СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ 13-Й МИНИСТЕРСКОЙ ВСТРЕЧИ АТЭС ЗАЯВЛЕНИЕ 18 октября 2001 г. (Д) 1. Министры, представляющие Австралию, Бруней, Канаду, Чили, Китайскую Народную Республику, Гонконг (Китай), Индонезию, Японию, Республику Корея, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Папуа - Новую Гвинею, Перу, Республику Филиппины, Российскую Федерацию, Сингапур, Китайский Тайбэй, Таиланд, Соединенные Штаты Америки и Вьетнам, приняли участие в Тринадцатой министерской встрече форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) в Шанхае 17 - 18 октября 2001 года. Во встрече участвовал также Секретариат АТЭС. Кроме того, в качестве наблюдателей были представители Секретариата Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Тихоокеанского островного форума (ТОФ). 2. Заседание проходило под председательством министра иностранных дел КНР Тан Цзясюаня и министра внешней торговли и экономического сотрудничества КНР Ши Гуаншэна. Тема АТЭС на 2001 год - "Отвечая на новые вызовы в новом столетии: достижение совместного процветания путем участия и сотрудничества". Повестка дня была составлена таким образом, чтобы отразить три подтемы Форума в этом году: - продвижение торговли и инвестиций; - обеспечение равного доступа к выгодам от глобализации и "новой экономики"; - содействие устойчивому экономическому росту. 3. Начавшееся в конце прошлого года замедление темпов экономического роста в США, Японии и Европе ухудшило перспективы развития мировой и региональной экономики, при этом снижение мирового спроса оказало существенное негативное воздействие на некоторых членов АТЭС. В результате недавних террористических актов в США возникает опасность подрыва основ ряда отраслей экономики, а также доверия со стороны потребителей. Несмотря на неблагоприятные условия функционирования мировой и региональной экономики, министры выразили уверенность в перспективах роста в регионе АТР в среднесрочном и долгосрочном плане и согласились укреплять сотрудничество в деле преодоления временных экономических трудностей. В этой связи министры вновь подтвердили важное значение продолжения диалога и взаимодействия в целях достижения устойчивого и всеобщего развития. В дополнение министры подчеркнули важность достижения Богорских целей в соответствии с согласованным графиком в качестве ключевого элемента реакции АТЭС на нынешние экономические условия, а также отметили значение осуществления структурных реформ, проведения обоснованной внутриэкономической политики в целях создания более благоприятного макроэкономического климата для роста в регионе. ПРОДВИЖЕНИЕ ТОРГОВЛИ И ИНВЕСТИЦИЙ Укрепление многосторонней торговой системы 4. Министры решительно подчеркнули свою приверженность открытому регионализму и оказанию твердой поддержки открытой, справедливой, транспарентной и основанной на правилах многосторонней торговой системы, представленной ВТО. 5. Министры вновь подтвердили твердую приверженность запуску нового раунда многосторонних торговых переговоров в этом году. Ввиду растущей вероятности замедления темпов развития мировой экономики, министры отметили исключительную важность успешного запуска нового раунда в ходе Четвертой министерской конференции для придания динамики мировой торговой системе. 6. Министры призвали заинтересованные стороны проявить твердую политическую волю и гибкость в согласовании сбалансированной и достаточно широкой повестки дня нового раунда, которая должна включать дальнейшую торговую либерализацию, укрепление правил ВТО, отражать интересы и озабоченности всех членов АТЭС, особенно развивающихся экономик, а также отвечать на вызовы XXI века и соответствовать целям устойчивого развития. Министры призвали к тому, чтобы в центре внимания нового раунда находились вопросы торговли, в том числе существующие в ВТО правила, а также не дублировалась работа других международных организаций. Они согласились, что повышение транспарентности внутри ВТО будет содействовать участию в ее работе всех членов. 7. Министры вновь подчеркнули, что обеспокоенность развивающихся экономик следует решать путем эффективной реализации особого и дифференцированного подхода, постоянного наращивания потенциала и оказания технической помощи в целях обеспечения полноценного участия этих стран в ВТО. 8. Министры вновь подтвердили решимость АТЭС содействовать полному и эффективному выполнению соглашений и обязательств, принятых в ходе Уругвайского раунда, и призвали ВТО учесть обеспокоенность ее членов, особенно развивающихся стран, относительно этих соглашений при разработке повестки дня нового раунда. 9. В соответствии с предыдущими Декларациями Лидеров и Министерскими заявлениями министры вновь подтвердили, что АТЭС будет в активной и конструктивной манере вносить вклад в переговоры по сельскому хозяйству и услугам в соответствии с мандатом ВТО. 10. Министры подтвердили свое намерение продолжать вносить вклад в работу ВТО по промышленным тарифам и другим связанным с этой тематикой вопросам без ущерба для общей повестки дня переговоров. 11. Министры согласились продолжить использование опыта АТЭС в целях придания импульса переговорам ВТО по вопросу об услугах. В этой связи они отметили прогресс, достигнутый в этом году в разработке ряда возможных действий АТЭС по вопросам добровольной либерализации, содействия экономическому и техническому сотрудничеству в области торговли и инвестирования в сфере услуг, которые будут продолжены в 2002 году. Министры ожидают, что эта деятельность внесет важный вклад в ведущиеся в рамках ВТО переговоры. 12. Министры взяли на себя обязательство воздерживаться от использования мер, повышающих уровень торгового протекционизма. С этой целью они вновь подтвердили приверженность принятому АТЭС мораторию на введение таможенных пошлин на электронные транзакции до Четвертой министерской конференции и согласились продлить его до Пятой министерской конференции ВТО. Министры также высказались в поддержку активного продолжения рабочей программы ВТО по электронной торговле. 