О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ. Постановление. Главный государственный санитарный врач РФ. 17.05.01 14

               О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

              ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ

                            17 мая 2001 г.
                                 N 14

                                 (Д)


     На основании    Федерального    закона     "О     санитарно     -
эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
и  "Положения  о   санитарно   -   эпидемиологическом   нормировании",
утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 24
июля 2000 г. N 554, постановляю:
     1. Ввести в действие санитарные правила "Гигиенические требования
к обеспечению качества атмосферного воздуха  населенных  мест.  СанПиН
2.1.6.1032-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 17 мая 2001 г.,  по истечении десяти  дней  после
дня их официального опубликования.
     2. С  момента  введения  указанных  санитарных   правил   считать
утратившими   силу  санитарные  правила  "Гигиенические  требования  к
обеспечению качества  атмосферного  воздуха  населенных  мест.  СанПиН
2.1.6.983",  утвержденные  Главным  государственным  санитарным врачом
Российской Федерации 13 июля 2000 года.

Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации -
Первый заместитель Министра
здравоохранения Российской Федерации
                                                         Г.Г. ОНИЩЕНКО
17 мая 2001 г.
N 14

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
18 мая 2001 г.
N 2711


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                               Главный государственный
                                                       санитарный врач
                                                Российской Федерации -
                           Первый заместитель Министра здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                         Г.Г. ОНИЩЕНКО
                                                      17 мая 2001 года

        2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
                      САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА

           ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА
                 АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

          САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА И НОРМАТИВЫ
                         САНПИН 2.1.6.1032-01

                        1. Область применения

     Настоящие санитарные  правила  разработаны   в   соответствии   с
Федеральным  законом  "О  санитарно  - эпидемиологическом благополучии
населения" от 30 марта 1999  г.  N  52-ФЗ  (Собрание  законодательства
Российской Федерации,  1999,  N 14, ст. 1650), Федеральным законом "Об
охране атмосферного воздуха" от  4  мая  1999  г.  N  96-ФЗ  (Собрание
законодательства Российской Федерации,  1999, N 18, ст. 2222), а также
"Положением о государственной санитарно  -  эпидемиологической  службе
Российской  Федерации",  "Положением  о  государственном  санитарно  -
эпидемиологическом   нормировании",    утвержденными    Постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554.
     Санитарные правила направлены на предотвращение  неблагоприятного
воздействия  загрязнения  атмосферного воздуха на здоровье населения и
устанавливают  обязательные  гигиенические  требования  к  обеспечению
качества   атмосферного   воздуха   населенных   мест   и   соблюдению
гигиенических    нормативов    при     размещении,     проектировании,
строительстве,    реконструкции    (техническом    перевооружении)   и
эксплуатации  объектов,   а   также   при   разработке   всех   стадий
градостроительной документации.
     Требования по  охране  атмосферного   воздуха   от   загрязнения,
включаемые  в  государственные  стандарты  и ведомственные нормативные
документы, не должны противоречить настоящим санитарным правилам.
     Соблюдение требований   настоящих   санитарных   правил  является
обязательным   для   граждан,   индивидуальных   предпринимателей    и
юридических лиц.

     2. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха
                           населенных мест

