О ХОДЕ РАБОТЫ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИВЕДЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ В СООТВЕТСТВИЕ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ (В ПОРЯДКЕ КОНТРОЛЯ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦИК РОССИИ ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 2000 ГОДА N 110/1163-3) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 23 мая 2001 г. N 131/1266-3 (НЦПИ) Заслушав сообщение Секретаря ЦИК России O.K. Застрожной, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает, что за период, прошедший после принятия постановления ЦИК России от 29 сентября 2000 года N 110/1163-3, в субъектах Российской Федерации проведена определенная работа по приведению регионального законодательства о выборах в соответствие с федеральным законодательством. Эта работа стала более плановой, ведется повсеместно и, как правило, с участием избирательных комиссий. За счет повышения качества принимаемых законов в большинстве регионов имеется законодательная база, достаточная для реализации избирательных действий и процедур в соответствии с основными федеральными стандартами. Вместе с тем еще многие региональные законы о выборах не в полном объеме соответствуют установленным федеральным законодательством гарантиям избирательных прав граждан. Недопустимо сохранение в законах ряда субъектов Российской Федерации норм, устанавливающих дополнительные ограничения для приобретения гражданами пассивного избирательного права. До настоящего времени остаются нерешенными в законодательном порядке вопросы создания равных условий для избирателей тех регионов, законы которых предусматривают проведение выборов одновременно по одномандатным и многомандатным избирательным округам, а также квотирования и иных форм регулирования представительства различных национальностей в органах государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Наиболее распространенными недостатками региональных законов о выборах по-прежнему остается несоответствие федеральным требованиям регулирования избирательных действий и процедур, связанных со сбором подписей избирателей и их проверкой, с установлением единого периода выдвижения кандидатов, ведением предвыборной агитации, подведением итогов голосования и установлением результатов выборов. Руководствуясь положениями пунктов 7 и 11 статьи 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, где в текущем году и первом квартале 2002 года предстоят выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления и законы о выборах которых содержат несоответствия федеральным избирательным стандартам и иные недостатки, в том числе отмеченные в настоящем постановлении прилагаемой к нему записке, с предложением проанализировать имеющуюся нормативную правовую базу, регулирующую проведение выборов, и принять исчерпывающие меры по ее приведению в соответствие с федеральным законодательством до начала избирательных кампаний. 2. Обратить внимание законодательных (представительных) органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации на необходимость организации последующей работы по обновлению регионального законодательства с учетом сроков прохождения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Федерального закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 3. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации принимать непосредственное и активное участие в работе по приведению региональных законов о выборах в соответствие с федеральным законодательством, максимально использовать имеющиеся полномочия, проявлять инициативу и настойчивость, регулярно информировать ЦИК России о состоянии дел в этом направлении, представлять соответствующие материалы, в том числе с использованием ГАС "Выборы". 4. Направить настоящее постановление и прилагаемую к нему записку в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. 5. Продолжить контроль за выполнением пунктов 1-3 постановления ЦИК России с 29 сентября 2000 года N 110/11б3-3 с учетом положений настоящего постановления. 6. Опубликовать настоящее постановление и прилагаемую к нему записку в "Парламентской газете", "Российской газете" и "Вестнике Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. ВЕШНЯКОВ 23 мая 2001 г. N 131/1266-3 Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации O.K. ЗАСТРОЖНАЯ 23 мая 2001 г. N 131/1266-3 Приложение к постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 мая 2001 года N 131/1266-3 ЗАПИСКА о ходе работы в субъектах Российской Федерации по приведению регионального законодательства о выборах в соответствие с федеральным законодательством (в порядке контроля за выполнением постановления ЦИК России от 29 сентября 2000 года N 110/1163-3) За период, прошедший после принятия постановления ЦИК России от 29 сентября 2000 года N 110/1163-3, в работе по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством произошли определенные качественные изменения. В настоящее время эта работа ведется практически во всех субъектах Российской Федерации, становится более плановой, увязывается не только с проводимыми избирательными кампаниями, но и с изменениями и дополнениями, вносимыми в федеральное законодательство. Улучшается практика взаимодействия региональных избирательных комиссий с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а последних - с ЦИК России в деле формирования законодательной базы выборов, ее правовой оценки на предмет соответствия федеральным избирательным гарантиям. Так, только за период с сентября прошлого года в ЦИК России проанализировано более 60 региональных нормативных правовых актов о выборах, при этом инициатива проведения такой экспертизы во многих случаях исходила непосредственно от органов государственной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных на то должностных лиц. Большинство замечаний, содержащихся в постановлении ЦИК России от 29 сентября 2000 года N 110/1163-3 и последующих экспертных заключениях, в настоящее время учтено в законах (кодексах) о выборах Архангельской, Белгородской, Брянской, Волгоградской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Кировской, Костромской областей. Просматривается устойчивая тенденция приведения регламентируемых избирательных отношений в соответствие с федеральными избирательными стандартами также у законодателей и избирательных комиссий таких, например, субъектов Российской Федерации, как Республика Алтай (законы о выборах в органы государственной власти республики), Республика Татарстан (Закон "О выборах Президента Республики Татарстан"), Красноярский край (Закон "О выборах депутатов в Законодательное Собрание Красноярского края"), Астраханская область (Закон "О выборах депутатов Астраханского областного Представительного Собрания Мурманская область (Закон "О выборах депутатов Мурманской областной Думы"), Нижегородская область (Закон "О выборах губернатора Нижегородской области"), и ряда других. В целом основным итогом проделанной за рассматриваемый период времени работы по приведению регионального законодательства о выборах в соответствие с федеральным законодательством следует считать создание в большинстве субъектов Российской Федерации законодательной базы избирательного процесса, отвечающей основным демократическим принципам. Подтверждением тому являются результаты избирательных кампаний 2000-2001 годов. Вместе с тем в законах о выборах все еще многих субъектов Российской Федерации сохраняются противоречия установленным федеральным законодательством гарантиям избирательных прав. Не устранены несоответствия регулирования приобретения гражданами Российской Федерации пассивного избирательного права в Избирательном кодексе Амурской области, предусматривающем возможность участия в выборах лиц без гражданства. В законах Республики Хакасия и Ханты-Мансийского автономного округа о выборах высшего должностного лица содержатся нормы, запрещающие гражданину выдвигать свою кандидатуру одновременно более чем на одну выборную должность. В проекте Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах Президента Республики Саха (Якутия)" вновь закладывается ценз оседлости и повышенный возрастной ценз (не моложе 40 лет). Ничего не изменилось в Законе Республики Татарстан "О выборах народных депутатов Республики Татарстан" в части образования в ходе выборов административно-территориальных и территориальных избирательных округов. Кроме того, по этим округам могут быть выдвинуты кандидатами только граждане, постоянно проживающие или работающие на территории данного избирательного округа. Ограничением пассивного избирательного права является и положение, определяющее в качестве основания досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по административно - территориальному избирательному округу, его выбытие на постоянное место жительство за пределы избирательного округа. Несмотря на то, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности части второй статьи 3 Закона Оренбургской области от 18 сентября 1997 года "О выборах депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области" было принято 23 марта 2000 года и на него обращалось особое внимание в постановлении ЦИК России от 29 сентября 2000 года, законодатели субъектов Российской Федерации в законах которых заложен принцип проведения выборов одновременно по одномандатным и многомандатным избирательным округам, все еще не выработали правовые механизмы обеспечения равных условий голосования избирателей и не определили конкретные критерии отнесения той или иной территории к одномандатному либо многомандатному округу. Сложно и медленно идет процесс приведения в соответствие с федеральным законодательством Закона Республики Дагестан "О выборах депутатов Народного Собрания Республики Дагестан". С июля 2000 года были подготовлены три проекта закона о внесении изменений и дополнений в указанный Закон, два из которых были приняты во втором чтении. На каждый законопроект из ЦИК России давались замечания и предложения, часть которых остается не учтенной. В частности, не урегулированы такие вопросы, как образование многомандатных избирательных округов и установление допустимого отклонения от средней нормы представительства избирателей в указанных округах, квотирование мест для национальностей, проживающих в Республике Дагестан, основания признания выборов по многомандатному избирательному округу несостоявшимися и некоторые другие. Существенным недостатком ряда региональных законов, в частности, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Хабаровского края, Калининградской области, Агинского Бурятского автономного округа, Чукотского автономного округа и некоторых других, остается несоблюдение установленного федеральным избирательным законодательством для выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации периода выдвижения кандидатов - не менее 30 дней. Сегодня также, как и отмечалось в рассматриваемом в порядке контроля постановлении ЦИК России, региональное избирательное законодательство чаще всего не соответствует федеральному в том, что не устанавливает конкретное количество собираемых в поддержку кандидатов подписей избирателей, не регулирует порядок сбора подписей и проведения проверки подписных листов, порядок и правила проведения предвыборной агитации. Если в ряде субъектов Российской Федерации принимаются дополнительные меры по обеспечению избирательных гарантий непосредственно в день выборов, включая время голосования, в том числе при совмещении дня голосования (следовательно, и времени голосования) на выборах разных уровней, то в Избирательном кодексе Амурской области продолжает оставаться норма, позволяющая перенос дня голосования на избирательном участке по решению вышестоящей избирательной комиссии. Аналогичная норма установлена в Избирательном кодексе Хабаровского края. Ничего не изменилось и в части учета рекомендаций ЦИК России об урегулировании избирательных действий, ведущих к правовой неопределенности, в частности, при подведении итогов голосования и установлении результатов выборов. Это относится к Закону Курской области "О выборах Губернатора Курской области", которым не регламентируется ситуация, когда ни один из двух включенных в избирательный бюллетень кандидатов не избран по результатам голосования. Такое же упущение имеет место в законах Республики Хакасия "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" и "О выборах Председателя Правительства Республики Хакасия". Остались без внимания предложения и к Закону Удмуртской Республики "О выборах Президента Удмуртской Республики", без учета которых может сложиться ситуация, когда выборы будут признаны состоявшимися, но ни один из кандидатов не будет избран. Сохраняются условия придания выборам перманентного характера и в законах о выборах Краснодарского края. Это касается, в частности, правила, согласно которому при повторном голосовании избранным считается зарегистрированный кандидат, получивший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Такой результат труднодостижим, о чем свидетельствует практика проведения в текущем году выборов глав ряда муниципальных образований края. Общие итоги проделанной за контрольный период работы свидетельствуют об актуальности и остроте проблем, связанных с приведением регионального законодательства о выборах в соответствие с федеральным законодательством, а также о необходимости постоянного и самого пристального внимания к ним прежде всего законодателей при непосредственном и заинтересованном участии избирательных комиссий субъектов Российской Федерации. В ближайшей перспективе предстоит решить ряд важнейших задач, связанных с восполнением пробелов региональных законов о выборах, устранением в них внутренних противоречий и противоречий федеральному законодательству. Необходимо в полном объеме реализовывать предоставленное субъектам Российской Федерации право устанавливать дополнительные гарантии избирательных прав граждан, проживающих на их территории. При внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты о выборах законодателям и избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации необходимо также учитывать правовые позиции постановлений (определений) Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права и организации избирательного процесса в Российской Федерации, судебную практику судов общей юрисдикции, практику ведения избирательных кампаний. Особенно важно, чтобы данная работа как по содержанию, так и по срокам была скоординирована с новым этапом "пакетного" развития и совершенствования федерального избирательного законодательства, в рамках которого на первом месте безусловно находится подготовка изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и принятие Федерального закона "О политических партиях". |