О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 11.10.01 02-14/46484

                  О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                          11 октября 2001 г.
                            N 02-14/46484

                                (НЦПИ)


     Управление Министерства Российской Федерации по налогам и  сборам
по г. Москве направляет обзор применения действующего законодательства
по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2001 года.
     В целях применения статьи 146:
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
26.09.2001  N  03-1-09/2874/13-Я625 сообщило,  что в связи с тем,  что
согласно пункту 47 Методических рекомендаций  о  порядке  формирования
показателей   бухгалтерской   отчетности   организации,   утвержденных
приказом Минфина России  от  28.06.2000  N  60н,  по  статье  "Целевые
финансирование  и  поступления"  некоммерческие  организации  отражают
остатки поступивших и  неиспользованных  целевых  средств  в  качестве
вступительных,  членских и добровольных взносов и иных источников,  то
передача на безвозмездной основе физическим лицам  в  качестве  наград
(призов)   грамот,  спортивных  кубков,  сувенирных  медалей,  аудио-,
видеокассет,  печатных  изданий  при  отражении   их   некоммерческими
организациями  как  расходов  целевых  поступлений  в  соответствии  с
пунктом 1 статьи 7  Налогового  кодекса  РФ  не  могут  быть  признаны
объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
     В целях применения подпункта 4 пункта 1 статьи 148:
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
07.09.2001 N 03-1-09/2710/17-Э541 разъяснило правомерность  применения
вышеуказанного подпункта как в отношении услуг,  связанных с передачей
исключительных  авторских  прав,  так  и  с  передачей  (переуступкой)
неисключительных  авторских  прав,  т.е.  местом  реализации  услуг по
передаче   в    собственность    или    переуступке    исключительных,
неисключительных   авторских  прав  признается  территория  Российской
Федерации, в случае если покупатель услуг осуществляет деятельность на
территории   Российской   Федерации   (доведено  до  ИМНС  письмом  от
19.09.2001 N 02-14/42801).
     В целях применения статьи 149:
     По подпункту 2
     При реализации    похоронных    принадлежностей    постановлением
Правительства РФ от 31.07.2001 N  567  утвержден  перечень  похоронных
принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом
на добавленную стоимость.
     По подпункту 17 пункта 2
     Министерство Российской       Федерации       от       11.07.2001
N 03-4-09/1911/35-Ц683  сообщило,  что Законом РФ от 09.12.91 N 2005-1
"О государственной пошлине" установлено,  что государственная  пошлина
взимается с исковых и иных заявлений и жалоб,  подаваемых в суды общей
юрисдикции,  арбитражные  суды  и   Конституционный   Суд   Российской
Федерации.
     Рассмотрение экономических  споров   на   территории   Российской
Федерации подведомственно арбитражным и третейским судам.
     В соответствии со статьями 89 и 90  Арбитражного  процессуального
кодекса  РФ от 05.05.95 N 70-ФЗ государственная пошлина по всем делам,
рассматриваемым   арбитражными   судами   в   РФ,   уплачивается   или
взыскивается   в  федеральный  бюджет.  Вместе  с  тем  внесение  сумм
третейского сбора согласно статье 17 Временного положения о третейском
суде для разрешения экономических споров, утвержденного постановлением
Верховного Совета РФ от 24.06.92 N 3115-1,  в  федеральный  бюджет  не
предусмотрено.
     Таким образом,  третейский сбор не подпадает под действие льготы,
установленной подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
     В целях применения пункта 3 статьи 153:
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
19.07.2001 N 02-5-11/325-Ф593  сообщило,  что  изменение  действующего
порядка  определения  выручки для целей налогообложения вводится,  как
правило,  с начала нового налогового  периода.  В  связи  с  этим  при
переходе  с  начала  года  на  метод определения выручки от реализации
товаров (работ,  услуг) для целей налогообложения "по отгрузке"  суммы
налогов,  начисляемых от выручки по товарам,  отгруженным в предыдущих
годах,  то есть в период определения  выручки  от  реализации  товаров
(работ,  услуг) для целей налогообложения по мере их оплаты,  подлежат
перечислению в бюджет  по  мере  поступления  средств  за  эти  товары
(работы, услуги) при обеспечении раздельного учета таких операций.
