О СИСТЕМЕ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН. Распоряжение. Правительство Москвы. 06.08.01 708-РП

           О СИСТЕМЕ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ
                          ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          6 августа 2001 г.
                               N 708-РП

                                 (Д)


     В целях реализации Федерального Закона от 09.01.1996  N  3-ФЗ  "О
радиационной безопасности населения",  в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от  16.06.1997  N  718  "О  порядке
создания    единой    государственной   системы   контроля   и   учета
индивидуальных доз облучения граждан" и  постановлением  Правительства
Москвы  от  28.11.2000  N  945  "О  мерах  по  повышению  радиационной
безопасности населения г. Москвы":
     1. Утвердить  Систему  учета  и  регистрации  индивидуальных  доз
облучения  граждан  г.  Москвы  (приложение  1)  и  Порядок  учета   и
регистрации индивидуальных доз облучения граждан г. Москвы (приложение
2).
     2. Установить, что Система учета и регистрации индивидуальных доз
облучения  граждан  г.  Москвы  является   составной   частью   единой
Государственной  системы контроля и учета индивидуальных доз облучения
граждан Российской Федерации.
     3. Московскому    государственному    предприятию   "Объединенный
эколого-технологический   и    научно-исследовательский    центр    по
обезвреживанию  радиоактивных  отходов и охране окружающей среды" (Мос
НПО "Радон") осуществлять обобщение,  обработку и учет  информации  об
индивидуальных   дозах   облучения  граждан  г.  Москвы  от  различных
источников облучения.
     4. Центру  Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в г.  Москве,  Главному управлению  по  делам  гражданской  обороны  и
чрезвычайным  ситуациям  г.  Москвы,  Комитету здравоохранения Москвы,
Головному Центру Государственного санитарноэпидемиологического надзора
Федерального  Управления  "Медбиоэкстрем" Министерства здравоохранения
Российской  Федерации  и  др.  организациям,  занимающимся  сбором   и
систематизацией  сведений  о  дозах  облучения  населения (в том числе
персонала),  направлять информацию в Мос НПО "Радон" в соответствии  с
утвержденными    годовыми    формами   федерального   государственного
статистического наблюдения за индивидуальными дозами облучения граждан
(постановление   Государственного  комитета  Российской  Федерации  по
статистике от 07.09.99 N 84 "Об утверждении годовых форм  федерального
государственного   наблюдения   за  индивидуальными  дозами  облучения
граждан",  Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
19.03.2001 N 73 "О ведении государственного статистического наблюдения
за дозами облучения пациентов").
     5. Центру  Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в г.  Москве осуществлять контроль за организацией учета и регистрации
индивидуальных доз облучения населения.
     6. Организациям,  указанным в  п.4,  представлять  информацию  об
индивидуальных  дозах  облучения населения в федеральные банки данных,
предусмотренные в Положении о единой Государственной системе  контроля
и учета индивидуальных доз облучения граждан.
     7. На основании обобщения и анализа данных полученной  информации
Мос   НПО   "Радон"   по   согласованию   с  Центром  Государственного
санитарно-эпидемиологического надзора в г.  Москве,  Головным  Центром
Государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора  Федерального
Управления  "Медбиоэкстрем"  Министерства  здравоохранения  Российской
Федерации   ежегодно   представлять  в  Правительство  г.  Москвы  для
ознакомления  "Заключение  об  уровнях  индивидуальных  доз  облучения
граждан г. Москвы" и необходимые рекомендации.
     8. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить  на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б. В.

Премьер Правительства Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
6 августа 2001 г.
N 708-РП


                                                          Приложение 1

                                               к распоряжению Премьера
                                                  Правительства Москвы
                                                от 6 августа 2001 года
                                                              N 708-РП

                     СИСТЕМА УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ
            ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН Г. МОСКВЫ

                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1.1. Система учета и  регистрации  индивидуальных  доз  облучения
граждан   (Система)   содержит   описание   принципов  ее  создания  и
функционирования,  видов   индивидуальных   доз   облучения   граждан,
подлежащих  контролю  и  учету,  регламентирует  порядок осуществления
контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан.
     1.2. Система  является  составной  частью  единой Государственной
системы контроля индивидуальных доз облучения граждан.

