О РАБОТЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 30 июля 2001 г. N 893/28-13 (НЦПИ) Органам управления образованием субъектов Российской Федерации В соответствии с пунктом 3.4 решения коллегии от 26.06.2001 N 12/2 Министерство направляет информацию о работе специальных учебно - воспитательных учреждений открытого типа. Коллегия отметила результативность деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Министерство считает целесообразным создание специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в каждом регионе (прежде всего в крупных городах, районах с большой численностью детского населения). Вместе с тем развитие сети указанных учреждений не должно осуществляться за счет сокращения имеющейся сети специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В настоящее время помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа остается действенной мерой воспитательного характера, позволяющей обеспечить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими общественно опасные деяния, без их согласия или согласия их родителем (законных представителей), что особенно важно в тех случаях, когда родители несовершеннолетнего ведут асоциальный образ жизни и возражают против направления своих детей в специализированные реабилитационные учреждения. Учитывая изложенное, представляется необходимым обеспечить сохранение и развитие на основе анализа потребностей конкретного субъекта Российской Федерации дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико-социальной помощи, и других образовательных учреждений для детей с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации. Заместитель министра Е.Е. Чепурных 30 июля 2001 г. N 893/28-13 Приложение 1 к письму Минобразования России от 30 июля 2001 года N 893/28-13 СПРАВКА о работе специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних В настоящее время в Российской Федерации сохраняется комплекс проблем в сфере жизнедеятельности и правовой защищенности детей, вызывающих серьезную обеспокоенность государственных органов и общества в целом. По-прежнему чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья, социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания среди детей и подростков. Остается острой проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от "трудных" детей. Не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в образовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. По состоянию на 1 января 2001 года на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 410,1 тыс.детей и подростков (в том числе 54,1 тыс.девочек), из них 301,5 тыс. - обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 80,5 тыс. нигде не работают и не обучаются, 88 тыс. - дети младше 14 лет. В 2000 году за совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено свыше 1,7 млн. несовершеннолетних, 162,6 тыс. из них - женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также рост числа связанных с этим преступлений и антиобщественных действий. Основное внимание органов управления образованием в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений детей и подростков должно уделяться повышению эффективности воспитательной, психолого - педагогической работы с обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений, предотвращению "отсева" обучающихся из массовой школы. В то же время, принимая во внимание существование большого числа детей школьного возраста, в силу тех или иных причин покидающих или уже покинувших общеобразовательные учреждения, как и то, что массовая школа сегодня не в состоянии оказать им соответствующую помощь, одним из важнейших направлений деятельности органов управления образованием является создание в каждом регионе (с учетом реальных потребностей конкретного региона) инфраструктуры, целью которой являются защита прав детей и подростков, обеспечение социально-педагогической и медико - психологической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в развитии, обучении, поведении, социальной адаптации. Особая роль в преодолении школьной и социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа. По состоянию на 1 января 2001 года в Российской Федерации функционировало 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, в том числе 2 специальных профессиональных училища (Пермская и Еврейская автономная области) и 12 специальных общеобразовательных школ (Республика Калмыкия, Республики Коми, Удмуртская Республика, Вологодская, Московская, Мурманская, Новгородская, Оренбургская, Пермская, Челябинская, Ярославская области, г.Москва), в которых обучалось 1739 несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, почти 40% из них (679 человек) - женского пола, 5 % - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Из общего числа обучающихся в учреждениях открытого типа 16 % - дети в возрасте от 8 до 14 лет, 84% - несовершеннолетние старше 14 лет. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа представляют собой новый вид образовательного учреждения. Правовая основа функционирования специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа была создана в 1995 году после утверждения Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением (до этого существовали только специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа). Особенности данного вида учреждения заключаются в реализации ряда важных моментов. Специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа выполняет функции профилактического учреждения для детей и подростков с устойчивым противоправным поведением, отказывающихся посещать образовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями и сверстниками. В указанные учреждения принимаются несовершеннолетние с 8 лет, что позволяет начать реабилитационную работу с детьми на более раннем этапе. Прием детей и подростков в учреждения открытого типа осуществляется на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при наличии заключения психолого - медико - педагогической комиссии. При этом комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав может направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа лишь при наличии обязательного согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, а также согласия самого несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет. Таким образом, направление в специальное учреждение открытого типа носит добровольно-принудительный, а в отношении подростков старше 14 лет - исключительно добровольный характер. Сроки пребывания детей в специальном учебно-воспитательном учреждении открытого типа не ограничены. В случае, если обучение в учреждении открытого типа не создает комфортных условий для реабилитации воспитанника, родители (законные представители) имеют право отказаться от услуг данного учреждения. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа обеспечивают обучение подростков обоего пола. Из 14 действующих учреждений открытого типа 5 - только для мальчиков, 9 - смешанные. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа могут быть как интернатными учреждениями, так и учреждениями дневного пребывания. Интернатные учреждения позволяют обеспечить реабилитацию детей в стационарных условиях, что особенно важно в случае, если несовершеннолетние по социально-психологическим и педагогическим показаниям нуждаются в изоляции от привычной асоциальной микросреды. В то же время перспективной моделью реабилитационного учреждения являются учреждения дневного пребывания, создающие условия для реабилитации и ресоциализации детей и подростков без длительного отрыва от дома и семейного окружения. Большинство специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа являются муниципальными, обслуживают детское население непосредственно по месту жительства (город, район в городе). В таких условиях практически не прерывается связь подростка с семьей, намного проще вести работу с родителями (законными представителями), соответствующими социальными службами, решать вопросы последующего устройства и сопровождения выпускников учреждения. В настоящее время из существующих учреждений открытого типа 7 - интернаты, 7 - учреждения дневного пребывания. Наполняемость специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа варьируется от 40 (Известковское специальное профессиональное училище Еврейской автономной области, Вологодская специальная общеобразовательная школа) до 600-700 человек (специальное профессиональное училище г.Перми). В среднем контингент учреждения открытого типа составляет 100-120 подростков. Компетенция специальных учебно - воспитательных учреждений открытого типа в сфере предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определена Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В соответствии с указанным Федеральным законом и Типовым положением основными задачами специальных учебно - воспитательных учреждений открытого типа являются: обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе; создание условий для получения несовершеннолетними начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки; осуществление индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; реализация программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В специальном учебно-воспитательном учреждении открытого типа создается система, обеспечивающая развитие личности несовершеннолетнего, нуждающегося в особой заботе и защите. Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждении устанавливается с учетом их индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать создание условий для психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики, организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время обучающихся, воспитанников, максимальную защищенность несовершеннолетних от негативного влияния. Деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа направлена на преодоление последствий школьной и социальной дезадаптации обучающихся в них подростков, формирование у них осознанной потребности в получении образования, способности к самооценке, самоконтролю, творческому осмыслению собственных возможностей и перспектив посредством комплексного реабилитационного подхода с акцентом на индивидуальную и групповую коррекционную работу. Подобный подход обеспечивает преемственность реабилитационных мероприятий, направленность реабилитационного процесса на различные сферы жизнедеятельности обучающихся (образование, досуг, семья), равноправное, партнерское вовлечение в образовательный и реабилитационный процесс всех участников: обучающихся, родителей и педагогических работников образовательного учреждения. В работе учреждений открытого типа используются разноуровневые образовательные программы, позволяющие обеспечить общеобразовательную подготовку, профессиональную ориентацию и социально - трудовую адаптацию несовершеннолетних, их подготовку к самостоятельной жизни в обществе. Заслуживает внимания опыт работы в данном направлении специального профессионального училища "Уральское подворье" г.