О ПОЛОЖЕНИИ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.12.94 170

            О ПОЛОЖЕНИИ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ И ОТЧЕТНОСТИ
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          26 декабря 1994 г.

                                N 170

                              (ЭЖ 95-10)


     В целях дальнейшего совершенствования системы нормативного  регу-
лирования бухгалтерского  учета  в  Российской Федерации в современных
условиях развития экономики, а также унификации ранее внесенных допол-
нений и  изменений  в  Положение  о бухгалтерском учете и отчетности в
Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 20 марта
1992 г. N 10, приказываю:
     1. Утвердить Положение  о  бухгалтерском  учете  и  отчетности  в
Российской Федерации согласно приложению и ввести в действие с 1 янва-
ря 1995 г.
     2. В связи с введением в действие Положения о бухгалтерском учете
и отчетности в Российской Федерации, утвержденного настоящим приказом,
признать утратившими силу:
     приказ Минфина России от 20 марта 192 г.  N 104  "Об  утверждении
Положения о бухгалтерском  учете и отчетности в Российской Федерации";
письмо Минфина России от 3 июня 1993 г. N 68 "О дополнении и изменении
Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";
     пункт 9 письма Минфина России от 13 декабря 1993 г.  N 147 "О по-
рядке отражения  в бухгалтерском учете и отчетности результатов перео-
ценки основных средств по состоянию на 1 января 1994 г.";
     пункт 2  приказа Минфина России от 28 июля 1994 г.  N 100 "Об ут-
верждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предпри-
ятия".

Заместитель министра финансов
Российской Федерации                           А.Самусев


Утверждено приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170

             Положение о бухгалтерском учете и отчетности
                        в Российской Федерации
     Настоящее Положение устанавливает  единые  методологические осно-
вы бухгалтерского  учета и отчетности на территории Российской Федера-
ции для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательст-
ву Российской  Федерации  независимо от подчиненности и форм собствен-
ности (кроме банков), включая организации с иностранными  инвестициями
и организации, основная деятельность  которых  финансируется  за  счет
средств бюджета (бюджетные организации).
     Положение определяет порядок организации и ведения бухгалтерского
учета, составления и представления бухгалтерской  отчетности,  а также
взаимоотношения по  этим вопросам организаций с внутренними и внешними
потребителями бухгалтерской информации, включая органы государственно-
го управления.
     В соответствии с Положением о  Министерстве  финансов  Российской
Федерации, утвержденным  постановлением правительства Российской Феде-
рации от 19 августа 1994 г.  N 984,  Министерство финансов  Российской
Федерации разрабатывает и утверждает нормативные акты по бухгалтерско-
му учету и отчетности,  обязательные к исполнению всеми  организациями
на территории Российской Федерации.

                          I. Общие положения
     1. Организация обязана вести бухгалтерский учет своего имущества,
обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных  измерите-
лей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документально-
го и взаимосвязанного их отражения.
     2. Главными задачами бухгалтерского учета являются:
     формирование полной и достоверной информации о хозяйственных про-
цессах и финансовых результатах деятельности организации,  необходимой
для оперативного руководства и управления,  а также для ее использова-
ния инвесторами,  покупателями,  кредиторами, налоговыми и финансовыми
органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами;
     обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использо-
ванием материальных,  трудовых  и финансовых ресурсов в соответствии с
утвержденными нормами, нормативами и сметами;
     своевременное предупреждение  негативных  явлений  в  хозяйствен-
но-финансовой деятельности,  выявление и мобилизация внутрихозяйствен-
ных резервов.
     3. Организация, осуществляя постановку бухгалтерского учета:
     самостоятельного устанавливает   организационную   форму  бухгал-
терской работы,  исходя из вида организации и конкретных  условий  хо-
зяйствования;
     определяет в установленном порядке форму и методы  бухгалтерского
учета, а также технологию обработки учетной информации;
     разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и
контроля;
     формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим
вопросам.
     4. Организация может выделять на  отдельный  баланс  свои  произ-
водства и хозяйства (подсобное сельское хозяйство,  лесозаготовки, жи-
лищно-коммунальное  хозяйство, транспортное хозяйство и иные структур-
ные подразделения),  а  также филиалы и представительства,  входящие в
состав организации и не являющиеся юридическими лицами.

          II. Основные правила ведения бухгалтерского учета
     5. Организация  ведет бухгалтерский учет имущества обязательств и
хозяйственных операций способом двойной записи в соответствии с Планом
счетов бухгалтерского учета.
     6. При формировании учетной политики предполагается имущественная
обособленность и  непрерывность  деятельности организации,  последова-
тельность применения учетной политики, а  также  временная  определен-
ность фактов хозяйственной деятельности.
     Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты,
осмотрительности, приоритета  содержания перед формой,  непротиворечи-
вости и рациональности.

