О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 ГОДЫ) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 25 сентября 2001 г. N 690 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы). Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002-2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размер выделяемых ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета. 2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых будут реализовываться мероприятия Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, предусматривать при подготовке проектов соответствующих бюджетов выделение средств на осуществление таких мероприятий. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 25 сентября 2001 г. N 690 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года N 690 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ" (2002-2010 годы) ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) ---------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы - | федеральная целевая программа | | | "Сейсмобезопасность территории | | | России" (2002-2010 годы) | |-------------------------------|------------------------------------| | Основание для разработки - | распоряжение Правительства | | Программы | Российской Федерации от 26 марта | | | 2001 г. N 424-р | |-------------------------------|------------------------------------| | Государственный заказчик - | Государственный комитет Российской | | Программы | Федерации по строительству и | | | жилищно-коммунальному комплексу | |-------------------------------|------------------------------------| | Основной разработчик - | Государственный комитет Российской | | Программы | Федерации по строительству и | | | жилищно-коммунальному комплексу | |-------------------------------|------------------------------------| | Цели и задачи Программы - | целями Программы являются | | | максимальное повышение | | | сейсмической безопасности | | | населения, снижение социального, | | | экономического, экологического | | | риска в сейсмически опасных | | | районах Российской Федерации, | | | уменьшение ущерба от | | | разрушительных землетрясений путем | | | усиления и реконструкции | | | существующих сооружений, а также | | | подготовки городов, других | | | населенных пунктов, транспортных, | | | энергетических и иных объектов и | | | магистралей к сильным | | | землетрясениям. | | | Основными задачами Программы | | | являются: | | | осуществление мероприятий по | | | сейсмоусилению наиболее | | | ответственных и несейсмостойких | | | сооружений и разработка | | | необходимых градостроительных | | | мероприятий с целью максимального | | | снижения сейсмического риска, | | | начиная с наиболее сейсмически | | | опасных районов; | | | проведение обследования и | | | паспортизации зданий и сооружений | | | в сейсмоопасных районах; | | | создание и развитие научно - | | | методической базы в области оценки | | | сейсмической опасности территорий | | | путем развития общего | | | сейсмического районирования, | | | сейсмического микрорайонирования | | | территорий городов и других | | | населенных пунктов, уточнения | | | моделей сейсмических воздействий | | | на здания и сооружения; | | | формирование нормативной базы для | | | осуществления работы по | | | обеспечению сейсмической | | | надежности строящихся и | | | эксплуатируемых жилых, | | | общественных, промышленных зданий, | | | энергетических, транспортных | | | сооружений; | | | создание научно-методической базы | | | для осуществления деятельности по | | | снижению сейсмической уязвимости | | | существующих сооружений и | | | населенных пунктов; | | | разработка инновационных | | | технологий сейсмоизоляции и новых | | | систем сейсмозащиты зданий и | | | сооружений, их оснований и | | | фундаментов; | | | создание экспериментальной базы | | | для исследования новых эффективных | | | систем сейсмической защиты | | | сооружений, мониторинга зданий и | | | сооружений во время сильных | | | землетрясений; | | | развитие системы информационного | | | обеспечения управления | | | сейсмическим риском и смягчением | | | последствий сильных землетрясений; | | | совершенствование системы | | | подготовки специалистов по | | | управлению сейсмическим риском и | | | подготовки населения и городов к | | | сейсмическим бедствиям | |-------------------------------|------------------------------------| | Сроки и этапы реализации - | 2002-2010 годы, в том числе: | | Программы | I этап - 2002-2005 годы; | | | II этап - 2006-2010 годы | |-------------------------------|------------------------------------| | Основные программные - | усиление недостаточно | | мероприятия | сейсмостойких сооружений в | | | сейсмоопасных районах; | | | создание и реализация научно - | | | методической и правовой базы | | | Программы | |-------------------------------|------------------------------------| | Объем и источники - | общий объем финансирования | | финансирования Программы | Программы составляет 28783,9 млн. | | | рублей, в том числе за счет | | | средств федерального бюджета - | | | 3535,1 млн. рублей (включая | | | капитальные вложения - 3443,1 | | | млн.