О ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОКТО ТАМОЖНИ ПРИКАЗ МОСКОВСКАЯ ВОСТОЧНАЯ ТАМОЖНЯ 2 июля 2001 г. N 448 (Д) В целях усиления контроля за достоверностью и полнотой сведений, заявляемых при декларировании товаров и транспортных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, обеспечения выполнения приказов ГТК России от 10.04.2000 N 288, от 14.02.2001 N 155 и приказа ЦТУ от 20.12.2000 N 218 приказываю: 1. Утвердить Технологическую схему организации работы ОКТО таможни по контролю за таможенным оформлением, согласованию решений о выпуске товаров и транспортных средств и взаимодействию с таможенными постами и структурными подразделениями таможни (далее - Технологическая схема работы ОКТО) (приложение). 2. Начальникам таможенных постов: 2.1. До 11.07.2001 в соответствии с настоящим приказом внести дополнения в Технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации таможенных постов и в Технологические схемы работы подразделений таможенных постов в соответствии с Технологической схемой работы ОКТО. 2.2. Назначить ответственных за взаимодействие с ОКТО двух сотрудников отделов документального таможенного оформления и контроля с учетом обязательного постоянного нахождения на таможенном посту хотя бы одного из них. Списки назначенных сотрудников представить в ОКТО до 11.07.2001. 2.3. Для согласования решений о выпуске представлять в ОКТО направления, копии ГТД с пакетом документов к ней и дискету со сведениями по каждому направлению для Журнала ОКТО в соответствии с приказом таможни от 02.07.2001 N 446. 2.4. Представлять в ОКТО отчетность: 2.4.1. Еженедельно по понедельникам до 12-00 (за прошедшую неделю) - сведения о расхождении данных из таможен отправления и заявленных в ГТД в соответствии с приказом таможни от 14.09.2000 N 395 и изменениями к нему, внесенными приказами таможни от 02.11.2000 N 466 и от 26.12.2000 N 540. 2.4.2. Еженедельно по пятницам до 16-00 (за прошедшую неделю) и ежемесячно до 3 числа месяца следующего за отчетным, - отчеты о ходе выполнения плановых заданий по формированию федерального бюджета в соответствии с распоряжением таможни от 29.06.2001 N 131. 2.4.3. Еженедельно в четверг, следующий за отчетным (со среды по среду за прошедшую неделю) до 11-00 - обобщенные отчеты по ГТД в соответствии с распоряжением таможни от 28.06.2001 N 130. 2.4.4. Ежемесячно до 3 числа месяца, следующего за отчетным, - перечень нарушителей таможенного законодательства по форме: - участник ВЭД (СВХ, ТС, таможенный брокер, таможенный перевозчик) - полное наименование, код ОКПО, ИНН; - виды нарушений, статьи Таможенного кодекса Российской Федерации в отношении этих юридических лиц; - составлено протоколов и заведено дел о НТП в отношении этих юридических лиц; - сумма уплаченных штрафов (руб.) по каждой статье Таможенного кодекса Российской Федерации отдельно этими юридическими лицами. 3. Начальникам функциональных отделов таможни: 3.1. До 11.07.2001 внести дополнения в Технологические схемы работы отделов в соответствии с Технологической схемой работы ОКТО. 3.2. Назначить ответственных за взаимодействие с ОКТО должностных лиц с учетом возможного дублирования. 3.3. Обеспечить в приоритетном порядке взаимодействие с ОКТО по согласованию выпуска и проведению всех видов контроля, установленных Технологической схемой работы ОКТО. 4. Начальнику ОКТО (Головин Ю.Д.): 4.1. Обеспечить регистрацию и учет направлений на согласование выпуска в электронном Журнале ОКТО. 4.2. В соответствии с настоящим приказом организовать взаимодействие с таможенными постами и функциональными отделами таможни по согласованию выпуска и проведению всех видов контроля, установленных Технологической схемой работы ОКТО. 4.3. По результатам анализа сравнительных показателей и проведения проверок вносить предложения: - об отзыве лицензии СВХ (совместно с ООТК); - об отзыве, приостановлении лицензии таможенного брокера (совместно с ОТРеж); - об отзыве, приостановлении лицензии таможенного перевозчика (совместно с ОКДТ); - о поощрении или о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников таможенных постов и структурных подразделений таможни; - о реорганизации, ликвидации, перемещении таможенных постов, ОТОиТК (совместно с ИЛС и ООТК). 4.4. Обеспечить порядок согласования решений о выпуске с ГТК России и ЦТУ в соответствии с действующими нормативными документами ГТК России, распорядительными документами ЦТУ и таможни. 