         Документирование хозяйственных операций и отражение
                 их в регистрах бухгалтерского учета
     7. Основание для записей в регистрах бухгалтерского  учета  явля-
ются первичные  учетные  документы,  фиксирующие  факт совершения  хо-
зяйственной операции.
     Первичные документы,  в  том  числе  на бумажных и машиночитаемых
носителях информации, должны содержать следующие обязательные реквизи-
ты: наименование документа (формы),  код формы;  дату составления; со-
держание хозяйственной операции;  измерители хозяйственной операции (в
натуральном и  денежном выражении);  наименование должностей лиц,  от-
ветственных за совершение  хозяйственной  операции  и  правильность ее
оформления, личные подписи и их расшифровки.
     В зависимости от характера операции, требования нормативных актов
и технологии обработки  учетной информации в первичные документы могут
быть включены дополнительные реквизиты.
     Первичные документы  должны  быть  составлены в момент совершения
операции, а если это не представляется возможным - непосредственно  по
окончании операции.
     Своевременное и достоверное создание первичных документов,  пере-
дача их  в установленном порядке и сроки для отражения в бухгалтерском
учете производится в соответствии с утвержденным в организации  графи-
ком документооборота.
     8. Содержащаяся в принятых к учету первичных документах  информа-
ция, необходимая для отражения в бухгалтерском учете,  накапливается и
систематизируется в регистрах бухгалтерского учета,  рекомендуемых Ми-
нистерством финансов   Российской   Федерации  или  разработанных  ми-
нистерствами, ведомствами и организациями при соблюдении общих методо-
логических принципов бухгалтерского учета.
     Информация о хозяйственных операциях, произведенных за определен-
ный период  времени,  из  регистров бухгалтерского учета переносится в
сгруппированном виде в бухгалтерскую отчетность.
     9. В первичных документах и регистрах бухгалтерского учета неого-
воренные исправления не допускаются.  Исправление ошибки  должно  быть
подтверждено подписью лиц,  подписавших документ, с указанием даты ис-
правления. В кассовых и банковских документах исправления  не допуска-
ются.
     10. Первичные документы,  регистры бухгалтерского учета,  бухгал-
терская отчетность  подлежат  обязательному  хранению в соответствии с
установленными порядком и сроками. Ответственность за обеспечение сох-
ранности в  период  работы  с ними и своевременную передачу их в архив
несет главный бухгалтер.

       Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций
     11. Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отраже-
ния в бухгалтерском учете и отчетности подлежат  оценке.  Оценка  осу-
ществляется в  денежном выражении путем суммирования фактически произ-
веденных расходов.
     Применение других  видов оценок допускается в случаях, предусмот-
ренных законодательством Российской  Федерации,  настоящим  Положением
или другими нормативными актами Министерства финансов Российской Феде-
рации.
     12. Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хо-
зяйственных операций в валюте,  действующей на  территории  Российской
Федерации - в рублях.
     13. Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам  организации,
а также  по  ее  операциям в иностранной валюте производятся в валюте,
действующей на территории Российской Федерации, в суммах, определяемых
путем пересчета   иностранной   валюты  по  курсу  Центрального  банка
Российской Федерации, действующему на дату совершения операций. Однов-
ременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей.
     14. Бухгалтерский учет имущества,  обязательств  и  хозяйственных
операций допускается вести в суммах, округленных до целых рублей. Воз-
никающие при этом суммовые разницы могут быть отнесены  на  финансовые
результаты у  организации  или  увеличение (уменьшение) финансирования
(фонда) у бюджетной организации.

                            Инвентаризация
     15. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета
и отчетности проводится инвентаризация  имущества  и  денежных  обяза-
тельств.
     16. Количество инвентаризаций в отчетном году,  даты их  проведе-
ния, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них,
устанавливаются организацией,  кроме случае, когда проведение инвента-
ризации обязательно.
     17. Проведение инвентаризации обязательно:
     при передаче имущества организации в аренду,  выкупе,  продаже, а
также в случаях, предусмотренных законодательством, при преобразовании
государственного или муниципального (унитарного)предприятия;
     перед составлением годовой бухгалтерской отчетности,  кроме  иму-
щества, инвентаризация  которого проводилась не ранее 1 октября отчет-
ного года.  Инвентаризация основных средств может проводиться один раз
в три  года,  а библиотечных фондов - один раз в пять лет.  В районах,
расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним  местностях,  ин-
вентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их
наименьших остатков;
     при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи
дел);
     при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также пор-
чи ценностей;
     в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычай-
ных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
     при ликвидации  (реорганизации)  организации  перед  составлением
ликвидационного (разделительного) баланса и  в  других  случаях,  пре-
дусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными
актами Министерства финансов Российской Федерации.
     18. Выявленные  при инвентаризации и других проверках расхождения
фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета  регули-
руются в следующем порядке:
     основные средства,  материальные ценности,  денежные  средства  и
другое имущество,  оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и за-
числению соответственно на финансовые  результаты  у  организации  или
увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последую-
щим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
     убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном за-
конодательством порядке,  списывается по распоряжению руководителя ор-
ганизации соответственно  на издержки производства (обращения) у орга-
низации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной  органи-
зации. Нормы  убыли  могут применяться лишь в случаях выявления факти-
ческих недостач.  При отсутствии норм убыль  рассматривается  как  не-
достача сверх норм;
     недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого иму-
щества, а  также  порча сверх норм естественной убыли относятся на ви-
новных лиц.  В тех случаях,  когда виновники  не  установлены  или  во
взыскании с  виновных  лиц отказано судом,  убытки от недостач и порчи
списываются на издержки  производства (обращения)  у  организации  или
уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

                III. Организация бухгалтерского учета
     19. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет ру-
ководитель организации.

