О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 ГОДЫ). Постановление. Правительство РФ. 25.09.01 690


Страницы: 1  2  3  



         О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ
                 ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 ГОДЫ)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                         25 сентября 2001 г.
                                N 690

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить   прилагаемую    федеральную    целевую    программу
"Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы).
     Министерству экономического  развития   и   торговли   Российской
Федерации,  Министерству  финансов Российской Федерации и Министерству
промышленности,  науки   и   технологий   Российской   Федерации   при
формировании  проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы включать
указанную  Программу  в   перечень   федеральных   целевых   программ,
подлежащих  финансированию  за  счет  средств федерального бюджета,  и
уточнять ежегодно размер выделяемых ассигнований с учетом возможностей
федерального бюджета.
     2. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской  Федерации,  на  территории  которых  будут реализовываться
мероприятия Программы,  указанной в пункте 1 настоящего постановления,
предусматривать   при  подготовке  проектов  соответствующих  бюджетов
выделение средств на осуществление таких мероприятий.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
25 сентября 2001 г.
N 690


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 25 сентября 2001 года
                                                                 N 690

                    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

                "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ"
                           (2002-2010 годы)

                               ПАСПОРТ
          федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность
                 территории России" (2002-2010 годы)

----------------------------------------------------------------------
| Наименование Программы     -  | федеральная   целевая    программа |
|                               | "Сейсмобезопасность     территории |
|                               | России" (2002-2010 годы)           |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Основание для разработки   -  | распоряжение         Правительства |
| Программы                     | Российской Федерации  от 26  марта |
|                               | 2001 г. N 424-р                    |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Государственный заказчик   -  | Государственный комитет Российской |
| Программы                     | Федерации   по   строительству   и |
|                               | жилищно-коммунальному комплексу    |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Основной     разработчик   -  | Государственный комитет Российской |
| Программы                     | Федерации   по   строительству   и |
|                               | жилищно-коммунальному комплексу    |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Цели и задачи Программы    -  | целями     Программы      являются |
|                               | максимальное             повышение |
|                               | сейсмической          безопасности |
|                               | населения,  снижение  социального, |
|                               | экономического,     экологического |
|                               | риска   в    сейсмически   опасных |
|                               | районах   Российской    Федерации, |
|                               | уменьшение        ущерба        от |
|                               | разрушительных землетрясений путем |
|                               | усиления      и      реконструкции |
|                               | существующих сооружений,  а  также |
|                               | подготовки     городов,     других |
|                               | населенных пунктов,  транспортных, |
|                               | энергетических и  иных объектов  и |
|                               | магистралей       к        сильным |
|                               | землетрясениям.                    |
|                               | Основными    задачами    Программы |
|                               | являются:                          |
|                               | осуществление    мероприятий    по |
|                               | сейсмоусилению            наиболее |
|                               | ответственных  и   несейсмостойких |
|                               | сооружений      и       разработка |
|                               | необходимых      градостроительных |
|                               | мероприятий с  целью максимального |
|                               | снижения   сейсмического    риска, |
|                               | начиная  с   наиболее  сейсмически |
|                               | опасных районов;                   |
|                               | проведение     обследования      и |
|                               | паспортизации зданий  и сооружений |
|                               | в сейсмоопасных районах;           |
|                               | создание   и    развитие  научно - |
|                               | методической базы в области оценки |
|                               | сейсмической опасности  территорий |
|                               | путем       развития        общего |
|                               | сейсмического       районирования, |
|                               | сейсмического   микрорайонирования |
|                               | территорий   городов    и   других |
|                               | населенных   пунктов,    уточнения |
|                               | моделей  сейсмических  воздействий |
|                               | на здания и сооружения;            |
|                               | формирование нормативной  базы для |
|                               | осуществления      работы       по |
|                               | обеспечению           сейсмической |
|                               | надежности      строящихся       и |
|                               | эксплуатируемых             жилых, |
|                               | общественных, промышленных зданий, |
|                               | энергетических,       транспортных |
|                               | сооружений;                        |
|                               | создание научно-методической  базы |
|                               | для осуществления  деятельности по |
|                               | снижению  сейсмической  уязвимости |
|                               | существующих     сооружений      и |
|                               | населенных пунктов;                |
|                               | разработка           инновационных |
|                               | технологий сейсмоизоляции  и новых |
|                               | систем   сейсмозащиты   зданий   и |
|                               | сооружений,   их    оснований    и |
|                               | фундаментов;                       |
|                               | создание  экспериментальной   базы |
|                               | для исследования новых эффективных |
|                               | систем     сейсмической     защиты |
|                               | сооружений, мониторинга  зданий  и |
|                               | сооружений   во    время   сильных |
|                               | землетрясений;                     |
|                               | развитие  системы  информационного |
|                               | обеспечения             управления |
|                               | сейсмическим риском  и  смягчением |
|                               | последствий сильных землетрясений; |
|                               | совершенствование          системы |
|                               | подготовки     специалистов     по |
|                               | управлению сейсмическим  риском  и |
|                               | подготовки населения  и городов  к |
|                               | сейсмическим бедствиям             |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Сроки и этапы реализации   -  | 2002-2010 годы, в том числе:       |
| Программы                     | I этап - 2002-2005 годы;           |
|                               | II этап - 2006-2010 годы           |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Основные     программные   -  | усиление             недостаточно  |
| мероприятия                   | сейсмостойких     сооружений     в |
|                               | сейсмоопасных районах;             |
|                               | создание  и   реализация  научно - |
|                               | методической   и   правовой   базы |
|                               | Программы                          |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Объем    и     источники   -  | общий    объем     финансирования  |
| финансирования Программы      | Программы составляет  28783,9 млн. |
|                               | рублей,  в   том  числе   за  счет |
|                               | средств  федерального   бюджета  - |
|                               | 3535,1   млн.    рублей   (включая |
|                               | капитальные    вложения  -  3443,1 |
|                               | млн.рублей        и       научно - |
|                               | исследовательские    и    опытно - |
|                               | конструкторские работы  - 92  млн. |
|                               | рублей)   и   за   счет   бюджетов |
|                               | субъектов Российской  Федерации  и |
|                               | внебюджетных источников  - 25248,7 |
|                               | млн. рублей                        |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Ожидаемые   конечные       -  | уточнение            характеристик |
| результаты                    | сейсмической      опасности      и |
| реализации Программы          | сейсмического риска  для  наиболее |
|                               | опасных в  сейсмическом  отношении |
|                               | территорий,   включая    уточнение |
|                               | риска  от  вторичного  воздействия |
|                               | природного     и      техногенного |
|                               | характера;                         |
|                               | усиление              существующих |
|                               | несейсмостойких сооружений;        |
|                               | разработка  нормативной   правовой |
|                               | базы  в   области  проектирования, |
|                               | строительства,            усиления |
|                               | конструкций зданий и сооружений;   |
|                               | формирование         экономических |
|                               | механизмов    повышения     уровня |
|                               | сейсмической          безопасности |
|                               | населения и снижения сейсмического |
|                               | риска;                             |
|                               | развитие  системы  информационного |
|                               | обеспечения             управления |
|                               | сейсмическим риском;               |
|                               | развитие    системы     подготовки |
|                               | специалистов   и    населения    к |
|                               | действиям  в   условиях   сильного |
|                               | землетрясения;                     |
|                               | снижение  затрат   на   ликвидацию |
|                               | последствий землетрясений          |
|-------------------------------|------------------------------------|
| Управление реализацией и   -  | организация управления  и контроль |
| контроль за  исполнением      | за      исполнением      Программы |
| Программы                     | возлагаются   на   Государственный |
|                               | комитет  Российской  Федерации  по |
|                               | строительству      и     жилищно - |
|                               | коммунальному           комплексу. |
|                               | Информация   о   ходе   выполнения |
|                               | Программы   и   об   использовании |
|                               | средств  федерального   и  местных |
|                               | бюджетов            представляются |
|                               | исполнителями   в    установленном |
|                               | порядке.                           |
----------------------------------------------------------------------