13. Министры вновь подтвердили важность реализации Стратегического плана АТЭС по наращиванию потенциала в целях выполнения обязательств в рамках ВТО, который является уникальным, существенным и ценным вкладом в дело углубления участия развивающихся экономик в многосторонней торговой системе, содействия выполнению существующих обязательств и укреплению доверия к новому раунду ВТО. Министры рассматривают эту инициативу в качестве конкретного примера взаимного технического и экономического сотрудничества и приверженности торговой либерализации. В этой связи министры выразили удовлетворение прогрессом, достигнутым при реализации ряда проектов, и отметили, что двенадцать проектов, разработанных в рамках программы по облегчению условий торговли и инвестиций в поддержку Плана, получили финансирование в этом году. Они подчеркнули необходимость определения очередности при выделении средств фонда либерализации и содействия торговли и инвестициям на новые проекты в соответствии с установленной процедурой. Министры приняли решение о продолжении как развитыми, так и развивающимися странами практики выработки соответствующих приоритетов при планировании программ, ими также подтверждена важность вовлечения в процесс реализации Плана двусторонних организаций по содействию развитию, а также соответствующих региональных и международных организаций, включая ВТО, Азиатский банк развития и Всемирный банк. 14. Министры поздравили Китай с успешным завершением переговоров по вступлению в ВТО. Они призвали завершить процесс присоединения Китая в ходе предстоящей Министерской конференции ВТО. Министры вновь выразили твердую поддержку вступлению Китайского Тайбэя в ВТО во время конференции и содействия присоединению к ней Российской Федерации и Вьетнама. Министры поддержали участие всех присоединяющихся экономик в новом раунде переговоров ВТО. Либерализация и облегчение условий торговли и инвестиций Индивидуальные планы действий (ИПД) 15. Вновь подтверждая центральную роль ИПД в достижении целей АТЭС в сфере либерализации и облегчения условий торговли и инвестиций, министры дали высокую оценку проделанной работе по совершенствованию электронного формата ИПД в плане расширения выполняемых функций и облегчения работы пользователей. Они также приветствовали представление ИПД в 2001 году членами Форума в электронном формате и признали полезность оказания дальнейшего технического содействия при их подготовке. Министры призвали экономики АТЭС проинформировать деловые круги о новом электронном формате ИПД и сотрудничать с частным сектором с целью обеспечения соответствия этой системы их потребностям. Они положительно оценили презентацию Российской Федерацией ИПД в этом году. 16. Признавая необходимость совершенствования процесса обзоров ИПД, Министры одобрили предложение, направленное на повышение эффективности режима презентаций, включая создание групп по обзору ИПД с целью изучения экономики страны, которая представляет ИПД. Новый процесс направлен на создание более строгого режима обзора ИПД и содействие членам АТЭС в достижении большего прогресса в реализации Богорских целей. Они подтвердили необходимость соблюдения принципа добровольности. В этих целях они приняли решение использовать финансовые средства АТЭС, включая специальный счет "ТИЛФ", используя существующую процедуру утверждения финансирования. Министры приветствовали предложения Мексики и Японии представить свои ИПД в соответствии с новым процессом обзора в 2002 году. Министры призвали других членов АТЭС активно участвовать в новом процессе обзоров, начинающемся в 2002 году. Обзор первой части Осакской программы действий 17. Являясь основным путеводителем, содержащим руководящие принципы достижения Богорских целей, Осакская программа действий (ОПД) должна оставаться актуальной для АТЭС, чтобы ответить на глобальные вызовы и не упустить новые возможности нового века. В этой связи министры одобрили обновленную первую часть Программы, которая отражает последние изменения и эволюцию в области либерализации и облегчения условий торговли начиная с 1995 года. Ее основные элементы включают приверженность последовательному снижению тарифов вплоть до полного достижения Богорских целей, приверженность последовательному сокращению нетарифных мер до минимально возможного уровня в целях сокращения диспропорций в торговле, приверженность обеспечению справедливого и транспарентного развития сферы услуг, принятие и применение правил и регулирующих процедур в регулируемом секторе услуг. Министры также подчеркнули стратегическую важность обновленной первой части Осакской программы действий в обеспечении долгосрочной программы мер в продвижении повестки дня АТЭС - облегчение условий и содействие торговле и инвестициям. Министры призвали членов Форума и в дальнейшем учитывать обновленную первую часть Программы при подготовке ИПД в 2002 году. Коллективные планы действий 18. Министры одобрили и утвердили ежегодный доклад Комитета по торговле и инвестициям (КТИ) и содержащийся в нем доработанный и расширенный Коллективный план действий (КПД). Подчеркивая важность КПД в обеспечении продвижения АТЭС по пути достижения Богорских целей, министры приветствовали внушительный прогресс, достигнутый КТИ в осуществлении КПД в 2001 году, и отметили некоторые ключевые достижения: - дальнейшее расширение КПД с целью интенсификации работы в области нетарифных мер; - завершение разработки принципов АТЭС по облегчению условий торговли; - окончание разработки КПД в области прав интеллектуальной собственности; - окончание обзора и пересмотра среднесрочной программы развития технической инфраструктуры; и - завершение рассмотрения 13 пунктов КПД Подкомитета по таможенным процедурам. 19. Министры одобрили доклад о результатах деятельности и достижениях диалога АТЭС в области автомобильной промышленности и высказались в пользу продолжения этой работы. Они приняли к сведению информацию о продолжающихся в данной области реформах и мероприятиях по экономическому и техническому сотрудничеству в автомобильной промышленности. Министры также приняли к сведению создание группы по диалогу в области химической промышленности и приветствовали предложение Мексики провести ее первое заседание на своей территории в 2002 году. 20. Министры приветствовали Доклад "Экономики АТЭС на пути преодоления барьеров: предметное исследование нормативных и административных реформ", который указывает на то, что реформы, предпринятые членами АТЭС, принесли значительные экономические выгоды. Министры также отметили значение одобрения Киотской Конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и призвали к ее принятию в самые короткие сроки. 