                III. Организация бухгалтерского учета
     19. Ответственность за организацию бухгалтерского учета несет ру-
ководитель организации.
     Руководитель обязан создать необходимые условия  для  правильного
ведения бухгалтерского  учета,  обеспечить  неукоснительное выполнение
всеми структурными подразделениями и службами,  работниками  организа-
ции, имеющими отношение к учету,  требований главного бухгалтера,  вы-
полняющего его функции в организации, по вопросам оформления  и  пред-
ставления для учета документов и сведений.
     20. Бухгалтерский учет в организации осуществляется бухгалтерией,
являющейся ее структурным подразделением (службой), или централизован-
ной бухгалтерией,  возглавляемой главным бухгалтером, либо бухгалтером
в случае отсутствия в организации собственной бухгалтерской службы.
     В организации,  не имеющей бухгалтерской службы  или  бухгалтера,
бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организаци-
ей или соответствующим специалистом на договорных началах.
     21. Главный  бухгалтер (бухгалтер) организации,  централизованной
бухгалтерии назначается (если иное не предусмотрено  законодательством
Российской Федерации)  или  освобождается от должности руководителем и
подчиняется непосредственно руководителю организации.
     22. Главный  бухгалтер (бухгалтер) организации,  централизованной
бухгалтерии руководствуется законодательством,  настоящим Положением и
другими нормативными актами,  утверждаемым в установленном  порядке, и
несет ответственность за соблюдение содержащихся в  них  требований  и
правил ведения бухгалтерского учета.
     23. Главный бухгалтер (бухгалтер) обеспечивает контроль за  отра-
жением на  счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйствен-
ных операций,  предоставление оперативной  информации,  составление  в
установленные сроки бухгалтерской отчетности, осуществление (совместно
с другими подразделениями и службами) экономического анализа  финансо-
во-хозяйственной деятельности  по данным бухгалтерского учета и отчет-
ности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов.
     24. Главный бухгалтер (бухгалтер) подписывает совместно с руково-
дителем организации документы, служащие основанием для приемки и выда-
чи товарно-материальных ценностей и денежных средств,  а также расчет-
ных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подпи-
си главного бухгалтера (бухгалтер) считаются недействительными и к ис-
полнению не принимаются. Право подписи может быть предоставлено лицам,
уполномоченным на  это письменным распоряжением руководителя организа-
ции.
     25. Главному   бухгалтер  (бухгалтеру)  запрещается  принимать  к
исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законо-
дательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.
     О таких документах главный бухгалтер бухгалтер) письменно сообща-
ет руководителю организации. При получении от руководителя организации
письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету глав-
ный бухгалтер  (бухгалтер) исполняет его.  Всю полноту ответственности
за незаконность совершенных операций несет руководитель организации.
     26. С  главным бухгалтером (бухгалтером) целесообразно согласовы-
вать назначение,  увольнение и перемещение  материально  ответственных
лиц (кассиров, заведующих складами и других).
     27. В организации, с небольшой численностью работающих и не имею-
щих в штате кассира, обязанности  кассира  могут  выполняться  главным
бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению  руково-
дителя организации.
     28. При освобождении главного  бухгалтера  (бухгалтера)  произво-
дится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру,  бухгалтеру (а
при отсутствии последнего - работнику, назначенному приказом руководи-
теля организации),  в  процессе  которой проводится проверка состояния
бухгалтерского учета и достоверности отчетных  данных  с  составлением
соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации.