     В целях применения статьи 154:
     Письмом от   27.06.2001  N  ВГ-6-03/493  Министерство  Российской
Федерации по налогам и сборам разъяснило порядок исчисления  налоговой
базы  по  налогу  на  добавленную стоимость в соответствии с пунктом 4
статьи 154 в связи с утверждением постановлением Правительства  РФ  от
16.05.2001 N 383 перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее
переработки.  Если   налогоплательщики   при   реализации   продукции,
поименованной  в  вышеуказанном перечне,  начиная с 1 января 2001 года
исчисляли НДС,  применяя нормы пункта 4 статьи 154 НК  РФ,  то  данные
налогоплательщики продолжают исчислять НДС в порядке,  предусмотренном
вышеназванной нормой.  Если же налогоплательщики  исчисляли  налог  на
добавленную     стоимость    с    полной    стоимости    реализованной
сельскохозяйственной  продукции,  то  такие  налогоплательщики  вправе
произвести  уточнения  сумм  НДС,  уплаченных  в  бюджет  за  истекшие
периоды,  начиная с 1  января  2001  года  при  условии  проведения  с
покупателем   перерасчетов   цены  этих  товаров  с  учетом  НДС  и  с
переоформлением счетов-фактур, ранее предъявленных покупателю.
     В целях применения статьи 156:
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
02.08.2001  N 03-1-09/2351/03-Ц316 довело порядок оформления первичных
учетных документов для отражения в бухгалтерском  учете  операций  при
реализации товаров по агентскому договору.
     В соответствии с вышеуказанным порядком по  сделкам,  по  которым
агент  выступал  агентом  от имени принципала,  к отчету агента должны
прилагаться оправдательные документы - все копии первичных документов,
относящихся  к  проводимым в рамках таких сделок операциям,  которые и
будут  первичными  для  отражения  операций  в   бухгалтерском   учете
принципала.   Наличия   в   этом   случае  отчета  агента  в  качестве
единственного  первичного  документа   без   подтверждающих   движение
имущества  принципала  копий  документов недостаточно для правомерного
отражения принципалом в бухгалтерском  учете  операций  по  исполнению
агентского договора.
     По операциям в  рамках  сделок,  совершенных  агентом  от  своего
имени,   требований   приложения  копий  первичных  документов  агента
(комиссионера) по реализации имущества принципала (комитента) напрямую
законодательством  не  установлено.  Вместе  с  тем  для  правомерного
отражения  таких  операций  в   бухгалтерском   учете   у   принципала
(комитента)  агент  (комиссионер) по требованию принципала (комитента)
обязан предоставить  последнему  все  сведения  о  движении  имущества
принципала  (товаров,  денежных  средств),  в том числе и в виде копий
накладных, счетов-фактур и платежных поручений.
     В целях применения статьи 162:
     По подпункту 1 пункта 1
     Для реализации  положений,  установленных  подпунктом  1 пункта 1
статьи 162 НК РФ, Правительство Российской Федерации постановлением от
21.08.2001  N  602  утвердило  порядок  определения налоговой базы при
исчислении налога на  добавленную  стоимость  по  авансовым  или  иным
платежам,  полученным  организациями-экспортерами  в  счет предстоящих
поставок  товаров,  облагаемых  по  налоговой  ставке   0   процентов,
длительность  производственного  цикла изготовления которых составляет
свыше 6  месяцев  (действие  настоящего  порядка  распространяется  на
российские  юридические  лица,  получившие  авансовые или иные платежи
после 1 января 2001  года  в  счет  предстоящих  поставок  на  экспорт
товаров),  и  перечень  товаров,  длительность производственного цикла
изготовления которых составляет свыше 6 месяцев.