21. Министры поручили КТИ продолжать отдавать приоритет достижению весомых результатов КПД в рабочей программе на 2002 год в соответствии с Осакской программой действий. 22. Министры положительно оценили результаты второй инвестиционной ярмарки АТЭС, которая состоялась 9 - 15 июня 2001 года в Янтае, КНР. Они вновь подтвердили важность обеспечения стабильного притока инвестиций в регион АТЭС. В этой связи министры приветствовали предложения Российской Федерации и Таиланда провести у себя третью и четвертую инвестиционные ярмарки в 2002 и 2003 годах соответственно. Министры также приветствовали проект по корпоративным слияниям и приобретениям в целях получения более полной картины механизма воздействия этих явлений на инвестиционные потоки. 23. Признавая позитивные результаты от облегчения условий торговли, министры поручили должностным лицам разработать в 2002 году конкретные действия и меры по выполнению Принципов АТЭС в области облегчения условий торговли в целях содействия обменам товарами и услугами в регионе, а также подчеркнули, что наращивание потенциала остается центральным компонентом деятельности АТЭС по облегчению условий торговли. 24. Признавая важность повышения мобильности деловых людей для облегчения условий торговли и инвестиций, министры отметили достигнутый прогресс в реализации "Программы АТЭС по введению системы карточек "деловых поездок" и приветствовали присоединение Китайской Народной Республики и Китайского Тайбэя к этой системе, в которой участвует уже большинство экономик АТЭС. Министры приветствовали также прогресс в реализации стратегии наращивания потенциала для рационализации пограничных формальностей применительно к поездкам деловых людей. Министры поддержали стратегии в сфере наращивания потенциала, выработанные Неформальной экспертной группой по вопросам мобильности деловых людей, которые используют согласованные стандарты для экономик по улучшению их миграционных возможностей и вносят вклад в достижение целей АТЭС по облегчению условий торговли и инвестиций. 25. Министры подчеркнули важность повышения конкуренции в регионе АТЭС и с удовлетворением встретили предложение Мексики осуществить в 2002 году программу по подготовке кадров для содействия развитию конкуренции в регулируемых секторах экономики в целях усиления взаимодействия между экономиками АТЭС в этой области. Министры также приветствовали предложение Мексики провести семинар по региональным и двусторонним инвестиционным правилам и соглашениям. 26. Министры высоко оценили работу, проделанную КТИ за прошедший год, и выразили благодарность господину Д. Дамонду за его вклад на посту председателя в работу этого Комитета. Министры также приветствовали избрание на пост Председателя КТИ госпожи Нг Ким Нео на два года начиная с 2002 года. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАВНОГО ДОСТУПА К ВЫГОДАМ ОТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И "НОВОЙ ЭКОНОМИКИ" Инициативы в области наращивания потенциала людских ресурсов 27. Министры признали, что наращивание людского потенциала является важным средством реагирования на вызовы глобализации и "новой экономики", и подтвердили важность этого процесса как одного из главных приоритетов АТЭС. Министры приветствовали различные инициативы, предпринятые в этой связи, включая одобренную на встрече на высоком уровне по наращиванию людского потенциала Пекинскую инициативу и согласились представить ее в качестве средства обеспечения дальнейшей работы по увеличению человеческого потенциала в контексте развития "новой экономики". Министры поддержали также вовлеченность в этот процесс всех ключевых "игроков" региона и развитие в этих целях тесного трехстороннего партнерства между правительствами, представителями бизнеса, научными и учебными заведениями. Министры одобрили "Программу содействия наращиванию потенциала людских ресурсов" как проект, продолжающий Пекинскую инициативу, и поручили старшим должностным лицам при поддержке рабочих органов АТЭС разработать и предпринять дальнейшие действия по реализации этой концепции. Министры также отметили полезность активного привлечения частного сектора к участию в учебных программах в области информационных технологий. 28. Министры приветствовали прогресс в работе по разработке Стратегии АТЭС по наращиванию людского потенциала в условиях "новой экономики", проведенной координационной группой по наращиванию людского потенциала, рассматривая ее как эффективный ответ современным и будущим вызовам в деле преобразования "цифрового разрыва" в "цифровые возможности" с тем, чтобы возможности "новой экономики" могли быть широко использованы в регионе АТЭС, а также призвали Координационную группу завершить указанную работу ко времени проведения I заседания СДЛ в 2002 году при активном участии всех рабочих групп и экономик. Министры также высказались в пользу реализации проектов в области людского потенциала, включая программу в сфере телеобучения и подготовки людских ресурсов для "новой экономики". Министры также приветствовали предложение Таиланда изучить возможности установления контактов между школами членов АТЭС и поручили СДЛ рассмотреть это предложение. 29. Министры приветствовали итоги Четвертой министерской встречи АТЭС по развитию людских ресурсов в Кумамото, Япония, и с удовлетворением восприняли значительный прогресс в достижении целей наращивания людского потенциала. Министры выразили решимость более глубоко проанализировать факторы, формирующие и направляющие развитие "новой экономики", в том числе увеличение возможностей получения качественного базового образования, профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечение так называемого пожизненного обучения; находить ответы на вызовы, которые они представляют для трудовых ресурсов в XXI веке; и содействовать созданию условий, обеспечивающих больший доступ к возникающим возможностям. Министры с удовлетворением отметили, что работа в ходе встречи сконцентрировалась на развитии знаний и навыков, формулировании продуманной политики на рынке труда и вовлечении заинтересованных сторон, таких как трудовые ресурсы и представители деловых кругов. 