                      2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

     2.1. Основными целями создания системы учета  и  регистрации  доз
облучения граждан являются:
     - оценка воздействия радиационного фактора на население;
     - контроль и учет индивидуальных доз облучения граждан;
     - анализ индивидуальных и коллективных доз облучения,  получаемых
отдельными  группами  населения от всех видов источников ионизирующего
излучения;
     - учет лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов;
     - прогнозирование развития радиационной обстановки и  медицинских
последствий облучения населения;
     - информационная  поддержка  органов  исполнительной   власти   в
принятии    решений,    направленных   на   обеспечение   радиационной
безопасности в связи с  изменением  радиационной  обстановки,  включая
меры по снижению уровней облучения населения;
     - ознакомление общественности  достоверной  информацией  о  дозах
облучения граждан.
     2.2. Основными задачами являются:
     - организация  и  проведение  контроля и учета индивидуальных доз
облучения граждан  от  всех  источников  излучения,  подлежащих  учету
согласно Нормам радиационной безопасности;
     - организация и контроль соблюдения методических, метрологических
и  технических  требований  к  контролю  индивидуальных  доз облучения
граждан;
     - сопряжение  контроля  индивидуальных  доз  облучения  граждан с
контролем радиационной обстановки;
     - ведение  учета  индивидуальных  доз  облучения  граждан на базе
единых форм федерального государственного статистического учета;
     - ведение  баз  данных  индивидуальных  (или среднегрупповых) доз
облучения граждан от воздействия  различных  источников  ионизирующего
излучения;
     - предоставление официальной информации об  индивидуальных  дозах
облучения  граждан  в  органы  исполнительной  власти  и  по  запросам
общественных и других организаций.

         3. КОНТРОЛИРУЕМЫЕ ВИДЫ ОБЛУЧЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ КОНТРОЛЯ

     3.1. Контролю и учету подлежат:
     - индивидуальные   дозы   облучения,  получаемые  гражданами  при
воздействии различных источников ионизирующего излучения и  проведении
медицинских рентгенорадиологических процедур;
     - индивидуальные  дозы  облучения,   обусловленные   естественным
радиационным и техногенно измененным радиационным фоном.
     На основании требований Норм радиационной  безопасности  контролю
подлежат уровни облучения:
     - персонала  и  населения  в  условиях  нормальной   эксплуатации
техногенных источников ионизирующего излучения;
     - населения природными источниками ионизирующего излучения;
     - персонала и населения в результате радиационной аварии;
     - населения при  проведении  медицинских  рентгенорадиологических
процедур.
     3.2. Объектом контроля и учета в зависимости от  вида  и  условий
облучения  могут быть индивидуальные дозы облучения отдельных граждан,
а  также  среднегрупповые  дозы  граждан,  имеющих   сходные   условия
облучения, близкие производственные и (или) территориальные условия.
     3.3. Для определения индивидуальных доз облучения используются:
     - прямые измерения с помощью индивидуальных дозиметров;
     - расчеты индивидуальной дозы облучения граждан на основе  данных
контроля   радиационной  обстановки,  а  также  полученных  с  помощью
фантомов и счетчиков излучения человека;
     - реконструкция   индивидуальной   дозы   облучения   граждан  по
биологическим,  биохимическим и биофизическим  эффектам  в  облученном
организме;
     - реконструкция  индивидуальной   дозы   облучения   граждан   по
радиационным эффектам в различных материалах.
     3.4. Контроль  и  учет  индивидуальных  доз   облучения   граждан
проводится    на    основе    единого   нормативного,   методического,
метрологического и информационного обеспечения.
     3.5. Применимость  данных  контроля  радиационной  обстановки для
использования  в  Системе  обеспечивается  выработкой  унифицированных
требований к объему, методам и средствам контроля.
     3.6. По  мере  развития  Системы  расчеты   индивидуальной   дозы
облучения  граждан  на  основе данных контроля радиационной обстановки
постепенно   автоматизируются   с   использованием   методического   и
программного   обеспечения  единой  Государственной  системы  контроля
индивидуальных доз.

