ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТАТИСТИКЕ 9 апреля 2001 г. N МС-1-23/1480 (Д) В связи с поступающими вопросами по формам N N 11 и 11-краткая Госкомстат России разъясняет: 1. Форма N 11 представляется юридическими лицами и их обособленными подразделениями, кроме субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) имеет особый юридический статус. В связи с этим представление им данных в адрес Госкомстата России на региональном и федеральном уровнях регулируется соглашениями об информационном взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Центрального банка Российской Федерации. Действующим в настоящее время соглашением, утвержденным Приказом Госкомстата России от 19.05.1999 N 79, представление Банком России Госкомстату России формы N 11 не предусмотрено. Кредитные организации Сбербанка и страховые компании отчитываются по форме N 11 в адрес Госкомстата России в общем порядке, как коммерческие организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства. 2. Методологическими требованиями Системы национальных счетов (СНС) предусматриваются несколько иные принципы разграничения основных фондов (основного капитала) и незавершенных активов, чем это принято в отечественном учете. В СНС объекты, имеющие длительные сроки строительства, выращивания, производства, могут включаться в основной капитал до их завершения, если их владельцем является конечный пользователь. В соответствии с этим незавершенные объекты, предназначенные для собственного использования или оплаченные заказчиком, - неустановленное оборудование, требующее монтажа, находящееся у застройщика; незавершенное производство оборудования при длительном цикле производства; объекты, не завершенные строительством; скот - молодняк; многолетние насаждения, не достигшие плодоносящего возраста, - не включаются в незавершенное производство производителей, а относятся к основному капиталу заказчиков, если эти объекты удовлетворяют определению основного капитала (предназначены для неоднократного использования). В российском учете эти объекты учитываются в составе запасов материальных оборотных средств как незавершенное производство. Вместе с тем, в рамках приближения к методологии СНС, показатели, характеризующие стоимость вышеназванных объектов, введены в форму N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" в раздел V "Другие нефинансовые активы" (стр. N N 85, 86, 88, 100, 102). В частности, в форму N 11 включен показатель "Незавершенное производство оборудования при длительном цикле производства, предназначенное для собственного использования или оплаченное заказчиком" (стр. 86). Под машинами и оборудованием с длительным циклом производства понимаются объекты, изготавливаемые в течение двух и более лет (например, суда). Стоимость кроликов, птицы, рыбы и пчел, также относящихся в российском учете к запасам материальных оборотных средств, в СНС относится к основному капиталу, если они выращиваются для постоянного или неоднократного использования. Показатель, характеризующий стоимость этих объектов, также введен в форму N 11, в раздел V "Другие нефинансовые активы" (стр. N 101). Введение в форму вышеназванных показателей позволяет получить данные об объеме основного капитала по методологии СНС, например, для обеспечения международных сопоставлений, а в перспективе - для построения баланса активов и пассивов СНС. 3. В соответствии с задачей приближения к методологии СНС в форму N 11 в раздел I "Наличие, движение и состав основных фондов" введена графа 8 "Выбыло в отчетном году вследствие потерь от стихийных бедствий, катастроф, военных действий и т.д.". По методологии СНС потери основных фондов, не являющиеся следствием обычных причин, принимаемых во внимание при установлении норм амортизации и связанных с нормальным физическим износом, моральным старением и имеющими обычный характер случайными повреждениями, должны учитываться отдельно. К "необычным" причинам ликвидации основных фондов относятся последствия таких непредсказуемых событий, как стихийные бедствия (землетрясения, извержения вулканов, ураганы, наводнения, засухи, эпидемии, лесные пожары и т.д.), военные действия и террористические акты, техногенные аварии и катастрофы (взрывы, автокатастрофы и т.д.). Стоимость основных фондов, ликвидированных по этим причинам, должна отражаться в вышеназванной графе 8. 