О ТОЛКОВАНИИ ПУНКТА 5.12 ПОЛОЖЕНИЯ О СОВЕТЕ КОМАНДУЮЩИХ ПОГРАНИЧНЫМИ ВОЙСКАМИ, УТВЕРЖДЕННОГО СОГЛАШЕНИЕМ СОВЕТА ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 1993 Г.). Решение. Экономический Суд Содружества Независимых Государств. 02.10.01 01-1/2-2001


                               РЕШЕНИЕ

         ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
 
                          2 октября 2001 г.
                            N 01-1/2-2001

                                 (Д)


     Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
     председательствующего - Председателя Экономического Суда Каженова
А.Б.,  судей Экономического Суда:  Вылкова И.,  Жороева К., Махмудовой
Л.Ш., Мирошник В.И., Толибова Х.,
     при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,
     с участием Генерального советника  Экономического  Суда  Прониной
М.Г.,   представителя   Координационной   службы   Совета  командующих
Пограничными войсками Шехалевича М.Д.,  представителя  Исполнительного
комитета Содружества Независимых Государств Тышкевича М.М.,
     рассмотрев в  открытом  судебном  заседании   дело   по   запросу
Координационной  службы  Совета  командующих  Пограничными  войсками о
толковании, установил:

     Координационная служба Совета командующих  Пограничными  войсками
обратилась  в  Экономический  Суд Содружества Независимых Государств с
запросом о  толковании  применения  пункта  5.12  Положения  о  Совете
командующих  Пограничными  войсками,  утвержденного Соглашением Совета
глав государств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993
года,  регламентирующего  некоторые  вопросы  пенсионного  обеспечения
военнослужащих  органов  Совета  командующих  Пограничными   войсками,
подлежащих  увольнению  в запас.  В частности,  Координационная служба
командующих Пограничными войсками просит разъяснить:  предполагает  ли
пункт  5.12  Положения  о  Совете  командующих  Пограничными  войсками
определение  размера  пенсии  военнослужащим  Координационной  службы,
подлежащим увольнению в запас, на основе размеров должностных окладов,
установленных Решением Совета глав правительств СНГ от  20  июня  2000
года;  требуется  ли  выполнение  дополнительных внутригосударственных
процедур для  вступления  в  силу  Соглашения  о  Положении  о  Совете
командующих  Пограничными  войсками от 24 сентября 1993 года и Решения
об условиях оплаты труда в рабочих органах Совета  министров  обороны,
Совета командующих Пограничными войсками,  Совета министров внутренних
дел государств - участников Содружества Независимых Государств  от  20
июня 2000 года.
     В обоснование  запроса  Координационная   служба   сослалась   на
имеющиеся   в  государствах  разногласия  по  применению  пункта  5.12
Положения о Совете командующих Пограничными войсками. Так, Федеральная
пограничная  служба  Российской Федерации считает,  что для применения
положения пункта 5.12 в части пенсионного  обеспечения  военнослужащих
Координационной  службы  исходя  из  размеров  их должностных окладов,
установленных   в   Службе,   необходимо   принятие   соответствующего
национального нормативного акта,  внесение соответствующих изменений в
нормы российского права.
     Заслушав судью     докладчика     Жороева    К.,    представителя
Координационной  службы  Совета  командующих   Пограничными   войсками
Шехалевича    М.Д.,    обсудив   заключение   Генерального   советника
Экономического Суда  Прониной  М.Г.  и  исследовав  имеющиеся  в  деле
документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.
     Толкование пункта   5.12   Положения   о    Совете    командующих
Пограничными  войсками должно осуществляться в соответствии с правилом
статьи 31 Венской конвенции о международных договорах 1969 года как на
основе  значения,  которое  следует  придавать  терминам договора в их
контексте, так и с учетом взаимосвязанных с ним иных соглашений.
     Пункт 5.12  Положения  о Совете командующих Пограничными войсками
устанавливает:  "Пенсионное обеспечение военнослужащих органов  Совета
командующих, подлежащих увольнению в запас, производится государством,
гражданами которого  они  являются,  исходя  из  размеров  должностных
окладов,  не  ниже  тех,  что были для них установлены в органе Совета
командующих.  Пенсионное  обеспечение  военнослужащих  органов  Совета
командующих  осуществляется  через  существующую  систему  пенсионного
обеспечения военнослужащих Пограничных войск посылающего государства".
Указанное   Соглашение   подписали:   Республика  Армения,  Республика
Беларусь,  Грузия,  Республика   Казахстан,   Кыргызская   Республика,
Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика
Узбекистан  (не  подписано  Азербайджанской  Республикой,  Республикой
Молдова  и  Украиной)  и  в него Решением от 21 октября 1994 года были
внесены дополнения и  изменения,  не  касающиеся,  однако,  содержания
пункта  5.12 и повлекшие изменение нумерации пунктов 4.1 - 4.9 раздела
4 Положения.
     Пункт 5.12    Положения    регламентирует   вопросы,   касающиеся
пенсионного  обеспечения  военнослужащих  органов  Совета  командующих
Пограничными  войсками.  Таким  постоянным  рабочим  органом  является
Координационная  служба,  созданная,  как  указывается  в  пункте  4.7
Положения, для обеспечения выполнения возложенных на Совет командующих
функций.  Следовательно,  действие  пункта  5.12  распространяется  на
подлежащих  увольнению  в  запас военнослужащих Координационной службы
как органа Совета командующих.
     Военнослужащие Координационной   службы   считаются   проходящими
