О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ. Письмо. Министерство РФ по налогам и сборам. 24.09.01 ШС-6-14/720

            О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

                                ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

                         24 сентября 2001 г.
                            N ШС-6-14/720

                                (НЦПИ)


     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам  направляет
для  сведения  и  использования  в  работе  постановление Федерального
арбитражного суда   Московского   округа   от   07.08.2001   по   делу
N А40-46524/00-33-756   по  иску  ОАО  "Таймырэнерго"  к  Министерству
Российской Федерации по налогам и сборам о признании недействительными
абзацев   четырнадцатого   и   восемнадцатого  пункта  5.2  Инструкции
Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000  N
62  "О  порядке  исчисления  и  уплаты  в  бюджет  налога  на  прибыль
предприятий  и  организаций",  согласно  которому   положения   Закона
Российской  Федерации  от  27.12.91  N  2116-1  "О  налоге  на прибыль
предприятий  и  организаций"  об  уплате  дополнительных  платежей   и
обжалуемые   положения   указанной   Инструкции  признаны  подлежащими
применению.
     Доведите направляемое   постановление  до  нижестоящих  налоговых
органов.

Заместитель министра РФ
по налогам и сборам
                                                          С.Н. Шульгин
24 сентября 2001 г.
N ШС-6-14/720


                                                            Приложение

                          к письму Министерства РФ по налогам и сборам
                                              от 24 сентября 2001 года
                                                         N ШС-6-14/720

                                                         Постановление

                     Федерального арбитражного суда Московского округа
                                                от 7 августа 2001 года
                                                      N КА-А40/4073-01

        О ПРИЗНАНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА УПЛАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
           ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ
                     НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

     Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
     председательствующего - судьи Черпухиной В.А.
     судей Федина А.В., Кирдеева А.А.
     при участии  в  заседании:  от  МНС  РФ  - Брандт Л.А.  - дов.  N
18-3-02/1005  от  25.08.2000,  Азарян  Ф.Т.  -  дов.  N  18-02/940  от
28.05.2001
     рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Таймырэнерго" на  решение  от
15  февраля  2001  г.  и постановление от 24 апреля 2001 г.  по делу N
А40-46524/00-33-756 Арбитражного суда г. Москвы
     судьи: Черняева  О.  Я.,  Тутубалина Л.А.,  Юршева Г.Ю.,  Окулова
Н.О., Кольцова Н.Н., Кофанова И.Л. установил:
     Решением от   15  февраля  2001  г.,  оставленным  без  изменения
постановлением  апелляционной  инстанции  от   24   апреля   2001   г.
Арбитражного  суда  г.  Москвы,  отказано  в иске ОАО "Таймырэнерго" к
Министерству РФ по налогам  и  сборам  о  признании  недействительными
абзацев  14  и 18 пункта 5.2 Инструкции МНС РФ N 62 от 15 июня 2000 г.
"О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль  предприятий
и организаций".
     Обосновывая этот   вывод,   судебные   инстанции   указали,   что
оспариваемые  абзацы Инструкции не противоречат Закону РФ "О налоге на
прибыль предприятий и организаций".
     В кассационной   жалобе   ОАО  "Таймырэнерго"  просит  об  отмене
судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
     Выслушав представителей  МНС РФ по налогам и сборам,  возражавших
против удовлетворения жалобы,  проверив материалы  дела,  кассационная
инстанция  не  находит  оснований  для  отмены решения и постановления
суда.
     Согласно абзацу  четырнадцатому  пункта 5.2 Инструкции,  разница,
подлежащая внесению в  бюджет  по  фактически  полученной  прибыли,  и
фактическими  авансовыми  взносами налога за истекший квартал подлежит
уточнению на сумму,  рассчитанную исходя  из  ставки  рефинансирования
Банка России, действовавшей в истекшем квартале, согласно приложению 8
к Инструкции.
     В соответствии  с абзацем восемнадцатым пункта 5.2 Инструкции для
исчисления данной  суммы  следует  применять  годовую  учетную  ставку
Центрального  банка  Российской  Федерации  за  пользование банковским
кредитом,  действовавшую  на  15-е  число  второго  месяца   истекшего
квартала отчетного периода, деленную на четыре.
     Истец, обжалуя решение и  постановление  апелляционной  инстанции
арбитражного суда,  указывает на то,  что Законом Российской Федерации
от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий  и  организаций"
(далее  - Закон) размер процентов по дополнительным платежам и срок их
уплаты не установлены и,  следовательно,  положения Закона  по  уплате
дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не
подлежат   применению,   поскольку   не   соответствуют   требованиям,
установленным  пунктом  6  статьи  3  части  первой Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) и нарушают его права.
     Кассационная инстанция  не  согласна с таким доводом по следующим
основаниям:
     Абзацем первым   пункта   2  статьи  8  Закона  установлено,  что
предприятия уплачивают в бюджет в течение  квартала  авансовые  взносы
налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли
за налогооблагаемый период и ставки налога.
     Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 8 Закона, уплата в бюджет
авансовых взносов налога на прибыль должна  производиться  не  позднее
15-го  числа  каждого  месяца  равными  долями  в  размере одной трети
квартальной суммы указанного налога.
     В соответствии  с  абзацем  третьим  пункта  2  статьи  8  Закона
предприятия,  являющиеся плательщиками  авансовых  взносов  налога  на
прибыль,  исчисляют  сумму  указанного  налога,  исходя  из фактически
полученной    прибыли,    подлежащей    налогообложению    с    учетом
предоставленных льгот,  и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом
с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев
и   года.  Сумма  налога  на  прибыль,  подлежащая  уплате  в  бюджет,
определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей.  Разница  между
суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли,
и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на
сумму,  рассчитанную  исходя  из ставки рефинансирования Банка России,
действовавшей в истекшем квартале.
     Из вышеприведенных   норм   Закона  следует,  что  предприятия  и
организации обязаны уплачивать  авансовые  взносы  налога  на  прибыль
ежемесячно   не   позднее  15-го  числа  каждого  месяца.  Определение
налоговой базы и исчисление суммы  налога  на  прибыль  по  фактически
полученной  прибыли  производится  ежеквартально (по окончании первого
квартала,  полугодия,  десяти месяцев и года).  Разница между  суммой,
подлежащей  внесению  в  бюджет  по  фактически полученной прибыли,  и
уплаченными авансовыми взносами уточняется также ежеквартально  исходя
из  ставки  рефинансирования  Банка  России,  действовавшей в истекшем
квартале.
     Таким образом,  срок  и  порядок  исчисления  процента  исходя из
ставки рефинансирования Банка России  при  определении  разницы  между
суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли,
и фактическими авансовыми  взносами  налога,  установлены  Законом.  А
оспариваемые   положения  абзацев  14  и  18  пункта  5.2  Инструкции,
разъясняющие  порядок  исчисления  указанной  разницы,   соответствуют
Закону.
     При уплате налога на прибыль (в том числе с  учетом  исчисленного
процента  на  разницу  между  суммой,  подлежащей внесению в бюджет по
фактически  полученной  прибыли,  и  авансовыми  взносами  налога   за
истекший  квартал)  налогоплательщики  руководствуются  сроками уплаты
налога на прибыль,  установленными пунктом 3 статьи 8 Закона, согласно
которому уплата налога на прибыль производится по квартальным расчетам
в  пятидневный  срок  со   дня,   установленного   для   представления
бухгалтерского   отчета   за  квартал,  а  по  годовым  расчетам  -  в
десятидневный  срок   со   дня,   установленного   для   представления
бухгалтерского отчета за истекший год.
     Таким образом,  довод истца о том,  что срок уплаты процентов  на
разницу  между  суммой,  подлежащей  внесению  в  бюджет по фактически
полученной  прибыли,  и  авансовыми   взносами   налога   Законом   не
установлен, является необоснованным.
     Довод истца о том,  что положения Закона по уплате дополнительных
платежей  и  положения  оспариваемых  абзацев  Инструкции  не подлежат
применению,  поскольку  не  соответствуют  требованиям,  установленным
пунктом 6 статьи 3 Кодекса, согласно которому при установлении налогов
должны быть определены все элементы  налогообложения,  также  является
необоснованным по следующим основаниям.
     Согласно статье 32.1 Федерального закона от 05.08.2000  N  118-ФЗ
"О  введении  в  действие  части  второй Налогового кодекса Российской
Федерации  и  внесении  изменений  в  некоторые  законодательные  акты
Российской  Федерации  о налогах"*,  ссылки на недействующие положения
Кодекса приравниваются к ссылкам на  действующие  федеральные  законы,
регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
     Аналогичная норма содержалась в  ст.  5  Федерального  закона  от
31.07.98  N  147-ФЗ  "О  введении  в  действие части первой Налогового
кодекса Российской  Федерации"**,  в  соответствии  с  которым  объект
налогообложения    определяется   отдельными   законами   о   налогах,
устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов.
     Следовательно, порядок  уплаты налога на прибыль для предприятий,
являющихся  плательщиками  авансовых  взносов   налога   на   прибыль,
определяется  в  соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге
на прибыль предприятий и организаций".
     Обязанность по   исчислению   и   уплате  разницы  между  суммой,
подлежащей внесению в  бюджет  по  фактически  полученной  прибыли,  и
авансовыми  взносами  при исчислении налога за истекший квартал исходя
из действовавшей в истекшем  квартале  ставки  рефинансирования  Банка
России установлена Законом.
     В абзаце третьем пункта 2 статьи 8 Закона содержится  специальная
норма,  устанавливающая  особый порядок исчисления налога на прибыль с
учетом  дополнительных  платежей,  которые  являются  компенсационными
выплатами  бюджету,  и требования,  предусмотренные пунктом 6 статьи 3
Кодекса, на указанную специальную норму не распространяются.
     Таким образом,  выводы  арбитражных  судов первой и апелляционной
инстанций о том, что оспариваемые положения Инструкции не противоречат
действующему  законодательству  и не определяют новый порядок внесения
налоговых платежей, правомерны.
     В соответствии  со ст.  3 Федерального Конституционного закона "О
Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ  полномочен  разрешать
дела  о  соответствии Конституции РФ федеральных законов,  нормативных
актов  Президента  РФ,   Совета   Федерации,   Государственной   Думы,
Правительства РФ,  поэтому доводы истца о том, что закон, на основании
которого изданы пункты Инструкции,  противоречит  Конституции  РФ,  не
принимаются.
     Нормы материального  права   при   разрешении   спора   применены
правильно, требования процессуального закона соблюдены.
     Поэтому, руководствуясь ст. 175-177 АПК РФ, суд постановил:
     решение от  15.02.2001 и постановление от 24.04.2001 Арбитражного
суда  г.  Москвы  оставить  без  изменения,  кассационную  жалобу  ОАО
"Таймырэнерго" - без удовлетворения.

Председательствующий
                                                        В.А. Черпухина
Судьи:
                                                           А. В. Федин
                                                          А.А. Кирдеев