4.5. Представлять отчетность в ОКТО ЦТУ по формам и в сроки, установленные приказами, распоряжениями и указаниями ЦТУ. 5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника таможни Васбулатова А.А. Начальник таможни генерал - майор таможенной службы В.А. Самсонов 2 июля 2001 г. N 448 Приложение к приказу МВТ ЦТУ от 2 июля 2001 года N 448 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОКТО МОСКОВСКОЙ ВОСТОЧНОЙ ТАМОЖНИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ, СОГЛАСОВАНИЮ ВЫПУСКА ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ТАМОЖЕННЫМИ ПОСТАМИ И СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ТАМОЖНИ I. Общие положения 1. Настоящая Технологическая схема разработана в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", нормативными документами ГТК России, приказами и распоряжениями ЦТУ и таможни. 2. Основные цели настоящей технологической схемы: 2.1. Осуществление контроля за соблюдением структурными подразделениями таможни, производящими таможенное оформление и таможенный контроль (далее - таможенные посты), а также перевозчиками, владельцами СВХ, таможенными брокерами и участниками ВЭД порядка и правил предварительных операций и основного таможенного оформления в части достоверности сведений о товарах и транспортных средствах при помещении их на временное хранение и заявлении их выпуска для свободного обращения. 2.2. Проведение анализа работы таможенных постов по вопросам, относящимся к компетенции ОКТО. 2.3. Осуществление взаимодействия ОКТО с таможенными постами и структурными подразделениями таможни. 2.4. Осуществление мер, способствующих повышению эффективности таможенного оформления и таможенного контроля. 3. Основные термины: 1) согласование решений о выпуске для свободного обращения товаров и транспортных средств (далее - согласование выпуска) - контроль за таможенным оформлением, проводимый ОКТО на всех или на любом из этапов таможенного контроля после приема и регистрации ГТД до выпуска для свободного обращения. Согласование ОКТО выпуска товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, производится по каждой ГТД, подлежащей согласованию, для проверки достоверности заявленных сведений и в установленных случаях является неотъемлемой частью основного таможенного оформления; 2) дополнительный таможенный контроль - контроль за таможенным оформлением, проводимый ОКТО после завершения 4-го этапа таможенного оформления и таможенного контроля и проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, заявленных в ГТД. Товарные партии для дополнительного таможенного контроля выбираются из общего массива ГТД с применением метода случайных чисел; 3) оперативный контроль - контроль за таможенным оформлением, проводимый ОКТО по решению руководства таможни после завершения 4-го этапа таможенного оформления и таможенного контроля и проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, заявленных в ГТД. Оперативному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ в адрес конкретного участника ВЭД или конкретного СВХ, конкретного таможенного брокера, конкретного перевозчика; 4) целевая документальная проверка - контроль за таможенным оформлением, проводимый ОКТО при выявлении признаков недостоверного декларирования товаров и транспортных средств, в том числе и после выпуска для свободного обращения; 5) По поручению начальника ОКТО для принятия решения о согласовании выпуска и проведения всех видов контроля, указанных в настоящем разделе, могут привлекаться специалисты функциональных отделов таможни; 6) При обнаружении в процессе согласования выпуска нарушений порядка таможенного оформления и таможенного контроля, а также в случаях выявления недостоверного декларирования начальник ОКТО немедленно докладывает первому заместителю начальника таможни; 7) В ходе осуществления согласования выпуска и всех видов контроля, указанных в настоящем разделе, общий срок проверки ГТД не должен превышать сроков, установленных ст. 194 Таможенного кодекса Российской Федерации II. Анализ и ведение электронных баз ОКТО. Порядок действия ОКТО в случае выявления признаков недостоверного декларирования Сотрудники аналитической группы ОКТО формируют и ведут электронные базы следующих данных: 1. Электронные таблицы расхождений основных сведений о товарах и транспортных средствах, содержащихся в электронных уведомлениях, направленных таможенными органами отправления, и заявленных в ГТД. При этом производится сравнительный анализ следующих показателей: - коды товаров по ТН ВЭД России; - наименования товаров; - фактурная стоимость товаров; - вес брутто; - количество мест. В случае обнаружения на каком-либо таможенном посту несоответствия декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах сведениям, полученным при таможенном контроле на любом из этапов таможенного оформления и повлекшим занижение суммы таможенных платежей, начальник ОКТО принимает решение о необходимости проведения целевой документальной проверки в порядке и объеме, установленных приказом ГТК России от 10.04.2000 N 288. 