ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 1 И СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.С.СТАХ И Г.И.ХВАЛО. Постановление. Конституционный Суд РФ. 24.05.01 8-П

                ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
       ПОЛОЖЕНИЙ ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 1 И СТАТЬИ 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО
        ЗАКОНА "О ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЯХ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ ИЗ
       РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ"
         В СВЯЗИ С ЖАЛОБАМИ ГРАЖДАН А.С.СТАХ И Г.И.ХВАЛОВОЙ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                            24 мая 2001 г.


                                 (Д)


                     Именем Российской Федерации

     Конституционный Суд    Российской     Федерации     в     составе
председательствующего   Ю.М.Данилова,  судей  М.В.Баглая,  Г.А.Жилина,
В.Д.Зорькина,     В.О.Лучина,      Н.В.Селезнева,      В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой,
     с участием  постоянного  представителя  Государственной  Думы   в
Конституционном Суде Российской Федерации В.В.Лазарева и представителя
Совета Федерации А.В.Попова,
     руководствуясь статьями  125  (часть  4)  Конституции  Российской
Федерации,  пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3,
пунктом   3  части  второй  статьи  22,  статьями  36,  96,  97  и  99
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
положений  части  первой  статьи  1  и статьи 2 Федерального закона "О
жилищных субсидиях гражданам,  выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей".
     Поводом к рассмотрению дела явились  жалобы  граждан  А.С.Стах  и
Г.И.  Хваловой  на  нарушение  их  конституционных  прав частью первой
статьи 1 и статьей 2 Федерального закона  от  25  июля  1998  года  "О
жилищных субсидиях гражданам,  выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей". Основанием к рассмотрению дела явилась
обнаружившаяся  неопределенность  в  вопросе  о том,  соответствуют ли
Конституции  Российской  Федерации  содержащиеся  в   них   положения,
примененные в делах заявителей.
     Поскольку жалобы граждан А.С.Стах и Г.И.Хваловой касаются  одного
и   того   же  предмета,  Конституционный  Суд  Российской  Федерации,
руководствуясь статьей  48  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации",  соединил  дела по этим
жалобам в одном производстве.
     Заслушав сообщение  судьи-докладчика  О.С.Хохряковой,  объяснения
представителей  стороны,  принявшей  оспариваемый   акт,   выступление
приглашенного  в  заседание  полномочного  представителя Правительства
Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации  М.Ю.
Барщевского,   исследовав   имеющиеся   документы  и  иные  материалы,
Конституционный Суд Российской Федерации установил:
     1. Федеральный  закон  от 25 июля 1998 года "О жилищных субсидиях
гражданам,  выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей"   предусматривает,   что   правом  на  получение  жилищных
субсидий,  предоставляемых  за  счет  средств  федерального   бюджета,
обладают  граждане,  имеющие  стаж  работы  или  проживающие в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет  и  не
имеющие  жилья  в  других  регионах Российской Федерации (часть первая
статьи  1);  средства   федерального   бюджета,   предусмотренные   на
предоставление  жилищных  субсидий  гражданам,  выезжающим  из районов
Крайнего Севера и  приравненных  в  ним  местностей,  в  объеме  до  5
процентов  используются на предоставление жилищных субсидий гражданам,
выехавшим из указанных районов и местностей не  ранее  1  января  1992
года,  нуждающимся  в  улучшении  жилищных  условий  по  новому  месту
жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право
на получение таких субсидий (статья 2).
     Нормативные правовые акты,  действовавшие до  вступления  в  силу
названного  Федерального  закона,  предоставляли право на получение за
счет  средств   федерального   бюджета   безвозмездных   субсидий   на
строительство  или  приобретение жилья лицам,  проработавшим в районах
Крайнего Севера и местностях,  приравненных к районам Крайнего Севера,
не  менее  10  лет  и состоящим на учете по улучшению жилищных условий
(абзац  четвертый  пункта  5  Положения  о  предоставлении   гражданам
Российской   Федерации,  нуждающимся  в  улучшении  жилищных  условий,
безвозмездных  субсидий  на  строительство  или  приобретение   жилья,
утвержденного   постановлением   Совета   Министров   -  Правительства
Российской Федерации от 10 декабря 1993  года  N  1278;  абзац  третий
пункта  3  Положения  о предоставлении гражданам Российской Федерации,
нуждающимся в улучшении жилищных условий,  безвозмездной  субсидии  на
строительство  или  приобретение  жилья,  утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть
2   статьи   5   Федерального  закона  от  17  августа  1996  года  "О
распределении жилищных  субсидий  между  районами  Крайнего  Севера  и
приравненными к ним местностями в 1996 году").