                     IV. Бухгалтерская отчетность
                         Основные требования
     29. Бухгалтерская  отчетность  организации  является  завершающим
этапом учетного процесса. В ней отражается нарастающим итогом имущест-
венное и  финансовое  положение организации,  результаты хозяйственной
деятельности за отчетный период (месяц, квартал, год).
     30. Типовые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке
заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Министерством  фи-
нансов Российской Федерации.
     Министерства и ведомства Российской Федерации,  республик, входя-
щих в состав Российской Федерации,  дополнительно к типовым формам мо-
гут устанавливать специализированные  формы  бухгалтерской  отчетности
для организаций  системы по согласованию соответственно министерствами
финансов Российской  Федерации  и   республик,   входящих   в   состав
Российской Федерации.
     31. Организация составляет бухгалтерскую  отчетность,  отражающую
состав имущества и источники его формирования,  включая имущество про-
изводств, хозяйств, иных структурных подразделений, а также филиалов и
представительств, выделенных  на отдельный баланс и не являющихся юри-
дическими лицами.
     В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ поми-
мо собственного бухгалтерского отчета, составляется также сводная бух-
галтерская отчетность,  включающая  показатели  отчетов таких обществ,
находящихся на территории Российской Федерации и за  ее  пределами,  в
порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
     32. Централизованная  бухгалтерия,   обслуживающая   организации,
составляет бухгалтерскую отчетность,  в которой отражается состав иму-
щества этих организаций и источники его формирования.
     33. Министерства,  ведомства и другие федеральные органы исполни-
тельной власти составляют сводную бухгалтерскую отчетность по  органи-
зациям, по  которым  на них возложены координация и регулирование дея-
тельности.
     Объединения юридических  лиц,  созданные  на добровольных началах
организациями (союзы,  ассоциации),  составляют сводную  бухгалтерскую
отчетность в  порядке,  установленном  в учредительных документах этих
объединений.
     34. Отчетным  годом для всех организаций считается период с 1 ян-
варя по 31 декабря включительно.
     Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается пери-
од с даты их государственной регистрации по 31  декабря  включительно.
Вновь созданным  организациям (не на базе ликвидированных (реорганизо-
ванных) организаций и их структурных подразделений)  после  1  октября
разрешается считать  первым  отчетным  годом  период  с  даты их госу-
дарственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.
     35. Информация,  содержащаяся в бухгалтерской отчетности, основы-
вается на данных синтетического и аналитического учета.
     Данные вступительного  баланса  должны соответствовать данным ут-
вержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетно-
му. В  случае  изменения  вступительного баланса на 1 января отчетного
года причины следует объяснить.
     36. Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к теку-
щему, так и к прошлому году (после ее утверждения), производятся в от-
четности, составляемой  за отчетный период,  в котором были обнаружены
искажения ее данных.
     Исправления ошибок в бухгалтерской отчетности подтверждаются под-
писью лиц, с указанием даты исправления.

            Правила оценка статей бухгалтерской отчетности
                  Капитальные и финансовые вложения
     37. В состав капитальных вложений включаются  затраты  на  строи-
тельно-монтажные работы,  приобретение оборудования,  инструмента, ин-
вентаря, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские,
геологоразведочные и  буровые  работы,  затраты  по  отводу  земельных
участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров
для вновь строящихся организаций и другие). Капитальные вложения отра-
жаются в балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).
     38. Объекты капитального строительства,  находящиеся во временной
эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию  не  включаются  в
состав основных средств. В бухгалтерском учете и отчетности затраты по
этим объектам отражаются как незавершенным капитальные вложения.
     39. К  финансовым  вложениям  относятся  инвестиции организации в
государственные ценные бумаги  (облигации  и  другие  долговые  обяза-
тельства), ценные  бумаги и в уставные капиталы других организаций,  а
также предоставленные  другим   организациям   займы   на   территории
Российской Федерации и за ее пределами.
     Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических  зат-
рат для инвестора.  По государственным ценным бумагам разрешается раз-
ницу между суммой фактических затрат  на  приобретение  и  номинальной
стоимостью в  течение  срока  их обращения равномерно (ежемесячно) от-
носить на финансовые результаты у организации или  на  уменьшение  фи-
нансирования (фондов) у бюджетной организации.
     Акции и паи,  не оплаченные полностью,  показываются в активе ба-
ланса в полной их покупной стоимости,  с отнесением непогашенной суммы
по статье кредиторов в пассиве баланса в случаях, когда инвестор имеет
право на  получение  дивидендов и несет полную ответственность по этим
вложениям. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих при-
обретению акций и паев, показываются в активе баланса по статье  деби-
торов.
     Вложения организации в акции других организаций,  котирующиеся на
бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публи-
куется, при  составлении годового бухгалтерского баланса отражаются на
конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже балансовой стои-
мости. Указанная  корректировка  производится  на  сумму  резерва  под
обеспечение вложений в ценные бумаги,  созданного за  счет  финансовых
результатов у  организации или уменьшения финансирования (фондов) бюд-
жетной организации.

