ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ (КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 02.08.01 809/23-16

       ОБ ОРГАНИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
              ГРУПП ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНЫМИ
                (КОМПЛЕКСНЫМИ) НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          2 августа 2001 г.
                             N 809/23-16

                                 (Д)
 
 
     В настоящее время среди воспитанников дошкольных  образовательных
учреждений  (далее - ДОУ) компенсирующего вида увеличилось число детей
со сложными (комплексными) нарушениями в развитии.  Значительная часть
таких  детей  не справляется с темпами освоения материала традиционных
коррекционных программ воспитания  и  обучения,  испытывает  трудности
социальной  адаптации  и  в  результате оказывается неподготовленной к
обучению  в  школе.  Эти   дети   нуждаются   в   особой   организации
воспитательно  -  образовательной работы,  содержание,  формы и методы
которой должны быть адекватными их возможностям.
     В соответствии  с  пунктом  48  Типового  положения  о дошкольном
образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  01.07.95 N 677,  в ДОУ компенсирующего вида
допускается открытие групп для детей  со  сложными  дефектами  (два  и
более дефекта).
     Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для  детей  со
сложными  нарушениями в развитии свидетельствует о том,  что указанные
формы работы не нашли  широкого  распространения.  В  настоящее  время
можно   констатировать,  что  необходимое  программно  -  методическое
обеспечение  разрабатывается  в  достаточной  мере  лишь   для   групп
слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии.
В соответствии с  этим  по  просьбе  органов  управления  образованием
субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ
компенсирующего вида  Министерство  образования  Российской  Федерации
направляет  для использования в работе рекомендации по комплектованию,
организации работы,  отбору  программно  -  методического  обеспечения
групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.
     Группы для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии
создаются  для  дошкольников,  у  которых нарушение слуха сочетается с
первичной задержкой  психического  развития,  умственной  отсталостью,
нарушениями опорно - двигательного аппарата, мозговых механизмов речи,
снижением зрительного восприятия.
     Основными задачами   работы   групп   для   детей   со   сложными
(комплексными) нарушениями в развитии (далее - групп) являются:
     - углубленное  медико - психолого - педагогическое изучение детей
в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнение характера и
степени выраженности каждого из нарушений;
     - создание оптимальных условий для физического,  познавательного,
речевого и социально - личностного развития детей;
     - осуществление психолого - педагогической коррекции нарушений  в
развитии  воспитанников  группы с учетом индивидуальных возможностей и
личностных особенностей каждого ребенка;
     - создание   условий   для  формирования  предпосылок  к  учебной
деятельности  и  подготовка  воспитанников  к  обучению  на  следующей
ступени образования;
     - определение формы дальнейшего обучения каждого воспитанника.
     Комплектование группы   осуществляется   по  заявлению  родителей
(законных  представителей)  и  на  основании  заключения  психолого  -
педагогической   и   медико   -   педагогической   комиссий,   которые
устанавливают  (уточняют)  диагноз  и  дают  рекомендации  по   выбору
направлений коррекционно - педагогической работы с ребенком.
     Предпочтительным вариантом        является         первоначальное
(диагностическое)  обучение  ребенка  со  сложной структурой нарушений
развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной,  младшей)
с  целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении.  В
случае обнаружения значительных  трудностей  при  обучении  ребенка  в
обычной  группе  психолого  -  медико - педагогическая комиссия решает
вопрос о целесообразности перевода  ребенка  в  группу  для  детей  со
сложными  недостатками  развития.  Вместе  с  тем  не исключен и такой
вариант,  когда  дети  с  выраженными  нарушениями  в  развитии  после
первичного  обследования  на  комиссии  (установления  диагноза) и при
условии возрастного соответствия направляются в данную группу сразу.
     Как показывает  практический опыт,  с целью наиболее эффективного
обучения ребенка в группе  и  подготовки  воспитанников  к  следующему
звену  обучения целесообразно обеспечить максимально долгое пребывание
ребенка в группе,  т.е. направлять в группу детей в возрасте 4 - 5 лет
(с учетом трехлетнего срока воспитания и обучения в данной группе).  В
группу также могут приниматься дети и более старшего возраста (6  лет)
на одно-, двухлетний срок воспитания и обучения.
     В одну  группу  могут  направляться  дети  с  разными  вариантами
сочетания недостатков в развитии.  Их воспитание и обучение проводятся
с учетом индивидуальных особенностей развития.
     Практический опыт  показывает,  что  нецелесообразно  принимать в
группу для слабослышащих детей со сложными (комплексными) недостатками
развития:
     - слепоглухих детей;
     - умственно    отсталых   (степени   имбецильности   и   идиотии)
слабослышащих детей;
     - детей с психопатоподобным поведением;
     - детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепсией и др.);
     - детей   с   тяжелыми   нарушениями   моторики,   нуждающихся  в
индивидуальном уходе;
     - детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном слухе);
     - детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.
     Такие дети  с  целью  осуществления индивидуальной коррекционно -
педагогической  работы  по  заключению  медико  -   педагогической   и
психолого  -  педагогической комиссий и с согласия родителей (законных
представителей) могут посещать индивидуальные занятия специалистов или
