О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖАХ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 24 сентября 2001 г. N ШС-6-14/720 (НЦПИ) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.08.2001 по делу N А40-46524/00-33-756 по иску ОАО "Таймырэнерго" к Министерству Российской Федерации по налогам и сборам о признании недействительными абзацев четырнадцатого и восемнадцатого пункта 5.2 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", согласно которому положения Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" об уплате дополнительных платежей и обжалуемые положения указанной Инструкции признаны подлежащими применению. Доведите направляемое постановление до нижестоящих налоговых органов. Заместитель министра РФ по налогам и сборам С.Н. Шульгин 24 сентября 2001 г. N ШС-6-14/720 Приложение к письму Министерства РФ по налогам и сборам от 24 сентября 2001 года N ШС-6-14/720 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2001 года N КА-А40/4073-01 О ПРИЗНАНИИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПОРЯДКА УПЛАТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ НАЛОГОВОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего - судьи Черпухиной В.А. судей Федина А.В., Кирдеева А.А. при участии в заседании: от МНС РФ - Брандт Л.А. - дов. N 18-3-02/1005 от 25.08.2000, Азарян Ф.Т. - дов. N 18-02/940 от 28.05.2001 рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Таймырэнерго" на решение от 15 февраля 2001 г. и постановление от 24 апреля 2001 г. по делу N А40-46524/00-33-756 Арбитражного суда г. Москвы судьи: Черняева О. Я., Тутубалина Л.А., Юршева Г.Ю., Окулова Н.О., Кольцова Н.Н., Кофанова И.Л. установил: Решением от 15 февраля 2001 г., оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24 апреля 2001 г. Арбитражного суда г. Москвы, отказано в иске ОАО "Таймырэнерго" к Министерству РФ по налогам и сборам о признании недействительными абзацев 14 и 18 пункта 5.2 Инструкции МНС РФ N 62 от 15 июня 2000 г. "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Обосновывая этот вывод, судебные инстанции указали, что оспариваемые абзацы Инструкции не противоречат Закону РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций". В кассационной жалобе ОАО "Таймырэнерго" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на их незаконность. Выслушав представителей МНС РФ по налогам и сборам, возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления суда. Согласно абзацу четырнадцатому пункта 5.2 Инструкции, разница, подлежащая внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, согласно приложению 8 к Инструкции. В соответствии с абзацем восемнадцатым пункта 5.2 Инструкции для исчисления данной суммы следует применять годовую учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, действовавшую на 15-е число второго месяца истекшего квартала отчетного периода, деленную на четыре. Истец, обжалуя решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда, указывает на то, что Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон) размер процентов по дополнительным платежам и срок их уплаты не установлены и, следовательно, положения Закона по уплате дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не подлежат применению, поскольку не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и нарушают его права. Кассационная инстанция не согласна с таким доводом по следующим основаниям: Абзацем первым пункта 2 статьи 8 Закона установлено, что предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 8 Закона, уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога. В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 8 Закона предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль, нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Из вышеприведенных норм Закона следует, что предприятия и организации обязаны уплачивать авансовые взносы налога на прибыль ежемесячно не позднее 15-го числа каждого месяца. Определение налоговой базы и исчисление суммы налога на прибыль по фактически полученной прибыли производится ежеквартально (по окончании первого квартала, полугодия, десяти месяцев и года). Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и уплаченными авансовыми взносами уточняется также ежеквартально исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Таким образом, срок и порядок исчисления процента исходя из ставки рефинансирования Банка России при определении разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога, установлены Законом. А оспариваемые положения абзацев 14 и 18 пункта 5.2 Инструкции, разъясняющие порядок исчисления указанной разницы, соответствуют Закону. При уплате налога на прибыль (в том числе с учетом исчисленного процента на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал) налогоплательщики руководствуются сроками уплаты налога на прибыль, установленными пунктом 3 статьи 8 Закона, согласно которому уплата налога на прибыль производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за истекший год. Таким образом, довод истца о том, что срок уплаты процентов на разницу между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога Законом не установлен, является необоснованным. Довод истца о том, что положения Закона по уплате дополнительных платежей и положения оспариваемых абзацев Инструкции не подлежат применению, поскольку не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 статьи 3 Кодекса, согласно которому при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, также является необоснованным по следующим основаниям. Согласно статье 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"*, ссылки на недействующие положения Кодекса приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов. Аналогичная норма содержалась в ст. 5 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"**, в соответствии с которым объект налогообложения определяется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов. Следовательно, порядок уплаты налога на прибыль для предприятий, являющихся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, определяется в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Обязанность по исчислению и уплате разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами при исчислении налога за истекший квартал исходя из действовавшей в истекшем квартале ставки рефинансирования Банка России установлена Законом. В абзаце третьем пункта 2 статьи 8 Закона содержится специальная норма, устанавливающая особый порядок исчисления налога на прибыль с учетом дополнительных платежей, которые являются компенсационными выплатами бюджету, и требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 3 Кодекса, на указанную специальную норму не распространяются. Таким образом, выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о том, что оспариваемые положения Инструкции не противоречат действующему законодательству и не определяют новый порядок внесения налоговых платежей, правомерны. В соответствии со ст. 3 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" Конституционный Суд РФ полномочен разрешать дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, поэтому доводы истца о том, что закон, на основании которого изданы пункты Инструкции, противоречит Конституции РФ, не принимаются. Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Поэтому, руководствуясь ст. 175-177 АПК РФ, суд постановил: решение от 15.02.2001 и постановление от 24.04.2001 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Таймырэнерго" - без удовлетворения. Председательствующий В.А. Черпухина Судьи: А. В. Федин А.А. Кирдеев |