О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ ОТ 4 ИЮНЯ 1997 ГОДА N 16 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ". Закон. Мэр Москвы. 27.06.01 33

       О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
       ОТ 4 ИЮНЯ 1997 ГОДА N 16 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ
                  И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"

                                ЗАКОН

                              МЭР МОСКВЫ

                           27 июня 2001 г.
                                 N 33

                                 (Д)


     Статья 1. О внесении изменений и дополнений в Закон

     Внести в Закон города Москвы  от  4  июня  1997  года  N  16  "Об
организации   работы  по  опеке  и  попечительству  в  городе  Москве"
следующие изменения и дополнения:
     1. Статью   1   дополнить   абзацами   шестнадцать,   семнадцать,
восемнадцать и девятнадцать следующего содержания:
     "Патронат -  воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся
в государственной защите детям,  осуществляемые в формах  патронатного
воспитания либо социального патроната.
     Патронатный воспитатель  -  совершеннолетнее  дееспособное  лицо,
осуществляющее  воспитание  и защиту прав и законных интересов ребенка
на основании  договора  с  уполномоченной  службой  (организацией)  по
патронату о патронатном воспитании или о социальном патронате.
     Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в
государственной   защите,   в   семью   патронатного  воспитателя  при
обязательном условии  разграничения  прав  и  обязанностей  по  защите
законных   интересов   этого   ребенка   между  родителями  (законными
представителями)  ребенка,  уполномоченной   службой   (организацией),
патронатным  воспитателем.  Социальный патронат - оказание необходимой
помощи уполномоченной службой (организацией)  в  воспитании  и  защите
прав  ребенка,  находящегося  в семье,  но признанного в установленном
порядке нуждающимся в государственной защите."
     2. Пункт 6.4 статьи 6:
     - абзац  второй  дополнить  текстом  следующего  содержания:   ",
заключают договор о социальном патронате, организуют и проводят работу
по социальному патронату";
     - абзац шестой изложить в следующей редакции:
     "- подбирают   лиц,   изъявивших   желание   и    удовлетворяющих
требованиям,   предъявляемым   к   выполнению   обязанностей  опекуна,
попечителя,  патронатного воспитателя,  готовят материалы, необходимые
для  назначения  опекуна,  попечителя,  а  также  об  освобождении или
отстранении опекуна,  попечителя от  выполнения  возложенных  на  него
обязанностей,  заключают  договор о патронатном воспитании (социальном
патронате)  и  осуществляют  функции  опекуна,  попечителя  в  объеме,
установленном  в  плане  по  защите  прав  ребенка и в соответствующем
договоре;"
     - в  абзаце  седьмом точку с запятой заменить запятой и дополнить
словами "переданных на патронатное воспитание;"
     - абзац   одиннадцатый   после   слов  "опекунов  и  попечителей"
дополнить словами "патронатных воспитателей,";
     - в  абзаце четырнадцатом слова "на усыновление" заменить словами
"на патронатное воспитание, усыновление";
     - абзац семнадцатый изложить в следующей редакции:
     "- осуществляют подбор лиц,  способных к выполнению  обязанностей
приемных   родителей,  патронатных  воспитателей,  дают  заключение  о
возможности быть  приемными  родителями,  патронатными  воспитателями,
готовят проект договора о соз-дании приемной семьи;"
     - абзац девятнадцатый после слов "приемным  родителям"  дополнить
словами ", патронатным воспитателям".
     3. Дополнить статью 6 пунктами 6.5,  6.6,  6.7,  6.8,  6.9, 6.10,
6.11, 6.12, 6.13 следующего содержания:
     "6.5. Основанием   для   признания    ребенка    нуждающимся    в
государственной защите является отсутствие родительского попечения над
ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства  о  признании
ребенка нуждающимся в государственной защите.  Порядок, в соответствии
с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка
для  признания его нуждающимся в государственной защите,  утверждается
Правительством Москвы.
     К числу  детей,  нуждающихся в государственной защите,  относятся
дети:
     - родители которых неизвестны;
     - утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
     - отобранные у родителей;
     - родители которых ограничены в родительских правах;
     - родители которых лишены родительских прав;
     - безнадзорные дети;
     - родители   которых   страдают   длительными  заболеваниями,  не
позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание  и  содержание
детей;
     - родители которых  признаны  недееспособными  (либо  ограниченно
дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
     - родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание
в  виде  лишения  свободы,  находятся  в местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
     - другие дети,  признанные в установленном порядке нуждающимися в
