ПРАВОМЕРНО ЛИ ОТНЕСЕНИЕ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРУ СУБКОНЦЕССИИ ТОРГУЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ (АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИЕЙ) НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ТОВАРНЫМ ЗНАКОМ, А ТАКЖЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕКЛАМОЙ ТОВАРНОГО ЗНАКА, ПРАВО П. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 11.05.01 03-12/20876

          ПРАВОМЕРНО ЛИ ОТНЕСЕНИЕ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ
      (РАБОТ, УСЛУГ) ПЛАТЕЖЕЙ ПО ДОГОВОРУ СУБКОНЦЕССИИ ТОРГУЮЩЕЙ
     ОРГАНИЗАЦИЕЙ (АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИЕЙ) НА ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЯ
       ТОВАРНЫМ ЗНАКОМ, А ТАКЖЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕКЛАМОЙ
         ТОВАРНОГО ЗНАКА, ПРАВО ПОЛЬЗОВАНИЕ КОТОРЫМ ПОЛУЧЕНО
                      ПО ДОГОВОРУ СУБКОНЦЕССИИ?
 
                                ПИСЬМО

     УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ

                            11 мая 2001 г.
                            N 03-12/20876

                                 (Д)


     1. Статьей 1027 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)
по договору  коммерческой  концессии  одна  сторона  (правообладатель)
обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение
на   срок   или   без   указания   срока    право    использовать    в
предпринимательской  деятельности пользователя комплекс исключительных
прав,  принадлежащих правообладателю,  в том числе право на  фирменное
наименование  и  (или)  коммерческое  обозначение правообладателя,  на
охраняемую коммерческую информацию,  а также на другие предусмотренные
договором   объекты   исключительных   прав   -  товарный  знак,  знак
обслуживания и т.д.
     Договор коммерческой    концессии   на   использование   объекта,
охраняемого в соответствии  с  патентным  законодательством,  подлежит
регистрации также в федеральном органе исполнительной власти в области
патентов и товарных знаков.  При несоблюдении этого требования договор
считается ничтожным (статья 1028 ГК РФ).
     Статьей 1029 ГК РФ договором коммерческой  концессии  может  быть
предусмотрена  передача  право  пользования другим лицам использование
предоставленного ему комплекса исключительных  прав  или  части  этого
комплекса    на    условиях    субконцессии,    согласованных   им   с
правообладателем либо определенных в договоре коммерческой  концессии.
К    договорам    коммерческой   субконцессии   применяются   правила,
предусмотренные главой 54 "Коммерческая концессия".
     В соответствии  со  статьей  1  Закона  Российской  Федерации  от
23.09.92  N  3520-1  "О  товарных  знаках,   знаках   обслуживания   и
наименованиях  мест  происхождения  товаров"  товарным знаком являются
обозначения,  способные отличать соответственно товары и услуги  одних
юридических  или  физических  лиц от однородных товаров и услуг других
юридических или физических лиц.
     Исходя из статьи 5 указанного Закона N 3520-1 в качестве товарных
знаков  могут  быть   зарегистрированы   словесные,   изобразительные,
объемные  и другие обозначения или их комбинации,  выполненные в любом
цвете или цветовом сочетании.
     Использованием товарного   знака   считается  применение  его  на
товарах,  для которых товарный знак зарегистрирован,  (и)  или  на  их
упаковке  владельцем  товарного знака или лицом,  которому такое право
предоставлено  на  основе   лицензионного   договора.   Использованием
товарного знака может быть признано его применение в рекламе, печатных
изданиях,  на  официальных  бланках,  на  вывесках,  при  демонстрации
экспонатов на выставках и ярмарках,  проводимых в Российской Федерации
(статья 22 Закона N 3520-1).
     Отражение в бухгалтерском учете организации операций, связанных с
предоставлением   (получением)   права   на   использование   объектов
интеллектуальной  собственности (кроме права пользования наименованием
места происхождения товара),  осуществляется на основании  заключенных
