вопросам, стремясь оказывать друг другу более широкое содействие в полном и качественном пополнении информационных ресурсов Сторон по пограничным вопросам, обеспечении их необходимой защиты и рационального использования в процессе межгосударственного информационного обмена, согласились о нижеследующем: Статья 1 Для целей настоящего Соглашения используемые термины означают следующее: "внешние границы" - участки государственных границ государств -членов Евразийского экономического сообщества с государствами, не являющимися членами Сообщества; "правовой режим информационных ресурсов" - нормы, устанавливающие порядок документирования информации, право собственности на нее, категорию информации по уровню доступа к ней и порядок правовой защиты информации; "компетентные органы" - государственные органы и организации Сторон, а также органы управления интеграцией государств - членов Евразийского экономического сообщества, уполномоченные Сторонами действовать в определенном качестве; "информация" - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; "документ" - носитель зафиксированной в установленной форме и по установленным правилам информации, необходимой для реализации информационных процессов; "материальный носитель информации" - материал с определенными физическими свойствами, который может быть использован для записи и хранения информации; "документированная информация" - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; "информационные ресурсы" - обработанная в определенном порядке совокупность документированной информации в информационных системах; "информационная система" - организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов и информационных технологий, реализующая информационные процессы; "информационные технологии" - совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации и регламентированного порядка ее применения; "информационные процессы" - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации, поиска и предоставления информации пользователю; "пользователь (потребитель) информации" - компетентные органы, уполномоченные Сторонами, обращающиеся к информационной системе за получением необходимой им информации и пользующиеся ею в установленном порядке; "межгосударственные секреты" - определенные в соответствии с национальным законодательством государств Сторон государственные секреты, переданные этими Сторонами в рамках осуществления сотрудничества в порядке, установленном каждой из Сторон, а также секреты, образующиеся в процессе совместных мероприятий; "государственные секреты" - секреты, защищаемые каждой из Сторон независимо друг от друга; "секреты" - особой важности, совершенно секретные и секретные сведения, документы и материалы, предусмотренные нормативными актами каждой из Сторон, если дополнительно не оговорены иные степени (грифы) секретности; "конфиденциальная информация" - информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с национальным законодательством государства каждой Стороны либо договоренностями, достигнутыми в рамках осуществления сотрудничества. Статья 2 Предметом настоящего Соглашения является определение общих принципов организации информационного взаимодействия по пограничным вопросам между Сторонами и согласование правового режима той части информационных ресурсов каждой из Сторон, которая предназначена для осуществления указанного взаимодействия. Стороны обязуются: на безвозмездной основе осуществлять обмен информационными ресурсами по пограничным вопросам в рамках прилагаемого к настоящему Соглашению перечня видов документированной информации для межгосударственного обмена информационными ресурсами по пограничным вопросам государств - членов Евразийского экономического сообщества; обеспечивать соблюдение взаимосогласованных регламента, порядка и сроков предоставления информационных ресурсов для совместного владения Сторонами, а также выполнение определяемого настоящим Соглашением правового режима информационных ресурсов Сторон по пограничным вопросам; осуществлять обмен информационными ресурсами по пограничным вопросам путем передачи документированной информации на рабочем языке Евразийского экономического сообщества в электронном виде или на материальных носителях информации на односторонней или многосторонней основе в рамках государств - участников настоящего Соглашения; в исключительных случаях, по взаимному согласованию Сторон, осуществлять обмен другими видами информационных ресурсов, не вошедших в указанный перечень видов документированной информации, на основе специальных запросов. Стороны создадут национальные информационные системы по пограничным вопросам, согласовав меры по их созданию, определят совместно или самостоятельно компетентные органы Сторон, которые будут соответственно являться: владельцами информационных ресурсов по пограничным вопросам; пользователями информационных ресурсов по пограничным вопросам; субъектами, участвующими в межгосударственном обмене информационными ресурсами по пограничным вопросам. Стороны определяют правовой режим информационных ресурсов по пограничным вопросам, устанавливающий: право собственности на информационные ресурсы; порядок документирования информации, придания информационным документам юридической силы и ее подтверждения; категорирование информационных ресурсов по уровню доступа к ним; цели и порядок защиты информационных ресурсов; права компетентных органов Сторон, участвующих в межгосударственном обмене информационными ресурсами по пограничным вопросам. Статья 3 Стороны являются собственниками информационных ресурсов по пограничным вопросам, сформированных подчиненными им компетентными органами, и в полном объеме реализуют права и полномочия по владению, пользованию и распоряжению этими ресурсами, в том числе право устанавливать режим, правила