              Основные средства и нематериальные активы
     40. Основные  средства представляют собой совокупность материаль-
но-вещественных ценностей,  используемых в качестве  средств  труда  и
действующих в  натуральной  форме  в течение длительного времени как в
сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
     41. К основным средствам относятся здания, сооружения, передаточ-
ные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные
и регулирующие   приборы   и   устройства,   вычислительная   техника,
транспортные средства,  инструмент,  производственный и  хозяйственный
инвентарь  и принадлежности,  рабочий и продуктивный скот, многолетние
насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
     К основным  средствам  относятся  такие  капитальные  вложения на
улучшение земель (мелиоративные,  осушительные, ирригационные и другие
работы) и  в  арендованные здания,  сооружения,  оборудование и другие
объекты, относящиеся к основным средствам.
     Капитальные вложения  в многолетние насаждения,  улучшение земель
включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат,  относя-
щихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания все-
го комплекса работ.
     В составе  основных  средств  учитываются находящиеся в собствен-
ности организации земельные участки, объекты природопользования (вода,
недра и другие природные ресурсы).
     42. Законченные капитальные затраты в арендованные здания, соору-
жения, оборудование   и   другие   объекты,   относящиеся  к  основным
средствам, зачисляются арендатором в собственные основные  средства  в
сумме фактических расходов, если иное непредусмотрено договором аренды.
     43. Основные средства отражаются в бухгалтерском учете  и  отчет-
ности по  первоначальной  стоимости,  т.е.  по фактическим затратам их
приобретения, сооружения и изготовления. Изменение первоначальной сто-
имости основных средств допускается в случаях достройки,  дооборудова-
ния, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
     Стоимость основных  средств организации погашается путем начисле-
ния износа (амортизированной стоимости) и списания на издержки  произ-
водства (обращения)  в течение нормативного срока их полезного исполь-
зования по нормам,  утвержденным в установленном законодательством по-
рядке (за исключением земельных участков,  объектов природопользования
и других объектов, начисления износа устанавливается отдельными норма-
тивными актами). Накопленный стоимостной износ (амортизированная стои-
мость) основных средств отражается в учете и отчетности отдельно.
     44. Организации,  основная  деятельность которых финансируется за
счет средств бюджета, начисляют износ по основным средствам и  показы-
вают его в отчетности.
     45. Не относятся к основным средствам и учитываются в организаци-
ях в составе средств в обороте, а в бюджетных организациях - в составе
малоценных предметов и других ценностей:
     а) предметы,  служащие менее одного года,  независимо от их стои-
мости;
     б) предметы  стоимостью  на дату приобретения не более 1 миллиона
рублей за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре)
независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных ма-
шин и орудий, строительного механизированного инструмента, а также ра-
бочего и  продуктивного скота,  которые относятся к основным средствам
независимо от их стоимости;
     в) орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и другие), независимо
от их стоимости и срока службы;
     г) бензомоторные пилы,  сучкорезки, сплавной трос, сезонные доро-
ги, усы и временные ветки лесовозных дорог,  временные здания  в  лесу
сроком эксплуатации  до двух лет (передвижные  обогревательные домики,
котлопункты, пилотные мастерские, бензозаправки и т.д.);
     д) специальные  инструменты и специальные приспособления (инстру-
менты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серий-
ного и  массового производства определенных изделий или для изготовле-
ния индивидуального заказа),  независимо от их стоимости; сменное обо-
рудование (многократно  используемые  в  производстве приспособления к
основным средствам и другие вызываемые специфическими  условиями изго-
товления продукции устройства - изложницы и принадлежности к ним, про-
катные валки,  фурмы воздушные, челноки, катализаторы и сербенты твер-
дого агрегатного состояния и т.п.), независимо от их стоимости;
     е) специальная одежда, специальная обувь, а также постельные при-
надлежности независимо от их стоимости и срока службы;
     ж) форменная одежда,  предназначенная для выдачи работникам орга-
низации; одежда  и обувь в организациях здравоохранения,  просвещения,
социального обеспечения и других,  состоящих на бюджете, независимо от
их стоимости и срока службы;
     з) временные  (нетитульные)  сооружения,  приспособления  и  уст-
ройства, затраты  по  возведению  которых  относятся  на себестоимость
строительных работ в составе накладных расходов;
     и) тара  для  хранения  товарно-материальных ценностей на складах
или осуществления технологических процессов стоимостью в пределах  ли-
мита, установленного в подпункте "б" по цене приобретения или изготов-
ления;
     к) предметы,  предназначенные для выдачи напрокат,  независимо от
их стоимости;
     л) молодняк животных и животные на откорме,  птица, кролики, пуш-
ные звери, семьи пчел, а также ездовые и сторожевые собаки, подопытные
животные;
     м) многолетние насаждения,  выращиваемые в питомниках в  качестве
посадочного материала.
     46. Стоимость находящихся в эксплуатации средств труда и  предме-
тов, предусмотренных в пункте 45 (за исключением приводимых в подпунк-
тах "д" и "к",  а также по приводимым в подпунктах "л" и "м", износ по
которым не начисляется),  может погашаться организацией путем начисле-
ния износа в размере 50 процентов стоимости при передаче их со  склада
в эксплуатацию и в размере остальных 50 процентов (за вычетом стоимос-
ти этих предметов по цене возможного использования) при выбытии за не-
пригодностью, или  путем  начисления  износа в  размере  50  процентов
стоимости при передаче их со склада в эксплуатацию и в размере осталь-
ных 50 процентов (за вычетом стоимости этих предметов по цене  возмож-
ного использования) при выбытии за непригодностью, или путем  начисле-
ния износа в размере 100 процентов при передаче указанных выше средств
труда и предметов в эксплуатацию.
     Малоценные предметы  стоимостью не более одной двадцатой установ-
ленного в соответствии с подпунктом "б" пункта 45  лимита  за  единицу
могут списываться  в  расход  по  мере  отпуска  их в производство или
эксплуатацию. В  целях  обеспечения  сохранности  этих  предметов  при
эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль
за их движением.
     Стоимость специальных инструментов,  специальных приспособлений и
сменного оборудования погашается в соответствии с установленной нормой
или сметной ставкой, рассчитанной исходя из сметы расходов на их изго-
товление (приобретение) и запланированного выпуска продукции с помощью
этих инструментов и приспособлений. Стоимость специальных инструментов
и специальных приспособлений, предназначенных для индивидуальных зака-
зов или  используемых  в массовом производстве,  разрешается полностью
погашать в момент передачи в производство соответствующих инструментов
и приспособлений.
     Стоимость предметов проката погашается  путем  начисления  износа
исходя из сроков их полезного использования.
     47. Предметы и ценности, предусмотренные пунктом 45, отражаются в
бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости,  т.е. по
фактическим затратам их  приобретения,  сооружения  или  изготовления.
Сумма износа  этих  предметов  и ценностей отражается в учете и отчет-
ности отдельно.
     48. К нематериальным активам, используемым в течение  длительного
периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и  приносящим
доход, относятся права, возникающие:
     из авторских и иных договоров на произведения науки,  литературы,
искусства и объекты смежных прав,  на программы для ЭВМ, базы данных и
др.;
     из патентов  на изобретения,  промышленные образцы,  селекционные
достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки
обслуживания и лицензионных договоров на их использование;
     из прав на "ноу-хау" и др.
     Кроме того,  к нематериальным активам относятся права пользования
земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.
     Нематериальные активы  отражаются  в  учете  и отчетности в сумме
затрат на приобретение,  изготовление и расходов по  их  доведению  до
состояния, в  котором  они  пригодны к использованию в запланированных
целях. По объектам, по которым проводится погашение стоимости, немате-
риальные активы  равномерно (ежемесячно) переносят свою первоначальную
стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяе-
мым организацией исходя из установленного срока их полезного использо-
вания. По нематериальным активам,  по  которым  невозможно  определить
срок полезного использования, нормы переноса стоимости устанавливаются
в расчете на десять лет (но не более срока деятельности  организации).
Амортизация нематериальных  активов  учитывается и отражается в отчет-
ности отдельно.