4. В графах 13 и 14 формы N 11 за 2000 отчетный год должна быть отражена соответственно полная и остаточная балансовая стоимость основных фондов по состоянию на начало года, следующего за отчетным (в данном случае - на начало 2001 года). При этом данные графы 13 могут отличаться от данных о наличии основных фондов по полной балансовой стоимости на конец отчетного года, учитываемых в графе 9, за счет изменений, происшедших с начала следующего года. Эти изменения могут быть вызваны проведением переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.2001, а также изменениями и уточнениями наличия основных фондов, отражаемыми в бухгалтерском учете с начала 2001 года. В частности, эти изменения могут быть вызваны отнесением объектов, ранее учитывавшихся в составе малоценных предметов, к основным средствам у предприятий, переходящих на новый план счетов бухгалтерского учета с 1 января 2001 года. В свою очередь, данные графы 3 о полной балансовой стоимости основных фондов по состоянию на начало года в форме N 11 могут иметь отличия от данных о полной балансовой стоимости основных фондов по состоянию на начало года, следующего за отчетным, из формы N 11 за предшествующий год. Это могло быть вызвано тем, что предприятия имели возможность проводить переоценку основных фондов по состоянию на начало года до момента сдачи бухгалтерского баланса за I квартал этого года (в котором отражаются итоги переоценки), т.е. до 1 мая, в то время как срок представления формы N 11 - 1 апреля. 5. В связи с проведением переоценки основных фондов в задачи ТОГС входит проверка формы статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и прилагаемых к ним экспертных заключений об оценке основных фондов в части соблюдения основных методологических принципов переоценки. Эти принципы состоят в следующем: При переоценке, в т.ч. проводимой методом прямой оценки, определяется именно полная восстановительная стоимость основных фондов, т.е. полная стоимость затрат, которые должна была бы осуществить организация для воспроизводства имеющихся у нее основных фондов, замены их на аналогичные новые объекты по ценам и тарифам, существующим на дату переоценки, включая затраты на приобретение (строительство), транспортировку, установку (монтаж) объектов, для импортируемых объектов - также таможенные платежи и т.д. Полная восстановительная стоимость морально устаревших объектов, снятых с производства, цены и затраты на изготовление точной копии которых в современных условиях установить практически невозможно, должна определяться как стоимость замещения, на основе полной восстановительной стоимости функционально аналогичных выпускаемых объектов, скорректированной по соотношению важнейших эксплуатационных характеристик ранее выпускавшихся и современных объектов. Существующий уровень использования объектов, возможность его дальнейшей эксплуатации, ненужность его владельцам и т.д. при оценке по полной восстановительной стоимости не учитываются. Определение при переоценках остаточной восстановительной стоимости основных фондов и степени их реального износа в функции оценщиков не входит, поскольку процент износа объектов по итогам переоценок должен, в соответствии с принятым порядком, оставаться таким же, как до переоценки. Не переоцениваются нематериальные активы, не относимые в бухгалтерском учете к основным средствам. Не подлежат переоценке земельные участки и объекты природопользования, поскольку они не относятся к основным фондам. Не осуществляется сейчас переоценка неустановленного оборудования и объектов, не завершенных строительством, поскольку действующих нормативных актов об их переоценке в настоящее время не имеется. Итоги переоценки основных фондов, проведенной по состоянию на 01.01.2001, отражаются в бухгалтерской отчетности на начало I квартала 2001 года в соответствии с действующими нормативными актами по бухгалтерскому учету. Переоценка основных фондов в цены 01.01.2001 практически может проводиться в конце 2000 - начале 2001 года, когда уже можно определить цены на дату переоценки, но еще не сдан бухгалтерский баланс за I квартал 2001 года. Итоги этой переоценки учитываются в бухгалтерском балансе за I квартал 2001 года, на начало квартала. Проведение переоценки основных фондов в течение года и ежеквартальное подведение ее итогов действующими нормативными актами не предусматривается. В статистической отчетности итоги переоценки, проведенной по состоянию на 01.01.2001, учитываются с начала 2001 года. В форме N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" за 2000 отчетный год они учитываются в графах "Балансовая стоимость основных фондов на начало года, следующего за отчетным, - полная и остаточная (за вычетом износа)". Проведение