Страницы: 1 2 О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НА 2002 - 2004 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 31 июля 2001 г. N 707 (Д) Регулирование миграции населения ввиду ее массовости и неоднозначности для жизненно важных интересов города - одна из актуальных и сложных задач Правительства Москвы. Обеспечивая приток рабочей силы в важные секторы экономики (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, общая экономическая деятельность и др.), восполняя сокращение естественного воспроизводства населения, миграция несет с собой также ряд реальных угроз в сферах экономической, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Хотя основная часть миграции населения носит экономический характер, значительное число мигрантов всячески уклоняется от налогообложения, не внося адекватного вклада в развитие и содержание инфраструктуры города, которую интенсивно и бесплатно использует. Во исполнение постановления Правительства Москвы от 29.02.2000 N 154 "О Программе регулирования миграции в г. Москве на 2000 - 2001 годы" департаментами, комитетами, управлениями Правительства Москвы и префектами административных округов обеспечено сокращение привлечения иностранной рабочей силы, усовершенствована и существенно расширена система контроля за незаконным ее использованием. Положено начало учета потоков миграции на транспорте: открыт (в порядке эксперимента) пункт миграционного учета на Рижском железнодорожном вокзале, ведется работа по созданию аналогичных пунктов на других направлениях. Завершается отселение беженцев и вынужденных переселенцев из городских гостиниц. Налаживается контроль за использованием иностранной рабочей силы на рынках. Вместе с тем состояние миграционной обстановки в Москве, особенно незаконной ее составляющей, вызывает беспокойство. В условиях сложного состояния городского рынка труда неконтролируемый массовый приток мигрантов чреват самыми серьезными последствиями для безопасности Москвы. Негативным образом на состояние работы в области миграции сказалась ликвидация Миграционной службы Москвы. В соответствии с п.1(о) ст.2 Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы от 16.06.98 миграция населения является предметом совместного ведения, в столице должна осуществляться согласованная миграционная политика. В связи с наличием неблагоприятных составляющих в развитии миграционных процессов в столице и в целях противодействия негативным явлениям, вызываемым миграцией, Правительство Москвы постановляет: 1. Комитету по делам миграции Правительства Москвы совместно с департаментами, комитетами, управлениями Правительства Москвы и префектами административных округов, другими организациями, участвующими в регулировании миграции в Москве: 1.1. Обеспечить, согласно компетенции, выполнение постановления Правительства Москвы от 29.02.2000 N 154 "О Программе регулирования миграции в г. Москве на 2000-2001 годы" и в I квартале 2002 года представить в Правительство Москвы отчет о его выполнении. 1.2. В трехнедельный срок подготовить обращение к Президенту Российской Федерации по решению проблем регулирования миграции в Российской Федерации. 1.3. До 01.12.2001 представить руководителю Комплекса экономической политики и развития предложения о разработке баланса трудовых ресурсов г. Москвы. 2. Утвердить Московскую городскую программу регулирования миграции на 2002 - 2004 годы (далее - Программа) (приложение). 3. Считать приоритетными следующие направления Программы: - организация мониторинга миграционной ситуации в городе, совершенствование системы регистрации граждан; - оптимизация объема и структуры миграционного оборота в интересах социально-экономического и демографического развития города, включая квотирование привлечения иностранной рабочей силы и вынужденных мигрантов; - содействие в предупреждении возникновения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний у мигрантов; - содействие в предоставлении мигрантам законодательно установленных социальных гарантий, возложенных на Москву как на субъект Федерации. 4. Комитету по делам миграции Правительства Москвы: 4.1. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы, Комитетом по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы, Москомархитектурой, Центром госсанэпиднадзора в г. Москве в IV квартале 2001 года представить в Департамент экономической политики и развития г. Москвы предложения по созданию гостиниц упрощенного типа для иногородней рабочей силы. 4.2. Представить руководителю Комплекса экономической политики и развития: 4.2.1. До 01.12.2001 года предложения: - о создании иммиграционной инспекции в г. Москве; - по преобразованию Комитета по делам миграции Правительства Москвы в Департамент трудовых ресурсов и демографии Правительства Москвы. 4.2.2. В первом полугодии 2002 года совместно с ГУВД г. Москвы, департаментами, комитетами, управлениями Правительства Москвы, префектами административных округов, другими организациями, участвующими в регулировании, обеспечении и обслуживании миграционных потоков, научно - исследовательскими организациями предложения о создании системы мониторинга миграции в Москве. 4.2.3. В первом полугодии 2002 года проект предложений Правительства Москвы в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации по вопросам: - обеспечения государственных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, при предоставлении статуса беженца и вынужденного переселенца; - усиления контроля за соблюдением установленного порядка привлечения иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов для работы на предприятиях с иностранными инвестициями. 4.2.4. Во втором полугодии 2002 года предложения о создании необходимых условий для сокращения эмиграционного оттока научно-технического и творческого потенциала города. 4.3. Совместно с департаментами, комитетами, управлениями Правительства Москвы и правоохранительными органами представлять ежегодно в IV квартале (начиная с 2001 года) руководителю Комплекса экономической политики и развития план мероприятий по противодействию негативным явлениям, связанным с миграцией. 5. Центру госсанэпиднадзора в г. Москве совместно с Комитетом по делам миграции Правительства Москвы в первом полугодии 2002 года представить руководителю Комплекса экономической политики и развития предложения о дополнительных мерах по предупреждению возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в результате концентрации в городе различных категорий мигрантов. 