     На основании   указанных   положений    гражданка    Г.И.Хвалова,
проработавшая в районах Крайнего Севера 12 лет и 6 месяцев и выехавшая
в  1996  году  на  постоянное  жительство  в  город  Пермь,  где  была
поставлена  на  учет  как нуждающаяся в улучшении жилищных условий,  в
сентябре того же года обратилась с заявлением о выделении ей  жилищной
субсидии,   предоставляемой  за  счет  средств  федерального  бюджета,
поскольку имела необходимый стаж работы для  ее  получения.  Однако  в
связи с тем,  что средства из федерального бюджета в 1996 - 1998 годах
на эти цели в Пермскую область  не  поступали,  субсидия  Г.И.Хваловой
предоставлена   не   была,   а   в  декабре  1998  года  администрация
Дзержинского района города Перми сообщила ей о том, что в соответствии
со  вступившим  в  силу  Федеральным  законом  "О  жилищных  субсидиях
гражданам,  выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей"  права на получение субсидии она не имеет,  поскольку стаж
ее  работы  в  районах  Крайнего  Севера  составляет  менее  15   лет.
Государственный  Комитет  Российской Федерации по делам Севера в своем
ответе на  обращение  Г.И.Хваловой  также  подтвердил,  что  право  на
государственную  поддержку  при  строительстве  или приобретении жилья
таких,  как она,  граждан,  выехавших из  районов  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностей,  регламентируется названным Федеральным
законом,  установившим, что для получения жилищной субсидии необходимо
иметь не менее 15 лет северного стажа и выехать в другие районы страны
не ранее 1 января 1992 года.
     По той  же  причине  в  марте 1999 года Министерство региональной
политики   Российской   Федерации    исключило    из    представленных
Администрацией  Волгоградской  области  списков граждан,  выехавших из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на  постоянное
жительство  в Волгоградскую область,  нуждающихся в улучшении жилищных
условий и имеющих право на получение жилищных субсидий за счет средств
федерального  бюджета,  гражданку  А.С.Стах  (имеющую  стаж  работы  в
районах Крайнего Севера более 13 лет),  которая  в  апреле  1998  года
администрацией города Волгограда была поставлена на учет для получения
такой субсидии.
     В своих   жалобах  в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации
граждане А.С.Стах и Г.И.Хвалова утверждают, что положения части первой
статьи  1  и  статьи  2  Федерального  закона  "О  жилищных  субсидиях
гражданам,  выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей",   изменившие  условия  предоставления  жилищных  субсидий
гражданам,  выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к  ним
местностей  до  вступления  данного  Федерального  закона  в  силу,  в
результате чего  они  лишились  права  на  получение  полагающейся  им
жилищной субсидии, противоречат статьям 7 (часть 1), 19 (части 1 и 2),
40 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
     В соответствии   со   статьями   74,   96   и   97   Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
Конституционный  Суд Российской Федерации проверяет по жалобам граждан
на нарушение конституционных прав и  свобод  конституционность  закона
или  отдельных его положений,  являющихся предметом обращения,  лишь в
той части,  в какой они были применены в деле заявителя и  затрагивают
его   права   и  свободы.  Следовательно,  предметом  рассмотрения  по
настоящему делу являются положения части первой статьи 1  и  статьи  2
Федерального  закона  "О  жилищных субсидиях гражданам,  выезжающим из
районов Крайнего Севера и приравненных к  ним  местностей``  в  части,
регламентирующей  требования  к  стажу  работы  (времени проживания) в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающему право
на  получение  жилищных  субсидий,  предоставляемых  за  счет  средств
федерального бюджета,  гражданам,  выехавшим из  указанных  районов  и
местностей  не  ранее  1  января 1992 года и состоящим по новому месту
жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
     2. Рассматриваемый Федеральный закон, как следует из его названия
и преамбулы,  регулирует условия предоставления,  порядок получения  и
размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального
бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего
Севера  и  приравненных  к ним местностей.  Вместе с тем его статьей 2
установлено,  что до 5 процентов предусмотренных на эти  цели  средств
федерального  бюджета используется на предоставление жилищных субсидий
гражданам,  выехавшим из указанных  районов  и  местностей.  Определяя
объем  средств,  которые  должны  расходоваться  на  жилищные субсидии
гражданам названной категории,  статья 2  закрепляет  и  ряд  условий:
субсидии предоставляются тем,  кто выехал из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждается в
улучшении  жилищных  условий  по  новому  месту  жительства  и имеет в
соответствии с данным Федеральным законом право на получение  жилищных
субсидий.