зачисляться    в    группы    кратковременного    пребывания   (письмо
Минобразования России "Об  организации  в  дошкольных  образовательных
учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями
в развитии" от 29.06.99 N 129/23-16).
     Наполняемость группы  определяется  в  соответствии  с пунктом 48
Типового  положения  о   дошкольном   образовательном   учреждении   и
составляет  до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3 лет и старше 3
лет).
     В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого
- медико - педагогического консилиума ДОУ  (а  при  его  отсутствии  -
специалистам  психолого  -  педагогических  и  медико - педагогических
комиссий)  рекомендуется  осуществлять  длительное  систематическое  и
планомерное  изучение детей:  осуществлять контроль за психофизическим
состоянием,  уточнять  диагнозы,  сравнивать  и  оценивать  результаты
коррекционно - педагогической работы на разных этапах обучения.
     В конце каждого года обучения психолого - педагогическая и медико
-  педагогическая  комиссии  по результатам обследования воспитанников
группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка.
По заключению комиссии и при условии достижения ребенком определенного
уровня развития он  может  быть  переведен  из  группы  для  детей  со
сложными   недостатками   в  развитии  в  компенсирующую  группу  (для
слабослышащих детей).
     При организации  коррекционно - педагогического процесса в группе
необходимо   учитывать    особенности    психофизического    состояния
воспитанников  (повышенная  утомляемость,  низкая  работоспособность и
т.п.)   и   обращать   внимание   на   внешние   признаки   утомления:
подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость
и т.д.
     С целью   профилактики  переутомления  детей  следует  чередовать
занятия,  требующие  от  детей  умственного  напряжения,  с  занятиями
физкультурно  -  оздоровительного  и эстетического цикла,  включающими
активную двигательную деятельность детей.  В процессе каждого  занятия
должно  быть  предусмотрено  чередование статистических и двигательных
нагрузок;  в середине каждого  занятия,  как  рекомендуют  медицинские
работники, необходимо проводить физкультминутку.
     В силу  особенностей  психофизического  состояния   воспитанников
группы   в   режиме   дня  (в  отличие  от  компенсирующих  групп  для
слабослышащих детей) выделяется больше времени на проведение  режимных
моментов (завтрак,  обед,  подготовка к прогулке и т.д.),  сокращается
общее время занятий.  Примерный режим дня для групп первого, второго -
третьего годов обучения дан в Приложении 1.
     В течение   дня   необходимо   предусматривать   сбалансированное
чередование  специально  организованных занятий,  нерегламентированной
деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется "поторапливать" детей во
время  питания,  пробуждения,  выполнения ими каких-либо заданий;  тон
педагога должен быть ровным, спокойным, доброжелательным.
     Организационными формами   проведения  занятий  с  воспитанниками
группы являются фронтальные (со  всеми  воспитанниками),  подгрупповые
(деление группы на 2 подгруппы);  занятия малыми подгруппами (по 2 - 3
ребенка),  индивидуальные.  В  первой   половине   дня   рекомендуется
проводить  два  занятия  учителя  - дефектолога (сурдопедагога) и одно
занятие воспитателя; во второй половине дня - два занятия воспитателя.
Продолжительность одного занятия в средней группе составляет 15 минут,
в старшей - 20 минут,  в подготовительной - 25 минут.  Между занятиями
необходимо  предусмотреть  перерывы не менее 10 минут.  Индивидуальные
занятия  проводятся  с  каждым  воспитанником  группы  ежедневно.   Их
длительность  в  средней  группе - 15 - 20 минут на одного ребенка;  в
старшей и подготовительной -  20  -  25  минут.  Примерное  расписание
занятий (для 3-го года обучения) дано в Приложении 3.
     В учебный план групп для детей со сложными  нарушениями  развития
включаются  все разделы работы,  содержащиеся в Программе воспитания и
обучения слабослышащих детей дошкольного  возраста  (М.,  Просвещение,
1991). Примерный учебный план представлен в Приложении 2.
     Проведению фронтальных   и    индивидуальных    занятий    должно
предшествовать  всестороннее  психолого  - педагогическое обследование
детей   педагогом    -    психологом,    учителем    -    дефектологом
(сурдопедагогом),   воспитателями   и   медицинскими  работниками  ДОУ
(психолого - медико - педагогический  консилиум  учреждения)  с  целью
определения  уровня  психофизического  и социального развития ребенка,
познавательной    деятельности,    изучения    навыков    игровой    и
изобразительной   деятельности,   а  также  состояния  слуха  и  речи.
Полученные  в  ходе  обследования  данные  должны  стать  основой  для
планирования   фронтальных   занятий   и   составления  индивидуальной
программы коррекционно - педагогической работы с ребенком.
     При планировании   фронтальных   занятий   на   основе  Программы
воспитания и  обучения  слабослышащих  детей  дошкольного  возраста  в
соответствии   с  состоянием  здоровья  и  особенностями  их  развития
рекомендуется  сокращать  объем  и  содержание  материала  по   разным
разделам  Программы;  при  необходимости  - предусматривать увеличение
количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического
материала  в  разных  видах  занятий  и  нерегламентированной  детской
деятельности.
     На индивидуальные  занятия  рекомендуется  выносить  материал  из
разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из
воспитанников  группы.  Занятия  по различным разделам Программы могут
чередоваться.  Например,   в   течение   недели   могут   чередоваться
индивидуальные  занятия  по  развитию  слухового восприятия и обучению
произношению с занятиями по развитию речи и формированию  элементарных
математических представлений.  Необходимость проведения индивидуальной
работы по тем или иным  разделам  Программы  определяется  учителем  -
дефектологом   (сурдопедагогом)   в  зависимости  от  уровня  усвоения
воспитанником программного материала.