                             1. Введение

     Федеральная целевая  программа   "Сейсмобезопасность   территории
России"   (2002-2010   годы)  (в  дальнейшем  именуется  -  Программа)
разработана в соответствии с  распоряжением  Правительства  Российской
Федерации от 26 марта 2001 г. N 424-р.
     Целями Программы  являются  повышение  сейсмической  безопасности
населения, снижение социального, экономического и экологического риска
в   сейсмически   опасных   районах   России,   снижение   ущерба   от
разрушительных землетрясений.
     Приоритетными направлениями  реализации  программных  мероприятий
являются:
     обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;
     формирование правовой     основы     обеспечения     сейсмической
безопасности населения;
     внедрение в  практику  современных  методов и технических средств
обеспечения сейсмостойкости;
     совершенствование научных  методов  и  технологий сейсмостойкости
при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
     При разработке   Программы   учитывались   результаты  выполнения
федеральных целевых программ "Сейсмобезопасность Республики Бурятия на
1999-2000 годы и на период до 2010 года",  комплексной программы работ
по обеспечению сейсмостойкости объектов народного хозяйства Камчатской
области на 1995-1999 годы "Сейсмозащита",  продленной до 2005 года,  а
также программы "Снижение рисков и смягчение последствий  чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до
2005 года".

          2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                   ее решения программными методами

     Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем,
что:
     более 50   процентов   территории   России   подвержены   влиянию
землетрясений, вызывающих катастрофический или серьезный ущерб;
     напряженность в  обеспечении  населения  жильем с соответствующей
инфраструктурой  особенно  велика  на  сейсмоопасных   территориях   -
Камчатке,  Сахалине,  в  Бурятии,  Прибайкалье  и особенно на Северном
Кавказе,  где сильные землетрясения,  как правило,  вызывали не только
миллиардные   ущербы,   ранения   и  гибель  людей,  но  и  социальные
потрясения;
     катастрофические землетрясения    ведут   к   нищете,   болезням,
безработице,  ставят под угрозу социальные  программы,  реализуемые  в
стране;
     на сейсмоопасных территориях проходят многие важные  коммуникации
страны   (транспорт,   газовые   и   нефтяные  магистрали),  находятся
гидростанции,  атомные электростанции  и  другие  объекты,  разрушение
которых ведет к экологической деградации территорий и гибели людей;
     за все годы истории СССР и Российской Федерации в стране не  были
реализованы     общегосударственные    программы    по    сейсмической
безопасности,  в  результате  чего  десятки   миллионов   человек   на
сейсмоопасных  территориях живут в домах,  характеризующихся дефицитом
сейсмостойкости в 2-3 балла.  В  стране  нет  системы  страхования  от
последствий землетрясений.
     В основе работ по оценке сейсмической опасности  и  сейсмического
риска    используются    современные    карты   общего   сейсмического
районирования территории Российской  Федерации.  Эти  карты  позволяют
более   достоверно   оценивать   степень   сейсмической   опасности  и
планировать "сейсмическую перспективу",  а также определять приемлемый
уровень сейсмического риска.
     Вместе с  тем   существенное   увеличение   площадей   территорий
повышенной    сейсмической   опасности   по   сравнению   с   прежними
представлениями,  принципиально  новый  дифференцированный  подход   к
оценке сейсмической опасности,  а также сохраняющаяся неопределенность
из-за  недостатка  сейсмологических   сведений   становятся   весомыми
аргументами  необходимости  проведения  масштабных  работ по уточнению
региональной  сейсмичности,  детальному  объектному  и   сейсмическому
микрорайонированию   с   целью  использования  полученных  данных  для
проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты
объектов различного назначения на территории Российской Федерации.
     Детальное сейсмическое   районирование   имеет   своей    задачей
выявление или уточнение сейсмогенерирующих зон, сейсмические события в
которых  представляют  опасность  для  конкретных  объектов  (городов,
населенных  пунктов,  крупных промышленных и энергетических объектов и
т.д.).  Такие карты  для  крупных  территорий  разрабатываются  редко,
поскольку  эти  работы  в  полном  объеме  требуют  больших  затрат  и
длительного времени.  Значительно чаще выполняется объектное детальное
сейсмическое  районирование  или  уточнение  исходной сейсмичности для
конкретных объектов. В настоящее время эти важные виды работ по оценке
сейсмической опасности имеют слабую нормативнометодическую базу.
     Сейсмическое микрорайонирование    позволяет    учесть    влияние
разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые
сейсмические  воздействия.  Карты   сейсмического   микрорайонирования
служат основой для оценки сейсмической опасности строительной площадки
и должны  содержать  всю  необходимую  информацию  для  проектирования
эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений.  Существующая нормативно
- методическая и техническая база сейсмического  микрорайонирования  в
настоящее  время  существенно  устарела  и  нуждается  в  значительном
обновлении.
     Поскольку значительная   часть  территории  Российской  Федерации
характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска,  а
развитие     опасных     геологических    процессов    природного    и
природно-техногенного характера  усугубляет  возможные  разрушительные
последствия  землетрясений,  необходимость сохранения жизни и здоровья
людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба
окружающей    среде    определяет   комплексную   задачу:   обеспечить
сейсмическую      безопасность      населения      и      устойчивость
материально-технических  объектов  в  пределах показателей приемлемого
риска,  значения которого должны  быть  дифференцированы  по  регионам
Российской Федерации.
     Высокий уровень сейсмического риска определяется  в  значительной
степени   высокой  сейсмической  уязвимостью,  то  есть  недостаточной
сейсмостойкостью   части   построенных   гражданских,    промышленных,
гидротехнических   и   других  сооружений,  а  также  неготовностью  к
землетрясениям большинства населенных пунктов.
     В ряде  субъектов Российской Федерации,  по приближенным оценкам,
от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть  отнесены
к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым.
     Недостаточная надежность  сейсмологического   прогноза   является
принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия,  поскольку природа
сейсмической  деятельности  крайне  сложна,  не  до  конца  понята   и
недостаточно  исследована,  несмотря  на  несомненные  и  значительные
достижения мировой и отечественной сейсмологии.  Кроме того,  проблема
усложняется  в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча
ископаемых,  строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и
т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и
через провоцирование природных сейсмоявлений на  напряженных  участках
земной коры.
    Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах
интенсивности,    прогнозируемой    картами    общего    сейсмического
районирования,  но  и  землетрясений  более   высокой   интенсивности,
превышающей  расчетные  сейсмические  воздействия  на сооружения.  Это
обстоятельство следует учитывать  при  разработке  и  выполнении  всех
программных мероприятий.
     Таким образом,  проблема  обеспечения  сейсмической  безопасности
является    комплексной,    требующей   межведомственных   решений   и
согласований,  оценки и прогноза не только прямого,  но  и  косвенного
ущерба,  реализации  большого  числа  многоуровневых задач в масштабах
страны.   Основным   методом   решения   указанных   задач    является
программно-целевой метод.
     Программой предусмотрено формирование  правовой  и  нормативно  -
технической    базы    для   обеспечения   надежности   строящихся   и
эксплуатируемых   жилых,   общественных   и    промышленных    зданий,
энергетических и транспортных сооружений.