     Этим правом,  согласно части первой статьи 1 Федерального  закона
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей",  обладают граждане,  стаж работы или
время  проживания  которых  в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним местностях составляет не менее 15 лет и которые не имеют  жилья  в
других регионах Российской Федерации.  Следовательно, по смыслу статьи
2, установленная частью первой статьи 1 минимальная длительность стажа
работы  (времени  проживания)  как  одно из условий выделения жилищной
субсидии относится ко всем гражданам,  выехавшим из  районов  Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года,  в
том числе к тем,  кто на момент вступления в силу данного Федерального
закона  уже  состояли  на  учете  как нуждающиеся в улучшении жилищных
условий.
     Об этом  свидетельствуют  и его статья 6,  содержащая шкалу стажа
работы (времени проживания)  в  указанных  районах  и  местностях,  по
которой   определяется   размер  предоставляемой  гражданину  жилищной
субсидии,  а также подпункт "д" пункта 7  Положения  о  предоставлении
гражданам  Российской  Федерации,  нуждающимся  в  улучшении  жилищных
условий,  безвозмездной субсидии  на  строительство  или  приобретение
жилья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 августа 1996 года N 937 (в редакции  постановления  Правительства
Российской    Федерации    от   4   декабря   1998   года   N   1431),
предусматривающий,  что для граждан, выезжающих или выехавших не ранее
1  января  1992  года  из районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей,  размер предоставляемой  субсидии  определяется  названным
Федеральным законом.
     Исходя из такой сферы действия Федерального  закона  "О  жилищных
субсидиях   гражданам,   выезжающим   из  районов  Крайнего  Севера  и
приравненных к ним местностей" по кругу лиц,  в нем был решен и вопрос
о распределении по субъектам Российской Федерации средств федерального
бюджета, предусмотренных статьей 26 Федерального закона "О федеральном
бюджете  на  1998  год" на жилищные субсидии гражданам,  выезжающим из
районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей  (статьи  3  и
11).  В  последующие годы распределение выделенных на эти цели средств
федерального  бюджета  также  осуществлялось  с   учетом   предписаний
рассматриваемого   Федерального   закона,  устанавливающих  условия  и
порядок получения жилищных субсидий (например,  статья 77 Федерального
закона  "О  федеральном  бюджете на 2000 год" и статья 67 Федерального
закона "О федеральном бюджете на 2001 год").
     Сложившаяся правоприменительная  практика также свидетельствует о
том,  что  органы  исполнительной  власти,  уполномоченные   принимать
решения о предоставлении жилищных субсидий,  исходят из обязательности
15-летнего минимального стажа работы  (времени  проживания)  для  всех
претендующих на получение жилищных субсидий граждан,  включая тех, кто
выехал из районов Крайнего Севера и приравненных к ним  местностей  до
вступления   Федерального  закона  "О  жилищных  субсидиях  гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
в  силу.  Как  следует  из  представленных  материалов,  именно  такое
понимание  оспариваемых  положений  органами   исполнительной   власти
субъектов   Российской  Федерации,  на  территории  которых  проживают
заявители,  а также Министерством  регионального  развития  Российской
Федерации,  Государственным  Комитетом  Российской  Федерации по делам
Севера  и  Министерством  экономики  Российской  Федерации   послужило
основанием к отказу в удовлетворении их требований.
