Без названия. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 20.04.01 408/13-13

 
                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          20 апреля 2001 г.
                             N 408/13-13

                                 (Д)


     Министерство образования   Российской  Федерации  направляет  для
использования в работе письмо "Рекомендации  по  организации  обучения
первоклассников  в  адаптационный период",  подготовленное совместно с
научно - исследовательским институтом гигиены и охраны здоровья  детей
и  подростков  Научного  центра  здоровья  детей  Российской  академии
медицинских наук.  Письмо является дополнением к письму Минобразования
России  от  25.09.2000  N 2021/11-13 "Об организации обучения в первом
классе четырехлетней начальной школы".

Первый заместитель Министра
образования Российской Федерации
                                                          А.Ф. КИСЕЛЕВ
20 апреля 2001 г.
N 408/13-13


                                                            Приложение

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
               ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
                        В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

     Начальный период   обучения   в   первом  классе  должен  создать
благоприятные условия для адаптации ребенка  к  школе,  обеспечивающие
его дальнейшее благополучное развитие,  обучение и воспитание.  Задачи
адаптационного периода едины для всех систем начального образования.
     Согласно п.  2.9.5  Санитарных правил 2.4.2.782-99 "Гигиенические
требования  к  условиям  обучения   школьников   в   различных   видах
современных   общеобразовательных   учреждений",   введенных  Приказом
Минздрава России от 6 августа  1999  г.  N  309,  в  первом  классе  в
сентябре и октябре проводится по 3 урока 35 минут каждый. В письме "Об
организации обучения в первом классе  четырехлетней  начальной  школы"
сказано:  "...в  сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока.
Остальное  время   заполняется   целевыми   прогулками,   экскурсиями,
физкультурными занятиями, развивающими играми". Чтобы выполнить задачу
снятия статического напряжения школьников  предлагается  на  четвертых
уроках  использовать  не  классно - урочную,  а иные формы организации
учебного процесса.
     В течение  восьми  недель  учитель  может  планировать последними
часами уроки физической культуры,  а также уроки по другим предметам в
форме уроков - игр, уроков - театрализаций, уроков - экскурсий, уроков
- импровизаций и т.п.  Поскольку эти уроки также являются  обучающими,
то фактически в иной,  нетрадиционной форме изучается или закрепляется
программный материал.
     В классном   журнале  целесообразно  указывать  форму  проведения
урока, если урок проводится не в классно - урочной форме.
     Уроки физического  воспитания  в  течение первых двух месяцев (16
уроков,  по два урока в  неделю)  направлены,  в  первую  очередь,  на
развитие   и   совершенствование   движений  детей  и  по  возможности
проводятся на свежем воздухе.  На уроках используются различные игры и
игровые ситуации.
     При проведении  трех  уроков  в  день  в  течение  двух   месяцев
четвертые  учебные  часы  следует планировать иначе,  чем традиционные
уроки.  Эти  сорок  часов  учебной  нагрузки  (8  недель  по  1  уроку
ежедневно)   можно   распланировать   следующим   образом:  16  уроков
физкультуры и 24  нетрадиционных  урока,  которые  можно  распределить
между   разными   предметами,  использовав  гибко  расписание  уроков.
Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4 -
5  экскурсий  по  окружающему  миру,  3  -  4  -  по  изобразительному
искусству,  4 - 6 - по труду, 4 - 5 уроков - театрализаций по музыке и
6 - 7 уроков - игр и экскурсий по математике.
     Помимо общих рекомендаций по организации уроков  в  адаптационный
период,   выявляется   специфика   организации   уроков  по  отдельным
предметам.