     2.1. Основой   регулирования   качества   атмосферного    воздуха
населенных   мест   являются   гигиенические   нормативы  -  предельно
допустимые концентрации (ПДК)  атмосферных  загрязнений  химических  и
биологических  веществ,  соблюдение  которых  обеспечивает  отсутствие
прямого или косвенного влияния на здоровье  населения  и  условия  его
проживания.
     Для отдельных веществ допускается  использование  ориентировочных
безопасных  уровней  воздействия  (ОБУВ),  для которых устанавливаются
сроки их действия.
     2.2. В  жилой  зоне  и  на  других  территориях проживания должны
соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК - в местах массового  отдыха  населения,  на
территориях   размещения   лечебно   -   профилактических   учреждений
длительного пребывания больных и центров реабилитации.
     К местам  массового отдыха населения следует относить территории,
выделенные в генпланах городов,  схемах районной планировки и развития
пригородной   зоны,   решениях  органов  местного  самоуправления  для
организации  курортных  зон,  размещения  санаториев,  домов   отдыха,
пансионатов,  баз  туризма,  дачных  и  садово  -  огородных участков,
организованного отдыха населения (городские пляжи,  парки,  спортивные
базы и их сооружения на открытом воздухе).
     2.3. Предотвращение появления запахов,  раздражающего действия  и
рефлекторных реакций у населения,  а также острого влияния атмосферных
загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций
обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр).
     Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при
длительном    поступлении    атмосферных    загрязнений   в   организм
обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (ПДКсс).
     Для веществ,  имеющих только среднесуточные ПДК при использовании
расчетных   методов   определения   степени   загрязнения    атмосферы
используются ПДКсс.
     2.4. Соблюдение для жилых территорий ПДК,  а  для  зон  массового
отдыха   0,8  ПДК  обеспечивается  с  учетом  суммации  биологического
действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере,  а  также
загрязнения  атмосферы за счет действующих,  строящихся и намеченных к
строительству    объектов,    являющихся    источниками    загрязнения
атмосферного воздуха.
     2.5. Граждане,  индивидуальные предприниматели и юридические лица
вправе  обращаться  в  органы и учреждения государственной санитарно -
эпидемиологической   службы   Российской   Федерации   за   получением
информации о качестве атмосферного воздуха.

          3. Гигиенические требования к обеспечению качества
          атмосферного воздуха при размещении, строительстве
        и реконструкции (техническом перевооружении) объектов
      хозяйственной и иной деятельности, являющихся источниками
           загрязнения атмосферного воздуха (далее объекты)

                        3.1. Общие требования

     3.1.1. При размещении,  проектировании,  строительстве и вводе  в
эксплуатацию  новых  и  реконструированных  объектов,  при техническом
перевооружении   действующих   объектов    граждане,    индивидуальные
предприниматели,   юридические   лица  обязаны  осуществлять  меры  по
максимально  возможному  снижению  выброса  загрязняющих   веществ   с
использованием  малоотходной  и  безотходной технологии,  комплексного
использования природных ресурсов,  а также мероприятия по улавливанию,
обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.
     3.1.2. Запрещается  проектирование,  строительство   и   ввод   в
эксплуатацию  объектов,  являющихся источниками загрязнения атмосферы,
на территориях  с  уровнями  загрязнения,  превышающими  установленные
гигиенические нормативы.
     Реконструкция и техническое перевооружение  действующих  объектов
разрешается  на  таких  территориях  при  условии  сокращения  на  них
выбросов  в  атмосферу  до  предельно   допустимых   выбросов   (ПДВ),
устанавливаемых с учетом требований раздела 4.2.
     3.1.3. Запрещается размещение,  проектирование,  строительство  и
ввод  в  эксплуатацию  объектов,  если в составе выбросов присутствуют
вещества, не имеющие утвержденных ПДК или ОБУВ.
     3.1.4. Площадка для строительства новых и расширения существующих
объектов выбирается с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа
местности,  закономерностей  распространения  промышленных  выбросов в
атмосфере, а также потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА).
     Размещение предприятий,  отнесенных  в  соответствии с санитарной
классификацией к I и II классам вредности,  на территориях с высоким и
очень   высоким   ПЗА   решается   в  индивидуальном  порядке  Главным
государственным  санитарным  врачом  Российской  Федерации   или   его
заместителем.
     3.1.5. Не допускается размещать в жилой зоне и  местах  массового
отдыха объекты I, II классов вредности.
     3.1.6. Для  предприятий,  их  отдельных  зданий  и  сооружений  с
технологическими   процессами,   являющимися  источниками  загрязнения
атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные
зоны  (СЗЗ)  в  соответствии  с санитарной классификацией предприятий,
производств и объектов.
     Санитарная классификация,    размер   СЗЗ,   ее   организация   и
благоустройство   определяется   в   соответствии   с   гигиеническими
требованиями, предъявляемыми к санитарно - защитным зонам.
     3.1.7. Достаточность   ширины   санитарно   -    защитной    зоны
подтверждается   расчетами   прогнозируемых   уровней   загрязнения  в
соответствии  с  действующими  указаниями  по  расчету  рассеивания  в
атмосфере  загрязняющих веществ,  содержащихся в выбросах объектов,  а
также результатами лабораторных исследований  атмосферного  воздуха  в
районах размещения аналогичных действующих объектов.
     3.1.8. В  СЗЗ  запрещается  размещение  объектов  для  проживания
людей.  СЗЗ  или  какая-либо  ее  часть  не  могут рассматриваться как
резервная  территория  объекта   и   использоваться   для   расширения
промышленной или жилой территории.