     Данное постановление  вступает  в силу по истечении месяца со дня
его официального опубликования,  но не  ранее  1-го  числа  очередного
налогового    периода   по   налогу   на   добавленную   стоимость   и
распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2001.
     В целях применения статьи 164:
     Издан приказ  Министерства  Российской  Федерации  от  03.09.2001
N БГ-14/03/106дсп   "Об   утверждении   Методических  рекомендаций  по
контролю  за  применением  налогоплательщиками  налоговой   ставки   0
процентов  по  налогу на добавленную стоимость и возмещением (зачетом,
возвратом) сумм налога на добавленную стоимость, фактически уплаченных
поставщикам товаров (работ,  услуг)".  Данный приказ вступает в силу с
момента его подписания и  определяет  правила  проведения  мероприятий
налогового  контроля  положений Налогового кодекса,  предусматривающих
право на применение налогоплательщиками налоговой ставки 0 процентов в
соответствии  с  подпунктами 1-5 пункта 1 статьи 164 НК РФ и налоговых
вычетов (доведено до ИМНС письмом от 18.09.2001 N 02-14/42422).
     Государственный таможенный  комитет  Российской  Федерации  издал
приказ от 26.06.2001  N  598  "О  подтверждении  таможенными  органами
фактического вывоза (ввоза) товаров".
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
10.09.2001  N  ВГ-14-03/109дсп  сообщило  упрощенный порядок процедуры
возмещения (зачета) сумм налога на добавленную  стоимость,  уплаченных
поставщикам  материальных ресурсов,  использованных для производства и
реализации продукции на экспорт традиционными  экспортерами  (доведено
до ИМНС письмом от 19.09.2001 N 36-08/5353дсп).
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
05.07.2001 N 03-5-09/1909/43-Т909 установило,  что в случаях,  когда в
рамках   долгосрочных   контрактов    российского    налогоплательщика
(экспортера)  с  иностранным  лицом  предусмотрена  поставка товаров в
режиме экспорта отдельными  партиями  и  соответственно  предусмотрена
оплата   за  каждую  партию  отдельно,  то  при  поступлении  на  счет
российского налогоплательщика выручки от реализации товаров  в  режиме
экспорта иностранному лицу по отдельным поставкам (партиям) возмещение
(зачет,  возврат) сумм налога  на  добавленную  стоимость,  уплаченных
поставщикам материальных ресурсов (работ,  услуг),  использованных при
производстве  и  реализации   товаров   на   экспорт,   осуществляется
пропорционально сумме полученной выручки при представлении в налоговые
органы всех необходимых документов, указанных в статье 165 НК РФ.
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
14.08.2001 N 03-5-09/2418/46-4742 разъяснило,  что денежные  средства,
поступившие   от   инопокупателя   по  экспортным  операциям  на  счет
экспортера или его комиссионера после  даты  оформления  региональными
таможенными  органами  грузовой  декларации  на  вывоз  груза в режиме
экспорта,  не включаются в налоговую базу по НДС до истечения 180 дней
с указанной даты.
     Если денежные  средства  поступают  на  счет  экспорта  или   его
комиссионера  до  даты  оформления  региональными таможенными органами
грузовой таможенной декларации на вывоз груза в  режиме  экспорта,  то
указанные  денежные  средства  должны  рассматриваться  как  авансовый
платеж и согласно статье 162 НК РФ включаться в налоговую базу по  НДС
(доведено до ИМНС письмом от 30.08.2001 N 02-08/39602).
     Письмом МНС России от 19.07.2001 N ВГ-6-23/562 внесены  изменения
и  дополнения  N 2 в перечень государств,  в отношении дипломатических
представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка  по
налогу на добавленную стоимость.
