РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ "УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ" В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕНИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 17 сентября 2001 г. N 22-06-1222 (НЦПИ) Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации В целях реализации Федеральной программы развития образования, Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 N 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" осуществляется начальный этап эксперимента. В качестве важнейших целей современной российской системы образования определены "развитие у обучающихся способности к самоорганизации; формирование высокого уровня правовой культуры, здорового образа жизни; развитие способности к созидательной деятельности; умение находить содержательный компромисс в процессе межличностной и межкультурной коммуникации". Исходя из этого, основной целью модернизации содержания образовательных программ становится практическая отработка механизмов формирования у будущего выпускника средней школы набора ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, культурно-досуговой и прочих сферах. Необходимо развивать у выпускника средней общеобразовательной школы способности к социальной адаптации и мобильности. Формирование и развитие компетенций у обучающихся возможно только в условиях специально организованной среды для обучения и воспитания школьников в общеобразовательном учреждении в рамках "уклада школьной жизни". Под "укладом школьной жизни" понимаются совокупность норм, правил и иных регламентов, в том числе распорядка, формирующих, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся на основе узаконенных положений и общепринятых традиций, состав функций школы, порядок их осуществления, действующие в школе отношения производственного, социального характера, этикет и атрибутику, направленные на развитие социально значимых качеств личности обучающихся. Однако анализ практики функционирования школ показывает, что в общеобразовательных учреждениях недостаточно решены вопросы по формированию "уклада школьной жизни", т.е. не урегулированы основы официальных этических отношений в школе между участниками образовательного процесса. К сожалению, в организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных учреждений преобладает формальный подход, при этом проводимые праздники, занятия клубов, кружков никак не связаны с заявленными образовательными и воспитательными целями школы. Внеурочная деятельность обучающихся в значительной мере носит развлекательный характер. В общеобразовательных учреждениях торжественно проводятся государственные и традиционные школьные праздники. Практика показывает, что в ходе этих торжеств часто официальные государственные символы используются без надлежащего обращения с ними. Отсутствуют минимальные правила использования региональной, местной и школьной символики. В условиях развития государственности в Российской Федерации назрела необходимость педагогическим коллективам сформировать основополагающие принципы школьного уклада, опирающиеся на законодательные нормы, общегражданскую и профессиональную педагогическую этику, что должно стать составляющей содержания образования и особенно воспитания. Важным элементом функционирования общеобразовательных учреждений является самоуправление, в том числе и ученическое, которое на сегодняшний день во многих случаях остается формальным. Актуальным для педагогических работников общеобразовательных учреждений становится организация совместно с обучающимися социально значимых образовательных проектов как форм, соединяющих учебную и внеурочную сферы деятельности школы. Желательно, чтобы эти проекты были значимы не только для школы, но и для более широкого социума. Создание в школе организационных условий для свободного участия старшеклассников в общественных школьных и внешкольных объединениях способствует развитию подростковых и юношеских объединений как форм социально-образовательной среды в школе, в которых формируются социальные компетенции. Социальные компетенции могут развиваться и в ходе разработки совместно с педагогами норм, правил поведения учащихся и учителей на учебных занятиях, "кодекса чести обучающегося (лицеиста, гимназиста)", "кодекса чести учителя", законов школьной жизни, школьной символики и атрибутики. Важная роль в совершенствовании "уклада школьной жизни" принадлежит родителям обучающихся. Одна из главных задач работы с родителями - это разъяснение им сегодняшней сущности российского образования, в том числе законодательства и других нормативных правовых актов в области образования. Родителям необходимо объяснить, что новое содержание общего образования значимо и полезно именно для обучающихся, для их гармоничного развития. Одной из задач деятельности общеобразовательных учреждений является доведение до родителей необходимой информации о ходе и результатах образовательного процесса, чтобы обеспечить реальное участие родителей в нем. Это особенно важно в тех случаях, когда школа работает в рамках нетрадиционных образовательных систем. Родителей также можно привлекать к разработке и реализации образовательной программы общеобразовательного