           3.2. Гигиенические требования к выбору площадки
                          для строительства

     3.2.1. Выбор  площадки  для строительства объектов осуществляется
на предпроектной стадии.  Организацию  выбора  площадки  (трассы)  для
строительства  объектов,  подготовку  необходимых материалов и полноту
согласований  намечаемых  при  этом  решений   обеспечивает   заказчик
проекта.
     3.2.2. Площадка для строительства  выбирается  в  соответствии  с
действующим  земельным,  водным,  лесным  и  др.  законодательствами и
утвержденной в установленном порядке  градостроительной  документацией
(генеральными планами городов и других поселений,  схемами и проектами
планировки и застройки территориальных образований и др.).
     3.2.3. Материалы  по  обеспечению  качества атмосферного воздуха,
представляемые в органы и учреждения государственной санэпидслужбы для
заключения  о  соответствии  их санитарным правилам,  на стадии выбора
площадки должны содержать:
     - обоснование   выбора  района,  пункта,  площадки  (трассы)  для
строительства,  включая  особенности   физико   -   географических   и
аэроклиматических условий,  в т.ч.  рельефа местности,  ПЗА,  данные о
фоновом  загрязнении   местности,   полученные   и   согласованные   в
установленном порядке;
     - перечень загрязняющих веществ,  выбрасываемых  в  атмосферу,  с
указанием   для   них   ПДК   или   ОБУВ.  Для  последних  указывается
установленный  срок  действия.  В  перечень  включаются  вещества,  не
имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);
     - качественные   и   количественные    характеристики    выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу с обоснованными результатами опытно -
промышленных   испытаний   новых   технологий,   данными    длительной
эксплуатации  действующего  аналога,  материалами зарубежного опыта по
созданию подобного производства;
     - намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязнения
воздушного бассейна,  включая вторичные источники  и  неорганизованные
выбросы;
     - данные о возможных аварийных и залповых выбросах в атмосферу;
     - обоснование   размеров  СЗЗ  и  объемов  финансирования  на  ее
организацию;
     - расчеты  ожидаемого  (прогнозируемого) загрязнения атмосферного
воздуха с учетом действующих,  строящихся и намеченных к строительству
объектов;
     - перечень и характеристика  научно  -  исследовательских  (НИР),
экспериментальных и (или) опытных работ,  которые необходимо выполнить
для осуществления принятых решений по охране атмосферного  воздуха  от
загрязнения,  и сроки их выполнения. Для веществ, требующих разработки
гигиенических  нормативов  (ПДК,  ПДК   взамен   ОБУВ),   НИР   должны
завершаться до утверждения проектно - сметной документации;
     - графические   материалы:   ситуационный   план   с    указанием
действующих,  строящихся  и  намеченных  к строительству объектов и их
санитарно - защитных зон, существующих и перспективных районов жилищно
-  гражданского  строительства,  с нанесением "розы ветров" и данных о
существующем и ожидаемом  загрязнении  атмосферного  воздуха;  генплан
площадки  намечаемого  к строительству объекта с нанесением источников
выбросов в атмосферу.
     3.2.4. По   представленным   материалам   органы   и   учреждения
государственной санитарно - эпидемиологической службы выдают санитарно
-  эпидемиологическое  заключение  о  соответствии принятых решений по
обеспечению  качества  атмосферного  воздуха  санитарным  правилам   и
гигиеническим нормативам.
     Вопросы, требующие  проведения  НИР,  экспериментальных  и  (или)
опытных работ,  должны быть сформулированы в виде санитарного задания,
которое включается в задание на проектирование объекта.
     3.2.5. Земельные  участки  под  строительство предоставляются при
наличии санитарно - эпидемиологического заключения.