     Таким образом, граждане, стаж работы (время проживания) которых в
районах  Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет от
10 до 15 лет,  выехавшие из этих районов и местностей в другие регионы
России  не  ранее  1  января  1992  года  и  состоящие по новому месту
жительства на учете как нуждающиеся в улучшении  жилищных  условий,  в
силу  предписаний части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона
"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера
и  приравненных  к  ним  местностей" утратили право на получение таких
жилищных субсидий.
     3. Согласно  статье  40  Конституции  Российской Федерации каждый
имеет право на жилище  (часть  1);  органы  государственной  власти  и
местного   самоуправления  поощряют  жилищное  строительство,  создают
условия для осуществления права на жилище (часть 2);  малоимущим, иным
указанным    в   законе   гражданам,   нуждающимся   в   жилище,   оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных  и
других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами
(часть 3).  Из этого вытекает обязанность  государства  способствовать
реализации  гражданами  права на жилище.  Оказание государством помощи
гражданам,  не имеющим жилья  или  нуждающимся  в  улучшении  жилищных
условий,  посредством  выделения им безвозмездных жилищных субсидий за
счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным  статьей  7
(часть  1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации
как социального государства,  политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
     По смыслу названных положений Конституции Российской Федерации во
взаимосвязи с ее статьей 37 (части 1 и 3), которая, гарантируя свободу
труда,  право свободно распоряжаться  своими  способностями  к  труду,
выбирать  род  деятельности  и профессию,  закрепляет право каждого на
вознаграждение  за  труд  без  какой  бы  то  ни  было  дискриминации,
законодатель,  регулируя труд лиц,  работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,  вправе предусмотреть
для них соответствующие государственные гарантии и компенсации,  в том
числе  гарантии  предоставления  жилья  для  тех   граждан,   которые,
проработав длительное время в указанных районах и местностях,  уезжают
в другие регионы России,  где они  не  имеют  жилья  или  нуждаются  в
улучшении жилищных условий.
     Установление для граждан  повышенных  гарантий  и  компенсаций  в
связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях  -  как  направленное  на  обеспечение  справедливого
вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях
-  не  противоречит  принципу  равенства,  закрепленному  статьей   19
Конституции Российской Федерации.
     Предоставляя гражданам,  имеющим длительный стаж работы в районах
Крайнего  Севера  и приравненных к ним местностях,  право на получение
безвозмездных жилищных субсидий,  государство тем  самым  способствует
удовлетворению  их  потребностей  в  жилье  и обеспечивает возможность
иметь жилье в собственности,  владеть, пользоваться и распоряжаться им
как  единолично,  так  и  совместно  с другими лицами,  в том числе на
основе свободы выбора места жительства.  Без финансовой  поддержки  со
стороны  государства  существующий уровень доходов значительного числа
граждан,  работающих и проживающих в этих  районах  и  местностях,  не
позволяет  им  самостоятельно  решить  проблему  приобретения  жилья в
регионах с  благоприятными  для  проживания  и  трудовой  деятельности
условиями.
     Таким образом,  право граждан на получение жилищных  субсидий  за
счет  средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего
Севера и  приравненных  к  ним  местностей  в  другие  регионы  России
установлено  законодателем в конституционно значимых целях,  связано с
реализацией права на жилище,  права на вознаграждение за  труд,  права
свободно   передвигаться,   выбирать   место   жительства,   а   также
имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1;
статья   35,  части  1  и  2,  Конституции  Российской  Федерации)  и,
следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.
     4. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан на получение
выплат такого характера,  как жилищная субсидия,  и определяя  условия
его возникновения, вправе, как следует из статей 71 (пункты "в", "е" и
"з"),  37  (часть  3),  40  и  55  (часть  3)  Конституции  Российской
Федерации, исходя из признаваемых и защищаемых Конституцией Российской
Федерации целей и ценностей,  вносить изменения в ранее  установленные
правила  предоставления  жилищных  субсидий.  В  частности,  в связи с
недостаточностью бюджетных средств,  выделяемых на переселение граждан
из   районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностей  и
организацию строительства  для  них  жилья  на  территории  Российской
Федерации     в     районах     с    благоприятными    природными    и
социально-экономическими  условиями  жизни,  а  также   необходимостью
первоочередного    решения   вопросов   социальной   поддержки   особо
нуждающихся граждан,  проработавших в  районах  Крайнего  Севера  и  в
приравненных  к  ним  местностях  более  длительное  время,  он  может
увеличить  минимальную   продолжительность   стажа   работы   (времени
проживания)  в  указанных  районах  и  местностях,  дающего  право  на
получение  жилищных  субсидий,   предоставляемых   за   счет   средств
федерального бюджета.