Первый заместитель Министра
образования Российской Федерации
                                                          А.Ф. КИСЕЛЕВ
2 августа 2001 г.
N 809/23-16



                                                          Приложение 1

                                        к письму Минобразования России
                                                от 2 августа 2001 года
                                                           N 809/23-16

                         ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

--------------------------------------------------------------------------
|                           |  1-й год обучения   |   2-й год обучения   |
|                           | (возраст 4 - 5 лет) | (возраст 5 - 6 лет), |
|                           |                     |   3-й год обучения   |
|                           |                     | (возраст 6 - 7 лет)  |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Подъем                    | 7.30                | 7.30                 |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Утренняя гимнастика       | 7.50 - 8.20         | 7.50 - 8.20          |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Подготовка к завтраку,    | 8.20 - 8.55         | 8.20 - 8.50          |
| завтрак                   |                     |                      |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Фронтальные занятия       | 9.00 - 10.15        | 9.00 - 10.40         |
| (2 занятия сурдопедагога  | (3 занятия          | (3 занятия           |
| + 1 занятие воспитателя)  | по 20 мин.)         | по 25 мин.)          |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Индивидуальные занятия    | 10.25 - 12.15       | 10.45 - 12.45        |
|                           | (по 20 мин.         | (по 20 - 25 мин.     |
|                           | с каждым            | с каждым             |
|                           | ребенком)           | ребенком)            |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Прогулка                  | 10.20 - 12.00       | 10.45 - 12.35        |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Обед                      | 12.15 - 13.00       | 12.45 - 13.20        |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Дневной сон               | 13.00 - 15.00       | 13.30 - 15.15        |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Подъем                    | 15.00 - 15.20       | 15.15 - 15.30        |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Полдник                   | 15.30 - 15.50       | 15.30 - 15.50        |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Фронтальные занятия       | 16.00 - 16.50       | 16.00 - 17.10        |
| воспитателя               | (2 занятия          | (2 занятия           |
|                           | по 20 мин.)         | по 25 - 30 мин.)     |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Вечерняя прогулка <*>     | 17.00 - 18.30       | 17.15 - 18.45        |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Ужин                      | 18.45 - 19.20       | 19.00 - 19.35        |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Игры, рисование,          | 19.20 - 20.00       | 19.35 - 20.15        |
| свободная деятельность    |                     |                      |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Подготовка ко сну         | 20.00 - 20.30       | 20.15 - 20.30        |
|---------------------------|---------------------|----------------------|
| Ночной сон                | 20.30               | 20.30                |
--------------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> В  зимнее  время  вечерняя  прогулка  может проводиться после
полдника,  т.е.  с 16.00 до 17.30,  а занятия воспитателя - с 17.40 до
18.50.


