Без названия. Указание. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 18.05.01 Ш-877У

                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

                            18 мая 2001 г.
                               N Ш-877у

                                 (Д)


     Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от
01.06.2000 N 426 "Об утверждении Положения о социально - гигиеническом
мониторинге" и в целях  обеспечения  санитарно  -  эпидемиологического
благополучия   на   железнодорожном   транспорте   Министерство  путей
сообщения Российской Федерации приказывает:
     1. Возложить    на   Департамент   здравоохранения   МПС   России
организацию  и  координацию  проведения  социально  -   гигиенического
мониторинга  на  объектах  железнодорожного транспорта,  транспортного
строительства  и  метрополитенах  (далее   именуемые   железнодорожный
транспорт).
     2. Утвердить Положение о социально - гигиеническом мониторинге на
железнодорожном транспорте (Приложение N 1).
     3. Утвердить Типовое положение об отделе (отделении) социально  -
гигиенического   мониторинга   центров  государственного  санитарно  -
эпидемиологического надзора на железнодорожном транспорте  (Приложение
N 2).
     4. Руководителю  Департамента  здравоохранения  МПС  России  М.Ф.
Вильк:
     4.1. Разработать план  мероприятий  по  реализации  Постановления
Правительства   Российской   Федерации   от   01.06.2000   N   426  на
железнодорожном  транспорте,  предусмотрев   модернизацию   приборного
оснащения  центров  государственного  санитарно  - эпидемиологического
надзора на железнодорожном транспорте.
     Срок - II квартал 2001 года.
     4.2. Разработать  перечень  отраслевых  показателей  социально  -
гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте.
     Срок - III квартал 2001 года.
     4.3. Организовать    взаимодействие   с   федеральными   органами
исполнительной власти Российской Федерации,  участвующими в проведении
социально - гигиенического мониторинга.
     5. Руководителям департаментов безопасности движения  и  экологии
П.С.   Шанайца,   пассажирских  сообщений  В.Н.  Шатаеву,  грузовой  и
коммерческой работы Ю.М. Косову, технической политики В.С. Наговицыну,
Управлений  статистики  Г.В.  Бугрову,  охраны  труда  А.П.  Мезенцеву
начиная   с   I   квартала   2002   года   представлять   Департаменту
здравоохранения МПС России данные в соответствии с Перечнем отраслевых
показателей социально - гигиенического мониторинга на  железнодорожном
транспорте за минувший календарный год.
     6. Начальникам железных дорог:
     6.1. Оказать   необходимое  содействие  центрам  государственного
санитарно - эпидемиологического надзора на железнодорожном  транспорте
в   оснащении   техникой,   необходимой   для   ведения   социально  -
гигиенического мониторинга.
     6.2. Предоставить    центрам    государственного    санитарно   -
эпидемиологического надзора на  железнодорожном  транспорте  постоянно
действующие каналы связи.
     7. Контроль  за  выполнением  настоящего  указания  возложить  на
руководителя Департамента здравоохранения МПС России М.Ф. Вильк.

Статс - секретарь - заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
                                                        П.А. ШЕВОЦУКОВ
18 мая 2001 г.
N Ш-877у


                                                        Приложение N 1

                                                 к указанию МПС России
                                                   от 18 мая 2001 года
                                                              N Ш-877у

                              ПОЛОЖЕНИЕ
               О СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ
                    НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящее  Положение  определяет   цели,   задачи,   порядок
проведения   социально   -   гигиенического  мониторинга  на  объектах
железнодорожного     транспорта,     транспортного      строительства,
метрополитенов (далее именуемый СГМ ЖТ).
     1.2. СГМ ЖТ - система  наблюдения,  анализа,  оценки  и  прогноза
состояния    здоровья    работников    железнодорожного    транспорта,
транспортного   строительства,   метрополитенов    (далее    именуемые
обслуживаемый   контингент)   и   среды  обитания  человека,  а  также
определения причинно - следственных связей между  состоянием  здоровья
людей  и воздействием факторов среды обитания человека,  функционально
входящая в единую государственную систему социально  -  гигиенического
мониторинга Российской Федерации.
     1.3. Отраслевой   информационный   фонд   данных   социально    -
гигиенического  мониторинга на железнодорожном транспорте (далее - ОИФ
СГМ  ЖТ)  -  база  данных  о  состоянии  здоровья  и  среды   обитания
обслуживаемого   контингента,  сформированная  на  основе  многолетних
наблюдений,  а  также  совокупность  нормативных  правовых   актов   и
справочных  материалов  в  области  анализа,  прогноза  и  определения
причинно  -  следственных   связей   между   состоянием   здоровья   и
воздействием факторов среды обитания обслуживаемого контингента.
     1.4. СГМ  ЖТ  проводится  в   целях   обеспечения   санитарно   -
эпидемиологического благополучия.

     2. Порядок проведения социально - гигиенического мониторинга

     2.1. СГМ ЖТ проводится на основе действующих, вновь разработанных
и утвержденных в установленном порядке нормативных правовых  актов,  в
том числе устанавливающих санитарно - эпидемиологические требования, а
также методических материалов.
     2.2. СГМ ЖТ проводится на федеральном,  дорожном,  отделенческом,
линейном и объектовом уровнях силами структурных подразделений центров
государственного    санитарно   -   эпидемиологического   надзора   на
железнодорожном  транспорте  -   отделов   (отделений)   социально   -
гигиенического мониторинга.
     2.3. Проведение СГМ ЖТ осуществляется путем:
     - наблюдения  за  показателями  здоровья  населения  и состоянием
среды обитания человека;
     - сбора,  хранения,  обработки и систематизации данных наблюдения
за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
     - использования   всех  информационных  баз  данных  о  состоянии
здоровья  граждан  и  среды   обитания   человека,   которые   ведутся
структурными   подразделениями,   учреждениями   федеральных   органов
исполнительной  власти,   участвующих   в   проведении   социально   -
гигиенического мониторинга.
     2.4. Полномочия    центров    государственного    санитарно     -
эпидемиологического   надзора   на   железнодорожном   транспорте  при
проведении СГМ ЖТ.
     2.4.1. Сетевой     центр     государственного     санитарно     -
эпидемиологического    надзора    на    железнодорожном     транспорте
осуществляет:
     - сбор, хранение, первичную обработку данных и их анализ;
     - сбор  и  окончательную  обработку  данных  СГМ ЖТ сети железных
дорог;
     - передачу   информации   в   Центр  социально  -  гигиенического
мониторинга при Департаменте здравоохранения МПС России;
     - взаимодействие    с    учреждениями   госсанэпидслужбы   других
федеральных органов исполнительной власти на федеральном уровне.
     2.4.2. Дорожные     центры     государственного    санитарно    -
эпидемиологического надзора на железных дорогах осуществляют:
     - сбор, хранение, первичную обработку данных СГМ ЖТ и их анализ;
     - сбор и предварительную обработку  данных  СГМ  ЖТ  по  железной
дороге;
     - передачу  информации  в  Сетевой  центр  госсанэпиднадзора   на
железнодорожном транспорте;
     - взаимодействие   с   учреждениями    госсанэпидслужбы    других
федеральных органов исполнительной власти на региональном уровне.
     2.4.3. Отделенческие,  линейные центры государственного санитарно
-  эпидемиологического  надзора  на  станциях  железных дорог и центры
государственного   санитарно   -   эпидемиологического   надзора    на
метрополитенах осуществляют:
     - сбор, хранение, первичную обработку данных СГМ ЖТ и их анализ;
     - передачу   информации   в   дорожные   центры  государственного
санитарно - эпидемиологического надзора на железных дорогах;
     - взаимодействие    с    учреждениями   госсанэпидслужбы   других
федеральных органов исполнительной власти на  региональном  и  местном
уровнях.
     2.5. Центр   социально   -   гигиенического    мониторинга    при
Департаменте здравоохранения МПС России осуществляет:
     - формирование ОИФ СГМ ЖТ;
     - анализ  полученных  данных,  выявление  причинно - следственных
связей  между  состоянием  здоровья   обслуживаемого   контингента   и
факторами среды обитания, прогнозирование динамики наблюдаемых явлений
на отраслевом уровне;
     - подготовку   предложений   для   принятия  необходимых  решений
федеральным  органом   исполнительной   власти   по   железнодорожному
транспорту, органами управления железных дорог, руководителями служб и
организаций железнодорожного транспорта,  транспортного строительства,
метрополитенов;
     - совершенствование единых технологий приема и передачи данных по
информационным каналам связи для формирования ОИФ СГМ ЖТ;
     - информационный обмен с Федеральным информационным фондом данных
социально - гигиенического мониторинга;
     - единое научно - методическое обеспечение СГМ  ЖТ  и  подготовку
специалистов.
     2.6. Координацию  проведения  СГМ  ЖТ   осуществляют   органы   и
учреждения  государственной  санитарно  - эпидемиологической службы на
железнодорожном транспорте в пределах своей компетенции:
     - на  федеральном  уровне  -  Центр  социально  -  гигиенического
мониторинга при Департаменте здравоохранения МПС России, Всероссийский
научно  - исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ),
Сетевой центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора
на железнодорожном транспорте;
     - на дорожном уровне - дорожные центры государственного санитарно
- эпидемиологического надзора на железных дорогах;
     - на отделенческом, линейном и объектовом уровнях - отделенческие
и  линейные  центры  государственного  санитарно - эпидемиологического
надзора на станциях железных дорог,  центры государственного санитарно
- эпидемиологического надзора на метрополитенах.
     2.7. Структура,  объем  и  периодичность  представления   данных,
необходимых   для   ведения   СГМ   ЖТ,   определяются   Департаментом
здравоохранения МПС России.
     2.8. Формирование   отраслевого   информационного   фонда,  обмен
данными между учреждениями и организациями,  участвующими в проведении
СГМ ЖТ, осуществляются на безвозмездной основе.
     2.9. При проведении СГМ ЖТ используются данные наблюдения:
     - за  состоянием  здоровья обслуживаемого контингента и факторами
среды обитания человека  -  биологическими  (вирусные,  бактериальные,
паразитарные),  химическими,  физическими (шум,  вибрация, ультразвук,
инфразвук,  тепловое,  ионизирующее, неионизирующее и иные излучения),
социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) - и
иными факторами;
     - за    природно    -   климатическими   факторами,   источниками
антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
     - за радиационной обстановкой;
     - за факторами социальной среды человека;
     - за   состоянием   охраны   и   условиями  труда  обслуживаемого
контингента;
     - за    состоянием    организованного    питания,   качеством   и
безопасностью   пищевых   продуктов   для   здоровья    обслуживаемого
контингента;
     - за  грузовыми  и  пассажирскими  перевозками   по   показателям
безопасности для жизни и здоровья людей;
     - за   сертификацией   объектов   железнодорожного    транспорта,
транспортного строительства и метрополитенов.
     При ведении СГМ ЖТ используются  данные  отраслевого  мониторинга
социально - трудовой сферы, проводимого в соответствии с указанием МПС
России от 17.06.97 N 216 пр-у.
     2.10. При проведении СГМ ЖТ решаются следующие задачи:
     - формирование   Федерального   информационного   фонда    данных
социально - гигиенического мониторинга;
     - формирование отраслевого информационного фонда по  определенным
направлениям   наблюдения   за   состоянием   здоровья  обслуживаемого
контингента и воздействием на него факторов среды обитания;
     - выявление  причинно  -  следственных  связей  между  состоянием
здоровья обслуживаемого контингента и воздействием  на  него  факторов
среды  обитания  на  основе  системного  анализа и оценки риска для их
здоровья;
     - обеспечение  координации  деятельности  по  ведению  СГМ  ЖТ  и
выработка предложений для  принятия  необходимых  решений  федеральным
органом исполнительной власти по железнодорожному транспорту, органами
управления  железных  дорог,  руководителями   служб   и   организаций
железнодорожного      транспорта,     транспортного     строительства,
метрополитенов;
     - установление   факторов,  оказывающих  вредное  воздействие  на
человека, и их оценка;
     - прогнозирование состояния здоровья обслуживаемого контингента и
среды обитания человека;
     - определение    неотложных   и   долгосрочных   мероприятий   по
предупреждению,  устранению  и  минимизации  последствий   воздействия
вредных  факторов  среды  обитания человека на здоровье обслуживаемого
контингента;
     - подготовка  решений  по реализации мер,  направленных на охрану
здоровья обслуживаемого контингента и среды обитания человека;
     - информирование   государственных   органов,   органов  местного
самоуправления, организаций независимо от их организационно - правовой
формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

         3. Отраслевой информационный фонд данных социально -
       гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте

     3.1. ОИФ   СГМ   ЖТ   формируется  на  основании  данных  центров
государственного   санитарно   -   эпидемиологического   надзора    на
железнодорожном  транспорте,  департаментов  и  управлений МПС России,
других учреждений и организаций,  участвующих в проведении социально -
гигиенического мониторинга, физических и юридических лиц независимо от
их организационно - правовой формы.
     Перечень данных   для   ОИФ  СГМ  ЖТ  и  сроки  их  представления
определяет Главный государственный санитарный врач по железнодорожному
транспорту.
     3.2. Структура ОИФ СГМ ЖТ:
     - информация общего назначения;
     - специальная информация в  области  социально  -  гигиенического
мониторинга и смежных с ним областей, которая требует обработки данных
с последующим анализом.
     ОИФ СГМ ЖТ состоит из данных, характеризующих:
     - здоровье обслуживаемого контингента;
     - состояние условий труда обслуживаемого контингента;
     - среду обитания пассажиров;
     - состояние атмосферного воздуха в пределах санитарно -  защитных
зон   железных   дорог,   предприятий   железнодорожного   транспорта,
транспортного строительства и метрополитенов;
     - ведомственное водоснабжение;
     - состояние   почвы   объектов    железнодорожного    транспорта,
транспортного строительства и метрополитенов;
     - продовольственное сырье и продукты питания;
     - результаты  ликвидации последствий аварийных ситуаций с грузами
повышенной опасности.
     3.3. Представление  в  ОИФ  СГМ  ЖТ  данных,  полученных  в  ходе
социально  -  гигиенического  мониторинга,  обмен  ими между органами,
учреждениями  и  организациями,   участвующими   в   его   проведении,
осуществляется на безвозмездной основе.
     Специальная информация    предоставляется    пользователям,    не
участвующим  в  проведении социально - гигиенического мониторинга,  на
договорной основе согласно действующему законодательству.
     3.4. Информация  ОИФ  СГМ ЖТ является открытой и общедоступной за
исключением  случаев,  предусмотренных  законодательством   Российской
Федерации.
     3.5. Централизация   данных,    методическое    руководство    по
комплектованию, систематизации ОИФ СГМ ЖТ и его структуре, обеспечение
сохранности и совместимости форматов данных при использовании  средств
электронной   связи   и  магнитных  носителей  осуществляется  Центром
социально - гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте в
порядке, определяемом Департаментом здравоохранения МПС России.
     Участники социально - гигиенического мониторинга и смежных с  ним
областей обеспечивают комплектование и хранение документов, отнесенных
к ОИФ СГМ ЖТ,  по согласованию с Центром  социально  -  гигиенического
мониторинга на железнодорожном транспорте.
     3.6. Основные задачи ОИФ СГМ ЖТ:
     3.6.1. Формирование,  прием  и  передача  информации  о состоянии
здоровья и среды обитания обслуживаемого контингента.
     3.6.2. Определение   причинно   -   следственных   связей   между
состоянием здоровья обслуживаемого контингента и воздействием факторов
среды  обитания  в  целях  обеспечения санитарно - эпидемиологического
благополучия.


                                                        Приложение N 2

                                                 к указанию МПС России
                                                   от 18 мая 2001 года
                                                              N Ш-877у

                              ПОЛОЖЕНИЕ
          ОБ ОТДЕЛАХ (ОТДЕЛЕНИЯХ) СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО
           МОНИТОРИНГА ЦЕНТРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО -
            ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ
                ТРАНСПОРТЕ И МЕТРОПОЛИТЕНАХ (ТИПОВОЕ)

                          1. Общие положения

     1.1. Отделы (отделения) социально  -  гигиенического  мониторинга
(далее  именуемые  ОСГМ) являются структурными подразделениями центров
государственного   санитарно   -   эпидемиологического   надзора    на
железнодорожном    транспорте    (далее   -   ЦГСЭН),   возглавляемыми
заведующими, находящимися в непосредственном подчинении главного врача
ЦГСЭН.
     1.2. При осуществлении своей  деятельности  ОСГМ  руководствуются
Федеральным  законом  "О  санитарно  - эпидемиологическом благополучии
населения",  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации   от
01.06.2000  N  426,  нормативными  и регламентирующими документами МПС
России, Минздрава России и Департамента здравоохранения МПС России.
     1.3. ОСГМ  осуществляют  работу  по  годовым и квартальным планам
работы ЦГСЭН с учетом программы  ведения  социально  -  гигиенического
мониторинга на территории.
     1.4. Штатное расписание  и  численный  состав  ОСГМ  определяются
главным   врачом  ЦГСЭН  с  учетом  задач  и  объемов  работы  каждого
конкретного учреждения.
     1.5. Деятельность  сотрудников ОСГМ регламентируется должностными
инструкциями,  утверждаемыми главными врачами ЦГСЭН на железнодорожном
транспорте.

           2. Основные задачи и функции отделов (отделений)
            социально - гигиенического мониторинга центров
           государственного санитарно - эпидемиологического
                надзора на железнодорожном транспорте

     2.1. Основными задачами ОСГМ являются:
     - координация    деятельности    учреждений   здравоохранения   и
хозяйствующих субъектов на  железнодорожном  транспорте,  транспортном
строительстве  и  метрополитенах по ведению социально - гигиенического
мониторинга на железнодорожном транспорте (далее - СГМ ЖТ);
     - координация    деятельности   всех   подразделений   ЦГСЭН   на
железнодорожном транспорте по вопросам проведения СГМ ЖТ;
     - установление  причинно  -  следственных связей между состоянием
здоровья   работников   железнодорожного   транспорта,   транспортного
строительства,  метрополитенов  (далее - обслуживаемого контингента) и
воздействием факторов среды обитания,  проведение системного анализа и
оценка риска для здоровья;
     - разработка предложений для федерального  органа  исполнительной
власти  по  железнодорожному транспорту,  органов управления железными
дорогами,   руководителей   служб   и   организаций   железнодорожного
транспорта,  транспортного строительства, метрополитенов, направленных
на устранение или снижение до максимально возможного  уровня  вредного
воздействия   факторов   среды  обитания  на  здоровье  обслуживаемого
контингента;
     - формирование  отраслевого информационного фонда по определенным
направлениям  наблюдения   за   состоянием   здоровья   обслуживаемого
контингента и воздействием на них факторов среды обитания;
     - участие в формировании федерального информационного фонда.
     2.2. ОСГМ осуществляют следующие функции:
     2.2.1. Наблюдение   за   показателями   здоровья   обслуживаемого
контингента и показателями среды их обитания.
     2.2.2. Сбор,  хранение, обработку, систематизацию и анализ данных
наблюдения  за  состоянием  здоровья  и  среды обитания обслуживаемого
контингента.
     2.2.3. Передачу    данных    СГМ    ЖТ   в   вышестоящие   центры
государственного   санитарно   -   эпидемиологического   надзора    на
железнодорожном транспорте:
     - отделенческие и линейные центры  государственного  санитарно  -
эпидемиологического   надзора   на  станциях  железных  дорог,  центры
государственного   санитарно   -   эпидемиологического   надзора    на
метрополитенах  -  в  дорожные  центры  государственного  санитарно  -
эпидемиологического надзора на железных дорогах;
     - дорожные      центры      государственного      санитарно     -
эпидемиологического надзора на железных  дорогах  -  в  Сетевой  центр
государственного санитарно - эпидемиологического надзора;
     - центры   государственного   санитарно   -   эпидемиологического
надзора,   находящиеся   в   непосредственном   ведении   Департамента
здравоохранения МПС России, Сетевой центр государственного санитарно -
эпидемиологического   надзора,   центр  государственного  санитарно  -
эпидемиологического надзора на  Московском  метрополитене  -  в  Центр
социально    -    гигиенического    мониторинга    при    Департаменте
здравоохранения МПС России.
     Центр социально  -  гигиенического  мониторинга  при Департаменте
здравоохранения МПС России направляет результаты  анализа  отраслевого
информационного   фонда  социально  -  гигиенического  мониторинга  на
железнодорожном транспорте в Федеральный  информационный  фонд  данных
социально - гигиенического мониторинга.
     2.2.4. Установление факторов,  оказывающих вредное воздействие на
человека и их оценку.
     2.2.5. Прогнозирование    состояния    здоровья    обслуживаемого
контингента и среды обитания.
     2.2.6. Определение  неотложных  и  долгосрочных  мероприятий   по
предупреждению   и   устранению  воздействия  вредных  факторов  среды
обитания на здоровье обслуживаемого контингента.
     2.2.7. Подготовку  решений  по  реализации  мер,  направленных на
охрану здоровья и среды обитания обслуживаемого контингента.
     2.2.8. Информирование  руководителей  органов управления железных
дорог,  руководителей служб и организаций железнодорожного транспорта,
транспортного строительства,  метрополитенов о результатах, полученных
в ходе СГМ ЖТ.
     2.3. ОСГМ    Сетевого   центра   государственного   санитарно   -
эпидемиологического надзора на  железнодорожном  транспорте,  дорожных
центров  государственного  санитарно  - эпидемиологического надзора на
железных   дорогах   осуществляют   организационно   -    методическое
руководство   работой   соответствующих   отделов  нижестоящих  ЦГСЭН,
организацию обмена опытом по ведению СГМ ЖТ и  проведению  мероприятий
по повышению квалификации специалистов данных отделов.
     2.4. ОСГМ составляет отчет о своей работе и заявки на необходимую
компьютерную   технику,   программно   -  техническое  обслуживание  в
установленные сроки.