О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ СВЯЗИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 11 октября 2001 г. N 715 (НТЦС) В целях совершенствования системы ценообразования в области связи и механизма государственного регулирования тарифов на услуги, оказываемые субъектами естественных монополий в сфере общедоступной электрической и почтовой связи, Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Основные положения государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи; перечень услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2. Министерству Российской Федерации по связи и информатизации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в 3-месячный срок разработать и утвердить методические рекомендации по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на регулируемые услуги связи. 3. Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерству Российской Федерации по связи и информатизации и Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации разработать и утвердить в 3-месячный срок методику определения тарифов по методу предельного ценообразования. 4. Министерству Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства обеспечить: доведение в течение 2001 - 2002 годов размера тарифов на регулируемые услуги связи (кроме регулируемых услуг почтовой связи, сельской телефонной связи для населения и телеграфной связи) до уровня экономически обоснованных затрат с включением в них нормативной прибыли; переход до 2003 года к регулированию тарифов на услуги электрической связи по методу предельного ценообразования. 5. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1997 г. N 265 "О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической связи на федеральном и региональном уровнях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст.1318); постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 1559 "О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст.201), за исключением пункта 2; постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2000 г. N 446 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 1559" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 25, ст.2692). 6. Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 1559 "О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст.201) признать недействительным и не порождающим правовых последствий со дня издания указанного постановления. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 11 октября 2001 г. N 715 УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 715 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи 1. Настоящие Основные положения, разработанные в целях реализации положений Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 21 декабря 2000 г., определяют цели, принципы и механизм государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электрической и почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации (далее именуются - услуги связи). 2. Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги связи, предоставляемые операторами связи, включенными в установленном порядке в реестр субъектов естественных монополий в области связи (далее именуются - операторы связи). 3. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее именуется - регулирующий орган). 4. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется в целях: а) защиты экономических интересов потребителей от необоснованного повышения тарифов на услуги связи; б) достижения баланса интересов субъектов естественной монополии в области связи и потребителей их услуг; в) развития конкурентной среды на рынке услуг связи; г) создания экономических стимулов, обеспечивающих снижение себестоимости услуг связи, повышение эффективности деятельности операторов связи, дальнейшее развитие и модернизацию средств и сетей связи, расширение рынка услуг связи и улучшение их качества; д) создания условий для привлечения инвестиций. 5. Государственное регулирование тарифов на услуги связи осуществляется исходя из следующих принципов: а) создание операторам связи условий для развития и модернизации средств и сетей связи, компенсация экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием регулируемых услуг связи; б) установление для операторов связи обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый при оказании услуг связи; в) удовлетворение платежеспособного спроса на услуги связи, защита интересов пользователей услуг связи от необоснованного повышения тарифов; г) учет в структуре регулируемых тарифов на услуги связи налогов и иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 6. При принятии решения об экономической обоснованности затрат и нормативной прибыли регулирующий орган принимает во внимание: а) цены (тарифы) на продукцию (услуги), потребляемую операторами связи, тарифы на услуги которых регулируются государством, а также налоги и иные обязательные платежи, подлежащие уплате операторами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) размер прибыли, необходимой для обеспечения указанных операторов связи средствами на развитие производства, выплату дивидендов и другие обоснованные расходы; в) планы капитальных вложений указанных операторов связи и источники их финансирования в целях учета в структуре тарифов на услуги связи затрат на привлечение средств этих источников; г) динамику затрат и прибыли, а также показатели инфляции за истекший период и прогноз инфляции на предстоящий период. 7. Элементы перекрестного субсидирования сохраняются только в отношении регулируемых услуг почтовой связи, сельской телефонной связи для населения и телеграфной связи. 8. Тарифы на услуги связи, кроме услуг, указанных в пункте 7 настоящих Основных положений, должны полностью возмещать экономически обоснованные затраты и включать нормативную прибыль. 9. Тарифы на услуги местной телефонной связи дифференцируются по двум категориям потребителей - население и организации. 10. Тарифы на услуги местной (при повременной системе оплаты) и междугородной телефонной связи могут по решению регулирующего органа дифференцироваться по часам суток, дням недели и способам обслуживания. 11. Операторы связи на основании методических рекомендаций по расчету экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли на услуги связи определяют и представляют в регулирующий орган расчеты уровня тарифов по каждой регулируемой услуге, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг связи и включающих нормативную прибыль, исходя из принципа раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи. 12. Операторы связи имеют право обратиться в регулирующий орган с предложением о пересмотре тарифов на услуги связи при наличии одного из следующих условий: а) введение в действие нормативных правовых актов Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, которые влекут за собой изменение размера затрат, относимых на себестоимость услуг связи, обязательных отчислений и платежей в соответствующие бюджеты; б) изменение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; в) развитие услуг связи и повышение их качества; г) возникновение не зависящих от оператора связи факторов, вызвавших рост себестоимости услуг более чем на 5 процентов. 13. Регулирующий орган в течение 30 дней рассматривает и принимает решение об установлении уровня тарифов по каждой регулируемой услуге, обеспечивающих полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание услуг связи и включающих нормативную прибыль. 14. Регулирующий орган составляет график поэтапного доведения размера тарифов на услуги связи до уровня, определенного в соответствии с пунктом 13 настоящих Основных положений, и направляет соответствующий график оператору связи в течение 15 дней с даты принятия решения об установлении уровня тарифов. Изменение размера тарифов на услуги связи в соответствии с графиком производится ежеквартально до достижения уровня, включающего экономически обоснованные затраты и нормативную прибыль. 15. Тарифы на регулируемые услуги почтовой связи, сельской телефонной связи для населения и телеграфной связи индексируются регулирующим органом с учетом инфляции. 16. Регулирование тарифов осуществляется на основании методики определения тарифов по методу предельного ценообразования, разработанной и утвержденной Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством Российской Федерации по связи и информатизации и Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Оператор связи вправе самостоятельно устанавливать тарифы на отдельные услуги связи в соответствии с указанной методикой. УТВЕРЖДЕН постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 715 ПЕРЕЧЕНЬ услуг связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России 1. Внутренняя письменная корреспонденция (почтовые карточки, письма, бандероли). 2. Внутренняя телеграмма. 3. Предоставление междугородного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам. 4. Распространение и трансляция общероссийских телерадиопрограмм. 5. Предоставление доступа к телефонной сети независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния). 6. Предоставление местного телефонного соединения (разговора) фиксированным абонентам, плата за которое включает: при абонентской системе оплаты услуг телефонной связи - абонентскую плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и предоставление местного телефонного соединения (разговора) вне зависимости от его продолжительности; при повременной системе оплаты услуг телефонной связи - абонентскую плату за предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абоненту и переменную плату за предоставление местного телефонного соединения (разговора) в зависимости от его продолжительности в единицах тарификации. |