РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) 24 октября 1994 г. N 70-р (ЭЖ 94-45) В целях реализации структурной политики Правительства Российской Федерации, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий": 1. Утвердить Методические рекомендации по выявлению неплате- жеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предп- риятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффектив- ностью. 2. Управлению экспертно-методического обеспечения (Голубев В.В.) совместно с финансовым управлением (Лебенков В.Н.) с учетом предложе- ний заинтересованных органов государственной власти в месячный срок разработать отраслевые (региональные) экономические показатели эффек- тивности предприятий, основанные на базовых показателях, используемых в Методических рекомендациях. 3. Управлению делами (Иванов В.В.) направить в государственные органы исполнительной власти, имеющие подведомственные предприятия, утвержденный документ для разработки отраслевых (региональных) эконо- мических показателей эффективности предприятий. 4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя генерального директора В.В.Голубева. С.БЕЛЯЕВ, генеральный директор. Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью 1. Методические подходы Одним из инструментов оздоровления российской экономики и прове- дения ее структурной перестройки является предоставление предприятием, находящимся в тяжелом финансовом положении, государственной поддерж- ки. Основной предпосылкой предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятием является обеспечение их эф- фективной работы после получения финансовых средств. Другим действен- ным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий. Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первооче- редной государственной финансовой поддержке, а также определение неп- латежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учиты- вающем: текущий спрос на продукцию предприятий, основные характеристи- ки производственного и рыночного потенциалов предприятий (состояние основных производственных фондов и мощностей данных предприятий, уро- вень технологии, качество и конкурентоспособность выпускаемой продук- ции), оценку внутренних резервов предприятия для выхода из кризисного финансового состояния, а также оценку эффективности планов финансового оздоровления. Данный подход осуществляется поэтапно. На первом этапе в соответствии с критериями, базирующимися на ха- рактеристиках производственного и рыночного потенциалов предприятий, формируются четыре группы неплатежеспособных предприятий, претендую- щих на предоставление государственной финансовой поддержки. Предприятия, производственный и рыночный потенциал которых при- надлежащем менеджменте обеспечивает восстановление платежеспособности, выделяются в отдельную группу и не могут являться претендентами на получение первоочередной государственной финансовой поддержки. Предприятия подлежат выводу из числа действующих в связи с неэф- фективностью, если на первом этапе они были отнесены к группе, харак- теризующейся низким производственным и рыночным потенциалом, и в отно- шении них не принято в установленном порядке Правительством Российской Федерации решение о переводе в статус казенного завода. В отношении остальных неплатежеспособных предприятий на втором этапе рассматривается вопрос о возможности незатратных способов реше- ния экономических проблем, стоящих перед ними (снижение издержек про- изводства, изменение рыночной стратегии, смена менеджмента и т.д.). На третьем этапе на основе системы показателей, отражающих кроме прочего, отраслевую и региональную специфику функционирования предпри- ятий, оценивается их экономическое состояние, а также социально-эконо- мическая значимость и осуществляется ранжирование предприятий. На четвертом этапе проводится селекция предприятия на основе ана- лиза разработанных предприятиями планов финансового оздоровления (биз- нес-планов). Первоочередным требованием к представленным планам явля- ется обеспечение при их реализации выхода предприятия из состояния неплатежеспособности, финансовой устойчивости функционирования предп- риятия в будущем, а также возвратности средств, предоставленных предп- риятию в виде государственной финансовой поддержки. Предприятия, планы которых удовлетворяют данному требованию, ранжируются на основе оценки эффективности планов финансового оздоровления. оценка эффективности планов осуществляется при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой приведенной стоимости. После указанного ранжирования формиру- ется перечень предприятий, которым предоставление государственной фи- нансовой поддержки целесообразно осуществлять в первую очередь. Государственная финансовая поддержка предоставляется предприятиям из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также отраслевых и межотраслевых фондов, в порядке, соответствующем состав- ленному на основании указанной методики списку предприятий, нуждаю- щихся в первоочередном предоставлении государственной финансовой под- держки и в строгом соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.94 г. N 498 "О некоторых мерах по реали- зации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий". Контроль за целевым расходованием средств и результативностью реализа- ции планов финансового оздоровления осуществляет Федеральное управле- ние по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (далее по тексту - Федеральное управление). 