     В целях применения статьи 169:
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
29.08.2001 N  ВГ-6-03/661  разъяснило  порядок  исчисления  налога  на
добавленную   стоимость  и  составления  счетовфактур  при  реализации
региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции.
     Министерство финансов  РФ  письмом  от  23.08.2001  N 16-00-24/70
сообщило требования,  предъявляемые к документам  строгой  отчетности,
применяемые  отдельными  категориями  организаций  в силу специфики их
деятельности  либо  особенностей  их  местонахождения,  которые  могут
осуществлять    денежные   расчеты   с   населением   без   применения
контрольно-кассовых машин.
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
09.08.2001 N 06-05-04/604-2145 разъяснило порядок применения  ККМ  при
осуществлении денежных  расчетов  с  населением при реализации товаров
(работ,   услуг)   (доведено   до   ИМНС   письмом    от    06.09.2001
N 30-08/1/40925).
     В целях применения статьи 171:
     Письмом от  10.09.2001 N 03-1-09/2737/15-7582 МНС России сообщило
порядок  принятия  к  вычету  налога  на  добавленную  стоимость   при
проведении  модернизации  или реконструкции основных средств.  Так,  в
случае,  когда работы,  связанные с дооборудованием,  реконструкцией и
модернизацией    основных    средств   производственного   назначения,
производятся  за  счет  капитальных  вложений,  то  суммы  налога   на
добавленную стоимость,  уплаченные налогоплательщиком при приобретении
товаров  (работ,  услуг),  в  том  числе  оборудования,  включенные  в
стоимость  таких  работ,  увеличивающие  балансовую стоимость основных
средств, принимаются к вычету после включения затрат по реконструкции,
модернизации в стоимость этих основных средств и отражения на счете 01
"Основные  средства".  Если  работы,  связанные  с   переоборудованием
(дооборудованием),   техническим   обслуживанием   основных   средств,
являются одним из  видов  ремонта  основных  средств  и  относятся  на
издержки производства (обращения),  то налог на добавленную стоимость,
уплаченный налогоплательщиком по приобретенным материальным ценностям,
используемым при  выполнении  ремонтных работ,  принимается к вычету в
общеустановленном порядке (доведено  до  ИМНС  письмом  от  24.09.2001
N 02-14/43461).
     Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом  от
26.07.2001   N   03-4-09/2217/32-Х565   сообщило,  что  индивидуальный
предприниматель,  приобретающий   товарно-материальные   ценности   за
наличный   расчет,   при   отсутствии  в  документе,  применяемом  при
осуществлении наличных расчетов,  выделенной отдельной  строкой  суммы
налога  на  добавленную  стоимость не имеет права на налоговые вычеты,
предусмотренные статьей 171 НК РФ.
     Вместе с  тем  торгово-закупочный  акт,  составленный между двумя
индивидуальными предпринимателями при  наличии  расчетных  документов,
подтверждающих  оплату приобретенного товара с выделенной в них суммой
налога  на  добавленную  стоимость,  и  счета-фактуры,  оформленных  в
установленном  порядке,  может  служить  основанием  для подтверждения
права покупателя на налоговые вычеты.
     В целях применения статьи 174:
     Письмом от 25.04.2001 N 03-1-09/1266/06-Л214 МНС России сообщает,
что  на  основании  статьи  174  налоговые  декларации  представляются
ежемесячно либо ежеквартально в зависимости от фактических показателей
выручки за налоговый период,  при этом данные нормы распространяются и
на  субъекты  малого  предпринимательства,  т.к.  главой  21   НК   РФ
Министерству   РФ   по   налогам   и  сборам  не  предоставлено  право
устанавливать особые  сроки  представления  декларации  по  налогу  на
добавленную   стоимость   для   субъектов  малого  предпринимательства
(доведено до ИМНС письмом от 04.07.2001 N 02-14/30383).
     Министерство Российской  Федерации по налогам и сборам письмом от
07.08.2001 N 10-3-13/3159-ц698 разъяснило,  что главой  21  НК  РФ  не
предусмотрено  представление  отдельной налоговой декларации по НДС по
операциям по реализации товаров при совместной деятельности.