             Сырье, материалы, готовая продукция и товары
     49. Сырье,  основные и вспомогательные материалы, топливо, покуп-
ные полуфабрикаты  и  комплектующие  изделия,  запасные  части,  тара,
используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров) и дру-
гие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их  факти-
ческой себестоимости.
     Фактическая себестоимость  материальных   ресурсов   определяется
исходя из затрат на их приобретение,  включая оплату процентов за при-
обретение в кредит,  предоставленный поставщиком этих ресурсов, нацен-
ки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачен-
ные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные
пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляе-
мые силами сторонних организаций.
     Определение фактической   себестоимости   материальных  ресурсов,
списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих
методов оценки  запасов:  по  средней себестоимости;  по себестоимости
первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по време-
ни закупок (ЛИФО).
     50. Готовая продукция отражается в  балансе  по  фактической  или
нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей зат-
раты, связанные с  использованием  в  процессе  производства  основных
средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и дру-
гие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям расходов.
     51. Товары в организациях торговли,  снабжения и сбыта отражаются
по розничным (продажным) ценам или покупной стоимости. При учете това-
ров по розничным (продажным) ценам разница между покупной стоимостью и
стоимостью по продажным ценам (скидки,  накидки) отражается  в  отчет-
ности отдельной статьей.
     52. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отража-
ются в  балансе по полной фактической (или нормативной (плановой)) се-
бестоимости, включая расходы по сбыту, подлежащие возмещению покупате-
лями (заказчиками - сверх договорной (контрактной) цены,  если органи-
зация отражает реализацию продукции (товаров,  работ,  услуг) по  мере
оплаты покупателем (заказчиком) расчетных документов.
     53. Предусмотренные в пунктах 49,  50 и 51 ценности,  на  которые
цена  в  течение  года  снизилась  либо  которые морально устарели или
частично потеряли свое первоначальное качество,  отражаются в  бухгал-
терском  балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации,
если она ниже первоначальной стоимости заготовления (приобретения),  с
отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.


        Незавершенное производство и расходы будущих периодов
     54. Продукция (работы), не прошедшая всех  стадий  (фаз,  переде-
лов), предусмотренных технологическим процессом, а также  изделия  не-
укомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки,  отно-
сятся к незавершенному производству.
     55. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве
может  отражаться в балансе по нормативной (плановой) производственной
себестоимости или по прямым статьям расходов,  а  также  по  стоимости
сырья, материалов и полуфабрикатов.
     При единичном  производстве продукции  незавершенное производство
отражается в балансе по фактическим производственным затратам.
     56. Расходы,  произведенные в отчетном периоде,  но относящиеся к
следующим отчетным периодам, отражаются в отчетности отдельной статьей
как расходы  будущих периодов и подлежат отнесению на издержки  произ-
водства или обращения (либо на соответствующие источники средств орга-
низации) в течение срока, к которому они относятся.