         3.3. Гигиенические требования к обеспечению качества
             атмосферного воздуха при разработке проекта

     3.3.1. Проектно   -   сметная   документация   разрабатывается  в
соответствии с решениями по обеспечению качества атмосферного воздуха,
по  которым  на  стадии  выбора  площадки  под строительство было дано
заключение об их  соответствии  санитарным  правилам  и  гигиеническим
нормативам.
     Внесение изменений в указанные  решения  требует  дополнительного
заключения до окончания разработки проекта.
     3.3.2. На заключение в учреждения  государственной  санэпидслужбы
представляется   одновременно   проектно  -  сметная  документация  на
строительство объекта и проект организации и благоустройства СЗЗ.
     3.3.3. Проект организации и благоустройства СЗЗ разрабатывается в
строгом соответствии  с  гигиеническими  требованиями  к  санитарно  -
защитным  зонам и санитарной классификацией предприятий,  сооружений и
иных  объектов  и  включает   в   числе   первоочередных   мероприятий
переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ.
     Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны
соответствовать срокам окончания строительства объектов.
     3.3.4. Проектно - сметная документация на  строительство  объекта
включает  следующие  материалы технологической части проекта и раздела
"Охрана окружающей природной среды":
     - обоснование    принятых   проектных   решений   по   технологии
производства в части уменьшения образования и  выделения  загрязняющих
веществ  и  сопоставление  их  с  лучшими отечественными и зарубежными
аналогами;
     - обоснование   выбора  оборудования  и  аппаратуры  для  очистки
выбросов в атмосферу с подтверждением принятой  эффективности  очистки
условиями   эксплуатации  на  аналогичных  предприятиях  с  передовыми
технологическими решениями в отечественной и зарубежной  практике  или
материалами лабораторно - производственных испытаний при использовании
новых приемов очистки;
     - предложения  по  предотвращению аварийных выбросов загрязняющих
веществ;
     - мероприятия  по  снижению неблагоприятного воздействия залповых
временных выбросов, предусмотренных технологическими регламентами;
     - обоснование   мероприятий  по  снижению  выбросов  загрязняющих
веществ  в  атмосферу  в  периоды  неблагоприятных   метеорологических
условий;
     - качественные   и   количественные    характеристики    выбросов
загрязняющих  веществ  в атмосферу по отдельным цехам,  производствам,
сооружениям;
     - данные  о существующих уровнях загрязнения атмосферного воздуха
(фоновые концентрации),  полученные и  согласованные  в  установленном
порядке;
     - результаты расчета загрязнения атмосферного  воздуха  в  районе
размещения объекта и его анализ (с учетом продуктов трансформации);
     - предложения по ПДВ вредных веществ;
     - сметная  ведомость  о  затратах  на  реализацию  мероприятий по
обеспечению качества атмосферного воздуха;
     - очередность строительства и пусковые комплексы;
     - предложения по системе контроля  за  загрязнением  атмосферного
воздуха в зоне влияния выбросов объекта;
     - графические  материалы:  ситуационный  план  района  размещения
объекта  с  нанесением  на  него санитарно - защитных зон действующих,
строящихся и намеченных к строительству объектов,  мест  проживания  и
зон   массового  отдыха  населения,  генплан  площадки  намечаемого  к
строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу;
     - приложения:   акт   по   выбору   площадки  для  строительства;
заключение территориального управления гражданской  авиации  в  случае
проектирования высоких труб.
     3.3.5. Не допускается внесение изменений и дополнений в проектные
материалы   без   заключения   органов  и  учреждений  государственной
санитарно - эпидемиологической службы о  соответствии  этих  изменений
санитарным правилам.

