ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) 19 октября 1994 г. N ВГ-03/2426 (ЭЖ 94-45) Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) направляет разъяснения по некоторым вопросам, поступившим из террито- риальных агентств, возникающим в процессе реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Заместитель генерального директора В.ГОЛУБЕВ 1. Вправе ли налоговые органы продолжать безакцептное списание денежных средств, поступающих в результате взимания дебиторской задол- женности и продажи имущества, на счета предприятия-должника, находяще- гося в процессе добровольной ликвидации? В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона), осу- ществляемая в процессе конкурсного производства ликвидация предприя- тия-должника проводится как в форме принудительной ликвидации по реше- нию арбитражного суда, так и в форме добровольной ликвидации на осно- вании совместного решения руководителя предприятия-должника и кредито- ров, утвержденного собственником (собственниками) предприятия-должни- ка. Открытие конкурсного производства для предприятия-должника влечет за собой последствия, предусмотренные статьей 18 Закона. С момента от- крытия конкурсного производства все претензии имущественного характера к предприятию-должнику могут быть предъявлены только в рамках кон- курсного производства. Требования кредиторов удовлетворяются в соот- ветствии с порядком и очередностью, установленной статьей 30 Закона. По смыслу Закона перечень и содержание указанных последствий как для предприятия-должников, ликвидируемых принудительно, так и для предприятий-должников, ликвидируемых добровольно, различий не имеет. Однако из п. 3 статьи 51 Закона следует, что требования привилегиро- ванных кредиторов, а к их числу относится и налоговая инспекция, могут быть удовлетворены за счет имущества предприятия-должника после назна- чения конкурсного управляющего. Отсюда налоговые органы, как правило, делают вывод якобы о правах внеконкурсного погашения задолженности по платежам в бюджет и, следовательно, правомерности продолжения безак- цептного списания ими денежных средств со счетов предприятия-должника, находящегося в процессе добровольной ликвидации. По мнению Федерального управления подобные действия налоговых ор- ганов противоречат нормам гражданского законодательства и законода- тельства о банкротстве. В соответствии со статьей 30 Закона требования налоговых органов по погашению задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь после покрытия расходов, указанных в п. 1 этой статьи, и полного погашения требований кредиторов первой и второй очередей. Из п. 2 статьи 1 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик также сле- дует, что при ликвидации юридического лица требования по внесению пла- тежей в бюджеты не могут быть удовлетворены раньше расчетов с кредито- рами предшествующей очереди. Таким образом, с момента утверждения собственником (собственника- ми) совместного решения руководителя предприятия-должника и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия-должника безакцептное списание денежных средств с его счетов должно быть прекращено. 2. Обязательна ли публикацию официального объявления о доброволь- ной ликвидации предприятия-должника, находящегося в областной и муни- ципальной собственности, в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федерации"? В соответствии со статьей 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) пуб- ликация официального объявления о добровольной ликвидации предприя- тия-должника в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской Федера- ции" обязательна. По смыслу Закона данная публикация преследует цель уведомить о ликвидации предприятия-должника всех его возможных креди- торов, местонахождение которых может быть самым обширным, и тем самым предоставить возможность предъявления ими своих претензий. Поэтому За- кон не предусматривает каких-либо исключений из этого правила в за- висимости от формы собственности предприятия-должника. Важно также отметить, что Закон связывает с фактом публикации наступление ряда правовых последствий, например, начало отсчета двух- месячного срока для предъявления претензий кредиторов к должнику. Невыполнение требования закона об опубликовании объявления о доб- ровольной ликвидации предприятия-должника может стать основанием для признания действий, связанных с его ликвидацией, недействительными. 3. Решением арбитражного суда предприятие было признано несостоя- тельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Собрание кредиторов приняло решение о продаже имущества (активов) это- го предприятия целиком (единым имущественным лотом) по конкурсу, с последующей ликвидацией его статуса юридического лица. При этом хо- зяйственную деятельность предприятия в процессе конкурсного произ- водства прекращать не предполагается. Правомерны ли требования налоговых органов о внесении предприяти- ем в порядке, установленном для нормально функционирующих предприятий, обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, поскольку предп- риятие не прекратило своей хозяйственной деятельности? Указанное требование налоговых органов не может быть признано правомерным по следующим основаниям: Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства в соответствии со статьями 10 и 16 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона) является решением о его принудительной ликвидации. С момента вступления указанного решения в законную силу предприятие считается находящимся в процессе ликвидации. Законодательством Российской Федерации не установлена обязатель- ность прекращения хозяйственной деятельности предприятия, в отношении которого принято решение о признании его несостоятельным (банкротом)и открытии конкурсного производства. Напротив, в соответствии со статьей 21 закона конкурсный управляющий выполняет функции управления предпри- ятием-должником (т.е. обязан по возможности обеспечить нормальное функционирование предприятия-должника). Данное требование к управляю- щему подтверждено также статьей 30 закона, которая предусматривает внеочередной порядок погашения расходов, связанных с продолжением функционирования предприятия-должника в процессе конкурсного произ- водства. Таким образом, фактическое продолжение хозяйственной деятельности предприятия после открытия конкурсного производства не дает юриди- ческих оснований для изменений особого правового режима исполнения лю- бых его обязательств, в том числе и налоговых. В соответствии со статьей 18 закона с момента признания предприя- тия несостоятельным (банкротом) все претензии имущественного характера могут быть предъявлены должнику только в рамках конкурсного произ- водства. Передача либо иное отчуждение имущества должника (кроме слу- чаев, когда разрешение на отчуждение дано собранием кредиторов), а также погашение его обязательства запрещается. Требования кредиторов, предъявленные в рамках конкурсного производства и признанные в уста- новленном порядке, удовлетворяются в соответствии с очередностью, установленной статьей 30 Закона. В соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий форми- рует конкурсную массу и согласно статьям 32, 34 Закона осуществляет продажу имущества предприятия-должника. После продажи имущества предп- риятия-должника конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредито- рами в соответствии со статьями 30,35 Закона. Иной порядок распределе- ния имущества предприятия, признанного арбитражным судом несостоятель- ным (банкротом), и средств, вырученных от продажи указанного имущест- ва, не только не предусмотрен, но прямо запрещен статьей 47 Закона, в соответствии с которой кредитор, соглашающийся на предпочтительное удовлетворение его требований в ущерб другим кредиторам, совершает действия, квалифицируемые как неправомерные действия кредитора. Также необходимо учесть, что согласно со статьей 18 закона с мо- мента признания должника несостоятельным (банкротом) и принятия реше- ния об открытии конкурсного производства, прекращается начисление пени и процентов по всем видам задолженности предприятия-должника (в т.ч. и задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды). |