О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ БОРЬБЫ С ВИЧ-ИНФЕКЦИЕЙ В Г. МОСКВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 31 июля 2001 г. N 699 (ПРМ) В настоящее время в целом ряде регионов Российской Федерации, в том числе и в Москве, сохраняется крайне напряженная эпидемическая ситуация. Рост заболеваемости ВИЧ-инфекцией происходит на фоне развития эпидемии наркомании в России и в Москве параллельно с ростом заболеваемости парентеральными вирусными гепатитами. В Москве с начала регистрации ВИЧ-инфекции, а именно с 1987 года по 2000 год, зарегистрировано 9362 случая данного заболевания у жителей города. Участились случаи выявления ВИЧ-инфекции среди лиц без определенного места жительства. Серьезную проблему представляет риск заражения москвичей при переливании донорской крови, так как с ростом заболеваемости в г.Москве участились случаи регистрации ВИЧ-инфекции среди доноров крови. В целях комплексного решения проблем по замедлению темпа распространения ВИЧ-инфекции на территории г.Москвы, снижению социально-экономических последствий ВИЧ-инфекции, в соответствии с Федеральными законами от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года N 540 "О Федеральной целевой программе по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996-1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Целевую комплексную программу по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001- 2003 годы (приложение 1). 2. Утвердить Положение о Рабочей группе по контролю и координации за исполнением Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001- 2003 годы (приложение 2). 3. Утвердить состав Рабочей группы по контролю и координации за исполнением Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001- 2003 годы (приложение 3). 4. Определить Комитет здравоохранения Москвы заказчиком Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы (далее - Программа). 5. Комитету здравоохранения Москвы совместно с Центром госсанэпиднадзора в г.Москве, Комитетом социальной защиты населения Москвы, Московским комитетом образования, Комитетом по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы обеспечить выполнение мероприятий Программы в 2001 году в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по соответствующим отраслям. 6. Комитету здравоохранения Москвы в 2002 году обеспечить выполнение мероприятий Программы в пределах средств, предусматриваемых на эти цели в проекте бюджета города Москвы на 2002 год. 7. Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов г.Москвы и Комитетом здравоохранения Москвы предусмотреть при разработке проекта бюджета города Москвы на 2003 год выделение необходимых средств для реализации Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001 - 2003 годы. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 31 июля 2001 г. N 699 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 31 июля 2001 года N 699 ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В Г. МОСКВЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕДАВАЕМОГО ВИРУСОМ ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА (ВИЧ-ИНФЕКЦИИ) "АнтиВИЧ/СПИД" НА 2001-2003 ГОДЫ Москва 2001 г. I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | Целевая комплексная программа | | | по предупреждению распространения | | | в г.Москве заболевания, передаваемого | | | вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - | | | инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 | | | годы | |------------------------------|--------------------------------------------| | Основание для разработки | Постановление Главного государственного | | Программы | санитарного врача РФ от 29.12.99 г. N 19 | | | "О неотложных мерах по предупреждению | | | распространения ВИЧ-инфекции", Федеральная | | | целевая программа по предупреждению | | | распространения в Российской Федерации | | | заболевания, вызываемого вирусом | | | иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на | | | 1996-1997 годы и на период до 2000 года | | | "АнтиВИЧ/СПИД", утвержденная | | | Постановлением Правительства Российской | | | Федерации от 1 мая 1996 г. N 540; | | | Федеральный Закон "О предупреждении | | | распространения в Российской Федерации | | | заболевания, вызываемого вирусом | | | иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)"; | | | Федеральный Закон "О | | | санитарно-эпидемиологическом благополучии | | | населения". | |------------------------------|--------------------------------------------| | Заказчик Программы | Комитет здравоохранения Москвы | |------------------------------|--------------------------------------------| | Основные разработчики | Комитет здравоохранения Москвы, Центр | | Программы | Госсанэпиднадзора в г.Москве | |------------------------------|--------------------------------------------| | Цели и задачи | Цель - замедление темпа распространения | | | ВИЧ-инфекции на территории г.