РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ "УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ" В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 17.09.01 22-06-1222

      РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ "УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ"
             В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
                          ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                         17 сентября 2001 г.
                             N 22-06-1222

                                (НЦПИ)


                                      Руководителям органов управления
                                                образованием субъектов
                                                  Российской Федерации

     В целях реализации Федеральной  программы  развития  образования,
Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной
политики и модернизации экономики  на  2000-2001  годы,  постановления
Правительства  Российской  Федерации от 23.03.2001 N 224 "О проведении
эксперимента  по  совершенствованию  структуры  и  содержания   общего
образования" осуществляется начальный этап эксперимента.
     В качестве  важнейших  целей   современной   российской   системы
образования   определены   "развитие   у   обучающихся  способности  к
самоорганизации;  формирование  высокого  уровня  правовой   культуры,
здорового   образа   жизни;   развитие   способности  к  созидательной
деятельности;  умение находить содержательный  компромисс  в  процессе
межличностной и межкультурной коммуникации".
     Исходя из   этого,   основной   целью   модернизации   содержания
образовательных  программ становится практическая отработка механизмов
формирования у  будущего  выпускника  средней  школы  набора  ключевых
компетенций в интеллектуальной,  гражданско-правовой, коммуникативной,
информационной,  культурно-досуговой  и  прочих   сферах.   Необходимо
развивать у выпускника средней общеобразовательной школы способности к
социальной адаптации и мобильности.
     Формирование и развитие компетенций у обучающихся возможно только
в условиях специально организованной среды для обучения  и  воспитания
школьников  в общеобразовательном учреждении в рамках "уклада школьной
жизни".
     Под "укладом школьной жизни" понимаются совокупность норм, правил
и иных регламентов, в том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и
развивающих устойчивый,  сложившийся на основе узаконенных положений и
общепринятых традиций, состав функций школы, порядок их осуществления,
действующие   в   школе   отношения   производственного,   социального
характера,  этикет и атрибутику,  направленные на  развитие  социально
значимых качеств личности обучающихся.
     Однако анализ практики функционирования школ  показывает,  что  в
общеобразовательных   учреждениях   недостаточно   решены  вопросы  по
формированию "уклада школьной жизни",  т.е.  не  урегулированы  основы
официальных    этических   отношений   в   школе   между   участниками
образовательного процесса.
     К сожалению,  в  организации  внеурочной деятельности обучающихся
общеобразовательных учреждений преобладает формальный подход, при этом
проводимые  праздники,  занятия  клубов,  кружков  никак  не связаны с
заявленными   образовательными   и   воспитательными   целями   школы.
Внеурочная   деятельность   обучающихся   в  значительной  мере  носит
развлекательный характер.
     В общеобразовательных    учреждениях    торжественно   проводятся
государственные   и   традиционные   школьные   праздники.    Практика
показывает, что в ходе этих торжеств часто официальные государственные
символы используются без надлежащего  обращения  с  ними.  Отсутствуют
минимальные  правила  использования  региональной,  местной и школьной
символики.
     В условиях  развития  государственности  в  Российской  Федерации
назрела   необходимость   педагогическим   коллективам    сформировать
основополагающие    принципы    школьного   уклада,   опирающиеся   на
законодательные    нормы,    общегражданскую    и     профессиональную
педагогическую   этику,   что  должно  стать  составляющей  содержания
образования и особенно воспитания.
     Важным элементом  функционирования общеобразовательных учреждений
является  самоуправление,  в  том  числе  и  ученическое,  которое  на
сегодняшний день во многих случаях остается формальным.
     Актуальным для  педагогических   работников   общеобразовательных
учреждений  становится  организация совместно с обучающимися социально
значимых образовательных проектов  как  форм,  соединяющих  учебную  и
внеурочную  сферы  деятельности школы.  Желательно,  чтобы эти проекты
были значимы не только для школы, но и для более широкого социума.
     Создание в  школе  организационных условий для свободного участия
старшеклассников в общественных школьных  и  внешкольных  объединениях
способствует  развитию  подростковых  и юношеских объединений как форм
социально-образовательной  среды  в  школе,  в   которых   формируются
социальные  компетенции.  Социальные компетенции могут развиваться и в
ходе разработки совместно с педагогами норм, правил поведения учащихся
и учителей на учебных занятиях, "кодекса чести обучающегося (лицеиста,
гимназиста)",  "кодекса  чести  учителя",  законов   школьной   жизни,
школьной символики и атрибутики.
     Важная роль   в   совершенствовании   "уклада   школьной   жизни"
принадлежит  родителям  обучающихся.  Одна  из  главных задач работы с
родителями -  это  разъяснение  им  сегодняшней  сущности  российского
образования,   в  том  числе  законодательства  и  других  нормативных
правовых актов в области образования.  Родителям необходимо объяснить,
что  новое  содержание общего образования значимо и полезно именно для
обучающихся, для их гармоничного развития.
     Одной из   задач   деятельности   общеобразовательных  учреждений
является доведение  до  родителей  необходимой  информации  о  ходе  и
результатах   образовательного  процесса,  чтобы  обеспечить  реальное
участие родителей в нем. Это особенно важно в тех случаях, когда школа