Перми. Училище располагает головным отделением и 9 филиалами в 5 из 7 районов города, что позволило приблизить место учебы к месту проживания подростков, создать условия для обучения и социально-психологической реабилитации значительно большего контингента обучающихся (по состоянию на начало 2001 года - 680 человек в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе 361 девочка) с разным исходным уровнем образования. Подростки обучаются по 11 профессиям, востребованным в регионе (повар, пекарь, швея, маляр, столяр, парикмахер, продавец и другие), что повышает их социальный статус и конкурентоспособность на рынке труда. В процессе профессиональной подготовки несовершеннолетним предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы с целью адаптации к самостоятельной трудовой деятельности. Значительная часть подростков не имеет основного общего образования, поэтому для обеспечения требований государственных образовательных стандартов в училище открыто общеобразовательное отделение, которое осуществляет свою деятельность по договору с вечерней школой. В основе организации образовательного процесса лежит личностно ориентированный подход. Для обеспечения оптимальных условий усвоения учебных программ каждым подростком реализуется несколько схем обучения в зависимости от образовательного уровня обучающихся (начальное профессиональное образование на базе 9 классов с получением среднего (полного) общего образования; начальное профессиональное образование на базе 8 классов с получением основного общего образования; профессиональная подготовка на базе 7 классов и ниже с повышением общеобразовательного уровня; профессиональная подготовка без повышения общеобразовательного уровня). По схожей схеме действует школа для подростков с девиантным поведением "Центр образования" (г. Воткинск Удмуртской Республики), обеспечивающая получение несовершеннолетними основного общего и среднего (полного) общего образования по очной, заочной форме и в форме экстерната с использованием принципов реабилитационной педагогики, а также реализацию социально значимых для региона программ профессиональной подготовки и занятости с учетом возрастных особенностей, интересов обучающихся, их планов на будущее. В школе функционирует ряд мастерских (автослесарная, столярная, швейная, художественная, парикмахерская), продукция которых реализуется в городе. Занятие целенаправленной трудовой деятельностью дает возможность подросткам видеть реальные результаты своего труда, зарабатывать деньги, сократить "бесцельное" времяпровождение, общение с асоциальной, криминальной средой. В специальной общеобразовательной школе "Подросток" (г.Чусовой Пермской области), реализующей программы основного общего образования, в целях социальной защиты будущих выпускников, повышения их конкурентоспособности на рынке труда создано отделение профессиональной подготовки, организовано обучение различным профессиям (портной, столяр, слесарь, штукатур-маляр, домашний парикмахер, электромонтажник). В специальной общеобразовательной школе N 19 г.Новгорода Великого разработаны и реализуются интегрированные программы общеобразовательной и профессиональной подготовки. Для детей младших возрастов организуется углубленное трудовое обучение. Аналогичный подход практикуется в специальной общеобразовательной школе N 112 г.Москвы, специальной общеобразовательной школе N 9 г.Мончегорска Мурманской области, специальной общеобразовательной школе г.Озерска Челябинской области, других учреждениях открытого типа. Особое место среди специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа занимает Вологодская областная специальная общеобразовательная школа, осуществляющая реабилитацию мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет, имеющих отклонения в умственном развитии (олигофрения в степени умеренно выраженной дебильности, органическая деменция негрубой степени, глубокая задержка психического развития на органическом фоне) в сочетании с различными формами отклоняющегося поведения. Обучение в школе ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений VII и VIII видов. В целом в 2000 году 4% обучающихся, воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа обучалось на ступени начального общего образования, 60% - на ступени основного общего образования, 11% - на ступени среднего (полного) общего образования. Начальное профессиональное образование и (или) профессиональную подготовку получало в 2000 году 54% несовершеннолетних, обучающихся в учреждениях открытого типа. Из общего числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа в 2000 году 16% получили незаконченное основное общее образование, 34% - основное общее образование, 23% - незаконченное среднее (полное) общее образование, 5% - среднее (полное) общее образование, 5% - начальное профессиональное образование, 52% - профессиональную подготовку. При выпуске из учреждения обучающимся, воспитанникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) квалификации по профессии (специальности). Несовершеннолетним, не завершившим образование одного из уровней (основное общее, среднее (полное) общее, начальное профессиональное образование), выдается справка установленного образца. Подростки, прошедшие курс реабилитации, продолжают обучение в общеобразовательных или других образовательных учреждениях, устраиваются на работу. Общее количество выпускников специального профессионального училища "Уральское подворье" за 5 лет составляет 979 человек, из них трудоустроено 822 человека, или 84 %. Специальная общеобразовательная школа N 8 г.