КОМПАНИЯ ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ В ТАМОЖЕННОМ РЕЖИМЕ ЭКСПОРТА ЗА ПРЕДЕЛЫ ТЕРРИТОРИИ РФ, КАКИЕ ПРИ ЭТОМ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОРУЧИТЕ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 07.05.01 05-11/20436

          КОМПАНИЯ ПРОСИТ РАЗЪЯСНИТЬ ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ
     НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОДАКЦИЗНЫХ ТОВАРОВ В
    ТАМОЖЕННОМ РЕЖИМЕ ЭКСПОРТА ЗА ПРЕДЕЛЫ ТЕРРИТОРИИ РФ, КАКИЕ ПРИ
        ЭТОМ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ ПРИ
         ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПОРУЧИТЕЛЬСТВА УПОЛНОМОЧЕННОГО БАНКА?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            7 мая 2001 г.
                            N 05-11/20436

                                 (Д)


     В соответствии  со статьей 179 главы 22 НК РФ налогоплательщиками
акциза признаются  организации  и  иные  лица,  совершающие  операции,
подлежащие налогообложению акцизами.
     Объектом налогообложения в соответствии с подп. 4 пункта 4 статьи
182  признается  передача  на  территории  Российской  Федерации лицом
произведенных  им  из  давальческого  сырья  (материалов)  подакцизных
товаров  собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам,
в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность  в
счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого
сырья (материалов).
     При этом  согласно  подпункту  4  пункта  1 статьи 183 Налогового
кодекса Российской Федерации не  подлежит  налогообложению  реализация
подакцизных  товаров,  помещаемых  под  таможенный  режим  экспорта за
пределы территории  РФ,  только  при  условии  соблюдения  требований,
предусмотренных статьей 184 Налогового кодекса.
     В соответствии с пунктом 1  статьи  184  НК  РФ  освобождение  от
налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, помещаемых
под   таможенный   режим   экспорта   за   пределы   территории    РФ,
предоставляется   налогоплательщику   -   производителю  этих  товаров
независимо от того,  кем реально был вывезен товар  -  непосредственно
налогоплательщиком  -  производителем  данных  товаров,  собственником
давальческого сырья или  по  их  поручению  иным  лицом  на  основании
договора комиссии, договора поручения или агентского договора.
     Согласно вышеназванной статье налогоплательщик  освобождается  от
уплаты  акциза при вывозе произведенных подакцизных товаров только при
представлении  им  в  налоговый  орган  по  месту  своей   регистрации
поручительства уполномоченного банка (статья 74 Налогового кодекса). В
силу   поручительства    поручитель,    т.е.    уполномоченный    банк
налогоплательщика,  обязывается  перед  налоговым  органом исполнить в
полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате суммы  акциза  и
соответствующих  пеней  в  случае непредставления налогоплательщиком в
порядке и сроки,  установленные пунктом 6 статьи 198  НК,  документов,
подтверждающих  фактический  экспорт подакцизных товаров и неуплату им
акциза и (или) пеней.  Поручительство  оформляется  в  соответствии  с
гражданским  законодательством  Российской  Федерации  договором между
налоговым органом и поручителем.
     В целях  применения  Налогового  кодекса  Российской  Федерации в
качестве  уполномоченных  банков  могут   выступать   платежеспособные
коммерческие  банки,  в которых у налогоплательщика открыт расчетный и
(или)  валютный  счет.  При  определении   платежеспособности   банков
рекомендуется  руководствоваться  Федеральным  законом  от  25.02.99 N
40-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)  кредитных  организаций",  в
котором определены критерии неплатежеспособности банков, а именно:
     - кредитная  организация   не   удовлетворяет   неоднократно   на
протяжении  последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по
денежным обязательствам и (или) не  исполняет  обязанность  по  уплате
обязательных  платежей  в срок до трех дней с момента наступления даты
их исполнения в связи  с  отсутствием  или  недостаточностью  денежных
средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
     - кредитная организация  не  удовлетворяет  требования  отдельных
кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность
по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента
наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи
с   отсутствием   или    недостаточностью    денежных    средств    на
корреспондентских счетах кредитной организации;
     - кредитная организация допускает абсолютное снижение собственных
средств  (капитала)  по  сравнению  с их (его) максимальной величиной,
достигнутой за последние 12 месяцев,  более чем на  20  процентов  при
одновременном    нарушении    одного   из   обязательных   нормативов,
установленных Банком России;
     - кредитная    организация    нарушает   норматив   достаточности
собственных средств (капитала), установленный Банком России;
     - кредитная  организация  нарушает  норматив  текущей ликвидности
кредитной  организации,  установленный  Банком   России,   в   течение
последнего месяца более чем на 10 процентов.
     Вместе с тем сообщаем,  что вопросы платежеспособности  того  или
иного    банка   решаются   территориальными   органами   МНС   России
самостоятельно на основании имеющейся у них информации и материалов.
     Таким образом,  для  освобождения  от  уплаты  акциза  при вывозе
подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории
РФ   в   налоговый   орган   необходимо   представить   поручительство
уполномоченного банка налогоплательщика -  производителя  подакцизного
товара.
     При отсутствии     поручительства      уполномоченного      банка
налогоплательщик    обязан    уплатить    акциз   в   соответствии   с
общеустановленным порядком, предусмотренным для операций по реализации
подакцизных товаров на территории Российской Федерации.
     Суммы акциза  и  соответствующие  пени,   уплаченные   вследствие
отсутствия  у  налогоплательщика поручительства уполномоченного банка,
подлежат возврату после представления налогоплательщиком  в  налоговые
органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
     Для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза  в
налоговый  орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном
порядке в  течение  180  дней  со  дня  реализации  указанных  товаров
представляются документы в соответствии с пунктом 6 статьи 198 НК.
     Возврат акциза   производится   налогоплательщику   в    порядке,
предусмотренном статьей 203 настоящего Кодекса.

Заместитель руководителя Управления
                                                         А.Г. Луканина
7 мая 2001 г.
N 05-11/20436