ВКЛЮЧАЮТСЯ ЛИ У ЗАО В НАЛОГООБЛАГАЕМУЮ БАЗУ ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ДОХОДЫ: 1. ЕДИНОВРЕМЕННАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В СВЯЗИ С ТЯЖЕЛЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ В СЕМЬЕ, С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА, С БРАКОСОЧЕТАНИЕМ, ВЫПЛАЧИВАЕМАЯ ЗА СЧЕТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ; ПРЕМИИ К ЮБИЛЕЙНЫМ ДАТАМ СОТРУДНИКОВ, К ПРАЗДНИКАМ, ВЫДАВАЕМЫЕ ЗА СЧЕТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ? 2. ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 3 ЛЕТ В РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ МРОТ, НАЧИСЛЯЕМОЕ ЗА СЧЕТ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ? 3. ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В СВЯЗИ С ПОЛУЧЕНИЕМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЛИЦЕНЗИЙ НА НОВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ОПЛАТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ? 4. РАСХОДЫ ПО НАЙМУ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В КОМАНДИРОВКАХ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 24 мая 2001 г. N 04-11/22725 (Д) 1. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона РФ от 29.12.2000 N 166-ФЗ (далее - Кодекс) объектом налогообложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу своих работников по всем основаниям. Пунктом 4 статьи 236 Кодекса предусмотрено, что указанные выплаты не подлежат налогообложению, если они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы (прибыль). Таким образом, единовременная материальная помощь и премии сотрудникам ЗАО по указанным в вопросе основаниям, начисляемые и выплачиваемые организацией за счет средств, остающихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль, не должны облагаться единым социальным налогом. При этом следует учесть, что на основании Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, и Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.06.2000 N 60н, средствами, остающимися в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, однозначно считаются средства, отнесенные на группу статей "Нераспределенная прибыль прошлых лет", где учитывается остаток прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый год и принятых решений по ее использованию (образование резервных фондов, покрытие убытков, выплата дивидендов и пр.). Учет прибыли в течение отчетного года, при применении пункта 4 статьи 236 Кодекса, должен осуществляться в соответствии с Изменениями и дополнениями в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденными приказом МНС России от 28.04.2001 N БГ-3-07/138. 2. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями всех форм собственности, на основании статьи 167 КЗоТ в редакции Федерального закона от 24.08.95 N 152-ФЗ. Новой редакцией указанной статьи не определена обязательная выплата компенсации за период такого отпуска. С 01.01.2001 ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 рублей лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, осуществляются на основании Указа Президента Российской Федерации от 30.05.94 N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (с изменениями от 08.02.2001). Порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.94 N 1206. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Закон - это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственный власти Российской Федерации или ее субъектов. Исчерпывающим перечнем этого понятия являются федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Федерации. В связи с тем, что выплаты указанных компенсаций регламентируются нормативными актами, не имеющими законодательного статуса, в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направлен запрос о правомерности исключения таких выплат из объекта налогообложения единым социальным налогом. До получения разъяснений из МНС России организации рекомендуется производить начисление и уплату единого социального налога на суммы компенсационных выплат лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. 3. В соответствии со статьей 184 КЗоТ Российской Федерации при производственной необходимости организация вправе направить своего сотрудника на обучение в связи с освоением новых видов деятельности или для повышения его квалификации за счет средств организации. На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса стоимость оплаты обучения сотрудника ЗАО не подлежит налогообложению единым социальным налогом. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организаций" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 N 33н, и учетной политикой организации, не противоречащей Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденному приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н, для целей бухгалтерского учета суммы расходов по повышению квалификации кадров могут полностью относиться на себестоимость продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения налогом на прибыль расходы на повышение квалификации кадров, включаемые в себестоимость, не должны превышать нормативов, установленных приказом Минфина РФ от 15.03.2000 N 26н "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядке их применения". 4. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 238 Кодекса при оплате работодателем расходов на командировки работников не подлежат налогообложению единым социальным налогом фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. За разъяснениями о порядке документального подтверждения работником оплаты проживания в месте командировки организации необходимо обратиться в органы Минфина России. Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А. Глинкин 24 мая 2001 г. N 04-11/22725 |