     Операции по  реализации  товаров (работ,  услуг),  производимые в
рамках договора о  совместной  деятельности,  отражаются  в  свободных
строках  (1.9-1.11)  формы  N  1  Декларации  по налогу на добавленную
стоимость.  Суммы  налога   на   добавленную   стоимость,   уплаченные
поставщикам   по   товарам   (работам,   услугам),  приобретенным  для
осуществления   операций,   признаваемых   объектом   налогообложения,
производимых  в рамках договора о совместной деятельности,  отражаются
по строкам 14-17 названной формы.
     Оперативно-бухгалтерский учет  по  НДС  по  операциям  реализации
товаров  (работ,  услуг)  по  основной   деятельности   и   совместной
деятельности  организации  ведется  в  единой  карточке лицевого счета
налогоплательщика по НДС.
     В целях применения статьи 176:
     Издан приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и
сборам и  Министерства  финансов  Российской  Федерации  от 12.09.2001
N БГ-3-10/345,  N  74н  о  порядке  учета  процентов,  начисленных  за
несвоевременный  возврат  излишне уплаченной (взысканной) суммы налога
(сбора),  а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение
сумм налога на добавленную стоимость. В соответствии с данным приказом
проценты,  начисленные за несвоевременное возмещение  сумм  налога  на
добавленную   стоимость  и  возвращаемые  налогоплательщикам  органами
федерального казначейства Министерства финансов РФ, отражаются в учете
по  коду  классификации  доходов  бюджетов  РФ  и  по виду налога,  по
которому начислены проценты за несвоевременный  возврат  (возмещение),
номер счета органа федерального казначейства Министерства финансов РФ,
с которого должна  осуществляться  операция  по  уплате  процентов,  в
заключении  налогового  органа о зачете (возврате) переплаты налога не
указывается.
     В целях применения статьи 178:
     Издан приказ  Министерства  Российской  Федерации  по  налогам  и
сборам  от  10.09.2001  N  ВГ-3-01/340  "Об  утверждении  методических
рекомендаций  по  порядку  исчисления  и  уплаты  НДС  при  выполнении
соглашений о разделе продукции".
     Управление Министерства Российской Федерации по налогам и  сборам
по  г.  Москве  письмом от 17.08.2001 N 02-11/37632 разъяснило порядок
исчисления налога  на  добавленную  стоимость  налогоплательщиками,  в
состав    которых   входят   структурные   подразделения,   являющиеся
плательщиками налога на вмененный доход. При осуществлении контроля за
указанными налогоплательщиками следует обратить внимание на следующее.
     В соответствии с п.  1 ст.  175 части второй  Налогового  кодекса
Российской Федерации организация, в состав которой входят обособленные
подразделения, уплачивает налог по месту своего нахождения, а также по
месту нахождения каждого из обособленных подразделений.
     Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного
подразделения  организации,  определяется как одна вторая произведения
общей суммы  налога,  подлежащей  уплате  организацией,  на  величину,
исчисленную  как  сумма  удельного  веса  среднесписочной  численности
работников  (фонда  оплаты  труда)   обособленного   подразделения   в
среднесписочной   численности   работников  (фонде  оплаты  труда)  по
организации   в   целом   и   удельного   веса   стоимости    основных
производственных   фондов   обособленного  подразделения  в  стоимости
основных производственных фондов по организации в целом.
     Сумма налога,  подлежащая уплате по месту нахождения организации,
в состав которой входят обособленные подразделения,  определяется  как
разница  между общей суммой налога,  подлежащего уплате организацией в
целом,  и  совокупной  суммой  налога,  подлежащей  уплате  по   месту
нахождения всех обособленных подразделений организации.