30. Министры выразили свою признательность Фонду образования АТЭС за его лидирующую роль в создании Консорциума АТЭС в области компьютерного образования и отметили возможности Фонда в качестве полезного механизма наращивания потенциала людских ресурсов, особенно в сотрудничестве в этой области. Министры поддержали дальнейшее участие экономик, деловых, научных кругов и других заинтересованных сторон в работе Фонда и Консорциума с целью формирования сообщества в области компьютерного образования АТЭС. Вопросы ЭКОТЕК 31. Министры одобрили доклад старших должностных лиц (СДЛ) по вопросам экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК) и его рекомендации. Они подтвердили роль ЭКОТЕК в содействии устойчивому развитию и достижению общего процветания. Министры приветствовали прогресс, достигнутый в этом году в продвижении программы действий ЭКОТЕК и усилении взаимодополняемости процессов либерализации, содействия торговле и инвестициям, а также экономического и технического сотрудничества. Они признали необходимость усиления взаимодействия АТЭС с двусторонними, региональными и международными организациями и финансовыми институтами в целях расширения поддержки и привлечения финансовых ресурсов для активизации деятельности в рамках ЭКОТЕК. 32. С самого начала важную координирующую роль в деятельности в сфере ЭКОТЕК играет Подкомитет СДЛ по экономическому и техническому сотрудничеству, который обеспечивает реализацию эффективной и целенаправленной программы действий. Министры одобрили работу Подкомитета в прошедшем году и выразили признательность доктору Медхи Кронкаеву за его выдающийся вклад в качестве председателя Подкомитета. Министры приветствовали также назначение посла Эскала из Перу новым председателем Подкомитета и старшего должностного лица от Республики Филиппины заместителем председателя на двухгодичный срок. Министры также дали указание СДЛ рассмотреть функции и мандат Подкомитета с тем, чтобы подготовить рекомендации к следующей Министерской встрече по внесению необходимых изменений для обеспечения эффективного руководства работой АТЭС в области ЭКОТЕК и ее координации. 33. Министры выразили удовлетворение развитием Планов действий ЭКОТЕК в сфере развития людских ресурсов как пилотного проекта и подтвердили его роль в существенном увеличении возможностей для сотрудничества в области развития людских ресурсов, более направленной и интенсивной программы действий. Они приветствовали представление презентации Планов действий по ЭКОТЕК 16-ю экономиками и поддержали продолжение и расширение этой практики другими участниками. 34. Министры приветствовали завершение обновления части II Осакской программы действий (ОПД) и ее приложений. Они подтвердили роль Осакской программы действий при формировании "путеводителя" работы АТЭС в новом столетии. Пересмотренная часть II ОПД будет включать новые инициативы и приоритеты, появившиеся после 1995 года, и будет являться основополагающим руководством для будущей деятельности ЭКОТЕК. Министры поручили также рабочим группам обеспечить соответствие их деятельности с обновленной частью II ОПД и предусматривать ежегодный доклад о ее реализации для осуществления мониторинга этого процесса. 35. Министры приветствовали итоги первого Форума АТЭС по вопросам политики в области науки и технологий, который состоялся в Пенанге в Малайзии и был организован Рабочей группой по промышленной науке и технологиям. Форум выработал ряд рекомендаций по наращиванию потенциала в области инноваций в экономиках АТЭС и содействию развитию связей между научными, технологическими и инновационными сообществами АТЭС. Отмечая вклад в успех Форума со стороны ученых и деловых кругов, а также неправительственных организаций, министры призвали Рабочую группу по промышленной науке и технологиям продолжить политику вовлечения указанных сторон при выполнении этих рекомендаций. Продовольственная система АТЭС 36. Подтверждая важность обеспечения прогресса в трех сферах Программы "Продовольственная система АТЭС" - развитие сельской инфраструктуры, содействие торговле продовольствием и распространение технологических достижений в производстве продовольствия, - министры одобрили доклад СДЛ о ее реализации. Они поручили СДЛ представить дополнительные соображения о путях повышения темпов осуществления "Продовольственной системы АТЭС" и ежегодно докладывать о прогрессе в выполнении рекомендаций этой Программы, а также изучить вопрос о реализации рекомендаций Делового консультативного совета АТЭС 2000 и 2001 годов в этой области. Биотехнологии 37. Министры подтвердили важность прозрачного и научно-обоснованного подхода к оценке рисков и управлению безопасным внедрением и использованием продукции биотехнологий, технического сотрудничества, обмена информацией в области новых технологий и наращивания потенциала. Они признали важность усилий экономик по информированию потребителей о выгодах и рисках, связанных с продукцией, полученной с использованием биотехнологий, по повышению к ним доверия на основе полученных знаний с целью содействия реализации потенциальных преимуществ этой технологии. 38. Министры утвердили доклад СДЛ в области сельскохозяйственных технологий и поручили им доложить о дальнейших результатах в следующем году. Они одобрили инициативу о проведении диалога на политическом уровне по сельскохозяйственным биотехнологиям и поручили СДЛ информировать о результатах в 2002 году. Инфекционные заболевания 39. Признавая вызовы, которые представляют инфекционные заболевания, министры утвердили Стратегию АТЭС по борьбе с ВИЧ / СПИДом и другими инфекционными заболеваниями и приветствовали вклад Рабочей группы по промышленной науке и технологиям в разработку Стратегии. Министры поручили рабочим органам АТЭС, в частности Рабочей группе по промышленной науке и технологиям, предпринять действия, как указано в Стратегии, по шести направлениям: взаимодействие через электронные сети, мониторинг, реагирование на вспышки инфекционных болезней, наращивание потенциала, межсекторальное взаимодействие и политическое и экономическое руководство. Министры также отметили, что проект АТЭС по сертификации услуг в области здравоохранения получил одобрение на 21-й встрече Рабочей группы по промышленной науке и технологиям. Министры приветствовали эти инициативы как действия в направлении, указанном Стратегией АТЭС по борьбе с инфекционными заболеваниями, и дали указания упомянутой Рабочей группе представить доклад о их реализации