                          Капитал и резервы
     57. В  составе  собственного  капитала  организации   учитываются
уставный (складочный),  добавочный и резервный капитал, нераспределен-
ная прибыль и прочие резервы.
     58. В бухгалтерском учете отражается величина уставного (складоч-
ного) капитала,  зарегистрированная в учредительных документах как со-
вокупность вкладов  (долей,  акций  по  номинальной стоимости,  паевых
взносов) учредителей (участников) организации.
     Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учреди-
телей (участников) по вкладам (взносам) в уставный (складочный)  капи-
тал учитываются и отражаются в отчетности отдельно.
     Государственные и  муниципальные  унитарные  предприятия   вместо
уставного (складочного) капитала учитывают уставный фонд, сформирован-
ный в установленном порядке.
     59. Сумма дооценки внеоборотных активов организации, проводимой в
установленном порядке,  безвозмездно полученные ценности и другие ана-
логичные суммы учитываются как добавочный капитал.
     60. Созданный в соответствии с законодательством резервный  капи-
тал для  покрытия  непроизводительных потерь и убытков, а также выплат
доходов (дивидендов) участникам  при  отсутствии  или  недостаточности
прибыли отчетного года для этих целей,  учитывается и отражается в от-
четности отдельно.
     61. Организация  может создавать  резервы  сомнительных долгов по
расчетам с другими организациями и гражданами  за  продукцию,  товары,
работы и  услуги  с отнесением  сумм резервов на финансовые результаты
организации.
     Сомнительным долгом  признается дебиторская задолженность органи-
зации, которая не погашена в сроки,  установленные  договорами,  и  не
обеспечена соответствующими гарантиями.
     Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов прове-
денной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности
организации.
     Величина резерва  определяется  отдельно по каждому сомнительному
долгу в  зависимости  от  финансового  состояния  (платежеспособности)
должника  и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
     Если до конца года,  следующего за годом создания резерва  сомни-
тельных долгов,  этот  резерв в какой-либо части не будет использован,
то неизрасходованные суммы присоединяются к  прибыли  соответствующего
года.
     62. В целях равномерного включения предстоящих расходов в издерж-
ки производства или обращения отчетного периода организация может соз-
давать резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; на  выплату
ежегодного вознаграждения  за выслугу лет;  расходов основных средств;
производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным
характером производства;  предстоящих затрат по ремонту предметов про-
ката; на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели,
предусмотренные законодательством,  нормативными  актами  Министерства
финансов Российской Федерации или  отраслевыми  особенностями  состава
затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,  услуг),  утверж-
денными министерствами и ведомствами Российской Федерации по  согласо-
ванию с Министерством экономики Российской Федерации.

          Расчеты с дебиторами и кредиторами, другие статьи
     63. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной
в своей  отчетности  в  суммах,  вытекающих из бухгалтерских записей и
признаваемых  ею  правильными. По полученным займам задолженность раз-
решается показывать  с учетом причитающихся на конец отчетного периода
к уплате процентов.
     При разногласиях заинтересованная сторона обязана в установленные
сроки передать необходимые материалы на рассмотрение органам,  уполно-
моченным разрешать соответствующие споры.
     64. Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми,  на-
логовыми органами,  банками  должны быть согласованы с ними и тождест-
венны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по  этим расчетам
не допускается.
     65. Остатки валютных средств на валютных счетах организации, дру-
гие денежные средства (включая денежные документы), краткосрочные цен-
ные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженности в иностранных ва-
лютах отражаются  в  отчетности  в  валюте,  действующей на территории
Российской Федерации, в суммах, определяемых путем пересчета иностран-
ных валют по курсу Центрального банка Российской Федерации,  действую-
щему на последнее число отчетного периода.
     66. Штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым
получены решения суда,  арбитража об их взыскании,  относятся  на  фи-
нансовые результаты  у  организации  или  на финансирование (фондов) у
бюджетной организации и до их получения или уплаты отражаются в отчет-
ности получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов или
кредиторов.
     67. Дебиторская  задолженность,  по которой срок исковой давности
истек, другие долги,  нереальные для взыскания, списываются по решению
руководителя организации и относятся соответственно  на  счет  средств
резерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты у организа-
ции, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не ре-
зервировались в порядке, предусмотренном пунктом 61 настоящего Положе-
ния, или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
     Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности  должника
не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна от-
ражаться за балансом в течение пяти лет с момента списания для  наблю-
дения за  возможностью  ее взыскания в случае изменения имущественного
положения должника.
     68. Суммы кредиторской и депонентской задолженности,  по  которым
исковая давность истекла, подлежат отнесению на финансовые  результаты
у организации или  на увеличение финансирования (фондов)  у  бюджетной
организации.
     69. В  случае  реализации и прочего выбытия имущества организации
(основных средств,  запасов,  ценных бумаг и т.п.) убыток или доход по
этим операциям относится на финансовые результаты организации.
     При безвозмездной передаче основных средств и иного имущества вы-
явленный финансовый   результат  относится  на  собственные  источники
средств организации.
     70. Невозмещенные потери от стихийных бедствий списываются по ре-
шению руководителя организации за счет  средств  резервного  капитала,
или на финансовые  результаты отчетного года у организации (если у ор-
ганизации не образуется резервный капитал либо средств  капитала недо-
статочно), или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной орга-
низации.