Москвы, | | | снижение социально-экономических | | | последствий от нее путём координированного | | | осуществления комплексных мероприятий | | | организационного и практического | | | характера. | | | Задачи: | | | - развитие системы информирования | | | населения о доступных мерах профилактики | | | ВИЧ-инфекции; - совершенствование | | | эпидемиологического надзора за | | | распространением ВИЧинфекции; | | | - совершенствование системы инфекционной | | | безопасности донорской крови и её | | | препаратов; | | | - повышение качества диагностики | | | ВИЧинфекции; | | | - применение современных подходов к | | | лечению ВИЧ-инфекции, СПИДа и | | | СПИДассоциированных заболеваний; | | | - подготовка кадров по вопросам | | | диагностики, клиники, лечения, | | | эпидемиологии и профилактике ВИЧ-инфекции. | |------------------------------|--------------------------------------------| | Сроки реализации | 2001-2003 гг. | | Программы | | |------------------------------|--------------------------------------------| | Перечень основных | - развитие системы информирования | | мероприятий | населения о доступных мерах профилактики | | | ВИЧ-инфекции; | | | - совершенствование санитарно - | | | эпидемиологического надзора за | | | ВИЧ-инфекцией; | | | - обеспечение безопасности медицинских | | | манипуляций и донорской крови; | | | - использование современных средств | | | диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и | | | оппортунистических заболеваний; | | | - подготовка кадров по вопросам | | | диагностики, клиники, лечения, | | | эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции. | |------------------------------|--------------------------------------------| | Исполнители Программы | Комитет здравоохранения Москвы, управления | | | здравоохранения административных округов | | | г.Москвы, лечебнопрофилактические | | | учреждения Комитета здравоохранения Москвы | |------------------------------|--------------------------------------------| | Соисполнители мероприятий | Центр Госсанэпиднадзора в г.Москве, | | Программы | Комитет по телекоммуникациям и средствам | | | массовой информации, Комитет по делам | | | семьи и молодежи Правительства Москвы, | | | Московский комитет образования, Комитет | | | социальной защиты населения Москвы, ГУВД | | | г.Москвы, неправительственные организации | |------------------------------|--------------------------------------------| | Источники финансирования | - средства отраслевых бюджетов; | | | - внебюджетные источники | |------------------------------|--------------------------------------------| | Ожидаемые результаты | Замедление темпа распространения | | реализации Программы | ВИЧинфекции на территории г.Москвы, | | | снижение социально-экономических | | | последствий от нее; обеспечение | | | безопасности донорской крови. | | | Снижение риска инфицирования ребенка во | | | время родов от ВИЧ-инфицированной матери. | | | Повышение качества медицинского | | | обслуживания ВИЧ-инфицированных и больных | | | СПИДом. | | | Совершенствование знаний медицинских | | | работников, воспитателей и педагогов по | | | вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. | | | Формирование в молодежной среде мнения о | | | необходимости "здорового образа жизни". | |------------------------------|--------------------------------------------| | Система организации | Рабочая группа по управлению Целевой | | контроля за исполнением | комплексной программой по предупреждению | | Программы | распространения в г.Москве заболевания, | | | передаваемого вирусом иммунодефицита | | | человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на | | | 2001-2003 годы. | ----------------------------------------------------------------------------- II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1. Введение Целевая комплексная программа по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы сформирована исходя из принципа преемственности по отношению к Федеральной целевой программе по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года "Анти-ВИЧ/СПИД", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 540. Основные направления государственной политики по предупреждению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации определены Федеральным Законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧинфекция)", Федеральным Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.99 г. N 19 "О неотложных мерах по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции". 2. Состояние проблемы Вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, социальной защиты ВИЧинфицированных, членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими своих служебных обязанностей, регулируются Федеральными Законами "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и другими нормативными правовыми актами в области здравоохранения. В Российской Федерации по состоянию на 01.02.2001 года зарегистрировано свыше 86 200 ВИЧ-инфицированных. В настоящее время в целом ряде регионов России, в том числе и в Москве сохраняется крайне напряженная эпидемиологическая ситуация. 1998 год стал годом начала массового распространения ВИЧинфекции в г.Москве. За 1998 г. выявлено 437 ВИЧ-инфицированных жителей г.Москвы и, таким образом, по сравнению с 1997 годом прирост новых случаев ВИЧ-инфекции составил 341 %. Начиная с 1999 г. значительно ускорились темпы распространения ВИЧ-инфекции в г.Москве. В течение 1999 года выявлено 5356 ВИЧ-инфицированных, что в 12,3 раза превышает число выявленных за 1998 год. В течение 2000 г. зарегистрировано 4877 ВИЧ-инфицированных москвичей, и на 01.01.2001 года общее число ВИЧ-инфицированных жителей Москвы составило 10 757. Лица моложе 30 лет составляют 90 % из числа ВИЧ-инфицированных. У 179 человек уже установлен диагноз СПИДа, 96 из них умерло. От всех выявленных 94% ВИЧ-инфицированных в 1999 и 2000 гг. жителей г.Москвы инфицировались при введении наркотиков внутривенно, 4,5% - при гетеросексуальных контактах с лицами, употребляющими внутривенно психоактивные вещества, 1% - при гомосексуальных контактах, 0,014 % составили дети, родившиеся от ВИЧ-инфицированных матерей, менее 0,5 % - лица, заразившиеся ВИЧ при гетеросексуальных контактах с лицами, не употребляющими психоактивные вещества внутривенно. Из числа ВИЧ-инфицированных жителей Москвы около 25% составляют женщины детородного возраста. В 2000 г. в Москве от ВИЧинфицированных женщин родилось 178 детей. Учитывая такие темпы роста числа новых случаев ВИЧ-инфекции, можно прогнозировать, что в г.