                 3. Цели и основные задачи Программы

     Целями Программы  являются  максимальное  повышение  сейсмической
безопасности,  снижение  социального,  экономического,  экологического
риска  в  сейсмически  опасных районах Российской Федерации,  снижение
ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции
существующих   сооружений,   а   также  подготовки  городов  и  других
населенных  пунктов,   транспортных   и   энергетических   сооружений,
трубопроводов к сильным землетрясениям.
     Основными задачами Программы являются:
     1) осуществление  мероприятий  по  сейсмоусилению наиболее важных
сооружений и разработка необходимых  градостроительных  мероприятий  с
целью  максимального снижения сейсмического риска,  начиная с наиболее
сейсмически опасных районов;
     2) проведение  обследования и паспортизации зданий и сооружений в
сейсмоопасных районах;
     3) создание   и  развитие  научно-методической  базы,  механизмов
реализации нормативных документов  по  оценке  сейсмической  опасности
территорий;
     4) формирование нормативной  базы  для  обеспечения  сейсмической
надежности   строящихся   и   эксплуатируемых   жилых,   общественных,
промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
     5) разработка  научно-методической базы для снижения сейсмической
уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
     6) разработка  инновационных  технологий  сейсмоизоляции и других
новых  систем  сейсмозащиты  зданий  и  сооружений,  их  оснований   и
фундаментов;
     7) создание  экспериментальной  базы   для   исследования   новых
эффективных систем сейсмической защиты сооружений,  мониторинга зданий
и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений;
     8) развитие   системы   информационного   обеспечения  управления
сейсмическим риском и деятельности по  смягчению  последствий  сильных
землетрясений;
     9) совершенствование   системы   подготовки    специалистов    по
управлению  сейсмическим  риском  и  системы  подготовки  населения  и
городов к сейсмическим бедствиям.

            4. Сроки и основные этапы выполнения Программы

     Предусмотрено, что Программа будет реализована в течение 9 лет  в
2 этапа.
     На первом  этапе  (2002-2005  годы)  в   наиболее   сейсмоопасных
регионах  предусматриваются  проведение  обследований  и паспортизация
таких объектов,  как школы,  больницы, гидросооружения и т.д., а также
будут усилены сооружения,  имеющие наибольший дефицит сейсмостойкости,
наиболее важные в социальном отношении и  с  точки  зрения  ликвидации
последствий землетрясений.  Предусматривается осуществить мероприятия,
которые   дадут   результаты   в    ближайшей    перспективе.    Будет
систематизирована  и получит дальнейшее развитие нормативнотехническая
и правовая  база,  воссоздана  и  обновлена  экспериментальная  основа
исследований   по   сейсмостойкости   сооружений.   Будут  разработаны
методические,  экономические и организационные основы и механизмы  для
реализации программных мероприятий в полном объеме.
     На втором  этапе  (2006-2010  годы)  планируются  полномасштабная
реализация  основных  мероприятий  Программы,  массовая  паспортизация
объектов и усиление  зданий  и  сооружений.  При  необходимости  может
осуществляться корректировка мероприятий Программы.  При корректировке
будут  учитываться  фактические  объемы  финансирования,   показатели,
позволяющие  определить порядок достижения целей и решения программных
задач.

                  5. Система программных мероприятий

   Обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных регионах

     В рамках Программы будет осуществлен комплекс  взаимосвязанных  и
скоординированных   мероприятий  по  снижению  сейсмического  риска  и
повышению безопасности  населения  посредством  усиления  недостаточно
сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных регионах. Результаты
экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического  риска
на территориях субъектов Российской Федерации представлены в таблице.

                                                               Таблица

---------------------------------------------------------------------
|       |                                           | Индекс        |
|       |                                           | сейсмического |
|       |                                           | риска *       |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|       |                 Группа I                  |               |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   1.  | Краснодарский край                        |       9       |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   2.  | Камчатская область                        |       8       |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   3.  | Сахалинская область                       |       8       |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   4.  | Республика Дагестан                       |       7       |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   5.  | Республика Бурятия                        |       5       |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   6.  | Республика Северная Осетия - Алания       |      3,5      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   7.  | Иркутская область                         |      2,5      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   8.  | Кабардино-Балкарская Республика           |       2       |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|   9.  | Ингушская Республика                      |      1,8      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  10.  | Карачаево-Черкесская Республика           |      1,8      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  11.  | Республика Тыва                           |      1,8      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|       |                 Группа II                 |               |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  12.  | Ставропольский край                       |      1,6      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  13.  | Красноярский край                         |      1,5      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  14.  | Кемеровская область                       |      1,45     |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  15.  | Алтайский край                            |      1,4      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  16.  | Приморский край                           |      1,4      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  17.  | Хабаровский край                          |      1,3      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  18.  | Читинская область                         |      1,25     |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  19.  | Чеченская Республика                      |      1,15     |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  20.  | Республика Саха (Якутия)                  |       1       |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  21.  | Амурская область                          |      0,9      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  22.  | Республика Адыгея                         |      0,8      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  23.  | Республика Хакасия                        |      0,75     |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  24.  | Республика Алтай                          |      0,65     |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  25.  | Еврейская автономная область              |      0,6      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  26.  | Магаданская область                       |      0,59     |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  27.  | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ |      0,25     |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  28.  | Чукотский автономный округ                |      0,1      |
|-------|-------------------------------------------|---------------|
|  29.  | Корякский автономный округ                |      0,08     |
---------------------------------------------------------------------

------------------------
     * Индекс  сейсмического  риска  характеризует  необходимый  объем
антисейсмических   усилений,   учитывает    сейсмическую    опасность,
сейсмический  риск и численность населения наиболее крупных населенных
пунктов.

     Субъекты Российской Федерации классифицированы в  зависимости  от
индекса   сейсмического  риска  и  подразделяются  на  2  группы.  При
определении регионов и  объектов  для  первоочередного  сейсмоусиления
основными   факторами  являются  сейсмическая  опасность  и  плотность
населения.  Учитывались   также   степень   фактической   сейсмической
уязвимости застройки и дефицит сейсмостойкости на данной территории.
     Группа I включает 11 субъектов  Российской  Федерации  -  регионы
наиболее высокой сейсмической опасности и сейсмического риска.  Многие
города и  крупные  населенные  пункты  этих  регионов  расположены  на
территориях с сейсмичностью 9 и 10 баллов.
     Краснодарский край занимает площадь 76 тыс.  кв.  км, численность
населения  составляет  5006,7 тыс.  человек,  в том числе городского -
2663,9 тыс.  человек.  Программой  предусмотрено  усилить  около  1600
объектов,  в  первую  очередь  в городах Новороссийск,  Туапсе,  Сочи,
Тамань, Анапа, Геленджик.
     Особенностью региона   является   высокая   плотность   населения
Черноморского побережья Кавказа (с многократным увеличением  населения
в районе Большого Сочи в летний период).
     Камчатская область занимает площадь 472,3 тыс. кв.км, численность
населения  составляет  389,1  тыс.  человек,  в том числе городского -
315,1 тыс.  человек.  Программой предусмотрено  усилить  примерно  270
объектов,   в   первую  очередь  в  городах  Петропавловск-Камчатский,
Елизово, Ключи.
     Особенностями региона  являются  сложное  геологическое  строение
полуострова,  а также наличие опасных природных  процессов  и  явлений
(кроме землетрясений): вулканы, цунами, морские приливы, наводнения.
     Сахалинская область занимает площадь 87,1 тыс.кв.км,  численность
населения  составляет  598,6  тыс.  человек,  в том числе городского -
518,1  тыс.  человек.  Программой  предусмотрено  усилить  около   460
объектов,    в    первую    очередь    в    городах    Южно-Сахалинск,
Александровск-Сахалинский,  Невельск,   Оха,   Поронайск,   Углегорск,
Холмск, Курильск, Макаров, СевероКурильск, Красногорск, Чехов.
     Особенностями региона   являются    его    островной    характер,
непосредственная  близость островов к разрывам и разломам краевой зоны
Тихого океана с большой  и  постоянной  сейсмической  и  вулканической
активностью,  а  также  открытость для тропических циклонов и северных
холодных ветров.
     Республика Дагестан занимает площадь 50,3 тыс.кв.км,  численность
населения составляет 2142,7 тыс.  человек,  в том числе  городского  -
860,3   тыс.  человек.  Программой  предусмотрено  усилить  около  690
объектов, в первую очередь в городах Махачкала, Буйнакск, Дагестанские
Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр.
     Особенностью региона является наличие морского побережья и горных
районов.
     Республика Бурятия занимает площадь 351,3 тыс.кв.км,  численность
населения  составляет  1031,9 тыс.  человек,  в том числе городского -
616,8 тыс.  человек.  Программой предусмотрено усилить 485 объектов, в
первую очередь в городах Улан-Удэ, Северобайкальск, Бабушкин.
     Особенностью региона  является  наличие  зоны  озера   Байкал   и
развитой промышленной инфраструктуры, а также наличие горных районов.
     Северная Осетия  -   Алания   занимает   площадь   8   тыс.кв.км,
численность  населения  составляет  670,1  тыс.  человек,  в том числе
городского - 452,2  тыс.  человек.  Программой  предусмотрено  усилить
более  400 объектов,  в первую очередь в городах Владикавказ,  Алагир,
Ардон, Дигора, Беслан.
     Особенностью региона   является  горный  характер  местности  при
высокой плотности населения.
     Иркутская область  занимает площадь 767,9 тыс.кв.км,  численность
населения составляет 2742,1 тыс.  человек,  в том числе  городского  -
2183,6  тыс.  человек.  Программой  предусмотрено  усилить  около  860
объектов,  в первую очередь в  городах  Иркутск,  Шелехов,  Байкальск,
Слюдянка, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Тулун.
     Особенностями региона  являются  обширная  береговая  зона  озера
Байкал,  а  также  каскад  гидроэлектростанций и развитая промышленная
инфраструктура области.
     Кабардино-Балкарская Республика  занимает площадь 12,5 тыс.кв.км,
численность населения составляет  785,5  тыс.  человек,  в  том  числе
городского  - 448 тыс.  человек.  Программой предусмотрено усилить 330
объектов,  в первую очередь  в  городах  Нальчик,  Прохладный,  Терек,
Нарткала, Тырныауз.
     Особенностью региона является горный рельеф местности.
     Республика Ингушетия  занимает  площадь  19,3 тыс.кв.км (вместе с
Чеченской Республикой),  численность населения составляет  314,9  тыс.
человек,  в  том  числе  городского - 133,2 тыс.  человек.  Программой
предусмотрено усилить около 125 объектов,  в первую очередь в  городах
Назрань, Малгобек, Карабулак.
     Особенностью региона является горный рельеф местности.
     Карачаево-Черкесская Республика  занимает площадь 14,1 тыс.кв.км,
численность населения составляет  431,3  тыс.  человек,  в  том  числе
городского  -  189,7  тыс.  человек.  Программой предусмотрено усилить
более 20 объектов, в первую очередь в городах Черкесск, Теберда.
     Особенностью региона является горный рельеф местности.
     Республика Тыва занимает  площадь  170,5  тыс.кв.км,  численность
населения составляет 310,9 тыс.  человек, в том числе городского - 149
тыс.  человек. Программой предусмотрено усилить 145 объектов, в первую
очередь  в городах Кызыл,  Ак-Довурак,  Чадан,  Шагонар.  Особенностью
региона является значительная урбанизация сейсмоактивных территорий.
     Группа II     регионов    имеет    прогнозируемую    сейсмическую
интенсивность 7-8 баллов и ниже.  В эту  же  группу  входит  несколько
регионов, где могут происходить и более сильные землетрясения, но либо
с невысокой вероятностью, либо на территориях, где плотность населения
сравнительно невысока.
     Программой предусмотрено,  что средства из  федерального  бюджета
используются  для  проведения  первоочередных  работ по сейсмоусилению
объектов  в  регионах  Российской   Федерации   начиная   с   наиболее
сейсмоопасных (группа I).
     Средства из   бюджетов   субъектов   Российской    Федерации    и
внебюджетных  источников  используются  для сейсмоусиления объектов 29
субъектов Российской Федерации.
     При проектировании    и    реализации   проектов   сейсмоусиления
предусматривается экспертиза проектов в соответствии с  постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 27 декабря 2000 г.  N 1008 "О
порядке   проведения   государственной   экспертизы   и    утверждения
градостроительной, предпроектной и проектной документации".

