О РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ N 134 ОТ 8 АВГУСТА 2001 Г.. Письмо. Министерство здравоохранения РФ. 21.08.01 2510/9011-01-27

              О РЕАЛИЗАЦИИ ФЗ N 134 ОТ 8 АВГУСТА 2001 Г.
 
                                ПИСЬМО

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                          21 августа 2001 г.
                          N 2510/9011-01-27

                                 (Д)
 

     В связи с принятием Федерального закона  от  8  августа  2001  г.
N 134-ФЗ   "О   защите   прав   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного  контроля  (надзора)"
(далее - Федеральный закон) направляю порядок его реализации.
     Данный документ является законом прямого  действия  и  вступил  в
силу с момента его опубликования 11 августа 2001 года.
     Федеральный закон  регулирует  отношения  только  при  проведении
государственного  контроля  и  не  применяется при наличии собственной
инициативы  юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей   по
контролю,   оказанию   работ   и  услуг,  осуществляемых  учреждениями
госсанэпидслужбы,  оформленной  письменно  (заявка  или   договор)   и
зарегистрированной  в установленном порядке (для получения санитарно -
эпидемиологического заключения,  проведения экспертиз,  расследований,
обследований,  оценок,  осуществления санитарно - гигиенических услуг,
осуществления   производственного   контроля,   реализации    программ
обеспечения  санэпидблагополучия,  дополнительного  объема  надзора по
инициативе проверяемого и т.д. и т.п.).
     Для безусловного  исполнения  данного  Закона необходимо провести
следующие неотложные мероприятия:
     1. Главным   государственным   санитарным   врачам  по  субъектам
Российской Федерации, по регионам на водном и воздушном транспорте, по
министерствам и ведомствам:
     составить списки   всех   юридических   лиц   и    индивидуальных
предпринимателей    (с    учетом    филиалов    и   представительств),
осуществляющих свою деятельность на контролируемой территории,  сверив
их   с  регистрационной  палатой  юридических  лиц  (или  органом,  ее
замещающим), с государственной налоговой инспекцией;
     составить график   планового   контроля   выполнения  санитарного
законодательства     юридическими     лицами     и     индивидуальными
предпринимателями  с  обязательным их обследованием не чаще 1 раза в 2
года,  утвердить   его   приказом   и   довести   до   сведения   всех
заинтересованных лиц;
     осуществлять выход на объект только на основании распоряжения  по
учреждению  с  обязательным  отражением всех требований,  изложенных в
статье 7 данного  Закона.  В  распоряжении,  как  правило,  необходимо
предусматривать  задание  по  инструментальным  и  лабораторным  видам
исследований;
     выверить наличие служебных удостоверений,  отвечающих требованиям
Закона "О санитарно -  эпидемиологическом  благополучии  населения"  у
всех должностных лиц учреждений, осуществляющих надзор;
     составить перечень    юридических    лиц     и     индивидуальных
предпринимателей,    у    которых   выявлены   нарушения   санитарного
законодательства (указать пункт нарушаемого нормативного  документа  и
установленный срок внеплановой проверки);
     составить график   внеплановых   проверок   юридических   лиц   и
индивидуальных предпринимателей на основании предписаний об устранении
выявленных нарушений в ходе предыдущих проверок;
     завести журнал учета получения информации (за основу обязательных
граф  и  порядка  заполнения  рекомендуется   взять   "Инструкцию   по
делопроизводству  в  аппарате  Министерства здравоохранения Российской
Федерации" (приложение 3 и 4 к Приказу Минздрава России от 30.10.98  N
320):
     а) от юридических лиц,  индивидуальных предпринимателей,  органов
государственной   власти   о   возникновении  аварийных  ситуаций,  об
изменениях или о  нарушениях  технологических  процессов,  а  также  о
выходе    из    строя    сооружений,   оборудования,   которые   могут
непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде
и    имуществу    граждан,    юридических    лиц    и   индивидуальных
предпринимателей;
     б) о  фактах  возникновения  угрозы  здоровью  и  жизни  граждан,
загрязнения окружающей среды,  повреждения имущества,  в том  числе  в
отношении  однородных товаров (работ,  услуг) других юридических лиц и
(или) индивидуальных предпринимателей;
     в) обращений    граждан,   юридических   лиц   и   индивидуальных
предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных  интересов
действиями  (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных
предпринимателей,   связанные   с   невыполнением   ими   обязательных
требований,   а   также   получения  иной  информации,  подтверждаемой
документами и иными  доказательствами,  свидетельствующими  о  наличии
признаков таких нарушений;
     по каждому  зарегистрированному   в   журнале   учета   получения
информации   случаю   принимается   мотивированное   решение   и   при
необходимости проведения внеплановой проверки издается распоряжение;
     в ходе осуществления плановой или внеплановой проверки необходимо
строго руководствоваться статьями 8, 9, 10 и 11 Федерального закона;
     довести через  средства  массовой информации до юридических лиц и
индивидуальных  предпринимателей  сведения   о   наличии   нормативных
документов    по    санитарному    законодательству,   доступности   и
обязательности их приобретения;
     обратить особое  внимание  на  недопустимость  взимания  платы  с
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  за   проведение
мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов на
осуществление  исследований  (испытаний)  и  экспертиз,  в  результате
которых выявлены нарушения обязательных требований;
     обратить внимание на недопустимость  непосредственного  получения
учреждениями   госсанэпидслужбы   отчислений  от  сумм,  взысканных  с
юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей  в  результате
проведения мероприятий по контролю (штрафные санкции).
     Представить к   1    октября    2001    года    предложения    по
совершенствованию    осуществления    госсанэпиднадзора    в    рамках
Федерального закона.
     2. Департаменту  госсанэпиднадзора  (Иванов  С.И.),  Федеральному
центру госсанэпиднадзора (Беляев Е.Н.):
     - обеспечить   контроль  за  организацией  работы  по  исполнению
Федерального   закона   учреждениями   государственной   санитарно   -
эпидемиологической службы;
     - внести предложения по  пересмотру  санитарных  правил  в  части
сроков проведения плановых проверок;
     - в октябре 2001 года организовать и провести семинар для главных
государственных   санитарных   врачей   (заместителей)   по   практике
реализации требований Федерального закона;
     - разработать  форму  акта по результатам мероприятия по контролю
должностным лицом (лицами), осуществляющим проверку;
     - разработать  форму  журналов регистрации информации по пункту 5
статьи 7;
     - проанализировать   практику   реализации,  юридические  аспекты
применения   центрами   госсанэпиднадзора   Федерального   закона    и
подготовить анализ этой работы к 15 октября 2001 года.
     В развитие данного Закона в настоящее время готовятся подзаконные
акты, которые будут доведены до сведения по мере их утверждения.

                                                         Г.Г. ОНИЩЕНКО
21 августа 2001 г.
N 2510/9011-01-27