обработки и защиты принадлежащих им информационных ресурсов и доступа к ним. Сторона - собственник информационных ресурсов по пограничным вопросам, предоставляющая в процессе межгосударственного обмена информационными ресурсами документированную информацию для совместного владения Сторонами, не утрачивает права на эту информацию и на ее использование. Владельцами информационных ресурсов по пограничным вопросам признаются компетентные органы Сторон, реализующие полномочия по формированию, владению и пользованию указанными информационными ресурсами в объеме, устанавливаемом Сторонами - собственниками конкретных информационных ресурсов. По совместному соглашению Сторон, с целью централизованного накопления и использования во взаимных интересах информационных ресурсов по пограничным вопросам, могут создаваться тематические информационные системы коллективного пользования с предоставлением компетентным органам Сторон права пользования этими системами. Пользователями информационных ресурсов по пограничным вопросам являются компетентные органы Сторон, обращающиеся к владельцам или собственникам таких ресурсов за получением необходимой им документированной информации и пользующиеся ею. Передача информационных ресурсов или их части от собственника к другому владельцу не означает одновременного перехода к нему права собственности на эти ресурсы, поскольку право собственности на информационные системы или технологии не предполагает право собственности на информационные ресурсы, обрабатываемые с их помощью. Статья 4 Документирование информации является обязательным предварительным условием для включения ее в состав информационных ресурсов Сторон по пограничным вопросам, предназначенных для межгосударственного информационного обмена. Для каждого способа межгосударственного обмена информационными ресурсами порядок документирования информации определяется в соответствии с согласованными Сторонами формами. Документированная информация, в том числе полученная непосредственно из автоматизированных информационных систем, приобретает юридическую силу только после ее подписания компетентными должностными лицами. Юридическая сила документированной информации, хранимой и обрабатываемой в автоматизированных информационных системах, а также передаваемой с использованием технических систем связи и передачи данных, может подтверждаться электронной цифровой подписью при условии наличия в этих системах взаимно признанных Сторонами программно-технических средств идентификации подписи и соблюдения Сторонами установленного режима применения указанных средств. Статья 5 Информационные ресурсы по пограничным вопросам, предоставляемые Сторонами для межгосударственного обмена, как правило, являются открытыми и общедоступными для пользователей информационных ресурсов Сторон. Исключение составляет документированная информация, содержащая межгосударственные секреты Сторон, государственные секреты Сторон и конфиденциальную информацию, доступ к которой осуществляется в соответствии с национальным законодательством государств - собственников соответствующих информационных ресурсов по пограничным вопросам. Определение порядка доступа к информационным ресурсам по пограничным вопросам, предназначенным для совместного использования, перечня пользователей и правил обмена документированной информацией, содержащейся в тематической информационной системе коллективного пользования, Стороны возлагают на совместно определяемый ими компетентный орган, которому делегированы права и полномочия владельца указанных информационных ресурсов. Статья 6 Информационные ресурсы по пограничным вопросам, являющиеся собственностью Сторон, а также находящиеся в их совместном владении либо во владении компетентных органов, определенных Сторонами, подлежат обязательному учету и защите. Целями защиты информационных ресурсов являются: предотвращение угрозы безопасности государств Сторон при любых формах несанкционированного доступа и незаконного вмешательства в информационные ресурсы и системы; сохранение межгосударственных и государственных секретов каждой из Сторон, конфиденциальности документированной информации и имеющихся в информационных системах персональных данных; предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации; обеспечение соблюдения правового режима документированной информации как объекта собственности Сторон, а также прав субъектов при осуществлении информационных процессов. Пользователи информационных ресурсов по пограничным вопросам, содержащих документированную информацию, отнесенную Стороной - собственником информационных ресурсов к категории ограниченного доступа, вправе распоряжаться такой информацией и использовать ее только с разрешения компетентных органов Стороны-собственника, они также обязаны оповещать эти органы обо всех фактах нарушения требований по защите указанной информации. Статья 7 Стороны, их компетентные органы и определенные в соответствии с настоящим Соглашением пользователи информационных ресурсов по пограничным вопросам обладают равными правами на доступ к этим ресурсам и не обязаны обосновывать перед их владельцами необходимость получения запрашиваемой информации. Исключение составляет информация ограниченного доступа. Владельцы информационных ресурсов по пограничным вопросам обеспечивают пользователей документированной информацией в порядке, определенном собственником этих ресурсов, с соблюдением положений настоящего Соглашения. Определенные Сторонами компетентные органы, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов по пограничным вопросам, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователям документированной информации в соответствии с достигнутыми Сторонами договоренностями и взаимными обязательствами. Порядок пользования информационными ресурсами по пограничным