2. Анализ таможенной стоимости и средневзвешенных значений уплаченных таможенных платежей в разрезе таможенных постов и СВХ: - за единицу веса или равное количество однородных товаров; - на одну ГТД в течение месяца; - на одно транспортное средство в течение месяца. Результаты анализа в обобщенном виде представляются начальнику таможни для изучения и принятия решения о проведении оперативного контроля деятельности таможенного поста, СВХ, участников ВЭД, таможенных брокеров. 3. Анализ деятельности, товаропотоков и объемов таможенного оформления: - по каждому таможенному посту; - по каждому СВХ в зоне деятельности таможни. ОКТО на основании постоянно проводимого анализа и результатов оперативного контроля совместно со структурными подразделениями таможни представляет начальнику таможни: - предложения о реорганизации, ликвидации, перемещении таможенных постов, а также о приостановке их деятельности; - предложения об отзыве лицензий СВХ, таможенных брокеров. 4. На основании результатов целевых документальных проверок, информации, поступающей из вышестоящих таможенных органов, и совместно со структурными подразделениями таможни: - перечень нарушителей таможенных правил: участников ВЭД, СВХ, таможенных брокеров, таможенных перевозчиков; - перечень товаров группы риска (как правило, наиболее налогооблагаемых); - перечень товаров "прикрытия", используемых для уклонения от уплаты таможенных платежей. ОКТО ежемесячно обновляет и дополняет перечни для представления руководству таможни, в вышестоящие таможенные органы и структурные подразделения таможни. III. Согласование выпуска для свободного обращения товаров и транспортных средств 1. Необходимость и порядок согласования выпуска ОКТО таможни определяются приказами и распоряжениями ГТК России, ЦТУ, другими нормативными документами. 2. Таможенные посты производят направление в ОКТО для согласования выпуска в течение одного рабочего дня после завершения четвертого этапа таможенного оформления, проведения 100 % таможенного досмотра при наличии электронного уведомления и только за подписью начальника таможенного поста или лица, его замещающего в случаях командировки, отпуска, болезни начальника таможенного поста. К направлению прилагаются копии ГТД и пакетов документов в количестве, необходимом для проведения дополнительного контроля в функциональных отделах таможни. Одновременно таможенными постами представляется дискета со сведениями по каждому направлению для Журнала ОКТО. При формировании пакетов документов для согласования выпуска и дополнительного контроля в функциональных отделах обязательно представляют копии следующих документов, заверенных ЛНП: - ГТД с записями на обороте первого листа о прохождении четырех этапов таможенного оформления и результатами сверки электронного уведомления; - акты таможенного досмотра, повторного досмотра (при наличии), акт взвешивания (при предусмотренной процедуре взвешивания); - карточка участника ВЭД или справка службы таможенной инспекции ЦТУ о приеме документов для постановки на учет участника ВЭД; - контракт с приложениями, дополнениями, спецификациями и т.п.; - инвойс (счет - фактура); - упаковочный лист; - ДКД (МДП); - паспорт сделки; - лицензии, квоты, классификационные решения и т.п. (по определению конкретного функционального отдела). По разрешению начальника таможни в части отдельных участников ВЭД может быть принято решение ограничения документов, представляемых для согласования. Направления в ОКТО и функциональные отделы выписываются по формам, установленным приложениями 1 <*>, 2 <*> к настоящей Технологической схеме. -------------------------------- <*> Не приводится. 