СДЛ. Укрепление функционирования рынков 40. Министры приветствовали значительные усилия экономик в укреплении функционирования рынков, которые дополняют процесс либерализации и облегчения условий торговли и инвестиций. Признавая важность проведения транспарентной, благоприятной и предсказуемой политики и правовых и нормативных условий для бизнеса, министры: - отметили достигнутый прогресс в совместной инициативе в области нормативных реформ во взаимодействии с ОЭСР (организатор Перу) и одобрили итоги первого совместного семинара АТЭС - ОЭСР: "Совместная инициатива в области нормативных реформ", который состоялся 19 - 20 сентября 2001 г. в Пекине, а также выразили благодарность Мексике за проведение Второго семинара АТЭС - ОЭСР; - отметили работу Координационной группы по укреплению правовой инфраструктуры экономики во главе с Австралией, Японией и Перу, в частности завершение разработки набора вариантов действий по укреплению правовой инфраструктуры, и призвали к скорейшей реализации и развитию совместных проектов по наращиванию потенциала и институционального развития, основанных на Программе сотрудничества в области корпоративного законодательства и конкурентной политики, а также поддержали продолжение усилий в сфере наращивания потенциала и квалификации трудовых ресурсов институтов и других организаций в области разработки и применения правил коммерческого, корпоративного и конкурентного законодательства; - отметили прогресс совместных программ в области малого и среднего предпринимательства и поддержки "нового бизнеса" и одобрили результаты, достигнутые в реализации программ сотрудничества на основе инициативы Японии (включая проведение семинаров, направление экспертов и другие виды деятельности); - одобрили Руководство по добросовестной практике в области корпоративного управления, разработанное Советом по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС), и призвали экономики АТЭС использовать Руководство на добровольной основе; - одобрили Руководство по передовой практике для предпринимателей и "стартовых" компаний, которое явилось основным итогом Симпозиума, состоявшегося 2 - 3 августа 2001 г. в Китайском Тайбэе, и призвали соответствующие рабочие органы АТЭС использовать Руководство в своей дальнейшей работе; - признали значение наращивания потенциала для реализации Принципов АТЭС по укреплению реформ в области конкуренции и регулирования и приветствовали дальнейшую работу в этой области, включая программы обучения. Вопросы "новой экономики" "Электронный АТЭС" 41. Революция в информационных технологиях является важным фактором преобразования региона АТЭС и мира в целом в XXI веке. Министры подтвердили свою веру в огромный потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деле повышения благосостояния и уровня жизни народов АТЭС. Министры подчеркнули важность развития "новой экономики", революции в сфере ИКТ и использования ее результатов. 42. В соответствии с указаниями Лидеров долговременная, нацеленная на перспективу и ориентированная на конкретные действия Стратегия "электронный АТЭС" была выработана в этом году путем развития и расширения Программы действий для "новой экономики". Министры отметили усилия и вклад Специальной группы по "электронному АТЭС" и одобрили Стратегию "электронный АТЭС", которая демонстрирует решимость Форума ускорить развитие ИКТ в целях создания "цифрового общества". В этом контексте министры призвали членов АТЭС предпринять конкретные и скоординированные действия для осуществления Стратегии "электронный АТЭС" с тем, чтобы получить максимум выгод от революции в сфере ИКТ, продвинуться вперед в деле ликвидации "цифрового разрыва" и использовать возможности, предоставляемые нарождающейся "новой экономикой". 43. Стратегия "электронный АТЭС" состоит из трех основных элементов: Создание условий для укрепления структуры и институтов рынка - Министры призвали страны - участницы осуществить меры, направленные на проведение устойчивой и обоснованной макроэкономической политики, последовательных структурных реформ, создание системы эффективной конкуренции, повышение уровня корпоративного и финансового управления и иные меры, ведущие к поддержанию устойчивого роста. Создание условий для инвестиций в инфраструктуру и развития технологий - Министры обратились с призывом к экономикам создать благоприятные условия для конкурентного инвестирования и широкого применения эффективных технологий. Активизация работы по наращиванию людского потенциала и развитию предпринимательства - Министры призвали экономики Форума содействовать наращиванию людского потенциала и поощрять предпринимательскую деятельность. Министры также выступили с призывом к членам АТЭС разрабатывать программы, ориентированные на инновации, и содействовать участию малого и среднего бизнеса в "новой экономике". 44. Министры призвали страны - члены предпринять конкретные действия в целях реализации Стратегии "электронный АТЭС", что определенно поможет делу распространения выгод от "новой экономики", поддержит динамику экономического развития и придаст жизненную силу не только в региональной, но и в глобальной экономике. Министры обратились к экономикам - участницам и соответствующим органам Форума с призывом воплотить в жизнь Стратегию "электронный АТЭС" путем развития широкого сотрудничества и совместных усилий. В этой связи министры поручили старшим должностным лицам совместно с представителями по вопросам финансов там, где это уместно, содействовать и контролировать ход реализации указанной Стратегии, а также доложить о результатах министрам на их следующей встрече в Мексике. Министры приветствовали доклад о ходе создания сети центров по развитию профессиональных навыков и высказались в пользу широкого участия в ней стран - членов. Электронная торговля 45. Министры приветствовали прогресс, достигнутый Постоянной группой по электронной торговле, в развитии и координации деятельности рабочих органов АТЭС, в области электронной торговли, включая доработку обзора электронной торговли АТЭС в 2001 году. В этой связи министры одобрили рекомендованную рабочую программу по электронной торговле в АТЭС. Министры также одобрили предложение Постоянной рабочей группы по электронной торговле разработать руководящие принципы по защите потребителей в торговле через Интернет и приняли к сведению предложение организовать в 2002 году форум для частного и государственного секторов по вопросу о защите личной, не подлежащей разглашению информации в Интернете и электронной торговле. 