                     Прибыль (убыток) организации
     71. Балансовая  прибыль  (убыток) представляет собой конечный фи-
нансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период
на основании  бухгалтерского учета всех хозяйственных операций органи-
зации и оценки статей баланса в соответствии с настоящим Положением.
     72. Прибыль или убыток,  выявленные в отчетном году, но относящи-
еся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты отчет-
ного года.
     73. Доходы,  полученные в отчетном периоде, не относящиеся к сле-
дующим отчетным  периодам,  отражаются  в учете и отчетности отдельной
статьей как доходы будущих периодов.  Эти доходы подлежат отнесению на
финансовые  результаты при наступлении отчетного периода,  к  которому
они относятся.
     74. Балансовая  прибыль (убыток) отчетного периода и ее использо-
вания отражается в балансе отдельно:  в пассиве баланса  -  полученная
прибыль и  ее авансовое использование,  нераспределенная прибыль,  а в
активе баланса - фактически полученный убыток.  В валюту баланса вклю-
чаются лишь  непокрытый  убыток или нераспределенная прибыль отчетного
периода и прошлых лет.

           Порядок предоставления бухгалтерской отчетности
     75. Организация  представляет в обязательном порядке годовую бух-
галтерскую отчетность:
     учредителям, участникам  юридического лица в соответствии с учре-
дительными документами;
     государственной налоговой инспекции (в одном экземпляре).
    Представление бухгалтерской отчетности в другие адреса и иной  пе-
риодичности производится  в случаях,  предусмотренных налоговым и иным
законодательством Российской Федерации или учредительными документами.
     76. Организация  представляет годовую бухгалтерскую отчетность не
позднее 1 апреля следующего за отчетным года,  а  квартальную  бухгал-
терскую отчетность в соответствии с пунктом 75 - не позднее 30 дней по
окончании отчетного  периода,  если  иное  непредусмотрено   законода-
тельством Российской Федерации. В пределах указанных сроков конкретную
дату представления бухгалтерской  отчетности  устанавливают  участники
(учредители) организации.
     77. Бюджетная организация представляет  месячную,  квартальную  и
годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет расходов вышестоя-
щему органу в установленные им сроки,  а организация, состоящая на фе-
деральном бюджете,  месячную  отчетность представляет также территори-
альному органу федерального казначейства.
     Министерства, ведомства  и  другие  органы  исполнительной власти
представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую от-
четность об исполнении смет расходов организаций,  состоящих на бюдже-
те, соответственно Министерству финансов Российской  Федерации  и  фи-
нансовым органам в установленные ими сроки.
     78. Датой представления бухгалтерской отчетности для  организации
считается день  фактической  передачи ее по принадлежности или дата ее
отправления, обозначенная на штемпеле почтовой организации.
     Если дата  представления  отчетности приходится на нерабочий (вы-
ходной) день, сроком представления отчетности считается первый следую-
щий за ним рабочий день.
     79. Бухгалтерская  отчетность подписывается руководителем и глав-
ным бухгалтером (бухгалтером) организации.
     В организации, где бухгалтерский учет ведется на договорных нача-
лах специализированной  организацией  или специалистом,  бухгалтерская
отчетность подписывается руководителем этой организации  и  специалис-
том, ведущим бухгалтерский учет.
     80. Годовая бухгалтерская отчетность организации до представления
в адреса,  предусмотренные настоящим Положением, рассматривается и ут-
верждается в порядке, устанавливаемом учредительными документами.
     81. Годовая  бухгалтерская отчетность организации является откры-
той для заинтересованных пользователей: банков,  инвесторов,  кредито-
ров, покупателей, поставщиков и др., которые могут знакомиться с годо-
вой бухгалтерской отчетностью и получать ее копии с возмещением расхо-
дов на копирование.
     82. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде-
рации, организация публикует годовую бухгалтерскую отчетность не позд-
нее 1 июня следующего за отчетным годом и  квартальную  -  не  позднее
шестидесяти дней по окончании отчетного периода.
     В состав публикуемой бухгалтерской  отчетности  включается  ауди-
торское заключение, подтверждающее ее достоверность.
     83. Министерства, ведомства и другие федеральные  органы исполни-
тельной власти  Российской  Федерации представляют сводную квартальную
бухгалтерскую отчетность по организациям, в отношении которых  на  них
возложены координация  и  регулирование их деятельности, не позднее 45
дней по истечении отчетного периода,  а годовую - не позднее 25-го ап-
реля следующего за отчетным года Министерству экономики Российской Фе-
дерации, Министерству финансов Российской Федерации и Государственному
комитету Российской Федерации по статистике.