3. Согласование выпуска и дополнительный контроль в функциональных отделах таможни производятся в очередности, изложенной в приказах и распоряжениях таможни, определяющих необходимость согласования. При этом предварительная регистрация направления на согласование выпуска производится в ОКТО. После завершения согласования в функциональных отделах направление представляется участником ВЭД в ОКТО для принятия окончательного решения о возможности выпуска. 4. После завершения процедуры согласования выпуска должностное лицо ОКТО, производившее проверку, делает запись в направлении о принятом решении, которую заверяет собственной подписью и ЛНП, и представляет его начальнику ОКТО для утверждения. В случаях, когда решение о согласовании выпуска принимает начальник таможни или один из его заместителей, им уполномоченный, процедура согласования завершается при вынесении ими решения. Оригинал направления с решением ОКТО и руководства таможни передается на таможенный пост или по согласованию с начальником таможенного поста участнику ВЭД. О получении оригинала направления должностное лицо таможенного поста или участник ВЭД (по доверенности таможенного поста) делает запись на копии направления с указанием фамилии, инициалов, должности, даты и времени получения, которую заверяет своей подписью. Заверенная копия направления с пакетом документов к ней остается в ОКТО. 5. Согласование выпуска в ОКТО осуществляется в течение одного рабочего дня с момента завершения дополнительного контроля в функциональных отделах таможни и при необходимости проведения повторного досмотра. 6. Повторный досмотр проводится в соответствии с распорядительными документами таможни, в том числе по поручению начальника ОКТО, с привлечением иных структурных подразделений таможни. 7. При согласовании выпуска ОКТО могут быть письменно запрошены дополнительные документы и сведения, необходимые для принятия решения. В этом случае срок согласования устанавливается с момента представления в ОКТО таких документов и сведений. IV. Дополнительный контроль 1. Решение о проведении дополнительного контроля принимается начальником ОКТО или лицом, его замещающим. Порядок уведомления начальника таможенного поста о проведении дополнительного контроля в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств устанавливается начальником таможни. 2. С целью контроля заявленных сведений, подтверждающих их документов и принятия решения о помещении товара под избранный таможенный режим после завершения четвертого этапа таможенного оформления и проведения таможенного досмотра (в соответствии с Типовой технологической схемой таможенного контроля и таможенного оформления, введенной в действие приказом ГТК России от 03.04.95 N 203) партии товаров проверка производится силами ОКТО. 3. В этом случае уполномоченными сотрудниками ОКТО и в случае необходимости сотрудниками иных структурных подразделений таможни производится повторная проверка сведений, заявленных в ГТД, и прилагаемых к ней документов в соответствии с Типовой технологической схемой таможенного контроля и таможенного оформления (приказ ГТК России от 03.04.95 N 203). По результатам дополнительного контроля принимается решение о возможности помещения товаров под избранный таможенный режим. V. Оперативный контроль 1. При таможенном оформлении в регионе деятельности таможни товаров и транспортных средств участниками ВЭД, перевозчиками, владельцами СВХ, таможенными брокерами, виновными в нарушениях таможенных правил, начальник таможни по указанию вышестоящего таможенного органа, по представлению начальника ОКТО или других подразделений таможни принимает решение о проведении оперативного контроля в отношении вышеуказанных лиц. 2. В этих случаях по запросу начальника ОКТО начальник таможенного поста после прохождения первых четырех этапов основного таможенного оформления и проведения таможенного досмотра направляет копии ГТД и документов, прилагаемых к ним, в ОКТО таможни для принятия решения о возможности выпуска этих товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом в порядке, указанном в п. 2 раздела IV настоящей Технологической схемы. 3. При необходимости по решению начальника ОКТО сотрудники группы фактического контроля ОКТО производят повторный досмотр товаров в объеме, позволяющем определить достоверность сведений, заявленных в ГТД. 4. После проверки и повторного досмотра уполномоченный сотрудник ОКТО делает запись на оборотной стороне первого экземпляра ГТД о принятом решении, которую заверяет подписью и оттиском личной номерной печати. 