                 4. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

     4.1. Мос  НПО  "Радон"   осуществляет   обобщение   и   обработку
информации  об  индивидуальных  дозах  облучения  граждан  г.Москвы от
различных источников излучения.
     4.2. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
в  г.Москве  осуществляет  надзор  за  ведением  учета  и  регистрации
индивидуальных доз облучения граждан.
     4.3. Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора
(ЦГСЭН) в г.Москве,  Главное управление по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям (ГУ ГО и ЧС) г.Москвы,  Комитет здравоохранения
Москвы  (Научно-практический  центр медицинской радиологии),  Головной
Центр Государственного санитарно-эпидемиологического надзора  (ГЦГСЭН)
Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Минздрава Российской Федерации
и др.  организации,  занимающиеся сбором и систематизацией сведений  о
дозах   облучения  населения  (в  том  числе  персонала)  представляют
информацию в Мос НПО "Радон" в соответствии с  утвержденными  годовыми
формами  федерального  государственного  статистического наблюдения за
индивидуальными дозами облучения граждан.
     4.4. Сбор  первичного материала и ведение баз данных осуществляют
организации, перечисленные в п.4.3. Организации-участники имеют доступ
к указанным базам данных на взаимной основе.  Ежегодно в установленном
порядке они представляют информацию об индивидуальных дозах  облучения
граждан   г.Москвы  в  федеральные  банки  данных,  предусмотренные  в
Положении  о  единой  Государственной   системе   контроля   и   учета
индивидуальных доз облучения граждан:
     - В федеральную базу данных  по  индивидуальным  дозам  облучения
граждан,   создаваемого   естественным   радиационным   и   техногенно
измененным радиационным фоном,  а также дозам  облучения  граждан  при
проведении  медицинских  рентгенорадиологических процедур,  информацию
представляют ЦГСЭН в г.Москве,  Мос НПО  "Радон",  Научно-практический
центр медицинской радиологии Комитета здравоохранения Москвы.
     - В федеральную базу данных  по  индивидуальным  дозам  облучения
персонала    организаций,   подконтрольных   Федеральному   Управлению
"Медбиоэкстрем",   информацию   представляет    ГЦГСЭН    Федерального
Управления "Медбиоэкстрем".
     - В федеральную базу данных  по  индивидуальным  дозам  облучения
персонала организаций информацию представляет ЦГСЭН в г.Москве.
     - В  федеральную   базу   данных   Российского   Государственного
медико-дозиметрического  регистра  по  индивидуальным  дозам облучения
граждан,  получаемым при радиационных  авариях,  и  обобщенным  данным
облучения  населения от различных источников,  информацию представляют
ГУ  ГО  и  ЧС  г.Москвы,  Мос  НПО  "Радон",  ЦГСЭН   в   г.   Москве,
Научно-практический     центр    медицинской    радиологии    Комитета
здравоохранения Москвы.
     4.5. Мос  НПО  "Радон"  использует  информацию  об индивидуальных
дозах  облучения  граждан  при  оформлении  радиационно-гигиенического
паспорта территории г.Москвы.

                   5. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ

     5.1. Реализация  системы  учета  и регистрации индивидуальных доз
облучения граждан г.Москвы осуществляется в два этапа. На первом этапе
(2001   г.)  обеспечивается  решение  организационных  и  методических
вопросов в  реализации  системы  учета  индивидуальных  доз  облучения
граждан на базе существующих в настоящее время форм контроля.
     5.2. На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществляется  методическое
и   техническое   обеспечение   системы  контроля  индивидуальных  доз
облучения граждан с учетом ее специфики.


