Без названия. Письмо. Федеральное управление по делам о несостоятельности предприятий. 19.10.94 ВГ-03/2426

                                ПИСЬМО

  ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

                          19 октября 1994 г.

                             N ВГ-03/2426

                              (ЭЖ 94-45)
     
     
     Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве)
направляет разъяснения по некоторым вопросам, поступившим из  террито-
риальных агентств,  возникающим в процессе реализации законодательства 
о несостоятельности (банкротстве) предприятий.
     
                                    Заместитель генерального директора
                                                            В.ГОЛУБЕВ
     
     1. Вправе  ли  налоговые  органы продолжать безакцептное списание
денежных средств, поступающих в результате взимания дебиторской задол-
женности и продажи имущества, на счета предприятия-должника, находяще-
гося в процессе добровольной ликвидации?
     В соответствии  со  статьей  2  Закона  Российской  Федерации  "О
несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее  -  Закона),  осу-
ществляемая в  процессе  конкурсного производства ликвидация предприя-
тия-должника проводится как в форме принудительной ликвидации по реше-
нию арбитражного суда,  так и в форме добровольной ликвидации на осно-
вании совместного решения руководителя предприятия-должника и кредито-
ров, утвержденного  собственником (собственниками) предприятия-должни-
ка. Открытие конкурсного производства для предприятия-должника  влечет
за собой последствия, предусмотренные статьей 18 Закона. С момента от-
крытия конкурсного производства все претензии имущественного характера
к предприятию-должнику  могут  быть  предъявлены  только в рамках кон-
курсного производства.  Требования кредиторов удовлетворяются в  соот-
ветствии с порядком и очередностью, установленной статьей 30 Закона.
     По смыслу Закона перечень и содержание указанных последствий  как
для предприятия-должников,  ликвидируемых  принудительно,  так  и  для
предприятий-должников, ликвидируемых добровольно,  различий не  имеет.
Однако из п.  3 статьи 51 Закона следует,  что требования привилегиро-
ванных кредиторов, а к их числу относится и налоговая инспекция, могут
быть удовлетворены за счет имущества предприятия-должника после назна-
чения конкурсного управляющего.  Отсюда налоговые органы, как правило,
делают вывод  якобы о правах внеконкурсного погашения задолженности по
платежам в бюджет и,  следовательно,  правомерности продолжения безак-
цептного списания ими денежных средств со счетов предприятия-должника,
находящегося в процессе добровольной ликвидации.
     По мнению Федерального управления подобные действия налоговых ор-
ганов противоречат нормам гражданского  законодательства  и  законода-
тельства о банкротстве. В соответствии со статьей 30 Закона требования
налоговых органов по погашению задолженности по обязательным  платежам
в бюджет  и  внебюджетные фонды удовлетворяются в третью очередь после
покрытия расходов, указанных в п.  1 этой статьи,  и полного погашения
требований кредиторов первой и второй очередей. Из п. 2 статьи 1 Основ
гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик также сле-
дует, что при ликвидации юридического лица требования по внесению пла-
тежей в бюджеты не могут быть удовлетворены раньше расчетов с кредито-
рами предшествующей очереди.
     Таким образом, с момента утверждения собственником (собственника-
ми) совместного решения руководителя предприятия-должника и кредиторов
о добровольной ликвидации предприятия-должника  безакцептное  списание
денежных средств с его счетов должно быть прекращено.
     
     2. Обязательна ли публикацию официального объявления о доброволь-
ной ликвидации предприятия-должника,  находящегося в областной и муни-
ципальной собственности,  в   "Вестнике   Высшего   арбитражного  суда
Российской Федерации"?
     В соответствии   со   статьей   51  Закона  Российской  Федерации
"О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (далее - Закона)  пуб-
ликация официального  объявления  о  добровольной ликвидации предприя-
тия-должника в "Вестнике Высшего арбитражного суда Российской  Федера-
ции" обязательна.  По  смыслу Закона данная публикация преследует цель
уведомить о ликвидации предприятия-должника всех его возможных  креди-
торов, местонахождение которых может быть самым обширным,  и тем самым
предоставить возможность предъявления ими своих претензий. Поэтому За-
кон не  предусматривает  каких-либо  исключений из этого правила в за-
висимости от формы собственности предприятия-должника.
     Важно также  отметить,  что  Закон  связывает с фактом публикации
наступление ряда правовых последствий,  например, начало отсчета двух-
месячного срока для предъявления претензий кредиторов к должнику.
     Невыполнение требования закона об опубликовании объявления о доб-
ровольной ликвидации  предприятия-должника  может стать основанием для
признания действий, связанных с его ликвидацией, недействительными.
     