переоценки основных фондов по состоянию на 01.01.2000 в течение всего 2000 года также не предусматривалось существующими нормативными актами. Нельзя учитывать итоги проведенной в I квартале 2000 года переоценки основных фондов с января 2001 года. Предугадать цены 01.01.2001 в начале 2000 года невозможно. В то же время учет итогов переоценки основных фондов в ценах 01.01.2000 через год после ее проведения, так же как и проведение переоценки на начало 2001 года в ценах начала 2000 года, не предполагается действующими нормативными актами. Оказание консультационных услуг по переоценке основных фондов оценщикам территориальными органами государственной статистики (ТОГС) должно осуществляться строго на добровольной основе. Отказ в принятии формы N 11 и отчетов по переоценке должен быть обоснован несоблюдением вышеперечисленных основных методологических принципов переоценки или требований инструкции по заполнению формы N 11, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.02.2001 N 13. Произвольное отклонение отчета, независимо от того, оказывались ли ТКГС оценщикам в данном случае консультационные услуги или нет, не допускается. 6. Разработка индексов для переоценки основных фондов по состоянию на начало 2001 года Госкомстатом России не осуществлялась. Постановлений или поручений Правительства России по их разработке не имеется. Минфин России также не обращался с просьбами по разработке индексов для проведения переоценок основных фондов на основе Положения по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/97. Применение для переоценок основных фондов разрабатываемых Госкомстатом России индексов ИРИП недопустимо, поскольку они, согласно инструкции, предназначены исключительно для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль при реализации основных фондов. Таким образом, в настоящее время индексов для проведения переоценок основных фондов индексным методом не имеется. В случае необходимости эти индексы для отдельных регионов могли бы быть разработаны НИИ Статистики Госкомстата России на коммерческой основе. 7. Разработка форм N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и ф. N 11 (краткая) за 2000 г. осуществляется по введенным в действие с 01.01.2000 классификаторам ОКФС и ОКОПФ (ОК 028-99). В состав нового классификатора ОКОПФ не включена организационно - правовая форма "коммерческие предприятия потребительской кооперации" - код 45, ввиду ее упразднения с 1 июля 1999 г. согласно Федеральному закону от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ. Данный код подлежал замене после приведения юридическим лицом своей организационно - правовой формы в соответствие с нормами действующего правового законодательства. Если в территориальном разделе Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения среди реквизитов ОКОПФ присутствуют организации с кодом 45, то их следует включать в разработку по ф. N 11. В программное обеспечение будут внесены соответствующие дополнения по ОКФС, позволяющие в ЭОД по этой форме включить в разработку организации с формой собственности потребительской кооперации (код 19). 8. При отражении данных формы N 11 по ОАО "Газпром" в балансах основных фондов на региональном и федеральном уровнях возникли определенные сложности. ОАО "Газпром" приняло большую часть своих основных фондов, размещенных в различных субъектах Российской Федерации, на баланс своей головной, расположенной в г. Москве организации и представляет их в краткосрочную аренду дочерним предприятиям и филиалам. Вследствие этого возникли проблемы с определением отраслевой и территориальной принадлежности основных фондов, находящихся на балансе головной организации ОАО "Газпром", на балансе которой оказалась преимущественная часть основных фондов ОАО "Газпром". Госкомстат России обратился в ОАО "Газпром" с письмом, содержащим просьбу об упорядочении учета основных фондов в отраслевом разрезе, а также о представлении в Мосгоркомстат данных об основных фондах, находящихся на балансе ОАО "Газпром", переданных в аренду дочерним предприятиям и филиалам, в региональном разрезе. 9. В экономическом описании по форме N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" предусмотрен предупредительный контроль, касающийся фактически начисленной амортизации, учитываемый по стр. 66 (гр. 5 + гр. 6) с данными стр. 640 формы 5 Приложения к бухгалтерскому балансу. В соответствии с правилами бухгалтерского учета по объектам основных средств, сданным в аренду (кроме случаев, предусмотренных в договорах финансовой аренды), амортизационные отчисления производятся арендодателем, но учитываются не в составе издержек производства или обращения, а в финансовых результатах, в расходах, связанных с получением доходов по договору аренды. В этом случае предусмотренный в экономическом описании контроль соблюдаться не должен, поскольку в форме 5, в отличие от формы N 11, эти амортизационные отчисления отражаться не будут. 