военную  службу  и  составляют  отдельную  категорию  личного  состава
Координационной  службы Совета командующих Пограничными войсками.  Так
определен  правовой  статус  личного  состава  Положением   о   Совете
командующих  Пограничными  войсками  от  24 сентября 1993 года,  а еще
ранее - Соглашением о постоянном  рабочем  органе  Совета  командующих
Пограничными войсками, подписанным главами правительств 9 октября 1992
года.
     Положение о  Совете  командующих Пограничными войсками определяет
военнослужащих   органов   Совета   командующих   как   военнослужащих
государств - участников Содружества Независимых Государств, проходящих
службу  в  органах  Совета  командующих,  а  служащих  органов  Совета
командующих  -  как гражданский персонал,  состоящий с органами Совета
командующих в трудовых правоотношениях.  Таким образом,  личный состав
органов  Совета  командующих  -  это военнослужащие и служащие органов
Совета командующих.
     Вопросы пенсионного   обеспечения   служащих   межгосударственных
(межправительственных) органов Содружества решены в Общем положении  о
межгосударственных    (межправительственных)    органах    Содружества
Независимых Государств, утвержденном Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 года (пункт 13),
а  правовой  статус  военнослужащих  Координационной   службы   Совета
командующих   Пограничными   войсками,   в  том  числе  их  пенсионное
обеспечение при увольнении в запас,  урегулирован специальными  актами
Содружества,   которым  является,  в  частности,  Положение  о  Совете
командующих Пограничными войсками.
     Пункт 5.12  Положения регулирует следующие 3 вопроса,  касающиеся
пенсионного обеспечения военнослужащих Координационной службы:
     1) пенсионное     обеспечение     военнослужащих     производится
государством, гражданами которого они являются;
     2) такое  обеспечение  производится исходя из размера должностных
окладов,  не ниже тех,  что были для них установлены в  органе  Совета
командующих;
     3) пенсионное  обеспечение  осуществляется   через   существующую
систему   пенсионного  обеспечения  военнослужащих  Пограничных  войск
посылающего государства.  Под системой пенсионного обеспечения следует
понимать  органы,  на  которые  в  государствах  возложено  пенсионное
обеспечение военнослужащих Пограничных войск.
     Так, в   Российской   Федерации   в  соответствии  с  Законом  "О
пенсионном обеспечении  лиц,  проходивших  военную  службу,  службу  в
органах   внутренних   дел,   учреждениях   и   органах   уголовно   -
исполнительной системы и их семей"  от  12  февраля  1993  года  таким
органом является Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
     Размер должностных окладов военнослужащим Координационной  службы
определялся  на протяжении 1992 - 2000 годов следующими международными
Соглашениями:
     1. Соглашением  о  постоянном  рабочем  органе Совета командующих
Пограничными войсками,  подписанным главами  правительств  Содружества
Независимых государств 9 октября 1992 года.
     Части 2 и  3  статьи  5  этого  Соглашения  предусматривают,  что
"военнослужащие,  рабочие  и  служащие  Координационной  службы Совета
командующих Пограничными войсками пользуются  льготами,  всеми  видами
довольствия  и  пенсионным  обеспечением по нормам,  установленным для
аналогичных категорий в Аппарате  командующего  Пограничными  войсками
Российской Федерации.
     Сохранить военнослужащим в случае их назначения в Координационную
службу  на  должность  с меньшим должностным окладом получаемые ими до
такого назначения оклады, с учетом индексации, на весь период работы в
этих должностях.  При увольнении указанных военнослужащих исчислять им
пенсию из индексированного оклада -  по  занимаемой  до  назначения  в
Координационную службу должности".
     2. Указанным выше Положением о  Совете  командующих  Пограничными
войсками,  пункт  5.15  которого  содержит  общее  правило о том,  что
денежным,  вещевым,  продовольственным и  другими  видами  довольствия
военнослужащие  органов  Совета  командующих  обеспечиваются  согласно
нормам, установленным для военнослужащих, соответствующих им по своему
должностному  положению  в  органе  Управления  Пограничными  войсками
принимающего государства.
     3. Решением  Совета  глав правительств об условиях оплаты труда в
рабочих  органах  Совета   министров   обороны,   Совета   командующих
Пограничными  войсками,  Совета  министров внутренних дел государств -
участников Содружества Независимых Государств от 20 июня 2000 года с 1
января   2001   года   размеры   должностных   окладов  военнослужащих
Координационной  службы  установлены  на  уровне  должностных  окладов
сотрудников Совета Безопасности Российской Федерации.
     При принятии  каждого  последующего  акта   (договора)   действие
предыдущего в части положений, относящихся к одному и тому же вопросу,
не  было  прекращено   или   приостановлено,   и,   следовательно,   в
соответствии   с  пунктом  3  статьи  30  Венской  конвенции  о  праве
международных договоров предыдущий акт применяется только в той  мере,
в какой его положения совместимы с положениями последующего.
     При таких обстоятельствах  Экономический  Суд  находит,  что  как
Соглашение   от   9   октября   1992   года  относительно  обеспечения
военнослужащих Координационной службы денежным довольствием  (в  части
должностного   оклада)   по   нормам,  установленным  для  аналогичных
категорий в Аппарате  командующего  Пограничными  войсками  Российской
Федерации,  а  также  исчисления  пенсии  в соответствующих случаях из
индексированного оклада по занимаемой до назначения в  Координационную