46. Отмечая различие ролей частного и государственного секторов в развитии электронной торговли, а также потребность в укреплении связи между этими секторами в данной области, министры одобрили предложение о создании Делового альянса АТЭС по электронной торговле. Министры также приветствовали предложение расширить экономическое и техническое сотрудничество в области электронной торговли с целью сокращения разрыва между экономиками - участницами в сфере ее использования. 47. Министры приветствовали представленные рядом членов Форума ИПД предложения по безбумажной торговле, призвали остальные экономики подготовить свои ИПД в этой области и поручили СДЛ доложить о достигнутом прогрессе в данной сфере на встрече министров торговли в 2002 году. Министры также приветствовали Доклад "Безбумажная торговля: выгоды для АТЭС" и призвали членов АТЭС устранить нормативные и институциональные барьеры на пути развития безбумажной торговли. 48. Министры отметили рост международной электронной торговли и важность практических шагов законодательного и организационного порядка для обеспечения доверия к ней бизнеса и общества и исключения излишних запретительных торговых барьеров. Одновременно необходимо уважать цели политики отдельных стран, чтобы электронная торговля полностью раскрыла свой потенциал по созданию новых возможностей в торговле. Другие существующие и новые инициативы 49. Министры приветствовали подготовленный отвечающими за эту тематику в АТЭС странами Доклад о прогрессе по существующим и новым инициативам в области "электронного АТЭС". Министры приветствовали выполнение первой фазы проекта по превращению "цифрового разрыва" в "цифровые возможности", выдвинутого Китайским Тайбэем, и призвали к началу осуществления второй фазы проекта в 2002 году. Министры приветствовали предложение Республики Корея провести в 2002 году конференцию высокого уровня по укреплению сотрудничества АТЭС в области создания "электронного правительства" и семинар по расширению возможностей инвалидов в эру информационных технологий. Рассмотрев инициативу Вьетнама по "новой экономике", предусматривающую расширение правовой инфраструктуры электронной торговли, министры согласились провести семинар по законодательной и нормативной инфраструктуре электронной торговли в период 25-го заседания Рабочей группы по телекоммуникациям в Ханое в 2002 году. 50. Министры подтвердили решение утроить число подключившихся к Интернету к 2005 году и обеспечить все группы населения стран АТЭС индивидуальным или коллективным выходом в Интернет к 2010 году. Министры отметили усилия Рабочей группы по телекоммуникациям в деле разработки Плана действий по преодолению "цифрового разрыва" и призвали к его скорейшему завершению и реализации. 51. Министры приветствовали усилия и программные разработки Рабочей группы по телекоммуникациям в области развития и распространения ИКТ для создания в регионе АТЭС, благоприятствующих всеобщему доступу, либерализации рынков, реализации "цифровых возможностей" и безопасности информационной инфраструктуры и сетей. Министры отметили важную роль частного сектора в развитии и распространении информационных и коммуникационных технологий и призвали к углублению сотрудничества среди экономик - участниц и всех заинтересованных сторон при ведущей роли правительств для превращения имеющегося потенциала в цифровое и процветающее будущее. В этой связи Министры поручили Специальной группе по электронной торговле, рабочим группам по телекоммуникациям, развитию людских ресурсов и по малому и среднему бизнесу продолжать свои усилия по продвижению "электронного АТЭС" в различных сферах деятельности Форума, а также укреплять их сотрудничество в развитии ИКТ в регионе. Развитие среднего и малого бизнеса (МСБ) 52. Министры приветствовали результаты восьмой министерской встречи по МСБ в Шанхае на тему "Новый век, новые вызовы: инновации и среда для развития МСБ". Они отметили ведущую роль и значение МСБ в возобновлении экономического подъема и достижении долгосрочного экономического роста. Министры призвали экономики - участницы рассмотреть ключевые стратегии по развитию МСБ, рекомендованные Министерской встречей. В число указанных рекомендаций входит ускорение технологических инноваций через сотрудничество, а также обеспечение финансирования и улучшение условий для развития МСБ. 53. В период неопределенности в экономике Министры признали необходимость удвоить усилия по поддержке роста и развития малого и микро-бизнеса. Признавая, что активизация сотрудничества в области наращивания людского потенциала и информационных обменов благоприятна для МСБ во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе, министры приветствовали усилия ответственных за это направление Филиппин и Канады в деле продвижения существующих программ в области МCБ по подготовке и сертификации консультантов по МСБ в АТЭС и развитию коммерческих альянсов в рамках Инициативы делового партнерства для МСБ. Министры приветствовали проведение в 2002 году в России "Международного форума по сотрудничеству в инновационном предпринимательстве" и призвали все экономики АТЭС принять в нем активное участие. В целях улучшения работы с МСБ министры поддержали "Программу для государственных должностных лиц стран АТЭС, ведающих вопросами МСБ" и призвали США осуществить Программу весной 2002 года, а также доложить о ее результатах на 9-й встрече министров АТЭС по МСБ в августе 2002 года. Отраслевые встречи 54. Министры приняли к сведению доклад Перу о том, что третья встреча министров по вопросам транспорта отложена из-за сентябрьских терактов в США и приветствовали предложение Перу организовать эту встречу в марте 2002 года. 55. Министры приветствовали проделанную работу по содействию экономикам в деле реализации оперативного плана Рабочей группы по транспорту, включая прогресс в выполнении рекомендаций о создании на добровольной основе более конкурентоспособных авиационных служб. Министры также отметили проводимую работу в деле безопасности на транспорте и поддержали усилия по развитию международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, пиратством и вооруженными ограблениями. 