Москве к 2002 году количество ВИЧинфицированных может составить более 20 000 человек, а в 2003 г. - это количество удвоится. Можно прогнозировать, что к 2002 году у более чем 30% инфицированных ВИЧ, ныне состоящих на учете в Московском городском центре профилактики и борьбы со СПИДом Комитета здравоохранения Москвы (МГЦ СПИД), возникнет иммунодефицит, у 1-3% лиц - стадия СПИДа, у 3 - 5 % лиц - развитие комплекса заболеваний, сопутствующих ВИЧинфекции. Уровень оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам г.Москве не соответствует современным требованиям в связи с недостаточным оснащением медицинских учреждений, занимающихся ВИЧинфекцией, аппаратурой, медикаментами и расходными материалами. В Москве проводится комбинированная противоретровирусная терапия с одновременным применением трёх и более противоретровирусных препаратов (Тимазид, Хивид, Видекс, Фортоваза, Криксиван, Вирасепт и др.) в различных комбинациях в зависимости от устойчивости вируса к тем или иным лекарственным средствам. Однако подобную терапию получает менее 2 % ВИЧ-инфицированных москвичей. Отсутствие достаточного количества диагностикумов не позволяет осуществлять в полном объеме контроль эффективности терапии путём определения концентрации РНК ВИЧ в плазме крови методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), а также определения иммунного статуса пациентов страдающих ВИЧ-инфекцией, СПИДом и оппортунистическими заболеваниями. Диагностика большинства СПИД-ассоциированных заболеваний (цитомегаловирусная инфекция, герпес-вирусные инфекции, токсоплазмоз, пневмоцистоз и др.) методами генной диагностики (полимеразная цепная реакция (ПЦР) и с использованием специфических моноклональных антител) в настоящее время не осуществляется. В Москве не действует система постоянной информационной пропаганды, направленной на профилактику ВИЧ-инфекции среди различных слоев населения и, прежде всего, групп риска, наиболее подверженных инфицированию. Недостаточно осуществляется информирование учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений о доступных методах индивидуальной защиты от ВИЧ-инфекции. Объективная и доступная информация о СПИДе, путях его распространения и методах предупреждения заражения - в настоящее время единственный способ профилактики заболевания. Кроме того, такая информация является мерой профилактики наркомании, так как опасение заразиться СПИДом может предупредить попытку подростка попробовать наркотики в первый раз. В городе существует система кабинетов профилактики ВИЧ-инфекции, где каждый желающий может не только пройти обследование на ВИЧ-инфекцию, но и получить от врача всю необходимую информацию об этом заболевании. Однако до сих пор не создана система медикопсихологической поддержки ВИЧ-инфицированных и членов их семей. 3. Основная цель и задачи программы Основная цель: замедление темпа распространения ВИЧ-инфекции на территории г.Москвы, снижение социально-экономических последствий от нее путём координированного осуществления комплексных мероприятий организационного и практического характера. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: - развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ - инфекции; - совершенствование эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, создание информационной системы эпидемиологического контроля; - обеспечение инфекционной безопасности медицинских манипуляций и донорской крови; - использование современных средств диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний; - подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактике ВИЧ инфекции. 4. Система программных мероприятий 4.1. Развитие системы информирования населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции Основными путями распространения ВИЧ-инфекции являются заражение при половых контактах и внутривенном введении психоактивных веществ (опиум, героин, эфедрин и др.). В связи с этим, самыми доступными и эффективными мерами профилактики заболевания являются повышение уровня нравственного и полового воспитания населения, особенно молодежи, применение средств индивидуальной защиты и информирование населения о доступных мерах профилактики. В Программе предусматриваются: - разработка, издание и распространение санитарно-просветительных материалов (памятки, буклеты, плакаты) по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании для различных групп населения, в том числе для подростков и молодежи; - разработка программ и пособий по нравственному и половому воспитанию, дифференцированных для различных групп детей, подростков и молодежи; - использование в электронных средствах массовой информации тематических видеофильмов, видеоклипов, радиопередач и радиоклипов по профилактике ВИЧ-инфекции; - внедрение научно-методических пособий, а также подготовка активистов общественных и неправительственных организаций для работы по профилактике ВИЧ-инфекции в группах повышенного риска заражения ВИЧ (проститутки, наркоманы, представители сексуальных меньшинств, водители международных автобусов и т.д.); - обеспечение учебных заведений г.Москвы (общеобразовательных школ, средних профессиональных и высших учебных заведений) дифференцированными программами по нравственному и половому воспитанию детей, подростков и молодежи; - организация и проведение массовых зрелищных мероприятий для молодежной аудитории, посвященных пропаганде здорового образа жизни и профилактике ВИЧ-инфекции; - организация и проведение работы в центрах, объединениях, клубах по нравственному воспитанию детей, подростков и молодежи. 