ОБ УЧЕТЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ. Закон. Мэр Москвы. 19.09.01 51

          ОБ УЧЕТЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

                                ЗАКОН

                              МЭР МОСКВЫ

                         19 сентября 2001 г.
                                 N 51

                                 (Д)


     Статья 1. Общие положения

     Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав  и  законных
интересов  граждан Российской Федерации,  проживающих в городе Москве,
путем введения учета иностранных граждан  и  лиц  без  гражданства  на
рынке труда,  осуществляемого в целях выявления тенденций миграционных
процессов  в  городе  Москве  и  выработки  рациональной  миграционной
политики.

     Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     1. Иностранный   гражданин   -   лицо,   обладающее  гражданством
иностранного  государства  и   не   имеющее   гражданства   Российской
Федерации.
     2. Лицо без гражданства - лицо,  не принадлежащее  к  гражданству
Российской  Федерации  и  не  имеющее  доказательств  принадлежности к
гражданству другого государства.
     3. Иностранная  рабочая  сила  -  лица,  не являющиеся гражданами
Российской  Федерации,  законно  въехавшие  на  территорию  Российской
Федерации  и  имеющие  намерение  осуществлять трудовую деятельность в
городе Москве.
     4. Иностранные   работники   -  лица,  не  являющиеся  гражданами
Российской  Федерации,  законно  въехавшие  на  территорию  Российской
Федерации и осуществляющие трудовую деятельность в городе Москве.
     5. Работодатель - российское либо  иностранное  юридическое  лицо
независимо от организационно - правовых форм и форм собственности либо
гражданин Российской Федерации,  иностранный гражданин  или  лицо  без
гражданства,  проживающее в Российской Федерации,  осуществляющее наем
иностранных работников.
     6. Трудовая   деятельность   -  выполнение  за  плату  работы  по
определенной специальности,  квалификации или должности в соответствии
с   законодательством   о   труде,   а  также  иная  приносящая  доход
деятельность, осуществляемая физическим лицом.
     7. Разрешение    -   разрешительный   документ   на   привлечение
иностранной рабочей силы  в  Российской  Федерации,  который  выдается
работодателю в соответствии с нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
     8. Подтверждение  -  разрешительный  документ  на  право трудовой
деятельности иностранного гражданина в Российской  Федерации,  который
выдается иностранным гражданам в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
     9. Свидетельство о постановке на учет - документ,  подтверждающий
постановку на учет уполномоченным органом города  Москвы  иностранного
гражданина или лица без гражданства в качестве иностранного работника,
выдаваемый ему в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными
правовыми актами города Москвы.

     Статья 3. Сфера действия настоящего Закона

     1. Настоящий   Закон  распространяется  на  территорию  Москвы  и
действует в отношении:
     а) иностранных работников;
     б) работодателей и их должностных лиц.
     2. Настоящий  Закон  распространяется также на отношения,  хотя и
начавшиеся вне территории Москвы, но продолжающиеся на ее территории.
     3. В  случае  если  применение норм части второй настоящей статьи
нарушает положения закона другого субъекта Российской Федерации, выбор
приоритета  между  законами  различных  субъектов Российской Федерации
осуществляется в  порядке,  установленном  договором  между  ними  или
федеральным законом.
     4. Если   федеральным   законом   или   международным   договором
Российской Федерации, в выполнении которого участвует город Москва как
субъект  Российской  Федерации,  установлены  иные  правила,  чем  те,
которые   содержатся   в   настоящем   Законе,  то  применяются  нормы
федерального закона или международного договора Российской Федерации.

     Статья 4.  Основные принципы учета  иностранной  рабочей  силы  в
городе Москве

     Порядок учета   иностранной   рабочей   силы   в   городе  Москве
определяется в соответствии со следующими принципами:
     а) обеспечения   защиты   прав  человека,  равенства  иностранных
граждан  и  лиц  без   гражданства   перед   законом   независимо   от
происхождения,  социального  и  имущественного  положения,  расовой  и
национальной принадлежности,  пола,  образования,  языка,  отношения к
религии, рода и характера занятий и других обстоятельств;
     б) защиты интересов граждан Российской Федерации,  проживающих  в
городе   Москве,   путем   предоставления   им  права  первоочередного
трудоустройства на вакантные рабочие места;
     в) обеспечения   общественного  порядка  и  законности,  согласно
которому на территории города Москвы не  должна  допускаться  трудовая
деятельность лиц, не имеющих на это законных оснований;
     г) комплексности,  согласно которому  регулирование  миграционных
процессов  в городе Москве осуществляется с учетом всех обстоятельств,
в   том   числе   координации   соответствующих    действий    органов
исполнительной  власти и управления,  осуществляемых в других регионах
России.