                    Организация уроков математики

     Начальный период адаптации (приблизительно один месяц)  совпадает
с  проведением  подготовительной  работы  к  восприятию понятий числа,
отношения,  величины,  действий  с  числами  и  др.  (так   называемый
дочисловой   период).   Дети  в  этот  период  учатся  целенаправленно
проводить наблюдения над предметами и группами  предметов  в  ходе  их
сравнения,  расположения  в  пространстве,  классификации по признакам
(цвет,   форма,   размер),   получая   при   этом   количественные   и
пространственные  представления.  Наряду с расширением математического
кругозора и опыта детей,  формированием их коммуникационных  умений  и
воспитанием личностных качеств специальное внимание уделяется развитию
математической речи детей, их общелогическому развитию.
     Дальнейшая работа  по ознакомлению детей с числами и действиями с
ними  строится  на  основе  полной  предметной  наглядности   в   ходе
проведения игр,  практических работ,  экскурсий и др. В зависимости от
характера заданий дети могут на уроке вставать  из-за  парт,  свободно
перемещаться,  подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и
т.д.  На уроках часто используются игровые  приемы  обучения.  Большое
место  на  занятиях  математикой следует отводить дидактическим играм,
позволяя детям подвигаться,  обеспечивая смену видов  деятельности  на
уроке.  Для  развития пространственных представлений у первоклассников
полезно    использовать    разнообразные    дидактические    материалы
(строительные наборы, конструкторы и пр.).
     Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период  может
проходить  не только на уроках в классе,  но и уроках - играх в хорошо
оборудованной  игровой  комнате  и  уроках  -  экскурсиях.  Один  урок
математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.
     Перечисленные формы организации учебной деятельности  могут  быть
использованы при изучении следующих вопросов программы:
     1. Признаки предметов (сравнение  предметов  по  цвету,  размеру,
форме): экскурсии по школе, школьному двору и на спортивную площадку с
включением игр "Как найти свою  группу",  "Кто  первый",  "Угадай-ка",
"Кто дальше, кто выше, кто больше", "Научи другого" и др.; экскурсия в
кабинет математики.
     2. Пространственные    представления,    взаимное    расположение
предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок;
подвижные игры с различными заданиями.
     3. Сравнение групп предметов по их  количеству,  счет  предметов:
экскурсии по школе, в парк, магазин.

                 Организация уроков окружающего мира

     Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в
большинстве регионов  страны  имеются  благоприятные  возможности  для
проведения  экскурсий  и  целевых прогулок,  в ходе которых происходит
непосредственное  знакомство  детей  с  окружающим  миром.  Тем  самым
обеспечивается   накопление   чувственного   опыта,   реальных   ярких
впечатлений,  которые очень важны для успешного познания  окружающего.
Следует  однако  отметить,  что  замена  всех  уроков окружающего мира
прогулками и экскурсиями  нецелесообразна,  поскольку  в  этом  случае
эффективность   последних  может  значительно  снизиться.  Проведенные
наблюдения должны быть осмыслены,  обобщены,  встроены в формирующуюся
систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.
     Экскурсии и   целевые   прогулки    определены    образовательной
программой,  по  которой  обучаются  школьники.  На порядок проведения
экскурсий могут повлиять  погода,  социальная  обстановка,  творческие
задумки учителя, содержание занятий по другим учебным предметам.
     Кроме экскурсий  и  целевых  прогулок,  целесообразно  на  уроках
окружающего  мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр
- театрализаций.  Подвижные игры,  игры - театрализации  проводятся  в
классной комнате,  рекреации,  спортивном зале,  в хорошую погоду - на
пришкольном участке.
     Все перечисленные  формы  организации  учебной деятельности могут
быть использованы при изучении следующих вопросов программы:
     1. Признаки  осени:  экскурсии  "Золотая осень",  "Природа вокруг
нас", "Во саду ли в огороде".
     2. Разнообразие    природы:    экскурсии   и   целевые   прогулки
"Разнообразие растений",  "Деревья твоего  двора",  "Что  за  дерево";
через подвижные игры "Комнатные растения".
     3. Социальное окружение:  экскурсия по  школе  для  знакомства  с
различными   помещениями,  их  назначением,  с  работниками  школы,  с
некоторыми правилами поведения в школе;  экскурсия по улицам города, в
общественное учреждение (детская библиотека, магазин, почта). Тематика
экскурсий может быть самая различная,  например  "Наш  город  (село)",
"Дорога  от школы до..." (особое внимание обращается на места опасного
перехода).  Ознакомление с социальным окружением также может проходить
через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила
поведения в  школе,  общественных  учреждениях,  в  транспорте;  можно
провести игры "Поздравляем с днем рождения", "Давайте знакомиться".
     4. 3доровье: подвижные игры, например "Чистота - залог здоровья".

                      Организация уроков музыки

     Игровой элемент  присущ  внутренней  природе  искусства.  Поэтому
занятия искусством несут в себе огромное компенсирующее воздействие.
     Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися
являются  простейшие  музыкальные  жанры  -  песня,  танец,  марш,  их
интонационно  -  образные  особенности.  В  связи   с   этим   учебная
деятельность  первоклассников  на  уроках музыки может включать в себя
ярко выраженные игровые элементы.
     Учителем могут использоваться следующие образно - игровые приемы:
     - пластическое интонирование;
     - музыкально - ритмические движения;
     - свободное дирижирование;
     - игра на элементарных музыкальных инструментах;
     - разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.
     Эти приемы   позволяют   сделать   процесс  освоения  музыки  как
искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами
деятельности   учащихся,   что  устранит  двигательную  пассивность  и
перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

