ПРОСИМ РАЗЪЯСНИТЬ: 1. ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОНЯТИЕ "СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ГАРАНТИИ" ПРИ ПРИЗНАНИИ СОМНИТЕЛЬНОГО ДОЛГА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ? 2. КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ ПОДТВЕРЖДАЮТ ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТНЕСЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В РЕЗЕРВ СОМНИТЕЛЬНЫХ ДОЛГОВ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 11 мая 2001 г. N 03-12/20862 (Д) 1. В соответствии с пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н (с учетом изменений и дополнений), организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. При этом следует учитывать, что обеспечение обязательства гарантией еще не означает, что данное обязательство будет исполнено. Условие, содержащееся, например, в договоре купли - продажи, об уплате должником неустойки в случае несвоевременной оплаты товара не гарантирует оплату по договору. Поэтому, оценив при проведении инвентаризации (исходя, например, из внешних признаков несостоятельности) в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" вероятность погашения задолженности поставщика как нулевую, организация может при формировании резерва сомнительных долгов включить в него сумму задолженности, обеспечение по которой не гарантирует исполнение обязательства, отнеся к разряду такого обеспечения неустойку. 2. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации, в ходе которой инвентаризационная комиссия путем документальной проверки устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской задолженности, включая те, по которым истекли сроки исковой давности (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49), причем дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями, признается сомнительным долгом. Величина резерва определяется организацией отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично (п. 70 вышеназванного Положения по ведению бухгалтерского учета). Создание резерва с указанием общего его размера, суммы по каждому сомнительному долгу и вероятности погашения долга должно быть закреплено в учетной политике организации на основании норм Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.98 N 60н. С 1 января 1999 г. резервы по сомнительным долгам могут создаваться не только по результатам инвентаризации, проводимой организацией, как в конце отчетного года, так и проводимой в течение всего года в соответствии с приказом руководителя организации (п. 26 вышеуказанного Положения по ведению бухгалтерского учета). Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А. Глинкин 11 мая 2001 г. N 03-12/20862 |