ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ НЕДР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Министерство природных ресурсов РФ. 21.05.01 433

           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
             ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ НЕДР
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
                                ПРИКАЗ

                  МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

                            21 мая 2001 г.
                                N 433

                                 (Д)


     В соответствии с подпунктом 11 пункта 6 и пунктом 14 Положения  о
Министерстве  природных  ресурсов Российской Федерации,  утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября  2000
года  N  726  (Собрание  законодательства Российской Федерации,  2000,
N 40, ст. 3971), приказываю:
     Утвердить прилагаемое    Положение    о   порядке   осуществления
государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации.

Министр природных ресурсов
Российской Федерации
                                                          Б.А. ЯЦКЕВИЧ
21 мая 2001 г.
N 433

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
24 июля 2001 г.
N 2818


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                   Приказом МПР России
                                                   от 21 мая 2001 года
                                                                 N 433

                              ПОЛОЖЕНИЕ
               О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
           МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ НЕДР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Настоящее Положение     устанавливает    порядок    осуществления
государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации.
     1. Государственный  мониторинг  состояния  недр или геологической
среды (далее по тексту - ГМСН) представляет собой  систему  регулярных
наблюдений,  сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки
состояния геологической среды и прогноза  ее  изменений  под  влиянием
естественных  природных  факторов,  недропользования  и  других  видов
хозяйственной   деятельности.   ГМСН   является    составной    частью
(подсистемой)  комплексной  системы  мониторинга  окружающей природной
среды.
     2. Целью  ГМСН  является  информационное  обеспечение  управления
государственным  фондом недр и рационального недропользования в части,
вытекающей из задач и функций ГМСН.
     3. Основными задачами ГМСН являются:
     - получение, обработка и анализ данных о состоянии недр;
     - оценка состояния недр и прогнозирование его изменений;
     - своевременное выявление и прогнозирование развития природных  и
техногенных процессов, влияющих на состояние недр;
     - учет  состояния  недр  по  объектам  недропользования,  запасов
подземных вод и их движения;
     - разработка,  обеспечение  реализации  и  анализ   эффективности
мероприятий по обеспечению экологически безопасного недропользования и
охраны недр,  а  также  по  предотвращению  или  снижению  негативного
воздействия опасных геологических процессов;
     - регулярное  информирование  органов   государственной   власти,
организаций,   недропользователей  и  других  субъектов  хозяйственной
деятельности об изменениях состояния недр в установленном порядке;
     - межведомственное  взаимодействие и международное сотрудничество
в сфере экологически безопасного природопользования.
     4. Система государственного мониторинга состояния  недр  включает
следующие подсистемы:
     - мониторинг подземных вод;
     - мониторинг опасных экзогенных геологических процессов;
     - мониторинг опасных эндогенных геологических процессов;
     - мониторинг месторождений углеводородов;
     - мониторинг месторождений твердых полезных ископаемых;
     - мониторинг участков недр,  используемых для целей, не связанных
с добычей полезных ископаемых;
     - мониторинг    участков    недр,    испытывающих     воздействие
хозяйственной деятельности, не связанной с недропользованием;
     - мониторинг геологической среды континентального шельфа.
     а) Подсистема   мониторинга   подземных   вод  (подземных  водных
объектов) предназначена для оценки состояния подземных вод и  прогноза
изменения  этого состояния,  в том числе эксплуатируемых месторождений
подземных вод;  учета эксплуатационных  запасов  подземных  вод  и  их
использования;  ведение  государственного  водного кадастра по разделу
"подземные  воды".  Мониторинг  подземных  вод  одновременно  является
составной   частью   государственного   мониторинга  водных  объектов.
Результаты  мониторинга  водных   объектов   в   необходимых   случаях
учитываются в системе ГМСН.
     б) Подсистема  мониторинга   опасных   экзогенных   геологических
процессов  предназначена  для  выявления,  учета,  оценки  состояния и
прогнозирования развития опасных экзогенных геологических процессов  и
функционально  связана с Российской автоматизированной информационно -
управляющей системой по чрезвычайным ситуациям.
     в) Подсистема   мониторинга   опасных   эндогенных  геологических
процессов  предназначена  для  оперативного  контроля  за   изменением
напряженно  -  деформированного  состояния горных пород сейсмоактивных
зон с целью прогноза сильных  землетрясений.  Подсистема  одновременно
является  составной частью федеральной системы сейсмических наблюдений
и прогноза землетрясений.
     г) Подсистема     мониторинга     месторождений     углеводородов
предназначена   для   оценки   текущего   состояния    разрабатываемых
месторождений   нефти   и   газа  и  прогнозирования  изменений  этого
состояния,  включая загрязнение недр нефтепродуктами;  учета состояния
участков  недр  по  объектам  недропользования,  связанным  с  добычей
углеводородов.
     е) Подсистема    мониторинга   месторождений   твердых   полезных
ископаемых предназначена для оценки текущего состояния разрабатываемых
месторождений  и  прогнозирования  изменений этого состояния,  включая
наблюдения за состоянием массива горных пород  и  деформациями  земной
поверхности  в  соответствии  с  требованиями Госгортехнадзора России;
учета состояния участков недр по объектам недропользования,  связанным
с добычей твердых полезных ископаемых.
     ж) Подсистема мониторинга участков недр,  используемых для целей,
не  связанных с добычей полезных ископаемых,  предназначена для оценки
состояния недр и прогноза изменения этого состояния при  строительстве
и эксплуатации подземных сооружений,  при строительстве и эксплуатации
нефте-  и  газохранилищ  в  пластах  горных  пород,  при   захоронении
радиоактивных  и иных опасных отходов в глубоких подземных горизонтах,
а также при размещении в недрах промышленных и бытовых отходов.
     з) Подсистема мониторинга участков недр, испытывающих воздействие
хозяйственной  деятельности,   не   связанной   с   недропользованием,
предназначена  для  оценки  состояния  недр и прогноза изменения этого
состояния,  включая  загрязнение  недр,   активизацию   экзогенных   и
эндогенных    процессов,    под    воздействием   различных   объектов
хозяйственной деятельности.
     и) Подсистема  мониторинга  геологической  среды континентального
шельфа предназначена для оценки изменения  состава  и  свойств  донных
отложений; состояния подземных вод и развития экзогенных геологических
процессов в пределах шельфа, влияния разработки месторождений полезных
ископаемых  на  шельфе на другие компоненты окружающей природной среды
(морские воды, биоту и др.).
     5. Организацию  работ  по  государственному мониторингу состояния
недр осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации
(МПР  России)  во  взаимодействии с другими специально уполномоченными
государственными органами в области охраны окружающей природной  среды
и природопользования.
     По вопросам  ведения   ГМСН   Министерство   природных   ресурсов
Российской Федерации взаимодействует в пределах компетенции:
     - с  Министерством  Российской  Федерации  по  делам  гражданской
обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации последствий стихийных
бедствий  -  координация  действий  при   возникновении   чрезвычайных
ситуаций (в случаях катастроф природного характера, проявления опасных
геологических процессов);
     - с  Министерством  здравоохранения  Российской  Федерации  - при
ведении социально - гигиенического мониторинга в части оценки качества
воды  подземных  источников хозяйственно - питьевого водоснабжения,  а
также  состояния  подземных  вод,  относящихся  к  природным  лечебным
ресурсам;
     - с Федеральной службой земельного кадастра России - по  вопросам
ведения    государственного   мониторинга   земель,   государственного
земельного кадастра,  землеустройства в части сведений  о  границах  и
площадях  земельных  участков,  их  правовом  положении,  состоянии  и
использовании;
     - с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды - при ведении  мониторинга  поверхностных  вод  суши,
морской  среды,  атмосферы  и  почв  в  части оценки влияния изменения
состояния  указанных  компонентов  окружающей   природной   среды   на
состояние недр;
     - с Федеральным горным  и  промышленным  надзором  России  -  при
ведении    мониторинга   месторождений   углеводородов,   минеральных,
теплоэнергетических и промышленных  подземных  вод,  твердых  полезных
ископаемых,   а  также  участков  недр,  используемых  для  целей,  не
связанных с добычей полезных ископаемых;
     - с   Федеральным  надзором  России  по  ядерной  и  радиационной
безопасности - при ведении мониторинга участков недр,  предоставленных
в пользование для захоронения радиоактивных отходов.
     6. Нормативное,  методическое   и   организационное   обеспечение
ведения ГМСН осуществляет МПР России.
     7. Государственный мониторинг состояния  недр  осуществляется  на
федеральном,    региональном,   территориальном   (административно   -
территориальном) и объектном (локальном) уровнях.
     а) Порядок  организационного  и  финансового обеспечения работ по
ведению ГМСН на федеральном  и  региональном  уровнях  определяет  МПР
России.
     б) На территориальном (административно - территориальном)  уровне
ведение   ГМСН  обеспечивают  территориальные  органы  МПР  России  во
взаимодействии со специально уполномоченными органами в области охраны
окружающей  природной  среды и природопользования субъектов Российской
Федерации.
     в) Ведение  объектного  (локального)  мониторинга  состояния недр
осуществляют   недропользователи   и   иные   субъекты   хозяйственной
деятельности,  влияющие  на  состояние  недр.  Условия,  объемы и виды
мониторинга  определяются  в  процессе  получения  участков   недр   в
недропользование.
     8. Информационной основой осуществления ГМСН являются сведения  о
состоянии   недр,   полученные   при   выполнении  геологоразведочных,
горнодобывающих и всех других видов работ, связанных с государственным
геологическим   изучением   и   использованием   недр,   и  данные  по
наблюдательным  пунктам,  объединяемым  в   государственную   опорную,
ведомственные,  муниципальные  и  локальные (объектные) наблюдательные
сети.
     а) Пункты наблюдений,  участки и полигоны государственной опорной
сети,   созданные   за   счет   государственных   средств,    являются
государственной   собственностью  и  размещаются  на  площадях  как  с
естественным так и с нарушенным состоянием недр.
     б) Наблюдательные  пункты  ведомственных  и  муниципальных  сетей
находятся в ведении соответствующих ведомств  Российской  Федерации  и
муниципальных органов субъектов Российской Федерации.
     в) Организации, вне зависимости от ведомственной принадлежности и
форм собственности,  выполняющие геологоразведочные, горнодобывающие и
другие  виды  работ,  связанные  с  изучением  и  использованием  недр
(пользователи  недр),  передают  данные  о  состоянии  недр  в систему
мониторинга МПР России.
     9. Информация  о  состоянии  недр,  получаемая  при ведении ГМСН,
относится к государственным информационным ресурсам  ГМСН,  являющимся
составной  частью  государственного  фонда  геологической  информации.
Отнесение информационных ресурсов ГМСН к ведению Российской Федерации,
субъектов   Российской   Федерации,   совместному  ведению  Российской
Федерации  и   субъектов   Российской   Федерации   осуществляется   в
соответствии  с  действующим  законодательством Российской Федерации о
недрах и государственных информационных ресурсах.  Информация  системы
ГМСН   должна  соответствовать  государственным  стандартам,  а  также
требованиям, утвержденным МПР России, в том числе для Государственного
банка   цифровой   геологической  информации  и  фондов  геологической
информации.
     10. Порядок  и  условия  поступления  в  информационный фонд ГМСН
конфиденциальной и  закрытой  информации,  содержащей  государственную
тайну, определяются действующим законодательством.
     11. Информация о состоянии недр,  получаемая  при  ведении  ГМСН,
ежегодно   представляется   МПР   России  в  обобщенном  виде  органам
государственной  власти  Российской  Федерации,  субъектов  Российской
Федерации   для   использования   при   принятии   решений  в  области
природопользования.
     12. Информационные   ресурсы  ГМСН  используются  при  подготовке
Государственных  докладов  о  состоянии  минерально  -  сырьевой  базы
Российской   Федерации,   о   состоянии   окружающей  природной  среды
Российской Федерации,  о состоянии и использовании  земель  Российской
Федерации, при осуществлении государственного геологического и водного
контроля.
     13. Финансирование  работ  по функционированию и развитию системы
государственного мониторинга состояния недр осуществляется за счет:
     - расходов   на   воспроизводство  минерально  -  сырьевой  базы,
предусмотренных  федеральным  законом   о   федеральном   бюджете   на
соответствующий год;
     - средств   федеральных   программ,   в   которых   предусмотрены
мероприятия по ведению ГМСН;
     - собственных  средств  недропользователей  и  других   субъектов
хозяйственной деятельности;
     - прочих источников финансирования,  не  запрещенных  действующим
законодательством Российской Федерации.