ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КОНЦЕПЦИИ И РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ. Постановление. Правительство РФ. 02.08.01 576

            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К КОНЦЕПЦИИ
              И РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          2 августа 2001 г.
                                N 576

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемые  Основные  требования  к  концепции   и
разработке проектов федеральных законов.
     2. Руководителям  федеральных   органов   исполнительной   власти
обеспечить  соблюдение  Основных  требований  к концепции и разработке
проектов   федеральных   законов   в   процессе   реализации   решений
Правительства  Российской  Федерации о разработке проектов федеральных
законов.
     3. Внести  в  постановление Правительства Российской Федерации от
15  апреля  2000  г.  N  347  "О   совершенствовании   законопроектной
деятельности    Правительства    Российской    Федерации"    (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2000, N 17, ст. 1877) следующие
изменения:
     а) абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:
     "Предложение о    разработке    проекта    федерального   закона,
представляемое  в  Министерство  юстиции  Российской   Федерации   для
включения  в  проект  плана законопроектной деятельности Правительства
Российской Федерации,  должно содержать рабочее  наименование  проекта
федерального закона и его концепцию,  наименование федерального органа
исполнительной   власти   -   головного   исполнителя    и    перечень
соисполнителей,    ориентировочные    сроки    рассмотрения    проекта
федерального закона в Правительстве Российской  Федерации  и  внесения
его в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации,
а также проект технического задания на разработку проекта федерального
закона";
     б) пункт 10 дополнить подпунктом "ж" следующего содержания:
     "ж) соответствие   представленного  проекта  федерального  закона
техническому заданию на его разработку".
     4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2001 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
2 августа 2001 г.
N 576



                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 2 августа 2001 года
                                                                 N 576


                         ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
        к концепции и разработке проектов федеральных законов