6. Установить, что жилые помещения, расположенные в микрорайоне Востряково Западного административного округа, предоставляемые беженцам и вынужденным переселенцам, относятся к специализированному жилищному фонду для временного размещения лиц указанной категории с заключением с ними договоров краткосрочного найма жилого помещения. 7. Департаменту потребительского рынка и услуг совместно с Комитетом по делам миграции Правительства Москвы во втором полугодии 2002 года представить руководителю Комплекса экономической политики и развития предложения по развитию перспективных трудосберегающих форм торговли и схем товародвижения, способных экономически ограничить приток иностранной рабочей силы в сферу торговли. 8. Комитету по делам миграции Правительства Москвы совместно с Комитетом общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы в первом полугодии 2002 года представить руководителю Комплекса экономической политики и развития предложения по организации межрегионального трудового обмена в целях использования свободных трудовых ресурсов соответствующей квалификации из российских регионов для постепенного замещения иностранной рабочей силы. 9. Комитету по делам миграции Правительства Москвы и Департаменту международных связей Правительства Москвы в I квартале 2002 года представить руководителю Комплекса экономической политики и развития предложения по проведению переговоров с партнерами г. Москвы по вопросам сотрудничества в области международного обмена рабочей силой. 10. В целях защиты рынка труда Москвы установить общегородскую квоту на привлечение иностранной рабочей силы (без учета иностранных граждан, привлекаемых для работы на городских рынках, ярмарках, в торговых центрах, торговых комплексах, торговых рядах и торговых домах, расположенных на территории г. Москвы - далее городские рынки) на 2002 год - до 43 тысяч человек. 11. Департаментам, комитетам, управлениям Правительства Москвы и префектам административных округов ежегодно в IV квартале представлять в Комитет по делам миграции Правительства Москвы предложения по объемам привлекаемой иностранной рабочей силы по отраслям, профессиям и специальностям. 12. Комитету по делам миграции Правительства Москвы и Департаменту потребительского рынка и услуг разработать и представить руководителю Комплекса экономической политики и развития предложения: 12.1. Ежегодно в IV квартале (начиная с 2001 года) - о квотировании привлекаемой иностранной рабочей силы на городские рынки на последующий год; 12.2. В I квартале 2002 года - по совершенствованию контроля за использованием иностранной рабочей силы на городских рынках. 13. Комитету по делам миграции Правительства Москвы и Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы обеспечить разъяснение Программы и освещение хода ее реализации в средствах массовой информации. 14. Префекту Западного административного округа совместно с Москомархитектурой разработать до конца 2003 года Концепцию развития микрорайона Востряково и учесть ее в градостроительном плане развития территории Западного административного округа. 15. Считать целесообразным до конца 2001 года заключить соглашение о порядке взаимодействия Комитета по делам миграции Правительства Москвы и Территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федера ии в г. Москве. 16. Департаменту финансов г. Москвы профинансировать затраты на реализацию мероприятий Программы на 2002 год в рамках Комплексной Программы мер социальной защиты жителей Москвы на 2002 год, а также за счет средств, предусмотренных в бюджете по соответствующим комитетам. При формировании бюджетов и Комплексной программы мер социальной защиты жителей Москвы на 2003 и последующие годы учитывать мероприятия по социальной защите беженцев и вынужденных переселенцев. 17. Комитету по делам миграции Правительства Москвы в установленном порядке представлять в Департамент финансов г. Москвы, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, Департамент науки и промышленной политики Правительства Москвы расчеты по финансовому обеспечению выполнения Программы на 2003-2004 гг. 18. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В. П. О ходе выполнения постановления доложить Премьеру Правительства Москвы в I квартале 2003 года. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 31 июля 2001 г. N 707 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 31 июля 2001 года N 707 Московская городская программа регулирования миграции на 2002-2004 годы ПАСПОРТ Московской городской программы регулирования миграции на 2002 - 2004 годы ---------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Московская городская программа регулирования | | | миграции на 2002-2004 годы | |---------------------------|----------------------------------------------| | Основание для разработки | Постановления Правительства Москвы от | | | 29.02.2000 N 154 "О Программе регулирования | | | миграции в г.Москве на 2000- 2001 годы", от | | | 26.12.2000 N 1026 "О предварительных итогах | | | выполнения Программы Правительства Москвы на | | | 2000 год и Программе Правительства Москвы на | | | 2001 год", распоряжение Мэра Москвы от | | | 04.07.2000 N 675-РМ "О создании Комитета по | | | делам миграции Правительства Москвы". | |---------------------------|----------------------------------------------| | Государственный заказчик | Правительство Москвы | |---------------------------|----------------------------------------------| | Цели и задачи | Целью Программы является создание системы | | | регулирования миграционных процессов, | | | соответствие их параметров интересам | | | устойчивого социально-экономического | | | развития столицы. | | | Приоритетные задачи: | | | - организация мониторинга миграционной | | | ситуации, системы регистрации граждан; | | | - оптимизация объема и структуры | | | миграционных потоков в интересах | | | социально-экономического и демографического | | | развития города; | | | - предупреждение возникновения инфекционных | | | и паразитарных заболеваний в связи с | | | прибытием мигрантов, в том числе из регионов | | | повышенного эпидемиологического риска; | | | - обеспечение социально-бытовых условий | | | пребывания мигрантов. | |---------------------------|----------------------------------------------| | Сроки реализации | 2002-2004 годы | |---------------------------|----------------------------------------------| | Источники финансирования | Бюджет г.