рублей и научно - | | | исследовательские и опытно - | | | конструкторские работы - 92 млн. | | | рублей) и за счет бюджетов | | | субъектов Российской Федерации и | | | внебюджетных источников - 25248,7 | | | млн. рублей | |-------------------------------|------------------------------------| | Ожидаемые конечные - | уточнение характеристик | | результаты | сейсмической опасности и | | реализации Программы | сейсмического риска для наиболее | | | опасных в сейсмическом отношении | | | территорий, включая уточнение | | | риска от вторичного воздействия | | | природного и техногенного | | | характера; | | | усиление существующих | | | несейсмостойких сооружений; | | | разработка нормативной правовой | | | базы в области проектирования, | | | строительства, усиления | | | конструкций зданий и сооружений; | | | формирование экономических | | | механизмов повышения уровня | | | сейсмической безопасности | | | населения и снижения сейсмического | | | риска; | | | развитие системы информационного | | | обеспечения управления | | | сейсмическим риском; | | | развитие системы подготовки | | | специалистов и населения к | | | действиям в условиях сильного | | | землетрясения; | | | снижение затрат на ликвидацию | | | последствий землетрясений | |-------------------------------|------------------------------------| | Управление реализацией и - | организация управления и контроль | | контроль за исполнением | за исполнением Программы | | Программы | возлагаются на Государственный | | | комитет Российской Федерации по | | | строительству и жилищно - | | | коммунальному комплексу. | | | Информация о ходе выполнения | | | Программы и об использовании | | | средств федерального и местных | | | бюджетов представляются | | | исполнителями в установленном | | | порядке. | ---------------------------------------------------------------------- 1. Введение Федеральная целевая программа "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) (в дальнейшем именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2001 г. N 424-р. Целями Программы являются повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического и экологического риска в сейсмически опасных районах России, снижение ущерба от разрушительных землетрясений. Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются: обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений; формирование правовой основы обеспечения сейсмической безопасности населения; внедрение в практику современных методов и технических средств обеспечения сейсмостойкости; совершенствование научных методов и технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений. При разработке Программы учитывались результаты выполнения федеральных целевых программ "Сейсмобезопасность Республики Бурятия на 1999-2000 годы и на период до 2010 года", комплексной программы работ по обеспечению сейсмостойкости объектов народного хозяйства Камчатской области на 1995-1999 годы "Сейсмозащита", продленной до 2005 года, а также программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года". 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Необходимость разработки и реализации Программы определяется тем, что: более 50 процентов территории России подвержены влиянию землетрясений, вызывающих катастрофический или серьезный ущерб; напряженность в обеспечении населения жильем с соответствующей инфраструктурой особенно велика на сейсмоопасных территориях - Камчатке, Сахалине, в Бурятии, Прибайкалье и особенно на Северном Кавказе, где сильные землетрясения, как правило, вызывали не только миллиардные ущербы, ранения и гибель людей, но и социальные потрясения; катастрофические землетрясения ведут к нищете, болезням, безработице, ставят под угрозу социальные программы, реализуемые в стране; на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации страны (транспорт, газовые и нефтяные магистрали), находятся гидростанции, атомные электростанции и другие объекты, разрушение которых ведет к экологической деградации территорий и гибели людей; за все годы истории СССР и Российской Федерации в стране не были реализованы общегосударственные программы по сейсмической безопасности, в результате чего десятки миллионов человек на сейсмоопасных территориях живут в домах, характеризующихся дефицитом сейсмостойкости в 2-3 балла. В стране нет системы страхования от последствий землетрясений. В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются современные карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации. Эти карты позволяют более достоверно оценивать степень сейсмической опасности и планировать "сейсмическую перспективу", а также определять приемлемый уровень сейсмического риска. Вместе с тем существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними представлениями, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмологических сведений становятся весомыми аргументами необходимости проведения масштабных работ по уточнению региональной сейсмичности, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию с целью использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории Российской Федерации. Детальное сейсмическое районирование имеет своей задачей выявление или уточнение сейсмогенерирующих зон, сейсмические события в которых представляют опасность для конкретных объектов (городов, населенных пунктов, крупных промышленных и энергетических объектов и т.д.). Такие карты для крупных территорий разрабатываются редко, поскольку эти работы в полном объеме требуют больших затрат и длительного времени. Значительно чаще выполняется объектное детальное сейсмическое районирование или уточнение исходной сейсмичности для конкретных объектов. В настоящее время эти важные виды работ по оценке сейсмической опасности имеют слабую нормативнометодическую базу. Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Карты сейсмического микрорайонирования служат основой для оценки сейсмической опасности строительной площадки и должны содержать всю необходимую информацию для проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений. Существующая нормативно - методическая и техническая база сейсмического микрорайонирования в настоящее время существенно устарела и нуждается в значительном обновлении. Поскольку значительная часть территории Российской Федерации характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по регионам Российской Федерации. Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов. В ряде субъектов Российской Федерации, по приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким, то есть сейсмически уязвимым. Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры. Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий. Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах страны. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод. Программой предусмотрено формирование правовой и нормативно - технической базы для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений. 3. Цели и основные задачи Программы Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Российской Федерации, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к сильным землетрясениям. Основными задачами Программы являются: 1) осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов; 2) проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах; 3) создание и развитие научно-методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий; 4) формирование нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений; 5) разработка научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов; 6) разработка инновационных технологий сейсмоизоляции и других новых систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов; 7) создание экспериментальной базы для исследования новых эффективных систем сейсмической защиты сооружений, мониторинга зданий и сооружений при их эксплуатации и во время сильных землетрясений; 8) развитие системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений; 9) совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям. 4. Сроки и основные этапы выполнения Программы Предусмотрено, что Программа будет реализована в течение 9 лет в 2 этапа. На первом этапе (2002-2005 годы) в наиболее сейсмоопасных регионах предусматриваются проведение обследований и паспортизация таких объектов, как школы, больницы, гидросооружения и т.д., а также будут усилены сооружения, имеющие наибольший дефицит сейсмостойкости, наиболее важные в социальном отношении и с точки зрения ликвидации последствий землетрясений. Предусматривается осуществить мероприятия, которые дадут результаты в ближайшей перспективе. Будет систематизирована и получит дальнейшее развитие нормативнотехническая и правовая база, воссоздана и обновлена экспериментальная основа исследований по сейсмостойкости сооружений. Будут разработаны методические, экономические и организационные основы и механизмы для реализации программных мероприятий в полном объеме. На втором этапе (2006-2010 годы) планируются полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, массовая паспортизация объектов и усиление зданий и сооружений. При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы. При корректировке будут учитываться фактические объемы финансирования, показатели, позволяющие определить порядок достижения целей и решения программных задач. 5. Система программных мероприятий Обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных регионах В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений в наиболее сейсмоопасных регионах. Результаты экспертной оценки уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территориях субъектов Российской Федерации представлены в таблице. Таблица --------------------------------------------------------------------- | | | Индекс | | | | сейсмического | | | | риска * | |-------|-------------------------------------------|---------------| | | Группа I | | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 1. | Краснодарский край | 9 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 2. | Камчатская область | 8 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 3. | Сахалинская область | 8 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 4. | Республика Дагестан | 7 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 5. | Республика Бурятия | 5 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 6. | Республика Северная Осетия - Алания | 3,5 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 7. | Иркутская область | 2,5 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 8. | Кабардино-Балкарская Республика | 2 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 9. | Ингушская Республика | 1,8 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 10. | Карачаево-Черкесская Республика | 1,8 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 11. | Республика Тыва | 1,8 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | | Группа II | | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 12. | Ставропольский край | 1,6 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 13. | Красноярский край | 1,5 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 14. | Кемеровская область | 1,45 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 15. | Алтайский край | 1,4 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 16. | Приморский край | 1,4 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 17. | Хабаровский край | 1,3 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 18. | Читинская область | 1,25 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 19. | Чеченская Республика | 1,15 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 20. | Республика Саха (Якутия) | 1 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 21. | Амурская область | 0,9 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 22. | Республика Адыгея | 0,8 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 23. | Республика Хакасия | 0,75 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 24. | Республика Алтай | 0,65 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 25. | Еврейская автономная область | 0,6 