56. Министры приветствовали предложение Республики Корея выступить в качестве организатора первой встречи министров АТЭС по вопросам, связанным с океаном, и подтвердили, что будут продолжать содействовать углублению сотрудничества по устойчивому развитию морских и рыбных ресурсов. 57. Министры подчеркнули, что анализ хода выполнения инициатив отраслевых министерских встреч АТЭС жизненно важен для обеспечения общей эффективности атэсовского процесса. Они отметили усилия должностных лиц и поставили им задачу ориентировать рабочие органы АТЭС на то, чтобы они продолжали выполнять решения и инициативы различных отраслевых министерских встреч. СОДЕЙСТВИЕ УСТОЙЧИВОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ Доклад Экономического комитета 58. Министры одобрили Доклад Экономического комитета за 2001 год и приветствовали прогресс, достигнутый по четырем ключевым проектам: 1) издание Доклада "Экономическое положение АТЭС в 2001 году"; 2) "новая экономика"; 3) выгоды от либерализации и облегчения условий торговли и инвестирования; 4) план действий по реализации рекомендаций по наукоемкой экономике. Министры приветствовали издание Доклада "Экономическое положение АТЭС в 2001 году", в том числе его тематические разделы по финансовому развитию и экономическому росту, что особенно актуально перед лицом глобального замедления в экономике и в свете коллективной решимости членов АТЭС придать экономике жизненную силу в долгосрочном плане. Они также поддержали Доклад "Новая экономика и АТЭС", содержащий основательную концептуальную базу и полезные элементы для создания благоприятных условий для развития "новой экономики". Министры отметили важность проекта "Выгоды от либерализации и облегчения условий торговли и инвестирования", который акцентирует внимание на создании более открытого и свободного режима в этих сферах. Министры призвали к последовательной реализации рекомендаций по наукоемкой экономике и дали поручение Экономическому комитету продолжить работу по данной тематике. Встречи министров финансов 59. Министры приветствовали результаты восьмой встречи министров финансов АТЭС и выразили одобрение усилиям и вкладу министров финансов в 2001 году в рамках Программы "Рост и структурные реформы, стабильность и равенство". Они отметили важную роль министров финансов в своевременном реагировании на быстрые изменения, а также в строительстве надежного и долговременного макроэкономического фундамента в регионе. 60. Министры приветствовали практику укрепления связей и каналов взаимодействия между процессом министров финансов и СДЛ АТЭС в 2001 году. В связи с нынешним глобальным и региональным замедлением темпов экономического развития министры особо подчеркнули важность продолжения взаимного информирования и обмена мнениями между процессами министров финансов и СДЛ на регулярной основе с целью координации и совместного доступа к информации. 61. Министры также приветствовали выдвинутую Китаем Программу "Финансы и развитие в АТЭС", нацеленную на наращивание потенциала в области управления финансовыми рынками, особенно в развивающихся экономиках региона АТЭС. 62. Министры также приветствовали издание Доклада "В направлении совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности коммерческих компаний", подготовленного и принятого министрами финансов АТЭС, и обратили внимание членов АТЭС на важность финансовой отчетности, бухгалтерского учета, аудита и практики применения, опирающихся на должную юридическую, профессиональную и нормативную инфраструктуру. Социальные последствия кризиса 63. Министры приветствовали рекомендации специальной группы по укреплению системы социальной безопасности в АТЭС. Они одобрили предложение создать программу наращивания потенциала системы социальной безопасности в АТЭС, которая прежде всего будет направлена на наращивание потенциала реализации рекомендаций по системе социальной безопасности, выдвинутых министрами финансов и в Докладе Рабочей группы по развитию людских ресурсов. Министры поддержали предложения Кореи и Китая о совместной организации международной встречи по отдельным проблемам, связанным с наращиванием потенциала систем социальной безопасности. Энергетика 64. Энергетическая безопасность остается в числе важных факторов экономического развития и процветания в регионе. В связи с терактами в США министры поручили Рабочей группе по энергетике активизировать свою деятельность, направленную на укрепление безопасности и надежности энергетического снабжения для всех членов АТЭС путем обмена информацией и опытом в области создания запасов нефти, повышения эффективности энергетической отрасли и создания запасов энергоносителей, а также путем повышения стабильности энергетического снабжения. Они призвали к дальнейшему развитию, обмену, применению и распространению технологий в энергетике и диверсификации источников обеспечения энергоносителями и их структурами в целях избежания рисков для экономики из-за нестабильности на мировом рынке нефти. Министры приветствовали прогресс в области Инициативы по энергетической безопасности и дали поручение Рабочей группе по энергетике провести конкретную работу на этом направлении. Они также обратились с призывом к экономикам АТЭС поощрять большее вовлечение частного сектора в Инициативу по энергетической безопасности, а также к Рабочей группе по энергетике тесно взаимодействовать с соответствующей Деловой сетью. Министры поручили СДЛ доложить в 2002 году о прогрессе в деле реализации этой инициативы. Взаимодействие с обществом Диалог с Деловым консультативным советом АТЭС 65. Министры приветствовали Доклад Делового консультативного совета (ДКС) экономическим Лидерам "Совместное развитие через открытие рынков, наращивание потенциала и полное участие". Они отметили четыре основные рекомендации, обращенные к главам государств и призывающие членов АТЭС: 1) ускорить процесс либерализации торговли и инвестиций на пути к Богорским целям; 2) продемонстрировать решительную поддержку началу нового раунда переговоров в рамках ВТО; 3) принять политические меры по стабилизации международных и региональных финансовых рынков и предотвратить распространение кризиса; 4) выработать сбалансированный подход к глобализации, который совмещал бы в себе открытие рынков, наращивание потенциала и полное участие. В