О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ВЫБОРЫ" НА 2001-2004 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 21 сентября 2001 г. N 139/1303-3 (НЦПИ) Заслушав и обсудив сообщения руководителя Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.В. Ященко, члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.Н. Волковой и на основании статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Концепцию развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы (прилагается). 2. Поручить Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации во взаимодействии с Аппаратом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организовать проведение открытого двухэтапного конкурса среди российских поставщиков на размещение заказа на работы по развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". 3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ 21 сентября 2001 г. N 139/1303-3 Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации O.K. ЗАСТРОЖНАЯ 21 сентября 2001 г. N 139/1303-3 УТВЕРЖДЕНА Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 сентября 2001 года N 139/1303-3 КОНЦЕПЦИЯ развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на 2001-2004 годы Введение Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные подходы к реализации Основных направлений развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") на 2001-2004 годы в соответствии с постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3. Ресурсы ГАС "Выборы" могут и должны более эффективно использоваться в интересах информационного обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Система должна быть органично включена в формируемое сегодня единое информационное пространство России. Расширяющийся спектр применения ГАС "Выборы", необходимость эффективного использования бюджетных средств требуют по-новому реализовывать направления и определять приоритеты развития компонентов системы. В качестве документа, реализующего настоящую Концепцию, должна быть разработана Программа развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы. Претворение в жизнь Концепции требует согласованности процессов развития, использования ГАС "Выборы" и процессов совершенствования существующей организационной структуры ее эксплуатации, а также существующих и разрабатываемых нормативно-правовых документов. 1. Общая характеристика современного состояния ГАС "Выборы" 1.1. Характеристика ГАС "Выборы" ГАС "Выборы" - это ведомственная территориально-распределенная автоматизированная информационно-технологическая система, созданная в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года N 1723 "О разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". ГАС "Выборы" разрабатывалась на основе Концепции создания государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", утвержденной постановлением ЦИК России от 12 июля 1994 года N 223. Генеральным заказчиком ГАС "Выборы" является Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральным подрядчиком - Комитет при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, правопреемником которого является Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Головной исполнитель работ по созданию ГАС "Выборы" - Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-исследовательский институт "Восход". По завершении разработки и опытной эксплуатации система успешно выдержала государственные испытания (Акт государственных испытаний от 2 декабря 1999 года N 2/9924) и с 1 июля 2000 года находится в постоянной эксплуатации (Акт ввода в эксплуатацию от 24 мая 2000 года N 1667-П30, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации). ГАС "Выборы" использовалась при проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных выборов и референдумов и активно продолжает использоваться. Для информационной поддержки технологических процессов подготовки и проведения выборов и референдумов разработано и внедрено специальное программное обеспечение, состоящее из комплексов программ - функциональных комплексов задач (далее - ФКЗ): "Планирование", "Кандидат/Депутат", "Итоги", Территория", "Избиратель", "Контроль финансов", "Картография", "Право", которые обеспечивают автоматизацию основных видов деятельности избирательных комиссий разных уровней. Специальное программное обеспечение разрабатывалось на базе различных аппаратно-программных платформ с использованием различных инструментальных средств программирования: операционных систем - MS DOS, MS Windows-3.1, MS Windows-95; локальных систем управления базами данных - Clipper, Paradox, клиент-серверной системы управления базами данных Oracle. Функциональная связь между ФКЗ осуществляется через файлы персональных баз данных Clipper и Paradox. Отсутствие в примененных системах управления