НЕМЕЦКАЯ ФИРМА, ИМЕЮЩАЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОДАЖУ И ПОСТАВКУ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ (ЛИНИЙ) ДЛЯ РОЗЛИВА НАПИТКОВ. МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВЕДЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А ЕГО ГЛАВА НЕ ИМЕЕТ ПОЛНОМОЧИЯ НА ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ. К ДОГОВОРАМ ПОСТАВКИ, КАК ПРАВИЛО, ЗАКЛЮЧАЮТСЯ ОТДЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ, ЧТО НЕМЕЦКАЯ СТОРОНА ПРОИЗВЕДЕТ МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ (СОГЛАШЕНИЯ ТАКЖЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ МЕЖДУ РОССИЙСКИМ ПОЛУЧАТЕЛЕМ И НЕМЕЦКОЙ ФИРМОЙ). ДАННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ОТДЕЛЬНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ МОНТАЖНЫХ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫХ РАБОТ, КОТОРЫЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ РОССИЙСКИМ ЗАКАЗЧИКОМ НАПРЯМУЮ В ГЕРМАНИЮ. В ЭТОЙ СВЯЗИ ВОЗНИКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ: 1. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД "МОНТАЖНЫМ ОБЪЕКТОМ" В СМЫСЛЕ П. 3 СТ. 5 СОГЛАШЕНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ ФРГ И РФ? 2. ПРИВЕДЕТ ЛИ ОКАЗАНИЕ МОНТАЖНЫХ РАБОТ К ОБРАЗОВАНИЮ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НЕМЕЦКОЙ ФИРМЫ В НАЛОГОВЫХ ЦЕЛЯХ? ЕСЛИ НЕТ, ВОЗМОЖНО ЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ? 3. ДОЛЖНА ЛИ НЕМЕЦКАЯ ФИРМА ВСТАВАТЬ НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ? В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НЕМЕЦКАЯ ФИРМА ПРОИЗВОДИТ ОДНОВРЕМЕННО МОНТАЖНЫЕ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗНЫМ КОНТРАКТАМ, БУДЕТ ЛИ ЕЙ ПРИСВОЕН ОДИН И ТОТ ЖЕ ИНН ЛИБО ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО КАЖДОМУ КОНТРАКТУ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ В ОТДЕЛЬНОСТИ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 22 мая 2001 г. N 15-08/22567 (Д) В соответствии с п. 1.4 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения, в частности, понимается любое место регулярного осуществления деятельности, связанное с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке и обслуживанию оборудования. Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранного юридического лица на территории Российской Федерации определяется исходя из положений соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения и положений налогового законодательства Российской Федерации, не противоречащих положениям соглашения. В связи с тем, что в соглашениях об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно - монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства, осуществление этой деятельности иностранной организацией с постоянным местопребыванием в стране, с которой у России существует соглашение, образует постоянное представительство при превышении срока работ, указанного в соглашении. Согласно ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество строительная площадка или монтажный объект являются постоянным представительством только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев. В связи с тем, что действующее российское налоговое законодательство не содержит определений терминов "строительная площадка", "строительный объект", "монтажный объект" и т.д., которыми следовало бы руководствоваться для целей налогообложения прибыли иностранных юридических лиц, полученной в связи с такой деятельностью на территории Российской Федерации, при решении данного вопроса целесообразно принять во внимание комментарии к модели Конвенции по налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), на основе которой Российская Федерация ведет переговоры по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами. Согласно указанным комментариям под "строительной площадкой" или "сборочным или монтажным объектом" понимается не только строительство зданий, но также строительство дорог, мостов, каналов, укладка трубопроводов и экскавационные и землечерпательные работы. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что речь идет о строительстве, реконструкции, сооружении и монтаже объектов, связанных с существенными капитальными вложениями и существующих в течение достаточно длительного периода времени. Не относятся к "строительной площадке", например, работы по монтажу оборудования, не требующего прочной связи с землей и перемещаемого без ущерба его назначению, и подобные работы, выполняемые по отдельным договорам, хотя и являющиеся сами по себе строительными. Сроки, установленные налоговыми соглашениями, в течение которых строительно - монтажная деятельность не рассматривается как осуществляемая через постоянное представительство, на деятельность, указанную в настоящем абзаце, по общему правилу не распространяются. Во всех случаях, если вышеуказанная деятельность иностранной организации продолжается свыше 3 месяцев в течение любых 12 месяцев с начала таких работ, она может считаться осуществляемой через постоянное представительство. В соответствии с п. 1.8 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 16.06.95 N 34 каждая строительная площадка с момента начала работ рассматривается как образующая отдельное постоянное представительство. Расчет налоговых обязательств осуществляется по каждой отдельной строительной площадке. Если на территории одной инспекции существует несколько строительных площадок, приводящих к образованию постоянного представительства, расчеты должны производиться по каждому отдельному месту осуществления такой деятельности. Консолидация отчетности и налоговых расчетов одного и того же иностранного юридического лица по нескольким постоянным представительствам не допускается (письмо ГНС РФ от 20.12.95 N НП-6-06/652 "Методические рекомендации по применению отдельных положений инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"). Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 07.04.2000 N АП-3-06/124 "Об утверждении положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение (филиал, представительство, другое обособленное подразделение) в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала. Иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких местах на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом налоговом органе, осуществляющем учет иностранных организаций. Термин "постоянное представительство" определяет налоговый статус иностранного юридического лица в Российской Федерации. Налоговый статус иностранного юридического лица определяется налоговым органом на основании ежегодно представляемой годовой налоговой декларации о доходах и отчета о деятельности на территории Российской Федерации. При осуществлении иностранным юридическим лицом, не имеющим российского ИНН, активной деятельности на территории Российской Федерации, в сроки, не превышающие 30 календарных дней в году, возможно предварительное освобождение такой иностранной компании от налогообложения по доходам в связи с деятельностью в Российской Федерации в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном соглашении об избежании двойного налогообложения как не приводящая к образованию постоянного представительства (например, строительная площадка, существующая менее одного месяца). В таких случаях иностранное юридическое лицо должно направить в налоговый орган заявление на предварительное освобождение по форме 1013DT(1996), приведенной в письме Госналогслужбы России от 29.12.95 N ВЗ-6-06/672 (основание: письмо ГНС РФ от 26.06.98 N 06-1-14/745). Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А. Глинкин 22 мая 2001 г. N 15-08/22567 |