4.2. Совершенствование санитарно-эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией В г.Москве внедрена система эпидемиологического надзора за распространением ВИЧ-инфекции, а также проводится комплекс профилактических противоэпидемических мероприятий. Современное развитие эпидемии ВИЧ-инфекции в г.Москве требует совершенствования системы эпидемиологического надзора. В Программе предусматриваются: - разработка и внедрение директивных и методических документов по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией в г.Москве; - подготовка и распространение оперативной эпидемиологической информации, бюллетеней и аналитических обзоров по состоянию заболеваемости и профилактики ВИЧ-инфекции в зарубежных странах, в Российской Федерации и г.Москве; - разработка технического задания для внедрения компьютерной информационно-аналитической системы слежения за эпидемическим процессом по ВИЧ-инфекции в г.Москве; - оснащение учреждений Комитета здравоохранения Москвы и Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве, лечебных и санитарно - противоэпидемических учреждений в административных округах г.Москвы, ГУВД г.Москвы, Управления исполнения наказаний Минюста РФ по г.Москве компьютерной техникой и другим оборудованием для создания единой компьютерной сети. 4.3. Обеспечение инфекционной безопасности медицинских манипуляций и донорской крови В связи с резким увеличением числа ВИЧ-инфицированных, актуальным является проблема обеспечения инфекционной безопасности при проведении медицинских манипуляций в лечебно-профилактических учреждениях г.Москвы. Существует возможность парентерального заражения ВИЧ-инфекцией при использовании биологических жидкостей, органов и тканей, полученных от ВИЧ-инфицированных лиц в стадии диагностического окна. При возникновении аварийной ситуации (нарушение целостности кожных покровов и слизистых медицинским инструментарием) существует риск инфицирования ВИЧ медицинского персонала при оказании помощи больным ВИЧ - инфекцией и СПИДом. В Программе предусматривается: - внедрение современных методов дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария; - карантинизация крови в течение трех месяцев с повторным тестированием на антитела к ВИЧ, гепатитам В и С доноров перед применением препаратов; - создание банков аутокрови для лиц, поступающих в лечебные учреждения г. Москвы для проведения хирургических операций в плановом порядке по добровольному медицинскому страхованию; - проведение рекламной кампании по привлечению в донорство лиц, не заинтересованных в материальном вознаграждении (бесплатное донорство); - закупка противоретровирусных препаратов для профилактики заражения ВИЧ медицинского персонала при возникновении аварийных ситуаций. 4.4. Использование современных средств диагностики и лечения ВИЧ-инфекции и СПИД-ассоциированных заболеваний Уровень оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным пациентам в г.Москве требует совершенствования. В лечебных учреждениях Комитета здравоохранения недостаточно специального оборудования, медикаментов и расходных материалов. Комбинированная противоретровирусная терапия с одновременным применением трёх и более противоретровирусных препаратов в различных комбинациях в зависимости от устойчивости вируса к тем или иным лекарственным средствам проводится крайне ограниченному количеству ВИЧ-инфицированных москвичей - менее 2%. Отсутствие достаточного количества диагностикумов не позволяет осуществлять в полном объеме контроль эффективности терапии путём определения концентрации РНК ВИЧ в плазме крови методом полимеразной цепной реакции (ПЦР), а также определения иммунного статуса пациентов. Диагностика большинства СПИДассоциированных инфекций (цитомегаловирусная инфекция, герпесвирусные инфекции, токсоплазмоз, пневмоцистоз и др.) методами генной диагностики (ПЦР и с использованием специфических моноклональных антител) в настоящее время не осуществляется. В Программе предусматривается: - обеспечение лечебно-профилактических учреждений Комитета здравоохранения Москвы диагностическими тест-наборами для проведения скрининговых (массовых) исследований на антитела к ВИЧ; - повышение качества верификационных исследований ВИЧ-инфекции и диагностики СПИД-ассоциированных заболеваний путем закупки высокочувствительных тест-систем и оборудования для иммуноферментного анализа и тест-систем для иммунного блотинга; - закупка оборудования, расходных материалов для банка ВИЧположительных сывороток, проведения внутрилабораторного и внешнего контроля качества лабораторных исследований, входного контроля качества тест-систем с целью поддержания системы гарантии качества лабораторных исследований; - применение современных методов определения иммунного статуса и метода ПЦР - диагностики ВИЧ - инфекции и СПИД - ассоциированных заболеваний; - закупка и применение современных отечественных и зарубежных лекарственных препаратов; - закупка оборудования палат интенсивной терапии для больных СПИДом в МГЦ СПИД; - совершенствование оказания амбулаторно-поликлинической помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом; - совершенствование оказания стационарной помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом в МГЦ СПИД; - совершенствование специализированной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным в лечебно-профилактических учреждениях Комитета здравоохранения Москвы; - организация изолированного лечения ВИЧ-инфицированных лиц, страдающих наркоманией; - совершенствование системы оказания консультативной помощи населению и проведения анонимного тестирования на антитела к ВИЧ в кабинетах профилактики ВИЧ-инфекции в административных округах г.