Москвы, бюджет Российской | | | Федерации, прочие источники. | |---------------------------|----------------------------------------------| | Основные исполнители | Комитет по делам миграции Правительства | | Программы | Москвы, департаменты, комитеты, управления | | | Правительства Москвы, федеральные органы. | |---------------------------|----------------------------------------------| | Ожидаемые конечные | Комплексная реализация мероприятий Программы | | результаты реализации | позволит: | | Программы | - повысить устойчивость и эффективность | | | контроля Правительства Москвы за | | | миграционной ситуацией; | | | - создать основу единой автоматизированной | | | системы учета миграционных потоков; | | | - снизить объемы привлечения и использования | | | иностранной рабочей силы за счет | | | постепенного замещения иностранной рабочей | | | силы, привлекаемой в Москву, работниками из | | | других регионов России, в первую очередь из | | | областей Центрального федерального округа; | | | - сократить объемы незаконной трудовой | | | деятельности иностранных граждан в торговле | | | и строительстве; | | | - снизить объемы прибытия невостребованной | | | городом трудовой миграции; | | | - повысить степень координации и | | | взаимодействия органов исполнительной власти | | | города в вопросе нормативно-правового | | | регулирования миграционных потоков; | | | - снизить санитарно-эпидемиологический риск | | | для населения Москвы в результате миграции; | | | - формировать адекватное представление у | | | населения о политике Правительства Москвы в | | | области миграции. | |---------------------------|----------------------------------------------| | Контроль за исполнением | Контроль за реализацией Программы | | Программы | осуществляет Правительство Москвы. | ---------------------------------------------------------------------------- Основания и необходимость разработки Программы Программа разработана Комитетом по делам миграции Правительства Москвы, являющимся правопреемником ликвидированной Миграционной службы Москвы в части функций, выполнявшихся подразделениями Миграционной службы Москвы, содержащихся за счет средств бюджета города Москвы, во исполнение постановлений Правительства Москвы от 29.02.2000г. N 154 "О Программе регулирования миграции в г.Москве на 2000-2001 годы" и от 26.12.2000 г. N 1026 "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы на 2000 год и Программе Правительства Москвы на 2001 год". Миграция - важный фактор социально-экономического развития Москвы. Благодаря притоку иногородней рабочей силы обеспечена устойчивая работа многих секторов экономики города (строительство, транспорт, коммунальное хозяйство, общая экономическая деятельность и др.) За счет миграции поддерживается на приемлемом уровне состояние демографической ситуации в городе. Однако по целому ряду составляющих миграция, особенно незаконная, несет в условиях непростого состояния рынка труда, серьезную угрозу экономической, социальной, общественной и санитарно-эпидемиологической безопасности столицы. В результате массового притока в город избыточной рабочей силы нарушается регулирование рынка труда, понижается мотивация работодателей к применению трудосберегающих технологий. Падение доходов населения из-за обесценивания труда ведет к маргинализации отдельных слоев населения и самих мигрантов, сдерживает рост производства товаров и услуг на предприятиях города. Дисбаланс между притоком мигрантов и возможностью найти работу с достойной оплатой труда, а также несовершенство законодательства, определяющего порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, - важнейшие причины вовлечения мигрантов в противоправную деятельность, криминализации экономической жизни города под влиянием миграции, монополизации отдельных секторов экономики криминальными этническими группировками, роста проституции, попрошайничества, бродяжничества. Угрозу социально-экономическому развитию Москвы представляет также масштабная эмиграция населения, вызываемая, не в последнюю очередь, негативными последствиями избыточного притока мигрантов в Москву. Эмиграция, развивающаяся на фоне депопуляции, - факт серьезный сам по себе, но особенно в связи с качеством теряемого населения - выезжающие являются, в основном, высококвалифицированными специалистами, оказавшимися невостребованными на отечественном рынке труда. Развитие данного процесса ведет к технологическому отставанию города, невосполнимым потерям в воспроизводстве ее интеллектуального потенциала, упущению возможностей повышения эффективности экономики города. Серьезный характер угроз, исходящих от миграционных процессов в столице с их значительной нелегальной составляющей, ставят Правительство Москвы перед необходимостью принятия дополнительных мер, направленных на регулирование численности и улучшение структуры притока мигрантов, а также мер по сдерживанию интеллектуальной эмиграции. Состояние миграционной обстановки в Москве Миграция населения в Москву включает в себя практически все виды и типы миграционных потоков, различающихся по своим целям, параметрам и динамике развития. Статистические данные за 2000 год показывают, что Москва продолжает оставаться крупнейшим в России центром миграционного притяжения, в котором роль экономической миграции является превалирующей. Состояние миграционной обстановки в Москве в 2000 году характеризуют следующие данные: - численность постоянного населения Москвы на начало 2001г. составила 8 546 тыс.человек и сократилась по сравнению с 1991г. на 457 тыс.человек; - численность "дневного" населения города на сегодня составляет 11,0-11,5 млн.человек, превышая численность постоянных жителей на 2,5-3,0 млн.человек. Ежедневная маятниковая миграция жителей Подмосковья в Москву составляет около 2-х млн.человек, из них: 700-750 тыс.человек с трудовыми целями, 600-700 тыс.человек с культурно-бытовыми целями, 60,0 тыс.человек с учебными целями; - ежедневно в Москву прибывает до 3 млн.человек, в том числе: воздушным транспортом - до 37 тыс.человек, поездами дальнего следования - 115 тыс.человек, пригородными поездами - 640 тыс. человек, автотранспортом - 2 090 тыс.человек, из них автобусом - до 150 тыс.человек,; водным, в сезон навигации - до 1,0 тыс.человек; - численность родившихся составила 72,6 тыс.человек, что на 5,7 тыс.