        3.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного
                   воздуха на стадии строительства
                   и ввода в эксплуатацию объектов

     3.4.1. Строительство объектов по проектам,  не имеющим заключения
органов и учреждений государственной  санитарно  -  эпидемиологической
службы об их соответствии санитарным правилам, является нарушением ст.
16,  п.  5 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" и  ст.
12,  п.  3  Федерального  закона  "О  санитарно  -  эпидемиологическом
благополучии населения".
     3.4.2. Необходимость  внесения  изменений  в проектные решения по
охране атмосферного воздуха обосновывается  проектной  организацией  -
генеральным  проектировщиком  объекта,  и  строительство  ведется лишь
после заключения органов  и  учреждений  государственной  санитарно  -
эпидемиологической  службы  о  соответствии  этих изменений санитарным
правилам.
     3.4.3. Заказчик   строящегося   объекта  должен  в  установленном
порядке уведомить органы и учреждения государственной санэпидслужбы  о
сроках окончания строительства и формировании приемочной комиссии.
     3.4.4. В   состав   приемочной   комиссии    должны    включаться
представители   органов   и  учреждений  государственной  санитарно  -
эпидемиологической службы.
     3.4.5. Ввод  в  эксплуатацию  объектов  и пусковых комплексов при
наличии замечаний о нарушении санитарных  правил  является  нарушением
санитарного  законодательства  (ст.  12,  п.  3 Федерального закона "О
санитарно - эпидемиологическом благополучии населения").
     3.4.5. Не  допускается  ввод  в  эксплуатацию объектов и пусковых
комплексов с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и
соблюдению  гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха,  с
отступлениями  от  утвержденного   проекта   или   состава   пускового
комплекса,   без   опробования,  испытания  и  проверки  работы  всего
установленного  оборудования  и  механизмов   и   выпуска   продукции,
предусмотренной  проектом  в  объеме,  соответствующем нормам освоения
проектных мощностей в начальный период, а также готовности предприятия
к  осуществлению  лабораторного  контроля за загрязнением атмосферного
воздуха.
     3.4.6. При  осуществлении  комплексного  опробования оборудования
заказчик  должен  обеспечивать  проведение  лабораторных  исследований
качества   атмосферного  воздуха  в  зоне  влияния  выбросов  объекта.
Результаты   лабораторных   исследований,   соотнесенные   к    объему
выпускаемой  продукции  в  начальный  период,  подписанные заказчиком,
являются обязательной составной частью документов приемочной комиссии.
После   выхода   объекта   на   полную   проектную  мощность  заказчик
обеспечивает    проведение    лабораторных    исследований    качества
атмосферного   воздуха   в  зоне  влияния  объекта,  что  должно  быть
зафиксировано  актом  приемочной  комиссии,   и   передает   результат
исследований   в  органы  и  учреждения  государственной  санитарно  -
эпидемиологической службы.
     3.4.7. При наличии нарушений санитарных правил заказчик принимает
необходимые меры по устранению  имеющихся  нарушений  до  предъявления
объекта в эксплуатацию приемочной комиссии.
     3.4.8. Приемка  объекта  в  эксплуатацию   приемочной   комиссией
допускается  при  наличии санитарно - эпидемиологического заключения о
соответствии  объекта  санитарным  правилам  и  подписи  представителя
органов  и  учреждений  государственной санитарно - эпидемиологической
службы  (ст.  12,  п.   3   Федерального   закона   "О   санитарно   -
эпидемиологическом благополучии населения").
     3.4.9. В соответствии со ст.  12,  п.  4 Федерального  закона  "О
санитарно   -  эпидемиологическом  благополучии  населения"  граждане,
индивидуальные предприниматели и юридические  лица,  ответственные  за
выполнение  работ  по  проектированию  и  строительству  объектов,  их
финансирование и (или)  кредитование,  в  случае  выявления  нарушений
санитарных    правил   или   невозможности   их   выполнения   обязаны
приостановить либо полностью прекратить проведение указанных  работ  и
их финансирование и (или) кредитование.

