ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ПОМЕЩЕНИЯ. В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАНИЯМИ ПО ОТРАЖЕНИЮ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, УТВЕРЖДЕННЫМИ ПРИКАЗОМ МИНФИНА РФ ОТ 24.12.98 N 68Н, ПОЛУЧЕННЫЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ УЧИТЫВАЮТСЯ ПО КРЕДИТУ СЧЕТА 46. ПО КАКОЙ СТРОКЕ ФОРМЫ N 2 "ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ" НЕОБХОДИМО ОТРАЖАТЬ СУММЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ И ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 25 мая 2001 г. N 03-12/23141 (Д) В соответствии со статьей 1012 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Статьей 1018 ГК РФ установлено, что имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, на котором ведется учет операций по доверительному управлению данным имуществом. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством организация - доверительный управляющий должна вести бухгалтерский учет хозяйственных операций с отражением результатов этого учета в: - балансе для учета операций, осуществляемых в процессе доверительного управления имуществом; - балансе для учета собственных хозяйственных операций организации - доверительного управляющего по выполнению договора доверительного управления. Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению имуществом осуществляется в соответствии с Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, утвержденными приказом Минфина РФ от 24.12.98 N 68н. Порядок отражения операций по выполнению договора доверительного управления имуществом у доверительного управляющего регулируется разделом 5 вышеназванных Указаний. Согласно статье 1023 ГК РФ доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом за счет доходов от использования этого имущества. Причитающиеся доверительному управляющему суммы вознаграждения и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, учитываются по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (счет 90 "Продажи" - в соответствии с новым Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н) в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Одновременно соответствующая часть затрат по оказанию услуг доверительного управления имуществом списывается с кредита счета 20 "Основное производство" в дебет счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (счета 90 "Продажи"). Выявленное сальдо по счету 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" (счету 90 "Продажи") списывается на счет 80 "Прибыли и убытки" (счет 99 "Прибыли и убытки"). Расходы доверительного управляющего по доверительному управлению имуществом учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с требованиями Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552(с учетом изменений и дополнений). Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 N 32н, характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными). Доходы, признанные в бухгалтерском учете как доходы от обычных видов деятельности, показываются по статье "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках". Расходы, признанные в бухгалтерском учете как расходы от обычных видов деятельности, формируют себестоимость продукции (работ, услуг) и отражаются по статье "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" формы N 2. Исходя из вышеизложенного в случае если деятельность по доверительному управлению имуществом является основной деятельностью организации, суммы вознаграждения и возмещения расходов по доверительному управлению имуществом, причитающиеся к получению (полученные) доверительным управляющим от учредителя управления, являются доходами от обычных видов деятельности и могут быть отражены по статье "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" в составе бухгалтерской отчетности доверительного управляющего по выполнению договора доверительного управления имуществом. Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А. Глинкин 25 мая 2001 г. N 03-12/23141 |