Москвы; - оказание медико-психологической поддержки ВИЧ-инфицированным и членам их семей в МГЦ СПИД и кабинетах профилактики ВИЧинфекции в административных округах г.Москвы. 4.5. Организация медицинской и социальной помощи больным ВИЧ-инфекцией и СПИДом В городе уровень оказания медицинской и социальной помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом детям является недостаточным. Не решены вопросы полноценного содержания ВИЧ-инфицированных детей в интернатных учреждениях Московского комитета образования и Комитета социальной защиты населения Москвы. В настоящее время в Москве не в полном объеме внедрены в практику мероприятия по профилактике перинатального пути передачи ВИЧ. МГЦ СПИД располагается на территории инфекционной клинической больницы N 2 Комитета здравоохранения Москвы в стесненных условиях. Отсутствует возможность для оказания в полном объеме амбулаторно-поликлинической помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом, отсутствует возможность оказания хирургической помощи больным ВИЧинфекцией и СПИДом на базе МГЦ СПИД, а также стационарное лечение больных СПИДом с угрожаемыми жизни оппортунистическими заболеваниями в условиях боксированного отделения. В Программе предусматривается: - внедрение в практику работы родильных домов г.Москвы тестсистем для экспресс-диагностики ВИЧ-инфекции у необследованных беременных женщин; - уменьшение риска заражения ВИЧ от матери новорожденного применением противоретровирусных препаратов (Тимазид, Ретровир, Вирамун) во время беременности, в родах и в первые дни жизни ребенка; - создание нормативной базы для обеспечения медико-социальной помощи детям, рожденным ВИЧ-инфицированными матерями, детям, больным ВИЧ-инфекцией и СПИДом, в учреждениях Московского комитета образования, Комитетов социальной защиты населения и здравоохранения Москвы; - введение дополнительных штатных единиц медицинских работников в интернатных учреждениях системы Московского комитета образования и Комитета социальной защиты населения Москвы; - размещение амбулаторной, эпидемиологической и других служб МГЦ СПИД на базе инфекционной клинической больницы N 2 Комитета здравоохранения Москвы. 4.6. Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, лечения, эпидемиологии и профилактике ВИЧ-инфекции Внедрение в практику новых методов диагностики, лечения, профилактики и эпидемиологического надзора за распространением ВИЧинфекции в г.Москве требует совершенствования системы подготовки врачей и среднего медицинского персонала по этим вопросам. В Программе предусматривается: - организация и проведение общегородских конференций, семинаров, инструктажей по актуальным проблемам эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции для эпидемиологов Центра Госсанэпиднадзора в г.Москве и специалистов дезинфекционной службы; - организация и проведение подготовки работников лечебно-профилактических учреждений Комитета здравоохранения и ГУВД г.Москвы, Управления исполнения наказаний Минюста по г.Москве по вопросам клиники, диагностики, лечения, эпидемиологии, профилактики ВИЧинфекции и дезинфекционных мероприятий; - обучение персонала "домов малютки" и детских домов города вопросам профилактики ВИЧ-инфекции; - подготовка специалистов по медико-психологической поддержке ВИЧ-инфицированных, членов их семей и населения; - пересмотр штатного расписания "домов малютки" и детских домов города, в которых содержатся ВИЧ-инфицированные дети с увеличением численности медицинского персонала; - организация и проведение Правительством Москвы и Объединенной Программой ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), влиятельными общественными российскими и международными организациями в г.Москве 1-й и 2-й международных конференций по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа для педагогов, социальных работников и врачей. 5. Механизм реализации и организации управления Программой Рабочая группа, действующая на основании Положения о Рабочей группе, возглавляемой первым заместителем Премьера Правительства Москвы, контролирует ход реализации Программы и обеспечивает ее текущее управление. Рабочая группа определяет формы и методы организации управления Программы. 6. Ресурсное обеспечение мероприятий ------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование раздела | Объем финансирования | Исполнители | | | (тыс.руб.) | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Развитие системы информирования населения о доступных | | мерах профилактики ВИЧ-инфекции | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1. Разработка, издание и | 2100 | 2100 | 2100 | Комитет | | распространение санитарно - | | | | здравоохранения, | | просветительных материалов | | | | Центр ГСЭН, Комитет | | (памятки, буклеты) по | | | | по делам семьи и | | профилактике ВИЧ-инфекции и | | | | молодежи | | наркомании для различных групп | | | | | | населения, в том числе для | | | | | | подростков и молодежи | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 1.2. Разработка | из текущего финансирования | Комитет | | дифференцированных программ и | | | | здравоохранения, | | пособий, методических | | | | Московский комитет | | рекомендаций по нравственному и | | | | образования, Центр | | половому воспитанию подростков и | | | | ГСЭН | | молодежи | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 1.3. Создание и использование | 2000 | 2000 | 2000 | Комитет | | тематических видеофильмов, | | | | здравоохранения, | | видеоклипов, радиопередач и | | | | Комитет по | | радиоклипов по профилактике | | | | телекоммуникациям и | | ВИЧинфекции в электронных | | | | СМИ | | средствах массовой информации | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 1.4. Внедрение | из текущего финансирования | Комитет | | научнометодических пособий и | | | | здравоохранения, | | подготовка активистов | | | | Центр ГСЭН | | общественных и | | | | | | неправительственных организаций | | | | | | для работы по профилактике | | | | | | ВИЧ-инфекции в группах | | | | | | повышенного риска заражения | | | | | | ВИЧ-инфекцией (проститутки, | | | | | | наркоманы, представители | | | | | | сексуальных меньшинств, др.) | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 1.5. Обеспечение учебных | из текущего финансирования | Московский комитет | | заведений г.