Переславля-Залесского Ярославской области ежегодно выпускает 50 - 60 подростков, из которых примерно 80% получают основное общее образование, 20% - среднее (полное) общее образование. Выпускники спецшколы работают на предприятиях города, продолжают образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Численность выпускников специальной школы N 9 г.Мончегорска за три года существования учреждения составила 70 человек. Из них 60% продолжили обучение в образовательных учреждениях, 25% трудоустроено. Подавляющее большинство выпускников Ухтинской специальной общеобразовательной школы Республики Коми (57 человек) продолжает обучение в общеобразовательных школах. Из 40 выпускников специальной школы N 112 г.Москвы 25% вернулись в общеобразовательные школы, в которых обучались прежде, 25% продолжили обучение в других образовательных учреждениях, 40% трудоустроено, 10% отчислено в связи с достижением совершеннолетия либо переменой места жительства. При этом из всех выпущенных несовершеннолетних только 5 человек имеют условную судимость, к лишению свободы не осужден ни один подросток. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа представляют собой многопрофильные структуры оказания специализированной помощи несовершеннолетним, Образовательный и реабилитационный процессы в учреждениях осуществляются в условиях эффективного взаимодействия различных служб (учебно - производственная, воспитательная, психологическая, методическая, медицинская, социальная, служба занятости и другие). Важной составляющей деятельности специального учебно - воспитательного учреждения является психологическое сопровождение процесса реабилитации. К основным задачам психологической службы относятся психодиагностика и психокоррекция, направленные на формирование у детей и подростков положительной "Я-концепции"; консультирование всех участников образовательного процесса, оказание помощи педагогическим работникам в установлении конструктивного взаимодействия с обучающимися, а также в кризисных ситуациях, оказание помощи родителям в вопросах воспитания, создания благоприятного семейного микроклимата. Результаты психологической диагностики личностных качеств детей и подростков используются всеми службами учреждения при разработке и реализации программ индивидуальной и групповой коррекционной работы. В учреждениях созданы психолого-медико-педагогические комиссии, которые регулярно рассматривают динамику реабилитационного процесса и вносят коррективы в индивидуальный план работы с подростком. Для подавляющего большинства детей и подростков, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа, до поступления в указанные учреждения были характерны уклонение от учебы, совершение правонарушений или антиобщественных действий (бродяжничество, ранняя алкоголизация, употребление одурманивающих веществ, аморальное поведение). Значительная часть детей длительное время систематически пропускала занятия в школе либо вообще не посещала образовательные учреждения в течение нескольких лет. Многие состоят на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Среди них - условно осужденные за совершение преступлений, вернувшиеся из воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы. Большинство обучающихся - дети из неблагополучных семей. С учетом специфики контингента обучающихся в специальных учебно - воспитательных учреждениях открытого типа несовершеннолетних одним из важнейших направлений деятельности этих учреждений является социально-педагогическая работа с детьми и подростками, профилактика их правонарушений и асоциального образа жизни. Профилактическая работа осуществляется совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Практикуются выездные заседания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на базе учреждений открытого типа. Так, деятельность спецшколы N 9 г.Мончегорска в данном направлении осуществляется на основе комплексного плана совместной работы спецшколы, КДП, ПДН, отдела по охране прав детей, отдела по делам молодежи, наркологической службы города. Аналогичные планы существуют во всех специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа. Значительное место в организации воспитательной и реабилитационной работы с несовершеннолетними занимает внеурочная деятельность, обеспечивающая условия для содержательного досуга и отдыха, в том числе в летний период. Указанная деятельность включает занятия в кружках, клубах по интересам, спортивных секциях, организацию и проведение конкурсов, экскурсий, туристических походов, других массовых мероприятий различной направленности. Большое внимание уделяется гражданскому и военно - патриотическому воспитанию, подготовке юношей к службе в армии. В целях формирования