                                                          Приложение 2

                                        к письму Минобразования России
                                                от 2 августа 2001 года
                                                           N 809/23-16

                        ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

------------------------------------------------------------------------
|       Раздел программы        |    Год обучения    |   Специалист    |
|-------------------------------|--------------------|-----------------|
|                               |  1-й | 2-й  | 3-й  |                 |
|-------------------------------|--------------------|-----------------|
|                               | количество занятий |                 |
|                               |      в неделю      |                 |
|-------------------------------|--------------------|-----------------|
| Физическое воспитание         |   4  |  3   |  3   | Воспитатель,    |
|                               |      |      |      | инструктор по   |
|                               |      |      |      | физвоспитанию   |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| Игра:                         |      |      |      |                 |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| сюжетно - ролевая             |   2  |  2   |  2   | Воспитатель     |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| дидактическая                 |   2  |  2   |  1   | Сурдопедагог    |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| Труд                          |   2  |  2   |  2   | Воспитатель     |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| Изобразительная деятельность  |   3  |  3   |  3   | Воспитатель     |
| и конструирование             |      |      |      |                 |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| Ознакомление с окружающим     |   3  |  3   |  3   | Воспитатель     |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| Развитие речи                 |   4  |  5   |  5   | Сурдопедагог    |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| Развитие слухового восприятия |   2  |  1   |  1   | Сурдопедагог    |
| и обучение произношению       |      |      |      |                 |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| Формирование элементарных     |   2  |  2   |  3   | Сурдопедагог    |
| математических представлений  |      |      |      |                 |
|-------------------------------|------|------|------|-----------------|
| Музыкальные занятия           |   2  |  2   |  2   | Музыкальный     |
|                               |      |      |      | руководитель    |
------------------------------------------------------------------------


                                                          Приложение 3

                                        к письму Минобразования России
                                                от 2 августа 2001 года
                                                           N 809/23-16

                     ПРИМЕРНОЕ РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
           В ГРУППЕ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (ВОЗРАСТ 6 - 7 ЛЕТ)

------------------------------------------------------------------------
| Дни недели  |           Утро            |            Вечер           |
|-------------|---------------------------|----------------------------|
| Понедельник | 1. Развитие речи          | 1. Изобразительная         |
|             | 2. Развитие слухового     |    деятельность            |
|             |    восприятия             | 2. Труд                    |
|             | 3. Ознакомление           |                            |
|             |    с окружающим           |                            |
|-------------|---------------------------|----------------------------|
| Вторник     | 1. Развитие речи          | 1. Ознакомление с          |
|             | 2. Физическое воспитание  |    окружающим              |
|             | 3. Формирование           | 2. Музыкальное воспитание  |
|             |    элементарных           |                            |
|             |    математических         |                            |
|             |    представлений          |                            |
|-------------|---------------------------|----------------------------|
| Среда       | 1. Развитие речи          | 1. Изобразительная         |
|             | 2. Дидактическая игра     |    деятельность            |
|             | 3. Ознакомление с         | 2. Физическое воспитание   |
|             |    окружающим             |                            |
|-------------|---------------------------|----------------------------|
| Четверг     | 1. Развитие речи          | 1. Игра                    |
|             | 2. Музыкальное воспитание | 2. Труд                    |
|             | 3. Формирование           |                            |
|             |    элементарных           |                            |
|             |    математических         |                            |
|             |    представлений          |                            |
|-------------|---------------------------|----------------------------|
| Пятница     | 1. Развитие речи          | 1. Изобразительная         |
|             | 2. Физическое воспитание  |    деятельность            |
|             | 3. Формирование           | 2. Труд                    |
|             |    математических         |                            |
|             |    представлений          |                            |
------------------------------------------------------------------------