     Пунктом 3 статьи  175  Кодекса  предусмотрено,  что  организации,
имеющие   обособленные   подразделения,  самостоятельно  определяют  и
уведомляют  налоговые  органы  по  месту  своего  учета   в   качестве
налогоплательщика,     какой     показатель     должен    применяться:
среднесписочная  численность  работников  или   фонд   оплаты   труда.
Выбранный  организацией  показатель  должен  быть неизменным в течение
календарного года.
     Следует отметить,  что  в  соответствии  с  письмом МНС России от
12.02.2001   N   ВГ-6-03/130   организации,    имеющие    обособленные
подразделения,  могут  производить в 2001 году централизованную уплату
налога на добавленную стоимость (в целом по организации,  включая  все
обособленные  подразделения)  по  месту  нахождения  организации.  При
принятии такого решения организации - налогоплательщики в  приказе  об
учетной   политике  на  2001  год  для  целей  налогообложения  должны
дополнительно указать,  в каком порядке будет  уплачиваться  налог  на
добавленную стоимость (централизованно или по месту нахождения каждого
обособленного подразделения).
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином
налоге  на  вмененный  доход  для  определенных  видов   деятельности"
организации,  перешедшие  на  уплату единого налога на вмененный доход
для определенных видов деятельности,  не являются плательщиками налога
на добавленную стоимость.
     В соответствии с п.  1.2 Методических рекомендаций по  применению
главы 21  "НДС" НК РФ,  утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000
N БГ-3-03/447   (с   учетом   приказа   МНС   России   от   22.05.2001
N БГ-3-03/156),  указанные  организации по тем видам деятельности,  по
которым  они  не  являются  плательщиками  НДС,  не  выписывают  своим
покупателям  счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения
в первичных документах сумм налога.
     Вместе с   тем  организации,  осуществляющие  виды  деятельности,
которые не подпадают под налогообложение единым налогом  на  вмененный
доход,  являются плательщиками налога на добавленную стоимость по этим
видам деятельности.
     Таким образом,  организация,  в  состав  которой  входят филиалы,
расположенные на территории субъектов Российской Федерации,  в которых
региональным законодательством введен единый налог на вмененный доход,
производит уплату НДС по месту нахождения филиалов от  суммы  выручки,
полученной  от  реализации  товаров  (работ,  услуг) при осуществлении
деятельности,  не подпадающей под налогообложение  единым  налогом  на
вмененный  доход.  При  этом  показатели  среднесписочной  численности
работников  (фонда   оплаты   труда   (ФОТ)   и   стоимости   основных
производственных  фондов  (ОПФ))  по  организации  в  целом и филиалу,
участвующие в расчете суммы НДС, подлежащей уплате по месту нахождения
обособленного   подразделения,   определяются  без  учета  численности
работников и стоимости ОПФ,  занятых в сфере деятельности,  подлежащей
обложению  единым  налогом  на  вмененный доход.  Указанные показатели
исчисляются в порядке, установленном приказом руководителя организации
(пропорционально выручке от реализации, заработной плате).
     В случае   осуществления   филиалом    деятельности,    полностью
подпадающей   под   обложение   единым  налогом  на  вмененный  доход,
показатели данных  филиалов  не  участвуют  в  расчете  суммы  налога,
подлежащей  уплате  по  месту  нахождения  обособленного подразделения
организации, т. е. в показатели среднесписочной численности работников
(ФОТ) и стоимости ОПФ по организации в целом не включается численность
работников филиала,  осуществляющего  деятельность  в  соответствии  с
Федеральным законом N 148-ФЗ, и стоимость ОПФ данного филиала.
     Следует отметить,  что порядок  исчисления  и  уплаты  налога  на
добавленную   стоимость,   введенный   главой   21   НК  РФ,  является
обязательным и неизменным на всей территории Российской Федерации.

Заместитель руководителя
Управления Министерства РФ
по налогам и сборам по г. Москве
                                                          А.А. Глинкин
11 октября 2001 г.
N 02-14/46484