Страницы: 1 2 О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА 2001 - 2010 ГОДЫ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 24 апреля 2001 г. N 1818 (Д) Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 23.01.2001 N 3/1 приказываю: 1. Утвердить прилагаемый проект программы развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001-2010 годы (далее - Программа). 2. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С. Гребневу) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым) и Советом по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации (В.Л. Матросовым) обеспечить доведение Программы до органов управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, реализующих программы высшего, среднего и дополнительного педагогического образования. 3. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С. Гребневу) совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым): 3.1. Обеспечить координацию деятельности исполнителей при реализации Программы. 3.2. Формировать заказ на научное и научно-методическое обеспечение реализации мероприятий Программы. 3.3. Представить в установленном порядке на рассмотрение в управляющий комитет программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" (А.А. Полякову) для проведения конкурса перечень приоритетных направлений исследований. 3.4. Ежегодно готовить предложения о включении мероприятий IV и V разделов Программы в перечень централизованных мероприятий Министерства. 4. Управлению развития образования (П.Е. Кондрашову) ежегодно предусматривать финансирование и включение заказа на научное и научнометодическое обеспечение реализации мероприятий Программы в установленном порядке в проект плана научно-исследовательских работ по научно-методическому обеспечению Федеральной программы развития образования. 5. Управляющему комитету программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" (А.А. Полякову) представить в установленном порядке предложения для руководящего совета о введении в структуру программы "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение функционирования системы образования" на 2002-2010 годы подпрограммы "Развитие педагогического образования в России". 6. Управлению развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений (С.К. Сергееву): 6.1. Совместно с Советом по педагогическому образованию при Минобразовании России (В.Л. Матросовым) провести в соответствии с перечнем мероприятий Программы анализ состояния ресурсного и материально-технического обеспечения учреждений непрерывного педагогического образования и подготовить к 31 декабря 2001 г. предложения об их переоснащении. 6.2. Ежегодно готовить предложения о корректировке лимита государственных инвестиций на мероприятия по развитию ресурсной, материально-технической и учебно-производственной базы образовательных учреждений и организаций системы непрерывного педагогического образования. 7. Рекомендовать Российской академии образования (Н.Д. Никандрову) включить в план важнейших исследований Академии на 2001 и последующие годы научные темы, обеспечивающие реализацию основных направлений Программы. 8. Управлению общеобразовательных учреждений и инспектирования (В.Ф. Сауткину) в срок до 15 мая 2001 г. подготовить предложения о составе рабочей группы для разработки проекта программы "Российский учитель". 9. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации: 9.1. Обеспечить доведение Программы до подведомственных образовательных учреждений системы непрерывного педагогического образования и выполнение ее мероприятий. 9.2. Принять активное участие в реализации Программы, осуществить разработку и корректировку соответствующих программ развития регионов, образовательных учреждений, организаций согласно основным направлениям Программы. 10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д. Шадрикова. Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов 24 апреля 2001 г. N 1818 Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 24 апреля 2001 года N 1818 ПРОГРАММА развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001-2010 годы Введение (паспорт программы) Программа развития педагогического образования России (далее - Программа) является организационной основой государственной политики, проводимой Министерством образования Российской Федерации в области педагогического образования. Программа разработана с учетом положений Национальной доктрины образования Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральной программы развития образования. Программа определяет стратегию развития педагогического образования как приоритетной и системообразующей отрасли сферы российского образования. Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными и муниципальными программами, принимаются во внимание при создании отраслевых программ развития образования. Региональные и муниципальные программы развития педагогического образования создаются с учетом национальных, региональных, социальноэкономических, экологических, культурных, демографических, а также других особенностей регионов, влияющих на функционирование системы непрерывного педагогического образования, и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению субъектов Российской Федерации. Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы педагогического образования на основе достижений науки и техники, за счет средств, выделяемых в рамках Федеральной программы развития образования. Решение о разработке Программы было принято коллегией Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 23/1. Государственным заказчиком является Министерство образования Российской Федерации. Исполнителями и соисполнителями Программы выступают органы государственной власти, государственные органы управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения системы педагогического образования различных форм и видов, научноисследовательские организации. Цель Программы - развитие исторически сложившейся системы педагогического образования на основе создания правовых, экономических и организационных условий формирования профессионально компетентной, социально активной, творческой личности педагога, повышения качества педагогического образования, оптимизации механизма управления системой педагогического образования при изменении образовательной парадигмы и динамичной социокультурной ситуации. Программа ориентирована на повышение качества педагогического образования, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечение единства профессионального обучения и воспитания, сбалансированности государственного, общественного и личностного приоритетов в системе непрерывного педагогического образования, возрастание роли педагогических образовательных учреждений в решении задач, стоящих перед государством и обществом в новых экономических и социокультурных условиях. Срок реализации Программы: 2001 - 2010 годы. Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: - перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с разграничением функций исполнителей; - предложений по определению источников и объемов финансирования IV и V разделов перечня мероприятий Программы. Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство образования Российской Федерации. Современное состояние и основные проблемы педагогического образования Педагогическое образование является приоритетным направлением сферы российского образования, которая: - обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты; - способствует социальной стабильности и развитию общества; - определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства. Система педагогического образования России представляет собой: - совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; - сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; - федерально-региональную систему управления педагогическим образованием. Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования. В настоящее время система непрерывного педагогического образования объединяет более 670 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ (163 педагогических училища и 183 педагогических колледжа), финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 160 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, включая 2 профессионально-педагогических вуза, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный ("классический") университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Минобразования России, 90 институтов повышения квалификации). Составной частью системы непрерывного педагогического образования являются филиалы вузов. За последние два года открыто 57 филиалов государственных педагогических вузов. Внутри системы непрерывного педагогического образования имеют место интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебнонаучно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Финансирование учреждений системы непрерывного педагогического образования осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации. Из 670 образовательных учреждений системы 445 находятся на финансировании субъектов Российской Федерации. Система непрерывного педагогического образования ориентирована на один из самых обширных рынков образовательных потребностей и услуг. По данным на 1998-1999 годы система непрерывного педагогического образования обеспечивает педагогическими кадрами более 60 тысяч дошкольных образовательных учреждений (4,7 млн. обучающихся) и 66,7 тысяч общеобразовательных учреждений различных видов и типов (21,1 млн. обучающихся), включая учреждения специального образования; 4 тысячи учреждений начального профессионального образования (1,67 млн. обучающихся); 2,65 тыс. учреждений среднего профессионального образования (2,1 млн. обучающихся); 8,7 тыс. учреждений дополнительного образования (4,4 млн. обучающихся); 587 высших учебных заведений (3,3 млн. обучающихся). В целом система непрерывного педагогического образования готовит педагогические кадры более чем для 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37,27 млн. человек. Востребованность выпускников системы непрерывного педагогического образования не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы непрерывного педагогического образования приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения. Управление системой непрерывного педагогического образования осуществляется Министерством образования Российской Федерации, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями такими, как Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации, Учебно-методическое объединение вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Учебно-методическое объединение средних и высших профессионально-педагогических учебных заведений, ассоциации, советы директоров средних педагогических учебных заведений, Совет директоров средних профессионально-педагогических учебных заведений, Совет директоров образовательных учреждений послевузовского образования. Координацию деятельности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации. Современная система непрерывного педагогического образования - это динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях, совершенствование Классификатора специальностей среднего профессионального педагогического образования и Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования. В последние годы в