     Вместе с  тем  при  внесении   подобных   изменений   в   условия
предоставления  жилищных  субсидий  должно  быть обеспечено соблюдение
положений Конституции Российской Федерации,  закрепляющих,  что Россия
является демократическим правовым государством (статья 1,  часть 1), в
котором человек,  его права и свободы  являются  высшей  ценностью,  а
признание,  соблюдение  и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность  государства  (статья  2);  каждый  гражданин   Российской
Федерации  обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет
равные обязанности,  предусмотренные Конституцией Российской Федерации
(статья  6,  часть 2);  права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно   действующими,   определяют   смысл,   содержание   и
применение  законов,  деятельность  законодательной  и  исполнительной
власти,  местного самоуправления и обеспечиваются правосудием  (статья
18);  в  Российской Федерации не должны издаваться законы,  отменяющие
или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55,  часть
2),  а  ограничение  прав  и  свобод человека и гражданина федеральным
законом допускается лишь в той мере,  в какой это необходимо  в  целях
защиты основ конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и
законных  интересов  других  лиц,   обеспечения   обороны   страны   и
безопасности государства (статья 55, часть 3).
     По смыслу   указанных   конституционных   положений,    изменение
законодателем  ранее  установленных  условий  предоставления  жилищных
субсидий,  оказывающее   неблагоприятное   воздействие   на   правовое
положение  лиц,  нуждающихся  в  этих субсидиях и рассчитывающих на их
получение,  должно  осуществляться  таким  образом,  чтобы  соблюдался
принцип  поддержания доверия граждан к закону и действиям государства,
который  предполагает  сохранение  разумной   стабильности   правового
регулирования  и  недопустимость  внесения  произвольных  изменений  в
действующую систему норм,  а также предоставление гражданам  в  случае
необходимости   возможности,   в  частности  посредством  установления
временного регулирования,  в  течение  некоего  разумного  переходного
периода адаптироваться к вносимым изменениям,  в том числе при решении
вопроса о выборе места жительства и работы.
     Лица, выехавшие  из  районов Крайнего Севера и приравненных к ним
местностей до вступления в  силу  оспариваемого  Федерального  закона,
принимая решение о переселении в другие регионы России и планируя свое
будущее,  исходили  из  закрепленных  в  действовавших  в  тот  период
нормативных   правовых  актах  Правительства  Российской  Федерации  и
Федеральном законе от 17 августа 1996 года "О  распределении  жилищных
субсидий   между  районами  Крайнего  Севера  и  приравненными  к  ним
местностями в 1996 году" условий предоставления жилищных  субсидий,  в
частности   требования  о  наличии  стажа  работы  в  этих  районах  и
местностях  не  менее  10  лет.  Они  рассчитывали  на  добросовестное
выполнение   государством   своих   публично-правовых  обязательств  и
полагали,  что смогут реализовать право на получение жилищной субсидии
за счет средств федерального бюджета.
     Предоставив гражданам,  проработавшим не менее 10 лет  в  районах
Крайнего  Севера  и  приравненных  к  ним  местностях и нуждающимся по
новому  месту  жительства  в  улучшении  жилищных  условий,  право  на
получение  безвозмездной  субсидии  на  строительство или приобретение
жилья и тем самым взяв на себя определенные обязательства по поддержке
таких  граждан при перемене ими места жительства,  государство обязано
обеспечить им равные правовые  условия  реализации  этого  права  -  с
соблюдением  принципа равенства,  закрепленного статьей 19 Конституции
Российской  Федерации,   который   распространяется   не   только   на
непосредственно  упомянутые  в тексте Конституции Российской Федерации
права и свободы,  но и на связанные с ними другие права, приобретаемые
в том числе на основании закона.