вопросам ограниченного доступа определяется компетентными органами каждой из Сторон в соответствии с национальным законодательством, межгосударственными (межправительственными) соглашениями и другими нормативными правовыми актами, принятыми в рамках Евразийского экономического сообщества. Статья 8 В целях обеспечения выполнения положений статей 4 и 6 настоящего Соглашения Стороны рассмотрят возможности: использования шифровальных средств для защиты информационных ресурсов; взаимных поставок оборудования и обмена специалистами в области шифрованной связи; осуществления согласованных действий по закупке коммуникационного и шифровального оборудования с целью создания защищенных информационных систем. Статья 9 Стороны возлагают на Совет по пограничным вопросам государств - членов Евразийского экономического сообщества координацию мер по выполнению настоящего Соглашения, проведению необходимых консультаций (переговоров) и достижению договоренностей, не выходящих за рамки его компетенции. Настоящее Соглашение не затрагивает положений других международных договоров, участниками которых являются Стороны. В настоящее Соглашение по взаимному согласию Сторон могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельным протоколом. Статья 10 Настоящее Соглашение применяется со дня подписания в части, не противоречащей национальному законодательству государств Сторон, и вступает в силу с даты получения депозитарием от государств - членов Евразийского экономического сообщества третьего уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. Для каждого из остальных государств - участников настоящего Соглашения оно вступает в силу с даты получения депозитарием уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления его в силу. Депозитарием настоящего Соглашения является Интеграционный комитет Евразийского экономического сообщества. Статья 11 Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему всех других государств, присоединившихся к Договору об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года, Договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года и Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, и разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения. Статья 12 Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров. Статья 13 Настоящее Соглашение действует в течение пяти лет и затем автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды. Каждая из Сторон имеет право выйти из настоящего Соглашения путем письменного уведомления об этом депозитария не менее чем за шесть месяцев до выхода. Совершено в г.-------------"----"-------------- 2001 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится в Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества, который направит каждому государству - участнику настоящего Соглашения его заверенную копию. За Правительство За Правительство Республики Белоруссия Российской Федерации За Правительство За Правительство Республики Республики Казахстан Таджикистан За Правительство Киргизской Республики Приложение к Соглашению об информационном взаимодействии государств - членов Евразийского экономического сообщества по пограничным вопросам ПЕРЕЧЕНЬ видов документированной информации для межгосударственного обмена информационными ресурсами по пограничным вопросам государств - членов Евразийского экономического сообщества 1. О предпосылках к возникновению на внешних границах государств - членов Евразийского экономического сообщества кризисных ситуаций, представляющих угрозу безопасности этих государств. 2. О проведении государствами, не являющимися членами Евразийского экономического сообщества, акций политического, военного, экономического и иного характера, способных оказать дестабилизирующее воздействие на обстановку на внешних границах государств - членов Сообщества. 3. О готовящемся (осуществленном) перемещении через границы и территории государств - членов Евразийского экономического сообщества оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих и психотропных веществ, других предметов и грузов, материальных и культурных ценностей, запрещенных к ввозу и вывозу национальным законодательством государств - членов Евразийского экономического сообщества и международными соглашениями, а также о каналах, методах, средствах и ухищрениях, применяемых при этом контрабандистами на границе. 4. О лицах, причастных к международной организованной преступности (торговле оружием, наркобизнесу, терроризму, экстремизму и другим видам организованной преступной деятельности), появление которых возможно на внешних границах государств - членов Евразийского экономического сообщества, о каналах их въезда и выезда. 5. Об организациях и группах, деятельность которых через внешние границы государств - членов Евразийского экономического сообщества преследует цели разжигания межнациональных конфликтов. 6. О проведении на участках внешних границ государств - членов Евразийского экономического сообщества пограничных операций (поисков), согласованных в соответствии с национальным законодательством этих государств. 7. О новых элементах в тактике действий нарушителей границы и применяемых ими ухищрениях. 8. О новых способах охраны границ и наиболее характерных примерах задержания нарушителей границы. 9. О резких изменениях экологической, эпидемиологической и эпизоотической обстановки в приграничных районах. 10. О принятых в государствах - членах Евразийского экономического сообщества нормативных правовых актах по пограничным вопросам, правовых санкциях, применяемых к нарушителям национального законодательства по пограничным вопросам, и их изменениях. 11. О процессах, связанных с проблемами пограничного контроля и незаконной миграции через границы и территории государств - членов Евразийского экономического сообщества. |