ОБ УЧАСТИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОМС В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 4 апреля 2001 г. N 1494/80-1/и (Д) В связи с поступающими запросам от территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - территориальные фонды) об участии представителей территориальных фондов в процедурах банкротства по делам, возбужденным арбитражными судами до 1 января 2001 года, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования разъясняет. Согласно статье 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В правоотношениях, связанных с признанием должника несостоятельным, до 1 января 2001 года территориальные фонды являлись уполномоченными органами по требованиям по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в соответствии со статьями 6, 30, 32 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и на основании доверенности, выданной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования на представление его интересов. Указанные правовые нормы не признаны утратившими силу. Также сохраняет действие Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.1998 N 476 "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства", предусматривающее включение в коллегии уполномоченных государственных представителей Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных органов (подразделений). Статья 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" предусматривает, что взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Однако Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" не регулируются отношения по взысканию задолженности и пени. Согласно статье 1 настоящий Федеральный закон устанавливает основания признания должника несостоятельным (банкротом) или объявления должником о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), проведения внешнего управления и конкурсного производства и иные отношения. Согласно статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан отнесено к подведомственности арбитражного суда. Статьей 40 вышеуказанного Кодекса предусмотрена возможность процессуального правопреемства, при этом замена выбывшей стороны ее правопреемником в арбитражном судебном процессе имеет место лишь тогда, когда правопреемство произошло в материальном правоотношении. По мнению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (письмо от 14.12.2000 N С5-8/уп-1273), с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации говорить о правопреемстве в материальном правоотношении нет оснований, так как стороной в нем было и остается государство, а не его органы. В связи с этим с 1 января 2001 года по делам, возбужденным до 1 января 2001 года, на стороне истца могут выступать два государственных органа: налоговый орган и территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Директор А.М. ТАРАНОВ 4 апреля 2001 г. N 1494/80-1/и |