                                                          Приложение 2

                                               к распоряжению Премьера
                                                  Правительства Москвы
                                                от 6 августа 2001 года
                                                              N 708-РП

                               ПОРЯДОК

                  УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
                   ДОЗ ОБЛУЧЕНИЯ ГРАЖДАН Г. МОСКВЫ

     1. В формировании баз данных по  индивидуальным  дозам  облучения
граждан, в том числе персонала, принимают участие:
     - Мос НПО "Радон";
     - Центр  Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в
г.Москве;
     - Главное  управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям г.Москвы;
     - Головной  Центр  Государственного санитарно-эпидемиологического
надзора Федерального Управления "Медбиоэкстрем" Минздрава РФ;
     - Комитет   здравоохранения   Москвы  (Научно-практический  центр
медицинской радиологии).
     2. Информацию   об   индивидуальных   дозах   облучения   граждан
организации представляют в соответствии с таблицей:

----------------------------------------------------------------------------
|  N  |     Представляемые материалы       | Организация, ответственная за |
| п/п |                                    | представление данных          |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 1.  | Данные по индивидуальным дозам     | ЦГСЭН в г.Москве              |
|     | облучения граждан от естественных  | Мос НПО "Радон"               |
|     | и техногенных радионуклидов        |                               |
|     |                                    |                               |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 2.  | Данные по индивидуальным дозам     | ЦГСЭН в г.Москве              |
|     | облучения граждан от содержания    |                               |
|     | радионуклидов в воде и пищевых     |                               |
|     | продуктах                          |                               |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 3.  | Данные по индивидуальным дозам     | ЦГСЭН в г.Москве              |
|     | облучения граждан от содержания    |                               |
|     | радионуклидов в строительных       |                               |
|     | материалах                         |                               |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 4.  | Данные по индивидуальным дозам     | Мос НПО "Радон"               |
|     | облучения граждан от аварийных     |                               |
|     | загрязнений территории г.Москвы    |                               |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 5.  | Данные по индивидуальным дозам     | НПЦ медицинской радиологии    |
|     | облучения персонала и граждан при  |                               |
|     | рентгенорадиологических            |                               |
|     | исследованиях                      |                               |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 6.  | Данные по индивидуальным дозам     | ГЦГСЭН "Медбиоэкстрем"        |
|     | облучения персонала                |                               |
|     | радиационно-опасных и              |                               |
|     | ядерно-опасных объектов            |                               |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 7.  | Данные по индивидуальным дозам     | ГУ ГО и ЧС г.Москвы,          |
|     | облучения персонала и граждан при  | Мос НПО "Радон"               |
|     | чрезвычайных ситуациях             |                               |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 8.  | Средние и среднегрупповые данные   | ЦГСЭН в г.Москве,             |
|     | по индивидуальной и коллективной   | НПЦ медицинской радиологии,   |
|     | дозе облучения персонала           | ГЦГСЭН "Мебиоэкстрем"         |
|-----|------------------------------------|-------------------------------|
| 9.  | Средние и среднегрупповые данные   | ЦГСЭН в г.Москве,             |
|     | по индивидуальной и коллективной   | НПЦ медицинской радиологии,   |
|     | дозе облучения населения           | Мос НПО "Радон"               |
|     |                                    | ГУ ГО и ЧС г.Москвы           |
----------------------------------------------------------------------------

     3. Первичные материалы представляются в соответствии  с  годовыми
формами федерального государственного статистического наблюдения:
     - N 1-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях
нормальной    эксплуатации    техногенных    источников   ионизирующих
излучений";
     - N 2-ДОЗ "Сведения о дозах облучения лиц из персонала в условиях
радиационной аварии или планируемого повышенного  облучения,  а  также
лиц из населения, подвергшегося аварийному облучению";
     - N 3-ДОЗ "Сведения о дозах облучения  пациентов  при  проведении
медицинских рентгенорадиологических исследований".