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 26. | Магаданская область | 0,59 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 27. | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 0,25 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 28. | Чукотский автономный округ | 0,1 | |-------|-------------------------------------------|---------------| | 29. | Корякский автономный округ | 0,08 | --------------------------------------------------------------------- ------------------------ * Индекс сейсмического риска характеризует необходимый объем антисейсмических усилений, учитывает сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов. Субъекты Российской Федерации классифицированы в зависимости от индекса сейсмического риска и подразделяются на 2 группы. При определении регионов и объектов для первоочередного сейсмоусиления основными факторами являются сейсмическая опасность и плотность населения. Учитывались также степень фактической сейсмической уязвимости застройки и дефицит сейсмостойкости на данной территории. Группа I включает 11 субъектов Российской Федерации - регионы наиболее высокой сейсмической опасности и сейсмического риска. Многие города и крупные населенные пункты этих регионов расположены на территориях с сейсмичностью 9 и 10 баллов. Краснодарский край занимает площадь 76 тыс. кв. км, численность населения составляет 5006,7 тыс. человек, в том числе городского - 2663,9 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 1600 объектов, в первую очередь в городах Новороссийск, Туапсе, Сочи, Тамань, Анапа, Геленджик. Особенностью региона является высокая плотность населения Черноморского побережья Кавказа (с многократным увеличением населения в районе Большого Сочи в летний период). Камчатская область занимает площадь 472,3 тыс. кв.км, численность населения составляет 389,1 тыс. человек, в том числе городского - 315,1 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить примерно 270 объектов, в первую очередь в городах Петропавловск-Камчатский, Елизово, Ключи. Особенностями региона являются сложное геологическое строение полуострова, а также наличие опасных природных процессов и явлений (кроме землетрясений): вулканы, цунами, морские приливы, наводнения. Сахалинская область занимает площадь 87,1 тыс.кв.км, численность населения составляет 598,6 тыс. человек, в том числе городского - 518,1 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 460 объектов, в первую очередь в городах Южно-Сахалинск, Александровск-Сахалинский, Невельск, Оха, Поронайск, Углегорск, Холмск, Курильск, Макаров, СевероКурильск, Красногорск, Чехов. Особенностями региона являются его островной характер, непосредственная близость островов к разрывам и разломам краевой зоны Тихого океана с большой и постоянной сейсмической и вулканической активностью, а также открытость для тропических циклонов и северных холодных ветров. Республика Дагестан занимает площадь 50,3 тыс.кв.км, численность населения составляет 2142,7 тыс. человек, в том числе городского - 860,3 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 690 объектов, в первую очередь в городах Махачкала, Буйнакск, Дагестанские Огни, Дербент, Избербаш, Каспийск, Кизилюрт, Хасавюрт, Кизляр. Особенностью региона является наличие морского побережья и горных районов. Республика Бурятия занимает площадь 351,3 тыс.кв.км, численность населения составляет 1031,9 тыс. человек, в том числе городского - 616,8 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 485 объектов, в первую очередь в городах Улан-Удэ, Северобайкальск, Бабушкин. Особенностью региона является наличие зоны озера Байкал и развитой промышленной инфраструктуры, а также наличие горных районов. Северная Осетия - Алания занимает площадь 8 тыс.кв.км, численность населения составляет 670,1 тыс. человек, в том числе городского - 452,2 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить более 400 объектов, в первую очередь в городах Владикавказ, Алагир, Ардон, Дигора, Беслан. Особенностью региона является горный характер местности при высокой плотности населения. Иркутская область занимает площадь 767,9 тыс.кв.км, численность населения составляет 2742,1 тыс. человек, в том числе городского - 2183,6 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 860 объектов, в первую очередь в городах Иркутск, Шелехов, Байкальск, Слюдянка, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Тулун. Особенностями региона являются обширная береговая зона озера Байкал, а также каскад гидроэлектростанций и развитая промышленная инфраструктура области. Кабардино-Балкарская Республика занимает площадь 12,5 тыс.кв.км, численность населения составляет 785,5 тыс. человек, в том числе городского - 448 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 330 объектов, в первую очередь в городах Нальчик, Прохладный, Терек, Нарткала, Тырныауз. Особенностью региона является горный рельеф местности. Республика Ингушетия занимает площадь 19,3 тыс.кв.км (вместе с Чеченской Республикой), численность населения составляет 314,9 тыс. человек, в том числе городского - 133,2 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить около 125 объектов, в первую очередь в городах Назрань, Малгобек, Карабулак. Особенностью региона является горный рельеф местности. Карачаево-Черкесская Республика занимает площадь 14,1 тыс.кв.км, численность населения составляет 431,3 тыс. человек, в том числе городского - 189,7 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить более 20 объектов, в первую очередь в городах Черкесск, Теберда. Особенностью региона является горный рельеф местности. Республика Тыва занимает площадь 170,5 тыс.кв.