ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 25.05.01 753/23-16

      ОБ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                            25 мая 2001 г.
                             N 753/23-16

                                (НЦПИ)

     
                                       Органам управления образованием
                                        субъектов Российской Федерации

     Научно-техническая революция      стала      основой     процесса
информатизации всех сфер жизни общества,  в том числе  и  образования.
Именно  поэтому  одной  из  приоритетных  задач развития образования в
России является создание единой образовательной информационной среды.
     В настоящее  время  в  системе дошкольного образования происходят
значительные перемены,  как позитивные,  так и негативные.  Успех этих
перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы
обучения и воспитания.  Одним из важных  условий  обновления  является
использование новых информационных технологий (далее - НИТ),  в первую
очередь компьютеров.
     Необходимо отметить,   что   использование  НИТ  в  детском  саду
предусматривает не  обучение  детей  школьным  основам  информатики  и
вычислительной  техники,  а преобразование предметно-развивающей среды
ребенка, создание новых, научно обоснованных средств для его развития.
НИТ  используются  в  дошкольном образовании с целью совершенствования
методики управления детским садом,  а также обновления форм и  методов
работы с детьми.  Установлено,  что при соответствующем подходе многие
направления,  задачи и содержание воспитательно-образовательной работы
с детьми могут быть обеспечены развивающими компьютерными играми.
     Концепция внедрения новых информационных технологий в  дошкольное
образование    принципиально    исключает   обучение   детей   основам
информатики,  составлению детьми алгоритмов и информационных  моделей,
овладению сложными управляющими структурами.
     Использование НИТ в дошкольном образовании  началось  с  середины
80-х годов. В 1986 году в Москве был открыт первый компьютерно-игровой
комплекс в детском саду.  К началу 90-х годов были разработаны  первые
компьютерные программы для детей, игрушки, управляемые с помощью ЭВМ и
на микропроцессорах.  Начала развиваться сеть  дошкольных  учреждений,
оборудованных   специальными   компьютерно-игровыми   комплексами.   В
настоящее время разработано более двухсот развивающих компьютерных игр
для  дошкольников,  отвечающих  современным  психолого-педагогическим,
эргономическим  и  санитарно-гигиеническим   требованиям   и   успешно
использующихся в практике решения задач познавательного, социального и
эстетического развития детей.  Отечественные  компьютерные  программы,
разработанные  для дошкольников в рамках этих научно-исследовательских
работ,   имеют   четкую   развивающую   направленность,   предполагают
формирование  у  ребенка целостных представлений,  умений и интереса к
решению эвристических и игровых задач.
     Высокого уровня  информатизации  дошкольных  учреждений  добились
такие  регионы,  как  Самарская,  Тюменская  области,  города  Москва,
Санкт-Петербург, Сургут, Нижневартовск и др.
     Однако в целом процесс информатизации  в  дошкольных  учреждениях
развивается   медленно.   Он   сдерживается   недостаточно  оснащенной
материальной    базой,    отсутствием    мультимедийных    материалов,
соответствующих государственным образовательным стандартам дошкольного
образования.  Кроме того, требует совершенствования и развития система
подготовки и переподготовки кадров для работы в области информатизации
дошкольного образования.
     Минобразование России   обращает   внимание   на   то,  что  НИТ,
являющиеся   важным   фактором    обогащения    интеллектуального    и
эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих
способностей,  могут  входить  в  дошкольное  образование  наравне   с
традиционными  средствами  развития  и  воспитания  детей  через игру,
конструирование,  художественную и другие виды деятельности,  но ни  в
коем случае не заменять их.
     Одним из   главных   вопросов,   связанных   с   компьютеризацией
дошкольного  образования,  является  изучение влияния ЭВМ на организм,
психическое  состояние  и  развитие  ребенка.  В  результате  изучения
воздействий,      оказываемых     компьютером     на     самочувствие,
работоспособность и здоровье детей,  был определен  безопасный  режим,
нормирована  длительность  и  методика  организации компьютерных игр в
детском  саду,  продуманы  и   разработаны   соответствующие   условия
организации   "рабочих   мест"   ребенка,  требования  к  освещенности
помещений,  рекомендации  по  приобретению,  установке  и   содержанию
техники.
     В детском саду могут  использоваться  только  такие  компьютерные
программы  и  игры,  которые  соответствуют психолого-педагогическим и
санитарно-гигиеническим  требованиям.  Эти   требования   изложены   в
инструктивно-методическом письме Минобразования России от 14.03.2000 N
65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей
дошкольного  возраста  в  организованных  формах обучения" в пункте 5:
"Занятия с использованием компьютеров для  детей  5-6  лет  не  должны
проводиться  чаще  двух  раз  в неделю.  Продолжительность непрерывной
работы с компьютером - не более 10 минут.  Для  снижения  утомляемости
под  воздействием  компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически
рациональная организация рабочего места за  компьютером:  соответствие
мебели    росту    ребенка,    оптимальное    освещение,    соблюдение
электромагнитной   безопасности.   Компьютерная    техника,    которая
используется    в   дошкольном   образовательном   учреждении   (ДОУ),
обязательно  должна  иметь  гигиеническое   заключение   (сертификат),
подтверждающее ее безопасность для детей". Кроме того, рекомендуется с
осторожностью относиться к разнообразным развлекательным  компьютерным
играм,  построенным на азартных,  агрессивных,  монотонных действиях и
персонажах,  оказывающих негативное воздействие на психику и  характер
ребенка.
     В настоящее    время    Минобразование    России     недостаточно
информировано   о   состоянии   дел   по   информатизации  дошкольного
образования в субъектах Российской Федерации, не располагает имеющимся
опытом по данному направлению и поэтому рекомендует органам управления
образованием субъектов Российской  Федерации  по  возможности  изучить
состояние этого вопроса в своем регионе и информировать Минобразование
России  до  15.09.2001.  Желательно  было  бы   получить   информацию,
содержащую следующие сведения:
     - количество детских садов, использующих компьютеры:
     а) для совершенствования системы управления детским садом;
     б) для работы с детьми;
     - компьютерные  программы  и  системы,  используемые  в  работе с
детьми;
     - компьютерные программы и системы для ДОУ, созданные в регионе;
     - интересный опыт работы детских садов в данном направлении;
     - как решается вопрос обслуживания компьютеров.
     
Первый заместитель министра
образования Российской Федерации
                                                          А.Ф. Киселев
25 мая 2001 г.
N 753/23-16