НЕМЕЦКАЯ ФИРМА, ИМЕЮЩАЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОДАЖУ И ПОСТАВКУ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ (ЛИНИЙ) ДЛЯ РОЗЛИВА НАПИТКОВ. МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВЕДЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А ЕГО ГЛ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 22.05.01 15-08/22567

            НЕМЕЦКАЯ ФИРМА, ИМЕЮЩАЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
          ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОДАЖУ И ПОСТАВКУ
       В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ ОБОРУДОВАНИЯ (ЛИНИЙ) ДЛЯ РОЗЛИВА
      НАПИТКОВ. МОСКОВСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ВЕДЕТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
    ВСПОМОГАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, А ЕГО ГЛАВА НЕ ИМЕЕТ ПОЛНОМОЧИЯ
      НА ПОДПИСАНИЕ ДОГОВОРОВ ПОСТАВКИ ОБОРУДОВАНИЯ В РОССИЙСКУЮ
      ФЕДЕРАЦИЮ. К ДОГОВОРАМ ПОСТАВКИ, КАК ПРАВИЛО, ЗАКЛЮЧАЮТСЯ
      ОТДЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЕ, ЧТО НЕМЕЦКАЯ СТОРОНА
       ПРОИЗВЕДЕТ МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ
      (СОГЛАШЕНИЯ ТАКЖЕ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ МЕЖДУ РОССИЙСКИМ ПОЛУЧАТЕЛЕМ
        И НЕМЕЦКОЙ ФИРМОЙ). ДАННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ
          ОТДЕЛЬНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ ЗА ПРОВЕДЕНИЕ МОНТАЖНЫХ И
       ПУСКОНАЛАДОЧНЫХ РАБОТ, КОТОРЫЕ ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ РОССИЙСКИМ
        ЗАКАЗЧИКОМ НАПРЯМУЮ В ГЕРМАНИЮ. В ЭТОЙ СВЯЗИ ВОЗНИКАЮТ
         СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ: 1. ЧТО ПОНИМАЕТСЯ ПОД "МОНТАЖНЫМ
        ОБЪЕКТОМ" В СМЫСЛЕ П. 3 СТ. 5 СОГЛАШЕНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ
               ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ ФРГ И РФ?
        2. ПРИВЕДЕТ ЛИ ОКАЗАНИЕ МОНТАЖНЫХ РАБОТ К ОБРАЗОВАНИЮ
       ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НЕМЕЦКОЙ ФИРМЫ В НАЛОГОВЫХ
      ЦЕЛЯХ? ЕСЛИ НЕТ, ВОЗМОЖНО ЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
       ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ? 3. ДОЛЖНА ЛИ НЕМЕЦКАЯ ФИРМА ВСТАВАТЬ
      НА УЧЕТ В НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ? В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ НЕМЕЦКАЯ ФИРМА
      ПРОИЗВОДИТ ОДНОВРЕМЕННО МОНТАЖНЫЕ И ПУСКОНАЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ
     В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РАЗНЫМ КОНТРАКТАМ,
     БУДЕТ ЛИ ЕЙ ПРИСВОЕН ОДИН И ТОТ ЖЕ ИНН ЛИБО ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ
     И ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО КАЖДОМУ КОНТРАКТУ БУДУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ
                            В ОТДЕЛЬНОСТИ?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            22 мая 2001 г.
                            N 15-08/22567

                                 (Д)


     В соответствии  с  п.  1.4  инструкции  Госналогслужбы Российской
Федерации от 16.06.95  N  34  "О  налогообложении  прибыли  и  доходов
иностранных   юридических   лиц"   под  постоянным  представительством
иностранного  юридического  лица  в  Российской  Федерации  для  целей
налогообложения,  в  частности,  понимается  любое  место  регулярного
осуществления деятельности,  связанное с  проведением  предусмотренных
контрактами   работ  по  строительству,  установке,  монтажу,  сборке,
наладке и обслуживанию оборудования.
     Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранного
юридического лица  на  территории  Российской  Федерации  определяется
исходя  из  положений  соответствующего  международного  соглашения об
избежании   двойного   налогообложения    и    положений    налогового
законодательства  Российской  Федерации,  не противоречащих положениям
соглашения.
     В связи   с   тем,   что  в  соглашениях  об  избежании  двойного
налогообложения  определены  конкретные  сроки,  в   течение   которых
строительно  - монтажная деятельность не будет приводить к образованию
постоянного   представительства,   осуществление   этой   деятельности
иностранной  организацией  с  постоянным местопребыванием в стране,  с
которой  у   России   существует   соглашение,   образует   постоянное
представительство при превышении срока работ, указанного в соглашении.
     Согласно ст.  5  Соглашения   между   Российской   Федерацией   и
Федеративной    Республикой    Германии    об    избежании    двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество строительная
площадка  или  монтажный объект являются постоянным представительством
только в случаях,  если продолжительность их деятельности превышает 12
месяцев.
     В связи   с   тем,   что   действующее    российское    налоговое
законодательство   не   содержит  определений  терминов  "строительная
площадка",  "строительный объект", "монтажный объект" и т.д., которыми
следовало  бы  руководствоваться  для  целей  налогообложения  прибыли
иностранных юридических лиц,  полученной в связи с такой деятельностью
на  территории  Российской  Федерации,  при  решении  данного  вопроса
целесообразно принять во внимание комментарии к  модели  Конвенции  по
налогам на доход и капитал Организации экономического сотрудничества и
развития  (ОЭСР),  на  основе  которой  Российская   Федерация   ведет
переговоры    по   заключению   соглашений   об   избежании   двойного
налогообложения  с  иностранными  государствами.  Согласно   указанным
комментариям под "строительной площадкой" или "сборочным или монтажным
объектом"  понимается  не  только  строительство  зданий,   но   также
строительство   дорог,   мостов,   каналов,  укладка  трубопроводов  и
экскавационные и землечерпательные работы.
     Из вышесказанного  можно  сделать  вывод  о том,  что речь идет о
строительстве, реконструкции, сооружении и монтаже объектов, связанных
с  существенными  капитальными  вложениями  и  существующих  в течение
достаточно длительного периода времени.
     Не относятся  к  "строительной  площадке",  например,  работы  по
монтажу  оборудования,  не  требующего  прочной  связи  с   землей   и
перемещаемого   без   ущерба   его   назначению,  и  подобные  работы,
выполняемые по отдельным договорам,  хотя и являющиеся  сами  по  себе
строительными. Сроки, установленные налоговыми соглашениями, в течение
которых строительно - монтажная деятельность  не  рассматривается  как
осуществляемая  через  постоянное представительство,  на деятельность,
указанную в настоящем абзаце,  по общему правилу не  распространяются.
Во   всех   случаях,   если   вышеуказанная  деятельность  иностранной
организации продолжается свыше 3 месяцев в течение любых 12 месяцев  с
начала   таких   работ,   она  может  считаться  осуществляемой  через
постоянное представительство.
     В соответствии  с  п.  1.8  инструкции  Госналогслужбы Российской
Федерации от 16.06.95 N 34  каждая  строительная  площадка  с  момента
начала  работ  рассматривается  как  образующая  отдельное  постоянное
представительство.  Расчет налоговых  обязательств  осуществляется  по
каждой отдельной строительной площадке.
     Если на   территории   одной   инспекции   существует   несколько
строительных    площадок,   приводящих   к   образованию   постоянного
представительства,  расчеты должны производиться по каждому отдельному
месту  осуществления  такой  деятельности.  Консолидация  отчетности и
налоговых расчетов одного и того же иностранного юридического лица  по
нескольким постоянным представительствам не допускается (письмо ГНС РФ
от 20.12.95 N НП-6-06/652  "Методические  рекомендации  по  применению
отдельных  положений инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34
"О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц").
     Согласно приказу  Министерства  Российской Федерации по налогам и
сборам от  07.04.2000  N  АП-3-06/124  "Об  утверждении  положения  об
особенностях  учета  в  налоговых  органах  иностранных организаций" в
случае,  если иностранная организация  осуществляет  или  намеревается
осуществлять  деятельность  в  Российской  Федерации  через  отделение
(филиал,  представительство,  другое  обособленное  подразделение)   в
течение  периода,  превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно
или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе
по  месту  осуществления  деятельности  не  позднее  30 дней с даты ее
начала.
     Иностранная организация, осуществляющая деятельность в нескольких
местах на территориях,  подконтрольных  различным  налоговым  органам,
обязана встать на учет в каждом налоговом органе,  осуществляющем учет
иностранных организаций.
     Термин "постоянное представительство" определяет налоговый статус
иностранного  юридического  лица  в  Российской  Федерации.  Налоговый
статус  иностранного  юридического лица определяется налоговым органом
на основании ежегодно представляемой годовой  налоговой  декларации  о
доходах и отчета о деятельности на территории Российской Федерации.
     При осуществлении  иностранным  юридическим  лицом,  не   имеющим
российского   ИНН,  активной  деятельности  на  территории  Российской
Федерации,  в сроки,  не  превышающие  30  календарных  дней  в  году,
возможно  предварительное  освобождение  такой иностранной компании от
налогообложения по  доходам  в  связи  с  деятельностью  в  Российской
Федерации в случае, если такая деятельность прямо указана в конкретном
соглашении об избежании двойного налогообложения как не  приводящая  к
образованию   постоянного  представительства  (например,  строительная
площадка,  существующая  менее  одного  месяца).   В   таких   случаях
иностранное  юридическое  лицо  должно  направить  в  налоговый  орган
заявление  на  предварительное  освобождение  по  форме  1013DT(1996),
приведенной  в  письме Госналогслужбы России от 29.12.95 N ВЗ-6-06/672
(основание: письмо ГНС РФ от 26.06.98 N 06-1-14/745).

Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                          А.А. Глинкин
22 мая 2001 г.
N 15-08/22567