базами данных развитых механизмов формирования и обработки транзакций снижает надежность и может привести к нарушению целостности и достоверности данных. Система включает более 3000 комплексов средств автоматизации (КСА) (Таблица). КСА представляют собой локальные вычислительные сети с автоматизированными рабочими местами (АРМ) или комплексы отдельно размещаемых АРМ на базе ПЭВМ. Комплектация КСА каждого уровня иерархии различается в зависимости от особенностей административно-территориального деления, численности и территориального распределения электората. Локальные вычислительные сети КСА ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации построены на базе сетевой операционной системы NetWare, сети КСА всех окружных и отдельных территориальных избирательных комиссий объединены в одноранговую Windows-сеть. Большая часть КСА территориальных избирательных комиссий состоит из двух отдельных, не связанных между собой АРМ. В субъектах Российской Федерации, имеющих единственный избирательный округ, КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и окружных избирательных комиссий совмещены. Таблица --------------------------------------------------------------------- | Уровень | Наименование КСА | Количество | | системы | | объектов | |-------------|----------------------------------------|------------| | Первый | КСА ЦИК России | 1 | |-------------|----------------------------------------|------------| | Второй | КСА избирательных комиссий субъектов | | | | Российской Федерации | 89 | |-------------|----------------------------------------|------------| | Третий | КСА окружных избирательных комиссий | 187 | |-------------|----------------------------------------|------------| | Четвертый | КСА территориальных избирательных | | | | комиссий | до 2740 | |-------------|----------------------------------------|------------| | | КСА территориальных избирательных | | | | комиссий, размещенные в консульских | | | | службах МИД России и удаленных отрядах | | | | Федеральной пограничной службы России | 54 | --------------------------------------------------------------------- В состав КСА ЦИК России входят более двухсот АРМ пользователей, объединенных в локальную вычислительную сеть ЦИК России, и Центр управления ГАС "Выборы". В состав локальной вычислительной сети ЦИК России входят центральный файловый сервер, сервер базы данных, более 20 серверов сегментов сети, а также серверы электронной почты. Отдельным компонентом КСА верхнего уровня является оборудование и программное обеспечение Интернет-сервера ЦИК России. В состав КСА избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, совмещающего функции КСА окружной избирательной комиссии, входит пять АРМ. В состав КСА отдельной окружной избирательной комиссии входит три, а в состав КСА территориальной - от двух до пяти АРМ. Средства телекоммуникаций ГАС "Выборы" обеспечивают передачу данных между уровнями системы в режиме электронной почты. Между КСА ЦИК России и КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации используются арендуемые выделенные междугородние телефонные каналы связи, коммутируемые управленческо-производственной автоматической телефонной станцией, установленной в ЦИК России. На их основе организована телефонная связь и передача данных (электронная почта) с использованием модемов, которые обеспечивают передачу данных со скоростью до 19,2 Кбит/с. Телефонная связь и передача данных (электронная почта) между избирательными комиссиями нижних уровней иерархии (избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные, территориальные комиссии) осуществляется, в основном, с использованием коммутируемых каналов телефонной сети общего пользования. В целях обеспечения защиты информации используются специальные программно - технические средства, обеспечивающие защиту от несанкционированного доступа, и комплект средств антивирусной защиты. Управление, использование, эксплуатация и сервисное обслуживание построены на принципе делегирования полномочий. Распоряжением Госкомимущества России N 1492-р от 13 октября 1995 года имущественный комплекс ГАС "Выборы" закреплен на правах оперативного управления за Федеральным центром информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ФЦИ). ФЦИ на основании договоров, согласованных с ЦИК России, передает имущество ГАС "Выборы" в безвозмездное временное пользование и на ответственное хранение избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации и иным организациям. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, также на основании договоров, согласованных с ФЦИ, передают соответствующую часть имущества ГАС "Выборы" во временное пользование и на ответственное хранение главам администраций по месту нахождения окружных и территориальных избирательных комиссий. Управление, использование и эксплуатацию КСА обеспечивают системные администраторы, которые в большинстве случаев являются работниками органов местного самоуправления. Сервисное обслуживание и системную поддержку в регионах осуществляют внешние организации (монтажно-технологические организации) на договорной основе. Сопровождение системы осуществляет Головной разработчик. Описанный порядок использования имущественного комплекса ГАС "Выборы" предполагает использование полных возможностей системы в основном в периоды проведения избирательных кампаний. Между выборами КСА, переданные в распоряжение соответствующих администраций муниципальных образований, могут использоваться как средства оргтехники и связи, тогда как существующая система управления и эксплуатации ГАС "Выборы" позволяет использовать ее только в целях информационного обеспечения избирательных процессов и снижает эффективность использования системы в период между выборами. Модернизация программно-технических средств, сервисное обслуживание, то есть фактическое содержание имущественного комплекса ГАС "Выборы", в основном осуществляется за счет средств федерального бюджета, но большую часть времени имущественный комплекс ГАС "Выборы" используется в интересах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, региональных и муниципальных (районных) администраций, а не в интересах федеральных нужд. Одним из существенных факторов успешного функционирования ГАС "Выборы" является уровень квалификации системных администраторов, их опыт участия в избирательных кампаниях разного уровня. В настоящее время текучесть кадров системных администраторов территориальных избирательных комиссий, в большинстве случаев связанная с отсутствием правовых актов, определяющих их статус, и относительно низким уровнем заработной платы, составляет 20-30 процентов ежегодно, что уменьшает эффективность функционирования ГАС "Выборы" и увеличивает затраты на ее содержание. Опыт использования ГАС "Выборы" показал верность направления автоматизации деятельности избирательных комиссий, однако используемая аппаратно-программная платформа системы к настоящему времени физически и морально устарела, используемые системы управления базами данных не развиваются и разработчиками не поддерживаются. В ходе использования ФКЗ в избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации и в ЦИК России выявилось, что ГАС "Выборы" обладает недостаточными возможностями для модификации и развития, имеет ограничения по адаптации к изменяющимся требованиям законодательства, реализации новых требований пользователей. Функциональное наполнение и различные форматы данных не позволяют интегрировать ФКЗ в единую систему без полной переработки. ГАС "Выборы" на существующей аппаратно-программной платформе не может обеспечить реализацию направлений развития, установленных постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3. Необходима существенная переработка системы при переводе ее на новую платформу. Проектирование компонентов системы должно ориентироваться на перспективу их дальнейшего развития и совершенствования. Анализ использования ФКЗ, средств связи и передачи данных, организации системного сопровождения и эксплуатации КСА, а также необходимость повышения уровня автоматизации избирательных комиссий и взаимодействия с различными государственными информационными системами и информационно-коммуникационными сетями общего пользования подтверждают необходимость развития ГАС "Выборы". 1.2. Направления развития ГАС "Выборы" Исходя из анализа современного состояния ГАС "Выборы" и задач, стоящих перед избирательными комиссиями, комиссиями референдума в качестве Основных направлений развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы в соответствии с постановлением ЦИК России от 21 февраля 2001 года N 122/1221-3, определены следующие: - повышение уровня автоматизации избирательных процессов; - расширение функциональных возможностей КСА всех уровней с учетом их использования в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления; - интеграция ГАС "Выборы" в единое информационное пространство России и создание соответствующих средств автоматизации; - развитие системы связи и передачи данных; - обеспечение информационной безопасности; - создание подсистемы обучения кадров; - повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы"; - правовое обеспечение функционирования и развития системы. 2. Цели и задачи развития ГАС "Выборы" Целями развития ГАС "Выборы" являются: 1) совершенствование информационного обеспечения системы избирательных комиссий, комиссий референдума; 2) повышение уровня достоверности данных и информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС "Выборы"; 3) повышение информированности общества о ходе и итогах избирательных кампаний и референдумов; 4) повышение эффективности системы управления, эксплуатации и сервисного обслуживания ГАС "Выборы"; 5) повышение эффективности использования системы в межвыборный период. Для достижения целей развития ГАС "Выборы" необходимо решить следующие основные задачи: - создание современной телекоммуникационной среды, удовлетворяющей потребностям системы и ее пользователей; - развитие программно-технических средств на базе поэтапного перехода на современную аппаратно-программную платформу; - разработка новых и модернизация существующих ФКЗ автоматизации деятельности избирательных комиссий; - разработка и внедрение средств автоматизации участковых избирательных комиссий, обеспечивающих поддержку избирательных процессов и передачу итогов голосования на избирательных участках по коммутируемым каналам телефонной сети общего пользования в вышестоящие избирательные комиссии; - обеспечение информационного взаимодействия с действующими и разрабатываемыми государственными и ведомственными автоматизированными системами, предоставление ресурсов ГАС "Выборы" для создания региональных и муниципальных автоматизированных систем и обмена информацией; - формирование адекватной политики информационной безопасности и ее реализация; - совершенствование нормативно-технической и нормативно - правовой базы использования и развития ГАС "Выборы"; - повышение уровня подготовки эксплуатирующего персонала и пользователей ГАС "Выборы"; - обеспечение юридической значимости электронных документов; - обеспечение мониторинга состояния ресурсов системы и автоматизация процессов деятельности эксплуатирующего персонала. 3. Принципы реализации Концепции 3.1. Методологические принципы 3.1.1. Преемственность развития системы. В процессе развития системы должны быть сохранены основные принципы построения, заложенные в концепции ее создания. 3.1.2. Принцип целостности системы. В процессе развития ГАС "Выборы" должны быть обеспечены целостность, единство, взаимоувязанность и совместимость всех ее компонентов при проведении избирательных кампаний и референдумов. Ни одно из проектных, технических и организационных решений не должно нарушать этот принцип. 3.1.3. Системный подход при проектировании ГАС "Выборы". При проектировании системы с целью эффективного использования ее ресурсов в интересах избирательных комиссий, референдумов и ее пользователей в период между выборами необходимо применять системный подход. Все компоненты ГАС "Выборы" должны разрабатываться и реализовываться комплексно и образовывать единую систему, действующую на единой аппаратно-программной платформе. 3.1.4. Учет изменений внешних условий. При развитии ГАС "Выборы" должна предусматриваться возможность адаптации системы и ее компонентов к изменениям внешних условий, в том числе избирательного законодательства и информационных потребностей пользователей. 3.1.5. Управление рисками. Учет рисков - это проведение постоянного анализа рисков и последующее планирование мероприятий по уменьшению и исключению их влияния на реализацию проекта. При проектировании системы должны быть предусмотрены определенные резервы по учету возможных рисков, в том числе по следующим направлениям: - финансирование (финансовый риск); - увеличение сроков внедрения (временной риск); - нереализуемость (техническая, экономическая и др.). С целью снижения степени риска при реализации проектов развития внедрение сложных проектов должно производиться с обязательной отработкой на фрагментах системы. При получении положительных результатов внедрения проектных решений они тиражируются на всю систему. 3.1.6. Использование готовых программно-технических продуктов. Проекты развития ГАС "Выборы" должны осуществляться путем применения (комплексирования) существующих готовых программно-технических продуктов, обеспечивающих выполнение требуемых функций и заданных требований. Разработка специальных аппаратных средств должна осуществляться крайне ограниченно, а создание общесистемного программного обеспечения в рамках развития ГАС "Выборы" не допускается. Допускаемые в отдельных случаях исключения должны убедительно обосновываться и интегрироваться в организационно-технический комплекс ГАС "Выборы". Готовые программно-технические продукты следует выбирать таким образом, чтобы их интеграция и приведение к виду, пригодному для применения в ГАС "Выборы", требовали минимальных затрат и были учтены такие критерии, как надежность, стабильность и информационная безопасность. 