км, численность населения составляет 310,9 тыс. человек, в том числе городского - 149 тыс. человек. Программой предусмотрено усилить 145 объектов, в первую очередь в городах Кызыл, Ак-Довурак, Чадан, Шагонар. Особенностью региона является значительная урбанизация сейсмоактивных территорий. Группа II регионов имеет прогнозируемую сейсмическую интенсивность 7-8 баллов и ниже. В эту же группу входит несколько регионов, где могут происходить и более сильные землетрясения, но либо с невысокой вероятностью, либо на территориях, где плотность населения сравнительно невысока. Программой предусмотрено, что средства из федерального бюджета используются для проведения первоочередных работ по сейсмоусилению объектов в регионах Российской Федерации начиная с наиболее сейсмоопасных (группа I). Средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников используются для сейсмоусиления объектов 29 субъектов Российской Федерации. При проектировании и реализации проектов сейсмоусиления предусматривается экспертиза проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации". Проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на создание научно-методической базы Создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий включает в себя: научное сопровождение карт общего сейсмического районирования; уточнение исходной информации по сейсмичности для крупных городов, ответственных промышленных, энергетических и транспортных объектов; разработку карт сейсмического микрорайонирования для городов, урбанизированных территорий, площадок размещения крупных промышленных, энергетических и транспортных объектов, включая крупные плотины, аэропорты, морские порты и т.п.; развитие методов инженерных изысканий; разработку расчетных моделей сейсмических воздействий. Предполагается осуществить: разработку нормативных документов по проектированию новых, усилению и реконструкции существующих зданий и сооружений; разработку эффективных систем сейсмозащиты гражданских и промышленных сооружений, инновационных технологий, системы сейсмоизоляции для снижения сейсмического риска; уточнение научно обоснованных методов оценки сейсмической уязвимости и сейсмостойкости существующих сооружений; разработку методики паспортизации зданий и сооружений; разработку эффективных методов усиления и восстановления существующих зданий и сооружений; создание на федеральном уровне экспериментальной базы, включая крупные сейсмические платформы, вибростенды, для исследований сейсмостойкости крупных моделей и фрагментов натурных сооружений, в том числе на базе конверсии оборонных отраслей; создание федерального экспериментального центра для исследований сейсмостойкости сооружений на базе экспериментальных стендов Министерства обороны Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; создание региональных экспериментальных центров (камчатского, северокавказского, сахалинского) для исследования сейсмостойкости зданий и иных сооружений, в том числе зданий из местных строительных материалов; разработку и реализацию новых высокосейсмостойких, энергосберегающих конструкций гражданских и промышленных зданий с применением местных строительных материалов; разработку новых конструкций и нормативных документов по сейсмостойким фундаментам и основаниям, по транспортным сооружениям (аэропорты, морские порты, мосты, дороги, трубопроводы), усилению и реконструкции эксплуатируемых транспортных сооружений, по энергетическим сооружениям (гидростанции, тепловые станции, плотины, трансформаторные подстанции, сети), по инженерным сетям в сейсмически опасных районах; разработку и реализацию системы сейсмометрического мониторинга для оперативной оценки состояния сооружений при землетрясении и для уточнения методов расчета сооружений, в том числе путем установки на зданиях и сооружениях инженерносейсмометрических станций, включающихся в автоматическом режиме при землетрясении; разработку нормативных документов по сертификации и лицензированию в области сейсмостойкого строительства; паспортизацию существующих сооружений; научно-техническое сопровождение работ по усилению суще ствующих сооружений. Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов включает в себя: разработку и совершенствование методов оценки и прогноза сейсмического риска, включая прямой и косвенный риски, и технологий их снижения; разработку нормативных документов по подготовке населенных пунктов к землетрясениям, по снижению сейсмической уязвимости урбанизированных территорий; разработку сценариев землетрясений с учетом последних сейсмических катастроф; разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости существующих городов и других населенных пунктов, снижения сейсмического, а также экономического, социального и экологического риска. Совершенствование нормативной правовой и информационной базы с целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает: формирование и совершенствование законодательной базы по сейсмической безопасности; разработку нормативных правовых документов по страховой деятельности. При реализации Программы необходимо осуществлять координацию работ с исполнителями других федеральных программ, а также международное сотрудничество в области сейсмостойкого строительства. 