человек больше, по сравнению с 1999г. Численность умерших - 130,7 тыс.человек, что на 3,0 тыс.человек больше по сравнению с 1999г. Естественная убыль населения в 1992-2000гг. составляла в среднем 66 тыс.человек в год; - число лиц, прибывших в город на постоянное жительство (по данным Мосгоркомстата), составило 103,3 тыс.человек, что на 1,4 тыс.человек меньше по сравнению с 1999г. Численность выехавших (выбывших) составила 36,6 тыс.человек, что на 8,1 тыс.человек меньше по сравнению с 1999г. Миграционный прирост населения составил 66,7 тыс.человек. Положительный миграционный прирост в 2000 году компенсировал естественную убыль населения столицы; - количество вынужденных переселенцев, беженцев, зарегистрированных в Москве, и лиц, вынужденно покинувших республики бывшего СССР, временно пребывающих на территории г.Москвы и имеющих соответствующие документы составляет 15,0 тыс.человек, в том числе из них: беженцы - 131 человек; лица, вынужденно покинувшие республики бывшего СССР, временно пребывающие на территории г.Москвы и имеющие документы, выданные Биржей труда Мосгорисполкома, Департаментом труда и занятости Правительства Москвы в порядке, установленном распоряжением Премьера Правительства Москвы 31.01.1992г. N 287-РП - 9,9 тыс.человек; вынужденные переселенцы - 5,0 тыс.человек; - прибыло в связи с покупкой жилья 32,1 тыс.человек, в том числе из Московской области - 9,5 тыс.человек; из других регионов России - 17,1 тыс.человек; из стран СНГ - 5,3 тыс.человек; - зарегистрировано граждан по месту пребывания - 995,5 тыс.человек; в том числе граждан СНГ - 643,3 тыс.человек; - получили постоянную регистрацию по месту жительства в связи с заключением брака иногородние - около 48 тыс.человек, что в 2,8 раза больше, чем в начале 90-х годов, из них граждане Московской области - 18,9 тыс.человек, других регионов Российской Федерации - 21,7 тыс.человек, стран СНГ - 6,9 тыс.человек, дальнего зарубежья - 452 человека; - количество лиц, получивших российское гражданство - 15,8 тыс.человек; - численность зарегистрированной иностранной рабочей силы (далее - ИРС), осуществляющей трудовую деятельность в Москве составила 64,5 тыс.человек. Подтверждение на право трудовой деятельности в организациях и учреждениях и предприятиях Москвы получили более 37,0 тыс.человек, что не превысило квоты, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29.02.2000г. N 154, в 50 тыс.человек. Не уменьшаются объемы незаконной миграции, несущей серьезную угрозу экономической и общественной безопасности, о чем свидетельствуют следующие данные: - количество задержанных за нарушения паспортных правил и правил регистрационного учета составило 2,1 млн.человек, в том числе граждан СНГ - 998,6 тыс.человек; - оштрафовано за нарушение порядка привлечения и использования ИРС 513 организаций; - общее количество лиц, пребывающих в Москве без регистрации оценивается в 600-800 тыс.человек, из них из дальнего зарубежья 100 - 150 тыс. человек (в основном из Афганистана, Африки и Юго-Восточной Азии). Основные цели, направления и задачи В обозримой перспективе миграционный приток населения в Москву, в виду крайне неблагоприятных демографических реалий, будет являться одним из источников прироста населения в городе. Важно, чтобы этот приток надежно регулировался, отвечал установленным приоритетам социально-экономического развития города, не создавал конфликтных ситуаций, не подрывал благосостояние и безопасность ее жителей. Учитывая объективные условия дальнейшего роста стоимости жизни и обустройства в городе, ограниченные возможности территориального развития необходимо, чтобы трудоустройство прибывающих мигрантов было ориентировано на высокопроизводительный труд с достаточно высокой оплатой, востребованный насущными социально-экономическими интересами города. С учетом оценки перспектив миграционного движения населения в Москву основной целью Программы является создание системы регулирования миграционных процессов, соответствие их параметров интересам устойчивого социально-экономического развития столицы. К приоритетным направлениям реализации мер по регулированию миграционных потоков относятся: 1. Расширение и повышение устойчивости контроля за развитием миграционной обстановки в городе. Основными задачами по данному направлению являются: - организация мониторинга миграционного движения населения в Москве; - создание сети пунктов миграционного учета на внешнем железнодорожном и автодорожном транспорте; - совершенствование контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы. 2. Оптимизация объема и структуры миграционных потоков в интересах социально-экономического и демографического развития города. Основными задачами по данному направлению являются: - постепенное замещение иностранной рабочей силы, привлекаемой в Москву, работниками из регионов России, в первую очередь, из областей Центрального федерального округа; - сдерживание экономическими и организационными методами развитие предприятий экстенсивного типа, применяющих устаревшие формы организации труда с привлечением необосновано больших объемов низкооплачиваемого, неквалифицированного труда мигрантов; - сокращение эмиграционного оттока научно-технического и творческого потенциала, направленного за пределы России с целью выезд за рубеж на постоянное место жительства; - содействие созданию альтернативных городских структур по временному трудоустройству за рубежом. 3. Предупреждение возникновения инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний у мигрантов. Основными задачами по данному направлению являются: - организация централизованной системы медицинского освидетельствования всех подлежащих учету категорий мигрантов; - осуществление надзора за: - санитарно-гигиеническим содержанием мест размещения и проживания мигрантов; - условиями труда трудовых мигрантов, своевременностью и полнотой проведения профилактических, предварительных и периодических медицинских осмотров; - развитие медицинского страхования иностранной рабочей силы. 4. Обеспечение социально-бытовых условий пребывания мигрантов. Основными задачами по данному направлению являются: - содействие в оказании социальной поддержки беженцам и вынужденным переселенцам, предусмотренной законодательством Российской Федерации; - участие в реализации федеральных программ и мероприятий расселения беженцев и вынужденных переселенцев, зарегистрированных в Москве; - содействие