3.1.7. Принцип сохранения инвестиций. Принятие решения о модернизации и разработке новых компонентов системы должно осуществляться с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств. При проектировании системы необходимо учитывать: - апробированность в мировой практике информационных технологий и реализующих их программно-аппаратных средств; - надежность организаций-разработчиков, организаций-поставщиков и других организаций, привлекаемых для проведения работ по развитию системы; - уровень стандартизации, массовость производства и уровень сервисной поддержки выбираемых программно-технических решений. 3.2. Принципы реализации проектов 3.2.1. Этапность развития. Проекты развития должны реализовываться поэтапно. Допускается территориальная и функциональная этапность внедрения проектов на компоненты системы при безусловном выполнении принципа целостности. Функциональная этапность внедрения проектов подразумевает внедрение на первом этапе основного функционального компонента с последующим наращиванием других функциональных компонентов. С целью сокращения временных затрат допускается параллельность разработки и внедрения проектов. 3.2.2. Стандартизация. Стандартизация должна охватывать все этапы жизненного цикла компонентов ГАС "Выборы". Развитие системы и ее компонентов осуществляется в соответствий с действующими российскими и международными стандартами на основе профиля информационной системы. 3.2.3. Согласованность решений. Требования технического задания к развитию ГАС "Выборы" и ее компонентов, а также реализующие их проектные решения необходимо внедрять согласованно с инфраструктурой системы при обеспечении комплексной готовности всех организационных компонентов (структур): нормативно-правовой базы, пользователей, подразделений (служб) управления и эксплуатации. 3.2.4. Контроль реализации проекта. ФЦИ обязан осуществлять контроль соответствия техническому заданию на развитие ГАС "Выборы" на всех этапах реализации проекта, а также проверку проектных решений на полноту, техническую и финансовую реализуемость. Находящиеся в эксплуатации компоненты ГАС "Выборы" необходимо регулярно подвергать контролю использования. При этом проверке подлежат финансовые затраты на эксплуатацию системы, а также получаемый эффект от реализации внедряемых проектных решений. Результаты контроля использования учитываются при планировании мероприятий развития ГАС "Выборы", при принятии решений о снятии с эксплуатации и выполнении новых разработок. 4. Требования к ГАС "Выборы" 4.1. Общесистемные требования 4.1.1. В процессе развития ГАС "Выборы" должна достичь состояния, обладающего совокупностью следующих свойств: - адаптивность - приспособляемость системы к изменениям внешних условий, в том числе к изменениям организационно-функциональной структуры, избирательного законодательства, телекоммуникационной среды; - расширяемость - обеспечение возможности добавления новых или изменения имеющихся функций без изменения остальных функциональных частей системы; - мобильность (переносимость) - обеспечение возможности переноса специального программного обеспечения и данных при модернизации или замене аппаратно-программных платформ; - интероперабельность - способность к взаимодействию с другими автоматизированными системами. 4.1.2. Специальное программное обеспечение должно разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность его дистанционной установки на вычислительные средства избирательных комиссий. Покупное специальное программное обеспечение, предназначенное для использования избирательными комиссиями, также должно обеспечивать возможность дистанционной установки. 4.1.3. С учетом территориальной протяженности России функциональная часть верхнего уровня системы (ЦИК России - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) должна функционировать круглосуточно для гарантированного круглосуточного информационного обеспечения избирательных комиссий и органов государственной власти. 4.2. Функциональные требования 4.2.1. Система должна обеспечивать накопление, хранение, статистическую и аналитическую обработку данных и их представление пользователям. 4.2.2. Прикладные программы автоматизации избирательных процедур и функциональные задачи автоматизации деятельности избирательных комиссий должны разрабатываться на основе клиент-серверной архитектуры и строиться с использованием Интранет-технологии. 4.2.3. Система должна обеспечивать возможность настройки на проведение всех видов избирательных кампаний, референдумов, предусмотренных избирательным законодательством, и одновременное проведение федеральных, региональных и муниципальных выборов, референдумов. 