работает  в  рамках  нетрадиционных образовательных систем.  Родителей
также можно  привлекать  к  разработке  и  реализации  образовательной
программы общеобразовательного учреждения.
     Еще одна   задача   школы   -    способствовать    психолого    -
педагогическому   просвещению  родителей,  а  также  оказывать  помощь
семьям, находящимся в социально опасном положении.
     Для родительской общественности важно создать условия для участия
в школьной жизни, поэтому реально действующие попечительский, школьный
советы,  родительский совет (комитет) имеют большое значение. В каждом
конкретном случае администрация сможет принять оптимальное решение  по
любому   вопросу   школьной   жизни,   но  участие  родителей  в  этой
деятельности является фактором успешности реализации  такого  решения.
Родители  могут  существенно  влиять на создание условий для улучшения
качества  образования,  принимать  участие  в  формировании   ключевых
поведенческих  моделей,  защищать  интересы  школы,  используя влияние
общественности.
     Решением коллегии  Министерства  образования Российской Федерации
от 23.01.2001  N  3/1  "О  мероприятиях  по  подготовке  и  проведению
эксперимента  по структуре и содержанию общего образования" определена
необходимость совершенствования уклада школьной жизни  как  компонента
образования,  который  создаст  основы  для  обеспечения  необходимого
качества  обучения  и  воспитания,   повышения   статуса   учителя   и
общеобразовательного учреждения,  поддержания единого образовательного
пространства на всей территории России.
     Реализуя принцип  автономности  общеобразовательных  учреждений в
условиях обновления содержания общего образования и с целью приведения
к     некоторому    "организационному    стандарту    функционирования
общеобразовательных  учреждений",   основным   направлением   в   этой
деятельности является формирование системы:
     - взаимоотношений  всех  участников   образовательного   процесса
(педагогических  работников  данного  общеобразовательного учреждения,
обучающихся,  их родителей (законных представителей),  так  называемый
школьный этикет;
     - отношений  участников  образовательного   процесса   и   других
официальных  и  неофициальных  лиц,  заинтересованных  и участвующих в
успешной    деятельности    школы    (представителей     региональных,
муниципальных   органов   власти,   органов  управления  образованием,
попечителей,  спонсоров и др.),  так называемый  протокол  официальных
встреч;
     - нормативных правовых документов и локальных актов, регулирующих
все направления деятельности школы;
     - символов и атрибутов (флаги,  знамена,  гимны,  вымпелы, гербы,
награды  и  др.),  используемых  в воспитательном процессе школы,  так
называемый фирменный стиль.  Использование официальных государственных
символов Российской Федерации;
     - традиционных мероприятий и  торжеств,  включая  государственные
праздники,  общепринятые школьные, праздники, отражающие национально -
культурные и этноспецифические особенности региона;
     - организационных  мер  и  технологий  деятельности руководящих и
педагогических работников, а также учебно-вспомогательного персонала;
     - требований   к  материально-технической  базе  школы,  эстетике
оформления;
     - комфортных     и    безопасных    условий    для    организации
учебно-воспитательного процесса.
     Определение путей  развития содержания общего образования,  в том
числе  и  "уклада  школьной  жизни",  будет  способствовать  успешному
проведению  широкомасштабного  эксперимента  по обновлению структуры и
содержания  образования.  Возрастные  особенности  растущей  личности,
длительность периода обучения в школе,  содержание общеобразовательных
программ и многое другое  делают  школьные  годы  мощнейшим  фактором,
влияющим  как  на  дальнейшую жизнь конкретного человека,  так и всего
общества.  Общеобразовательная школа должна не только готовить молодое
поколение к жизни,  но и давать возможность активно проживать школьную
жизнь,  в юном возрасте быть социально  активной  личностью,  чтобы  в
будущем  легко  адаптироваться  в быстро меняющемся мире,  реализовать
свой потенциал  в  личных  интересах  и  в  соответствии  с  запросами
общества, стать достойным гражданином России.
     В настоящее время разработан ряд документов по  совершенствованию
содержания образования и, в частности, "уклада школьной жизни": письмо
Минобразования  России  от  10.05.2001  N  22-06-626  "Об  официальных
ритуалах  в  общеобразовательных учреждениях,  связанных с применением
государственных   символов   Российской    Федерации",    Методические
рекомендации  "Примерное  положение  о проведении выпускных торжеств в
образовательных  учреждениях".  В  течение  2001/2002  учебного   года
Управление    общеобразовательных    учреждений    и   инспектирования
Минобразования России планирует подготовить методические  рекомендации
по  организации  праздников  и  торжеств,  в  том  числе  всенародного
праздника Дня знаний,  о символах и атрибутах в  системе  образования,
примерную   инструкцию   по   делопроизводству  в  общеобразовательных
учреждениях, инструктивные материалы по ведению школьной документации.
     Во многих  общеобразовательных  учреждениях уже есть определенный
опыт работы по совершенствованию уклада школьной жизни:  разработана и
успешно  используются  школьная символика и атрибутика,  кодексы чести
обучающихся и учителей,  правила для обучающихся,  правила внутреннего
трудового распорядка и другие локальные акты,  способствующие созданию
более эффективной образовательной среды.
     Приглашаем к  сотрудничеству,  обмену мнениями и имеющимся опытом
работы по обозначенным проблемам региональные и  муниципальные  органы
управления  образованием,  общеобразовательные учреждения и учреждения
дополнительного образования детей.
     Контактные телефоны  Управления  общеобразовательных учреждений и
инспектирования: (095) 928-59-27; 923-67-22.

Начальник Управления
общеобразовательных учреждений
и инспектирования
                                                          В.Ф. Сауткин
17 сентября 2001 г.
N 22-06-1222