         Проведение комплекса научно-исследовательских работ,
          направленных на создание научно-методической базы

     Создание научно-методической   базы   и    системы    нормативных
документов  по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию
сейсмических воздействий включает в себя:
     научное сопровождение карт общего сейсмического районирования;
     уточнение исходной  информации  по   сейсмичности   для   крупных
городов,  ответственных  промышленных,  энергетических  и транспортных
объектов;
     разработку карт  сейсмического  микрорайонирования  для  городов,
урбанизированных территорий, площадок размещения крупных промышленных,
энергетических  и  транспортных  объектов,  включая  крупные  плотины,
аэропорты,  морские  порты  и  т.п.;   развитие   методов   инженерных
изысканий;
     разработку расчетных моделей сейсмических воздействий.
     Предполагается осуществить:
     разработку нормативных  документов   по   проектированию   новых,
усилению и реконструкции существующих зданий и сооружений;
     разработку эффективных   систем   сейсмозащиты   гражданских    и
промышленных    сооружений,    инновационных    технологий,    системы
сейсмоизоляции для снижения сейсмического риска;
     уточнение научно   обоснованных   методов   оценки   сейсмической
уязвимости и сейсмостойкости существующих сооружений;
     разработку методики паспортизации зданий и сооружений;
     разработку эффективных   методов   усиления   и    восстановления
существующих зданий и сооружений;
     создание на федеральном уровне  экспериментальной  базы,  включая
крупные   сейсмические   платформы,   вибростенды,   для  исследований
сейсмостойкости крупных моделей и фрагментов  натурных  сооружений,  в
том числе на базе конверсии оборонных отраслей;  создание федерального
экспериментального центра для исследований сейсмостойкости  сооружений
на  базе  экспериментальных  стендов  Министерства  обороны Российской
Федерации  и  Государственного  комитета   Российской   Федерации   по
строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
     создание региональных  экспериментальных  центров   (камчатского,
северокавказского,   сахалинского)  для  исследования  сейсмостойкости
зданий и иных сооружений,  в том числе зданий из местных  строительных
материалов;
     разработку и      реализацию      новых      высокосейсмостойких,
энергосберегающих  конструкций  гражданских  и  промышленных  зданий с
применением местных строительных материалов;
     разработку новых   конструкций   и   нормативных   документов  по
сейсмостойким фундаментам и основаниям,  по  транспортным  сооружениям
(аэропорты,  морские порты,  мосты,  дороги, трубопроводы), усилению и
реконструкции    эксплуатируемых    транспортных    сооружений,     по
энергетическим сооружениям (гидростанции,  тепловые станции,  плотины,
трансформаторные подстанции,  сети), по инженерным сетям в сейсмически
опасных районах;
     разработку и реализацию  системы  сейсмометрического  мониторинга
для  оперативной  оценки  состояния сооружений при землетрясении и для
уточнения методов расчета сооружений,  в том числе путем установки  на
зданиях и сооружениях инженерносейсмометрических станций, включающихся
в автоматическом режиме при землетрясении;
     разработку нормативных     документов     по    сертификации    и
лицензированию в области сейсмостойкого строительства;
     паспортизацию существующих сооружений;
     научно-техническое сопровождение работ по усилению суще  ствующих
сооружений.
     Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и
других населенных пунктов включает в себя:
     разработку и  совершенствование   методов   оценки   и   прогноза
сейсмического риска, включая прямой и косвенный риски, и технологий их
снижения;
     разработку нормативных   документов   по   подготовке  населенных
пунктов  к  землетрясениям,  по   снижению   сейсмической   уязвимости
урбанизированных территорий;
     разработку сценариев    землетрясений    с    учетом    последних
сейсмических катастроф;
     разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости
существующих   городов   и   других   населенных   пунктов,   снижения
сейсмического,  а также экономического,  социального и  экологического
риска.
     Совершенствование нормативной правовой и  информационной  базы  с
целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает:
     формирование и   совершенствование   законодательной   базы    по
сейсмической безопасности;
     разработку нормативных   правовых   документов    по    страховой
деятельности.
     При реализации  Программы  необходимо  осуществлять   координацию
работ   с   исполнителями   других   федеральных   программ,  а  также
международное сотрудничество в области сейсмостойкого строительства.

