ОБ УЧЕТЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ ЗАКОН МЭР МОСКВЫ 19 сентября 2001 г. N 51 (Д) Статья 1. Общие положения Настоящий Закон направлен на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации, проживающих в городе Москве, путем введения учета иностранных граждан и лиц без гражданства на рынке труда, осуществляемого в целях выявления тенденций миграционных процессов в городе Москве и выработки рациональной миграционной политики. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Иностранный гражданин - лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. 2. Лицо без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. 3. Иностранная рабочая сила - лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно въехавшие на территорию Российской Федерации и имеющие намерение осуществлять трудовую деятельность в городе Москве. 4. Иностранные работники - лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно въехавшие на территорию Российской Федерации и осуществляющие трудовую деятельность в городе Москве. 5. Работодатель - российское либо иностранное юридическое лицо независимо от организационно - правовых форм и форм собственности либо гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства, проживающее в Российской Федерации, осуществляющее наем иностранных работников. 6. Трудовая деятельность - выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом. 7. Разрешение - разрешительный документ на привлечение иностранной рабочей силы в Российской Федерации, который выдается работодателю в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. 8. Подтверждение - разрешительный документ на право трудовой деятельности иностранного гражданина в Российской Федерации, который выдается иностранным гражданам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. 9. Свидетельство о постановке на учет - документ, подтверждающий постановку на учет уполномоченным органом города Москвы иностранного гражданина или лица без гражданства в качестве иностранного работника, выдаваемый ему в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 3. Сфера действия настоящего Закона 1. Настоящий Закон распространяется на территорию Москвы и действует в отношении: а) иностранных работников; б) работодателей и их должностных лиц. 2. Настоящий Закон распространяется также на отношения, хотя и начавшиеся вне территории Москвы, но продолжающиеся на ее территории. 3. В случае если применение норм части второй настоящей статьи нарушает положения закона другого субъекта Российской Федерации, выбор приоритета между законами различных субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном договором между ними или федеральным законом. 4. Если федеральным законом или международным договором Российской Федерации, в выполнении которого участвует город Москва как субъект Российской Федерации, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются нормы федерального закона или международного договора Российской Федерации. Статья 4. Основные принципы учета иностранной рабочей силы в городе Москве Порядок учета иностранной рабочей силы в городе Москве определяется в соответствии со следующими принципами: а) обеспечения защиты прав человека, равенства иностранных граждан и лиц без гражданства перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств; б) защиты интересов граждан Российской Федерации, проживающих в городе Москве, путем предоставления им права первоочередного трудоустройства на вакантные рабочие места; в) обеспечения общественного порядка и законности, согласно которому на территории города Москвы не должна допускаться трудовая деятельность лиц, не имеющих на это законных оснований; г) комплексности, согласно которому регулирование миграционных процессов в городе Москве осуществляется с учетом всех обстоятельств, в том числе координации соответствующих действий органов исполнительной власти и управления, осуществляемых в других регионах России. Статья 5. Порядок оформления иностранной рабочей силы в городе Москве 1. Привлечение и использование иностранной рабочей силы в городе Москве осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. 2. В соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации на территории Москвы действует разрешительный порядок привлечения и использования работодателями иностранной рабочей силы. 3. Получение разрешительных документов на право трудовой деятельности в городе Москве обязательно для иностранных работников следующих категорий: а) работающих на условиях найма по трудовому договору (контракту) с российскими и иностранными юридическими лицами, отдельными российскими и иностранными физическими лицами; б) нанимаемых отдельными российскими, иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, для использования их труда в личном хозяйстве; в) осуществляющих профессиональную деятельность на территории Москвы по направлению иностранных юридических лиц, реализующих конкретные проекты на основе заключенных договоров и контрактов. 4. Обязательный порядок оформления разрешительных документов на право трудовой деятельности в городе Москве не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации: - официально признаны беженцами; - постоянно проживают на территории Российской Федерации; - получили убежище на территории Российской Федерации; - подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание. Также указанный порядок не применяется к иностранным гражданам: - работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Москвы; - деятелям науки и культуры, работающим на территории Москвы в учреждениях, созданных в соответствии с российскими межгосударственными соглашениями; - религиозным деятелям, осуществляющим свою профессиональную деятельность в официально зарегистрированных на территории Москвы религиозных организациях и обществах; - корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации; - студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования; - лекторам и инструкторам, приглашенным для чтения лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся на территории Москвы; - командированным работникам для проведения монтажа (шеф - монтажа) технологического оборудования, поставляемого иностранными юридическими лицами; - лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5. Иностранные граждане и лица без гражданства, предполагающие осуществлять на территории Москвы трудовую деятельность, но не попадающие в категории иностранных работников, указанные в частях третьей и четвертой настоящей статьи, встают на учет в органе исполнительной власти города Москвы, уполномоченном Правительством Москвы на осуществление такого учета. Документом, подтверждающим факт постановки иностранного гражданина или лица без гражданства на учет в качестве иностранного работника, является Свидетельство о постановке на учет. Статья 6. Порядок учета отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих намерение осуществлять трудовую деятельность в городе Москве 1. Постановка иностранных граждан и лиц без гражданства, указанных в части 5 статьи 5 настоящего Закона, на учет и выдача им Свидетельств о постановке на учет осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным Правительством Москвы на осуществление такого учета, на основании заявления иностранного лица или лица без гражданства. Форма заявления и перечень прилагаемых к нему документов, а также форма Свидетельства о постановке на учет, порядок и сроки его выдачи утверждаются Правительством Москвы. 2. Орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный Правительством Москвы, осуществляет прием и рассмотрение заявлений иностранных граждан и лиц без гражданства о постановке на учет в качестве иностранных работников, постановку на учет, выдачу свидетельств о постановке на учет, контроль за трудовой деятельностью иностранных работников. 3. Свидетельство о постановке на учет может быть оформлено на срок до одного года. 4. Плата за оформление и выдачу Свидетельства не взимается. 5. В случае утраты или порчи Свидетельства о постановке на учет по заявлению иностранного гражданина выдается его дубликат. За выдачу дубликата взимается плата, равная стоимости затрат на изготовление дубликата Свидетельства о постановке на учет. 6. Денежные средства, взимаемые в соответствии с настоящей статьей, подлежат зачислению в бюджет города Москвы и распределяются согласно закону о бюджете города Москвы на соответствующий год. Статья 7. Порядок вступления настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через десять дней с момента его официального опубликования. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 19 сентября 2001 г. N 51 Москва, Московская городская Дума 19 сентября 2001 г. N 51 |