Москвы (средних и | | | | образования, | | общеобразовательных школ, | | | | Комитет | | профессиональных и высших | | | | здравоохранения, | | учебных заведений) | | | | Центр ГСЭН | | дифференцированными программами | | | | | | по нравственному и половому | | | | | | воспитанию детей, подростков и | | | | | | молодежи | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 1.6. Организация и проведение | 6000 | 6000 | 6000 | Комитет | | зрелищных массовых мероприятий | | | | здравоохранения, | | для молодежной аудитории, | | | | Комитет по делам | | посвященных пропаганде здорового | | | | семьи и молодежи, | | образа жизни и профилактике ВИЧ | | | | Центр ГСЭН | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | ВСЕГО: | 10100 | 10100 | 10100 | | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 2. Совершенствование санитарно-эпидемиологического надзора за ВИЧ-инфекцией | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1. Подготовка и | из текущего финансирования | Комитет | | распространение оперативной | | | | здравоохранения, | | эпидемиологической информации, | | | | Центр ГСЭН | | бюллетеней и аналитических | | | | | | обзоров по состоянию | | | | | | заболеваемости и профилактики | | | | | | ВИЧ-инфекции в зарубежных | | | | | | странах, в Российской Федерации | | | | | | и в г.Москве для | | | | | | заинтересованных служб города | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 2.2. Разработка и внедрение | из текущего финансирования | Комитет | | технико-рабочего проекта | | | | здравоохранения, | | информационноаналитической | | | | Центр ГСЭН | | системы слежения за | | | | | | эпидемическим процессом по | | | | | | ВИЧ-инфекции в г.Москве | | | | | | "ИНФОВИЧ-МОСКВА" | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 2.3. Оснащение учреждений | 354 | - | - | Комитет | | Комитета здравоохранения и | | | | здравоохранения, | | отдела ООИ Центра ГСЭН в | | | | Центр ГСЭН, ГУВД | | г.Москве и Центров ГСЭН в АО, | | | | г.Москвы, УИН | | ГУВД г.Москвы, УИН Минюста РФ по | | | | Минюста РФ по | | г.Москве компьютерной техникой и | | | | г.Москве | | другим оборудованием для | | | | | | внедрения единой компьютерной | | | | | | сети "ИНФОВИЧНЕТ" | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | Всего: | 354 | - | - | | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 3. Обеспечение инфекционной безопасности медицинских манипуляций и донорской крови | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 3.1. Карантинизация препаратов | 23000 | 3000 | 3000 | Комитет | | крови в течение трех месяцев с | | | | здравоохранения | | повторным тестированием на | | | | | | антитела к ВИЧ, гепатитам В и С | | | | | | доноров перед применением | | | | | | препаратов | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 3.2. Проведение тестирования | 11200 | 15000 | 20000 | Комитет | | донорской крови на ВИЧ-инфекцию | | | | здравоохранения | | тест-системами 5-го поколения | | | | | | (технология Ab-Ag) с целью | | | | | | сокращения периода | | | | | | диагностического окна | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 3.3. Создание банков аутокрови | 5000 | * | * | Комитет | | на Станции переливания крови и | | | | здравоохранения | | ЛПУ Комитета здравоохранения | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 3.4. Внедрение в службе крови | 1000 | ** | ** | Комитет | | методов амплификации нуклеиновых | | | | здравоохранения | | кислот для выявления вирусов, | | | | | | передающихся с кровью (ВИЧ, | | | | | | гепатиты В и С) для создания | | | | | | "банка чистой крови" | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 3.5. Проведение рекламной | 15000 | 15000 | 15000 | Комитет | | кампании по привлечению в | | | | здравоохранения | | донорство лиц, не | | | | | | заинтересованных в материальном | | | | | | вознаграждении (бесплатное | | | | | | донорство) | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 3.6. Закупка | 250 | 250 | 250 | Комитет | | противоретровирусных препаратов | | | | здравоохранения | | для профилактики заражения ВИЧ | | | | | | медицинского персонала при | | | | | | возникновении аварийных ситуаций | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | ВСЕГО: | 55450 | 33250 | 38250 | *внебюджетное | | | | | | финансирование, | | | | | | **объем | | | | | | финансирования | | | | | | будет определен по | | | | | | итогам внедрения | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 4. Использование современных средств диагностики | | и лечения ВИЧ-инфекции и оппортунистических заболеваний | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 4.1. Обеспечение ЛПУ Комитета | - | - | - | Комитет | | здравоохранения диагностическими | | | | здравоохранения | | тестнаборами для проведения | | | | | | скрининговых исследований на | | | | | | антитела к ВИЧ за счет средств | | | | | | Федерального бюджета | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 4.2. Закупка оборудования для | 12300 | 3900 | 3900 | Комитет | | диагностических лабораторий | | | | здравоохранения | | города и техническое обеспечение | | | | | | скрининговых и верификационных | | | | | | исследований МГЦ СПИД и ЛПУ | | | | | | Комитета здравоохранения | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 4.3. Обеспечение верификационных | 15000 | 25000 | 30000 | Комитет | | исследований ВИЧинфекции, | | | | здравоохранения | | диагностики оппортунистических | | | | | | заболеваний, определение | | | | | | вирусной нагрузки и иммунного | | | | | | статуса | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 4.4. Закупка и применение | 170000 | 220000 | 300000 | Комитет | | специфической противовирусной | | | | здравоохранения | | терапии при оказании | | | | | | амбулаторно-поликлинической и | | | | | | стационарной помощи | | | | | | ВИЧ-инфицированным и больным | | | | | | СПИДом | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 4.5.Обеспечение препаратами | - | - | - | Комитет | | Тимазид, Никавир | | | | здравоохранения | | ВИЧинфицированных и больных | | | | | | СПИДом в МГЦ СПИД за счет | | | | | | средств Федерального бюджета | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 4.6. Закупка оборудования палат | из текущего финансирования | Комитет | | интенсивной терапии для больных | | | | здравоохранения | | СПИДом в МГЦ СПИД | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 4.7. Организация изолированного | из текущего финансирования | Комитет | | лечения ВИЧ-инфицированных лиц, | | | | здравоохранения | | страдающих наркоманией | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 4.8. Оказание консультативной | 1200 | 1200 | 1400 | Комитет | | помощи населению и проведения | | | | здравоохранения, УЗ | | анонимного тестирования на | | | | АО г.Москвы | | антитела к ВИЧ в кабинетах | | | | | | профилактики ВИЧ-инфекции в АО | | | | | | г.Москвы | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 4.9. Оказание | из текущего финансирования | Комитет | | медикопсихологической поддержки | | | | здравоохранения, УЗ | | ВИЧ-инфицированным и членам их | | | | АО г.Москвы | | семей в МГЦ СПИД и кабинетах | | | | | | профилактики Вич-инфекции в АО | | | | | | г.Москвы | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 4.10. Обеспечение ЛПУ, | из текущего финансирования | Комитет | | подчиненных УИН Минюста РФ по | | | | здравоохранения | | г.Москве тестсистемами для ИФА | | | | | | на антитела к ВИЧ | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | ВСЕГО: | 198500 | 250100 | 335300 | | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 5. Организация медицинской и социальной помощи больным ВИЧ-инфекцией и СПИДом | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 5.1. Закупка для родильных домов | 500 | 700 | 900 | Комитет | | г.Москвы тестсистем для экспресс | | | | здравоохранения | | диагностики ВИЧ-инфекции у | | | | | | необследованных беременных | | | | | | женщин и противоретровирусных | | | | | | препаратов для уменьшения риска | | | | | | передачи ВИЧ от матери к ребенку | | | | | | во время беременности, родов и | | | | | | ребенку в первые дни жизни | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 5.2. Введение дополнительных | из текущего финансирования | Комитет социальной | | штатных единиц медицинских | | | | защиты населения, | | работников в интернатных | | | | Московский комитет | | учреждениях системы Московского | | | | образования | | комитета образования и Комитета | | | | | | социальной защиты населения | | | | | | Москвы | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 5.3. Реконструкция и оснащение | 20000 | 10000 | 10000 | Комитет | | корпуса 3 ИКБ N 2 Комитета | | | | здравоохранения | | здравоохранения для размещения | | | | | | МГЦ СПИД | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 5.4. Капитальный ремонт корпуса | - | 14000 | - | | | 5 ИКБ N 2 Комитета | | | | | | здравоохранения для размещения | | | | | | поликлинического отделения МГЦ | | | | | | СПИД | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | ВСЕГО: | 20500 | 24700 | 10900 | | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 6. Подготовка кадров по вопросам диагностики, клиники, | | лечения, эпидемиологии и профилактики ВИЧ-инфекции | |----------------------------------------------------------------------------------------| | 6.1. Организация и проведение | из текущего финансирования | Комитет | | общегородских конференций, | | | | здравоохранения, | | семинаров, инструктажей по | | | | Центр ГСЭН, | | актуальным проблемам | | | | Московский комитет | | эпидемиологии и профилактики | | | | образования, | | ВИЧ-инфекции для эпидемиологов | | | | Комитет социальной | | ЦГСЭН, специалистов | | | | защиты населения | | дезинфекционной службы, ГУВД, | | | | | | педагогов и социальных | | | | | | работников | | | | | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 6.2. Обучение персонала | из текущего финансирования | Комитет | | "домов-малютки", детских домов | | | | здравоохранения, | | города вопросам профилактики | | | | Московский комитет | | ВИЧ-инфекции | | | | образования | |----------------------------------|-------------------------------|---------------------| | 6.3. Подготовка специалистов по | из текущего финансирования | Комитет | | медико-психологической поддержке | | | | здравоохранения, | | ВИЧ-инфицированных, членов их | | | | Московский комитет | | семей и различных категорий | | | | образования | | населения | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | 6.4. Организация и проведение | 100 | - | 200 | Комитет | | Правительством Москвы и | | | | здравоохранения, | | Объединенной Программой ООН по | | | | Центр ГСЭН | | ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), влиятельными | | | | | | общественными российскими и | | | | | | международными организациями в | | | | | | г.