государственной защите.
     Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае,
если  в  отношении  обоих  или   единственного   родителя,   законного
представителя  ребенка  органом опеки и попечительства (уполномоченной
службой (организацией)  установлены  основания,  указанные  во  втором
абзаце пункта 6.5.
     В исключительных случаях,  при отсутствии оснований для признания
ребенка  нуждающимся в государственной защите,  установленных первым и
вторым абзацами пункта 6.5,  вопрос об отнесении ребенка  к  категории
нуждающегося  в  государственной  защите  решается  главой  Управы как
главой органа опеки и попечительства.
     6.6. Ребенок,  нуждающийся  в государственной защите,  может быть
передан на воспитание в семью патронатного воспитателя  уполномоченной
службой   (организацией)   по   патронату   на  основании  договора  о
патронатном воспитании.
     Ребенок, достигший  возраста  десяти  лет,  может быть передан на
патронатное воспитание только с его согласия.
     Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной
службой (организацией) по патронату и  патронатным  воспитателем,  при
обязательном  условии  разграничения  ответственности по защите прав и
законных  интересов  этого   ребенка   между   родителями   (законными
представителями  ребенка),  патронатным  воспитателем,  уполномоченной
службой (организацией) по патронату.
     При устройстве   ребенка   должны   учитываться   его  этническое
происхождение,  принадлежность  к  определенной  религии  и  культуре,
родной  язык,  возможность  обеспечения преемственности в воспитании и
образовании.
     Порядок организации патронатного воспитания детей,  нуждающихся в
государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.
     6.7. Над   ребенком,   нуждающимся  в  государственной  защите  и
находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.
     Договор о  социальном  патронате заключается между уполномоченной
службой  (организацией)  по  патронату,  патронатным  воспитателем   и
родителями  при  обязательном  условии разграничения между ними прав и
обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.
     Порядок организации    социального    патроната    над    детьми,
нуждающимися в государственной защите,  устанавливается Правительством
Москвы.
     6.8. Патронат над ребенком  может  осуществляться  до  достижения
несовершеннолетним возраста 18 лет.
     Срок патроната устанавливается в плане по защите прав  ребенка  и
договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально
исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего.
     Патронат над  ребенком  может устанавливаться:  краткосрочно - на
     срок от одного дня до шести
месяцев; долгосрочно - от шести месяцев и
более. Помещение  ребенка  на  долгосрочный  патронат  производится  в
     случае,
если не представляется возможным передать ребенка на усыновление.  При
передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание
в   семью,   преимущественное   право   усыновления   этого    ребенка
предоставляется    патронатному    воспитателю,   в   семье   которого
воспитывается ребенок.
     В случае  отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни
и здоровью,  он может быть незамедлительно временно  устроен  в  семью
патронатного  воспитателя  до  решения  вопроса о дальнейшей форме его
устройства.
     6.9. Разграничение   прав   и  обязанностей  по  защите  законных
интересов  ребенка,  нуждающегося  в  государственной  защите,  -  это
распределение  прав  и обязанностей по законному представительству его
интересов  между  родителями  (законными   представителями)   ребенка,
уполномоченной   службой   (организацией)  по  патронату,  патронатным
воспитателем.
     Основанием для   разграничения  прав  и  обязанностей  по  защите
законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) главы
Управы  о  признании  ребенка нуждающимся в государственной защите или
иные документы,  подтверждающие отсутствие родительского попечения над
этим ребенком.
     Устройство ребенка на патронат не влечет за  собой  возникновения
между  патронатным  воспитателем  и ребенком,  переданным на патронат,
алиментных   и   наследственных    правоотношений,    вытекающих    из
законодательства Российской Федерации.
     Объем полномочий   патронатного    воспитателя    по    законному
представительству  интересов детей в соответствии со статьями 26,  28,
37  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации   устанавливается   в
договоре   о   патронатном   воспитании.   При  этом  на  патронатного
воспитателя не могут быть возложены:
     - полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за
исключением  права  распоряжаться  причитающимися  несовершеннолетнему
денежными средствами на текущее его содержание);
     - полномочия  по  представлению  интересов  ребенка  в  суде  при
рассмотрении  судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских
прав;
     - решение   вопроса   о  выезде  ребенка  за  пределы  Российской
Федерации.
