ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 21 мая 2001 г. N 2093 (Д) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. N 224 "О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. 2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра А.Ф. Киселева. Министр образования Российской Федерации В.М. ФИЛИППОВ 21 мая 2001 г. N 2093 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 27 июня 2001 г. N 2767 Приложение к Приказу Минобразования России от 21 мая 2001 года N 2093 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Настоящее Положение определяет правила проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (далее - эксперимент). 2. Апробация структуры и содержания общего образования проводится во всех или отдельных классах аккредитованных общеобразовательных учреждений, изъявивших желание принять участие в эксперименте. Общеобразовательные учреждения, классы, участвующие в эксперименте, считаются федеральными экспериментальными площадками. 3. Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования в общеобразовательных учреждениях (классах), участвующих в эксперименте, следующие: I ступень (начальное общее образование) - 4 года II ступень (основное общее образование) - 5 - 6 лет III ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года. 4. В ходе эксперимента апробируются варианты экспериментального базисного учебного плана, новые общеобразовательные программы, учебно - методические комплекты, современные подходы к оценке качества подготовки обучающихся, формы организации образовательного процесса, здоровьесберегающие педагогические технологии. 5. Эксперимент начинается с 1 сентября 2001 г. и осуществляется поэтапно (по учебным годам, классам и ступеням общего образования): ------------------------------------------------------------------------ | 2001 / 2002 учебный год - | 1 класс (I ступень общего образования), | | | 10 класс (III ступень общего | | | образования); | |---------------------------|------------------------------------------| | 2002 / 2003 учебный год - | 2 класс (I ступень общего образования), | | | 5, 7 классы (II ступень общего | | | образования), 11 класс (III ступень | | | общего образования), продолжается | | | эксперимент в 1, 10 классах; | |---------------------------|------------------------------------------| | 2003 / 2004 учебный год - | 3 класс (I ступень общего образования), | | | 6, 8 классы (II ступень общего | | | образования), продолжается эксперимент в | | | 1 - 2, 5, 7, 10 - 11 классах; | |---------------------------|------------------------------------------| | 2004 / 2005 учебный год - | 4 класс (I ступень общего образования), | | | 9 класс (II ступень общего образования), | | | продолжается эксперимент в 1 - 3, 5 - 8, | | | 10 - 11 классах; | |---------------------------|------------------------------------------| | 2005 / 2006 учебный год - | 10 класс (II ступень общего | | | образования), производится перенумерация | | | классов III ступени общего образования: | | | 10-й класс становится 11-м, 11-й - 12-м; | |---------------------------|------------------------------------------| | 2006 / 2007, 2007 / 2008 | учебные годы - профильное обучение в 11 | | | - 12 классах (III ступень общего | | | образования) обучавшихся на II ступени | | | общего образования по | | | общеобразовательной программе, | | | нормативный срок освоения которой - | | | 6 лет. | ------------------------------------------------------------------------ 6. Эксперимент организует и проводит Министерство образования Российской Федерации совместно с Российской академией образования, органами управления образованием различных уровней, образовательными учреждениями повышения квалификации педагогических работников, аккредитованными общеобразовательными учреждениями, изъявившими желание участвовать в эксперименте и включенными в перечень экспериментальных общеобразовательных учреждений. 7. Министерство образования Российской Федерации и Российская академия образования обеспечивают научно - методическое сопровождение эксперимента; разрабатывают новые примерные общеобразовательные учебные программы; анализируют данные о проведении эксперимента и экспериментальные материалы. Министерство образования Российской Федерации: ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о ходе эксперимента; утверждает перечень субъектов Российской Федерации, количество общеобразовательных учреждений, педагогических работников и обучающихся, участвующих в эксперименте; совместно с Российской академией образования подготавливает учебную и методическую литературу в печатном и электронном видах для общеобразовательных учреждений (классов), участвующих в эксперименте; совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России создает программы повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений (классов), участвующих в эксперименте; организует повышение квалификации координаторов эксперимента из субъектов Российской Федерации; руководит экспериментом, организует обсуждение хода и результатов эксперимента на заседаниях коллегии и Федерального координационного совета по общему образованию. 8. Органы управления образованием субъектов Российской Федерации: осуществляют взаимодействие с Минобразованием России по проведению эксперимента, назначают координаторов эксперимента в субъекте Российской Федерации; определяют и представляют в Минобразование России перечень и количество общеобразовательных учреждений, количество обучающихся и педагогических работников, участвующих в эксперименте (по согласованию с общеобразовательными учреждениями); участвуют в научно - методическом обеспечении эксперимента и координируют его проведение в общеобразовательных учреждениях (классах), участвующих в эксперименте; совместно с образовательными учреждениями повышения квалификации педагогических работников организуют курсы повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений (классов), участвующих в эксперименте; обеспечивают общеобразовательные учреждения (классы), участвующие в эксперименте, учебниками и пособиями в соответствии с подготовленным Минобразованием России перечнем учебников, которые используются в ходе эксперимента; принимают меры по выделению средств на повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений (классов), участвующих в эксперименте; направляют в Минобразование России научно - методические материалы, аналитические отчеты о ходе и результатах проведения эксперимента. 9. Общеобразовательные учреждения: принимают решение об участии в эксперименте и информируют об этом орган управления образованием субъекта Российской Федерации; создают необходимые условия для проведения эксперимента, повышения квалификации педагогических работников по вопросам проведения эксперимента; организуют образовательный процесс и методическую работу с учетом проведения эксперимента; осуществляют выбор вариантов экспериментального базисного учебного плана; устанавливают штатное расписание, распределение должностных обязанностей, надбавок и доплат к должностным окладам и ставкам заработной платы работников учреждения с учетом специфики экспериментальной работы в пределах фонда оплаты труда, выделенного учреждению; направляют ежегодный отчет о ходе эксперимента в орган управления образованием субъекта Российской Федерации. 10. Педагогические работники общеобразовательных учреждений (классов), участвующих в эксперименте: осуществляют образовательный процесс в соответствии с новым содержанием общего образования; проходят курсы повышения квалификации по организации и проведению эксперимента в образовательных учреждениях повышения квалификации педагогических работников; вносят предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе эксперимента; имеют право на получение методической помощи по организации и проведению эксперимента; используют педагогические технологии, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей; осуществляют научно - методическую работу, связанную с проведением эксперимента, представляют отчеты о ходе и результатах эксперимента руководителю общеобразовательного учреждения. 11. Решение об участии обучающегося в эксперименте принимают его родители (иные законные представители). В случае отказа от участия в эксперименте обучающийся по заявлению родителей (иных законных представителей) может быть переведен в класс, не участвующий в эксперименте (при отсутствии такого класса - в другое аккредитованное общеобразовательное учреждение, не участвующее в эксперименте). 12. Родители (иные законные представители) обучающихся и обучающиеся общеобразовательных учреждений (классов), участвующих в эксперименте, имеют право знакомиться с порядком проведения и содержанием экспериментальной работы, давать предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе эксперимента. |