ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

                          24 октября 1994 г.

                                N 70-р

                              (ЭЖ 94-45)


     В целях  реализации структурной политики Правительства Российской
Федерации, в соответствии с  постановлением  Правительства  Российской
Федерации от  20  мая 1994 года N 498 "О некоторых мерах по реализации
законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий":
     1. Утвердить  Методические  рекомендации  по  выявлению  неплате-
жеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной  государственной
финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предп-
риятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи  с  неэффектив-
ностью.
     2. Управлению экспертно-методического обеспечения  (Голубев В.В.)
совместно с  финансовым управлением (Лебенков В.Н.) с учетом предложе-
ний заинтересованных органов государственной власти  в  месячный  срок
разработать отраслевые  (региональные) экономические показатели эффек-
тивности  предприятий, основанные на базовых показателях, используемых
в Методических рекомендациях.
     3. Управлению делами (Иванов В.В.)  направить  в  государственные
органы исполнительной  власти,  имеющие  подведомственные предприятия,
утвержденный документ для разработки отраслевых (региональных)  эконо-
мических показателей эффективности предприятий.
     4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения  возложить  на
заместителя генерального директора В.В.Голубева.

                                                             С.БЕЛЯЕВ,
                                                 генеральный директор.


                      Методические рекомендации
       по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся
        в первоочередной государственной финансовой поддержке,
        а также по определению неплатежеспособных предприятий,
                подлежащих выводу из числа действующих
                      в связи с неэффективностью

                       1. Методические подходы
     Одним из  инструментов оздоровления российской экономики и прове-
дения ее структурной перестройки является предоставление предприятием,
находящимся в тяжелом финансовом  положении,  государственной поддерж-
ки. Основной предпосылкой  предоставления  государственной  финансовой
поддержки неплатежеспособным  предприятием является обеспечение их эф-
фективной работы после получения финансовых средств.  Другим действен-
ным механизмом должна стать ликвидация неэффективных предприятий.
     Выявление неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первооче-
редной государственной финансовой поддержке,  а также определение неп-
латежеспособных предприятий,  подлежащих выводу из числа действующих в
связи с их неэффективностью, базируется на селективном подходе, учиты-
вающем: текущий спрос на продукцию предприятий, основные характеристи-
ки производственного  и  рыночного  потенциалов предприятий (состояние
основных производственных фондов и мощностей данных предприятий,  уро-
вень технологии,  качество и конкурентоспособность выпускаемой продук-
ции), оценку внутренних резервов предприятия для выхода из  кризисного
финансового состояния, а также оценку эффективности планов финансового
оздоровления.
     Данный подход осуществляется поэтапно.
     На первом этапе в соответствии с критериями, базирующимися на ха-
рактеристиках производственного  и  рыночного потенциалов предприятий,
формируются  четыре группы неплатежеспособных предприятий,  претендую-
щих на предоставление государственной финансовой поддержки.
     Предприятия, производственный и рыночный потенциал  которых  при-
надлежащем менеджменте обеспечивает восстановление платежеспособности,
выделяются  в отдельную группу и не могут  являться  претендентами  на
получение первоочередной государственной финансовой поддержки.
     Предприятия подлежат выводу из числа действующих в связи с  неэф-
фективностью, если на первом этапе они были отнесены к группе,  харак-
теризующейся низким производственным и рыночным потенциалом, и в отно-
шении них не принято в установленном порядке Правительством Российской
Федерации решение о переводе в статус казенного завода.
     В отношении  остальных  неплатежеспособных  предприятий на втором
этапе рассматривается вопрос о возможности незатратных способов  реше-
ния экономических проблем,  стоящих перед ними (снижение издержек про-
изводства, изменение рыночной стратегии, смена менеджмента и т.д.).
     На третьем этапе на основе системы показателей,  отражающих кроме
прочего, отраслевую и региональную специфику функционирования предпри-
ятий, оценивается их экономическое состояние, а также социально-эконо-
мическая значимость и осуществляется ранжирование предприятий.
     На четвертом этапе проводится селекция предприятия на основе ана-
лиза разработанных предприятиями планов финансового оздоровления (биз-
нес-планов). Первоочередным  требованием к представленным планам явля-
ется обеспечение при их реализации  выхода  предприятия  из  состояния
неплатежеспособности, финансовой  устойчивости функционирования предп-
риятия в будущем, а также возвратности средств, предоставленных предп-
риятию в виде государственной финансовой поддержки. Предприятия, планы
которых удовлетворяют данному требованию, ранжируются на основе оценки
эффективности планов  финансового  оздоровления.  оценка эффективности
планов осуществляется при помощи показателей внутренней нормы  прибыли
и чистой приведенной стоимости. После указанного ранжирования формиру-
ется перечень предприятий,  которым предоставление государственной фи-
нансовой поддержки целесообразно осуществлять в первую очередь.
     Государственная финансовая поддержка предоставляется предприятиям
из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также
отраслевых и межотраслевых фондов,  в порядке, соответствующем состав-
ленному на  основании  указанной методики списку предприятий,  нуждаю-
щихся в первоочередном предоставлении государственной финансовой  под-
держки и   в  строгом  соответствии  с  постановлением   Правительства
Российской Федерации от 20.05.94 г. N 498 "О некоторых мерах по реали-
зации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий".
Контроль за целевым расходованием средств и результативностью реализа-
ции планов  финансового оздоровления осуществляет Федеральное управле-
ние по делам о  несостоятельности  (банкротстве)  при  Госкомимуществе
России (далее по тексту - Федеральное управление).