     Патронатными воспитателями  могут  быть совершеннолетние граждане
Российской Федерации обоего пола, за исключением:
     - лиц,   признанных   судом   недееспособными   или   ограниченно
дееспособными;
     - супругов,  один  из  которых  признан  судом недееспособным или
ограниченно дееспособным;
     - лиц,  лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом
в родительских правах;
     - лиц,   отстраненных   от   обязанностей   усыновителя,  опекуна
(попечителя),  приемного   родителя,   патронатного   воспитателя   за
ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
     - лиц,  которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  осуществлять
родительские права;
     - лиц,  не имеющих на момент заключения  договора  о  патронатном
воспитании  постоянного  места  жительства,  а также жилого помещения,
отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
     - лиц,   имеющих   на  момент  заключения  договора  о  патронате
судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
     Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем,  обязано
пройти специальную подготовку.  Специальная подготовка и  обследование
семьи    данного    лица    осуществляются    уполномоченной   службой
(организацией) по патронату  в  индивидуально  определяемый  для  него
срок.
     6.10. Уполномоченная служба (организация) по патронату - это:
     - структурное  подразделение  органа  опеки и попечительства,  на
которое  органом  опеки   и   попечительства   возложены   функции   в
соответствии с настоящим Законом;
     - воспитательное,  лечебное  учреждение,  учреждение   социальной
защиты  населения  и  другое  аналогичное учреждение для детей-сирот и
детей,  оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и
попечительства  возложены  функции  по  патронату  по  согласованию  с
органом, в ведении которого находится данное учреждение.
     6.11. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности
родителей (законных  представителей)  ребенка,  уполномоченной  службы
(организации)  по  патронату,  патронатного воспитателя определяются в
договоре   о   патронатном   воспитании   (социальном   патронате)   в
соответствии  с  действующим законодательством,  планом по защите прав
ребенка.
     Родители имеют  право  на  участие  в составлении плана по защите
прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав
и  обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и
попечительства.
     План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего
возраста  в  обязательном  порядке  должен  согласовываться  с   самим
ребенком.
     Уполномоченная служба   (организация)   по   патронату    обязана
исполнять  функции  опекуна  (попечителя)  ребенка  в  соответствии  с
перечнем прав и обязанностей,  установленных в договоре о  патронатном
воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка.
     Патронатный воспитатель  обязан  отвечать  за  жизнь  и  здоровье
ребенка,  переданного  на  воспитание  в его семью,  выполнять условия
договора о патронатном воспитании.
     Патронатный воспитатель,  уполномоченная  служба (организация) по
патронату совместно определяют способы  воспитания  и  форму  обучения
ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает
содействие в устройстве ребенка в  образовательные  учреждения  и  при
необходимости в воспитании и образовании ребенка.
     Договор о патронатном воспитании обязательно содержит  положения,
предусматривающие   ответственность   сторон  за  условия  содержания,
воспитания и образования ребенка,  права  и  обязанности  патронатного
воспитателя,  права  и обязанности уполномоченной службы (организации)
по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.
     В случае  переезда  на  постоянное  место жительства патронатного
воспитателя за пределы города Москвы и Московской  области  договор  о
патронатном воспитании расторгается.
     6.12. Контроль  за  условиями   жизни   и   воспитания   ребенка,
переданного   на   патронат,   осуществляется  уполномоченной  службой
(организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
     Устанавливается следующий  порядок проведения посещений:  1 раз в
месяц  в  течение  первых  трех  месяцев  после  передачи  ребенка  на
патронат,  далее  -  1  раз  в три месяца в течение первого года после
передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.
     Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка,  включающая
в себя оценку состояния здоровья  ребенка,  образования  ребенка,  его
умственного развития,  самосознания,  его внешнего вида и гигиены, его
эмоционального и  поведенческого  развития,  навыков  самообслуживания
ребенка, отношений в семье.
     6.13. В  течение  действия  договора  о  патронатном   воспитании
патронатный  воспитатель  несет  ответственность  за  нарушение прав и
законных интересов  ребенка  в  порядке,  предусмотренном  действующим
законодательством."
     4. В названии статьи 7 слова "по охране детства" заменить словами
"по охране прав детей".
     5. Статью 9 изложить в следующей редакции:

     "Статья 9.   Оплата   труда   приемных   родителей,   патронатных
воспитателей,   материальное   обеспечение   ребенка,  переданного  на
патронат

     9.1. В целях обеспечения преемственности государственной политики
в  организации  работы  по  охране  прав  и  законных интересов детей,
нуждающихся  в  государственной  защите,  заработная  плата  приемного
родителя  устанавливается  в  размере  3,5 минимального размера оплаты
труда в  расчете  на  одного  ребенка,  переданного  на  воспитание  в
приемную   семью.   9.2.   На   ребенка,   признанного  нуждающимся  в
государственной защите и помещенного на патронатное воспитание в семью
патронатного   воспитателя,   распространяются   нормы   материального
обеспечения  и  льготы,  установленные  для   детей-сирот   и   детей,
оставшихся    без   попечения   родителей,   переданных   под   опеку,
попечительство.
     Размер денежных  средств,  выделяемых  на  ребенка,  в  отношении
которого установлен социальный патронат,  определяется органом опеки и
попечительства  в  плане  по  защите  прав  ребенка  и  в  договоре  о
социальном патронате.
     Денежные средства  на  оплату труда патронатного воспитателя,  на
питание  ребенка,  одежду,  обувь,  мягкий   инвентарь,   приобретение
предметов   хозяйственного   обихода,  учебных  пособий,  игрушек,  на
культмассовые мероприятия выплачиваются из средств городского бюджета,
выделяемых   по   установленным   нормативам   уполномоченной   службе
(организации)  по  патронату,  и   перечисляются   на   личные   счета
патронатным   воспитателям  в  размерах  и  сроках  в  соответствии  с
действующими нормативами,  с  договором  о  патронатном  воспитании  и
сроками поступающего бюджетного финансирования.
     Патронатный воспитатель ведет учет расходов по простейшей форме в
виде  записей  по  приходу  и расходу денежных средств,  выделяемых на
содержание   ребенка.   Сведения    об    израсходованных    средствах
представляются  ежеквартально  в  службу  (организацию)  по патронату.
Материальные ценности,  приобретенные за счет  выделенных  пособий  на
содержание  детей,  включаются  в  письменные  отчеты  воспитателей по
приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка.
     9.3. Труд  патронатного  воспитателя  является социально значимым
трудом.
     Оплата труда  патронатного  воспитателя производится в размере не
менее 3,5 и не более 5,5 минимального размера оплаты труда  в  расчете
на  каждого ребенка,  переданного ему на воспитание,  в зависимости от
сложности задач,  возлагаемых на патронатного воспитателя договором  о
патронатном воспитании.
     Оплата труда патронатного воспитателя для работы  по  социальному
патронату  производится  в  размере  не  менее  3,5  и  не  более  4,5
минимального размера оплаты труда в зависимости  от  сложности  задач,
возлагаемых   на  патронатного  воспитателя  договором  о  патронатном
воспитании, и в расчете на 40-часовую рабочую неделю.
     Денежные средства   на   оплату  труда  патронатного  воспитателя
ежемесячно выделяются уполномоченной службе по  патронату  органом,  в
ведении которого находится учреждение.
     Порядок оплаты  труда   патронатного   воспитателя   определяется
Правительством Москвы."

     Статья 2. Об изменении названия Закона

     Внести изменение  в  название Закона города Москвы от 4 июня 1997
года N 16 "Об организации работы по опеке и  попечительству  в  городе
Москве",  изложив его в следующей редакции:  "Об организации работы по
опеке, попечительству и патронату в городе Москве".

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
27 июня 2001 г.
N 33