развитию социальной инфраструктуры на территории временного жилого фонда микрорайона Востряково; - усиление контроля за соблюдением трудового законодательства работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу. Принципы обеспечения Программы Принципами обеспечения Программы являются: - уважение и обеспечение основных стандартов в области прав человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и международными соглашениями, ратифицированными Российской Федерацией; - содействие в обеспечении прав и возможностей для всех категорий мигрантов на доступ к правовой, социальной и медицинской защите в соответствии с законодательством Российской Федерации; - конструктивная увязка права на свободу перемещения и права на защиту жилища; - обеспечение транспарентности миграционных процессов с учетом международных обязательств Российской Федерации. Механизм реализации целей и задач Программы Реализация программы обеспечивается комплексом мероприятий по правовому, организационному, информационному и финансовому обеспечению. Правовое обеспечение Решение задач Программы основывается на существенном расширении федеральной и городской нормативно-правовой базы регулирования миграции, обеспечивающих: - расширение сферы охвата учета иностранной рабочей силы, в том числе осуществляющей деятельность по гражданско-правовым договорам; - введение системы учета миграционных потоков; - разграничение полномочий и оперативных возможностей Комитета по делам миграции Правительства Москвы, Территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в г.Москве и правоохранительных органов в реализации мер миграционного регулирования в столице; - представление интересов Правительства Москвы и Комитета по делам миграции в судах общей юрисдикции и арбитражных судах; - участие в введении порядка медицинского освидетельствования мигрантов и осуществления мониторинга санитарно-эпидемиологической обстановки в городе. В целях развития государственной нормативно-правовой базы регулирования миграции разрабатывается пакет предложений Правительства Москвы в Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации: - об обеспечении государственных гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, при предоставлении статуса вынужденного переселенца и беженца в г.Москве; - об усилении контроля за соблюдением установленного порядка привлечения высококвалифицированных специалистов для работы на предприятиях с иностранными инвестициями; - о необходимости разработки и принятия федеральных законов: о миграции, о миграционных органах, об иммиграционном контроле, о правовом положении иностранных граждан, о привлечении и использовании иностранной рабочей силы, в том числе осуществляющей деятельность по гражданско-правовым договорам. Также необходимо подготовить проект постановления Правительства Москвы "О проекте постановления Московской городской Думы "О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в ст.3 Закона Российской Федерации "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в части конкретизации положения Закона об обязательствах граждан, регистрирующихся по месту пребывания, "...перед другими гражданами, государством и обществом..."; По линии формирования городской нормативно-правовой базы регулирования миграции предусматривается: - подготовить предложения о создании необходимых условий для сокращения эмиграционного оттока научно-технического и творческого потенциала города; - разработать перспективные методы экономического и административного регулирования процессов привлечения иностранной рабочей силы; - принять Закон города Москвы "О порядке учета и оформления иностранной рабочей силы в г.Москве"; - разработать новое положение о порядке контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы" (с учетом гражданско-правовых договоров). Организационное обеспечение Противодействие актуальным угрозам, создаваемым миграционными потоками практически всему спектру составляющих безопасности города - демографическому, трудовому, интеллектуальному, технологическому потенциалу, общественной и санитарно-эпидемической безопасности, рынку труда, усиление маргинализации и социальной дифференциации населения - возможно только при условии активного взаимодействия структур исполнительной власти как городского, так и федерального уровня, участвующих в пределах своей компетенции в регулировании, привлечении, обеспечении и обслуживании миграционных потоков в столице, а именно: - Комитета по делам миграции Правительства Москвы - Территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации в г. Москве - ГУВД г.Москвы - УФСБ по г.Москве и Московской области - Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской федерации по г.Москве - Управления Министерства по налогам и сборам по г. Москве - Отдельного отряда пограничного контроля "Москва" - Московской железной дороги - Московского УВД на железнодорожном транспорте - администраций аэропортов Московской воздушной зоны - Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по г.Москве - Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Москвы - Департамента международных связей - Комитета по внешнеэкономической деятельности - Комплекса экономической политики и развития - Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города - Департамента науки и промышленной политики - Департамента потребительского рынка и услуг - Управления транспорта и связи - Комитета здравоохранения - Московского городского фонда обязательного медицинского страхования - Московского комитета образования - Комитета социальной защиты населения - Комитета по делам семьи и молодежи - Центра законотворчества Москвы - Департамента муниципального жилья и жилищной политики - Комитета общественных и межрегиональных связей - Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - префектур административных округов - районных Управ - Московского городского комитета государственной статистики - Городского суда Москвы - Прокуратуры Москвы - Управления ЗАГС г.