связи с расширением и углублением региональной и глобальной экономической интеграции министры отметили, что эти четыре рекомендации, обозначенные в Докладе ДКС АТЭС, являются весьма существенными и конструктивными для развития АТЭС в новом столетии. Министры считают, что регулярные консультации с деловыми кругами, включая малый и средний бизнес, обеспечат сфокусированность и практическую пользу для бизнеса от деятельности АТЭС. Министры также отметили важность сайта в Интернете "Biz APEC" для выбора деловых партнеров и связи АТЭС с бизнесом. Молодежь 66. Министры дали позитивную оценку инициативе Китая и Канады по организации в высшей степени успешного молодежного фестиваля и Форума молодых лидеров и предпринимателей АТЭС, особо выделив взаимодополняемость между этим событием и работой АТЭC в том, что касается вовлечения частного сектора, а также "новой экономики" и наращивания людского потенциала. При этом министры отметили, что взаимодополняемость с повесткой дня АТЭС является ключевым моментом для будущих проектов АТЭС, ориентированных на молодежь. 67. Министры дали позитивную оценку намерению Мексики организовать молодежный фестиваль АТЭС в 2002 году. Рамочная программа интеграции женщин в деятельность АТЭС 68. Министры дали высокую оценку достижениям последних двух лет в деятельности специальной Рабочей группы по интеграции женщин и одобрили представленный на встрече СДЛ доклад по выполнению Рамочной программы интеграции женщин в АТЭС. Они одобрили рекомендации СДЛ, включая продление деятельности специальной группы по вопросам интеграции женщин в деятельность АТЭС до конца 2002 года с тем, чтобы она могла завершить свою работу. 69. Министры подчеркнули важное значение и свою приверженность делу вовлечения женщин в деятельность АТЭС. Они поручили официальным лицам и рабочим органам АТЭС продолжать работу по вовлечению женщин и обеспечить, чтобы их деятельность приносила пользу женщинам. Министры поставили задачу завершить разработку механизмов мониторинга с целью повышения значения Программы интеграции женщин в деятельность АТЭС. 70. Министры приветствовали предложение Мексики принять у себя Вторую министерскую встречу по гендерным вопросам в 2002 году и призвали членов АТЭС обеспечить полное участие в процессе подготовки и в самой встрече. Министры отметили исследовательский проект по стимулированию МСБ и микро-бизнеса через наращивание потенциала информационных технологий для женщин. Стратегия по связям с общественностью и информированию населения о деятельности АТЭС 71. Движение в направлении глобальной интеграции предоставляет огромную возможность реального повышения уровня жизни и улучшения общественного благосостояния в регионе АТЭС. Министры подтвердили, что выгоды от глобализации должны распространяться на все народы АТЭС и эти выгоды должны лучше доноситься до всех слоев общества. В этой связи министры приветствовали Доклад "Глобализация и бедность: поворотный момент". Они также отметили стремление ДКС АТЭС улучшить свою программу информирования общественности и одобрили последовательные усилия по налаживанию продуктивного партнерства и сотрудничества с частным сектором. 72. В этом плане министры одобрили Доклад СДЛ по взаимодействию и связям с общественностью, подчеркивающий важность для АТЭС налаживания взаимодействия и обратной связи с населением, и приняли Стратегию деятельности в этой области. Они приветствовали намерение членов АТЭС оказывать поддержку деятельности Форума по информированию общественности и по развитию национальных программ, популяризирующих работу АТЭС и выгоды от открытых рынков. Министры также поручили соответствующим рабочим органам АТЭС определить возможности и обеспечить участие в их деятельности общественных объединений. Было дано поручение старшим должностным лицам продолжить работу по изучению возможности упрощения процедуры участия в работе АТЭС организаций, не входящих в состав Форума. Министры дали поручение СДЛ доложить о результатах в следующем году. Вопросы управления Бюджет 2002 года 73. Министры одобрили Доклад председателя встречи СДЛ по вопросам бюджета и управления и утвердили взносы членов в центральный фонд АТЭС на общую сумму в 3,338 млн. долларов и бюджет на 2002 год в размере 8576395 долларов. 74. Министры дали поручения СДЛ продолжать работу по повышению эффективности деятельности всех органов АТЭС, особенно в том, что касается дальнейшей работы по информированию о потребностях и процедурах, связанных с проектами, а также в отношении разъяснения возможностей Секретариата по оказанию поддержки рабочим органам АТЭС и доложить о прогрессе в этой области на следующей Министерской встрече. Секретариат АТЭС 75. Министры одобрили Доклад исполнительного директора Секретариата АТЭС и выразили благодарность послу Чжан Яну и сотрудникам Секретариата за их преданность делу и вклад в деятельность АТЭС. Министры также поблагодарили Правительство Сингапура за строительство нового здания Секретариата, которое будет закончено в 2002 году. Другие вопросы Заявления наблюдателей 76. Министры приняли к сведению заявления Секретариата АСЕАН, Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству и Тихоокеанского островного форума. АТЭС в 2002 году 77. Министры выразили признательность Мексике за предоставленную информацию по подготовке Четырнадцатой министерской встречи и Десятой встречи экономических лидеров АТЭС в Лос-Кабосе, Мексика. Предварительный перечень включает в себя следующие приоритетные направления деятельности: - меры по развитию "новой экономики", включая соответствующие подходы к торговле и инвестициям, макроэкономике, финансам и облегчению условий для предпринимательства; - наращивание потенциала для извлечения выгод из экономического развития, включая поддержку малого, среднего и микро-предпринимательства; - превращение АТЭС в Форум, более тесно связанный с населением наших экономик, включая поощрение большего участия молодежи и женщин, наращивание наших усилий по разъяснению выгод от глобализации и улучшения функционирования АТЭС. Общая задача состоит в том, чтобы осуществить наше общее видение в отношении расширения выгод от экономического роста и развития. Предстоящие встречи 78. Министры подтвердили, что Министерские встречи в 2003, 2004 и 2005 годах пройдут соответственно в Таиланде, Чили и Республике Корея. |