между   правообладателем   и   пользователем  лицензионных  договоров,
договоров коммерческой концессии и других аналогичных договоров (п. 24
Положения  по  бухгалтерскому  учету "Учет нематериальных активов" ПБУ
14/2000, утвержденного приказом Минфина РФ от 16.10.2000 N 91н).
     Пунктом 26  указанного  Положения по бухгалтерскому учету платежи
за  предоставленное  право  пользования   объектами   интеллектуальной
собственности, производимые в виде периодических платежей, исчисляемые
в порядке и сроки,  установленные договором, включаются организацией -
пользователем в расходы отчетного периода,  а в случае, если указанные
платежи производятся в виде фиксированного разового  платежа,  то  они
отражаются организацией - пользователем как расходы будущих периодов и
подлежат списанию в течение срока действия договора.
     При этом   основанием   для   отнесения   платежей   по  договору
коммерческой субконцессии автозаправочной  станцией  на  себестоимость
продукции   (работ,   услуг)   для   целей   налогообложения  является
использование товарного знака в рекламных целях в  периоде  реализации
товаров,  обозначенных  указанным товарным знаком,  а также оформление
договора  коммерческой  субконцессии  в  законодательно  установленном
порядке.
     2. Согласно статье 2 Федерального закона от 18.07.95 N 108-ФЗ  "О
рекламе"  реклама  -  распространяемая  в  любой форме с помощью любых
средств информация о физическом или юридическим лице, товарах, идеях и
начинаниях   (рекламная   информация),   которая   предназначена   для
неопределенного круга лиц  и  призвана  формировать  или  поддерживать
интерес  к  этим  физическому,  юридическому  лицу,  товарам,  идеям и
начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
     Согласно подп.   "у"   п.   2   Положения  о  составе  затрат  по
производству и  реализации  продукции  (работ,  услуг),  включаемых  в
себестоимость  продукции  (работ,  услуг),  и  о  порядке формирования
финансовых  результатов,  учитываемых  при  налогообложении   прибыли,
утвержденного  постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
05.08.92 N 552,  на себестоимость продукции (работ,  услуг)  относятся
расходы по рекламе в пределах законодательно установленных норм.
     Перечень расходов   организации,    являющихся    рекламными    и
относящимися  на  себестоимость  продукции  (работ,  услуг)  для целей
налогообложения в пределах установленных  норм,  определен  Нормами  и
нормативами  на  представительские  расходы,  расходы  на рекламу и на
подготовку и переподготовку кадров на  договорной  основе  с  учебными
заведениями,   регулирующими   размер   отнесения   этих  расходов  на
себестоимость продукции (работ,  услуг) для  целей  налогообложения  и
порядке  их  применения  (утверждены приказом Минфина РФ от 15.03.2000
N 26н).
     Согласно представленному   договору   коммерческой   субконцессии
пользователь за уплачиваемое вознаграждение приобретает комплекс  прав
на  товарные  знаки с целью успешного сбыта нефтепродуктов (продукции)
правообладателя.
     Пользователь осуществляет продажу нефтепродуктов правообладателя,
используя оговоренный  товарный  знак  на  автозаправочном  комплексе,
принадлежащем пользователю и расположенном по конкретным адресам.
     Таким образом,  затраты организации  по  изготовлению  рекламного
продукта,  фактически  используемого  при  осуществлении  организацией
торговой деятельности,  включая расходы,  понесенные при  изготовлении
стендов,  рекламных  щитов,  рекламирующих реализуемую автозаправочной
станцией продукцию,  могут быть отнесены  на  себестоимость  продукции
(работ,  услуг) согласно подп.  "у" п.  2 Положения о составе затрат в
пределах вышеуказанных норм.
     В иных  случаях  указанные  расходы  погашаются  за счет прибыли,
остающейся в распоряжении организации после налогообложения.

Заместитель руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
                                                          А.А. Глинкин
11 мая 2001 г.
N 03-12/20876