этом направлении велась большая работа. Расширилась номенклатура группы 0300 Образование Классификатора специальностей среднего профессионального образования, введены 9 новых специальностей: 0303 Иностранный язык, 0305 География, 0317 Педагогика дополнительного образования, 0318 Специальное дошкольное образование, 0319 Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 0321 Родной язык и литература, 0322 Организация воспитательной деятельности, 0323 Адаптивная физическая культура, по которым с 1998/99 учебного года открыта подготовка кадров. Осуществлен пересмотр Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части, касающейся педагогического образования. В Перечне направлений подготовки бакалавров и магистров выделена группа "Педагогические науки", уточнены названия направлений подготовки бакалавров и увеличено их число, расширен список профилей подготовки бакалавров образования, возросло число магистерских программ в области педагогических наук. Проведена большая работа по оптимизации Перечня специальностей высшего профессионального образования, сокращен ряд педагогических специальностей, восстановлены специальности "Русский язык и литература", "Родной язык и литература", "Иностранный язык", введена специальность "Педагогика". Дополнение "по отраслям" обеспечивает адресность подготовки кадров по специальности "Профессиональное обучение". Приведены в соответствие с ОКСО наименования квалификаций по педагогическим специальностям, расширен их список. Многое сделано в последнее время по обновлению содержания педагогического образования. Впервые созданы и внедрены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования, что стало существенным вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы непрерывного педагогического образования. Разработаны и утверждены государственные образовательные стандарты второго поколения по специальностям и направлениям высшего педагогического образования. Их структура и содержание не только отражают специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения, но и корреспондируются с государственными образовательными стандартами других областей образования и уровней системы педагогического образования. Принятая модель стандарта способствует реализации принципа преемственности обучения и сохранения единого образовательного пространства в рамках всей системы образования, что усиливает системообразующую функцию педагогического образования. 59 государственных образовательных стандартов по специальностям высшего педагогического образования и 7 направлениям подготовки в группе "Педагогические науки" обеспечивают вариативность высшего педагогического образования, большую ориентированность на удовлетворение потребностей стремительно развивающегося рынка запросов и услуг в сфере образования. Впервые созданы и утверждены 2 варианта государственных образовательных стандартов по "педагогическим специальностям", что позволило сохранить практику подготовки учителей для малокомплектной и сельской школ по основной и дополнительной специальностям без увеличения срока обучения. Вместе с тем механизм разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов требует корректировки в соответствии с современными тенденциями развития всей системы образования, активными процессами, происходящими в области реформирования школьного образования, динамичными социокультурными и экономическими изменениями в стране. Особое внимание следует обратить на вопросы мониторинга реализации государственных образовательных стандартов для всех уровней педагогического образования. В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы непрерывного педагогического образования, повышению информационной грамотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности "Информатика", включения в федеральный блок общих математических и естественнонаучных дисциплин государственных образовательных стандартов педагогического образования курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработке научно-методического сопровождения этих предметов, пополнения компьютерного парка и расширения программного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях. Следует признать, что состояние технических средств и программного обеспечения учреждений системы педагогического образования не отвечает уровню требований, необходимых для выполнения задач, стоящих перед учителем в условиях информационной цивилизации. Развитие системы непрерывного педагогического образования обусловлено расширением и качественным изменением поля профессиональной деятельности педагога, которое диктует необходимость уточнения подходов и принципов формирования и организации содержания образования на всех его ступенях и уровнях. Первостепенным становится решение задач усиления адресности подготовки специалистов, максимальной ориентации на конкретные запросы образовательных учреждений всех типов и субъектов рынка образовательных услуг, сохранения свободы выбора личностью образовательной траектории. Возрастание роли образования в современной социальноэкономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях в большей мере становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической деятельностью и др. При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объемов знаний, все более важным для педагога становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение его профессиональной мотивации. Приобщение педагога к научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. В системе педагогического образования сегодня сосредоточено до 17 проц. кандидатов и 12 проц. докторов наук всей системы высшего образования, на базе педагогических вузов функционирует 150 диссертационных советов. По численности научного потенциала педагогические вузы занимают третье место в системе высшего профессионального образования. Анализ НИР по тематическим планам показывает постепенный рост финансирования научных исследований в области народного образования и педагогики. Но рост этот незначителен, по-прежнему низка активность педагогических учебных заведений в реализации федеральных и отраслевых научных программ. Все это заставляет заострить проблему перспективы научных исследований в системе непрерывного педагогического образования, обратить внимание на необходимость проявления большей активности педагогических учебных заведений в конкурсах научно-исследовательских проектов, разработке перспективных научных тем. Научный потенциал системы педагогического образования способен не только выявить перспективные направления развития науки, но и воплотить их в конкретный научный продукт. Для этого требуется скорректировать тематику научных исследований учреждений педагогического образования, последовательно включать в нее проблемы, связанные с модернизацией образования, добиться большей координации действий. Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы непрерывного педагогического образования, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и его практической направленности. Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки невозможно без усиления роли фундаментальной составляющей, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование, при формировании содержания педагогического образования Под универсальностью педагогического образования подразумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и общекультурного компонентов. Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований. Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-регионального (вузовского) компонента, курсов по выбору и дисциплин специализаций. Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования. Принцип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели - качественную подготовку кадров на основе согласования концептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов для сферы образования. Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесены с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования. Отмечая в целом динамику развития системы непрерывного педагогического образования, следует признать наличие следующих проблем, обусловленных как внешними факторами, так и внутренними особенностями современного этапа ее деятельности: - снижение престижности педагогического образования, понижение социального статуса педагога; - отсутствие концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации; - неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки педагогических кадров; - наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время школой, обществом и государством к личности и уровню профессиональной компетентности педагога; - несогласованность методологических подходов при создании и реализации преемственных государственных образовательных стандартов и программ для всех уровней и ступеней педагогического образования, механизма их мониторинга; - отсутствие теоретически обоснованных и практически апробированных подходов, научно-методического обеспечения подготовки специалистов по образовательным областям базисного учебного плана общеобразовательной (основной) и профилям (средней) школы, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школ, а также на преподавание в профильных классах; - необходимость создания научно-методического обеспечения и разработки педтехнологий подготовки педагогов к ведению учебновоспитательной работы с разновозрастными коллективами; - отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг, запросов личности и общества; - несоответствие механизма разработки, апробации и внедрения государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования современным тенденциям развития образования и общества; - слабая материально-техническая база и недостаточное программное и научно-методическое обеспечение информационной подготовки педагогических кадров; - нескоординированность тематики научных исследований в учреждениях системы педагогического образования, низкая активность педагогических учреждений в конкурсах научных проектов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования. Выявленные проблемы позволяют определить следующие основные направления и связанные с ними задачи развития системы непрерывного педагогического образования. I. Совершенствование содержания и обеспечение качества педагогического образования: - усиление взаимосвязей системы педагогического образования и потребностей общества; - улучшение качества подготовки педагогических кадров для работы в условиях вариативных образовательных программ и учебников, профильного обучения в 12-летней общеобразовательной школе; - разработка научных основ и научно-практических методов диагностики качества педагогического образования, создание условий для обеспечения функционирования механизма контроля качества подготовки педагогических кадров; - разработка преемственных федеральных и национальнорегиональных компонентов государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ различных уровней; - обеспечение преемственности содержания педагогического образования, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования; - разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школы; создание условий для их реализации; разработка педагогических технологий подготовки педагога к ведению учебно-воспитательной работы с разновозрастными коллективами; - развитие материально-технической базы и научно-методического сопровождения, обеспечивающих повышение уровня информационной культуры в системе непрерывного педагогического образования; стимулирование разработки и внедрения новых информационных технологий в процесс подготовки педагогических кадров, управления и функционирования системы непрерывного педагогического образования; - совершенствование системы государственной аттестации педагогических и руководящих кадров системы непрерывного педагогического образования. II. Ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение учреждений педагогического образования: - обеспечение приоритетного развития системы непрерывного педагогического образования в государстве и обществе; - совершенствование нормативно-правовой базы в области непрерывного педагогического образования; - формирование экономических механизмов развития системы непрерывного педагогического образования; - совершенствование государственной и социальной защиты работников системы непрерывного педагогического образования, как обучающихся, так и выпускников, работающих в общеобразовательных учреждениях. III. Совершенствование управления системой непрерывного педагогического образования: - разработка теоретических основ и научно-методического обеспечения осуществления управленческого мониторинга состояния системы непрерывного педагогического образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования ее развития; - проведение мониторинга состояния обеспечения системы непрерывного педагогического образования учебной литературой, мультимедийными и другими средствами обучения; - создание концепции оптимизации структуры управления системой непрерывного педагогического образования. IV. Организация конференций, семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации: - подготовка и проведение конгрессов, симпозиумов, конференций, совещаний, семинаров по проблемам непрерывного педагогического образования; - создание нормативно-правовой и финансовой базы для проведения конкурсов, олимпиад и других мероприятий, направленных на повышение престижа педагогической профессии, повышение социального статуса педагога. V. Подготовка изданий для системы педагогического образования и освещение вопросов педагогического образования в СМИ: - разработка механизма формирования и реализации программы учебного книгоиздания для системы непрерывного педагогического образования; - организация работ, связанных с созданием научно-методического обеспечения системы непрерывного педагогического образования, включая подготовку мультимедийных средств обучения; - совершенствование системы оценки качества и сертификации научнометодического, учебно-методического обеспечения, средств обучения, включая мультимедийные, и образовательных услуг для системы непрерывного педагогического образования; - разработка системы мероприятий поддержки и развития профессиональных изданий в системе непрерывного педагогического образования. Ожидаемые результаты от реализации Программы Реализация Программы развития системы непрерывного педагогического образования позволит обеспечить: - достижение заданного качества педагогического образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников педагогических учебных заведений на рынке труда; - совершенствование содержания педагогического образования, обеспечение преемственности на всех уровнях и ступенях, углубление его фундаментальности и усиление профессиональной направленности; - подготовку педагогических кадров к продуктивной профессиональной деятельности в условиях модернизации образования, перехода к двенадцатилетнему общему среднему образованию, профилизации образования, углубления вариативности и индивидуализации образования, работы с одаренными детьми и детьми с недостатками в умственном и физическом развитии, работы с разновозрастными классными коллективами в сельских малокомплектных и малочисленных школах, расширения дистанционного образования; - интенсификацию и индивидуализацию обучения, реализацию современных технологий обучения, в том числе и информационных, развитие у студентов культуры самообразования, самоорганизации и самоконтроля; - развитие научно-исследовательской деятельности научных школ, научно-технической базы учреждений системы непрерывного педагогического образования, интеграцию науки и образования, реализацию инновационных проектов и программ; - повышение качества и увеличение наименований изданий учебной, научной и методической литературы в области педагогического образования; - восстановление и укрепление престижа педагогической профессии, усиление государственной и социальной поддержки работников и учащихся системы непрерывного педагогического образования; - укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы непрерывного педагогического образования; - совершенствование системы подготовки и переподготовки работников сферы управления образованием, педагогических кадров учреждений образования; - формирование общенационального независимого института оценки эффективности деятельности системы непрерывного педагогического образования; - создание мониторинга качества педагогического образования, единого информационного пространства системы непрерывного педагогического образования; - расширение многоканального финансирования образовательных и научно-исследовательских учреждений, обучающихся и работников системы непрерывного педагогического образования. Перечень мероприятий по программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 гг. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | Мероприятия | Ответственные | Сроки | Финансиров | Планируемый результат | | | исполнители | реализации | ание (тыс. | | | | | | руб.) | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | I. Совершенствование содержания и обеспечение качества педагогического образования | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1.1. Комплексное | Министерство | 2001-2002 | 1100 | Функционально-деятельностная | | исследование действующих | образования | | | модель педагога для | | государственных | Российской | | | образовательных учреждений | | образовательных стандартов | Федерации, | | | различных видов, типов, форм, | | и программ всех уровней и | образовательные | 2001-2005 | 600 | ступеней и уровней образования. | | их реализации в системе | учреждения и | | | Мониторинг реализации ГОС в | | педагогического | организации | | | образовательных учреждениях | | образования. | системы | | | педагогического образования. | | | непрерывного | | | Методические рекомендации по | | | педагогического | 2001-2002 | 6000 | оптимизации реализации ГОС. | | Разработка | образования, | | | Государственные требования к | | профессиональных | научно- | | | минимуму содержания и уровню | | образовательных программ | исследовательские | | | подготовки педагогических кадров | | для получения | институты | | | в системе послевузовского и | | дополнительных | | 2001-2004 | 7200 | дополнительного педагогического | | педагогических | | | | образования. | | квалификаций. | | | | Преемственные профессиональные | | | | | | образовательные программы | | | | | | среднего, высшего и | | | | | | послевузовского педагогического | | | | | | образования. | | | | | | Перечень профессиональных | | | | | | образовательных программ для | | | | | | получения дополнительных | | | | | | педагогических квалификаций. | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.2. Теоретическое | Министерство | 2001-2002 | 1200 | Рекомендации по разработке | | обоснование формирования | образования | | | согласованных федеральных и | | федеральных и национально - | Российской | | | национально-региональных | | региональных компонентов | Федерации, | | | компонентов основных | | основных профессиональных | образовательные | | | профессиональных образовательных | | образовательных программ | учреждения и | | | программ системы непрерывного | | системы непрерывного | организации | | | педагогического образования. | | педагогического | системы | | | | | образования. | непрерывного | | | | | | педагогического | | | | | | образования, | | | | | | научно - | | | | | | исследовательские | | | | | | институты. | | | | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.3. Разработка | Министерство | 2001-2003 | 2000 | Воспитательный компонент | | воспитательного компонента | образования | | | профессиональных образовательных | | ГОС и рекомендаций по | Российской | | | программ среднего, высшего и | | обеспечению условий его | Федерации, | | | послевузовского педагогического | | реализации на всех | образовательные | | | образования. | | ступенях и уровнях | учреждения и | 2001-2002 | 400 | Рекомендации по организации | | педагогического | организации | | | воспитывающей и развивающей | | образования. | системы | | | среды в образовательных | | | непрерывного | | | учреждениях системы непрерывного | | | педагогического | | | педагогического образования. | | | образования, | | | | | | научно - | | | | | | исследовательские | | | | | | институты | | | | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.4. Разработка | Министерство | 2001-2002 | 500 | Дидактические основы организации | | дидактических основ | образования | | | учебно-воспитательного процесса | | организации преемственного | Российской | | | в системе непрерывного | | учебно-воспитательного | Федерации, | 2001-2002 | 500 | педагогического образования. | | процесса в системе | образовательные | | | Программы учебных, | | непрерывного | учреждения и | | | педагогических и | | педагогического | организации | 2001-2002 | 500 | производственных, включая научно - | | образования. | системы | | | исследовательские и др. виды | | | непрерывного | | | практики; | | | педагогического | | | Рекомендации по | | | образования, | | | совершенствованию организации и | | | научно - | 2001-2005 | 1200 | проведения итоговой | | | исследовательские | | | государственной аттестации | | | институты. | | | выпускников образовательных | | | | | | учреждений педагогического | | | | | | профиля. | | | | | | Учебно-методическое | | | | | | сопровождение ГОС среднего, | | | | | | высшего и послевузовского | | | | | | педагогического образования. | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.5. Разработка научного и | Министерство | 2001-2005 | 10000 | Научное и учебно-методическое | | учебно-методического | образования | | | обеспечение дистанционного | | обеспечения дистанционного | Российской | | | образования в системе | | образования в системе | Федерации, | 2001-2003 | 10000 | педагогического образования. | | педагогического | образовательные | | | Обучающие системы и компьютерные | | образования. | учреждения и | | | программы по специальностям | | | организации | | | высшего педагогического | | | системы | 2001-2005 | 7000 | образования, включая формат и | | | непрерывного | | | содержание контроля знаний и | | | педагогического | | | умений для дистанционных форм | | | образования | | | обучения. | | | | | | Базы данных научного, учебно - | | | | | | методического обеспечения и | | | | | | обучающих программ дистанционных | | | | | | форм для всех уровней и ступеней | | | | | | педагогического образования. | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.6. Сравнительно - | Министерство | 2001-2002 | 800 | Аналитический отчет по | | сопоставительное изучение | образования | | | международной практике | | отечественного и | Российской | | | сертификации педагогического | | зарубежного опыта по | Федерации, | 2002-2003 | 800 | образования. | | созданию систем контроля | образовательные | | | Рекомендации по созданию научно - | | качества подготовки | учреждения и | | | практического инструментария и | | педагогических кадров. | организации | | | использованию его для контроля | | | системы | 2001-2005 | 4000 | качества подготовки | | Разработка научно- | непрерывного | | | педагогических кадров. | | методического обеспечения | педагогического | | | Научно-практический | | контроля качества | образования, | | | инструментарий контроля качества | | подготовки педагогических | научно - | | | подготовки педагогических | | кадров на всех уровнях | исследовательские | | | кадров, измерители, контрольно- | | педагогического | институты и | | | тестовые задания, анкеты и | | образования. | организации. | | | другие материалы комплексной | | | | | | оценки качества подготовки | | | | | | педагогических кадров на всех | | | | | | уровнях профессионального | | | | | | образования. | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.7. Разработка научного и | Министерство | 2001-2002 | 2000 | Научное и учебно-методическое | | учебно-методического | образования | | | обеспечение довузовской | | обеспечения различных | Российской | | | подготовки молодежи, | | форм, включая | Федерации, | | | ориентированной на | | дистанционные, довузовской | образовательные | | | педагогические профессии, из сел | | подготовки молодежи, | учреждения и | 2001-2003 | 2800 | и малых городов Российской | | ориентированной на | организации | | | Федерации. | | педагогические профессии, | системы | | | Компьютерные обучающие системы и | | из сел и малых городов | непрерывного | | | программы, включая формат и | | Российской Федерации. | педагогического | | | содержание контроля знаний и | | | образования, | | | умений, для дистанционной формы | | | научно - | | | довузовской подготовки молодежи, | | | исследовательские | | | ориентированной на | | | институты и | | | педагогические профессии, из сел | | | организации | | | и малых городов Российской | | | | | | Федерации. | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.8. Разработка научного и | Министерство | Ежегодно | 3000 | Формирование баз данных системы | | научно-методического | образования | | | непрерывного педагогического | | обеспечения информатизации | Российской | 2001-2005 | 10000 | образования. | | системы непрерывного | Федерации, | | | Преемственные компьютерные | | педагогического | образовательные | | | обучающие программы по | | образования. | учреждения и | | | дисциплинам и курсам предметной | | | организации | 2001-2003 | 10000 | и психолого-педагогической | | | системы | | | подготовки. | | | непрерывного | | | Электронные учебники и учебные | | | педагогического | 2001-2005 | 500 | пособия для системы непрерывного | | | образования, | | | педагогического образования. | | | научно - | | | Предложения по ресурсному | | | исследовательские | 2001-2003 | 1500 | обеспечению информационных | | Создание информационных | институты и | | | технологий управления системой | | технологий управления | организации. | | | непрерывного педагогического | | системой непрерывного | | | | образования | | педагогического | | | | Информационные технологии | | образования. | | | | управления системой непрерывного | | | | | | педагогического образования. | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.9. Создание ресурсного, | Министерство | 2001-2003 | 500 | Научное, учебно-методическое и | | научного и методического | образования | | | программное обеспечение | | обеспечения информатизации | Российской | | | функционирования единой | | библиотечной сети системы | Федерации, | | | информационной библиотечной сети | | непрерывного | образовательные | | | системы непрерывного | | педагогического | учреждения и | Ежегодно | 2500 | педагогического образования. | | образования. | организации | | | Электронная библиотека научно - | | | системы | | | исследовательских работ | | | непрерывного | | | (диссертаций, научных отчетов, | | | педагогического | | | авторефератов, монографий) по | | | образования. | Ежегодно | 2500 | психолого-педагогической | | | | | | тематике. | | | | | | Электронный каталог учебной, | | | | | | учебно-методической, научной и | | | | | | другой литературы, выпускаемой в | | | | | | учреждениях системы непрерывного | | | | | | педагогического образования. | |-----------------------------|--------------------|------------|-------------|------------------------------------| | 1.10. Сопоставление | Министерство | 2001-2002 | 400 | Аналитический отчет. | | стандартов, программ, УМК | образования | 2003 | 2000 | Преемственные учебники и учебные | | для старших классов школы | Российской | | | пособия для всех уровней | | с требованиями к уровню | Федерации, | | | образования. | | знаний и содержанию | образовательные | | | | | базовой подготовки в | учреждения | | | | | средних и высших | среднего и | | | | | педагогических | высшего | | | | | учреждениях. | педагогического | | | | | | образования. | | | | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | II. Ресурсное, материально-техническое и нормативно-правовое обеспечение учреждений педагогического образования | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.1. Анализ состояния | Министерство | Ежегодно | 1000 | Предложения о корректировке | | ресурсного и материально- | образования | | | лимита государственных | Страницы: 1 2 |