     1. Основные   требования   к   концепции  и  разработке  проектов
федеральных  законов   (далее   именуются   -   Основные   требования)
установлены  во  исполнение  положений  о законопроектной деятельности
Регламента  Правительства   Российской   Федерации   и   постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  15  апреля 2000 г.  N 347 "О
совершенствовании    законопроектной    деятельности     Правительства
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
2000, N 17, ст. 1877).
     Настоящие Основные  требования  не распространяются на разработку
проектов федеральных законов,  связанных с ратификацией  международных
договоров   и   соглашений  Российской  Федерации,  а  также  проектов
федеральных законов о федеральном  бюджете,  бюджетах  государственных
внебюджетных фондов и их исполнении.
     2. Концепция и проект технического задания на разработку  проекта
федерального  закона  (далее именуется - законопроект) разрабатываются
федеральными  органами  исполнительной   власти   по   законопроектам,
предлагаемым  ими  для  включения в планы законопроектной деятельности
Правительства  Российской  Федерации,  а  также   разрабатываемым   на
основании   правовых   актов   и  поручений  Правительства  Российской
Федерации.
     3. Концепция законопроекта представляет собой документ, в котором
должны быть определены:
     основная идея,  цели и предмет правового регулирования, круг лиц,
на которых распространяется действие законопроекта,  их новые права  и
обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;
     место будущего закона в системе действующего  законодательства  с
указанием отрасли законодательства,  к которой он относится, положений
Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов
и   системообразующих  законов  Российской  Федерации,  на  реализацию
которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет
иметь законопроект для правовой системы;
     общая характеристика и оценка состояния  правового  регулирования
соответствующих   общественных   отношений   с   приложением   анализа
действующих в этой сфере законов и иных  нормативных  правовых  актов.
При   этом   указываются   пробелы   и   противоречия   в  действующем
законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших
силу,  а также неэффективных положений,  не имеющих должного механизма
реализации,  рациональные и наиболее  эффективные  способы  устранения
имеющихся  недостатков  правового регулирования.  Общая характеристика
состояния  правового  регулирования  должна  также  содержать   анализ
соответствующей  российской и зарубежной правоприменительной практики,
а  также  результаты  проведения  статистических,  социологических   и
политологических исследований;
     социально-экономические, политические,   юридические    и    иные
последствия реализации будущего закона.
     4. Проект технического задания на разработку законопроекта (далее
именуется - техническое задание) должен содержать следующие разделы:
     а) основание разработки законопроекта,  его форма,  вид и рабочее
наименование;
     б) заказчик и разработчики законопроекта;
     в) перечень документов, подлежащих разработке;
     г) примерная структура законопроекта;
     д) виды, этапы и сроки работы;
     е) порядок  финансирования  и  смета  расходов  (при   заключении
заказчиком договора на разработку законопроекта);
     ж) порядок приемки работы.
     5. В разделе "Основание разработки законопроекта,  его форма, вид
и рабочее наименование" указывается полное наименование документа,  на
основании     которого     разрабатывается     законопроект,     форма
разрабатываемого законопроекта, его вид, а также рабочее наименование.
     6. В  разделе "Заказчик и разработчики законопроекта" указываются
полное наименование заказчика  и  разработчиков,  их  местонахождение,
банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков
законопроекта в  разделе  указываются  только  основные  требования  к
разработчику:  наличие  соответствующей  квалификации,  опыта работы в
определенной сфере и т.п.
     Заказчиком является,     как     правило,    федеральный    орган
исполнительной власти,  ответственный за разработку законопроекта.  По
законопроектам,   имеющим  особо  важное  значение,  заказчиком  может
выступать Правительство Российской Федерации.
     7. В   разделе   "Перечень   документов,  подлежащих  разработке"
указываются подлежащие разработке документы:  законопроект  или  пакет
законопроектов;  проекты  или  основное  содержание  иных  нормативных
правовых   актов,   принятие   которых   необходимо   для   реализации
федерального закона;  перечень нормативных правовых актов,  подлежащих
отмене или изменению в связи с будущим законом; пояснительная записка;
финансово-экономическое  обоснование;  расчеты социально-экономических
последствий   принятия   федерального   закона,   другие   необходимые
документы.
     8. В разделе "Виды,  этапы и сроки  работы"  определяются  этапы,
сроки   и   содержание   работ,   выполняемых  в  процессе  подготовки
законопроекта,  с  указанием  работ,  подлежащих  приемке  заказчиком,
которая  проводится  в  том  же порядке,  что и приемка разработанного
законопроекта.  В  качестве  этапов  разработки  законопроекта   могут
рассматриваться  подготовка  концепции  законопроекта,  разработка его
отдельных  глав   (разделов),   доработка   законопроекта   с   учетом
высказанных замечаний и т.п.
     9. В разделе  "Примерная  структура  законопроекта"  определяется
порядок расположения составных частей (разделов,  глав) законопроекта.
Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие  темы,
являющейся предметом правового регулирования.
     10. В  разделе  "Порядок   финансирования   и   смета   расходов"
определяются    источники    и   порядок   финансирования   разработки
законопроекта,  в случае если разработка законопроекта  проводится  на
договорной   (контрактной)   основе,   приводится   смета  расходов  с
распределением по источникам финансирования.
     11. В  разделе  "Порядок  приемки работы" устанавливаются порядок
предварительного согласования и требования  к  приемке  законопроекта,
определяется  ответственный  за его приемку.  Ответственным за приемку
законопроекта является,  как правило,  заказчик  -  федеральный  орган
исполнительной  власти,  ответственный  за  его разработку.  К приемке
законопроекта могут в установленном порядке  привлекаться  специалисты
Института   законодательства   и   сравнительного   правоведения   при
Правительстве Российской Федерации,  Министерства  юстиции  Российской
Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной
власти.
     12. По   законопроектам  об  установлении,  введении  или  отмене
налогов  и  сборов,  освобождении  от  их  уплаты,  изменении  условий
налогообложения,     об     осуществлении    государственных    займов
(заимствований),  изменении  финансовых  обязательств  государства,  а
также  по  законопроектам,  предусматривающим  расходование средств из
федерального     бюджета,     составляется     финансово-экономическое
обоснование.  Финансово-экономическое обоснование является документом,
содержащим финансово-экономическую оценку законопроекта,  в том  числе
расчетные данные об изменении размеров доходов и расходов федерального
бюджета,  а также определяющим источники  финансирования  расходов  по
реализации будущего закона.
     13. Концепция законопроекта и проект технического  задания  после
согласования  с заинтересованными федеральными органами исполнительной
власти  направляются  федеральным   органом   исполнительной   власти,
ответственным  за  разработку  законопроекта,  для проведения правовой
экспертизы в Министерство  юстиции  Российской  Федерации  и  Институт
законодательства   и  сравнительного  правоведения  при  Правительстве
Российской Федерации.
     14. В  случае внесения предложения о разработке законопроекта и о
включении  его  в  план  законопроектной  деятельности   Правительства
Российской  Федерации  концепция  законопроекта  и проект технического
задания  представляются  федеральным  органом  исполнительной  власти,
ответственным  за разработку законопроекта,  в установленном порядке в
Министерство юстиции Российской Федерации.
     При подготовке  законопроекта,  разработка которого предусмотрена
правовыми актами и  поручениями  Правительства  Российской  Федерации,
концепция  и  проект  технического  задания  с  приложением заключений
Министерства юстиции Российской Федерации и Института законодательства
и  сравнительного  правоведения при Правительстве Российской Федерации
по результатам проведенной ими правовой  экспертизы  представляются  в
Правительство   Российской   Федерации  и  утверждаются  Председателем
Правительства Российской Федерации или в соответствии с распределением
обязанностей   Заместителем   Председателя   Правительства  Российской
Федерации.
     15. Контроль  за реализацией концепции и выполнением технического
задания  осуществляется  федеральным  органом  исполнительной  власти,
ответственным за разработку законопроекта.