у детей и подростков здорового образа жизни, активной психологической защиты от приема наркотиков и иных психоактивных веществ, профилактики наркомании, ВИЧ/СПИД и других заболеваний, предупреждения распространения наркотиков в образовательном учреждении, выявления, учета и оказания необходимой помощи обучающимся, употребляющим психоактивные вещества, разрабатываются и реализуются комплексные программы лечебно - оздоровительных мероприятий, Такие программы успешно реализуются в специальных школах городов Ухты, Мончегорска, Москвы, Новгорода Великого, обоих учреждениях открытого типа Пермской области и других. С учетом необходимости корректирования и прогнозирования дальнейших направлений деятельности регулярно проводится обследование семей обучающихся, составляются "социальные паспорта" детей, выявляются группы "повышенного риска". Ведется учет детей, переданных под опеку (попечительство), осуществляется контроль за их воспитанием. Оказывается материальная и иная социальная помощь детям из малообеспеченных семей. Обеспечивается правовая помощь детям и их родителям. Практически во всех специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого типа созданы советы профилактики, университеты правовых и психолого-педагогических знаний для родителей. Работники учреждений представляют интересы детей в различных инстанциях (органы внутренних дел, суды, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы государственной власти и местного самоуправления). Соответствующие службы учреждений открытого типа отслеживают дальнейшую судьбу выпускников, оказывают им помощь в жизнеустройстве (продолжение образования, трудоустройство, обеспечение жильем и т.д.). Для повышения эффективности работы во многих специальных учебно - воспитательных учреждениях открытого типа созданы попечительские советы. В составы попечительских советов входят представители правоохранительных органов, других государственных и общественных структур. Взаимодействие учреждений с различными ведомствами и организациями, активное участие членов попечительских советов в проводимых специальными учебно-воспитательными учреждениями мероприятиях повышают самооценку подростков, формируют у них положительное отношение к органам власти. Значимость решаемых специальными учебно-воспитательными учреждениями открытого типа проблем обусловила необходимость соответствующего научно-методического сопровождения их деятельности. Педагогическим коллективом спецшколы г.Чусового совместно с Пермским областным институтом повышения квалификации работников образования разработана программа развития учреждения "Социально-трудовая адаптация и психолого-педагогическая реабилитация учащихся в условиях основной общеобразовательной спецшколы N 14 "Подросток". Психологическое сопровождение программы осуществляет кафедра психологии Пермского государственного педагогического университета. Концептуальные подходы к организации деятельности учреждений и программы их развития разработаны или разрабатываются при участии представителей науки в настоящее время во всех учреждениях открытого типа. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа становятся своеобразными региональными учебно-методическими центрами по отработке новых форм и методов реабилитационной работы с подростками, имеющими проблемы в поведении и социальной адаптации. На их базе проводятся семинары, курсы повышения квалификации для работников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Опыт специального профессионального училища "Уральское подворье" по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних был одобрен Межведомственной комиссией при губернаторе Пермской области по предупреждению преступности и коррупции и рекомендован к распространению в городах и районах области. Вместе с тем существует и ряд негативных тенденций в обеспечении деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. Фактически с момента возникновения данные учреждения сталкиваются с проблемой недостаточного и нестабильного финансирования. Как правило, не учитываются или учитываются не в полном объеме в соответствующих бюджетах средства на материальное обеспечение обучающихся, воспитанников (в том числе обеспечение согласно установленным нормам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей); организацию досуговой, спортивно - оздоровительной деятельности, летнего отдыха детей; укрепление материально - технической базы, приобретение инвентаря и оборудования, в том числе для учебных кабинетов, учебно-производственных мастерских, комплектов учебников, наглядных и технических средств обучения; осуществление капитального ремонта, реконструкции и строительства в учреждениях. Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. Требуют уточнения нормативы штатной численности работников этих учреждений, а также нормативы бюджетного финансирования обучающихся учреждений открытого тип дневного пребывания. Во многих учреждениях отмечается недостаточная укомплектованность педагогическими и медицинскими работниками. В 2000 году специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа были укомплектованы кадрами педагогов-психологов и социальных педагогов не более чем на 40-60%. Ставки психотерапевта введены только в 3-х учреждениях открытого типа, ставка психиатра - в 2-х учреждениях открытого типа. Существуют проблемы с обеспечением специальных учебно-воспитательных учреждений квалифицированными кадрами. Текучесть кадров составляет в среднем 30-50%. Основными причинами сложившегося положения являются отсутствие в регионах квалифицированных специалистов, отсутствие в учреждениях условий для соответствующей оплаты труда, проживания, а также повышения квалификации и переподготовки работников. Недостаточное межведомственное взаимодействие на муниципальном и региональном уровнях препятствует более эффективному решению проблем жизнедеятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа, а также социальной адаптации выпускников этих учреждений. Вместе с тем, несмотря на все проблемы и недостатки, специальными учебно-воспитательными учреждениями открытого типа за сравнительно короткий срок накоплен значительный позитивный опыт работы в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков. Указанные учреждения обеспечивают условия для реализации права на образование несовершеннолетних, которые не хотят или не могут обучаться в "традиционных" образовательных учреждениях, дают возможность "трудным" подросткам адаптироваться в жизни. Заслуживают внимания такие результаты деятельности специальных учебно - воспитательных учреждений открытого типа, как значительное снижение числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками в период пребывания в учреждении и после выпуска, во многих случаях - нормализация семейной ситуации, более ответственное отношение родителей к проблемам своих детей. Все вышеперечисленное позволяет рассматривать создание специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа как один из наиболее эффективных путей преодоления школьной и социальной дезадаптации, противоправного поведения детей и подростков. Начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Г.Н. Тростанецкая Приложение 2 к письму Минобразования России от 30 июля 2001 года N 893/28-13 СПРАВКА о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации (2000 год) В 2000 году число преступлений, совершенных подростками, уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 6,2% (с 208,3 тыс. до 195,4 тыс.), а количество несовершеннолетних участников преступлений - на 3,1% (с 183,4 тыс. до 177,9 тыс.). Снизился удельный вес подростковой преступности (с 9,6% в 1999 году до 8,9% в 2000 году). В то же время структура и динамика преступности несовершеннолетних по-прежнему характеризуются рядом негативных тенденций. В 20 субъектах Российской Федерации отмечен рост подростковой преступности. Особенно неблагополучная ситуация сложилась в республиках Ингушетия (рост 33,3%), Хакасия (15,0%), Марий Эл (9,6 %), Коми (3,5%), Калужской (15,9%), Рязанской (11,9%), Курской (8,5 %), Самарской (4,8%), Брянской (4,1%) областях, Корякском автономном округе (36,4%). В таких регионах, как республики Алтай, Бурятия, Коми, Хакасия, Амурская, Архангельская, Пермская области, Корякский, Эвенкийский, Чукотский автономный округа, удельный вес подростковых преступлений в общем количестве преступных деяний на 3-10% превышает среднероссийские показатели (8,9%). В 35 субъектах Федерации увеличилось число несовершеннолетних участников преступлений. Наибольший рост зафиксирован в республиках Алтай - на 14,0%, Марий Эл - 8,7%, Саха (Якутия) - 8,1%, Северная Осетия - Алания - 6,6%, Курской области - 14,1%, Калужской области - 12,5%, Амурской области - 11,2%, Смоленской области - 10,7%. Продолжается смещение преступности несовершеннолетних в сторону корыстно - насильственной направленности. Так, число убийств, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 20,3% (с 1017 в 1999 году до 1223 в 2000 году), случаев умышленного причинения тяжкого время здоровью - на 27,3% (с 1695 до 2157), изнасилований - на 6,3% (с 688 до 731), хулиганских проявлений - на 5,0% (с 10,9 тыс. до 11,5 тыс.), разбоев - на 6,4% (с 5,0 тыс. до 5,3 тыс.), мошенничеств - на 10,3% (с 1,6 тыс. до 1,8 тыс.). В то же время произошло снижение числа грабежей - на 7,1% (с 16,4 тыс. в 1999 году до 15,2 тыс. в 2000 году), краж - на 7,7% (с 129,6 тыс. до 119,7 тыс.), вымогательств - на 8,0% (с 4,0 тыс. до 3,7 тыс.), умышленного уничтожения или повреждения имущества - на 24,5% (с 5,3 тыс. до 4,0 тыс.), неправомерного завладения автомобилем или иными транспортными средствами без цели хищения - на 12,7% (с 6,1 тыс. до 5,3 тыс.). Основную долю среди преступлений подростков в 2000 году составляли кражи (61,3%). Значительная часть подростковых преступлений приходилась на грабежи (7,8%), хулиганство (5,9%), разбои (2,7%), неправомерное завладение автомобилем или иными транспортными средствами без цели хищения (2,7%), умышленное уничтожение или повреждение имущества (2,0%), вымогательство (1,9 %), убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (1,1 %), мошенничество (0,9%). Продолжает оставаться высокой криминальная активность детей в возрасте до 14 лет. В 2000 году количество подростков, поставленных на учет за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, составило 66,7 тыс. человек; 7,9 тыс., или 11,9%, из них - женского пола. Больше всего (от 2 до 2,9 тыс.) таких подростков выявлено в Республике Татарстан, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Свердловской, Челябинской областях, г.Москве. Количество общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, практически не снижается. Ежегодно органами внутренних дел осуществляется подготовка материалов о направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в отношении 6-8 тыс. несовершеннолетних, а реальная потребность России в содержании, обучении и воспитании детей и подростков, совершивших общественно опасные деяния, нуждающихся в особых условиях воспитания и требующих специального педагогического подхода, как минимум в 5 раз больше. В то же время, несмотря на острую потребность в создании специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, сеть указанных учреждений развивается крайне медленно. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. В результате значительная часть подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания, фактически остается без специализированной помощи. В Республике Тыва, Чувашской Республике, Калининградской области в течение последних трех лет в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не был помещен ни один подросток. Подобная ситуация не позволяет начать реабилитационную работу с несовершеннолетними правонарушителями на раннем этапе, приводит к формированию у них чувства безнаказанности, что почти неизбежно ведет к рецидиву. При этом многие подростки не только продолжают совершать преступления, но и вовлекают в противоправную деятельность своих сверстников. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, велика доля лиц, не имеющих постоянного источника дохода (44,8%), 16,6% составляет доля несовершеннолетних, совершивших преступления повторно. Основная часть преступлений совершается несовершеннолетними в группе (64,2%). Около 17% несовершеннолетних совершают правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. Данные показатели в последние годы остаются достаточно стабильными. Реальную опасность представляет участие подростков в совершении преступлений совместно со взрослыми. Количество уголовных дел, возбужденных и направленных в суд в отношении взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления, составило в 2000 году 20,6 тыс. (в 1998 году - 19,4 тыс., в 1999 году - 24,1 тыс.). В 2000 году участие в противозаконной деятельности в составе организованных преступных групп приняли 1,2 тыс. подростков. Общее количество подростков, совершивших противоправные деяния в составе групп криминальной направленности, составило в 2000 году 102,0 тыс. (в 1998 году - 88,3 тыс., в 1999 году - 106,2 тыс.). Питательной средой для групповой преступности часто являются неформальные группировки молодежи, нередко враждующие между собой. По данным МВД России, в 2000 году насчитывалось 41,5 тыс. таких группировок (в 1998 году - 38 тыс., в 1999 году - 42,6 тыс.), в том числе в Новосибирской области - 2,9 тыс., Самарской области - 2 тыс., в Республике Башкортостан, Красноярском крае, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Омской, Ростовской, Свердловской областях, городах Москве и Санкт-Петербурге - от 1 до 2 тыс. группировок, в состав которых входило в общей сложности 119,3 тыс. подростков (в 1998 году. - 113,8 тыс., в 1999 году - 124,7 тыс.). Более 71 тыс. несовершеннолетних были подвергнуты уголовному или административному наказанию за правонарушения, совершенные в составе неофициальных группировок. Не снижается криминальная активность подростков женского пола. Их число среди несовершеннолетних, совершивших преступления, за последние 3 года увеличилось на 18,4% (в 1998 году - 12,9 тыс., в 1999 году - 15,1 тыс., в 2000 году - 15,2 тыс.); доля девочек среди несовершеннолетних участников преступных деяний остается достаточно стабильной (8,6%). Следует отметить рост числа девочек, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних: в 1998 году - 52,6 тыс., в 1999 году - 53,6 тыс., в 2000 году - 54,1 тыс. В 2000 году продолжилось сокращение числа подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел за немедицинское потребление наркотических средств: в 1998 году их было 16,6 тыс., в 1999 году - 15,4 тыс., в 2000 году - 15,0 тыс. Уменьшается и количество несовершеннолетних, к родителям которых применены меры административного воздействия за употребление их детьми наркотических средств: в 1998 году их насчитывалось 21,1 тыс., в 1999 году - 15,8 тыс., в 2000 году - 15,4 тыс. Однако ситуация, связанная с употреблением несовершеннолетними наркотических и токсических веществ, продолжает оставаться крайне напряженной, так как латентная наркомания и токсикомания, по экспертным оценкам, в несколько раз превышает официальные показатели. Только в 2000 году выявлено 12,3 тыс. несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (13,7% от всех лиц, поставленных в 2000 году на учет за злоупотребление наркотиками), и 3,2 тыс. употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (40,3% от общего числа лиц, поставленных на учет за употребление указанных веществ), в том числе более 10 тыс. подростков - с впервые установленным диагнозом. В конце 2000 года в учреждениях органов здравоохранения в связи с необходимостью оказания наркологической помощи было зарегистрировано 34,5 тыс. детей и подростков, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества (1999 год - 38 тыс.), и 15,5 тыс. - употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (1999 год - 14,5 тыс.), них 16,5 тыс. человек