Москве 1-й, 2-й международных | | | | | | конференций по вопросам | | | | | | ВИЧ-инфекции и СПИДа для | | | | | | педагогов, социальных работников | | | | | | и врачей | | | | | |----------------------------------|----------|----------|---------|---------------------| | ВСЕГО: | 100 | - | 200 | | ------------------------------------------------------------------------------------------ ВСЕГО по программе: 2001 г. - 285004 тыс. руб.; 2002 г. - 318150 тыс. руб.; 2003 г. - 394750 тыс. руб. Общая стоимость программы: 997904 тыс. руб. по состоянию цен на 01.01.2001 г. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 31 июля 2001 года N 699 ПОЛОЖЕНИЕ о Рабочей группе по контролю и координации за исполнением Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г. Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы 1. Рабочая группа по контролю и координации за исполнением Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы, в дальнейшем именуемая Рабочая группа, является координирующим органом и создана для обеспечения взаимодействия городских органов исполнительной власти при решении задач, направленных на снижение темпов распространения на территории г.Москвы ВИЧ-инфекции, социальной защиты ВИЧ-инфицированных москвичей и членов их семей и лиц, подвергающихся риску заражения при исполнении ими своих служебных обязанностей, лечения ВИЧ - инфицированных и больных СПИДом. 2. Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", нормативными документами Правительства Российской Федерации. 3. Основными задачами Рабочей группы являются: - координация деятельности городских служб, решающих в пределах своей компетенции вопросы, связанные с организацией и проведением мероприятий, направленных на предупреждение распространения в г.Москве ВИЧ-инфекции; - координация деятельности предприятий, учреждений, организаций вне зависимости от их ведомственной принадлежности и формы собственности, осуществляющих мероприятия по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции на территории г.Москвы; - разработка перспективных направлений развития противоэпидемических, лечебных, просветительских, правовых мероприятий, направленных на борьбу с ВИЧ-инфекцией; - контроль за ходом реализации Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ / СПИД" на 2001 - 2003 годы. 4. Рабочая группа обязана: - информировать Правительство Москвы о ходе выполнения Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ / СПИД" на 2001-2003 годы не реже одного раза в квартал; - информировать все заинтересованные структуры и ведомства об изменении эпидемиологической ситуации по ВИЧ-инфекции в городе. 5. Рабочая группа имеет право: - запрашивать и получать от городских органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций материалы и информацию по вопросам, находящимся в ее компетенции; - создавать временные или постоянные экспертные комиссии из числа специалистов по наиболее важным и актуальным направлениям деятельности для подготовки материалов и проектов решения Рабочей группы; - заслушивать руководителей всех заинтересованных служб, ведомств, предприятий, учреждений, организаций о выполнении мероприятий по борьбе с распространением ВИЧ-инфекции, входящих в их компетенцию и предусмотренных городской программой. 7. Заседания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца, и её решения считаются правомочными, если на них присутствуют более половины её членов. 8. Решения Рабочей группы принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Рабочей группы путём открытого голосования и оформляются в виде протоколов, а при необходимости в виде проектов постановлений или распоряжений Правительства Москвы, которые вносятся в установленном порядке. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 31 июля 2001 года N 699 Состав Рабочей группы по контролю и координации за исполнением Целевой комплексной программы по предупреждению распространения в г.Москве заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) "АнтиВИЧ/СПИД" на 2001-2003 годы Председатель группы: Швецова Л.И. - первый заместитель Премьера Правительства Москвы Заместители председателя группы: Мартин В.А. - начальник Управления координации исполнения социальной политики Правительства Москвы Сельцовский А.П. - председатель Комитета здравоохранения Москвы Филатов Н.Н. - главный государственный санитарный врач по г. Москве Члены группы: Поляков С.В. - первый заместитель председателя Комитета здравоохранения Москвы Щербаченко М.Л. - председатель Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы Сырников И.К. - председатель Комитета социальной защиты населения Москвы Кезина Л.П. - председатель Московского комитета образования Муравьева И.Н. - председатель Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы Швидкин В.А. - ГУВД г.Москвы Худяков С.И. - председатель Комитета по культуре Москвы Лешкевич И.А. - заместитель председателя Комитета здравоохранения Москвы Иваненко А.В. - заместитель главного врача ЦГСЭН в г.Москве Аксенова О.А. - заместитель главного врача ЦГСЭН в г.Москве Хрупалов А.А. - начальник управления организации медицинской помощи Комитета здравоохранения Москвы Малышев Н.А. - главный специалист по инфекционным болезням и СПИДу Комитета здравоохранения Москвы Родина Л.В. - заведующая отделом надзора за особо опасными инфекциями ЦГСЭН в г.Москве Секретарь группы: Мазус А.И. - руководитель Московского городского центра профилактики и борьбы со СПИДом Комитета здравоохранения Москвы |