                  6. Ресурсное обеспечение Программы

     Реализация Программы осуществляется за счет средств  федерального
бюджета,  бюджетов субъектов Российской Федерации,  местных бюджетов и
внебюджетных источников.
     За счет средств федерального бюджета планируется финансировать:
     осуществление первоочередных мероприятий в  относительно  крупных
населенных  пунктах,  расположенных  в  наиболее сейсмоопасных районах
(9-10 баллов),  в том числе  усиление  наиболее  сейсмически  уязвимых
сооружений;
     проведение наиболее  важных  научно-исследовательских,  опытно  -
конструкторских и технологических работ;
     разработку государственных  стандартов,   нормативных   правовых,
организационных     и    методических    документов,    обеспечивающих
функционирование   единой    государственной    системы    обеспечения
сейсмической безопасности;
     создание и      совершенствование      средств      технического,
информационного  и  программно-математического  обеспечения управления
единой государственной системой обеспечения сейсмической безопасности;
     подготовка специалистов   для  обеспечения  деятельности  органов
управления  и  контроля  единой  государственной  системы  обеспечения
сейсмической безопасности.
     За счет   средств   бюджетов   субъектов   Российской   Федерации
планируется финансировать:
     осуществление мероприятий  в  относительно   крупных   населенных
пунктах,  расположенных в сейсмоопасных районах (7 баллов и более),  в
том числе паспортизации и усиления сейсмически уязвимых сооружений;
     разработку и   реализацию   мер   по  снижению  рисков,  наиболее
характерных для конкретного субъекта Российской Федерации;
     осуществление выборочной    (по    представителям)   и   сплошной
паспортизации  зданий  и  сооружений,  расположенных   на   территории
субъекта Российской Федерации;
     разработку и реализацию  планов  усиления  зданий  и  сооружений,
включая  оценку  объектов  по  ответственности  и степени важности для
ликвидации последствий землетрясений;
     подготовку населения к действиям при землетрясениях;
     создание и  пополнение   резервов   материальных   ресурсов   для
ликвидации последствий землетрясений в субъектах Российской Федерации.
     Мероприятия Программы  с  указанием   источников   финансирования
представлены в приложениях N 1, 2, 3 и 4.

                   7. Механизм реализации Программы

     Государственным заказчиком   Программы  является  Государственный
комитет  Российской   Федерации   по   строительству   и   жилищно   -
коммунальному комплексу.
     Государственные заказы  на  выполнение  программных   мероприятий
размещаются    посредством   заключения   государственных   контрактов
(договоров).
     Отбор исполнителей    программных   мероприятий   происходит   на
конкурсной    основе    из    числа    строительных,    проектных    и
научноисследовательских   организаций   федерального  и  регионального
уровней.  При этом отбор объектов и реализация проектов производятся в
соответствии  с  порядком,  утвержденным  постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  26  июня  1995  г.  N  594  "О   реализации
Федерального   закона   "О   поставках   продукции   для   федеральных
государственных нужд",  и утвержденными в  его  развитие  нормативными
правовыми актами.
     Вопросы, имеющие    межведомственный    характер     и     важное
общегосударственное    значение,    рассматриваются   Межведомственной
комиссией   по   сейсмическому    районированию    и    сейсмостойкому
строительству  по  представлению  Государственного комитета Российской
Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
     Выполнение Программы    в   регионах   планируется   осуществлять
посредством:
     формирования (начиная    с   наиболее   сейсмоопасных   регионов)
комплексных групп специалистов местных и центральных  административных
и  строительных  организаций для реализации Программы с использованием
существующей нормативной правовой базы;
     развертывания скоординированных  по срокам и ресурсам программных
мероприятий;
     создания системы отработки,  учета и отчетности на региональном и
федеральном уровнях;
     формирования предложений  по  нормативному  правовому обеспечению
программных мероприятий.

    8. Организация управления и контроль за реализацией Программы

     Государственный заказчик  осуществляет   управление   выполнением
Программы,  обеспечение  необходимого  научно - технического уровня ее
основных  мероприятий  и   контроль   за   реализацией   Программы   в
соответствии  с  Порядком  разработки и реализации федеральных целевых
программ  и  межгосударственных  целевых  программ,  в   осуществлении
которых  участвует  Российская Федерация,  утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации  от  26  июня  1995  г.  N  594  "О
реализации  Федерального закона "О поставках продукции для федеральных
государственных нужд".
     Осуществление работы    в    регионах    (начиная    с   наиболее
сейсмоопасных) планируется и реализуется через соответствующие  органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации.  Определение
организаций и предприятий,  ответственных  за  выполнение  программных
мероприятий,  их документальное и техническое оснащение осуществляются
с привлечением  специалистов  центральных  институтов,  предприятий  и
учреждений  строительного  направления  уже на первом этапе реализации
Программы. Полномасштабное развертывание в регионах работ по Программе
планируется в начале второго этапа.
     Государственный заказчик     осуществляет      координацию      и
взаимодействие  с  исполнителями других федеральных программ,  а также
организует  рациональное  использование   международного   обмена   по
Программе.

           9. Оценка эффективности социально-экономических
          и экологических последствий реализации Программы.
                     Создание новых рабочих мест

     Уроки землетрясений  в  Турции,  на  Тайване  и  в  Индии еще раз
показывают,  что  сильное  землетрясение  может  стать  социальной   и
экономической катастрофой в масштабе целой страны.
     Около 25 процентов территории Российской Федерации  с  населением
более  20  млн.  человек  может подвергаться землетрясениям 7 баллов и
выше.  В районах Северного  Кавказа,  Сахалина,  Камчатки,  Курильских
островов  и  Прибайкалья прогнозируются землетрясения интенсивностью 9
баллов и более.  Площадь сейсмоопасных  районов  от  6  до  10  баллов
составляет  в  Российской  Федерации 6,4 млн.  кв.  км.  В сейсмически
опасных районах России расположено 330 населенных пунктов.
     В районе   гг.   Сочи,   Грозный,   Петропавловск-Камчатский,   в
Прибайкалье  и  на  других  густонаселенных   территориях   Российской
Федерации   согласно   сейсмологическим   прогнозам   может  произойти
землетрясение интенсивностью 9 баллов и выше,  то есть сопоставимое по
масштабам  с  землетрясением в г.Спитак (Армения,  7 декабря 1988 г.),
когда погибло 35 тыс.  человек, а материальный ущерб превысил 10 млрд.
долларов США.
     Растут ожидаемые потери от землетрясений в связи  с  происходящей
урбанизацией  территории  России,  строительством  крупных  инженерных
сооружений (атомные станции,  химические комбинаты, высотные плотины и
т.п.), разрушение которых может привести к возникновению экологических
катастроф.  Возрастающую опасность представляют  собой  землетрясения,
вызванные   техногенными   воздействиями  на  земную  кору,  созданием
водохранилищ,  добычей нефти,  газа  и  твердых  полезных  ископаемых,
закачкой жидких промышленных отходов и так далее.
     Реализация Программы позволит,  по  предварительным  оценкам,  на
40-50  процентов  уменьшить  потери  населения  от землетрясений,  а в
некоторых случаях полностью избежать потерь,  в том числе от вторичных
эффектов землетрясений.
     Затраты на  антисейсмическую  защиту   населения   в   результате
выполнения Программы будут снижены.
     Расчетный срок  окупаемости  затрат  на  программные  мероприятия
составит 3,5 - 4 года.
     Реализация Программы позволит сохранить  и  создать  около  20-30
тыс. рабочих мест.