с диагнозом "наркомания" и 9,5 тыс. человек с диагнозом "токсикомания" (1999 год - соответственно 16,6 тыс. и 8 тыс. человек). Всего в 2000 году на учете в учреждениях органов здравоохранения состояло 49 тыс. обучающихся и студентов, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (в том числе 11 тыс. несовершеннолетних), и 6,8 тыс., употребляющих сильнодействующие и одурманивающие вещества (из них 4,6 тыс. - несовершеннолетние). По сведениям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, значительная часть подростков, употребляющих наркотические или токсические средства, проживает в неполных или неблагополучных семьях, где родители нередко не дают своего согласия на обследование или лечение ребенка. Имеющихся в учреждениях системы Министерства здравоохранения Российской Федерации подразделений для несовершеннолетних с проблемами зависимости от наркотиков и иных психоактивных веществ явно недостаточно. Амбулаторная и стационарная специализированная помощь подросткам, больным наркоманией, оказывается только в крупных территориальных центрах, причем в наркологических больницах в лучшем случае имеется 5-10 мест для несовершеннолетних. Несмотря на снижение числа несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, на 6,8% (в 1998 году - 32,3 тыс., в 1999 году - 30,9 тыс., в 2000 году - 30,1 тыс.), количество несовершеннолетних, к которым применены меры административного воздействия за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения, возросло за 3 года на 4,3% (в 1998 году - 294,3 тыс., в 1999 году - 305,2 тыс., в 2000 году - 107,1 тыс.). В 2000 году по сравнению с 1999 года на 33,9 тыс. сократилась численность несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел по различным причинам (в 2000 году - 1175336, в 1999 году - 1209263). В основном эти подростки совершали административные правонарушения (64 %). Остается высокой доля подростков, доставленных в органы внутренних дел за распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения (25 %). В органы внутренних дел за противоправную деятельность в 2000 году было доставлено 553,1 обучающихся общеобразовательных учреждений (на 19,6 тыс., или на 3,4% меньше, чем в 1999 году), в том числе в Санкт-Петербурге и Иркутской области - по 22,7 тыс., в Нижегородской области -19,5 тыс., в Ленинградской области - 18,1 тыс., в Новосибирской области - 12,3 тыс., в Свердловской области - 12 тыс., в Челябинской области - 10,2 тыс., в Республике Татарстан - 11,9 тыс., в Республике Башкортостан - 11,6 тыс.человек. Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в 2000 году состояло 213тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений и 88,4 тыс. несовершеннолетних, обучающихся в других образовательных учреждениях. Больше всего обучающихся, воспитанников образовательных учреждений состояло на учете в республиках Башкортостан (11,6 тыс.), Татарстан (8,6 тыс.), Новосибирской (10,5 тыс.), Московской (10,3 тыс.), Свердловской (9,9 тыс.), Нижегородской (9,4 тыс.), Пермской (8,5 тыс.), Челябинской (8,3 тыс. ), Иркутской (8,1 тыс.), Самарской (7,8 тыс.), Ленинградской (7,3 тыс.), Ростовской (6,8 тыс.), Кемеровской (6,8 тыс.) областях, Краснодарском (8,3 тыс.), Приморском (5,6 тыс.), Ставропольском (5,3 тыс.), Алтайском (5 тыс.) краях, городах Москве (9,5 тыс.) и Санкт-Петербурге (8,9 тыс.), еще в 47 регионах - от 1 до 5 тыс.человек. Среди задержанных сотрудниками органов внутренних дел в 2000 году подростков было выявлено свыше 44 тыс., не имеющих даже начального образования. Органами милиции осуществлялась профилактическая работа в отношении 752 тыс. подростков-правонарушителей, что на 0,3% больше, чем в 1999 году (749,5 тыс.). Из 410,1 тыс. несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на конец 2000 года, 21,4% составляли подростки в возрасте до 14 лет, 32,7% - 14-15 лет, 45,8% - 16-17 лет. В 2000 году в связи с исправлением снято с профилактического учета 199,7 тыс. несовершеннолетних (на 12,1% больше, чем в 1999 году (178,2 тыс.), в связи с осуждением к лишению свободы - 13,8 тыс. (на 16,9% меньше, чем в 1999 году (16,6 тыс.), в связи с достижением совершеннолетия - 92,9 тыс. (на 2,4% меньше, чем в 1999 году (95,2 тыс.). В течение 2000 года в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) было доставлено 31,1 тыс. детей, что на 43,5% меньше, чем в 1999 году (55 тыс.), из них 3173 (10,2%) - не имеющих родителей, 999 (3,2%) - не имеющих опекунов и попечителей, 408 (1,3%) - самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Такая динамика во многом объясняется принятием в 1999 году Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в соответствии с которым безнадзорные и беспризорные дети должны помещаться в учреждения социальной защиты населения. В 94 центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей в 2000 году помещались несовершеннолетние по следующим основаниям: совершившие общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности (свыше 10 тыс.); совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность (свыше 12 тыс.); направляемые в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, включая самовольно ушедших из этих учреждений (2,6 тыс.). Повторно в течение года в ЦВИНП помещалось 6,4 тыс. несовершеннолетних. Справка подготовлена на основе данных ГУООП МВД России |