О СООТВЕТСТВИИ УСТАВОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277 (НЦПИ) Органам управления образованием субъектов Российской Федерации В соответствии с письмом Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации", органами управления 49 субъектов Российской Федерации были проведены инспекционные проверки по соответствию уставов и локальных актов, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, законодательству Российской Федерации в области образования. По результатам анализа выборочной информации установлено, что органы управления образованием осуществляют постоянный контроль за соблюдением конституционного права граждан на образование, выполнением законодательства Российской Федерации в области образования и нормативных правовых документов Минобразования России. Устав является одним из основных организационно-правовых документов, на основании которого строится вся деятельность общеобразовательного учреждения. Однако, как показывает практика, во многих общеобразовательных учреждениях, регламентируя цели и задачи, организационную структуру, экономический и хозяйственный аспекты деятельности, руководители общеобразовательных учреждений не принимают во внимание то, что устав - основной нормативный акт, регламентирующий права участников образовательного процесса, и в первую очередь обучающихся. Отсутствие или недоработка именно этих вопросов, регулирующих правовые отношения участников образовательного процесса, пункт 5 б, в, г, д, ж, з, а также пункты 8, 9 статьи 13 Закона РФ "Об образовании" являются характерными, типичными нарушениями при разработке и принятии устава. Это прежде всего: порядок приема обучающихся, воспитанников; порядок и основания отчисления и перевода обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей). В данном случае устав практически не выполняет правозащитную функцию, установленную Законом РФ "Об образовании" (п.1 ст.50), нарушается принцип общедоступности образования (п.3 ст.2 указанного Закона). В связи с этим возникают конфликтные ситуации, приводящие к нарушению прав и свобод (п.3.4 ст.32): прием детей в 1 класс на конкурсной основе, необоснованное отчисление обучающихся, невозможность ознакомления родителей и обучающихся с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся и т.д. В основном руководители зачастую не знакомят с уставом общеобразовательного учреждения участников образовательного процесса, не констатируют ознакомление при приеме в общеобразовательное учреждение, например, в записях протоколов родительских собраний, педагогических советов и заявлениях обучающихся (родителей). Руководители отдельных общеобразовательных учреждений, не уделяя необходимого внимания организационно-правовой роли устава в деятельности общеобразовательного учреждения, относятся к содержанию данного документа как формальному требованию органов управления образованием. При этом не учитывается, что в период совершенствования правовых отношений в стране, с введением новых законодательных актов, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых документов Минобразования России, защищающих права и свободу гражданина, необходимо срочно провести работу по внесению изменений, обеспечивающих правовые отношения между участниками образовательного процесса в уставы общеобразовательных учреждений, зарегистрированных в установленном порядке. В связи с изложенным Управление рекомендует: 1. При осуществлении контрольно-инспекционных функций в процессе лицензирования, аттестации и аккредитации общеобразовательного учреждения прежде всего рассматривать соответствие устава законодательству России. 2. Продолжать работу по осуществлению контроля за своевременным внесением в уставы и локальные акты, регламентирующие деятельность общеобразовательного учреждения, необходимых дополнений, изменений, приведением их в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации согласно письму Минобразования России от 25.01.2000 N 22-06-85 "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации". 3. Разработать систему мер ответственности руководителей общеобразовательных учреждений за повышение эффективности и совершенствования организационно-правовой основы функционирования общеобразовательного учреждения и при необходимости принимать меры к должностным лицам, допустившим нарушения. Начальник Управления В.Ф. Сауткин 26 сентября 2001 г. N 22-06-1277 |