учреждения. Еще одна задача школы - способствовать психолого - педагогическому просвещению родителей, а также оказывать помощь семьям, находящимся в социально опасном положении. Для родительской общественности важно создать условия для участия в школьной жизни, поэтому реально действующие попечительский, школьный советы, родительский совет (комитет) имеют большое значение. В каждом конкретном случае администрация сможет принять оптимальное решение по любому вопросу школьной жизни, но участие родителей в этой деятельности является фактором успешности реализации такого решения. Родители могут существенно влиять на создание условий для улучшения качества образования, принимать участие в формировании ключевых поведенческих моделей, защищать интересы школы, используя влияние общественности. Решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23.01.2001 N 3/1 "О мероприятиях по подготовке и проведению эксперимента по структуре и содержанию общего образования" определена необходимость совершенствования уклада школьной жизни как компонента образования, который создаст основы для обеспечения необходимого качества обучения и воспитания, повышения статуса учителя и общеобразовательного учреждения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории России. Реализуя принцип автономности общеобразовательных учреждений в условиях обновления содержания общего образования и с целью приведения к некоторому "организационному стандарту функционирования общеобразовательных учреждений", основным направлением в этой деятельности является формирование системы: - взаимоотношений всех участников образовательного процесса (педагогических работников данного общеобразовательного учреждения, обучающихся, их родителей (законных представителей), так называемый школьный этикет; - отношений участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в успешной деятельности школы (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч; - нормативных правовых документов и локальных актов, регулирующих все направления деятельности школы; - символов и атрибутов (флаги, знамена, гимны, вымпелы, гербы, награды и др.), используемых в воспитательном процессе школы, так называемый фирменный стиль. Использование официальных государственных символов Российской Федерации; - традиционных мероприятий и торжеств, включая государственные праздники, общепринятые школьные, праздники, отражающие национально - культурные и этноспецифические особенности региона; - организационных мер и технологий деятельности руководящих и педагогических работников, а также учебно-вспомогательного персонала; - требований к материально-технической базе школы, эстетике оформления; - комфортных и безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса. Определение путей развития содержания общего образования, в том числе и "уклада школьной жизни", будет способствовать успешному проведению широкомасштабного эксперимента по обновлению структуры и содержания образования. Возрастные особенности растущей личности, длительность периода обучения в школе, содержание общеобразовательных программ и многое другое делают школьные годы мощнейшим фактором, влияющим как на дальнейшую жизнь конкретного человека, так и всего общества. Общеобразовательная школа должна не только готовить молодое поколение к жизни, но и давать возможность активно проживать школьную жизнь, в юном возрасте быть социально активной личностью, чтобы в будущем легко адаптироваться в быстро меняющемся мире, реализовать свой потенциал в личных интересах и в соответствии с запросами общества, стать достойным гражданином России. В настоящее время разработан ряд документов по совершенствованию содержания образования и, в частности, "уклада школьной жизни": письмо Минобразования России от 10.05.2001 N 22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации", Методические рекомендации "Примерное положение о проведении выпускных торжеств в образовательных учреждениях". В течение 2001/2002 учебного года Управление общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования России планирует подготовить методические рекомендации по организации праздников и торжеств, в том числе всенародного праздника Дня знаний, о символах и атрибутах в системе образования, примерную инструкцию по делопроизводству в общеобразовательных учреждениях, инструктивные материалы по ведению школьной документации. Во многих общеобразовательных учреждениях уже есть определенный опыт работы по совершенствованию уклада школьной жизни: разработана и успешно используются школьная символика и атрибутика, кодексы чести обучающихся и учителей, правила для обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты, способствующие созданию более эффективной образовательной среды. Приглашаем к сотрудничеству, обмену мнениями и имеющимся опытом работы по обозначенным проблемам региональные и муниципальные органы управления образованием, общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей. Контактные телефоны Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования: (095) 928-59-27; 923-67-22. Начальник Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования В.Ф. Сауткин 17 сентября 2001 г. N 22-06-1222 |