О СООТВЕТСТВИИ УСТАВОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 26.09.01 22-06-1277

        О СООТВЕТСТВИИ УСТАВОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
                ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                         26 сентября 2001 г.
                             N 22-06-1277

                                (НЦПИ)


                                       Органам управления образованием
                                        субъектов Российской Федерации

     В соответствии с  письмом  Минобразования  России  от  25.01.2000
N 22-06-85  "Об  усилении контроля за соблюдением требований к уставам
общеобразовательных  учреждений,   предусмотренных   законодательством
Российской  Федерации",  органами  управления  49 субъектов Российской
Федерации  были  проведены  инспекционные  проверки  по   соответствию
уставов    и    локальных    актов,    регламентирующих   деятельность
общеобразовательных учреждений,  законодательству Российской Федерации
в области образования.
     По результатам анализа  выборочной  информации  установлено,  что
органы  управления  образованием  осуществляют  постоянный контроль за
соблюдением конституционного права граждан на образование, выполнением
законодательства   Российской   Федерации   в  области  образования  и
нормативных правовых документов Минобразования России.
     Устав является    одним   из   основных   организационно-правовых
документов,  на   основании   которого   строится   вся   деятельность
общеобразовательного учреждения.  Однако,  как показывает практика, во
многих общеобразовательных учреждениях,  регламентируя цели и  задачи,
организационную   структуру,  экономический  и  хозяйственный  аспекты
деятельности, руководители общеобразовательных учреждений не принимают
во внимание то, что устав - основной нормативный акт, регламентирующий
права  участников  образовательного  процесса,  и  в  первую   очередь
обучающихся.
     Отсутствие или недоработка  именно  этих  вопросов,  регулирующих
правовые отношения участников образовательного процесса, пункт 5 б, в,
г,  д,  ж, з, а также пункты 8, 9 статьи 13 Закона РФ "Об образовании"
являются характерными, типичными нарушениями при разработке и принятии
устава.
     Это прежде всего:
     порядок приема обучающихся, воспитанников;
     порядок и    основания   отчисления   и   перевода   обучающихся,
воспитанников;
     система оценок  при промежуточной аттестации,  формы и порядок ее
проведения;
     порядок регламентации  и  оформления  отношений  образовательного
учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных
представителей).
     В данном случае  устав  практически  не  выполняет  правозащитную
функцию,  установленную  Законом  РФ  "Об  образовании"  (п.1  ст.50),
нарушается принцип общедоступности образования  (п.3  ст.2  указанного
Закона).
     В связи с  этим  возникают  конфликтные  ситуации,  приводящие  к
нарушению  прав  и  свобод  (п.3.4  ст.32):  прием  детей в 1 класс на
конкурсной    основе,    необоснованное    отчисление     обучающихся,
невозможность   ознакомления   родителей   и  обучающихся  с  ходом  и
содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости
обучающихся и т.д.
     В основном  руководители   зачастую   не   знакомят   с   уставом
общеобразовательного  учреждения участников образовательного процесса,
не  констатируют  ознакомление  при   приеме   в   общеобразовательное
учреждение,  например,  в  записях  протоколов  родительских собраний,
педагогических советов и заявлениях обучающихся (родителей).
     Руководители отдельных общеобразовательных учреждений,  не уделяя
необходимого   внимания   организационно-правовой   роли   устава    в
деятельности  общеобразовательного учреждения,  относятся к содержанию
данного  документа  как  формальному  требованию  органов   управления
образованием.
     При этом не учитывается,  что в период совершенствования правовых
отношений   в   стране,   с  введением  новых  законодательных  актов,
постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых
документов   Минобразования   России,   защищающих   права  и  свободу
гражданина,  необходимо срочно провести работу по внесению  изменений,
обеспечивающих  правовые  отношения между участниками образовательного
процесса в уставы общеобразовательных учреждений, зарегистрированных в
установленном порядке.
     В связи с изложенным Управление рекомендует:
     1. При  осуществлении контрольно-инспекционных функций в процессе
лицензирования,   аттестации   и   аккредитации   общеобразовательного
учреждения    прежде    всего    рассматривать   соответствие   устава
законодательству России.
     2. Продолжать  работу  по осуществлению контроля за своевременным
внесением в уставы и  локальные  акты,  регламентирующие  деятельность
общеобразовательного  учреждения,  необходимых дополнений,  изменений,
приведением  их  в  соответствие   с   действующим   законодательством
Российской   Федерации   согласно   письму  Минобразования  России  от
25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением  требований
к     уставам    общеобразовательных    учреждений,    предусмотренных
законодательством Российской Федерации".
     3. Разработать    систему   мер   ответственности   руководителей
общеобразовательных   учреждений   за   повышение   эффективности    и
совершенствования   организационно-правовой   основы  функционирования
общеобразовательного учреждения и при необходимости принимать  меры  к
должностным лицам, допустившим нарушения.
     
Начальник Управления
                                                          В.Ф. Сауткин
26 сентября 2001 г.
N 22-06-1277