ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ 12 октября 2001 г. N 1150-01-45/26-23 (Д) В соответствии с решением Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности от 11 сентября 2001 г. (протокол N 25, пункт 2 раздела II) направляю концепции и технические задания проектов Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и "О разграничении государственной собственности на памятники истории и культуры" для включения их в План подготовки проектов федеральных законов на 2002 год. Е. ЧУКОВСКАЯ 12 октября 2001 г. N 1150-01-45/26-23 Приложение Наименование законопроекта О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ" Инициатор предложения Состав исполнителей Минкультуры России Минкультуры России МНС России Минфин России ГТК России Росархив Срок представления в Срок внесения в Государственную Правительство Российской Думу ФС РФ Федерации II квартал 2002 г. III квартал 2002 г. ОБОСНОВАНИЕ Потребность в подготовке новой редакции Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" ("Российская газета", N 92, 15 мая 1993 г.) (далее - Закона) продиктована отставанием законодательства в сфере государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей от значительно обновившегося в целом федерального законодательства, практическими проблемами развития международного культурного сотрудничества и антикварно - художественного рынка России. Прежде всего обращают на себя внимание следующие обстоятельства: В 1993 - 2000 гг. в правовой системе Российской Федерации произошли серьезные изменения: принята новая Конституция Российской Федерации, Гражданский и Налоговый кодексы, Федеральные законы "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", другие законодательные акты, существенно изменившие общую правовую ситуацию в стране. В течение последних лет развитие нормативной базы о вывозе и ввозе культурных ценностей происходило в основном путем издания актов Министерства культуры Российской Федерации. Именно эти акты определяют сегодня порядок экспертизы и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, передачи прав собственности на них, регламентируют деятельность органов государственного регулирования вывоза и ввоза и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей. Действующая практика, заключающая в себе ряд сложностей для законопослушных собственников культурных ценностей, не предотвращает нелегального вывоза и незаконной передачи прав собственности на предметы культурного наследия Российской Федерации, нарушения правил внешнеэкономической деятельности и таможенных правил. Отсутствуют четкие и ясные определения ключевых понятий, используемых в Законе, существует несбалансированность прав и обязанностей органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, с одной стороны, и собственников культурных ценностей - с другой. Ввиду несоответствия Закона общей правовой ситуации остались нереализованными такие важные его положения, как функционирование Федеральной службы по сохранению культурных ценностей, создание Межведомственного совета по вопросам вывоза и ввоза культурных ценностей, определение порядка установления размера и уплаты специального сбора за право вывоза культурных ценностей, порядка распределения и использования средств, полученных от реализации культурных ценностей. Закон недостаточно четко ориентирует органы государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей на осуществление протекционистской политики в отношении ввозимых культурных ценностей, стимулирование их притока в страну путем создания благоприятных экономических условий. Российское законодательство о вывозе и ввозе культурных ценностей противоречит международным обязательствам Российской Федерации по Конвенции "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности" 1970 г., Соглашению "О ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера" 1950 г. и протоколу к нему 1976 г. КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА Для устранения указанных недостатков целесообразно внести постатейные изменения и дополнения в Закон по следующим направлениям: РАЗДЕЛ I Статьи 5 - 8 Определение основных терминов, разграничение понятий "культурное наследие", "культурное достояние", "культурная ценность", "предметы культурного назначения". Ограничение круга предметов, подпадающих под действие Закона с целью выявления культурных ценностей, представляющих интерес для государственных хранилищ культурных ценностей. Статья 9 Запрещение вывоза культурных ценностей, в законодательном порядке включенных в охранные списки, реестры, каталоги, иные учетные документы культурных ценностей, и ограничение права собственности на них территорией Российской Федерации. Снятие запрета на вывоз предметов, не представляющих исторической, художественной, научной и иной культурной ценности, по формальному признаку (возраст свыше 100 лет). РАЗДЕЛ II Статьи 12, 13, 15 Закрепление функций государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей за государственной службой по сохранению культурных ценностей. Статья 16 Определение статуса и полномочий специалистов, уполномоченных на проведение экспертизы и оценки культурных ценностей. РАЗДЕЛ III Установление льгот по уплате таможенных платежей в отношении ввозимых и временно ввозимых культурных ценностей. РАЗДЕЛ IV Упрощение процедуры предоставления права временного вывоза культурных ценностей. Статья 30 Определение форм обеспечения обязательства возврата временно вывозимых культурных ценностей в соответствии с требованиями гражданского законодательства. РАЗДЕЛ V Статья 45 Установление письменной формы передачи права собственности на культурные ценности в соответствии с требованиями гражданского законодательства. РАЗДЕЛ VI Фиксация методов определения стоимостной оценки культурных ценностей, служащей основанием для исчисления суммы государственной пошлины за право вывоза культурных ценностей. Определение порядка взимания и использования средств, поступающих в виде оплаты государственной пошлины за право вывоза культурных ценностей. Принятие законопроекта потребует внесения соответствующих изменений в некоторые законодательные и иные нормативные правовые акты. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ ЗАКОНОПРОЕКТА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 15.04.1993 N 4804-1 "О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ" Основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование Потребность в подготовке новой редакции Закона Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" ("Российская газета", N 92, 15 мая 1993 г.) (далее - Закона) продиктована отставанием законодательства в сфере государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей от значительно обновившегося в целом федерального законодательства, постепенным накоплением правового опыта Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов по сохранению культурных ценностей, практическими проблемами развития международного культурного сотрудничества и антикварно - художественного рынка России. Рабочее наименование проекта - "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Заказчик и разработчики законопроекта Заказчик - Министерство культуры Российской Федерации (Москва, Китайгородский проезд, д. 7). Разработчики будут определены в соответствии с приказом Минкультуры России о создании рабочей группы по подготовке указанного проекта Закона. Перечень документов, подлежащих разработке Законопроект - "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации. Требуется внесение изменений и дополнений в Таможенный и Уголовный кодексы Российской Федерации. Виды, этапы и сроки работы Подготовка концепции законопроекта - IV квартал 2001 года. Разработка отдельных глав законопроекта - I - II кварталы 2002 года. Согласование законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральная архивная служба России, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство юстиции Российской Федерации) - II квартал 2002 года. Представление проекта в Правительство Российской Федерации - II квартал 2002 года. Примерная структура законопроекта Раздел I. "Общие положения" Раздел II. "Органы государственного регулирования вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности" Раздел III. "Регулирование вывоза культурных ценностей" Раздел IV. "Регулирование ввоза культурных ценностей" Раздел V. "Право собственности на культурные ценности" Раздел VI. "Ответственность за нарушение законодательства о вывозе и ввозе культурных ценностей" Раздел VII. "Межгосударственное сотрудничество" Порядок финансирования и смета расходов Будут определены после принятия Правительством Российской Федерации решения о включении законопроекта в План подготовки проектов федеральных законов на 2002 год. Порядок приемки работы Ответственный за приемку - Министерство культуры Российской Федерации. Наименование законопроекта О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Инициатор предложения Состав исполнителей Минкультуры России Минкультуры России Минимущества России Срок представления в Срок внесения в ГД ФС РФ Правительство Российской Федерации I квартал 2002 г. II квартал 2002 г. ОБОСНОВАНИЕ Разработка законопроекта обусловлена тем, что до настоящего времени вопросы разграничения государственной собственности на памятники истории и культуры не урегулированы действующим законодательством, что мешает не только установлению нормальных рыночных отношений, но и применению и развитию законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Действующее законодательство практически не принимает во внимание тот факт, что объекты культурного наследия являются особым видом недвижимого имущества. Единственный правовой акт в этой сфере - Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" устарел и к тому же не учитывает особенности разграничения государственной собственности на памятники истории и культуры, не содержит механизма перехода права собственности от одного субъекта к другому и многих других важных аспектов. КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА (ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ) Вопрос о разграничении государственной собственности на памятники истории и культуры возник более десяти лет назад. Принятое Верховным Советом Российской Федерации Постановление от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" давало лишь вектор, определяющий государственную политику в этой сфере, однако фактически не определяло критерии разделения собственности, его формулировки носили общий характер. На практике эта проблема встала очень остро, и отсутствие жестких регламентирующих норм дало почву для халатности и злоупотреблений, привело к утрате многих памятников, в том числе федерального значения. Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, получаемые от использования федерального недвижимого имущества, являются средствами федерального бюджета. В соответствии со статьей 23 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" средства, получаемые от использования памятников истории и культуры, направляются на мероприятия по их сохранению. Однако отсутствие критериев отнесения объектов культурного наследия к той или иной форме собственности, в том числе федеральной, механизма ее разграничения препятствует поступлению средств, получаемых от использования памятников, в федеральный бюджет. Неурегулированным является вопрос разграничения собственности на памятники истории и культуры местного значения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, что является препятствием для эффективного использования объектов культурного наследия. Особенное значение вопрос о разграничении государственной собственности приобрел в период разработки проекта Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Именно пробелы в законодательстве о собственности на памятники истории и культуры толкают сегодня заинтересованные стороны (в первую очередь субъектов Российской Федерации) к тому, чтобы "нагрузить" Закон вопросами, не отнесенными к предмету его регулирования, что привело к отклонению Закона после его принятия в Государственной Думе. Принятие специального Закона "О разграничении государственной собственности на памятники истории и культуры" позволит устранить вышеуказанные проблемы. Предлагается включить в Закон следующие нормы: 1. О критериях разграничения государственной собственности на памятники истории и культуры. 2. Об основаниях отнесения памятника истории и культуры к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности. 3. О возможности несоответствия категории охраны памятника (федерального или местного значения) и категории государственной собственности на него. 4. О недопустимости изменения формы собственности на вновь выявленные объекты исторического и культурного наследия в случае отнесения указанных объектов к памятникам истории и культуры, подлежащим государственной охране. 5. О механизме передачи памятников истории и культуры из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и т.п. 6. О порядке разрешения споров, связанных со сферой действия Закона. Подобный Закон не имеет аналогов в зарубежном законодательстве, поскольку его необходимость вызвана к жизни именно российскими реалиями и событиями отечественной новейшей истории. Отнесение данного Закона к той или иной отрасли права является затруднительным, однако его принятие отвечает тенденциям развития отечественного законодательства (Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" N 101-ФЗ от 17 июля 2001 г. и т.п.). ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РАЗГРАНИЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ" Основание разработки законопроекта, его форма, вид, рабочее наименование До настоящего времени вопросы разграничения государственной собственности на памятники истории и культуры не урегулированы действующим законодательством. Принимая во внимание, что объекты культурного наследия являются особым видом недвижимого имущества, необходима разработка специального федерального закона, в котором должны быть отражены особенности разграничения государственной собственности на памятники истории и культуры, механизм и способы ее реализации. Рабочее наименование законопроекта - "О разграничении государственности собственности в Российской Федерации на памятники истории и культуры". Заказчик и разработчики законопроекта Заказчиком данного законопроекта выступает Министерство культуры Российской Федерации (г. Москва, Китайгородский проезд, 7). Разработчики будут определены в соответствии с приказом Минкультуры России о создании рабочей группы по подготовке указанного проекта Закона. Перечень документов, подлежащих разработке Разработке подлежит Федеральный закон "О разграничении государственности собственности в Российской Федерации на памятники истории и культуры", отмене подлежит Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность", распоряжение Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп в части, касающейся объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Примерная структура законопроекта состоит из следующих статей Предмет правового регулирования Закона. Основания возникновения права собственности на памятники истории и культуры у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Основания и критерии внесения памятников истории и культуры в Реестры федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности. Основания и критерии для внесения памятников истории и культуры в перечни объектов, запрещенных для передачи в государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность. Порядок разграничения государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность. Порядок передачи памятников истории и культуры из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации. Порядок передачи памятников истории и культуры из государственной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность. Порядок передачи памятников истории и культуры из государственной собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность. Разрешение споров о разграничении государственной собственности на памятники истории и культуры. Введение в действие Федерального закона. Виды, этапы и сроки работы Разработка концепции законопроекта - IV квартал 2001 года; подготовка текста; обсуждение текста на совещаниях рабочей группы; доработка положений текста законопроекта с учетом замечаний органов государственной власти субъектов Российской Федерации; согласование законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - I квартал 2002 года; внесение законопроекта в Правительство Российской Федерации - I квартал 2002 года. |