ПОЛОЖЕНИЕ О V ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ АВТОРСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 24 сентября 2001 г. (НЦПИ) УТВЕРЖДАЮ Заместитель министра Е.Е. Чепурных 24 сентября 2001 г. V Всероссийский конкурс авторских программ дополнительного образования детей (далее - конкурс) проводится в целях: - обновления содержания дополнительного образования детей; - повышения роли учреждений дополнительного образования детей в становлении личности ребенка; - развития творческого потенциала и повышения профессиональной квалификации педагогов; - выявления и распространения передового педагогического опыта. Конкурс проводится по следующим номинациям: - научно-технической; - спортивно-технической; - художественной; - физкультурно-спортивной; - туристско-краеведческой; - эколого-биологической; - военно-патриотической; - социально-педагогической; - социально-экономической; - естественно-научной. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА В конкурсе могут принять участие педагогические работники образовательных учреждений всех типов и видов независимо от ведомственной подчиненности. РУКОВОДСТВО КОНКУРСОМ Подготовку и проведение конкурса осуществляет оргкомитет (приложение). Для подготовки и проведения региональных конкурсов создаются соответствующие оргкомитеты. Оргкомитет проводит заочный этап и финал конкурса, утверждает состав жюри по каждой номинации. Участникам финала необходимо защитить свою авторскую программу в соответствии с положением о конкурсе. Расходы по командированию участников финала берут на себя органы управления образованием субъектов Российской Федерации. ВРЕМЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА Конкурс проводится с октября 2001 года по май 2002 года. I этап - октябрь 2001 года - февраль 2002 года - региональные конкурсы. II этап - март-апрель 2002 года - заочный федеральный. III этап - май 2002 года - финал конкурса. Для подведения итогов конкурса в адрес оргкомитета (Чистопрудный бульвар, д. 6, Москва, 101856, Минобразование России, Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, V Всероссийский конкурс авторских программ) до 1 марта 2002 года необходимо выслать следующие документы: 1. Заключение органов управления образованием субъектов Российской Федерации (на каждую представляемую авторскую программу) о выдвижении авторских программ дополнительного образования детей для участия в конкурсе (указать номинацию), включающее в себя: - наименование авторской образовательной программы; - сколько лет автор (авторы) реализует данную программу, эффективность; - сведения об авторе (авторах) образовательной программы (фамилия, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, должность, адрес и телефон образовательного учреждения и автора). 2. Тексты авторских программ (в 2-х экз.) и дискеты с записями программ (Word 6). Примечание: программы, присланные на конкурс не возвращаются. Требования к содержанию и оформлению авторских программ дополнительного образования детей. Содержание образовательных программ должно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ; - целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей; - современным образовательным технологиям. Содержание образовательных программ должно быть направлено на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения. Цели и задачи авторских образовательных программ должны быть выстроены в определенной последовательности: обучающие, воспитывающие, развивающие. Образовательные программы должны обеспечивать: - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур; - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья детей; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Образовательные авторские программы могут быть представлены по следующим направленностям: научно-технической; спортивно-технической; физкультурно-спортивной; художественной; туристско-краеведческой; эколого-биологической; военнопатриотической; социально-педагогической; социально-экономической; естественно-научной. Авторские образовательные программы могут быть следующих уровней: - дошкольного образования; - начального общего; - основного общего образования; - среднего полного общего образования. Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: - принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); - формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.); - методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.); - средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся). Образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Информационное обеспечение образовательной программы. 1. Титульный лист включает: - наименование образовательного учреждения, реализующего авторскую образовательную программу; - должность и ф.,и.,о ответственного работника образовательного учреждения, утвердившего образовательную программу; - дату утверждения образовательной программы; - название образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа; - срок реализации образовательной программы; - ф.,и.,о., должность автора (авторов) образовательной программы; - название города, населенного пункта; - год составления образовательной программы. 2. Пояснительная записка раскрывает: - образовательную область и предмет изучения; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса; - цель и задачи образовательной программы; - отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области; - возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы; - продолжительность реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты; - формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). 3. Учебно-тематический план образовательной программы включает: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий; - формы занятий, планируемые по каждой теме (игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс и т.д.); - формы подведения итогов по каждой теме. 4. Содержание изучаемого курса раскрывается через: - краткое описание тем или разделов; - краткую характеристику форм занятий по каждой теме; - описание методической о обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий). 5. Информационное обеспечение образовательной программы включает: - список литературы; - перечень видео- и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокассет, аудиокассет); ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА Победителям V Всероссийского конкурса авторских образовательных программ дополнительного образования детей присваивается звание лауреата конкурса с вручением памятных призов. Оргкомитет учреждает дипломы и специальные призы участникам финала. Справки по телефону 923-2703 - Егорова Алла Васильевна, начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи. Приложение Состав оргкомитета V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей 1. Чепурных Елена Евгеньевна - заместитель министра образования Российской Федерации, председатель оргкомитета, доктор педагогических наук 2. Березина Валентина Александровна - начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, заместитель председателя оргкомитета, кандидат педагогических наук 3. Егорова Алла Васильевна - начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, ответственный секретарь 4. Белова Валентина Васильевна - секретарь старший научный сотрудник Российской академии образования, кандидат педагогических наук 5. Виноградова Лидия Ивановна - начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России 6. Дервоед Наталия Сергеевна - директор Центральной станции юных натуралистов и экологов Минобразования России 7. Евладова Елена Борисовна - председатель Экспертного совета дополнительного образования детей, кандидат педагогических наук 8. Золотарева Ангелина Викторовна - директор Ярославского областного центра детей и юношества, кандидат педагогических наук 9. Калиш Ирина Викторовна - главный специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России, кандидат педагогических наук 10. Кучер Наталия Ивановна - начальник отдела Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России 11. Левочкина Ольга Егоровна - директор Республиканской спортивной детско-юношеской школы олимпийского резерва Минобразования России 12. Мазыкина Нина Васильевна - ведущий специалист Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России 13. Монахов Дмитрий Львович - директор Московского городского дворца детского (юношеского) творчества 14. Никулин Сергей Кириллович - директор Центра технического творчества учащихся Минобразования России, кандидат педагогических наук 15. Поволяева Марина Николаевна - директор Центра развития системы дополнительного образования детей Минобразования России, доктор педагогических наук 16. Сенчилова Клавдия Васильевна - главный специалист Министерства природных ресурсов Российской Федерации 17. Усыскин Григорий Самуилович - профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета, доктор педагогических наук |