Москвы - Московской регистрационной палаты - Московской лицензионной палаты - международных представительств по миграции - федеральных министерств и ведомств - Московской Федерации профсоюзов - Комплекса по имущественно - земельным отношениям. Программа не является сугубо административным барьером на пути движения миграционных потоков. Ее основное назначение - в установлении цивилизованных правил их регулирования, основанных на учете балансов интересов не только города, но и самих мигрантов. Предусматривается широкое сотрудничество Комитета по делам миграции, других исполнителей Программы с общественными организациями, представителями диаспор, представляющих интересы мигрантов. Для решения задач Программы, повышения положительного эффекта от миграции, оперативного учета изменений в миграционной обстановке выработки новых подходов к регулированию миграции, распространения информации о вакансиях рабочих мест в Москве для мигрантов, подготовки предложений для выезда москвичей на временную работу в другие регионы и за рубеж предусматривается: - максимальное использование международного опыта обеспечения миграционной безопасности, развитие в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Правительства Российской Федерации установившихся контактов города с региональными представительствами УВКБ ООН, МОМ, другими международными организациями в области миграции; - проведение Комитетом по делам миграции на постоянной основе координационных совещаний по трудовой миграции в Москву с руководителями отраслевых и территориальных рабочих групп по подготовке предложений и заключений о целесообразности привлечения ИРС в Москву; - создание альтернативных городских структур по международному и межрегиональному обмену рабочей силой; - проведение комплекса мероприятий по организации первичного медицинского освидетельствования всех подлежащих учету категорий мигрантов. В целях учета массовых потоков миграции и в связи с недостаточностью развития существующих пунктов иммиграционного контроля (Шереметьево-1,2 и Внуково) предусматривается создание территориальных подразделений в административных округах города по учету иностранных граждан, привлекаемых и используемых на городских рынках и приравненных к ним территориях, на культурно-зрелищных и спортивно-массовых объектах, а также на транспорте. Информационное обеспечение Учет миграции является одним из наиболее затрудненных видов сбора данных о населении. Учет внутренних и внешних миграционных потоков в настоящее время производится разными ведомствами с применением различных методик. Хорошо поставленный учет динамики численности населения страны чрезвычайно важен. Значение его возрастает там, где миграция является главным источником, компенсирующим последствия старения и восполняющим естественную убыль населения. Не имея адекватного представления о структуре миграционного потока нельзя строить достоверные прогнозы численности населения, социально-экономического развития региона. В мировой практике наиболее распространены три способа сбора статистических данных о миграции: переписи населения, выборочные обследования и текущий учет (регистрация граждан и др.). Информационное обеспечение Программы осуществляется в форме мониторинга движения миграционных потоков на основании: - данных о миграционных потоках в город из других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, полученных путем обследования выборочной совокупности (25 % населения) в рамках Всероссийской переписи населения в г. Москве; - данных о маятниковой миграции между г.Москвой и Московской областью, полученных путем проведения дополнительного сплошного обследования одновременно с Всероссийской переписью населения 2002 года в г.Москве и Московской области; - данных о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства; - данных о предоставлении гражданам статуса беженца и вынужденного переселенца; - данных об иностранных гражданах, получивших подтверждение на право трудовой деятельности; - сведений от департаментов, комитетов, управлений и других организаций, участвующих в пределах своей компетенции в регулировании, обеспечении и обслуживании миграционных потоков, о миграционном движении населения в городе; - сведений об объемах и структуре входящих и выходящих миграционных потоков на объектах внешнего и внутреннего транспорта; - выборочных уточняющих обследований различных миграционных потоков по разработанным методикам. В целях проведения информационной кампании по разъяснению и освещению политики Правительства Москвы в области миграции осуществляется: - размещение информационных материалов в периодической печати, - выпуск ежеквартального журнала "Трудовая миграция", - подготовка материалов для сборников "Правительство-ГородЛюди", "Симптом", "Пульс", - издание справочной, методической и нормативной литературы, проведение информационных кампаний средствами наружной рекламы, - организация еженедельной информационно-публицистической телепрограммы "Иммигрант" на телеканале ТВ-Центр". Финансовое обеспечение Расходы по финансовому обеспечению Программы включают затраты на реализацию мероприятий федеральных и городских программ по социальному обеспечению беженцев и вынужденных переселенцев, предусмотренных соответствующими Законами, по импорту и экспорту иностранной рабочей силы и по другим мероприятиям регулирования, обеспечения, обслуживания миграции в городе, которые покрываются из Федерального бюджета, бюджета г.Москвы, прочих источников. Раздел сформирован на основе предложений и замечаний участников регулирования миграции в столице. Технико-экономическое обоснование расходования средств на реализацию мероприятий Программы на 2002 год представлено в Приложении к Программе. МЕРОПРИЯТИЯ по реализации Московской городской программы регулирования миграции в г. Москве на 2002 - 2004 годы". ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | | Основные | Срок | Источники финансирования | | п.п. | Наименование мероприятия | исполнители | исполнения | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы регулирования миграции. | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1 | Подготовить проект постановления Правительства Москвы | Комитет по делам | II | За счет средств текущего | | | "О проекте постановления Московской городской Думы "О | миграции, Управление | полугодие | финансирования | | | проекте федерального закона о внесении изменений и | по связям с органами | 2002 года | исполнителя мероприятия | | | дополнений в ст.3 Закона Российской Федерации "О | законодательной и | | | | | праве граждан на свободу передвижения, выбор места | исполнительной власти | | | | | пребывания и жительства в пределах Российской | | | | | | Федерации" в части конкретизации положения Закона об | | | | | | обязательствах граждан, регистрирующихся по месту | | | | | | пребывания, "...