     Предписаниями части первой  статьи  1  и  статьи  2  Федерального
закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего
Севера и приравненных к ним местностей" внесено  изменение  в  условия
предоставления жилищных субсидий,  касающиеся граждан, уже выполнивших
ранее установленные требования и исходя из них совершивших  юридически
значимые действия.  По существу,  такого рода изменение означает отказ
государства  от  выполнения   в   конкретных   правоотношениях   своих
обязательств,   возникших  из  ранее  действовавшего  регулирования  и
правоприменительных  актов,  которыми  решался  вопрос  о   постановке
гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий,  что
не только подрывает доверие к действиям государства,  к закону,  но  и
приводит   к  нарушению  конституционного  принципа  равенства:  часть
граждан,  выехавших из районов Крайнего Севера и  приравненных  к  ним
местностей  после  1  января  1992 года,  имеющих стаж работы (времени
проживания) в этих районах и местностях от 10 до 15 лет и поставленных
по  новому  месту  жительства  на  учет по улучшению жилищных условий,
смогли воспользоваться своим правом на жилищную  субсидию  и  получили
ее,  в  то  время как другая часть таких граждан,  которым субсидия до
вступления в силу рассматриваемого Федерального закона по не зависящим
от них причинам выделена не была,  неосновательно и несправедливо были
лишены права на ее получение.
     Увеличение для  этих граждан минимально необходимого стажа работы
(времени проживания) в районах Крайнего Севера и  приравненных  к  ним
местностях,   дающего   право   на  получение  жилищных  субсидий,  не
согласуется,  кроме  того,  с  требованиями  статьи   55   (часть   3)
Конституции  Российской  Федерации,  поскольку такое увеличение,  даже
если  оно  и   обусловлено   недостаточностью   финансовых   ресурсов,
выделяемых на решение проблем переселения граждан из указанных районов
и  местностей,  не  может  служить   адекватным   правовым   средством
обеспечения   баланса   между  правами  этих  граждан  и  правомерными
интересами общества и государства.
     Распространение предписания  о минимальном 15-летнем стаже работы
(времени проживания)  как  условии  приобретения  права  на  получение
жилищных  субсидий на лиц,  которым такое право уже было предоставлено
при наличии стажа работы  не  менее  10  лет,  и  тем  самым  придание
обратной силы закону,  ухудшающему положение граждан,  означающее,  по
существу,  отмену для этих лиц права на получение  жилищной  субсидии,
приобретенного    ими    в    соответствии   с   ранее   действовавшим
законодательством  и  реализуемого   в   конкретных   правоотношениях,
несовместимо и с требованиями,  вытекающими из статей 1 (часть 1),  2,
18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь частями первой и второй
статьи 71,  статьями 72, 75 и 100 Федерального конституционного закона
"О  Конституционном  Суде  Российской Федерации",  Конституционный Суд
Российской Федерации постановил:
     1. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации,
ее статьям 1 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), положения
части  первой  статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998
года "О жилищных субсидиях гражданам,  выезжающим из районов  Крайнего
Севера  и  приравненных  к  ним  местностей"  в  той  части,  в  какой
предусмотренное ими требование о наличии минимального 15-летнего стажа
работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к
ним  местностях,  дающего  право  на  получение   жилищных   субсидий,
предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется
на   граждан,   которые   в   соответствии   с   ранее   действовавшим
законодательством  приобрели  такое  право  при наличии стажа работы в
указанных районах и местностях не менее 10 лет.
     2. В   соответствии  с  частью  второй  статьи  100  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
дела   граждан  А.С.Стах  и  Г.И.Хваловой,  разрешенные  на  основании
признанных неконституционными положений Федерального закона от 25 июля
1998  года  "О  жилищных  субсидиях  гражданам,  выезжающим из районов
Крайнего Севера и приравненных к ним местностей",  подлежат пересмотру
компетентными органами в установленном порядке.
     3. Согласно  частям  первой  и  второй  статьи  79   Федерального
конституционного  закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
настоящее  Постановление  окончательно,  не  подлежит  обжалованию   и
вступает в силу немедленно после провозглашения.
     4. Согласно статье 78  Федерального  конституционного  закона  "О
Конституционном  Суде  Российской  Федерации"  настоящее Постановление
подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании  законодательства
Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть
опубликовано  также  в  "Вестнике  Конституционного  Суда   Российской
Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации

24 мая 2001 г.