         4. Гигиенические требования к качеству атмосферного
            воздуха при эксплуатации объектов, являющихся
                  источниками загрязнения атмосферы

                        4.1. Общие требования

     4.1.1. Юридические лица,  имеющие источники выбросов загрязняющих
веществ в атмосферный воздух, обязаны:
     - разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических
или   иных   мероприятий,   направленные   на   обеспечение   качества
атмосферного воздуха санитарным правилам;
     - обеспечить разработку ПДК или  ОБУВ  для  веществ,  не  имеющих
нормативов;
     - обеспечить  проведение  лабораторных  исследований  загрязнения
атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов
объекта;
     - получать  санитарно  -  эпидемиологическое заключение органов и
учреждений государственной санитарно -  эпидемиологической  службы  на
все  изменения  технологического процесса или оборудования (увеличение
производственной  мощности,  изменение  состава  сырья,   номенклатуры
выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
     - обеспечить   работы   по    проектированию,    организации    и
благоустройству  санитарно  -  защитных  зон  на объектах,  не имеющих
организованные  зоны  в  соответствии   с   действующими   санитарными
правилами;
     - информировать органы и учреждения государственной  санитарно  -
эпидемиологической   службы  о  всех  случаях  нерегламентированных  и
аварийных   выбросов   вредных   примесей   в   атмосферный    воздух,
разрабатывать   мероприятия   по   их   ликвидации   и  предотвращению
аналогичных ситуаций;
     - выполнять   в   установленные   сроки   предписания  органов  и
учреждений государственной санитарно -  эпидемиологической  службы  по
устранению нарушений санитарных правил.
     4.1.2. Главные государственные санитарные врачи и их  заместители
должны   вносить   предложения   индивидуальным   предпринимателям   и
юридическим  лицам  о  возмещении   вреда,   причиненного   гражданину
(гражданам)   вследствие   допущенного   ими   нарушения   санитарного
законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

      4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов
        выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах

     4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного
источника  выбросов  загрязняющих  веществ  в  атмосферный воздух и их
совокупности (организации в  целом)  устанавливаются  территориальными
органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной
власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии  санитарно  -
эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и
согласованного с органами и учреждениями государственной  санитарно  -
эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
     4.2.2. При   разработке   предельно   допустимых   выбросов   для
конкретного  стационарного  источника учитываются выбросы загрязняющих
веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение
атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.
     Существующее загрязнение    атмосферного     воздуха     (фоновое
загрязнение)  при  разработке  предложений  по  установлению предельно
допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться
по  результатам  лабораторных  исследований  в  установленном порядке.
Перечень  источников   выбросов   соседствующих   объектов,   учтенных
расчетным  путем,  и  значение  фоновой  концентрации  определяются  и
согласовываются в установленном порядке.
     4.2.3. Проекты   нормативов   предельно  допустимых  выбросов  по
отдельным объектам до включения их в сводный том предельно  допустимых
выбросов    конкретной    территории   должны   пройти   санитарно   -
эпидемиологическую  экспертизу  для   установления   соответствия   их
санитарным правилам.
     4.2.4. Для  проведения  экспертизы  по  каждому  объекту   должны
представляться следующие материалы:
     - инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов  с
качественной и количественной характеристикой каждого из них;
     - предложения по нормативам  предельно  допустимых  выбросов  для
каждого источника и загрязняющего вещества;
     - план мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов;
     - способ учета фоновых концентраций;
     - результаты прогнозных расчетов (при необходимости  -  первичные
материалы по расчетам) на каждый этап достижения предельно допустимого
выброса;
     - ситуационный  план  с  изолиниями  концентраций  на каждый этап
достижения ПДВ.
     4.2.5. Проекты  нормативов  ПДВ  по отдельным объектам могут быть
включены  в  сводный  том  только   после   доработки   материалов   в
соответствии с замечаниями санитарно - эпидемиологического заключения.
     4.2.6. В  случае  невозможности   достижения   ПДВ   современными
средствами  должны  быть  предусмотрены  меры  и  конкретные  сроки по
сокращению  или  исключению  данного   загрязнения   путем   изменения
технологического процесса,  сокращения мощности или перепрофилирования
предприятия.
     4.2.7. В   плане   мероприятий   по  достижению  ПДВ  запрещается
превышение существующего выброса вредных веществ на  отдельных  этапах
достижения ПДВ.
     4.2.8. При наличии  данных  о  неблагоприятном  влиянии  выбросов
объекта,  в период достижения ПДВ, на здоровье населения, проживающего
в  зоне  его  влияния,  юридическое  лицо  обязано  возместить  ущерб,
причиненный  этим  влиянием  здоровью  населения (ст.  57 Федерального
закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения").