перед другими гражданами, | | | | | | государством и обществом...". | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 1.2 | Подготовить и представить в Комплекс экономической | Комитет по делам | 2003 г. | За счет средств текущего | | | политики и развития проект распорядительного | миграции | | финансирования | | | документа о сокращении эмиграционного оттока | | | исполнителей мероприятия | | | научно-технического и творческого потенциала города. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 1.3 | Продолжить практику взаимодействия структурных | Московский комитет | 2002-2004 гг.| За счет средств текущего | | | подразделений Правительства Москвы, | образования, Комитет | | финансирования | | | неправительственных организаций и Управления | по делам миграции | | исполнителей мероприятия | | | Верховного Комиссара ООН по делам беженцев. | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2. Расширение и повышение устойчивости контроля за развитием миграционной обстановки в городе | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1. Организация мониторинга миграционных процессов в Москве | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1.1 | Разработать и представить в Комплекс экономической | Комитет по | 2002 г. | За счет средств текущего | | | политики и развития предложения по системе и | делам миграции | | финансирования | | | структуре учета миграционного движения в Москве, в | | | исполнителей мероприятия | | | целях его использования при решении экономических и | | | | | | социальных задач развития Москвы. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.1.2 | Определить объемы и структуру миграционных потоков в | Мосгоркомстат, | 2002-2003 гг.| Федеральный Бюджет | | | г.Москву по выборочной совокупности на основе | Комитет по | | | | | Всероссийской переписи населения. | делам миграции | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.1.3 | Определить объемы и структуру маятниковой миграции | Мосгоркомстат, | 2002-2003 гг.| Бюджет г.Москвы | | | между г.Москвой и Московской областью в рамках | Комитет по | | | | | дополнительного обследования, проводимого | делам миграции | | | | | одновременно с Всероссийской переписью населения. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.1.4 | Предоставлять в Комитет по делам миграции сведения о | Паспортное управление | постоянно | За счет средств текущего | | | миграционном движении населения в городе согласно | ГУВД г.Москвы, УВИР | | финансирования | | | компетенции. | ГУВД г.Москвы, ГУП | | исполнителей мероприятия | | | | НИиПИ Генплана | | | | | | г.Москвы, | | | | | | Мосгоркомстат, | | | | | | Комитет | | | | | | здравоохранения, | | | | | | Центр | | | | | | Госсанэпиднадзора, | | | | | | Регистрационная | | | | | | палата, Лицензионная | | | | | | палата | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.2. Организация миграционного учета на внешнем транспорте | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.2.1 | Разработать и представить в Комплекс экономической | Комитет по делам | I | За счет средств текущего | | | политики и развития порядок учета миграционных | миграции | квартал | финансирования | | | потоков на внешнем транспорте. | | 2002 г. | исполнителей мероприятия | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.2.2 | Подготовить и представить в Комплекс экономической | Комитет по делам | I | Бюджет г.Москвы | | | политики и развития технико-экономическое обоснование | миграции | квартал | | | | создания автоматизированной системы учета | | 2002 г. | | | | миграционных потоков с открытием пунктов | | | | | | миграционного учета на транспорте. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.2.3 | Создать автоматизированную систему учета миграции | Комитет по делам | | Бюджет г.Москвы | | | (АСУМ): | миграции, Департамент | | | | | | науки и промышленной | | | | | | политики, ГУВД | | | | | | г.Москвы, ОАО МКНТ, | | | | | | Московская железная | | | | | | дорога, Московское | | | | | | управление внутренних | | | | | | дел на ж/д | | | | | | транспорте, | | | | | | Москомархитектура, | | | | | | Управление транспорта | | | | | | и связи | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.2.3.1 | I этап * | | 2003 г. | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.2.3.2 | II этап ** | | 2004 г. | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.3. Модернизация Автоматизированной системы учета населения (АСУН) для решения задач мониторинга: | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.3.1 | Разработать технико-экономическое обоснование для | ГУВД г.Москвы | 2002 г. | Бюджет г.Москвы | | | определения финансовых затрат на модернизацию | | | | | | Автоматизированной системы учета населения (АСУН). | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.3.2 | Осуществить модернизацию Автоматизированной системы | ГУВД г.Москвы | 2003-2004 гг.| Бюджет г.Москвы | | | учета населения (АСУН). | | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.4. Совершенствование учета привлечения и использования иностранной рабочей силы (далее - ИРС). | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.4.1 | Осуществлять работу по исполнению нормативно-правовых | Комитет по делам | постоянно | За счет средств текущего | | | актов города Москвы в сфере привлечения и | миграции, ГУВД | | финансирования | | | использования ИРС, включая проведение комплексных | г.Москвы, УМНС по | | исполнителей мероприятия | | | проверок на рынках города. | г.Москве, УФСНП РФ по | | | | | | г.Москве, Департамент | | | | | | потребительского | | | | | | рынка и услуг | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | * Создание и открытие пунктов миграционного учета на Курском, Павелецком железнодорожных вокзалах | | (основной исполнитель - Комитет по делам миграции) | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | ** Создание и открытие пунктов миграционного учета на автовокзале "Московский" и Волоколамском шоссе | | (основной исполнитель - Комитет по делам миграции) | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.4.2 | Подготовить и представить в Комплекс экономической | Комитет по | 2002 г. | За счет средств текущего | | | политики и развития предложения по введению системы | делам миграции, | | финансирования | | | статистической отчетности по привлечению иногородней | Мосгоркомстат | | исполнителей мероприятия | | | и иностранной рабочей силы предприятиями и | | | | | | организациями города. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.4.3 | Ввести государственную региональную статистическую | Комитет по | 2003-2004 гг.| Бюджет г.Москвы | | | отчетность об использовании иностранной и иногородней | делам миграции, | | | | | рабочей силы предприятиями и организациями города. | Мосгоркомстат | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.4.4 | Проработать вопрос с Территориальным органом | Комитет по | 2002-2004 гг.| Бюджет г.Москвы | | | Министерства по делам федерации, национальной и | делам миграции | | | | | миграционной политики Российской Федерации в г.Москве | | | | | | об обмене информацией для ведения городской | | | | | | автоматизированной системы учета ИРС, занятой в | | | | | | различных отраслях городского хозяйства. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.4.5 | Осуществлять контроль за поступлением платежей в | Комитет по делам | постоянно | За счет средств текущего | | | бюджет г.Москвы за нарушение установленного порядка | миграции, Департамент | | финансирования | | | привлечения и использования ИРС. | финансов г.Москвы | | исполнителей мероприятия | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.4.6 | Осуществлять обмен информацией с правоохранительными | Комитет по делам | постоянно | За счет средств текущего | | | и контрольными органами и службами. | миграции, ГУВД | | финансирования | | | | г.Москвы, УМНС по | | исполнителей мероприятия | | | | г.Москве, УФСНП РФ по | | | | | | г.Москве | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.4.7 | Осуществлять взаимодействие с Московской | Комитет по делам | постоянно | За счет средств текущего | | | регистрационной палатой по обмену информацией о | миграции, Московская | | финансирования | | | предприятиях, зарегистрированных в г.Москве и | регистрационная | | исполнителей мероприятия | | | привлекающих ИРС. | палата | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 2.4.8 | Определить порядок обмена информацией о предприятиях, | Комитет по делам | 2002 г. | За счет средств текущего | | | которые создаются с участием иностранного капитала | миграции, Московская | | финансирования | | | или предусматривают привлечение ИРС, а также о | лицензионная палата, | | исполнителей мероприятия | | | юридических лицах, регистрируемых Московской | Московская | | | | | лицензионной палатой. | регистрационная | | | | | | палата | | | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 3. Оптимизация объема и структуры миграционных потоков в интересах социально-экономического и демографического развития города | |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 3.1 | Провести на конкурсной основе комплексное | Комитет по делам | 2002 г. | Бюджет г.Москвы | | | исследование влияния миграции на демографическую | миграции, ГУП НИиПИ | | | | | обстановку и экономическое положение Москвы за период | генплана г.Москвы, | | | | | 1990-2001 годы и составить прогноз развития миграции | Мосгоркомстат | | | | | в Москве на 2002-2004 годы и до 2010 года. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 3.2 | С участием Территориального органа Министерства по | Комитет по делам | 2003 г. | За счет средств текущего | | | делам федерации, национальной и миграционной политики | миграции | | финансирования | | | Российской Федерации в г.Москве разработать | | | исполнителей мероприятия | | | предложения по применению информационных технологий | | | | | | для формирования миграционных мотиваций в целях | | | | | | противодействия негативным явлениям, связанных с | | | | | | миграцией. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 3.3 | Ввести практику проведения Комитетом по делам | Комитет по делам | постоянно | За счет средств текущего | | | миграции координационных совещаний по трудовой | миграции, | 1 раз в | финансирования | | | миграции в Москву с руководителями отраслевых и | департаменты, | полугодие | исполнителей мероприятия | | | территориальных рабочих групп по подготовке | комитеты и | | | | | предложений и заключений о целесообразности | управления, Префекты | | | | | привлечения ИРС в Москву. | административных | | | | | | округов | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 3.4 | Подготовить и представить в Комплекс экономической | Комитет по делам | ежегодно | За счет средств текущего | | | политики и развития: - отчеты о количестве и составе | миграции, Отраслевые | до 25 | финансирования | | | используемой иностранной рабочей силы; - отраслевые | департаменты, | апреля | исполнителей мероприятия | | | программы регулирования привлечения и использования | комитеты и | | | | | иностранной рабочей силы с обоснованием потребности в | управления, | | | | | ней на последующие годы. | Московская федерация | | | | | | профсоюзов, городские | | | | | | отраслевые | | | | | | профобъединения | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 3.5 | С участием Территориального органа Министерства по | Комитет по делам | постоянно | За счет средств текущего | | | делам федерации, национальной и миграционной политики | миграции | | финансирования | | | Российской Федерации в г.Москве совершенствовать | | | исполнителей мероприятия | | | работу по привлечению и использованию иностранной | | | | | | рабочей силы в городе, включая работу | | | | | | Межведомственной административной комиссии при | | | | | | Правительстве Москвы по вопросу привлечения и | | | | | | использования ИРС. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 3.6 | Привлекать российских и зарубежных инвесторов и | Комплекс архитектуры, | 2002-2004 гг.| За счет средств текущего | | | предпринимателей, внедряющих новые технологии, | строительства, | | финансирования | | | материалы, изделия ("ноу-хау") и создавать на | развития и | | исполнителей мероприятия | | | предприятиях строительной отрасли благоприятные | реконструкции города | | | | | условия для организации новых рабочих мест для | | | | | | москвичей. | | | | |---------|-------------------------------------------------------|-----------------------|--------------|--------------------------| | 3.7 | Предоставлять Комитету по делам миграции информацию о | Департамент | 2002-2004 гг.| За счет средств текущего | | | наличии в городе вакантных рабочих мест, не | федеральной | | финансирования | Страницы: 1 2 |