     Статья 5.  Порядок оформления иностранной рабочей силы  в  городе
Москве

     1. Привлечение  и использование иностранной рабочей силы в городе
Москве осуществляется в соответствии с нормативными  правовыми  актами
Российской Федерации и города Москвы.
     2. В соответствии  с  нормативными  правовыми  актами  Российской
Федерации   на  территории  Москвы  действует  разрешительный  порядок
привлечения и использования работодателями иностранной рабочей силы.
     3. Получение   разрешительных   документов   на   право  трудовой
деятельности в городе Москве обязательно  для  иностранных  работников
следующих категорий:
     а) работающих на условиях найма по трудовому договору (контракту)
с   российскими   и   иностранными   юридическими  лицами,  отдельными
российскими и иностранными физическими лицами;
     б) нанимаемых отдельными российскими, иностранными гражданами или
лицами  без  гражданства,  проживающими   на   территории   Российской
Федерации, для использования их труда в личном хозяйстве;
     в) осуществляющих  профессиональную  деятельность  на  территории
Москвы   по   направлению  иностранных  юридических  лиц,  реализующих
конкретные проекты на основе заключенных договоров и контрактов.
     4. Обязательный  порядок  оформления разрешительных документов на
право  трудовой  деятельности  в  городе  Москве  не  применяется   по
отношению   к   иностранным   гражданам,   которые  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации:
     - официально признаны беженцами;
     - постоянно проживают на территории Российской Федерации;
     - получили убежище на территории Российской Федерации;
     - подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и  получили
разрешение на временное проживание.
     Также указанный порядок не применяется к иностранным гражданам:
     - работникам  дипломатических  и консульских учреждений,  а также
организаций,  пользующихся дипломатическим  статусом,  находящихся  на
территории Москвы;
     - деятелям науки и культуры,  работающим на территории  Москвы  в
учреждениях,     созданных     в     соответствии     с    российскими
межгосударственными соглашениями;
     - религиозным   деятелям,  осуществляющим  свою  профессиональную
деятельность в  официально  зарегистрированных  на  территории  Москвы
религиозных организациях и обществах;
     - корреспондентам и  журналистам,  аккредитованным  в  Российской
Федерации;
     - студентам,  проходящим  производственную  практику   во   время
каникул   в  рамках  программ  российских  образовательных  учреждений
высшего профессионального образования;
     - лекторам  и  инструкторам,  приглашенным  для  чтения  лекций и
другой работы в российских  академиях  и  образовательных  учреждениях
высшего   профессионального  образования,  находящихся  на  территории
Москвы;
     - командированным   работникам  для  проведения  монтажа  (шеф  -
монтажа)  технологического  оборудования,  поставляемого  иностранными
юридическими лицами;
     - лицам,  для  которых  определен  иной  порядок  трудоустройства
межгосударственными  и  межправительственными  соглашениями Российской
Федерации с  зарубежными  странами,  а  также  нормативными  правовыми
актами Российской Федерации.
     5. Иностранные граждане и лица  без  гражданства,  предполагающие
осуществлять   на  территории  Москвы  трудовую  деятельность,  но  не
попадающие в категории  иностранных  работников,  указанные  в  частях
третьей  и  четвертой  настоящей  статьи,  встают  на  учет  в  органе
исполнительной власти  города  Москвы,  уполномоченном  Правительством
Москвы на осуществление такого учета.
     Документом, подтверждающим    факт    постановки     иностранного
гражданина  или  лица  без гражданства на учет в качестве иностранного
работника, является Свидетельство о постановке на учет.

     Статья 6. Порядок учета отдельных категорий иностранных граждан и
лиц   без   гражданства,   имеющих   намерение  осуществлять  трудовую
деятельность в городе Москве

     1. Постановка  иностранных  граждан  и   лиц   без   гражданства,
указанных  в  части 5 статьи 5 настоящего Закона,  на учет и выдача им
Свидетельств   о   постановке   на   учет    осуществляется    органом
исполнительной  власти  города  Москвы,  уполномоченным Правительством
Москвы  на  осуществление  такого  учета,   на   основании   заявления
иностранного лица или лица без гражданства.
     Форма заявления и перечень прилагаемых к нему документов, а также
форма  Свидетельства о постановке на учет,  порядок и сроки его выдачи
утверждаются Правительством Москвы.
     2. Орган  исполнительной  власти  города  Москвы,  уполномоченный
Правительством Москвы,  осуществляет прием  и  рассмотрение  заявлений
иностранных  граждан  и  лиц  без  гражданства  о постановке на учет в
качестве  иностранных   работников,   постановку   на   учет,   выдачу
свидетельств о постановке на учет,  контроль за трудовой деятельностью
иностранных работников.
     3. Свидетельство  о  постановке  на  учет может быть оформлено на
срок до одного года.
     4. Плата за оформление и выдачу Свидетельства не взимается.
     5. В случае утраты или порчи Свидетельства о постановке  на  учет
по заявлению иностранного гражданина выдается его дубликат.
     За выдачу дубликата взимается плата,  равная стоимости затрат  на
изготовление дубликата Свидетельства о постановке на учет.
     6. Денежные  средства,  взимаемые  в  соответствии  с   настоящей
статьей,  подлежат  зачислению в бюджет города Москвы и распределяются
согласно закону о бюджете города Москвы на соответствующий год.

     Статья 7. Порядок вступления настоящего Закона в силу

     Настоящий Закон вступает в силу через десять дней с  момента  его
официального опубликования.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
19 сентября 2001 г.
N 51

Москва, Московская городская Дума

19 сентября 2001 г.
N 51