5. Оперативный контроль, в том числе с проведением таможенного досмотра, проводится также с применением системы случайных чисел. VI. Целевая документальная проверка 1. В случаях выявления при таможенном оформлении признаков заявления недостоверных сведений, влекущих снижение таможенных платежей, группа фактического контроля ОКТО по предписанию начальника таможни или лица, им уполномоченного, в течение суток с момента выявления проводит целевую проверку данного случая и действий таможенного поста по соблюдению установленного порядка таможенного оформления и таможенного контроля. Для проверки привлекаются по согласованию с ними представители службы собственной безопасности, правоохранительного блока таможни, таможенной инспекции, инспекции по личному составу. 2. При подтверждении недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, приведших к занижению суммы уплаченных таможенных платежей, а также при выявлении необоснованного выпуска товаров и транспортных средств на основании акта проверки, подписанного сотрудниками таможенного органа, принимавшими участие в проверке, сотрудники ОКТО самостоятельно либо во взаимодействии с другими подразделениями таможни: - согласно установленному порядку составляют протокол о нарушении таможенных правил в отношении декларанта (перевозчика, владельца СВХ, таможенного брокера); - вносят предложения начальнику таможни о проведении отделом таможенной инспекции проверки финансово - хозяйственной деятельности участника ВЭД (владельца СВХ, таможенного брокера и (или) лица, перемещающего товары); - вносят предложения в отношении сотрудников, допустивших дисциплинарные и должностные нарушения, о проведении служебной проверки с привлечением службы кадров и других подразделений таможни. 3. При установлении в процессе проверки обоснованности расхождений в сведениях о товарах и транспортных средствах, а также расхождений, которые не повлияли на значение суммы уплаченных таможенных платежей, информируют через отдел контроля за доставкой товаров таможни таможенный орган отправления о некорректном заполнении электронных уведомлений и о снятии с контроля данной перевозки. VII. Взаимодействие с таможенными постами и функциональными отделами таможни 1. Для выполнения возложенных на него задач ОКТО таможни имеет право: - использовать информационные системы и базы данных таможни для проверки, анализа и обобщения сведений, содержащихся в ГТД, ДКД, КД, документах учета товаров и транспортных средств СВХ и других документах, используемых в таможенных целях; - запрашивать и получать от таможенных постов (в установленные ОКТО сроки), государственных и коммерческих организаций информацию, сведения и документы, необходимые для контроля за таможенным оформлением; - проводить в любое время проверку товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем в местах временного хранения; - в случаях выявления должностных правонарушений сотрудниками таможенных постов вносить предложения руководству таможни о проведении служебных проверок. 2. ОКТО организует взаимодействие с таможенными постами с целью проведения целевых проверок СВХ, таможенных брокеров, перевозчиков и участников ВЭД, а также в иных случаях по решению начальника таможни на основании представления начальника ОКТО. 3. Взаимодействие ОКТО с функциональными отделами таможни осуществляется по вопросам, входящим в компетенцию ОКТО, на основании приказов и распоряжений ГТК России, ЦТУ, распорядительных документов таможни. VIII. Заключительные положения 1. По результатам аналитической работы ОКТО при выявлении фактов рассогласований в отношении одного таможенного поста либо в отношении одного СВХ, одного таможенного брокера, одного перевозчика, одного участника ВЭД по решению начальника таможни на основании представления начальника ОКТО выпуск для свободного обращения в отношении этого таможенного поста и названных лиц производится только после согласования ОКТО таможни. 2. В случае возникновения затруднений по вопросам согласования выпуска, осуществления всех видов контроля, предусмотренных настоящей Технологической схемой, ОКТО таможни направляет копии ГТД с комплектом документов в ОКТО ЦТУ для принятия окончательного решения. 3. В случаях, когда согласование выпуска производится ГТК России, ЦТУ или иными таможенными органами, порядок согласования устанавливается в соответствии с нормативными и распорядительными документами ГТК России, ЦТУ и таможни. Начальник ОКТО полковник таможенной службы Ю.Д. Головин |