         2. Первый этап. Распределение предприятий по группам
     Предоставление государственной финансовой поддержки ориентирован-
но в первую очередь на предприятия,  способные использовать предостав-
ленные финансовые средства с максимальной отдачей: в сжатые сроки про-
вести реконструкцию производства и его диверсификацию, обеспечить уве-
личение производства продукции, пользующейся спросом на  соответствую-
щем товарном рынке, значительно улучшить качество выпускаемой  продук-
ции, создать условия для эффективного осуществления своей  хозяйствен-
деятельности. В этих целях  на  первом  этапе органами государственной
исполнительной власти (министерствами и ведомствами),  в ведении кото-
рых находятся неплатежеспособные предприятия,  осуществляется формиро-
вание четырех  групп  предприятий,  претендующих  на  получение  госу-
дарственной финансовой поддержки, в соответствии с критериями:
     - величины износа основных производственных фондов предприятия по
сравнению со среднеотраслевой;
     - уровня спроса на основные виды выпускаемой предприятием продук-
ции, в зависимости от ее качества и потребительских свойств.
     (Величина износа и уровень спроса на производимую продукцию опре-
деляются соответствующими   органами   государственной  исполнительной
власти (министерствами и ведомствами) с учетом качества этой продукции
и ее потребительских свойств).
     На основании  указанной  системы   критериев   неплатежеспособные
предприятия могут быть разбиты на четыре группы.
     Первая группа:  предприятия с износом  основных  производственных
фондов ниже среднеотраслевого и высоким стабильным спросом на основные
виды выпускаемой продукции.
     Вторая группа:  предприятия  с  износом основных производственных
фондов ниже среднеотраслевого и пониженным спросом  на  основные  виды
выпускаемой продукции.
     Третья группа:  предприятия с износом  основных  производственных
фондов на уровне и выше среднеотраслевого и высоким стабильным спросом
на основные виды выпускаемой продукции.
     Четвертая группа: предприятия с износом основных производственных
фондов на уровне и выше  среднеотраслевого  и  пониженным  спросом  на
основные виды выпускаемой продукции.
     Перечни неплатежеспособных предприятий по  вышеуказанным  группам
предоставляются соответствующими органами государственной исполнитель-
ной власти (министерствами и ведомствами) в Федеральное управление  по
делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России.
     Предприятия, попавшие при распределении в первую группу, не могут
являться претендентами  на  получение  первоочередной  государственной
финансовой поддержки.
     Предприятия, попавшие при распределении в четвертую группу,  под-
лежат выводу из числа действующих в связи с неэффективностью,  если  в
отношении них   не  принято  в  установленном  порядке  Правительством
Российской Федерации решение о переводе в статус казенного предприятия.

             3. Второй этап. Анализ возможных мероприятий
                     по оздоровлению предприятия
     На втором этапе рассматривается вопрос о наличии  преимущественно
незатратных способов   решения  экономических проблем, и стоящих перед
предприятием, которые были отнесены  к  сформированным  на  предыдущем
этапе второй и третьей группам.
     В данных целях  органами  государственной  исполнительной  власти
(министерствами, ведомствами),  в  ведении  которых находятся неплате-
жеспособные предприятия,  оценивается целесообразность  проведения  на
предприятии следующих мероприятий:
     - конверсии, диверсификации;
     - производства новых видов товаров (работ, услуг);
     - повышения качества выпускаемых товаров (работ, услуг);
     - повышения эффективности маркетинга;
     - повышения эффективности экспорта;
     - снижения издержек производства;
     - внедрения новых прогрессивных форм и методов управления;
     - проведения инвентаризации на предприятии;
     - сокращения дебиторской задолженности;
     - повышения доли собственных средств в оборотных активах;
     - продажи дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
     - продажи незавершенного производства
     - сокращения численности занятых на предприятии и обеспечения со-
циальных льгот для уволенных;
     - временной остановки капитального строительства на предприятии;
     - продажи излишнего оборудования, материалов и складированных го-
товых изделий;
     - конверсии  долгов  путем преобразования краткосрочных задолжен-
ностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
     - других  мероприятий  (в  том  числе  связанных  с приобретением
основных средств или их продажей, приобретением оборотных средств, по-
иском источников  финансирования мероприятий по финансовому оздоровле-
нию и т.д.).
     В результате проведенного анализа выявляются те предприятия,  ко-
торые могут восстановить платежеспособность без предоставления им  го-
сударственной финансовой поддержки в кратчайшие сроки (за 1-2 месяца), 
а также предприятия, оздоровление финансового состояния которых невоз-
можно без оказания им государственной финансовой поддержки. Сведения о
последних направляются органами государственной исполнительной  власти
(министерствами, ведомствами),  в  ведении  которых находятся неплате-
жеспособные предприятия, внесет с  разработанными  и  согласованными в
установленном порядке планами финансового оздоровления данных предпри-
ятий, в Федеральное управление по  делам  о  несостоятельности  (банк-
ротстве).