4.2.4. Подсистема связи и передачи данных должна обеспечивать достоверную, надежную и оперативную передачу данных и электронной почты. На уровне ЦИК России - избирательные комиссии субъектов Российской Федерации подсистема должна обеспечивать постоянную телефонную связь, передачу данных в режиме мультиплексирования, факсимильную связь, голосовую почту, аудио- и видеоконференцсвязь. Подсистема должна включать средства контроля функционирования ее элементов, возможность сбора и обеспечение анализа статистической информации по совокупности заданных показателей качества. Структурное построение подсистемы должно обеспечивать реализацию общих, функциональных и технических требований к ГАС "Выборы" на основе единого подхода на базе типовых проектных решений, предусматривающего возможность поэтапного развертывания подсистемы. Должен обеспечиваться круглосуточный доступ к информационным, информационно-справочным системам, Интернет-порталу ГАС "Выборы" в реальном масштабе времени. Территориальные избирательные комиссии должны быть оснащены средствами получения от участковых избирательных комиссий данных, их концентрации и передачи в вышестоящие избирательные комиссии. Для взаимодействия с внешними информационными системами должны быть предусмотрены соответствующие технические средства. 4.2.5. Комплексы функциональных задач избирательных комиссий всех уровней должны быть интегрированы в единую распределенную программную среду, использовать единую распределенную систему управления базами данных. При разработке специального программного обеспечения должен использоваться единый набор инструментальных средств, установленный профилем автоматизации проектирования и программирования. Все функциональные комплексы задач должны быть взаимоувязаны между собой на уровне формализованного описания данных с использованием словарей-справочников данных, единой системы классификации и кодирования. 4.2.6. С целью обеспечения непрерывности функционирования ГАС "Выборы" мероприятия развития должны планироваться и выполняться без нарушения функциональной готовности и работоспособности системы. 4.2.7. В ГАС "Выборы" должна быть создана система обучения кадров. Программные тренажеры системных администраторов и учебные задачи должны максимально отражать основной режим работы системы. На нее возлагаются следующие основные задачи: - целевое повышение квалификации (переподготовки) специалистов и пользователей ГАС "Выборы" с использованием очной и дистанционной форм обучения; - проведение сертификации специалистов по утвержденным программам сертификационных экзаменов. Для обеспечения качества и экономичности подготовки специалистов, осуществляющих эксплуатацию ГАС "Выборы", и пользователей системы различного уровня должен быть создан центр обучения кадров с работающим на постоянной основе административным аппаратом. 4.2.8. В состав ГАС "Выборы" должны быть включены средства отображения информации коллективного пользования, которые призваны обеспечивать визуальное многооконное представление данных статического и динамического характера о ходе избирательных кампаний, интерактивное управление процессом их представления. Качество представления информации на этих средствах отображения должно обеспечивать быстрое и адекватное восприятие разнородной информации. Проектируемые средства отображения информации коллективного пользования должны быть типовыми и обеспечивать возможность их применения на региональном уровне системы. 4.3. Требования информационной безопасности Основной задачей мероприятий по совершенствованию информационной безопасности является исключение возможности компрометации ГАС "Выборы", как составной части избирательной системы России в целом, обеспечение достоверности данных. Для подсистемы информационной безопасности должен быть разработан отдельный профиль. Общим требованием к программно - техническим средствам защиты является их прозрачность для интерфейсов информационного обмена. Для обеспечения информационной безопасности ГАС "Выборы" должны быть решены следующие вопросы: - программно-техническое обеспечение юридической значимости документов и информационных данных ГАС "Выборы"; - защита информационных ресурсов при решении задач по интеграции с другими автоматизированными системами органов государственной власти; - обеспечение целостности и готовности всех составных компонентов системы (аппаратных, транспортных, информационных, программных и организационных) на этапах подготовки и проведения избирательных кампаний и в межвыборный период; - реализация адекватной уровню угроз политики информационной безопасности по критерию "целесообразность - эффективность - стоимость реализации". 5. Основные компоненты ГАС "Выборы" 5.1. Состав компонентов ГАС "Выборы" включает следующие основные компоненты. Функциональные компоненты: подсистема автоматизации избирательных процессов; подсистема Регистра избирателей, участников референдума; подсистема автоматизации административной деятельности избирательных комиссий; информационно-справочная система; Интернет-портал ГАС "Выборы"; подсистема отображения информации коллективного пользования. Обеспечивающие компоненты: подсистема связи и передачи данных; подсистема управления и контроля функционирования; подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания; подсистема обеспечения информационной безопасности. 5.2. Подсистема автоматизации избирательных процессов Подсистема включает совокупность основных функциональных комплексов задач, обеспечивающих поддержку деятельности избирательных комиссий всех уровней при проведении избирательных кампаний. При создании и развитии подсистемы должны быть реализованы основные функции в соответствии с действующим законодательством о выборах. 5.3. Подсистема Регистра избирателей, участников референдума Подсистема обеспечивает выполнение следующих задач: - ввод и корректировка данных об избирателях, участниках референдума; - формирование отчетных материалов из базы данных Регистра избирателей, участников референдума и представление данных в числовом и графическом виде; - автоматическое выявление дублирующихся данных о регистрации избирателей, участников референдума; - автоматизированное формирование списков избирателей, участников референдума участковых избирательных комиссий. 5.4. Подсистема автоматизации административной деятельности избирательных комиссий Подсистема включает комплексы задач, обеспечивающих повседневную административно-хозяйственную деятельность избирательных комиссий различного уровня, в том числе: - управление и контроль финансовой деятельности; - управление кадрами; - управление материально-техническим обеспечением; - управление документооборотом. 5.5. Информационно-справочная система Информационно-справочная система обеспечивает на основе WEB-интерфейса и Интранет-технологий пользовательский доступ к информационным ресурсам ГАС "Выборы", отображаемым в виде текстовой, картографической информации, диаграмм и таблиц. 5.6. Интернет-портал ГАС "Выборы" Для оперативного представления информации о ходе выборов (референдума), предварительных и окончательных итогах голосования, а также освещения деятельности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в сети Интернет должен быть создан Интернет-портал ГАС "Выборы", на котором могут представляться сведения об избирательных кампаниях федерального, регионального и муниципального уровней. 5.7. Подсистема отображения информации коллективного пользования Подсистема обеспечивает представление информации из баз данных системы (включая геоинформацию) на средствах визуализации большого формата. Элементы подсистемы, развертываемые в избирательных комиссиях субъекта Российской Федерации, должны быть реализованы на базе типовых проектных решений. 5.8. Подсистема связи и передачи данных Подсистема представляет собой совокупность выделенных (арендованных) и коммутируемых каналов сети телефонной связи общего пользования, узлов коммутации и абонентских узлов доступа, обеспечивающих передачу всех требуемых типов информационного графика между абонентами и информационными базами ГАС "Выборы". В составе подсистемы выделяются: - центральная сеть, предназначенная для организации обмена информацией между ЦИК России и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации (верхний уровень); - региональные (89) и местные (до 3000) сети, предназначенные для информационного обмена между избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, окружными, территориальными и участковыми избирательными комиссиями (нижний уровень). Верхний уровень подсистемы развивается по принципу ведомственной сети связи и представляет собой совокупность выделенных (арендованных) цифровых каналов связи со скоростью до 2048 Кбит/с, узлов коммутации и абонентских узлов доступа, обеспечивающих передачу всех требуемых типов информационного графика между абонентами системы. Для обеспечения резервирования верхнего уровня подсистемы используются федеральные сети передачи данных и телефонная сеть общего пользования. Для организации связи нижнего уровня подсистемы используются: - телефонная сеть общего пользования; - региональные сети передачи данных; - выделенные (арендованные) каналы связи. Для обеспечения непрерывного и круглосуточного режима функционирования верхнего уровня подсистемы должна быть организована единая служба эксплуатации и технического обслуживания. 5.9. Подсистема управления и контроля функционирования Подсистема включает следующие комплексы задач: - управления обработкой функциональной информации; - управления функционированием программно-технических средств; - управления средствами информационной защиты; - сбора и обработки информации о состоянии и функционировании подсистем ГАС "Выборы". 