6. Ресурсное обеспечение Программы Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников. За счет средств федерального бюджета планируется финансировать: осуществление первоочередных мероприятий в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в наиболее сейсмоопасных районах (9-10 баллов), в том числе усиление наиболее сейсмически уязвимых сооружений; проведение наиболее важных научно-исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ; разработку государственных стандартов, нормативных правовых, организационных и методических документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности; создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой обеспечения сейсмической безопасности; подготовка специалистов для обеспечения деятельности органов управления и контроля единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности. За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать: осуществление мероприятий в относительно крупных населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7 баллов и более), в том числе паспортизации и усиления сейсмически уязвимых сооружений; разработку и реализацию мер по снижению рисков, наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации; осуществление выборочной (по представителям) и сплошной паспортизации зданий и сооружений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации; разработку и реализацию планов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясений; подготовку населения к действиям при землетрясениях; создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий землетрясений в субъектах Российской Федерации. Мероприятия Программы с указанием источников финансирования представлены в приложениях N 1, 2, 3 и 4. 7. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком Программы является Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу. Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов (договоров). Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе из числа строительных, проектных и научноисследовательских организаций федерального и регионального уровней. При этом отбор объектов и реализация проектов производятся в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", и утвержденными в его развитие нормативными правовыми актами. Вопросы, имеющие межведомственный характер и важное общегосударственное значение, рассматриваются Межведомственной комиссией по сейсмическому районированию и сейсмостойкому строительству по представлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Выполнение Программы в регионах планируется осуществлять посредством: формирования (начиная с наиболее сейсмоопасных регионов) комплексных групп специалистов местных и центральных административных и строительных организаций для реализации Программы с использованием существующей нормативной правовой базы; развертывания скоординированных по срокам и ресурсам программных мероприятий; создания системы отработки, учета и отчетности на региональном и федеральном уровнях; формирования предложений по нормативному правовому обеспечению программных мероприятий. 8. Организация управления и контроль за реализацией Программы Государственный заказчик осуществляет управление выполнением Программы, обеспечение необходимого научно - технического уровня ее основных мероприятий и контроль за реализацией Программы в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд". Осуществление работы в регионах (начиная с наиболее сейсмоопасных) планируется и реализуется через соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Определение организаций и предприятий, ответственных за выполнение программных мероприятий, их документальное и техническое оснащение осуществляются с привлечением специалистов центральных институтов, предприятий и учреждений строительного направления уже на первом этапе реализации Программы. Полномасштабное развертывание в регионах работ по Программе планируется в начале второго этапа. Государственный заказчик осуществляет координацию и взаимодействие с исполнителями других федеральных программ, а также организует рациональное использование международного обмена по Программе. 9. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы. Создание новых рабочих мест Уроки землетрясений в Турции, на Тайване и в Индии еще раз показывают, что сильное землетрясение может стать социальной и экономической катастрофой в масштабе целой страны. Около 25 процентов территории Российской Федерации с населением более 20 млн. человек может подвергаться землетрясениям 7 баллов и выше. В районах Северного Кавказа, Сахалина, Камчатки, Курильских островов и Прибайкалья прогнозируются землетрясения интенсивностью 9 баллов и более. Площадь сейсмоопасных районов от 6 до 10 баллов составляет в Российской Федерации 6,4 млн. кв. км. В сейсмически опасных районах России расположено 330 населенных пунктов. В районе гг. Сочи, Грозный, Петропавловск-Камчатский, в Прибайкалье и на других густонаселенных территориях Российской Федерации согласно сейсмологическим прогнозам может произойти землетрясение интенсивностью 9 баллов и выше, то есть сопоставимое по масштабам с землетрясением в г.Спитак (Армения, 7 декабря 1988 г.), когда погибло 35 тыс. человек, а материальный ущерб превысил 10 млрд. долларов США. Растут ожидаемые потери от землетрясений в связи с происходящей урбанизацией территории России, строительством крупных инженерных сооружений (атомные станции, химические комбинаты, высотные плотины и т.п.), разрушение которых может привести к возникновению экологических катастроф. Возрастающую опасность представляют собой землетрясения, вызванные техногенными воздействиями на земную кору, созданием водохранилищ, добычей нефти, газа и твердых полезных ископаемых, закачкой жидких промышленных отходов и так далее. Реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 40-50 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе от вторичных эффектов землетрясений. Затраты на антисейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены. Расчетный срок окупаемости затрат на программные мероприятия составит 3,5 - 4 года. Реализация Программы позволит сохранить и создать около 20-30 тыс. рабочих мест. Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы) МЕРОПРИЯТИЯ федеральной целевой программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы), финансируемые за счет средств федерального бюджета (млн. рублей, в ценах 2002 года) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование мероприятия | Срок реализации | Объем финансирования | | мероприятия |-------------------------------------------------------------------------- | | мероприятия | 2002 - | в том числе * | направления расходов | | | | 2010 годы |----------------------------|------------------------------| | | | - всего | 2002-2005 | 2006-2010 | капитальные | | | | | | годы | годы | вложения | НИОКР | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | I. Обеспечение сейсмоусиления зданий | | 3 443,1 | 495 | 2948,1 | 3 443,1 | - | | и сооружений в сейсмоопасных регионах | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Группа I | 2002-2010 годы | 1 876,1 | 495 | 1 381,1 | 1 876,1 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Краснодарский край | | 516,7 | 128,1 | 388,6 | 516,7 | - | | Камчатская область** | | 162,6 | 67,2 | 95,4 | 162,6 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Сахалинская область | | 218,1 | 50,3 | 167,8 | 218,1 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Дагестан | | 242,3 | 62,7 | 179,6 | 242,3 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Бурятия** | | 160,3 | 41,9 | 118,4 | 160,3 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Северная Осетия - | | 152,8 | 40,5 | 112,3 | 152,8 | - | | Алания | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Иркутская область | | 226,4 | 47,7 | 178,7 | 226,4 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Кабардино-Балкарская Республика | | 100 | 24 | 76 | 100 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Ингушетия | | 36,3 | 8,7 | 27,6 | 36,3 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Карачаево-Черкесская Республика | | 14,8 | 12,4 | 2,4 | 14,8 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Тыва | | 45,8 | 11,5 | 34,3 | 45,8 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Группа II | 2006-2010 годы | 1 567 | - | 1 567 | 1 567 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Ставропольский край | | 148,6 | - | 148,6 | 148,6 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Красноярский край | | 139,3 | - | 139,3 | 139,3 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Кемеровская область | | 134,7 | - | 134,7 | 134,7 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Алтайский край | | 130 | - | 130 | 130 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Приморский край | | 130 | - | 130 | 130 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Хабаровский край | | 120,8 | - | 120,8 | 120,8 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Читинская область | | 116,1 | - | 116,1 | 116,1 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Чеченская Республика | | 106,8 | - | 106,8 | 106,8 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Саха (Якутия) | | 92,9 | - | 92,9 | 92,9 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Амурская область | | 83,6 | - | 83,6 | 83,6 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Адыгея | | 74,3 | - | 74,3 | 74,3 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Хакасия | | 69,7 | - | 69,7 | 69,7 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Республика Алтай | | 60,4 | - | 60,4 | 60,4 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Еврейская автономная область | | 55,7 | - | 55,7 | 55,7 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Магаданская область | | 54,8 | - | 54,8 | 54,8 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Усть-Ордынский Бурятский | | 23,2 | - | 23,2 | 23,2 | - | | автономный округ | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Чукотский автономный округ | | 13,9 | - | 13,9 | 13,9 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | Корякский автономный округ | | 12,1 | - | 12,1 | 12,1 | - | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | II. Проведение научно - | | 92 | 48,8 | 43,2 | 1,5 | 90,5 | | исследовательских и опытно - | | | | | | | | конструкторских работ | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 1. Оценка сейсмической опасности | 2002 - 2010 годы | 26,6 | 22,1 | 4,5 | - | 26,6 | | территорий: | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 1) научное сопровождение карт общего | 2002 - 2010 годы | 6,4 | 1,9 | 4,5 | - | 6,4 | | сейсмического райониpования | | | | | | | | (предоставление исходных | | | | | | | | сейсмологических данных на основе карт | | | | | | | | общего сейсмического районирования для | | | | | | | | обеспечения работ по уточнению | | | | | | | | сейсмической опасности. Уточнение | | | | | | | | каталога землетpясений на теpитоpии | | | | | | | | Российской Федеpации и сопpедельных | | | | | | | | теppитоpиях) | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 2) уточнение исходной сейcмичности для | 2002-2005 годы | 4,6 | 4,6 | - | - | 4,6 | | крупных населенных пунктов и | | | | | | | | ответственных промышленных объектов | | | | | | | | (создание научно - методических основ | | | | | | | | исходной сейсмичности, разработка | | | | | | | | нормативно - методических документов) | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 3) разработка карт сейсмического | 2002-2005 годы | 13,8 | 13,8 | - | - | 13,8 | | микрорайонирования для городов, | | | | | | | | населенных пунктов и территорий | | | | | | | | размещения ответственных пpомышленных | | | | | | | | объектов. Развитие методов инженеpных | | | | | | | | изысканий (совеpшенствование | | | | | | | | научно-методических основ сейсмического | | | | | | | | микоpайониpования, оценки и прогноза | | | | | | | | вторичных сейсмических опасностей | | | | | | | | природного и техногенного характера, | | | | | | | | оценки разрывных тектонических | | | | | | | | нарушений, разработка | | | | | | | | нормативно-методических документов) | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 4) разработка расчетных моделей | 2002-2005 годы | 1,8 | 1,8 | - | - | 1,8 | | сейсмических воздействий на здания и | | | | | | | | сооружения (разработка | | | | | | | | нормативно-методических документов по | | | | | | | | моделям сейсмических воздействий на | | | | | | | | здания и сооpужения | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 2. Обеспечение сейсмической безопасности | 2002-2010 годы | 38,6 | 14,6 | 24 | 1,5 | 37,1 | | зданий и сооружений: | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 1) разработка и совершенствование | 2002-2010 годы | 1,8 | 0,6 | 1,2 | - | 1,8 | | системы нормативных документов с учетом | | | | | | | | последствий разрушительных землетрясений | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 2) обеспечение сейсмической безопасности | 2002-2010 годы | 27,1 | 8,2 | 18,9 | 1,5 | 25,6 | | гражданских и промышленных сооружений | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | в том числе: | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | pазработка системы нормативных | 2002-2010 годы | 6 | 1,8 | 4,2 | - | 6 | | документов по проектированию новых, | | | | | | | | усилению и реконструкции существующих | | | | | | | | зданий и сооружений | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | pазработка новых эффективных систем | 2002-2010 годы | 6 | 1,8 | 4,2 | - | 6 | | сейсмозащиты гражданских и промышленных | | | | | | | | сооружений повышенной сейсмостойкости | | | | | | | | для нового стpоительства (pазpаботка | | | | | | | | эффективных систем сейсмозащиты | | | | | | | | гражданских и промышленных сооружений | | | | | | | | повышенной сейсмостойкости и | | | | | | | | инновационных технологий, системы | | | | | | | | сейсмоизоляции для снижения | | | | | | | | сейсмического риска при расчетных и | | | | | | | | сверхрасчетных сейсмических | | | | | | | | воздействиях, разработка и реализация | | | | | | | | новых высокосейс мостойких, | | | | | | | | энергосберегающих конструктивных систем | | | | | | | | гражданских и промышленных зданий с | | | | | | | | применением местных строительных | | | | | | | | материалов, разработка системы | | | | | | | | нормативных документов по проектированию | | | | | | | | сейсмостойких фундаментов и оснований) | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | проведение сейсмометрического | 2002-2010 годы | 4,1 | 1,3 | 2,8 | 0,6 | 3,5 | | мониторинга с целью экспериментального | | | | | | | | уточнения расчетных моделей сооружений | | | | | | | | (разработка современных | | | | | | | | экспериментальных методов оценки | | | | | | | | сейсмостойкости существующих сооружений, | | | | | | | | организация сейсмометрического | | | | | | | | мониторинга и определение структуры | | | | | | | | инженерно-сейсмометрических станций) | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | совершенствование методики и развитие | 2002-2010 годы | 5,0 | 1,5 | 3,5 | 0,9 | 4,1 | | нормативной базы паспортизации | | | | | | | | строительных сооружений (создание | | | | | | | | федеральной экспеpиментальной базы и | | | | | | | | федеpального экспеpиментального центpа | | | | | | | | для исследования по сейсмостойкости | | | | | | | | сооpужений на базе экспеpиментальных | | | | | | | | стендов Министеpства обоpоны Российской | | | | | | | | Федеpации и Госудаpственного комитета | | | | | | | | Российской Федеpации по стpоительству и | | | | | | | | жилищно-коммунальному комплексу. | | | | | | | | Развитие и pеализация методической базы | | | | | | | | паспоpтизации зданий и сооpужений) | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 3) обеспечение транспортной доступности | 2002-2010 годы | 3,7 | 1,9 | 1,8 | - | 3,7 | | сейсмоопасных территорий | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | в том числе: | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | оценка состояния транспортной сети в | 2002-2010 годы | 0,9 | 0,3 | 0,6 | - | 0,9 | | сейсмоопасных районах в рамках | | | | | | | | федерального и регионального | | | | | | | | земельноимущественных кадастpов с | | | | | | | | использованием методов аэpокосмического | | | | | | | | зондиpования и ГИС-технологий | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | научно - техническое обеспечение дорог | 2002-2010 годы | 0,9 | 0,3 | 0,6 | - | 0,9 | | регионального, федерального и | | | | | | | | межгосударственного значения с целью | | | | | | | | сохранения их функциониpования в pайонах | | | | | | | | землетpясений | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | научно - техническое сопровождение | 2002-2010 годы | 0,9 | 0,3 | 0,6 | - | 0,9 | | строительства транспортных магистралей в | | | | | | | | сейсмических районах | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | pазвитие нормативно - правовой базы для | 2002-2005 годы | 1 | 1 | - | - | 1 | | строительства и реконструкции | | | | | | | | транспортных сооружений в сейсмических | | | | | | | | районах | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | 4) обеспечение сейсмической безопасности | 2002-2010 годы | 3,7 | 1,9 | 1,8 | - | 3,7 | | объектов топливно-энергетического | | | | | | | | комплекса (ТЭК) | | | | | | | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | в том числе: | | | . | . | . | . | |------------------------------------------|---------------------|-------------|-------------|--------------|----------------|-------------| | pазвитие и реализация современных | 2002-2010 годы | 0,9 | 0,3 | 0,6 | - | 0,9 | | методов комплексной оценки сейсмической | | | | | | | | уязвимости объектов ТЭК, формирование | | | | | | | | федеральной и pегиональных баз данных по | | | | | | | |