     5. Требования к организации производственного лабораторного
                контроля за загрязнением атмосферного
                       воздуха населенных мест

     5.1. Юридические лица,  имеющие источники  выбросов  загрязняющих
веществ   в   атмосферный   воздух,   должны  обеспечивать  проведение
лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в  зоне
влияния выбросов данного объекта.
     5.2. Система  контроля  и   наблюдения   должна   соответствовать
требованиям  ГОСТа  "Правила  контроля  качества  атмосферного воздуха
населенных мест".
     5.3. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ,
подлежащих контролю,  методы их  определения,  а  также  периодичность
отбора  проб  атмосферного  воздуха  согласовываются  в  установленном
порядке.
     5.4. Результаты   производственного   контроля   за  загрязнением
атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы  и
учреждения  государственной  санитарно  -  эпидемиологической службы и
другие органы в установленном порядке.


                                                            Приложение

                           ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЗА
       ПО СРЕДНЕГОДОВЫМ ЗНАЧЕНИЯМ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
|    Потенциал    |      Приземные инверсии                     |  Повторяемость, %       | Высота слоя     | Продолжительность  |
|   загрязнения   |---------------------------------------------|-------------------------| перемещения,    | тумана, ч          |
| атмосферы (ПЗА) | Повторяемость, | Мощность, | Интенсивность, | Скорость  | В том числе | км              |                    |
|                 | процентов      |    км     | град. С        | ветра 0 - | непрерывно  |                 |                    |
|                 |                |           |                | 1 м/сек.  | подряд дней |                 |                    |
|                 |                |           |                |           | застоя      |                 |                    |
|                 |                |           |                |           | воздуха     |                 |                    |
|-----------------|----------------|-----------|----------------|-----------|-------------|-----------------|--------------------|
| Низкий          | 20 - 30        | 0,3 - 0,4 |  2 -  3        | 10 - 20   |    5 - 10   | 0,7 - 0,8       |  80 - 350          |
|-----------------|----------------|-----------|----------------|-----------|-------------|-----------------|--------------------|
| Умеренный       | 30 - 40        | 0,4 - 0,5 |  3 -  5        | 20 - 30   |    7 - 12   | 0,8 - 1,0       | 100 - 550          |
|-----------------|----------------|-----------|----------------|-----------|-------------|-----------------|--------------------|
| Повышенный:     |                |           |                |           |             |                 |                    |
|-----------------|----------------|-----------|----------------|-----------|-------------|-----------------|--------------------|
| континентальный | 30 - 45        | 0,3 - 0,6 |  2 -  6        | 20 - 40   |    3 - 18   | 0,7 - 1,0       | 100 - 600          |
|-----------------|----------------|-----------|----------------|-----------|-------------|-----------------|--------------------|
| приморский      | 30 - 45        | 0,3 - 0,7 |  2 -  6        | 10 - 30   |   10 - 25   | 0,4 - 1,1       | 100 - 600          |
|-----------------|----------------|-----------|----------------|-----------|-------------|-----------------|--------------------|
| Высокий         | 40 - 60        | 0,3 - 0,7 |  3 -  6        | 30 - 60   |   10 - 30   | 0,7 - 1,6       |  50 - 200          |
|-----------------|----------------|-----------|----------------|-----------|-------------|-----------------|--------------------|
| Очень высокий   | 40 - 60        | 0,3 - 0,9 |  3 - 10        | 50 - 70   |   20 - 45   | 0,8 - 1,6       |  10 - 600          |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------