                                                        Приложение N 1

                                       к федеральной целевой программе
                                "Сейсмобезопасность территории России"
                                                    (2002 - 2010 годы)

                             МЕРОПРИЯТИЯ
          федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность
          территории России" (2002-2010 годы), финансируемые
                 за счет средств федерального бюджета

                                      (млн. рублей, в ценах 2002 года)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование мероприятия                 | Срок реализации     | Объем финансирования
|                                          | мероприятия         |--------------------------------------------------------------------------
|                                          | мероприятия         |   2002 -    |     в том числе *          | направления  расходов        |
|                                          |                     | 2010 годы   |----------------------------|------------------------------|
|                                          |                     |  - всего    | 2002-2005   | 2006-2010    | капитальные    |             |
|                                          |                     |             |   годы      |   годы       | вложения       |  НИОКР      |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| I. Обеспечение сейсмоусиления зданий     |                     |  3 443,1    |       495   |    2948,1    |  3 443,1       |   -         |
| и сооружений в сейсмоопасных регионах    |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Группа I                            |  2002-2010 годы     |  1 876,1    |       495   |   1 381,1    |  1 876,1       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Краснодарский край                  |                     |    516,7    |     128,1   |     388,6    |    516,7       |   -         |
|      Камчатская область**                |                     |    162,6    |      67,2   |      95,4    |    162,6       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Сахалинская область                 |                     |    218,1    |      50,3   |     167,8    |    218,1       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Дагестан                 |                     |    242,3    |      62,7   |     179,6    |    242,3       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Бурятия**                |                     |    160,3    |      41,9   |     118,4    |    160,3       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Северная Осетия -        |                     |    152,8    |      40,5   |     112,3    |    152,8       |   -         |
|      Алания                              |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Иркутская область                   |                     |    226,4    |      47,7   |     178,7    |    226,4       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Кабардино-Балкарская Республика     |                     |    100      |      24     |      76      |    100         |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Ингушетия                |                     |     36,3    |       8,7   |      27,6    |     36,3       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Карачаево-Черкесская Республика     |                     |     14,8    |      12,4   |       2,4    |     14,8       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Тыва                     |                     |     45,8    |      11,5   |      34,3    |     45,8       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Группа II                           |  2006-2010 годы     |    1 567    |       -     |     1 567    |    1 567       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Ставропольский край                 |                     |    148,6    |       -     |     148,6    |    148,6       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Красноярский край                   |                     |    139,3    |       -     |     139,3    |    139,3       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Кемеровская область                 |                     |    134,7    |       -     |     134,7    |    134,7       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Алтайский край                      |                     |    130      |       -     |     130      |    130         |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Приморский край                     |                     |    130      |       -     |     130      |    130         |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Хабаровский край                    |                     |    120,8    |       -     |     120,8    |    120,8       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Читинская область                   |                     |    116,1    |       -     |     116,1    |    116,1       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Чеченская Республика                |                     |    106,8    |       -     |     106,8    |    106,8       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Саха (Якутия)            |                     |     92,9    |       -     |      92,9    |     92,9       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Амурская область                    |                     |     83,6    |       -     |      83,6    |     83,6       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Адыгея                   |                     |     74,3    |       -     |      74,3    |     74,3       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Хакасия                  |                     |     69,7    |       -     |      69,7    |     69,7       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Республика Алтай                    |                     |     60,4    |       -     |      60,4    |     60,4       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Еврейская автономная область        |                     |     55,7    |       -     |      55,7    |     55,7       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Магаданская область                 |                     |     54,8    |       -     |      54,8    |     54,8       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Усть-Ордынский Бурятский            |                     |     23,2    |       -     |      23,2    |     23,2       |   -         |
|      автономный округ                    |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Чукотский автономный округ          |                     |     13,9    |       -     |      13,9    |     13,9       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
|      Корякский автономный округ          |                     |     12,1    |       -     |      12,1    |     12,1       |   -         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| II. Проведение научно -                  |                     |    92       |    48,8     |    43,2      |    1,5         |  90,5       |
| исследовательских и опытно -             |                     |             |             |              |                |             |
| конструкторских работ                    |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 1. Оценка сейсмической опасности         | 2002 - 2010 годы    |  26,6       |   22,1      |    4,5       |    -           |  26,6       |
| территорий:                              |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 1) научное сопровождение карт общего     | 2002 - 2010 годы    |   6,4       |   1,9       |   4,5        |   -            |  6,4        |
| сейсмического райониpования              |                     |             |             |              |                |             |
| (предоставление исходных                 |                     |             |             |              |                |             |
| сейсмологических данных на основе карт   |                     |             |             |              |                |             |
| общего сейсмического районирования для   |                     |             |             |              |                |             |
| обеспечения работ по уточнению           |                     |             |             |              |                |             |
| сейсмической опасности. Уточнение        |                     |             |             |              |                |             |
| каталога землетpясений на теpитоpии      |                     |             |             |              |                |             |
| Российской Федеpации и сопpедельных      |                     |             |             |              |                |             |
| теppитоpиях)                             |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 2) уточнение исходной сейcмичности для   |  2002-2005 годы     |   4,6       |   4,6       |   -          |   -            | 4,6         |
| крупных населенных пунктов и             |                     |             |             |              |                |             |
| ответственных промышленных объектов      |                     |             |             |              |                |             |
| (создание научно - методических основ    |                     |             |             |              |                |             |
| исходной сейсмичности, разработка        |                     |             |             |              |                |             |
| нормативно - методических документов)    |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 3) разработка карт сейсмического         |  2002-2005 годы     |  13,8       |  13,8       |    -         |    -           | 13,8        |
| микрорайонирования для городов,          |                     |             |             |              |                |             |
| населенных пунктов и территорий          |                     |             |             |              |                |             |
| размещения ответственных пpомышленных    |                     |             |             |              |                |             |
| объектов. Развитие методов инженеpных    |                     |             |             |              |                |             |
| изысканий (совеpшенствование             |                     |             |             |              |                |             |
| научно-методических основ сейсмического  |                     |             |             |              |                |             |
| микоpайониpования, оценки и прогноза     |                     |             |             |              |                |             |
| вторичных сейсмических опасностей        |                     |             |             |              |                |             |
| природного и техногенного характера,     |                     |             |             |              |                |             |
| оценки разрывных тектонических           |                     |             |             |              |                |             |
| нарушений, разработка                    |                     |             |             |              |                |             |
| нормативно-методических документов)      |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 4) разработка расчетных моделей          |  2002-2005 годы     |   1,8       |   1,8       |    -         |    -           |  1,8        |
