МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 18 мая 2001 г. N Ш-877у (Д) Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 426 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом мониторинге" и в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает: 1. Возложить на Департамент здравоохранения МПС России организацию и координацию проведения социально - гигиенического мониторинга на объектах железнодорожного транспорта, транспортного строительства и метрополитенах (далее именуемые железнодорожный транспорт). 2. Утвердить Положение о социально - гигиеническом мониторинге на железнодорожном транспорте (Приложение N 1). 3. Утвердить Типовое положение об отделе (отделении) социально - гигиенического мониторинга центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (Приложение N 2). 4. Руководителю Департамента здравоохранения МПС России М.Ф. Вильк: 4.1. Разработать план мероприятий по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 426 на железнодорожном транспорте, предусмотрев модернизацию приборного оснащения центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте. Срок - II квартал 2001 года. 4.2. Разработать перечень отраслевых показателей социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте. Срок - III квартал 2001 года. 4.3. Организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в проведении социально - гигиенического мониторинга. 5. Руководителям департаментов безопасности движения и экологии П.С. Шанайца, пассажирских сообщений В.Н. Шатаеву, грузовой и коммерческой работы Ю.М. Косову, технической политики В.С. Наговицыну, Управлений статистики Г.В. Бугрову, охраны труда А.П. Мезенцеву начиная с I квартала 2002 года представлять Департаменту здравоохранения МПС России данные в соответствии с Перечнем отраслевых показателей социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте за минувший календарный год. 6. Начальникам железных дорог: 6.1. Оказать необходимое содействие центрам государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте в оснащении техникой, необходимой для ведения социально - гигиенического мониторинга. 6.2. Предоставить центрам государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте постоянно действующие каналы связи. 7. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на руководителя Департамента здравоохранения МПС России М.Ф. Вильк. Статс - секретарь - заместитель Министра путей сообщения Российской Федерации П.А. ШЕВОЦУКОВ 18 мая 2001 г. N Ш-877у Приложение N 1 к указанию МПС России от 18 мая 2001 года N Ш-877у ПОЛОЖЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения социально - гигиенического мониторинга на объектах железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов (далее именуемый СГМ ЖТ). 1.2. СГМ ЖТ - система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья работников железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов (далее именуемые обслуживаемый контингент) и среды обитания человека, а также определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья людей и воздействием факторов среды обитания человека, функционально входящая в единую государственную систему социально - гигиенического мониторинга Российской Федерации. 1.3. Отраслевой информационный фонд данных социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте (далее - ОИФ СГМ ЖТ) - база данных о состоянии здоровья и среды обитания обслуживаемого контингента, сформированная на основе многолетних наблюдений, а также совокупность нормативных правовых актов и справочных материалов в области анализа, прогноза и определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания обслуживаемого контингента. 1.4. СГМ ЖТ проводится в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия. 2. Порядок проведения социально - гигиенического мониторинга 2.1. СГМ ЖТ проводится на основе действующих, вновь разработанных и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих санитарно - эпидемиологические требования, а также методических материалов. 2.2. СГМ ЖТ проводится на федеральном, дорожном, отделенческом, линейном и объектовом уровнях силами структурных подразделений центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте - отделов (отделений) социально - гигиенического мониторинга. 2.3. Проведение СГМ ЖТ осуществляется путем: - наблюдения за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека; - сбора, хранения, обработки и систематизации данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека; - использования всех информационных баз данных о состоянии здоровья граждан и среды обитания человека, которые ведутся структурными подразделениями, учреждениями федеральных органов исполнительной власти, участвующих в проведении социально - гигиенического мониторинга. 2.4. Полномочия центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте при проведении СГМ ЖТ. 2.4.1. Сетевой центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте осуществляет: - сбор, хранение, первичную обработку данных и их анализ; - сбор и окончательную обработку данных СГМ ЖТ сети железных дорог; - передачу информации в Центр социально - гигиенического мониторинга при Департаменте здравоохранения МПС России; - взаимодействие с учреждениями госсанэпидслужбы других федеральных органов исполнительной власти на федеральном уровне. 2.4.2. Дорожные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железных дорогах осуществляют: - сбор, хранение, первичную обработку данных СГМ ЖТ и их анализ; - сбор и предварительную обработку данных СГМ ЖТ по железной дороге; - передачу информации в Сетевой центр госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте; - взаимодействие с учреждениями госсанэпидслужбы других федеральных органов исполнительной власти на региональном уровне. 2.4.3. Отделенческие, линейные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на станциях железных дорог и центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на метрополитенах осуществляют: - сбор, хранение, первичную обработку данных СГМ ЖТ и их анализ; - передачу информации в дорожные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железных дорогах; - взаимодействие с учреждениями госсанэпидслужбы других федеральных органов исполнительной власти на региональном и местном уровнях. 2.5. Центр социально - гигиенического мониторинга при Департаменте здравоохранения МПС России осуществляет: - формирование ОИФ СГМ ЖТ; - анализ полученных данных, выявление причинно - следственных связей между состоянием здоровья обслуживаемого контингента и факторами среды обитания, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений на отраслевом уровне; - подготовку предложений для принятия необходимых решений федеральным органом исполнительной власти по железнодорожному транспорту, органами управления железных дорог, руководителями служб и организаций железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов; - совершенствование единых технологий приема и передачи данных по информационным каналам связи для формирования ОИФ СГМ ЖТ; - информационный обмен с Федеральным информационным фондом данных социально - гигиенического мониторинга; - единое научно - методическое обеспечение СГМ ЖТ и подготовку специалистов. 2.6. Координацию проведения СГМ ЖТ осуществляют органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы на железнодорожном транспорте в пределах своей компетенции: - на федеральном уровне - Центр социально - гигиенического мониторинга при Департаменте здравоохранения МПС России, Всероссийский научно - исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ), Сетевой центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте; - на дорожном уровне - дорожные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железных дорогах; - на отделенческом, линейном и объектовом уровнях - отделенческие и линейные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на станциях железных дорог, центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на метрополитенах. 2.7. Структура, объем и периодичность представления данных, необходимых для ведения СГМ ЖТ, определяются Департаментом здравоохранения МПС России. 2.8. Формирование отраслевого информационного фонда, обмен данными между учреждениями и организациями, участвующими в проведении СГМ ЖТ, осуществляются на безвозмездной основе. 2.9. При проведении СГМ ЖТ используются данные наблюдения: - за состоянием здоровья обслуживаемого контингента и факторами среды обитания человека - биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные), химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения), социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) - и иными факторами; - за природно - климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду; - за радиационной обстановкой; - за факторами социальной среды человека; - за состоянием охраны и условиями труда обслуживаемого контингента; - за состоянием организованного питания, качеством и безопасностью пищевых продуктов для здоровья обслуживаемого контингента; - за грузовыми и пассажирскими перевозками по показателям безопасности для жизни и здоровья людей; - за сертификацией объектов железнодорожного транспорта, транспортного строительства и метрополитенов. При ведении СГМ ЖТ используются данные отраслевого мониторинга социально - трудовой сферы, проводимого в соответствии с указанием МПС России от 17.06.97 N 216 пр-у. 2.10. При проведении СГМ ЖТ решаются следующие задачи: - формирование Федерального информационного фонда данных социально - гигиенического мониторинга; - формирование отраслевого информационного фонда по определенным направлениям наблюдения за состоянием здоровья обслуживаемого контингента и воздействием на него факторов среды обитания; - выявление причинно - следственных связей между состоянием здоровья обслуживаемого контингента и воздействием на него факторов среды обитания на основе системного анализа и оценки риска для их здоровья; - обеспечение координации деятельности по ведению СГМ ЖТ и выработка предложений для принятия необходимых решений федеральным органом исполнительной власти по железнодорожному транспорту, органами управления железных дорог, руководителями служб и организаций железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов; - установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека, и их оценка; - прогнозирование состояния здоровья обслуживаемого контингента и среды обитания человека; - определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению, устранению и минимизации последствий воздействия вредных факторов среды обитания человека на здоровье обслуживаемого контингента; - подготовка решений по реализации мер, направленных на охрану здоровья обслуживаемого контингента и среды обитания человека; - информирование государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовой формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга. 3. Отраслевой информационный фонд данных социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте 3.1. ОИФ СГМ ЖТ формируется на основании данных центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте, департаментов и управлений МПС России, других учреждений и организаций, участвующих в проведении социально - гигиенического мониторинга, физических и юридических лиц независимо от их организационно - правовой формы. Перечень данных для ОИФ СГМ ЖТ и сроки их представления определяет Главный государственный санитарный врач по железнодорожному транспорту. 3.2. Структура ОИФ СГМ ЖТ: - информация общего назначения; - специальная информация в области социально - гигиенического мониторинга и смежных с ним областей, которая требует обработки данных с последующим анализом. ОИФ СГМ ЖТ состоит из данных, характеризующих: - здоровье обслуживаемого контингента; - состояние условий труда обслуживаемого контингента; - среду обитания пассажиров; - состояние атмосферного воздуха в пределах санитарно - защитных зон железных дорог, предприятий железнодорожного транспорта, транспортного строительства и метрополитенов; - ведомственное водоснабжение; - состояние почвы объектов железнодорожного транспорта, транспортного строительства и метрополитенов; - продовольственное сырье и продукты питания; - результаты ликвидации последствий аварийных ситуаций с грузами повышенной опасности. 3.3. Представление в ОИФ СГМ ЖТ данных, полученных в ходе социально - гигиенического мониторинга, обмен ими между органами, учреждениями и организациями, участвующими в его проведении, осуществляется на безвозмездной основе. Специальная информация предоставляется пользователям, не участвующим в проведении социально - гигиенического мониторинга, на договорной основе согласно действующему законодательству. 3.4. Информация ОИФ СГМ ЖТ является открытой и общедоступной за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 3.5. Централизация данных, методическое руководство по комплектованию, систематизации ОИФ СГМ ЖТ и его структуре, обеспечение сохранности и совместимости форматов данных при использовании средств электронной связи и магнитных носителей осуществляется Центром социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте в порядке, определяемом Департаментом здравоохранения МПС России. Участники социально - гигиенического мониторинга и смежных с ним областей обеспечивают комплектование и хранение документов, отнесенных к ОИФ СГМ ЖТ, по согласованию с Центром социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте. 3.6. Основные задачи ОИФ СГМ ЖТ: 3.6.1. Формирование, прием и передача информации о состоянии здоровья и среды обитания обслуживаемого контингента. 3.6.2. Определение причинно - следственных связей между состоянием здоровья обслуживаемого контингента и воздействием факторов среды обитания в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия. Приложение N 2 к указанию МПС России от 18 мая 2001 года N Ш-877у ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛАХ (ОТДЕЛЕНИЯХ) СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ЦЕНТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И МЕТРОПОЛИТЕНАХ (ТИПОВОЕ) 1. Общие положения 1.1. Отделы (отделения) социально - гигиенического мониторинга (далее именуемые ОСГМ) являются структурными подразделениями центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте (далее - ЦГСЭН), возглавляемыми заведующими, находящимися в непосредственном подчинении главного врача ЦГСЭН. 1.2. При осуществлении своей деятельности ОСГМ руководствуются Федеральным законом "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 426, нормативными и регламентирующими документами МПС России, Минздрава России и Департамента здравоохранения МПС России. 1.3. ОСГМ осуществляют работу по годовым и квартальным планам работы ЦГСЭН с учетом программы ведения социально - гигиенического мониторинга на территории. 1.4. Штатное расписание и численный состав ОСГМ определяются главным врачом ЦГСЭН с учетом задач и объемов работы каждого конкретного учреждения. 1.5. Деятельность сотрудников ОСГМ регламентируется должностными инструкциями, утверждаемыми главными врачами ЦГСЭН на железнодорожном транспорте. 2. Основные задачи и функции отделов (отделений) социально - гигиенического мониторинга центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте 2.1. Основными задачами ОСГМ являются: - координация деятельности учреждений здравоохранения и хозяйствующих субъектов на железнодорожном транспорте, транспортном строительстве и метрополитенах по ведению социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте (далее - СГМ ЖТ); - координация деятельности всех подразделений ЦГСЭН на железнодорожном транспорте по вопросам проведения СГМ ЖТ; - установление причинно - следственных связей между состоянием здоровья работников железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов (далее - обслуживаемого контингента) и воздействием факторов среды обитания, проведение системного анализа и оценка риска для здоровья; - разработка предложений для федерального органа исполнительной власти по железнодорожному транспорту, органов управления железными дорогами, руководителей служб и организаций железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов, направленных на устранение или снижение до максимально возможного уровня вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье обслуживаемого контингента; - формирование отраслевого информационного фонда по определенным направлениям наблюдения за состоянием здоровья обслуживаемого контингента и воздействием на них факторов среды обитания; - участие в формировании федерального информационного фонда. 2.2. ОСГМ осуществляют следующие функции: 2.2.1. Наблюдение за показателями здоровья обслуживаемого контингента и показателями среды их обитания. 2.2.2. Сбор, хранение, обработку, систематизацию и анализ данных наблюдения за состоянием здоровья и среды обитания обслуживаемого контингента. 2.2.3. Передачу данных СГМ ЖТ в вышестоящие центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте: - отделенческие и линейные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на станциях железных дорог, центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на метрополитенах - в дорожные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железных дорогах; - дорожные центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железных дорогах - в Сетевой центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора; - центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора, находящиеся в непосредственном ведении Департамента здравоохранения МПС России, Сетевой центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора, центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора на Московском метрополитене - в Центр социально - гигиенического мониторинга при Департаменте здравоохранения МПС России. Центр социально - гигиенического мониторинга при Департаменте здравоохранения МПС России направляет результаты анализа отраслевого информационного фонда социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте в Федеральный информационный фонд данных социально - гигиенического мониторинга. 2.2.4. Установление факторов, оказывающих вредное воздействие на человека и их оценку. 2.2.5. Прогнозирование состояния здоровья обслуживаемого контингента и среды обитания. 2.2.6. Определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению воздействия вредных факторов среды обитания на здоровье обслуживаемого контингента. 2.2.7. Подготовку решений по реализации мер, направленных на охрану здоровья и среды обитания обслуживаемого контингента. 2.2.8. Информирование руководителей органов управления железных дорог, руководителей служб и организаций железнодорожного транспорта, транспортного строительства, метрополитенов о результатах, полученных в ходе СГМ ЖТ. 2.3. ОСГМ Сетевого центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте, дорожных центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора на железных дорогах осуществляют организационно - методическое руководство работой соответствующих отделов нижестоящих ЦГСЭН, организацию обмена опытом по ведению СГМ ЖТ и проведению мероприятий по повышению квалификации специалистов данных отделов. 2.4. ОСГМ составляет отчет о своей работе и заявки на необходимую компьютерную технику, программно - техническое обслуживание в установленные сроки. |