5.10. Подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания Подсистема включает: - стендовое технологическое оборудование, обеспечивающее тестирование и тиражирование программных продуктов, формирование моделей реконфигурации региональных фрагментов ГАС "Выборы" для обеспечения сложных выборов; - совокупность комплексов задач, обеспечивающих планирование, учет и контроль процессов технического и сервисного обслуживания, ремонта, поставки программно-технических средств, инсталляции программных средств, ввода в действие и модернизации комплексов средств автоматизации, ведение учета движения оборудования, запасного инструмента, принадлежностей и обменного фонда, контрольно-измерительной аппаратуры, расходных материалов и т.п. 5.11. Подсистема обеспечения информационной безопасности Обеспечение информационной безопасности реализуется комплексом организационных и проектных решений, обеспечивающим защиту конфиденциальной информации, системы в целом и ее компонентов от несанкционированного доступа, подтверждение авторства и целостности электронного документа с использованием электронной цифровой подписи, антивирусную защиту, архивирование и восстановление данных. Поддержание политики информационной безопасности, эксплуатация подсистемы должны осуществляться службой обеспечения информационной безопасности ГАС "Выборы". 6. Реализация Концепции развития ГАС "Выборы" 6.1. Программа развития ГАС "Выборы" Для реализации Концепции разрабатывается Программа развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы (далее - Программа). Программа должна содержать мероприятия развития, сроки их проведения, ответственность, контроль исполнения. Государственным заказчиком Программы является ЦИК России, представителем Государственного заказчика Программы - ФЦИ. 6.2. Выбор исполнителей Программы Порядок выбора разработчиков и поставщиков определяется действующим законодательством России (Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по сокращению бюджетных расходов и предотвращению коррупции при организации закупки продукции для государственных нужд" от 8 апреля 1997 года N 305, Федеральный закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 года N 97-ФЗ). Разработку проекта развития ГАС "Выборы", реализуемого в рамках мероприятий Программы, осуществляет Головной разработчик. Для руководства проектными работами должен быть назначен Главный конструктор. 6.3. Управление Программой Управление проектами, реализуемыми в рамках мероприятий Программы, осуществляется ФЦИ. 6.4. Финансирование Программы Работы по развитию ГАС "Выборы", а также затраты на ее эксплуатацию и системную поддержку осуществляются за счет средств федерального бюджета, при этом возможно привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, внебюджетных источников. При разработке проекта, реализуемого в рамках мероприятий Программы, должен быть выработан реальный механизм самоокупаемости затрат на создание и эксплуатацию системы и долевого участия федеральных органов управления, органов управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в финансировании работ. Обоснование финансовых затрат, источников финансирования, ресурсного обеспечения должно проводиться перед реализацией каждого этапа Программы. Концепция развития ГАС "Выборы" на 2001-2004 годы разработана ФЦИ при участии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, ученых Российской академии наук, специалистов отраслевых организаций, учреждений и научно-исследовательских институтов. Специальные термины Интернет-портал - организованная совокупность сайтов Интернета со встроенными информационными сервисами, например, средствами поиска, публикации и обмена сообщениями, электронной почтой, персонализация реализуемых функций для зарегистрированных пользователей и т.п. Интранет-технологии - технологии разработки информационных систем, базирующиеся на программнотехнических решениях, реализованных в сети Интернет Информационная безопасность ГАС "Выборы" - состояние защищенности информационной среды ГАС "Выборы", обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в соответствии с решаемыми задачами Информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы Информационные процессы - процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации Информационные ресурсы - отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах) Информационные технологии - технологии обработки, передачи, хранения, представления и анализа информации Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления Аппаратно-программная платформа - состав программных и технических средств, на которых базируется разработка и эксплуатация информационных систем Профиль стандартов автоматизированных систем - один или сочетание нескольких стандартов с идентификацией выбранных классов, подмножеств, факультативных возможностей и параметров этих базовых стандартов, необходимых для выполнения конкретной функции (по ISO/IEC TR 10000-1) |