службу  должности,  так  и  пункт  5.15 Положения о Совете командующих
Пограничными войсками о нормах денежного довольствия  (также  в  части
должностного   оклада)   военнослужащих   этой   службы   не  подлежат
применению.
     Пункт 5.12   Положения   как  неотъемлемой  части  международного
договора, а также Решение Совета глав правительств СНГ от 20 июня 2000
года    в    части   размеров   должностных   окладов   военнослужащим
Координационной службы имеют  приоритет  перед  нормами  национального
права.   Так,  в  соответствии  с  пунктом  4  статьи  15  Конституции
Российской Федерации общепризнанные принципы  и  нормы  международного
права и международные договоры Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы,  и если международным договором Российской
Федерации  установлены иные правила,  чем предусмотренные законом,  то
применяются правила международного договора.
     Это же  положение  закреплено  и  в Федеральном законе Российской
Федерации "О международных договорах Российской Федерации" от 15  июля
1995 года (пункт 1.2 статьи 5 Закона).
     Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона от  15  июля  1995  года
следует,   что   положения   официально  опубликованных  международных
договоров    Российской    Федерации,     не     требующие     издания
внутригосударственных  актов  для  применения,  действуют в Российской
Федерации непосредственно.
     Согласие Российской   Федерации   на   обязательность   для   нее
международного  договора  может  выражаться  способами,  указанными  в
пункте  1 статьи 6 Федерального Закона,  в том числе путем подписания.
Таким путем выражено согласие Российской Федерации  на  обязательность
для  нее  Соглашения  о  Положении  о  Совете командующих Пограничными
войсками,  Решения Совета глав правительств об определении должностных
окладов   военнослужащим  Координационной  службы,  что  соответствует
статье 12 Венской конвенции о праве международных  договоров.  Условия
этих  актов  не содержат требований о выполнении внутригосударственных
процедур для  их  вступления  в  силу,  и  ни  одно  из  государств  -
участников не заявило такого требования при подписании актов.
     Следовательно, при увольнении  в  запас  с  1  января  2001  года
военнослужащих    Координационной    службы,   являющихся   гражданами
Российской Федерации, в соответствии с пунктом 5.12 Положения о Совете
командующих  Пограничными  войсками  их  пенсионное обеспечение должно
осуществляться исходя из размеров должностных окладов не ниже тех, что
были  установлены  для них в Координационной службе,  то есть Решением
Совета  глав  правительств  от  20  июня  2000  года,  вынесенного   в
соответствии  с  компетенцией  этого органа Содружества,  правомочного
решать вопросы об условиях оплаты в органах Содружества, финансируемых
за   счет   бюджетных  средств  государств  -  участников  Содружества
Независимых Государств.
     Вместе с  тем,  определяя  значение  терминов,  использованных  в
пункте 5.12 Положения, в контексте с нормами других соглашений по тому
же  вопросу,  и  в  частности с частями 2 и 3 статьи 5 Соглашения от 9
октября   1992   года,   не   связывающими   пенсионное    обеспечение
военнослужащих Координационной службы только с увольнением их в запас,
Экономический Суд пришел к выводу,  что термину "увольнение в запас" в
пункте 5.12 Положения следует придавать значение "увольнение с военной
службы", и что таким образом действие этого пункта распространяется на
военнослужащих  Координационной  службы,  подлежащих  увольнению как в
запас, так и в отставку.
     Закон Российской   Федерации   "О   пенсионном  обеспечении  лиц,
проходивших  военную  службу,  службу  в   органах   внутренних   дел,
учреждениях  и  органах уголовно-исполнительной системы" от 12 февраля
1993  года  (с  последующими  изменениями  и  дополнениями),  а  также
Постановления  Совета Министров - Правительства Российской Федерации о
порядке исчисления выслуги лет,  назначения и выплаты пенсий и пособий
лицам,  проходившим  военную службу в качестве офицеров,  прапорщиков,
мичманов и военнослужащих срочной службы или по контракту  в  качестве
солдат,  матросов  и  старшин,  либо  службу в органах внутренних дел,
учреждениях и органах уголовно-исправительной системы и их семей от 22
сентября   1993  года  (с  последующими  изменениями  и  дополнениями)
предусматривают включение  в  денежное  довольствие,  учитываемое  при
исчислении   пенсии   военнослужащим,   оклада  по  последней  штатной
должности.
     Условия, нормы  и порядок пенсионного обеспечения,  установленные
статьей 1 указанного выше Закона, распространяются на лиц, проходивших
военную  службу в Федеральной пограничной службе и органах пограничной
службы Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 5.12 Положения
о  Совете  командующих  Пограничными  войсками  -  и на военнослужащих
Координационной службы,  являющихся гражданами Российской Федерации, с
учетом  условий  и  норм,  определенных указанными выше международными
соглашениями Российской Федерации.  При этом в соответствии со статьей
27  Венской  конвенции  о  праве международных договоров государство -
участник международного  договора  не  может  ссылаться  на  положения
своего  внутреннего  права  в  качестве оправдания для невыполнения им
договора.
     На основании   изложенного   и   руководствуясь  пунктами  5,  16
Положения об Экономическом Суде  Содружества  Независимых  Государств,
пунктами   143,   148   Регламента   Экономического  Суда  Содружества
Независимых Государств, Экономический Суд решил:

     По запросу Координационной службы Совета командующих Пограничными
войсками дать следующее толкование.
     1. Пункт  5.12  Положения  о  Совете   командующих   Пограничными
войсками, утвержденного Соглашением Совета глав государств Содружества
Независимых  Государств  от  24   сентября   1993   года,   определяет
обязанность государств, их подписавших:
     а) производить     пенсионное     обеспечение      военнослужащих
Координационной  службы  Совета  командующих Пограничными войсками при
увольнении  их  с  военной  службы   через   систему   органов   этого
государства;
     б) при  пенсионном  обеспечении  военнослужащих   Координационной
службы исходить из размеров должностных окладов,  установленных в этой
Службе.
     2. При увольнении с военной службы военнослужащих Координационной
службы после  1  января  2001  года  и  назначении  им  пенсии  должны
учитываться   в   соответствии  с  пунктом  5.12  Положения  о  Совете
командующих Пограничными войсками  должностные  оклады,  установленные
Решением  Совета глав правительств об условиях труда в рабочих органах
Совета министров обороны,  Совета командующих  Пограничными  войсками,
Совета  министров  внутренних  дел государств - участников Содружества
Независимых Государств от 20 июня 2000 года.
     3. Соглашение  о  Положении  о  Совете  командующих  Пограничными
войсками от 24 сентября 1993 года и утвержденное им Положение о Совете
командующих   Пограничными  войсками,  а  также  Решение  Совета  глав
правительств  об  условиях  оплаты  труда  в  рабочих  органах  Совета
министров  обороны,  Совета командующих Пограничными войсками,  Совета
министров  внутренних  дел   государств   -   участников   Содружества
Независимых  Государств от 20 июня 2000 года вступили в силу со дня их
подписания государствами - участниками  и  подлежат  непосредственному
применению.
     4. Опубликовать  настоящее  Решение  в  изданиях  Содружества   и
средствах  массовой  информации  государств  - участников Соглашения о
статусе Экономического Суда Содружества Независимых  Государств  от  6
июля 1992 года.
     5. Копию  Решения   направить   Координационной   службе   Совета
командующих   Пограничными   войсками,   государствам   -   участникам
Содружества   Независимых   Государств,    Исполнительному    комитету
Содружества Независимых Государств, Комиссии по экономическим вопросам
при Экономическом совете Содружества  Независимых  Государств,  Совету
министров  обороны  государств  -  участников  Содружества Независимых
Государств,  Совету министров внутренних дел государств  -  участников
Содружества Независимых Государств.
     6. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Председатель
                                                          А.Б. КАЖЕНОВ
2 октября 2001 г.
N 01-1/2-2001

Руководитель аппарата
                                                            В.Г. ЗОРИН
2 октября 2001 г.
N 01-1/2-2001