| сейсмических воздействий на здания и     |                     |             |             |              |                |             |
| сооружения (разработка                   |                     |             |             |              |                |             |
| нормативно-методических документов по    |                     |             |             |              |                |             |
| моделям сейсмических воздействий на      |                     |             |             |              |                |             |
| здания и сооpужения                      |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 2. Обеспечение сейсмической безопасности |  2002-2010 годы     |   38,6      |  14,6       |    24        |   1,5          |  37,1       |
| зданий и сооружений:                     |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 1) разработка и совершенствование        |  2002-2010 годы     |    1,8      |   0,6       |   1,2        |    -           |   1,8       |
| системы нормативных документов с учетом  |                     |             |             |              |                |             |
| последствий разрушительных землетрясений |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 2) обеспечение сейсмической безопасности |  2002-2010 годы     |   27,1      |   8,2       |   18,9       |   1,5          |  25,6       |
| гражданских и промышленных сооружений    |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| в том числе:                             |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| pазработка системы нормативных           |  2002-2010 годы     |    6        |   1,8       |   4,2        |    -           |   6         |
| документов по проектированию новых,      |                     |             |             |              |                |             |
| усилению и реконструкции существующих    |                     |             |             |              |                |             |
| зданий и сооружений                      |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| pазработка новых эффективных систем      |  2002-2010 годы     |    6        |   1,8       |   4,2        |    -           |   6         |
| сейсмозащиты гражданских и промышленных  |                     |             |             |              |                |             |
| сооружений повышенной сейсмостойкости    |                     |             |             |              |                |             |
| для нового стpоительства (pазpаботка     |                     |             |             |              |                |             |
| эффективных систем сейсмозащиты          |                     |             |             |              |                |             |
| гражданских и промышленных сооружений    |                     |             |             |              |                |             |
| повышенной сейсмостойкости и             |                     |             |             |              |                |             |
| инновационных технологий, системы        |                     |             |             |              |                |             |
| сейсмоизоляции для снижения              |                     |             |             |              |                |             |
| сейсмического риска при расчетных и      |                     |             |             |              |                |             |
| сверхрасчетных сейсмических              |                     |             |             |              |                |             |
| воздействиях, разработка и реализация    |                     |             |             |              |                |             |
| новых высокосейс мостойких,              |                     |             |             |              |                |             |
| энергосберегающих конструктивных систем  |                     |             |             |              |                |             |
| гражданских и промышленных зданий с      |                     |             |             |              |                |             |
| применением местных строительных         |                     |             |             |              |                |             |
| материалов, разработка системы           |                     |             |             |              |                |             |
| нормативных документов по проектированию |                     |             |             |              |                |             |
| сейсмостойких фундаментов и оснований)   |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| проведение сейсмометрического            |    2002-2010 годы   |    4,1      |   1,3       |   2,8        |   0,6          |  3,5        |
| мониторинга с целью экспериментального   |                     |             |             |              |                |             |
| уточнения расчетных моделей сооружений   |                     |             |             |              |                |             |
| (разработка современных                  |                     |             |             |              |                |             |
| экспериментальных методов оценки         |                     |             |             |              |                |             |
| сейсмостойкости существующих сооружений, |                     |             |             |              |                |             |
| организация сейсмометрического           |                     |             |             |              |                |             |
| мониторинга и определение структуры      |                     |             |             |              |                |             |
| инженерно-сейсмометрических станций)     |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| совершенствование методики и развитие    |   2002-2010 годы    |   5,0       |   1,5       |   3,5        |  0,9           |  4,1        |
| нормативной базы паспортизации           |                     |             |             |              |                |             |
| строительных сооружений (создание        |                     |             |             |              |                |             |
| федеральной экспеpиментальной базы и     |                     |             |             |              |                |             |
| федеpального экспеpиментального центpа   |                     |             |             |              |                |             |
| для исследования по сейсмостойкости      |                     |             |             |              |                |             |
| сооpужений на базе экспеpиментальных     |                     |             |             |              |                |             |
| стендов Министеpства обоpоны Российской  |                     |             |             |              |                |             |
| Федеpации и Госудаpственного комитета    |                     |             |             |              |                |             |
| Российской Федеpации по стpоительству и  |                     |             |             |              |                |             |
| жилищно-коммунальному комплексу.         |                     |             |             |              |                |             |
| Развитие и pеализация методической базы  |                     |             |             |              |                |             |
| паспоpтизации зданий и сооpужений)       |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 3) обеспечение транспортной доступности  |  2002-2010 годы     |   3,7       |   1,9       |   1,8        |    -           |  3,7        |
| сейсмоопасных территорий                 |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| в том числе:                             |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| оценка состояния транспортной сети в     |  2002-2010 годы     |   0,9       |   0,3       |   0,6        |  -             | 0,9         |
| сейсмоопасных районах в рамках           |                     |             |             |              |                |             |
| федерального и регионального             |                     |             |             |              |                |             |
| земельноимущественных кадастpов с        |                     |             |             |              |                |             |
| использованием методов аэpокосмического  |                     |             |             |              |                |             |
| зондиpования и ГИС-технологий            |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| научно - техническое обеспечение дорог   |  2002-2010 годы     |   0,9       |  0,3        |  0,6         |  -             | 0,9         |
| регионального, федерального и            |                     |             |             |              |                |             |
| межгосударственного значения с целью     |                     |             |             |              |                |             |
| сохранения их функциониpования в pайонах |                     |             |             |              |                |             |
| землетpясений                            |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| научно - техническое сопровождение       |  2002-2010 годы     |   0,9       |  0,3        |  0,6         |  -             | 0,9         |
| строительства транспортных магистралей в |                     |             |             |              |                |             |
| сейсмических районах                     |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| pазвитие нормативно - правовой базы для  |  2002-2005 годы     |    1        |    1        |    -         |  -             |  1          |
| строительства и реконструкции            |                     |             |             |              |                |             |
| транспортных сооружений в сейсмических   |                     |             |             |              |                |             |
| районах                                  |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| 4) обеспечение сейсмической безопасности |  2002-2010 годы     |   3,7       |  1,9        |  1,8         |  -             | 3,7         |
| объектов топливно-энергетического        |                     |             |             |              |                |             |
| комплекса (ТЭК)                          |                     |             |             |              |                |             |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| в том числе:                             |                     |             |    .        |   .          |  .             |   .         |
|------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------|
| pазвитие и реализация современных        |  2002-2010 годы     |     0,9     |    0,3      |    0,6       |    -           |  0,9        |
| методов комплексной оценки сейсмической  |                     |             |             |              |                |             |
| уязвимости объектов ТЭК, формирование    |                     |             |             |              |                |             |
| федеральной и pегиональных баз данных по |                     |             |             |              |                |             |

Страницы: 1  2  3