ПРОСИМ РАЗЪЯСНИТЬ: 1. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ "СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ГАРАНТИИ" ПРИ ПРИЗНАНИИ СОМНИТЕЛЬНОГО ДОЛГА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ? 2. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТНЕСЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РЕЗЕРВ СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ?. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 11.05.01 03-12/20862

                          ПРОСИМ РАЗЪЯСНИТЬ:
      1. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ "СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ГАРАНТИИ"
     ПРИ ПРИЗНАНИИ СОМНИТЕЛЬНОГО ДОЛГА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ?
       2. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТНЕСЕНИЯ
             ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РЕЗЕРВ СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ?

                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            11 мая 2001 г.
                            N 03-12/20862

                                 (Д)


     1. В   соответствии   с   пунктом   70   Положения   по   ведению
бухгалтерского   учета   и   бухгалтерской   отчетности  в  Российской
Федерации,  утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с
учетом  изменений  и дополнений),  организация может создавать резервы
сомнительных долгов по расчетам с другими организациями  и  гражданами
за  продукцию,  товары,  работы и услуги с отнесением сумм резервов на
финансовые результаты организации.
     Сомнительным долгом    признается    дебиторская    задолженность
организации,  которая не погашена в сроки,  установленные договором, и
не обеспечена соответствующими гарантиями.
     В соответствии  с  пунктом  1  статьи  329  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  исполнение  обязательства  может обеспечиваться
неустойкой,  залогом,  удержанием имущества должника, поручительством,
банковской гарантией,  задатком и другими способами,  предусмотренными
законом или договором.
     При этом   следует   учитывать,   что  обеспечение  обязательства
гарантией еще не означает,  что данное обязательство будет  исполнено.
Условие, содержащееся, например, в договоре купли - продажи, об уплате
должником  неустойки  в  случае  несвоевременной  оплаты   товара   не
гарантирует   оплату  по  договору.  Поэтому,  оценив  при  проведении
инвентаризации    (исходя,    например,    из    внешних     признаков
несостоятельности)  в соответствии со статьей 3 Федерального закона от
08.01.98  N  6-ФЗ  "О  несостоятельности  (банкротстве)"   вероятность
погашения задолженности поставщика как нулевую,  организация может при
формировании  резерва  сомнительных  долгов  включить  в  него   сумму
задолженности,   обеспечение  по  которой  не  гарантирует  исполнение
обязательства, отнеся к разряду такого обеспечения неустойку.
     2. Резерв  сомнительных  долгов  создается  на основе результатов
проведенной инвентаризации дебиторской  задолженности  организации,  в
ходе которой инвентаризационная комиссия путем документальной проверки
устанавливает   правильность   и   обоснованность   сумм   дебиторской
задолженности,  включая те,  по которым истекли сроки исковой давности
(п.  3.48  Методических  указаний  по   инвентаризации   имущества   и
финансовых  обязательств,  утвержденных  приказом  Минфина  России  от
13.06.95 N 49),  причем дебиторская задолженность организации, которая
не   погашена  в  сроки,  установленные  договором,  и  не  обеспечена
соответствующими гарантиями, признается сомнительным долгом.
     Величина резерва  определяется  организацией  отдельно по каждому
сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника  и
оценки  вероятности  погашения  долга  полностью  или частично (п.  70
вышеназванного Положения по ведению бухгалтерского учета).
     Создание резерва с указанием общего его размера, суммы по каждому
сомнительному  долгу  и  вероятности  погашения  долга   должно   быть
закреплено  в учетной политике организации на основании норм Положения
по бухгалтерскому  учету  "Учетная  политика  организации"  ПБУ  1/98,
утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н.
     С 1  января  1999  г.  резервы  по  сомнительным   долгам   могут
создаваться   не  только  по  результатам  инвентаризации,  проводимой
организацией,  как в конце отчетного года,  так и проводимой в течение
всего  года в соответствии с приказом руководителя организации (п.  26
вышеуказанного Положения по ведению бухгалтерского учета).

Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                          А.А. Глинкин
11 мая 2001 г.
N 03-12/20862