10. В дополнении к экономическому описанию электронной обработки статистической информации по ф. N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" в приложение N 19 отдельные пункты контроля предусмотрены только для сводных итогов регионального и федерального уровней. К ним, в частности, относится следующий контроль: п. 71 стр. 44 >= стр. 45 Основные фонды, сданные в аренду, учитываемые на балансе арендодателя, должны быть больше или равны стоимости основных фондов, взятых в аренду, учитываемых арендатором на забалансовом счете. Это связано с тем, что основные фонды крупных и средних организаций во многих случаях передаются в аренду малым и некоммерческим организациям, не отчитывающимся по форме N 11. 11. В соответствии с пунктом 2.5 инструкции по заполнению формы N 11, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.02.2001 N 13, по строке 06 организации всех видов деятельности указывают внегородские автомобильные дороги общего пользования, находящиеся на их балансе по подразделениям, относящимся к их основному виду деятельности. Контроль 30, предусматривающий заполнение строки 06 только для организаций шоссейного хозяйства (код отрасли 51123), будет дополнен для организаций других отраслей. В программное обеспечение будут внесены соответствующие изменения. 12. При контроле форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" данные граф 3 и 5 по строкам 85 "оборудование, предназначенное к установке" и 87 "объекты, не завершенные строительством", учитываемые в бухгалтерском учете на счетах 07 и 08, должны быть соответственно равны данным строк 02 и 03 (на начало и на конец отчетного года) раздела 1 приложения к форме N П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности", по которым отражается стоимость выполненных строительных, монтажных и других работ, стоимость установленного оборудования и оборудования, находящегося в монтаже на этих объектах и на складах, затраты по освоению территории застройки и др., поскольку эти данные о расходах учитываются на счетах 07 и 08, включая налог на добавленную стоимость. 13. В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 20.06.2000 N 50 форму N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" за 2000 г. представляют все юридические лица - некоммерческие организации. Бюджетными организациями, у которых на балансе находятся учреждения различных отраслей, например сельскими администрациями, сводный отчет представляется по каждой отрасли, по всем школам - по отрасли народное образование, по всем больницам - по отрасли здравоохранение и т.д. 14. В случаях, если в организациях, отчитывающихся по форме N 11 (краткая) есть филиалы, расположенные на других территориях, то в отчет включаются данные в целом по юридическим лицам, включая все их филиалы, независимо от местонахождения (в отличие от составления отчета по ф. N 11). 15. Ограничений в представлении формы N 11 (краткая) в зависимости от ведомственной подчиненности не устанавливалось. При осуществлении государственных наблюдений в рамках Федеральной программы статистических работ сведениям, подлежащим засекречиванию, присваивается гриф секретности. Обработка их результатов (включение этих данных в разработку) в Госкомстате России и его территориальных органах производится с предварительным обеспечением засекречивания этих сведений. Закон об утверждении положения об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. предусматривает ведение статистической и финансовой отчетности. Если те или иные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, Росрезерва не представят органам статистики данные ф. N 11 (краткая), то эту информацию будет необходимо досчитать при составлении баланса основного капитала по региону. При досчете могут быть использованы данные основных фондов по итогам переоценки на 1 января 1996 г. 16. Предусмотренные в экономическом описании по ф. N 11 (краткая) контроли показателей п. 12 и п. 13 (Приложение 10), касающиеся соотношения стоимости ремонта (капитального и текущего) и полной балансовой стоимости основных фондов на начало года, являются предупредительными (необязательными). В случае нарушения этих соотношений, вызванного большими объемами затрат на ремонт, необходимо проверить, не учтены ли в качестве затрат на ремонт основных фондов расходы на их модернизацию и реконструкцию. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 6/97 восстановление основных фондов осуществляется посредством ремонта (текущего, среднего и капитального), модернизации и реконструкции объектов. Под расходами на проведение ремонта (текущего, среднего и капитального) подразумевается стоимость работ по поддержанию объектов основных фондов в рабочем состоянии в течение срока их полезного использования, не приводящих к улучшению первоначальных нормативных показателей функционирования. Текущим ремонтом принято считать ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года для поддержания объектов основных фондов в рабочем состоянии. При капитальном ремонте зданий и сооружений производится замена изношенных конструкций и деталей или смена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей и т.п.). Кроме того, восстановление основных фондов осуществляется посредством модернизации и реконструкции. В отличие от расходов на ремонт затраты на модернизацию и реконструкцию улучшают (повышают) ранее принятые нормативные показатели функционирования (качество применения и т.п.) объектов основных фондов. Эти затраты после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость таких объектов и относятся на добавочный капитал организации. В зависимости от состава работ, связанных с восстановлением объектов основных средств, после их завершения принимается решение об отнесении стоимости выполненных работ на себестоимость продукции (работ, услуг) или на счет учета капитальных вложений (если осуществляется реконструкция или модернизация объектов). 17. В соответствии с действующей инструкцией по бюджетным организациям износ по нематериальным активам не начисляется (пункт 57). В связи с этим строка 14 "износ нематериальных активов на конец года" в ф. 11 (краткая) по бюджетным организациям не заполняется. 18. В указаниях об объеме и порядке разработки отчетов по статистике строительства за 2000 г. (N МС-1-24/5283 от 29.12.2000) предусмотрено сопоставление данных отдельных показателей, в частности строки 01 "ввод в действие основных фондов" приложения к форме N П-2, с аналогичными данными формы N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" за 2000 г. по коммерческим организациям (стр. 01 гр. 5). По некоммерческим организациям этот показатель также должен соответствовать данным строки 03 графы 3 "введено в действие новых основных фондов" отчета по форме N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций". 19. В связи с тем, что в форме N 11 (краткая) не предусмотрено распределение основных фондов по видам деятельности, то при подготовке дополнения к экономическому описанию ЭОД "Баланс основного капитала по полной и остаточной стоимости" предусмотрены алгоритмы распределения основных фондов некоммерческих организаций по отраслям экономики неосновного вида деятельности. За основу этого расчета взяты соотношения распределения основных фондов по каждой отрасли для неосновного вида деятельности по данным ф. N 11 за 1998 г. по некоммерческим организациям. При этом учитывается доля фондов неосновного вида деятельности в общей стоимости фондов отрасли, определяемая по данным формы N 11 (краткая) за 2000 год. В дальнейшем, при доработке и утверждении формы N 11 (краткая) за 2001 г., возможно включение в нее расшифровки важнейших отраслей неосновного вида деятельности. Кроме того, будет рассмотрена возможность выделения отдельной строкой данных о внегородских шоссейных дорогах. 20. Юридические лица системы потребительской кооперации (потребительские общества и их союзы) согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации являются некоммерческими организациями, поэтому они должны представлять форму N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" за 2000 г. В экономическом описании по форме N 11 (краткая) предусмотрено включение в разработку организаций с формой собственности потребительской кооперации (код 19). Собственностью потребительской кооперации, представляющей собой систему потребительских обществ и их союзов, является имущество, принадлежащее на праве собственности потребительским обществам, их союзам и образуемое за счет взносов пайщиков, дохода, полученного в результате хозяйственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Заместитель Председателя Госкомстата России М.Н. СИДОРОВ 9 апреля 2001 г. N МС-1-23/1480 |