            Организация уроков изобразительного искусства

     В период  адаптации  к  новым  для  ребенка  условиям   школьного
обучения    художественным    занятиям    принадлежит   особая   роль.
Художественная деятельность органически присуща всей жизнедеятельности
ребенка.   Игры  детей  всегда  связаны  с  организацией  специального
пространства. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать -
необходимый  и специфический способ познания мира.  Ребенок не столько
создает некое произведение,  сколько выражает свое  состояние.  В  это
время  учитель  имеет  возможность сопереживать вместе с ребенком,  на
равных с ним создавать особую реальность на листе бумаги или  в  куске
пластилина.  Художественная  деятельность  ребенка предполагает особую
установку учителя на  творческое  сотрудничество,  на  доверительность
отношений.  Поэтому  сама  атмосфера  и  цели  художественных  занятий
предполагают свободные игровые формы общения.
     Художественные занятия  в период адаптации должны иметь различные
формы:
     - прогулки  и  экскурсии  в парк или лес с целью развития навыков
восприятия,  эстетического любования и наблюдательности, а также сбора
природных  материалов для дальнейших художественных занятий (например,
тема урока "Золотые краски осени");
     - экскурсия  в  мастерскую  народных  умельцев  своего края или в
художественно - краеведческий музей (уголок школьного музея  народного
декоративно  -  прикладного искусства) (например,  тема урока "Красота
изделий народных умельцев");
     - игры (например, тема урока "Игра в художника и зрителя"). Чтобы
ребенок  понял  и  создал  художественный  образ,  ему  надо  в   него
воплотиться,  изобразить  его через движения своего тела.  Это создает
разнообразие форм деятельности и полноту впечатлений  на  уроках  изо,
способствуя снятию напряжения.

                       Организация уроков труда

     Основные направления  работы  на  первых  уроках труда включают в
себя  расширение  сенсорного  опыта  детей,  развитие  моторики   рук,
формирование познавательных процессов (восприятия,  внимания,  памяти,
мышления и др.),  координации  движений,  формирование  первоначальных
приемов работы с ручными инструментами и пр.
     Так же,  как и другие уроки,  часть  уроков  труда  рекомендуется
провести в форме экскурсий или игр:
     1. Подготовительная работа к созданию художественного  образа  на
уроках  труда  может  проходить  на  таких  экскурсиях,  как  "Красота
окружающей природы",  "Образы  родного  края",  "Сказочные  животные",
"Птичий  базар".  Здесь  происходит  тренировка умения видеть образы в
окружающих предметах,  которые в последствии дети  будут  воплощать  в
своих работах.
     2. Сбор природного материала целесообразно провести на  экскурсии
"Природа  -  художник  и  скульптор" ("Что нам дарит природа?").  Дети
заготовят для дальнейшей  работы  на  уроках  листья,  семена,  корни,
шишки, веточки, плоды и другой природный материал.
     Экскурсия может  включать  игры  -   соревнования   на   развитие
глазомера,  чувства  цвета,  формы.  Например,  можно  предложить игры
"Собери листочки одинаковой формы",  "Кто  больше  придумает  образов,
которые  можно  сделать из шишки (желудя и др.)",  "Из каких природных
материалов можно сделать фигурку лисички".
     Уроки на свежем воздухе могут включать игры и конкурсы, связанные
с подбором природного материала:  "Кого тебе  напоминает  эта  веточка
(шишка?)", "Найди листочки, напоминающие по форме перо птицы" и т.д.
     3. Можно   предложить   уроки   -   конкурсы   с   использованием
изготовленных  поделок,  например театрализованный конкурс "Озвучь тот
персонаж,  который ты изобразил" или урок - игра  "Бумажная  авиация",
включающий  в  себя  запуск  моделей  самолетов  из  бумаги,  и игры -
соревнования, например, на дальность полетов.
     4. Если  позволяют  местные  условия,  хорошо  провести экскурсию
"Искусство на радость людям" на местное производство, где используются
текстиль, бумага, глина и пр.
     5. Работа  на  пришкольном  участке,  в  цветнике,  уборка  сухих
листьев  может  также  стать  содержанием  уроков  труда  при  наличии
инвентаря, соответствующего возрасту ребенка.
     Данные Рекомендации   по  проведению  уроков  помогут  учителю  в
реализации требований  Санитарных  правил,  в  создании  благоприятных
условий  для  адаптации детей к школе,  снятии статического напряжения
школьников при одновременном выполнении  образовательных  программ  по
всем предметам.

Руководитель Департамента
образовательных программ
и стандартов общего образования
Минобразования России
                                                        М.Р. ЛЕОНТЬЕВА

Директор Научно-исследовательского
института гигиены и охраны
здоровья детей и подростков
НЦЗД РАМН
                                                            В.Р. КУЧМА