2. Первый этап. Распределение предприятий по группам Предоставление государственной финансовой поддержки ориентирован- но в первую очередь на предприятия, способные использовать предостав- ленные финансовые средства с максимальной отдачей: в сжатые сроки про- вести реконструкцию производства и его диверсификацию, обеспечить уве- личение производства продукции, пользующейся спросом на соответствую- щем товарном рынке, значительно улучшить качество выпускаемой продук- ции, создать условия для эффективного осуществления своей хозяйствен- деятельности. В этих целях на первом этапе органами государственной исполнительной власти (министерствами и ведомствами), в ведении кото- рых находятся неплатежеспособные предприятия, осуществляется формиро- вание четырех групп предприятий, претендующих на получение госу- дарственной финансовой поддержки, в соответствии с критериями: - величины износа основных производственных фондов предприятия по сравнению со среднеотраслевой; - уровня спроса на основные виды выпускаемой предприятием продук- ции, в зависимости от ее качества и потребительских свойств. (Величина износа и уровень спроса на производимую продукцию опре- деляются соответствующими органами государственной исполнительной власти (министерствами и ведомствами) с учетом качества этой продукции и ее потребительских свойств). На основании указанной системы критериев неплатежеспособные предприятия могут быть разбиты на четыре группы. Первая группа: предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции. Вторая группа: предприятия с износом основных производственных фондов ниже среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции. Третья группа: предприятия с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные виды выпускаемой продукции. Четвертая группа: предприятия с износом основных производственных фондов на уровне и выше среднеотраслевого и пониженным спросом на основные виды выпускаемой продукции. Перечни неплатежеспособных предприятий по вышеуказанным группам предоставляются соответствующими органами государственной исполнитель- ной власти (министерствами и ведомствами) в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России. Предприятия, попавшие при распределении в первую группу, не могут являться претендентами на получение первоочередной государственной финансовой поддержки. Предприятия, попавшие при распределении в четвертую группу, под- лежат выводу из числа действующих в связи с неэффективностью, если в отношении них не принято в установленном порядке Правительством Российской Федерации решение о переводе в статус казенного предприятия. 3. Второй этап. Анализ возможных мероприятий по оздоровлению предприятия На втором этапе рассматривается вопрос о наличии преимущественно незатратных способов решения экономических проблем, и стоящих перед предприятием, которые были отнесены к сформированным на предыдущем этапе второй и третьей группам. В данных целях органами государственной исполнительной власти (министерствами, ведомствами), в ведении которых находятся неплате- жеспособные предприятия, оценивается целесообразность проведения на предприятии следующих мероприятий: - конверсии, диверсификации; - производства новых видов товаров (работ, услуг); - повышения качества выпускаемых товаров (работ, услуг); - повышения эффективности маркетинга; - повышения эффективности экспорта; - снижения издержек производства; - внедрения новых прогрессивных форм и методов управления; - проведения инвентаризации на предприятии; - сокращения дебиторской задолженности; - повышения доли собственных средств в оборотных активах; - продажи дочерних фирм и долей в капитале других предприятий; - продажи незавершенного производства - сокращения численности занятых на предприятии и обеспечения со- циальных льгот для уволенных; - временной остановки капитального строительства на предприятии; - продажи излишнего оборудования, материалов и складированных го- товых изделий; - конверсии долгов путем преобразования краткосрочных задолжен- ностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки; - других мероприятий (в том числе связанных с приобретением основных средств или их продажей, приобретением оборотных средств, по- иском источников финансирования мероприятий по финансовому оздоровле- нию и т.