     3. Решением арбитражного суда предприятие было признано несостоя-
тельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Собрание кредиторов приняло решение о продаже имущества (активов) это-
го предприятия  целиком  (единым  имущественным лотом) по конкурсу,  с
последующей ликвидацией его статуса юридического лица.  При  этом  хо-
зяйственную деятельность  предприятия  в  процессе  конкурсного произ-
водства прекращать не предполагается.
     Правомерны ли требования налоговых органов о внесении предприяти-
ем в порядке, установленном для нормально функционирующих предприятий,
обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды,  поскольку предп-
риятие не прекратило своей хозяйственной деятельности?
     Указанное требование  налоговых  органов  не  может быть признано
правомерным по следующим основаниям:
     Решение арбитражного суда о признании предприятия несостоятельным
(банкротом) и открытии  конкурсного  производства  в  соответствии  со
статьями 10  и  16  Закона  Российской  Федерации "О несостоятельности
(банкротстве) предприятий" (далее - Закона) является  решением  о  его
принудительной ликвидации.  С  момента вступления указанного решения в
законную силу предприятие считается находящимся в процессе ликвидации.
     Законодательством Российской  Федерации не установлена обязатель-
ность прекращения хозяйственной деятельности предприятия,  в отношении
которого принято решение  о признании его несостоятельным (банкротом)и
открытии конкурсного производства. Напротив, в соответствии со статьей
21 закона конкурсный управляющий выполняет функции управления предпри-
ятием-должником (т.е.  обязан  по  возможности  обеспечить  нормальное
функционирование предприятия-должника).  Данное требование к управляю-
щему подтверждено также статьей  30  закона,  которая  предусматривает
внеочередной  порядок  погашения  расходов,  связанных  с продолжением
функционирования предприятия-должника  в процессе  конкурсного  произ-
водства.
     Таким образом, фактическое продолжение хозяйственной деятельности
предприятия после  открытия  конкурсного  производства  не дает юриди-
ческих оснований для изменений особого правового режима исполнения лю-
бых его обязательств, в том числе и налоговых.
     В соответствии со статьей 18 закона с момента признания предприя-
тия несостоятельным (банкротом) все претензии имущественного характера
могут быть предъявлены должнику только  в  рамках  конкурсного  произ-
водства. Передача  либо иное отчуждение имущества должника (кроме слу-
чаев, когда разрешение на отчуждение  дано  собранием  кредиторов),  а
также погашение его обязательства запрещается.  Требования кредиторов,
предъявленные в рамках конкурсного производства и признанные  в  уста-
новленном порядке,  удовлетворяются  в  соответствии  с  очередностью, 
установленной статьей 30 Закона.
     В соответствии со статьей 21 Закона конкурсный управляющий форми-
рует конкурсную массу и согласно статьям 32,  34  Закона  осуществляет
продажу имущества предприятия-должника. После продажи имущества предп-
риятия-должника конкурсный управляющий осуществляет расчеты с кредито-
рами в соответствии со статьями 30,35 Закона. Иной порядок распределе-
ния имущества предприятия, признанного арбитражным судом несостоятель-
ным (банкротом),  и средств, вырученных от продажи указанного имущест-
ва, не только не предусмотрен,  но прямо запрещен статьей 47 Закона, в
соответствии с  которой  кредитор,  соглашающийся  на предпочтительное
удовлетворение его требований в  ущерб  другим  кредиторам,  совершает
действия, квалифицируемые как неправомерные действия кредитора.
     Также необходимо учесть,  что согласно со статьей 18 закона с мо-
мента признания  должника несостоятельным (банкротом) и принятия реше-
ния об открытии конкурсного производства, прекращается начисление пени
и процентов  по всем видам задолженности  предприятия-должника (в т.ч.
и задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды).