ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 20 апреля 2001 г. N 408/13-13 (Д) Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе письмо "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период", подготовленное совместно с научно - исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук. Письмо является дополнением к письму Минобразования России от 25.09.2000 N 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы". Первый заместитель Министра образования Российской Федерации А.Ф. КИСЕЛЕВ 20 апреля 2001 г. N 408/13-13 Приложение РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Согласно п. 2.9.5 Санитарных правил 2.4.2.782-99 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений", введенных Приказом Минздрава России от 6 августа 1999 г. N 309, в первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут каждый. В письме "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" сказано: "...в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников предлагается на четвертых уроках использовать не классно - урочную, а иные формы организации учебного процесса. В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков - игр, уроков - театрализаций, уроков - экскурсий, уроков - импровизаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно - урочной форме. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены, в первую очередь, на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибко расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4 - 5 экскурсий по окружающему миру, 3 - 4 - по изобразительному искусству, 4 - 6 - по труду, 4 - 5 уроков - театрализаций по музыке и 6 - 7 уроков - игр и экскурсий по математике. Помимо общих рекомендаций по организации уроков в адаптационный период, выявляется специфика организации уроков по отдельным предметам. Организация уроков математики Начальный период адаптации (приблизительно один месяц) совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (так называемый дочисловой период). Дети в этот период учатся целенаправленно проводить наблюдения над предметами и группами предметов в ходе их сравнения, расположения в пространстве, классификации по признакам (цвет, форма, размер), получая при этом количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникационных умений и воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их общелогическому развитию. Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т.д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке. Для развития пространственных представлений у первоклассников полезно использовать разнообразные дидактические материалы (строительные наборы, конструкторы и пр.). Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и уроках - играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках - экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе. Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы: 1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с включением игр "Как найти свою группу", "Кто первый", "Угадай-ка", "Кто дальше, кто выше, кто больше", "Научи другого" и др.; экскурсия в кабинет математики. 2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями. 3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин. Организация уроков окружающего мира Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. Следует однако отметить, что замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, поскольку в этом случае эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, встроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке. Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам. Кроме экскурсий и целевых прогулок, целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр - театрализаций. Подвижные игры, игры - театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду - на пришкольном участке. Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы: 1. Признаки осени: экскурсии "Золотая осень", "Природа вокруг нас", "Во саду ли в огороде". 2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки "Разнообразие растений", "Деревья твоего двора", "Что за дерево"; через подвижные игры "Комнатные растения". 3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с некоторыми правилами поведения в школе; экскурсия по улицам города, в общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика экскурсий может быть самая различная, например "Наш город (село)", "Дорога от школы до..." (особое внимание обращается на места опасного перехода). Ознакомление с социальным окружением также может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте; можно провести игры "Поздравляем с днем рождения", "Давайте знакомиться". 4. 3доровье: подвижные игры, например "Чистота - залог здоровья". Организация уроков музыки Игровой элемент присущ внутренней природе искусства. Поэтому занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие. Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры - песня, танец, марш, их интонационно - образные особенности. В связи с этим учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы. Учителем могут использоваться следующие образно - игровые приемы: - пластическое интонирование; - музыкально - ритмические движения; - свободное дирижирование; - игра на элементарных музыкальных инструментах; - разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др. Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения. Организация уроков изобразительного искусства В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности ребенка. Игры детей всегда связаны с организацией специального пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать - необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает некое произведение, сколько выражает свое состояние. В это время учитель имеет возможность сопереживать вместе с ребенком, на равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или в куске пластилина. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения. Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы: - прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий (например, тема урока "Золотые краски осени"); - экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно - краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно - прикладного искусства) (например, тема урока "Красота изделий народных умельцев"); - игры (например, тема урока "Игра в художника и зрителя"). Чтобы ребенок понял и создал художественный образ, ему надо в него воплотиться, изобразить его через движения своего тела. Это создает разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений на уроках изо, способствуя снятию напряжения. Организация уроков труда Основные направления работы на первых уроках труда включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и др.), координации движений, формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр. Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр: 1. Подготовительная работа к созданию художественного образа на уроках труда может проходить на таких экскурсиях, как "Красота окружающей природы", "Образы родного края", "Сказочные животные", "Птичий базар". Здесь происходит тренировка умения видеть образы в окружающих предметах, которые в последствии дети будут воплощать в своих работах. 2. Сбор природного материала целесообразно провести на экскурсии "Природа - художник и скульптор" ("Что нам дарит природа?"). Дети заготовят для дальнейшей работы на уроках листья, семена, корни, шишки, веточки, плоды и другой природный материал. Экскурсия может включать игры - соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы. Например, можно предложить игры "Собери листочки одинаковой формы", "Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки (желудя и др.)", "Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички". Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные с подбором природного материала: "Кого тебе напоминает эта веточка (шишка?)", "Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы" и т.д. 3. Можно предложить уроки - конкурсы с использованием изготовленных поделок, например театрализованный конкурс "Озвучь тот персонаж, который ты изобразил" или урок - игра "Бумажная авиация", включающий в себя запуск моделей самолетов из бумаги, и игры - соревнования, например, на дальность полетов. 4. Если позволяют местные условия, хорошо провести экскурсию "Искусство на радость людям" на местное производство, где используются текстиль, бумага, глина и пр. 5. Работа на пришкольном участке, в цветнике, уборка сухих листьев может также стать содержанием уроков труда при наличии инвентаря, соответствующего возрасту ребенка. Данные Рекомендации по проведению уроков помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статического напряжения школьников при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам. Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования Минобразования России М.Р. ЛЕОНТЬЕВА Директор Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН В.Р. КУЧМА |