д.). В результате проведенного анализа выявляются те предприятия, ко- торые могут восстановить платежеспособность без предоставления им го- сударственной финансовой поддержки в кратчайшие сроки (за 1-2 месяца), а также предприятия, оздоровление финансового состояния которых невоз- можно без оказания им государственной финансовой поддержки. Сведения о последних направляются органами государственной исполнительной власти (министерствами, ведомствами), в ведении которых находятся неплате- жеспособные предприятия, внесет с разработанными и согласованными в установленном порядке планами финансового оздоровления данных предпри- ятий, в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банк- ротстве). 4. Третий этап. Оценка экономического состояния предприятия На третьем этапе Федеральным управлением по делам о несостоятель- ности (банкротстве) при Госкомимуществе России по предприятиям второй и третьей групп проводится оценка их экономического состояния на базе системы показателей, разрабатываемых Федеральным управлением с учетом предложений заинтересованных органов государственной исполнительной власти (отраслевых министерств и ведомств, а также администраций субъ- ектов Российской Федерации). В данную систему включаются наиболее зна- чимые экономические показатели, характеризующие обеспеченность предп- риятия материально-техническими, трудовыми и финансовым ресурсами, от- ражающие результаты его хозяйственной деятельности. К таким показателям следует отнести: - объем выпуска продукции (работ, услуг)и долю на соответствующем товарном рынке; - балансовая стоимость основных производственных фондов; - рентабельность производства, выпуска продукции; - численность занятых на предприятии; - удельный вес численности занятых на предприятии в численности населения города, поселка; - наличие и уровень развития производственной и социальной инф- раструктуры; - размеры кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, в том числе и просроченной и ряд других. На основе сформированной системы показателей осуществляется про- цедура ранжирования предприятий, отобранных на втором этапе. При про- ведении процедуры ранжирования учитывается значимость каждого из пока- зателей, входящих в указанную систему, исходя из отраслевой специфики рассматриваемых предприятий и региональных особенностей их местонахож- дения. Таким образом, в каждой из групп формируется последовательность предприятий, в отношении которых продолжается отбор претендентов на первоочередную государственную финансовую поддержку. 5. Четвертый этап. Анализ представленного плана финансового оздоровления На данном этапе анализируются согласованные в установленном по- рядке и направляемые заинтересованными органами государственной власти в Федеральное управление для утверждения планы финансового оздоровле- ния предприятий, ранжированных на предыдущем этапе. В результате данного анализа выявляются предприятия, бизнес-планы которых в полной мере удовлетворяют первоочередным требованиям по обеспечению выхода предприятия из состояния неплатежеспособности, фи- нансовой устойчивости дальнейшего функционирования предприятия, а так- же возвратности средств, предоставленных предприятию в виде госу- дарственной финансовой поддержки. Следующим шагом на данном этапе является оценка эффективности представленных бизнес-планов. Оценка эффективности планов осуществля- ется при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой приве- денной стоимости. На последнем шаге данного этапа проводится селекция и отбор предприятий, посредством повторной процедуры ранжирования на основе оценки эффективности планов финансового оздоровления. При этом предп- риятия из второй и третьей групп сводятся в единую группу с учетом для каждой отрасли значения (веса) второй и третьей групп. В результате повторного ранжирования устанавливается единый поря- док предоставления первоочередной государственной финансовой поддерж- ки. Таким образом, окончательно формируется перечень предприятий, нуж- дающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке. 6. Заключительные положения Одновременно с принятием решения о включении в перечень предприя- тий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддерж- ке, определяются решения по следующим вопросам: 1. Финансовые ресурсы, необходимые для восстановления плате- жеспособности, в том числе имеющиеся в наличии у предприятия и допол- нительно требуемые (руб., USD). 2. Срок проведения санации предприятия. 3. Сумма государственной финансовой поддержки. 4. Предполагаемая процентная ставка за кредит. 5. Срок погашения кредита. |