ПОЛОЖЕНИЕ О V ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. Положение. Министерство образования РФ (Минобразование России). 24.09.01

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                 О V ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ АВТОРСКИХ 
                       ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 
                  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                         24 сентября 2001 г.


                                (НЦПИ)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                  Заместитель министра
                                                         Е.Е. Чепурных
                                                   24 сентября 2001 г.


     V Всероссийский   конкурс   авторских   программ  дополнительного
образования детей (далее - конкурс) проводится в целях:
     - обновления содержания дополнительного образования детей;
     - повышения роли учреждений дополнительного образования  детей  в
становлении личности ребенка;
     - развития творческого потенциала  и  повышения  профессиональной
квалификации педагогов;
     - выявления и распространения передового педагогического опыта.
     Конкурс проводится по следующим номинациям:
     - научно-технической;
     - спортивно-технической;
     - художественной;
     - физкультурно-спортивной;
     - туристско-краеведческой;
     - эколого-биологической;
     - военно-патриотической;
     - социально-педагогической;
     - социально-экономической;
     - естественно-научной.

                          УЧАСТНИКИ КОНКУРСА

     В конкурсе   могут   принять   участие  педагогические  работники
образовательных  учреждений  всех  типов   и   видов   независимо   от
ведомственной подчиненности.

                      РУКОВОДСТВО КОНКУРСОМ

     Подготовку и    проведение   конкурса   осуществляет   оргкомитет
(приложение).  Для  подготовки  и  проведения  региональных  конкурсов
создаются соответствующие оргкомитеты.
     Оргкомитет проводит заочный этап  и  финал  конкурса,  утверждает
состав жюри по каждой номинации.
     Участникам финала необходимо защитить свою авторскую программу  в
соответствии с положением о конкурсе.
     Расходы по командированию участников финала берут на себя  органы
управления образованием субъектов Российской Федерации.

               ВРЕМЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

     Конкурс проводится с октября 2001 года по май 2002 года.
     I этап - октябрь 2001 года - февраль  2002  года  -  региональные
конкурсы.
     II этап - март-апрель 2002 года - заочный федеральный.
     III этап - май 2002 года - финал конкурса.
     Для подведения итогов конкурса в адрес оргкомитета  (Чистопрудный
бульвар,  д.  6,  Москва,  101856,  Минобразование России,  Управление
воспитания  и  дополнительного  образования  детей   и   молодежи,   V
Всероссийский  конкурс  авторских  программ)  до  1  марта  2002  года
необходимо выслать следующие документы:
     1. Заключение    органов    управления   образованием   субъектов
Российской Федерации (на каждую представляемую авторскую программу)  о
выдвижении  авторских  программ  дополнительного образования детей для
участия в конкурсе (указать номинацию), включающее в себя:
     - наименование авторской образовательной программы;
     - сколько  лет  автор  (авторы)   реализует   данную   программу,
эффективность;
     - сведения   об   авторе   (авторах)   образовательной  программы
(фамилия,  имя,  отчество,  год рождения,  образование,  место работы,
должность, адрес и телефон образовательного учреждения и автора).
     2. Тексты авторских программ (в 2-х экз.) и  дискеты  с  записями
программ (Word 6).
     Примечание: программы, присланные на конкурс не возвращаются.
     Требования к   содержанию   и   оформлению   авторских   программ
дополнительного образования детей.
     Содержание образовательных программ должно соответствовать:
     - достижениям    мировой    культуры,    российским    традициям,
культурно-национальным особенностям регионов;
     - определенному   уровню   и    направленностям    дополнительных
образовательных программ;
     - целям  и  задачам  образовательных  учреждений  дополнительного
образования детей;
     - современным образовательным технологиям.
     Содержание образовательных программ должно быть направлено на:
     - создание условий для развития личности ребенка;
     - развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
     - обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
     - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
     - профилактику асоциального поведения.
     Цели и  задачи  авторских  образовательных  программ  должны быть
выстроены в определенной последовательности: обучающие, воспитывающие,
развивающие.
     Образовательные программы должны обеспечивать:
     - создание     условий    для    социального,    культурного    и
профессионального самоопределения,  творческой самореализации личности
ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур;
     - целостность процесса психического и физического,  умственного и
духовного развития личности ребенка;
     - укрепление психического и физического здоровья детей;
     - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
     Образовательные авторские  программы  могут  быть представлены по
следующим направленностям:  научно-технической; спортивно-технической;
физкультурно-спортивной;    художественной;   туристско-краеведческой;
эколого-биологической; военнопатриотической; социально-педагогической;
социально-экономической; естественно-научной.
     Авторские образовательные программы могут быть следующих уровней:
     - дошкольного образования;
     - начального общего;
     - основного общего образования;
     - среднего полного общего образования.
     Образовательные программы   должны   быть  разработаны  с  учетом
современных образовательных технологий, которые отражаются в:
     - принципах      обучения     (индивидуальность,     доступность,
преемственность, результативность);
     - формах  и  методах  обучения  (активные  методы  дистанционного
обучения,    дифференцированное    обучение,    занятия,     конкурсы,
соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
     - методах  контроля  и   управления   образовательным   процессом
(тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
     - средствах   обучения   (перечень   необходимого   оборудования,
инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).
     Образовательная программа должна включать  следующие  структурные
элементы:
     1. Титульный лист.
     2. Пояснительную записку.
     3. Учебно-тематический план.
     4. Содержание изучаемого курса.
     5. Информационное обеспечение образовательной программы.

     1. Титульный лист включает:
     - наименование    образовательного    учреждения,    реализующего
авторскую образовательную программу;
     - должность  и  ф.,и.,о ответственного работника образовательного
учреждения, утвердившего образовательную программу;
     - дату утверждения образовательной программы;
     - название образовательной программы;
     - возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа;
     - срок реализации образовательной программы;
     - ф.,и.,о., должность автора (авторов) образовательной программы;
     - название города, населенного пункта;
     - год составления образовательной программы.

     2. Пояснительная записка раскрывает:
     - образовательную область и предмет изучения;
     - новизну,    актуальность,    педагогическую    целесообразность
изучаемого курса;
     - цель и задачи образовательной программы;
     - отличительные особенности данной образовательной  программы  от
уже существующих в этой области;
     - возраст детей,  участвующих в реализации данной образовательной
программы;
     - продолжительность    реализации    образовательной    программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы);
     - формы и режим занятий;
     - ожидаемые результаты;
     - формы подведения итогов  реализации  образовательной  программы
(выставки,     фестивали,    соревнования,    учебно-исследовательские
конференции и т.д.).

     3. Учебно-тематический план образовательной программы включает:
     - перечень разделов, тем;
     - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические  и
практические виды занятий;
     - формы  занятий,  планируемые  по  каждой  теме  (игра,  беседа,
дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т.д.);
     - формы подведения итогов по каждой теме.

     4. Содержание изучаемого курса раскрывается через:
     - краткое описание тем или разделов;
     - краткую характеристику форм занятий по каждой теме;
     - описание  методической  о  обеспечения  каждой  темы  (приемы и
методы  организации  учебно  воспитательного  процесса,  дидактический
материал, техническое оснащение занятий).

     5. Информационное обеспечение образовательной программы включает:
     - список литературы;
     - перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков,  видеокассет,
аудиокассет);

                      ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА

     Победителям V  Всероссийского  конкурса авторских образовательных
программ  дополнительного  образования  детей   присваивается   звание
лауреата конкурса с вручением памятных призов.
     Оргкомитет учреждает  дипломы  и  специальные  призы   участникам
финала.
     Справки по телефону 923-2703 - Егорова Алла Васильевна, начальник
отдела  Управления  воспитания  и  дополнительного образования детей и
молодежи.

                                                        Приложение

                        Состав оргкомитета
           V Всероссийского конкурса авторских программ 
                дополнительного образования детей

     1. Чепурных  Елена  Евгеньевна - заместитель министра образования
Российской Федерации,  председатель оргкомитета, доктор педагогических
наук

     2. Березина  Валентина  Александровна  -   начальник   Управления
воспитания    и   дополнительного   образования   детей   и   молодежи
Минобразования России,  заместитель председателя оргкомитета, кандидат
педагогических наук

     3. Егорова   Алла   Васильевна   -  начальник  отдела  Управления
воспитания   и   дополнительного   образования   детей   и    молодежи
Минобразования России, ответственный секретарь

     4. Белова   Валентина  Васильевна  -  секретарь  старший  научный
сотрудник Российской  академии  образования,  кандидат  педагогических
наук

     5. Виноградова  Лидия  Ивановна  -  начальник  отдела  Управления
воспитания   и   дополнительного   образования   детей   и    молодежи
Минобразования России

     6. Дервоед  Наталия Сергеевна - директор Центральной станции юных
натуралистов и экологов Минобразования России

     7. Евладова Елена Борисовна  -  председатель  Экспертного  совета
дополнительного образования детей, кандидат педагогических наук

     8. Золотарева   Ангелина   Викторовна   -  директор  Ярославского
областного центра детей и юношества, кандидат педагогических наук

     9. Калиш  Ирина  Викторовна  -  главный   специалист   Управления
воспитания    и   дополнительного   образования   детей   и   молодежи
Минобразования России, кандидат педагогических наук

     10. Кучер  Наталия  Ивановна  -   начальник   отдела   Управления
воспитания    и   дополнительного   образования   детей   и   молодежи
Минобразования России

     11. Левочкина   Ольга   Егоровна   -   директор   Республиканской
спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва  Минобразования
России

     12. Мазыкина  Нина  Васильевна  -  ведущий  специалист Управления
воспитания   и   дополнительного   образования   детей   и    молодежи
Минобразования России

     13. Монахов Дмитрий Львович  -  директор  Московского  городского
дворца детского (юношеского) творчества

     14. Никулин Сергей  Кириллович  -  директор  Центра  технического
творчества  учащихся  Минобразования  России,  кандидат педагогических
наук

     15. Поволяева  Марина  Николаевна  -  директор  Центра   развития
системы   дополнительного  образования  детей  Минобразования  России,
доктор педагогических наук

     16. Сенчилова    Клавдия    Васильевна   -   главный   специалист
Министерства природных ресурсов Российской Федерации

     17. Усыскин  Григорий Самуилович - профессор Санкт-Петербургского
гуманитарного университета, доктор педагогических наук