     4. Третий этап. Оценка экономического состояния предприятия
     На третьем этапе Федеральным управлением по делам о несостоятель-
ности (банкротстве)  при Госкомимуществе России по предприятиям второй
и третьей групп проводится оценка их экономического состояния  на базе
системы показателей,  разрабатываемых Федеральным управлением с учетом
предложений заинтересованных  органов  государственной  исполнительной
власти (отраслевых министерств и ведомств, а также администраций субъ-
ектов Российской Федерации). В данную систему включаются наиболее зна-
чимые экономические показатели,  характеризующие обеспеченность предп-
риятия материально-техническими, трудовыми и финансовым ресурсами, от-
ражающие результаты его хозяйственной деятельности.
     К таким показателям следует отнести:
     - объем выпуска продукции (работ, услуг)и долю на соответствующем
товарном рынке;
     - балансовая стоимость основных производственных фондов;
     - рентабельность производства, выпуска продукции;
     - численность занятых на предприятии;
     - удельный вес численности занятых на предприятии  в  численности
населения города, поселка;
     - наличие и уровень развития производственной и  социальной  инф-
раструктуры;
     - размеры кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, в
том числе и просроченной
     и ряд других.
     На основе сформированной системы показателей осуществляется  про-
цедура ранжирования предприятий,  отобранных на втором этапе. При про-
ведении процедуры ранжирования учитывается значимость каждого из пока-
зателей, входящих в указанную систему, исходя из отраслевой  специфики
рассматриваемых предприятий и региональных особенностей их местонахож-
дения.
     Таким образом,  в  каждой из групп формируется последовательность
предприятий, в отношении которых продолжается  отбор  претендентов  на
первоочередную государственную финансовую поддержку.

            5. Четвертый этап. Анализ представленного плана
                       финансового оздоровления
     На данном  этапе  анализируются согласованные в установленном по-
рядке и направляемые заинтересованными органами государственной власти
в Федеральное  управление для утверждения планы финансового оздоровле-
ния предприятий, ранжированных на предыдущем этапе.
     В результате данного анализа выявляются предприятия, бизнес-планы
которых в полной  мере  удовлетворяют  первоочередным  требованиям  по
обеспечению выхода предприятия из состояния неплатежеспособности,  фи-
нансовой устойчивости дальнейшего функционирования предприятия, а так-
же возвратности  средств,  предоставленных  предприятию  в  виде госу-
дарственной финансовой поддержки.
     Следующим шагом  на  данном  этапе  является оценка эффективности
представленных бизнес-планов. Оценка эффективности планов  осуществля-
ется при помощи  показателей  внутренней нормы прибыли и чистой приве-
денной стоимости.
     На последнем  шаге  данного  этапа  проводится  селекция  и отбор
предприятий, посредством повторной процедуры  ранжирования  на  основе
оценки эффективности планов финансового оздоровления.  При этом предп-
риятия из второй и третьей групп сводятся в единую группу с учетом для
каждой отрасли значения (веса) второй и третьей групп.
     В результате повторного ранжирования устанавливается единый поря-
док предоставления  первоочередной государственной финансовой поддерж-
ки. Таким образом, окончательно формируется перечень предприятий, нуж-
дающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке.

                     6. Заключительные положения
     Одновременно с принятием решения о включении в перечень предприя-
тий, нуждающихся в первоочередной  государственной финансовой поддерж-
ке, определяются решения по следующим вопросам:
     1. Финансовые  ресурсы,  необходимые  для  восстановления  плате-
жеспособности, в том числе имеющиеся в наличии у предприятия и  допол-
нительно требуемые (руб., USD).
     2. Срок проведения санации предприятия.
     3. Сумма государственной финансовой поддержки.
     4. Предполагаемая процентная ставка за кредит.
     5. Срок погашения кредита.
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru