ЗАЯВЛЕНИЕ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПАССИВНЫХ ДОХОДОВ ОТ ИСТОЧНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЫЛО ПРЕДСТАВЛЕНО В ИНСПЕКЦИЮ 29.11.2000. ОДНАКО НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ В ТЕЧЕНИЕ 2000 ГОДА ВЫПЛАЧИВАЛ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОХОД БЕЗ УДЕРЖАНИЯ НАЛОГА ПРИ ОТСУТСТВИИ У НЕГО НА МОМЕНТ ВЫПЛАТЫ ДОХОДА ОФОРМЛЕННЫХ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ ЗАЯВЛЕНИЙ ОТ ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. ВОЗМОЖНО ЛИ В ТАКОМ СЛУЧАЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНСПЕКЦИЕЙ ФИНАНСОВЫХ САНКЦИЙ В ВИДЕ ШТРАФА В РАЗМЕРЕ 20 % ОТ СУММЫ НАЛОГА, ИСЧИСЛЕННОГО С ДОХОДА, ВЫПЛАЧЕННОГО ИНОСТРАННОМУ ЛИЦУ В ПЕРИОД ОТСУТСТВИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ, А ТАКЖЕ НАЛОЖЕНИЯ ПЕНЕЙ НА ЭТУ СУММУ НАЛОГА? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 11 апреля 2001 г. N 15-06/16562 (Д) Согласно ст. 75 Налогового кодекса РФ в случае уплаты налоговым агентом причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными налоговым законодательством сроки к налоговому агенту может быть применена мера обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в виде начисления пеней. Пунктом 5 этой статьи определено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме. Как следует из письма, налогоплательщик - иностранная организация 29.11.2000 заявил о своем праве на предварительное освобождение от обложения налогом на доходы у источника выплаты выплачиваемых ему по соответствующему контракту доходов, подтвердив при этом факт своего постоянного местопребывания в 2000 году в стране, с которой у Российской Федерации имеется действующее соглашение об избежании двойного налогообложения. Подтвердив право налогоплательщика на предварительное освобождение от налогообложения доходов у источника выплаты, инспекция согласилась, что в 2000 году доходы иностранного юридического лица по соответствующему указанному в заявлении контракту не подлежат налогообложению в Российской Федерации. Исходя из полученного подтверждения налогоплательщик в календарном году, в котором он подтвердил факт своего постоянного местопребывания, имеет право использовать правила международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Поскольку доходы, указанные в заявлении на предварительное освобождение, подлежат налогообложению в другом государстве, налог по таким дохода в бюджет Российской Федерации не начисляется и не уплачивается. В связи с этим применение к налоговому агенту финансовых санкций в виде взыскания пеней за неудержание им в 2000 году налога с доходов до представления ему иностранной компанией должным образом оформленного заявления на предварительное освобождение на 2000 год будет неправомерным, поскольку иностранное юридическое лицо все-таки подтвердило свое право пользоваться положениями международного соглашения об избежании двойного налогообложения. Поскольку пени уплачиваются одновременно с уплатой налога, а налог в данном случае уплате не подлежит, к налоговому агенту применение меры ответственности в виде взыскания пеней будет неправомерным. Что касается применения к налоговому агенту санкций, предусмотренных ст. 123 НК РФ в размере 20% от суммы налога, считаем действия инспекции правомерными. Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А. Глинкин 11 апреля 2001 г. N 15-06/16562 |